Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)
УТВЕРЖДЕН
приказом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
от 27.05.2024 г. № 49

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Составители:
Елизарова И.В., социальный педагог
Чертановская О.И., педагог – психолог

п. Эгвекинот
2024 г.

Пояснительная записка
Данная программа предназначена для организации профилактической и
коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных возрастных групп в
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот».
Нормативно-правовой и документальной основой программы являются:
1) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
2) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
Цель настоящей программы в формировании у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позитивной адаптации к жизни, как
процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых
равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи:
1) Просвещение родителей (законных представителей) и педагогов по проблеме
взаимоотношений с подростками;
2) Организация коррекционно-развивающих мероприятий по формированию
коммуникативных компетенций у обучающихся;
3) Способствовать формированию благоприятного психологического климата в
классных коллективах;
4) Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не
только собственной личности, но и других людей;
5) Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и
оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие
стрессового состояния;
6) Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с
целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в
психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но
имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
2) Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной
поддержке.
3) Работа с неблагополучными семьями.
4) Большое значение в теории и практике современной суицидологии придаётся
проблеме психологической профилактике суицидальных проявлений.
Существует два основных этапа профилактики суицидального поведения:
первичная и вторичная.
Первичная профилактика
Вторичная профилактика суицидального
суицидального поведения
поведения
совершенствование социальной жизни определение факторов риска и выделение
детей;
групп профилактического учёта;
устранение
социальных
факторов, раннее и активное выявление лиц с нервноспособствующих
формированию
и психическими нарушениями;
проявлению суицидального поведения;
медицинская
коррекция
выявленных
воспитание
социально-позитивной, заболеваний и психических нарушений.
ориентированной личности.
Данная программа профилактики суицидального поведения направлена на решение
следующих задач:

1) своевременное распознавание состояний, несущих реальную угрозу
самоубийства и снятие психо-эмоционального напряжения;
2) раннее выявление суицидальных тенденций среди определённого контингента
обучающихся;
3) применение необходимых профилактических мер;
4) регистрация и учёт покушений и самоубийств;
5) проведение широкой психологической работы среди обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
6) пропаганда правовых знаний среди обучающихся.
Общая профилактика
Цель
Мероприятия

Задачи педагога психолога

повышение групповой сплоченности в школе
Создание общих школьных программ психического здоровья,
здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют,
любовь. Организация внеклассной воспитательной работы.
Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а
также школы и всего сообщества.
Обучающиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у
них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы,
гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого
учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного
решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении,
развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся
разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе
так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы
или плана работы по профилактике суицидального поведения
учащихся).
Привлечение различных государственных органов и общественных
объединений для оказания помощи и защиты законных прав и
интересов ребенка.
Формирование
позитивного
образа
Я,
уникальности
и
неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения,
формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений
в социуме.

Первичная профилактика
Цель
выделение групп суицидального риска; сопровождение детей,
подростков и их семей группы риска с целью предупреждения
самоубийств.
Мероприятия
1.Диагностика
суицидального
поведения
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и
защите.
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию
или испытывающего кризисное состояние.
Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности
ребенка, снятие стрессового состояния.
2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем

Задачи педагога психолога

разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее
восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию
адекватного отношения к собственной личности.
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию
или испытывающего кризисное состояние;
Повышение осведомленности персонала, родителей (или их
представителей) и учащихся о признаках возможного суицида,
факторах риска и путях действия в этой ситуации.
Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки
учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном
процессе (составленной программы или плана работы по
профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план
действий.
Определение своей позиции и перечня конкретных действий при
выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить
жизнь самоубийством, и после самоубийства.

Ожидаемые результаты:
1) Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц, склонных
к суициду (группа риска).
2) Выявление причины суицидального поведения обучающихся группы риска.
3) Выявление психологического портрета обучающегося;
4) Психокоррекция суицидального поведения.
5) Повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации
детей и подростков.
6) Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни, посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды
общеобразовательного учреждения.
7) Создание условий, благоприятных для укрепления нравственно- психического
здоровья детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении.
8) Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с
целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в
психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
9) Повышение психологической компетентности родителей (их представителей) в
области воспитания и взаимодействия с детьми.
10) Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании
личности обучающегося.
11) Привитие существующих в обществе социальных норм поведения,
формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
12) Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не
только собственной личности, но и других людей.
13)
Организация
психолого-социально-педагогического
консультирования
учащихся, родителей (их представителей), учителей.
14) Анализ результатов и выработка практических рекомендаций по
профилактике суицидального поведения.
Содержание работы
1.Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в
социально опасном положении:
• создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям,
детям, склонным к суицидальному поведению;
• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение
суицидального риска.

