Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от 27.05.2024 г. № 49 ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Составители: Елизарова И.В., социальный педагог Чертановская О.И., педагог – психолог п. Эгвекинот 2024 г. Пояснительная записка Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных возрастных групп в МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот». Нормативно-правовой и документальной основой программы являются: 1) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; 2) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Цель настоящей программы в формировании у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Задачи: 1) Просвещение родителей (законных представителей) и педагогов по проблеме взаимоотношений с подростками; 2) Организация коррекционно-развивающих мероприятий по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся; 3) Способствовать формированию благоприятного психологического климата в классных коллективах; 4) Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей; 5) Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния; 6) Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления. 2) Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке. 3) Работа с неблагополучными семьями. 4) Большое значение в теории и практике современной суицидологии придаётся проблеме психологической профилактике суицидальных проявлений. Существует два основных этапа профилактики суицидального поведения: первичная и вторичная. Первичная профилактика Вторичная профилактика суицидального суицидального поведения поведения совершенствование социальной жизни определение факторов риска и выделение детей; групп профилактического учёта; устранение социальных факторов, раннее и активное выявление лиц с нервноспособствующих формированию и психическими нарушениями; проявлению суицидального поведения; медицинская коррекция выявленных воспитание социально-позитивной, заболеваний и психических нарушений. ориентированной личности. Данная программа профилактики суицидального поведения направлена на решение следующих задач: 1) своевременное распознавание состояний, несущих реальную угрозу самоубийства и снятие психо-эмоционального напряжения; 2) раннее выявление суицидальных тенденций среди определённого контингента обучающихся; 3) применение необходимых профилактических мер; 4) регистрация и учёт покушений и самоубийств; 5) проведение широкой психологической работы среди обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 6) пропаганда правовых знаний среди обучающихся. Общая профилактика Цель Мероприятия Задачи педагога психолога повышение групповой сплоченности в школе Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Обучающиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся). Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. Первичная профилактика Цель выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств. Мероприятия 1.Диагностика суицидального поведения Задачи педагога-психолога на данном этапе: Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние. Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. 2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем Задачи педагога психолога разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности. Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние; Повышение осведомленности персонала, родителей (или их представителей) и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий. Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства. Ожидаемые результаты: 1) Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц, склонных к суициду (группа риска). 2) Выявление причины суицидального поведения обучающихся группы риска. 3) Выявление психологического портрета обучающегося; 4) Психокоррекция суицидального поведения. 5) Повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации детей и подростков. 6) Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды общеобразовательного учреждения. 7) Создание условий, благоприятных для укрепления нравственно- психического здоровья детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении. 8) Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. 9) Повышение психологической компетентности родителей (их представителей) в области воспитания и взаимодействия с детьми. 10) Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности обучающегося. 11) Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. 12) Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. 13) Организация психолого-социально-педагогического консультирования учащихся, родителей (их представителей), учителей. 14) Анализ результатов и выработка практических рекомендаций по профилактике суицидального поведения. Содержание работы 1.Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении: • создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению; • проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска. 2.Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций района, службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ по профилактике суицидального поведения подростков: • осуществление координации действий служб психолого-педагогического сопровождения в ОУ района по профилактике суицидального поведения подростков; • осуществление межведомственного взаимодействия со специалистами различных учреждений и организаций района в организации работы по снижению случаев суицидальных действий среди подростков. 3.Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся: • организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья; • организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые мероприятия. Система программных мероприятий 1) Психологическая диагностика (индивидуальная) 2) Психологическое консультирование (групповое, для учащихся, родителей, педагогов) 3) Психолого-педагогическое просвещение (развитие психолого- педагогической компетентности учащихся) 4) Коррекционно – развивающая работа (групповая работа, проведение занятий с элементами тренинга) 5) Аналитическая работа (предоставление отчета о результатах работы). Работа с обучающимися с психодиагностические исследования, направленные на умственной отсталостью определение факторов, отрицательно (интеллектуальными воздействующих на эмоциональное состояние нарушениями) подростков: • исследование социального статуса; • исследование уровня адаптации; • исследование уровня тревожности; • шкала социально психологической адаптации (СПА); • оценка способов реагирования на конфликтные ситуации. Занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликты». Классный час в рамках антинаркотической акции «Пропаганда здорового образа жизни». Работа с педагогами Методические объединения для классных руководителей • «Влияние тревожности на статусное положение подростка в классе»; • «Как помочь детям справиться с горем»; • «Алгоритм и стратегия работы с суицидом»; • «Психологическая помощь в кризисных ситуациях». Участие социального педагога: • «Проблема правонарушений. Социально-педагогическая деятельность в работе с безнадзорными детьми»; • «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении». Обучающие семинары для всех участников Работа с родителями (или их представителями) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 образовательного процесса: • «Алгоритм и стратегии работы с суицидом»; • «Технологии работы с суицидом» Круглый стол для социального педагога, классных руководителей ОУ с привлечением специалистов служб психолого-педагогического сопровождения. Составление и издание памяток по предупреждению суицидальных попыток среди подростков. Выступления на родительских собраниях в ОУ по темам: • «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»; • «Это должен знать каждый родитель»; • «Негативные стили воспитания в семье»; • «Дети без вредных привычек»; • «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»; • «Конструктивные детско-родительские отношения». Выпуск буклетов «Родители просят совета», «Быть или не быть?» Мероприятия по реализации программы профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних Мероприятие Сроки Ответственные Выявление, несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении. Проведение индивидуальных бесед с законными представителями, педагогами по безопасному поведению воспитанников. Изучение личных дел и медицинских карт обучающихся, воспитанников. В течение года Разработка памяток для педагогов и законных представителей по распознанию подростков склонных к суицидальным действиям и мерам предотвращения. Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья обучающихся, воспитанников. Выявление детей группы «риска» и социально – дезадаптированных подростков. Подбор необходимой методической литературы, информирование педколлектива В течение года Групповые лекции для обучающихся: - «Потрясение от сотрясения»; - Беседа с элементами дискуссии «Солнце моё»; - Семинар «Не искушать, не соблазнять, не провоцировать» Оказание содействия, направлению на стационарное лечение, подростков с В течение года В течение года В течение года Социальный педагог, педагог психолог Классные руководители, воспитатели Классные руководители, медицинская сестра Социальный педагог, педагог психолог В течение года Социальный педагог, педагог психолог По запросу Социальный педагог, педагог психолог Социальный педагог, педагог психолог В течение года Социальный педагог, педагог - неадекватными психическими проявлениями 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения для обучающихся воспитанников “группы риска». Индивидуальная и групповая коррекционнопрофилактическая работа с обучающимися, воспитанниками, находящимися в социально опасном положении, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации. Профилактика правонарушений, безнадзорности, потребления ПАВ, решение проблем профилактики правонарушений, и злоупотребления психоактивными веществами учащихся, формирование законопослушного поведения, правовой культуры Проведение коррекционных занятий по профилактики суицида: -«Что делать с гневом» -«Профилактика конфликтности в подростковой среде» -Тренинг «Я ушел в свою обиду» - Тренинг «На тропе доверия» -Психологический тренинг по профилактики суицида. Семинары для классных руководителей «Психолого-возрастные и физиологические особенности развития ребенка», «Суицид среди несовершеннолетних. Проблемы и пути их решения», «Суицид и его последствия в подростковом возрасте». Проведение диагностических исследований по выявлению обучающихся, склонных к различным видам рисков Учет семей, в которых возможны факты жестокого обращение с детьми, семейные конфликты (анкетирование, беседы с учащимися). Участие в межведомственных операциях «Подросток», «Семья» по выявлению семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Урегулирование конфликтных ситуаций в учреждении психолог сентябрь октябрь Социальный педагог, педагог психолог В течение года Социальный педагог, педагог психолог В течение года Социальный педагог, педагог психолог В течение года педагог - психолог Один раз в четверть Социальный педагог, педагог психолог В течение года Социальный педагог, педагог психолог Социальный педагог В течение года Социальный педагог В течение года Социальный педагог