АДООП "ЗНАЙ И СОБЛЮДАЙ ПДД"
Описание образовательной программы
Основная идея курса -
формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах.
Актуальность
программы обусловлена тем, что необходимо создать условий для непрерывного
обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста,
диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и
увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка
перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий.
Всем известно, какую опасность для детей представляет
сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30
тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность
элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения,
неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам
и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с
решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения
данного курса в начальной школе.
Педагогическая целесообразность определяется возможностью оптимального развития
каждого ребенка, независимо от ограниченности его возможностей, на основе
педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально
организованной деятельности, позволяющей воспитаннику в игровой форме
становиться участником событий, возможных в транспортной среде, и
предоставляющей возможность адекватной самооценки своих действий.
Новизна
программы. Дети с ОВЗ узнают о правилах дорожного движения от родителей, на
профилактических мероприятиях, на уроках «Окружающий мир» (как включенный
модуль), ОБЖ и на внеурочных занятиях. Используемое для занятий оборудование
помогает наглядно смоделировать дорожную ситуацию для детей с ОВЗ, ориентируясь
на различные категории участников дорожного движения.
Новизна адаптированной общеразвивающей программы
заключается в следующем:
1) мотивация обучающихся с ОВЗ к изучению правил дорожного
движения с помощью создания игровых проблемных ситуаций, адаптация к социальной
жизни в обществе;
2) включение модуля «День безопасности», который содержит
системно[1]организационные культурно - досуговые
мероприятия.
Отличительными
особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения умственно отсталых школьников правильным действиям на улицах и
дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с
социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
С учётом познавательных возможностей
школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:
1.
Улица
полна неожиданностей
2.
Наши
верные друзья
3.
Это
должны знать все
В первом блоке программы обучающиеся узнают об
опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на
дороге.
Во втором блоке обучающиеся знакомятся со знаками
дорожного движения.
В третьем блоке обучающиеся должны усвоить правила
поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Программа построена по принципу
нарастания объёма изученного
материала. Педагог должен обращать
внимание обучающихся на то, что безоговорочное
выполнение ПДД - это условие сохранения жизни себе и окружающим. Главным
в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования
уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном
процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с
практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления
полученных знаний и навыков.
Целью курса
является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит
развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного
движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут
осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению
числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие
школьники.
Программа
направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности
жизнедеятельности в рамках дополнительного образования. Программа решает следующие задачи:
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей
части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов
регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
развивающие:
- ознакомление со значениями важнейших дорожных
знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- развитие положительного отношения к социальной
системе норм поведения, принятых в обществе;
воспитательные:
- воспитание осознания опасности неконтролируемого
поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
-
воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни
и здоровью всех участников дорожного движения.
Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью от 8 до 10 лет,
прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений |
Степень тяжести течения заболевания |
Описание тяжести нарушения |
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
F 70 (легкая умственная отсталость) |
задержанное,
неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе
развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е.
познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) |