Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» начальное общее образование, 4 класс Автор-составитель: Резникова Лилия Петровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Цель: – формирование понимания взаимосвязей, существующих между миром природы ичеловека. Задачи: 1) расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире; 2) обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; 3) обогащать словарный запас обучающихся; 4) формировать элементарную экологическую культуру, навыки нравственного поведения в природе, быту, обществе; 5) формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам. Основные направления коррекционной работы: а) развитие абстрактных природных понятий; б) развитие зрительного восприятия и узнавания; в) развитие пространственных представлений и ориентации;г) развитие основных мыслительных операций; д) развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;е) коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; ж) развитие речи и обогащение словаря; з) коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Формы организации образовательного процесса: урок Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные; проблемно-поисковые. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за посудой, за комнатными растениями, выращивание цветковых растений из семян, участие в уборке урожая на пришкольном участке помогают закреплению полученных знаний и умений. Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека» Курс по предмету «Мир природы и человека» ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинноследственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. При отборе содержания учебной программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: — полисенсорности восприятия объектов; — практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; — накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.; — закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; — постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Основное внимание при изучении учебной программы «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Описание места учебного предмета в учебном плане Данная адаптированная рабочая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник авторов Н.Б.Матвеева М.А.Попова Т.О. Куртова, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год. Программа составлена из расчета 68 часов (2 часа в неделю) на изучение учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. К ценностным ориентирам начального образования на современном этапе относят: природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества; культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм; наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума; семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.; нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: 1) внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; 2) учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу; 3) ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей; 4) навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 5) установки на здоровый образ жизни. Метапредметные учебные действия У обучающегося будут сформированы умения: 1) ставить вопросы; Коммуникативные учебные 2) обращаться за помощью; действия 3) формулировать свои затруднения; 4) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 5) слушать собеседника; 6) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. У обучающегося будут сформированы умения: Регулятивные универсальные учебные 1) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; действия 2) адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей и других людей; 3) выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; 4) адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные учебные У обучающегося будут сформированы умения: 1) строить сообщения в устной и письменной форме; действия 2) осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя; 3)устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя; 4) строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя. У обучающегося будут сформированы умения: 1) Правильно называть изученные объекты и явления; 2) сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в данной местности; 3) сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни; 4) соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений; 5) соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека; 6) определять по сезонным изменениям время года; 7) определять направления ветра; 8) правильно называть изученные объекты и явления; 9) сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2—3 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы; 10) сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки; 11) соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод; 12) соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний; 13) соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений; 14) соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека. Предметные универсальные учебные действия Учебно – тематическое планирование учебного предмета «Мир природы и человека» Сезонные изменения в природе Неживая природа Растения Животные Человек Повторение 20 ч. 8 ч. 14 ч. 14 ч. 8 ч. 4 ч. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» 4 класс Название раздела Часы 20 ч. Сезонные изменения в природе Краткое содержание раздела Сезонные изменения в неживой природе Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, Неживая природа Растения Животные Человек Повторение ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года Растения и животные в разные времена года. Сад, огород, поле, лес в разные времена года. Дикие и домашние животные в разные времена года. Труд людей города и села в разные времена года. 8 ч. Почва. Состав почвы (песок, глина, камни). Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д. Формы поверхности Земли: равнины, овраги, холмы, горы. 14 ч. Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения (календула, зверобой). Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека. Строение растений поля (корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка). Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. 14 ч. Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: куры, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые вредители. Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение 8 ч. перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество. 4 ч. Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Мир природы и человека» 4 класс № 1 2 3 4 Дата Тема урока Основные виды Планируемые предметные УД результаты Сезонные Различать Знать признаки изменения в признаки осени: осени. Уметь природе. Осень пасмурные дни, сравнивать холодные наблюдаемые дожди, туманы, объекты. изменения окраски листьев, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Наблюдения за Наблюдать и Уметь обобщать высотой солнца делать записи в увиденное на над горизонтом тетрадях экскурсии, осенью. соотносить Направление результат с целью солнечных наблюдения лучей. Количество тепла и света. Экскурсия. Закрепление Активно Знать о влиянии представлений о участвовать в солнца на влиянии солнца беседе, изменения в на смену времен дополнять природе года. ответы товарища (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Уметь правильно называть изученные объекты и явления. Изменение Активно Знать изменения продолжительно участвовать в продолжительнос сти дня и ночи. беседе, ти дня и ночи, о Восход и заход дополнять восходе и заходе солнца. ответы солнца. Уметь товарища. правильно называть изученные объекты и Инновационные педагогические технологии Элементы проблемного обучения. Элементы разноуровневого и дифференцированн ого обучения. Элементы компьютерной технологии Элементы разноуровнего и дифференцированн ого обучения Игровые технологии. Элементы проблемного обучения. 5 Состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь 6 Наблюдение за погодой. Устное описание погоды 7 Календарь. Знакомство календарем. Элементы погоды. с 8 Наблюдения за растениями сада, леса осенью. Экскурсия. 9 Наблюдения за растениями сада, леса осенью. (Яблоня, липа, вишня, орешник) явления. Правильно Знать о явлениях называть в неживой изученные природе: объекты и облачность, явления. туман, изморозь, Внимательно моросящий слушать учителя дождь. и товарища. Читать правильно и осознанно, с соблюдением интонации Наблюдать и Уметь наблюдать делать записи в за погодой. тетрадях. Описывать по схеме – плану погоду. Пользоваться Знать названия календарем. времен года, Читать знать о показатели чередовании времени по времен года. часам. Знать названия месяцев, уметь различать времена года, названия месяцев, их основные признаки. Наблюдать и Уметь наблюдать делать записи в объекты тетрадях. окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. Правильно Уметь наблюдать называть объекты наблюдаемые окружающего объекты. мира. Находить Внимательно изменения. Уметь слушать учителя сравнивать и товарища. наблюдаемые Читать объекты правильно и осознанно с соблюдением интонации. Элементы компьютерной технологии. Элементы проблемного обучения Элементы проблемного обучения Игровые технологии Элементы проблемного обучения Элементы разноуровневого обучения. Элементы дифференцированн ого обучения. 10 11 12 13 14 15 Увядание цветов Наблюдать и Уметь наблюдать и трав. делать записи в объекты Цветочные тетрадях. окружающего клумбы. мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. Домашние Соотносить Знать об образе животные. сезонные жизни домашних Подготовка к изменения в животных зимнему неживой осенью; о роли периоду. природе с человека в жизни изменениями в домашних жизни животных домашних животных осенью. Домашние Соотносить Знать об образе животные. сезонные жизни домашних Подготовка к изменения в животных зимнему неживой осенью; о роли периоду природе с человека в жизни изменениями в домашних жизни животных домашних животных осенью. Дикие Соотносить Знать об образе животные. сезонные жизни диких Подготовка к изменения в животных зимнему неживой осенью; о роли периоду природе с человека в жизни изменениями в диких животных жизни диких животных осенью. Дикие Соотносить Знать об образе животные. сезонные жизни диких Подготовка к изменения в животных зимнему неживой осенью; о роли периоду природе с человека в жизни изменениями в диких животных жизни диких животных осенью. Осенние работы Описывать Знать о сезонных в саду сезонные работы работах в саду, в саду, огороде, огороде, поле. в осеннее время Уметь описывать года сезонные работы в саду, в огороде, Элементы компьютерной технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения. Элементы разноуровневого и дифференцированн ого обучения. Элементы компьютерных технологий Элементы проблемного обучения. Игровые технологии Игровые технологии Элементы компьютерной технологии 16 17 в осеннее время года о Труд людей Грамотно и Знать различных видах осенью логически строить свой труда людей в осенний период. рассказ, опираясь на Соотносить таблицу - опору сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека осенью. Знать виды Осенние работы Просмотр осенних работ людей в городе сюжетных в и на селе картинок «Труд человека сельских людей на селе» условиях Беседа Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения виды Элементы работ компьютерной в технологии Знать осенних человека городских условиях Знать и правильно называть времена года 18 Осенние работы людей в городе 19 Чередование времен года. 20 Закрепление знаний названиях месяцев. 