АРП Ручной труд 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«РУЧНОЙ ТРУД»
начальное общее образование, 4 класс

Автор-составитель:
Резникова Лилия Петровна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.
Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании
следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021
году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Трудовое обучение в младших классах специальной (коррекционной) школы
VIII вида представляет собой пропедевтический (подготовительный) этап
общей трудовой подготовкишкольников. Трудовое обучение в четвёртом
классе является завершающей стадией начальной подготовки учащихся и
переходным этапом к профессиональному труду.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе трудового обучения в четвёртом классе решаются главным образом
те же учебно- воспитательные и коррекционные задачи, что и в первом-третьем
классах, но их решение происходит на более высоком уровне, в условиях
близких к профессиональному обучению.
К основным из них относятся:
Выработка организационных умений и привычек, необходимых для
продуктивной и безопасной деятельности в учебных мастерских;
Вооружение простейшими технико-технологическими знаниями, умениями и
практическими навыками, которые послужат опорой для усвоения учебного
материала при дальнейшей трудовой подготовке;
Уточнение потенциальных возможностей учащихся в трудовом обучении;
Завершение прогнозирования развития способностей каждого ученика и
определение
соответствующего
вида
труда
для
последующего
профессионально-трудового обучения в старших классах.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
·
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости,умения работать в коллективе и т. д.);
·
уважение к людям труда;

·

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование
трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
·
формирование организационных умений в труде — вовремя
приходить на занятия,организованно входить в мастерскую, работать
только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и
инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила
внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические
требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных
учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию
умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в
формировании умений:
·
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
·
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую
последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты,
нужные для их выполнения);
·
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов,
оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной
ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики
рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать
развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий,
подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе
школьных мастерских.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования,
математики.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора
профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами
ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.

5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных
и проектных художественно конструкторских задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предусмотрены следующие виды труда:
·
работа с бумагой и картоном;
·
работа с текстильными материалами;
·
работа с проволокой и металлоконструктором;
·
работа с древесиной.
В программе дан перечень изделий, имеющих общественно полезное значение:
различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких
изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных
предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и
гигиены труда при проведении практических работ.
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером
профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся
и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению.
К основным из них относятся:
· выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом
обучении;
· воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и
безопасной работы в учебных мастерских;
· обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям,
которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой
подготовке.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления
предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой
учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского
персонала в школе.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с
металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим
вопросам таких занятий относятся:
· значение производства товаров для жизни людей;
· сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
· демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
· соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного
овладения профессией;
· знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с
постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для
формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы,
которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с
использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических
карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная
работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности.
Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий
осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности

учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей
индивидуальных трудовых способностей.
Содержание учебного материала
Тема
№
Кол.
Характеристика основных видов
п/п
час.
деятельности
1.

Работа с бумагой и
картоном.

21

2.

Работа с
текстильными
материалами.

25

3.

Работа с проволокой 8
и металлоконструкто
ром

4.

Работа с древесиной.

14

5

Экскурсии.