2.Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных
учреждений и организаций района, службы психолого-педагогического сопровождения в
ОУ по профилактике суицидального поведения подростков:
• осуществление координации действий служб психолого-педагогического
сопровождения в ОУ района по профилактике суицидального поведения подростков;
• осуществление межведомственного взаимодействия со специалистами различных
учреждений и организаций района в организации работы по снижению случаев
суицидальных действий среди подростков.
3.Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического
здоровья среди обучающихся:
• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга
интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и
физического здоровья;
• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение
детей «группы риска» в массовые мероприятия.
Система программных мероприятий
1) Психологическая диагностика (индивидуальная)
2) Психологическое консультирование (групповое, для учащихся, родителей,
педагогов)
3) Психолого-педагогическое просвещение (развитие психолого- педагогической
компетентности учащихся)
4) Коррекционно – развивающая работа (групповая работа, проведение занятий с
элементами тренинга)
5) Аналитическая работа (предоставление отчета о результатах работы).
Работа с обучающимися с
психодиагностические исследования, направленные на
умственной отсталостью
определение факторов, отрицательно
(интеллектуальными
воздействующих
на
эмоциональное
состояние
нарушениями)
подростков:
• исследование социального статуса;
• исследование уровня адаптации;
• исследование уровня тревожности;
• шкала социально психологической адаптации (СПА);
• оценка способов реагирования на конфликтные
ситуации.
Занятие с элементами тренинга «Подросток и
конфликты».
Классный час в рамках антинаркотической акции
«Пропаганда здорового образа жизни».
Работа с педагогами
Методические
объединения
для
классных
руководителей
• «Влияние тревожности на статусное положение
подростка в классе»;
• «Как помочь детям справиться с горем»;
• «Алгоритм и стратегия работы с суицидом»;
• «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».
Участие социального педагога:
• «Проблема правонарушений.
Социально-педагогическая деятельность в работе с
безнадзорными детьми»;
•
«Социально-педагогическая
помощь
при
суицидальном поведении».
Обучающие
семинары
для
всех
участников

Работа с родителями (или их
представителями)

№
п/п
1

2

3

4

5

6

7

8

образовательного процесса:
• «Алгоритм и стратегии работы с суицидом»;
• «Технологии работы с суицидом»
Круглый стол для социального педагога, классных
руководителей ОУ с привлечением специалистов
служб психолого-педагогического сопровождения.
Составление и издание памяток по предупреждению
суицидальных попыток среди подростков.
Выступления на родительских собраниях в ОУ по
темам:
• «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»;
• «Это должен знать каждый родитель»;
• «Негативные стили воспитания в семье»;
• «Дети без вредных привычек»;
• «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»;
• «Конструктивные детско-родительские отношения».
Выпуск буклетов «Родители просят совета», «Быть или
не быть?»

Мероприятия по реализации программы профилактики суицидального поведения
среди несовершеннолетних
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Выявление, несовершеннолетних
находящихся в социально опасном
положении.
Проведение индивидуальных бесед с
законными представителями, педагогами по
безопасному поведению воспитанников.
Изучение личных дел и медицинских карт
обучающихся, воспитанников.

В течение
года

Разработка памяток для педагогов и
законных представителей по распознанию
подростков склонных к суицидальным
действиям и мерам предотвращения.
Наблюдение за состоянием психического и
физического здоровья обучающихся,
воспитанников.
Выявление детей группы «риска» и
социально – дезадаптированных подростков.
Подбор необходимой методической
литературы, информирование педколлектива

В течение
года

Групповые лекции для обучающихся:
- «Потрясение от сотрясения»;
- Беседа с элементами дискуссии «Солнце
моё»;
- Семинар «Не искушать, не соблазнять,
не провоцировать»
Оказание содействия, направлению на
стационарное лечение, подростков с

В течение
года

В течение
года
В течение
года

Социальный
педагог, педагог психолог
Классные
руководители,
воспитатели
Классные
руководители,
медицинская сестра
Социальный
педагог, педагог психолог

В течение
года

Социальный
педагог, педагог психолог

По запросу

Социальный
педагог, педагог психолог
Социальный
педагог, педагог психолог

В течение
года

Социальный
педагог, педагог -

неадекватными психическими проявлениями
9

10

11

12

13

14

15

16

17

Разработка индивидуальных программ
психологического сопровождения для
обучающихся воспитанников “группы
риска».
Индивидуальная и групповая коррекционнопрофилактическая работа с обучающимися,
воспитанниками, находящимися в социально
опасном положении, имеющими проблемы в
поведении, обучении, развитии и социальной
адаптации.
Профилактика
правонарушений,
безнадзорности, потребления ПАВ, решение
проблем профилактики правонарушений, и
злоупотребления
психоактивными
веществами
учащихся,
формирование
законопослушного
поведения,
правовой
культуры
Проведение коррекционных занятий по
профилактики суицида:
-«Что делать с гневом»
-«Профилактика
конфликтности
в
подростковой среде»
-Тренинг «Я ушел в свою обиду»
- Тренинг «На тропе доверия»
-Психологический тренинг по профилактики
суицида.
Семинары для классных руководителей
«Психолого-возрастные и физиологические
особенности развития ребенка», «Суицид
среди несовершеннолетних. Проблемы и
пути их решения», «Суицид и его
последствия в подростковом возрасте».
Проведение диагностических исследований
по выявлению обучающихся, склонных к
различным видам рисков
Учет семей, в которых возможны факты
жестокого обращение с детьми, семейные
конфликты
(анкетирование,
беседы
с
учащимися).
Участие в межведомственных операциях
«Подросток», «Семья» по выявлению семей и
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации
Урегулирование конфликтных ситуаций в
учреждении

психолог
сентябрь октябрь

Социальный
педагог, педагог психолог

В течение
года

Социальный
педагог, педагог психолог

В течение
года

Социальный
педагог, педагог психолог

В течение
года

педагог - психолог

Один раз в
четверть

Социальный
педагог, педагог психолог

В течение
года

Социальный
педагог, педагог психолог
Социальный педагог

В течение
года

Социальный педагог

В течение
года

Социальный педагог


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».