АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (начальное общее образование, 1 вариант)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная
программа (далее – АООП) образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой
общеобразовательную программу, адаптированную для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа – Интернат поселка Эгвекинот» (далее – ОУ) направлена на обучение и
воспитание обучающихся с умственной отсталостью, коррекцию отклонений в их
развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также
социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество.
АООП
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации
инвалида (далее – ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Определение варианта АООП образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
осуществлено на основе рекомендаций психолого – медико - педагогической
комиссии (далее – ПМПК), сформулированных по результатам их комплексного
психолого – медико -педагогического обследования, с учетом индивидуальной
программы развития инвалида (далее – ИПР) и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
АООП для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана рабочей группой
педагогов начального общего образования с привлечением учителей – логопедов,
педагога – психолога, социального педагога на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом типа образовательной
организации, а также образовательных потребностей и запросов родителей (законных
представителей), обучающихся.
АООП образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана учреждением
самостоятельно, рассмотрена и принята решением Педагогического Совета школы
(протокол № 1 от 28.08.2023 г.) и утверждена приказом директора МБОУ «Школа –
интернат поселка Эгвекинот» № 76 от 28.08.2023г.
АООП образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Школа – интернат
поселка Эгвекинот» разработана в соответствии со следующей нормативно-правовой
базой:
1) Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2)
приказом Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
4)
постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5)
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
№ 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»;
6) постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
7) приказом Минпросвещения от 24.11.2022 г. №
1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
8) Федеральный государственный образовательный
стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №
1599;
9) Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
10) Устав МБОУ «Ш – И поселка
Эгвекинот».
Обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) получают образование по АООП, которое по
содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного
обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих
ограничений здоровья.
Структура АООП образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой
раздел
определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации
АООП ОУ, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
1) пояснительную записку;
2) планируемые результаты освоения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
3) систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
образования.
Содержательный раздел
определяет общее содержание образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
1) программу формирования базовых учебных действий;
2) программы отдельных учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области;
3) программу духовно-нравственного развития обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) программу формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
4) программу
коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
5) программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет
общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации
АООП организацией.
Организационный
раздел включает:
1) учебный план, включающий календарный
график организации учебного процесса;
2) систему специальных условий реализации
основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
МБОУ «Школа –
интернат поселка Эгвекинот», реализующее АООП образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивает ознакомление обучающихся
и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
1) с уставом, лицензией и другими
документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в
МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот»;
2) с их правами и обязанностями в части
формирования реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), установленными
законодательством Российской Федерации и уставом МБОУ «Школа – интернат поселка
Эгвекинот».
АООП
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.
Образовательная
организация обеспечивает требуемые для этой категории обучающихся условия
обучения и воспитания.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.