1

Проверка знаний о бумаге (материалы,
инструменты и приспособления; изделия; виды
бумаги; размер и форма бумаги; технологические
операции с бумагой; виды работы с бумагой).
Совершенствование умения дифференцировать и
объединять в группы материалы, инструменты и
приспособления. Проверка организационных
навыков учащихся (подготовка и содержание в
порядке рабочего места; правила поведения на
уроках труда; работа с учебником и рабочей
тетрадью).
Проверка знаний о ткани (материалы,
инструменты и приспособления; изделия; виды
ткани; свойства ткани; цвет). Совершенствование
умения дифференцировать и объединять в
группы материалы, инструменты и
приспособления. Формирование представлений о
плотности переплетения нитей в ткани (редкое,
частое переплетение).
Расширение представлений о функциональном
назначении изделий из металла. Формирование
представлений о видах, свойствах, цвете,
технологической ручной обработке металлов и об
используемых при этом инструментах. Развитие
умения сгибать, разрывать и разрезать по линии
сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приёмам
формообразования (сминания, сжимания и
скручивания) изделий алюминиевой фольги.
Развитие умения работать в соответствии с
намеченным планом.
Закрепление знаний о древесных материалах, их
свойствах и ручной обработке различными
видами резцов (ножи, стамески, рубанки).
Ознакомление с приёмом получения древесной
стружки в процессе заточки карандаша с
применением точилки. Сообщение сведений о
применении карандашной стружки в аппликации.
Обучение приёмам затачивания карандаша,
соединения кусочков карандашной стружки и
технологии клеевой обработки деталей из
карандашной стружки. Развитие умения работать
в коллективе. Развитие воображения, внимания,
точности, координации движений правой и левой
рук, регуляции мышечного усилия.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебник:
Л.А.Кузнецова «Технология» 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида - СПб.: филиал издательства:
«Просвещение», 2012г.
Методическое пособие для учителя:
1.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида: 1-4 кл./ под редакцией В.В. Воронковой, Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, Москва 2012 г.
2.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: Пособие для
учителей/Под редакцией канд.пед.наук В.Г.Петровой. М.,1976 г.
3.
«Методические рекомендации» Л.А.Кузнецова «Технология. Ручной труд 3
класс»: Пособие для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида и родителей - СПб.: филиал издательства: «Просвещение», 2012г.
Наглядные пособия:
- Раздаточная коллекция «Виды и сорта бумаги» (бумага для письма, печати, рисования,
впитывающая, крашеная папиросная).
- Раздаточная коллекция «Виды картона» (толстый, тонкий; гладкий, рифленый; серый,
желтый, белый).
- Раздаточная коллекция «Виды и сорта ниток» (толстые, тонкие; шерстяные,
хлопчатобумажные).
- Раздаточная коллекция «Виды и сорта ткани» (шерстяные, хлопчатобумажные;
толстые, тонкие; гладкие и шероховатые, с длинным ворсом; гладкоокрашенные, с
рисунком).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общетрудовые умения:
Умение ориентироваться в задании:
Самостоятельно ориентироваться в задании.
Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом.
Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы.
Слабые учащиеся к концу учебного года эту работу выполняют с помощью учителя, в
отдельных случаях самостоятельно.
Умение планировать ход работы:
Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя.
Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно.
Придерживаться плана при выполнении задания.
Слабые учащиеся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над
изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные
изделия – самостоятельно.
Умение контролировать свою работу:
Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия.
Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия.
Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя
с употреблением в речи технических терминов.
Анализировать своё изделие и изделие товарища.
Слабые учащиеся к концу учебного года должны уметь давать словесный отчёт и
анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных
случаях – самостоятельно.
Специальные трудовые (элементарные и сложные) умения:
Организационные умения.

Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место.
Экономно расходовать поделочные материалы.
Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности.
Двигательные трудовые умения:
Экономно расходовать трудовые усилия и время.
Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями.
Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять
технологические операции (разметка заготовки, выделение деталей из заготовки,
формообразование и сборка изделия, отделка деталей).
Пространственная ориентировка:
Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объёмных изделий,
правильно располагать детали, соблюдать пропорции.
Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и
пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во
втором классах.
Слабые учащиеся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми
предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки
предметов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 4 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4,5,6,7

Тема урока
Работа с бумагой. «Что ты знаешь о
бумаге?»
Работа с бумагой. Складывание из
треугольников.
Работа с бумагой. Складывание
простых форм из квадрата.
Работа с бумагой. Нахождение на
линейке длины, заданной в
миллиметрах.

8,9

Работа с тканью. Что ты знаешь о
ткани?».

10,11

Работа с тканью. Виды работы и
технологические операции при работе
с нитками и тканью. Скручивание
ткани.
Работа с тканью. Отделка изделий из
ткани.
Работа с бумагой и картоном. Разметка
округлых деталей по шаблонам.
Подвижное соединение деталей.
Работа с бумагой и картоном.
Вычерчивание окружности с помощью

12,13
14,15

16,17

Вид изделия

Геометрическая фигурараскладка.
Фигурка «Рыбка»
Игра «Геометрический
конструктор»:
«Силуэт самолёта».
«Силуэт петуха»
«Силуэт голубя»
Бумажная схема
полотняного переплетения
нитей.
Игрушка «Кукла-скрутка».

Салфетка с аппликацией.
Игрушка с подвижным
соединением деталей
«Цыплёнок».
Игрушка «Летающий
диск».

Дата
проведения

18,19

20-21

22-25
26 - 34

35- 41

42-47
48

49

50

51
52
53

54

55
56

57

циркуля.
Работа с бумагой и картоном.
Экономное использование бумаги при
вычерчивании нескольких
окружностей.
Работа с бумагой и картоном.
Развёртка изделия.
Работа с проволокой. Изгибание
проволоки.
Работа с проволокой. Сборка изделия
из разных материалов (проволока,
бумага, нитки).
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление открытой коробочки
способом сгибания бумаги.
Работа с бумагой и картоном.

