Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «РУЧНОЙ ТРУД» начальное общее образование, 4 класс Автор-составитель: Резникова Лилия Петровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Трудовое обучение в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида представляет собой пропедевтический (подготовительный) этап общей трудовой подготовкишкольников. Трудовое обучение в четвёртом классе является завершающей стадией начальной подготовки учащихся и переходным этапом к профессиональному труду. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В процессе трудового обучения в четвёртом классе решаются главным образом те же учебно- воспитательные и коррекционные задачи, что и в первом-третьем классах, но их решение происходит на более высоком уровне, в условиях близких к профессиональному обучению. К основным из них относятся: Выработка организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной деятельности в учебных мастерских; Вооружение простейшими технико-технологическими знаниями, умениями и практическими навыками, которые послужат опорой для усвоения учебного материала при дальнейшей трудовой подготовке; Уточнение потенциальных возможностей учащихся в трудовом обучении; Завершение прогнозирования развития способностей каждого ученика и определение соответствующего вида труда для последующего профессионально-трудового обучения в старших классах. Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: · воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости,умения работать в коллективе и т. д.); · уважение к людям труда; · сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; · формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия,организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: · ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); · предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); · контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Предметные результаты 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. 4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно конструкторских задач. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предусмотрены следующие виды труда: · работа с бумагой и картоном; · работа с текстильными материалами; · работа с проволокой и металлоконструктором; · работа с древесиной. В программе дан перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы. На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся: · выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении; · воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских; · обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке. Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе. Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами. Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся: · значение производства товаров для жизни людей; · сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; · демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; · соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией; · знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности. Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей. Содержание учебного материала Тема № Кол. Характеристика основных видов п/п час. деятельности 1. Работа с бумагой и картоном. 21 2. Работа с текстильными материалами. 25 3. Работа с проволокой 8 и металлоконструкто ром 4. Работа с древесиной. 14 5 Экскурсии. 1 Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Проверка организационных навыков учащихся (подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда; работа с учебником и рабочей тетрадью). Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Формирование представлений о плотности переплетения нитей в ткани (редкое, частое переплетение). Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представлений о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Развитие умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приёмам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий алюминиевой фольги. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с приёмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приёмам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Развитие умения работать в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебник: Л.А.Кузнецова «Технология» 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида - СПб.: филиал издательства: «Просвещение», 2012г. Методическое пособие для учителя: 1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл./ под редакцией В.В. Воронковой, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва 2012 г. 2. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/Под редакцией канд.пед.наук В.Г.Петровой. М.,1976 г. 3. «Методические рекомендации» Л.А.Кузнецова «Технология. Ручной труд 3 класс»: Пособие для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и родителей - СПб.: филиал издательства: «Просвещение», 2012г. Наглядные пособия: - Раздаточная коллекция «Виды и сорта бумаги» (бумага для письма, печати, рисования, впитывающая, крашеная папиросная). - Раздаточная коллекция «Виды картона» (толстый, тонкий; гладкий, рифленый; серый, желтый, белый). - Раздаточная коллекция «Виды и сорта ниток» (толстые, тонкие; шерстяные, хлопчатобумажные). - Раздаточная коллекция «Виды и сорта ткани» (шерстяные, хлопчатобумажные; толстые, тонкие; гладкие и шероховатые, с длинным ворсом; гладкоокрашенные, с рисунком). ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ Общетрудовые умения: Умение ориентироваться в задании: Самостоятельно ориентироваться в задании. Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом. Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы. Слабые учащиеся к концу учебного года эту работу выполняют с помощью учителя, в отдельных случаях самостоятельно. Умение планировать ход работы: Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении задания. Слабые учащиеся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно. Умение контролировать свою работу: Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия. Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия. Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализировать своё изделие и изделие товарища. Слабые учащиеся к концу учебного года должны уметь давать словесный отчёт и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно. Специальные трудовые (элементарные и сложные) умения: Организационные умения. Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. Экономно расходовать поделочные материалы. Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности. Двигательные трудовые умения: Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметка заготовки, выделение деталей из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей). Пространственная ориентировка: Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объёмных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во втором классах. Слабые учащиеся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 4 КЛАСС № 1. 2. 3. 4,5,6,7 Тема урока Работа с бумагой. «Что ты знаешь о бумаге?» Работа с бумагой. Складывание из треугольников. Работа с бумагой. Складывание простых форм из квадрата. Работа с бумагой. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. 8,9 Работа с тканью. Что ты знаешь о ткани?». 10,11 Работа с тканью. Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. Работа с тканью. Отделка изделий из ткани. Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Работа с бумагой и картоном. Вычерчивание окружности с помощью 12,13 14,15 16,17 Вид изделия Геометрическая фигурараскладка. Фигурка «Рыбка» Игра «Геометрический конструктор»: «Силуэт самолёта». «Силуэт петуха» «Силуэт голубя» Бумажная схема полотняного переплетения нитей. Игрушка «Кукла-скрутка». Салфетка с аппликацией. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок». Игрушка «Летающий диск». Дата проведения 18,19 20-21 22-25 26 - 34 35- 41 42-47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 циркуля. Работа с бумагой и картоном. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Работа с бумагой и картоном. Развёртка изделия. Работа с проволокой. Изгибание проволоки. Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Работа с бумагой и картоном. Игрушка из бумажных кругов «Попугай». Конверт для писем с клеевым соединением деталей. Декоративные фигурки птиц, зверей и человечков. «Муха» «Открытая коробочка» «Коробочка» Изготовление панно. Цветочный узор. Работа с древесиной. «Что ты знаешь о древесине?» Экскурсия в школьную столярную мастерскую Работа с древесиной. Обработка Аппликация из древесины ручными инструментами. карандашной стружки Клеевое соединение деталей из «Цветок» древесины. «Цыплёнок» «Петушок» «Букет» «Мери Поппинс» Работа с древесиной. Обработка Аппликация из древесных древесины ручными инструментами. заготовок «Дом». Клеевое соединение деталей из «Ёжик в лесу» древесины. «Щенок» Ремонт одежды. Пришивание пуговиц Пуговицы с четырьмя с четырьмя сквозными отверстиями. сквозными отверстиями. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц Пуговицы с ушком. с ушком. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Аппликация с Отделка изделий пуговицами. использованием пуговиц «Медведь». «Кот». «Лягушка». «Собака». Ремонт одежды. Изготовление и «Вешалка» пришивание вешалки. Зашивание «Зашивание простого простого разрыва ткани. разрыва ткани». Работа с бумагой и картоном. Открытка- валентинка Изготовление открытки. Картонажно-переплётные работы. Записная книжкаПереплёт. раскладушка с переплётной крышкой, «Блокнот». Ручные швейные работы. Экскурсия в школьную Оборудование швейной мастерской. швейную мастерскую. 58 59 60 – 62 63 64 65 – 66 67 - 68 Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для игл. Мягкие игрушки-подушки «Девочка» «Рыба» «Цыплёнок» «Дед Мороз» Работа с бумагой и картоном. Поделки «Шкатулка-цыплёнок» «Композиция с цветами из из бросового материала. яичных ячеек» Ручные швейные работы. Соединение «Зайчик из носка» «Лошадка» деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. «Сумочка» Работа с бумагой и картоном. Панно «Тюльпаны» Изготовление поделок с помощью сложения «оригами». Работа с бумагой и картоном. Конфетница» из яичных Поделки из бросового материала. лотков «Жук», «Пчела», «Рыбка» и «Божья коровка» Экскурсия Приложение Тест для учащихся 4 класса по предмету «Ручной труд» Прочитай задание, выбери правильный ответ и подчеркни его. 1. Работать – это значит: а) трудиться, выполнять дело, создавать что-либо; б) играть; в) трудиться и играть. 2. Закончи высказывания о материалах и инструментах. То, из чего изготавливают изделия, - это То, чем работают, - это . . 3. Подчеркни, что относится к природным материалам. Листья, желуди, картон, цветы, бумага, семена, кора, ткань. 4. Выбери материалы, из которых можно изготовить изделия: а) игла; б) пластилин; в) бумага; г) ножницы; д) ткань; е) клей. 5. Узнай и запиши названия материалов по их свойствам: а) гладкая, тонкая, мнётся, складывается, рвётся, разноцветная – это б) плотный, плохо гнётся, не мнётся, не тянется, служит фоном для аппликации – это . в) разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный – это 6. Подчеркни названия инструментов. Ножницы, пластилин, мел, молоток, бумага, ткань, игла, нитки, лопата, клей, глина. 7. Выбери инструменты при работе с бумагой. а) ножницы; б) игла; в) линейка; г) карандаш 8. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу? а) аппликация; б) оригами; в) вышивка. 9. Укажи цифрами порядок выполнения аппликации: вырежи; разметь детали; приклей. 10. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска. Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену . . . Топором рубят, а пилой Платье шьют, а шарф . .