АДООП "ВОЛШЕБНЫЕ СПИЦЫ"
Описание образовательной программы
Из всего многообразия видов творчества вязание является самым популярным.
Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано
эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись
вокруг, можно заметить, что предметы, связанные спицам или крючком, вносят
красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. Сам процесс вязания
действует успокаивающе на человека. И неудивительно, что в последнее
время вязанием стали увлекаться не только взрослые, но и дети.
В ходе освоения такого вида деятельности как
вязание у обучающихся развивается
механическая память, внимание, наглядно-образное мышление, самостоятельность,
формируются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
1.2.Актуальность программы
заключается в том, что в процессе обучения обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) получают знания об используемых материалах и
инструментах, подборе и сочетании цветовой гаммы изделий, приобретают умения и
навыки владения различными способами вязания, создаются условия для реализации
идей в изготовлении одежды, игрушек, украшений, предметов интерьера и т.д.
Занятия вязанием привлекают детей результатами труда, помогают детям стать
инициативными, творческими, последовательными, трудолюбивыми и аккуратными,
снять внутреннее напряжение, накопившееся в течение дня. Закрепив ряд трудовых
навыков, необходимых для вязания, освоив процесс подготовки, изготовления и
отделки вязаного изделия, обучающиеся смогут и дальше заниматься самостоятельно
данным видом рукоделия. Все это готовит ребёнка к жизни и труду, независимо от
того, какую профессию он выберет в дальнейшем.
Занятия по вязанию
позволяют корректировать работу с мышечным тонусом кисти рук, развивают
творческую направленность, творческое мышление, воображение, коммуникативные
навыки, что способствует формированию адекватной самооценки. Именно поэтому занятия по вязанию удачно
подходят для индивидуальной работы с
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа
ориентирована на разный уровень способностей и подготовленности обучающихся. В
ходе ее освоения, каждый ребенок поднимается на новый качественный уровень
индивидуального развития, что соответствует потребностям детей и их родителей.
1.3.Педагогическая целесообразность заключается в эффективной организации образовательных, воспитательных и
творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания,
воспитания и поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в условиях социума.
В основе реализации
программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в
совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в
единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия,
представленными в программе, способствуют развитию эстетического вкуса,
воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Формируется благоприятная
среда для индивидуального развития детей, происходит саморазвитие,
самореализация, формируется творчески активная личность.
1.4.Новизна программы заключается в том, что в процессе усвоения программы дети
получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего
труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы.
На занятиях у них
воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь
и взаимовыручка.
Большое значение уделяется
воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и
умений. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих
товарищей.
1.5.Отличительная
особенность программы
заключается в том, что педагог во время проведения занятия учитывает
индивидуальные особенности и возможности каждого воспитанника в установлении
объема требований к усвоению учебного материала, предлагает обучающимся
разноуровневые задания с учетом подготовленности обучающихся, а также выбирает формы общения
с ребенком.
Педагог организует занятия таким
образом, чтобы в процессе освоения необходимых
знаний и умений, ребенок получал
конкретный видимый и значимый для него результат; педагог
учитывает интересы воспитанника, поддерживает его успехи и создает условия для
его самореализации.
1.6. Цель программы: формирование и
развитие познавательных способностей обучающихся в процессе освоения вязального
мастерства (спицы и крючок), обеспечивающих дальнейшую социализацию в обществе,
создание условий для развития творческих
способностей обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
1.7. В процессе обучения реализуются следующие задачи:
1.8. Целевая аудитория: программа
рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и инвалидностью от 8 до 14 лет, прошедших ПМПК и имеющих следующие
категории нарушений:
Категория нарушений |
Степень тяжести течения заболевания |
Описание тяжести нарушения |
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
F 70 (легкая умственная отсталость) |
задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков,
возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень
интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной
дееспособности) |