АРП В гостях у сказки 2 - 4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения
учителей
–
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол
№1
от
«28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей –
предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
начальное общее образование, 2 - 4 классы

Автор-составитель:
Резникова Лилия Петровна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на
основании следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении
методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания
образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 20232024 учебный год.
7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста. У
них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом
умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы. Эмоции “особых
детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать
по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный
эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства,
заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”.
Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов
персонажей,
отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует
тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые
он испытывает при прослушивании сказки. Сказка оказывает корригирующее воздействие на
эмоциональную сферу детей.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому
контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет
важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ:
развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья;
-развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи;
-развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности.

- умение узнавать и различать персонажей из сказок;
- воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.
Задачи.
 Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
 Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие
предметов.
 Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
 Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
 Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний
об эмоциональных состояниях на конкретные образы
 Формировать навыки речевого общения.
Воспитательно -развивающие задачи сказкотерапии:
1. Воспитание у детей положительных нравственных качеств.
2. Умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи.
3. Развитие разговорно - диалогической и монологической речи.
4.Научить детей анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах.
5. Развивать у детей умение имитировать речь и движения сказочных героев.
6. Развивать психофизические процессы (внимание, память, мышление и т.д.).
7. Инсценировка сказок способствует развитию выразительности, образности речи, формированию
необходимого ритма и темпа.
Формы организации работы учащихся:
1. Индивидуальная
2. Коллективная
- фронтальная
- парная
- групповая
Формы учебных занятий
 игры ролевые
 диалоги и беседы
 викторины
 настольные игры
 прослушивание и просматривание сказок
 рисование сказочных персонажей
Основные этапы работы над сказкой
1. Знакомство с персонажами сказки.
2. Знакомство с главным героем сказки.
3. Первичное рассказывание сказки.
4. Вторичное рассказывание сказки.
5. Анализ сказки.
6. Стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.
7. Совместное рассказывание сказки учителем и ребенком.
8. Проведение игр
Личностные и предметные результаты: в структуре планируемых результатов ведущее место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
 действие смыслообразования (интерес, мотивация)
 действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо")

 формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру
 формирование желания выполнять учебные действия
 использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень:
 осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
 участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
 участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
 восприятие на слух сказок и; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой
на иллюстративный материал;
 пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
Достаточный уровень:
 понимание содержания небольших по объему сказок,
 чтение сказки после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
 ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
 определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;
 чтение сказки молча с выполнением заданий учителя;
 определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
 чтение

диалогов

по

ролям

с

использованием

некоторых

средств

устной

выразительности (после предварительного разбора);
 пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
 выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
 участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.

Методическая литература:
1. "Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г.
2. "Сказкотерапия" И.В.Вачков. (Ось -89)
3. "Практикум по сказкотерапии" Т.Д.Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г. Санкт - Петербург "Речь".

4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г.
5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г.

Календарно - тематическое планирование по сказкотерапии
2 класс, 34часа в год, 1 час в неделю
№

1
2
3
4
5
6
7,8
1,2
3
4
5
6
7,8
1,2
3
4,5
6
7
8,9
10
1,2
3
4
5,6
7
8

Содержательные линии
1 четверть
Мир сказок. (вводная беседа)
Сказки о животных. "Заяц Хваста"
Театр на столе сказка "Заяц Хваста"
Сказка "Лиса и заяц"
Театр на ладошке сказка "Лиса и заяц"
"Как счастлив человек, когда он знает, может..."
Имитационные игры
2 четверть
Сказка "Зимовье зверей"
Настольный театр "Зимовье зверей"
Викторина по сказкам
"Угадай, о ком я рассказала"
Имитационные игры
Прослушивание сказок.
3 четверть
Сказка "Три медведя"
Игра "Расскажем сказку вместе"
Рисуем сказочного героя
Имитационные игры.
Викторина по сказкам.
Сказка "Лисичка- сестричка и серый волк"
Игра "Расскажем сказку вместе"
Угадай героя сказки.
4 четверть
К.И.Чуковский "Айболит"
Просмотр мультфильма "Айболит"
Узнай предмет.
Сказка К.И.Чуковского "Телефон"
Игра "Расскажем сказку вместе"
Викторина по сказкам К.И.Чуковского

Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1
1
2
8
2
1
1
1
1
2
10
2
1
2
1
1
2
1
1
8
2
1
1
1
1
1

дата

Календарно - тематическое планирование 3 класс 34 часа в год, 1 час в неделю.
№

Содержательные линии

1

1 четверть
На море - океане.(вводная беседа)

Кол-во
часов
8
1

дата

2
34
5
1
23
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
1
2

3
4
5

Сказки о животных. "Про храброго зайца"
Инсценирование сказки "Про храброго зайца"
Сказка "Лиса, заяц и петух"
Настольный театр сказка "Лиса, заяц и петух"
Викторина по сказкам
2 четверть
Волшебные сказки.(вводная беседа)
Сказка "Крошечка - Хаврошечка"
Игра "Расскажем сказку вместе"
Викторина по сказкам.
Имитационные игры
Сочиняем сказку
Прослушивание сказок.
3 четверть
Волшебный мир сказок
К.Чуковский "Мойдодыр"
Угадай героя сказки.
Сказка К.И.Чуковского "Федорино горе"
Просмотр мультфильмов по сказкам К.И.Чуковского
Имитационные игры
Нарисуй сказочного героя
4 четверть
Что за прелесть, эти сказки!
"Сказка о рыбаке и рыбке".
А.С.Пушкин
Просмотр сказки "Сказка о рыбаке и рыбке"
Вспомним сказки А.С.Пушкина.
Юные художники.
Имитационные игры

2
1
2
1
1
8
1
2
1
1
1
1
1
10
1
2
1
2
1
1
2
8
1
3
1
1
1
1

Календарно - тематическое планирование 4 класс 34 часа в год, 1 час в неделю.
№

1
24
56
7
8
9
1
2
3
4
1
2-

Содержательные линии
1 четверть
Волшебный мир.(вводная беседа)
Сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Игра "Расскажем сказку вместе"
Игра "Угадай, о ком я расскажу"

Кол-во
часов
8
1
2
1
1

Нарисуем сказку.
Сказка "Три дочери"
Поиграем в сказку. (Мы поставим сказку сами)
2 четверть
Волшебные сказки. Играем с Несмеяной.
Сказка "Гуси - лебеди".
Игра "Расскажем сказку вместе"
Викторина по сказкам
Сказка "Золушка"
3 четверть
Авторские сказки
К.Чуковский "Муха - Цокатуха"

1
1
1
8
1
2
1
1
3
10
1
2

дата

4
5
6
7
10
1
24
5
6
7
8

Просмотр мультфильма "Муха -Цокатуха"
Дорисуем сказку.
К.И.Чуковский "Тараканище"
Просмотр мультфильма "Тараканище"
Викторина по сказкам К.И.Чуковского
Юные художники
4 четверть
Что за прелесть, эти сказки!
"Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин

1
1
2
1
1
1
8
1
3

Вспомним сказки А.С.Пушкина.
Узнай предмет
Имитационные игры
Дорисуй сказку

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».