Игрушка из бумажных
кругов «Попугай».
Конверт для писем с
клеевым соединением
деталей.
Декоративные фигурки
птиц, зверей и человечков.
«Муха»
«Открытая коробочка»
«Коробочка»

Изготовление панно.
Цветочный узор.
Работа с древесиной.
«Что ты знаешь о
древесине?» Экскурсия в
школьную столярную
мастерскую
Работа с древесиной. Обработка
Аппликация из
древесины ручными инструментами.
карандашной стружки
Клеевое соединение деталей из
«Цветок»
древесины.
«Цыплёнок»
«Петушок»
«Букет»
«Мери Поппинс»
Работа с древесиной. Обработка
Аппликация из древесных
древесины ручными инструментами.
заготовок «Дом».
Клеевое соединение деталей из
«Ёжик в лесу»
древесины.
«Щенок»
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц Пуговицы с четырьмя
с четырьмя сквозными отверстиями.
сквозными отверстиями.
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц Пуговицы с ушком.
с ушком.
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Аппликация с
Отделка изделий пуговицами.
использованием пуговиц
«Медведь».
«Кот».
«Лягушка».
«Собака».
Ремонт одежды. Изготовление и
«Вешалка»
пришивание вешалки. Зашивание
«Зашивание простого
простого разрыва ткани.
разрыва ткани».
Работа с бумагой и картоном.
Открытка- валентинка
Изготовление открытки.
Картонажно-переплётные работы.
Записная книжкаПереплёт.
раскладушка с переплётной
крышкой, «Блокнот».
Ручные швейные работы.
Экскурсия в школьную
Оборудование швейной мастерской.
швейную мастерскую.

58

59

60 – 62

63

64

65 – 66

67 - 68

Ручные швейные работы. Соединение
деталей из ткани строчкой
петлеобразного стежка.
Ручные швейные работы. Соединение
деталей из ткани строчкой
петлеобразного стежка.

Подушечка для игл.

Мягкие игрушки-подушки
«Девочка»
«Рыба»
«Цыплёнок»
«Дед Мороз»
Работа с бумагой и картоном. Поделки «Шкатулка-цыплёнок»
«Композиция с цветами из
из бросового материала.
яичных ячеек»
Ручные швейные работы. Соединение «Зайчик из носка»
«Лошадка»
деталей из ткани строчкой
петлеобразного стежка.
«Сумочка»
Работа с бумагой и картоном.
Панно «Тюльпаны»
Изготовление поделок с помощью
сложения «оригами».
Работа с бумагой и картоном.
Конфетница» из яичных
Поделки из бросового материала.
лотков
«Жук», «Пчела», «Рыбка»
и «Божья коровка»
Экскурсия

Приложение

Тест для учащихся 4 класса по предмету «Ручной труд»
Прочитай задание, выбери правильный ответ и подчеркни его.
1. Работать – это значит:
а) трудиться, выполнять дело, создавать что-либо;
б) играть;
в) трудиться и играть.
2. Закончи высказывания о материалах и инструментах.
То, из чего изготавливают изделия, - это
То, чем работают, - это

.
.

3. Подчеркни, что относится к природным материалам.
Листья, желуди, картон, цветы, бумага, семена, кора, ткань.
4. Выбери материалы, из которых можно изготовить изделия:
а) игла;
б) пластилин;
в) бумага;
г) ножницы;
д) ткань;
е) клей.
5. Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:
а) гладкая, тонкая, мнётся, складывается, рвётся, разноцветная – это
б) плотный, плохо гнётся, не мнётся, не тянется, служит фоном для аппликации –
это
.
в) разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный – это
6. Подчеркни названия инструментов.
Ножницы, пластилин, мел, молоток, бумага, ткань, игла, нитки, лопата, клей, глина.
7. Выбери инструменты при работе с бумагой.
а) ножницы;
б) игла;
в) линейка;
г) карандаш
8. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу?
а) аппликация;
б) оригами;
в) вышивка.
9. Укажи цифрами порядок выполнения аппликации:
вырежи;
разметь детали;
приклей.
10. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо
пропуска.
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену
.

.

.

Топором рубят, а пилой
Платье шьют, а шарф

.
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».