АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (основное общее образование)
Описание образовательной программы
АООП образования обучающихся с нарушением интеллекта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа – Интернат поселка Эгвекинот» (далее – ОУ) направлена на обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью, коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально- психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество.
АООП для
обучающихся с нарушением интеллекта
имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации
инвалида (далее – ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Определение варианта АООП образования обучающихся с нарушением интеллекта осуществлено на основе рекомендаций психолого – медико - педагогической комиссии (далее – ПМПК), сформулированных по результатам их комплексного психолого – медико - педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее – ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
АООП для обучающихся с нарушением интеллекта разработана рабочей группой педагогов начального общего образования с привлечением учителей – логопедов, педагога – психолога, социального педагога на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением интеллекта с учетом типа образовательной организации, а также образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей), обучающихся.
АООП образования обучающихся с нарушением интеллекта разработана учреждением самостоятельно, рассмотрена и принята решением Педагогического Совета школы (протокол № 1 от 29.08.2025 г.) и утверждена приказом директора МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» № 62 – од от 29.08.2025 г.
АООП образования обучающихся с нарушением интеллекта МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» разработана в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
1) приказом Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Редакция от 01.03.2025 г.);
4) постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
5) приказом Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
6) Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
7) приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
8) методическим письмом ФГ БНУ ИСРО от 21.06.2024 г. № 01 – 09/419 по учебному предмету «Труд (технология)» в связи с началом реализации соответствующей программы с 1 сентября 2024 г.;
9) методическим письмом ФГ БНУ ИСРО от 21.06.2024 г. № 01 – 09/420 по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины»;
10) приказом Минпросвещения от 18.07.2024 г. № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
11) приказом Минпросвещения от 01.02.2024 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
12) Уставом МБОУ«Ш–И поселка Эгвекинот».
1.1.1. Общая характеристика адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта
Цель
реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся нарушением
интеллекта - создание условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
АООП
образования обучающихся с нарушением интеллекта создается с учетом их особых
образовательных потребностей.
Образовательная организация обеспечивает требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с нарушением интеллекта в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Обучающиеся
с нарушением интеллекта получает в пролонгированные сроки образование по АООП
(вариант 1), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к
моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями
сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
Структура АООП обучающихся с нарушением интеллекта включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП ОУ, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
1)
пояснительную записку;
2)
планируемые результаты освоения обучающимися с нарушением
интеллекта АООП УО;
3)
систему оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП УО.
Содержательный раздел определяет общее
содержание образования обучающихся с нарушением
интеллекта)
и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и
предметных результатов:
1) программу формирования базовых учебных действий;
2) программы отдельных учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области;
3) программу
духовно- нравственного развития обучающихся с нарушением
интеллекта;
4) программу
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
5)
программу коррекционной работы с обучающимися с нарушением
интеллекта;
6) программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП организацией.
Организационный раздел включает:
1)
учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса;
2)
систему специальных условий реализации адаптированной основной
образовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта в соответствии с
требованиями Стандарта.