21 Почва: состав Правильно почвы: песок, называть глина, камни составляющие компоненты почвы. Практические исследования участка земли Почва: состав Правильно Знать состав почвы: песок, называть почвы глина, камни составляющие компоненты почвы Простейшие Запись и Уметь составы почвы, зарисовка в использовать 22 23 Просмотр сюжетных картинок серии «Труд людей в городе». Беседа Правильно соотносить сезонные изменения в неживой природе со сменой времен года Закрепление о очередности чередования месяцев в году Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения Знать и правильно называть календарные месяцы Знать состав почвы Элементы разноуровневого и дифференцированн ого обучения Элементы проблемного обучения Элементы проблемного обучения Игровые технологии Игровые технологии. их значение для тетрадях растений составляющих компонентов почвы 24 25 26 27 28 29 30 31 полученные знания в формулировке о значимости почвы для растений Запись и Уметь Простейшие в использовать составы почвы, зарисовка их значение для тетрадях полученные составляющих растений знания в компонентов формулировке о почвы значимости почвы для растений Знать как Способы Составление правильно обработки коротких за почвы: рассказов с ухаживать рыхление, полив использованием почвой и т.д. сюжетных картинок Формы Просматривание Умение называть поверхности серии и различать Земли: равнины, фотографий с формы низменности изображением поверхности форм Земли поверхности Земли из космоса и на земле. Зарисовки в тетрадях всех форм поверхности Земли Формы поверхности Земли: низменности Формы поверхности Земли: холмы, горы Деревья сада, Наблюдение за Знать название леса в зимнее деревьями сада садовых и лесных время года. и леса деревьев и уметь Экскурсия их различать Растения. Части Обозначить Знать строение растений части растений. растений. Уметь (корень, стебель, Сравнивать называть и ветки, почки, строение дерева определять части листья, цветки) и кустарника. растений. Сравнение и Сравнивать и Знать названия Элементы технологии коллективного способа обучения технологии. Элементы проблемного обучения Элементы технологии коллективного способа обучения Элементы компьютерной технологии Элементы проблемного обучения Игровые технологии Элементы разноуровневого и дифференцированн ого обучения Элементы компьютерной технологии Элементы распознавание растений по их признакам (деревья, кустарники, травы) 32 33 34 35 различать , классифицирова ть деревья, кустарники, травы. Устанавливать причинно – следственные связи Растения Классифицирова культурные и ть растения по дикорастущие внешним (по 2 -3 признакам. наиболее распространенн ых). Уход за цветами в саду в Уход за цветами Записи дневниках в саду наблюдений Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Редкие растения и их охрана. 36 Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. 37 Строение полевых растений: корень, стебель – соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных Зарисовки лекарственных растений распространенны проблемного х деревьев, обучения кустарников, трав. Уметь распознавать растения по их признакам. Уметь приводить Элементы примеры компьютерной культурных и технологии дикорастущих растений Знать, как правильно ухаживать за цветами в саду Элементы компьютерной технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения Уметь различать Элементы лекарственные проблемного растения. Знать обучения их применение. Знакомство с Уметь находить Красной книгой. редкие растения среди других растений. Бережное отношение к природе Просмотр Классификация предметных зерновых картинок с растений по их изображением внешним полевых признакам растений Зарисовки в Называть части тетради частей растений. Знать растения применение полевых растений человеком. Элементы разноуровневого и дифференцированн ого обучения Элементы проблемного обучения Игровые технологии. Элементы технологии коллективного способа обучения 38 изменений на жизнь полевых растений Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений Составление коротких рассказов о жизни полевых растений. Растения сада. Фруктовые деревья (внешний вид, плоды). Ягодные кустарники (внешний вид, плоды) Растения сада. Ягодные кустарники (внешний вид, плоды) Сравнивать и различать растения сада: фруктовые деревья. 41 Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные. Кустарники Выделять общее и различное. Слушать рассказ и выделять главное. Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья 42 Лес. Кустарники. Растения леса Сравнивать различать кустарники 43 Домашнее животное: свинья (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашними Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на 39 40 Сравнивать и различать растения сада: ягодные кустарники и Усвоить представления о взаимосвязях сезонных изменений в живой природе Знать о растениях сада: фруктовые деревья, об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать фруктовые деревья Знать о растениях сада: ягодные кустарники, об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать ягодные кустарники Знать названия наиболее распространенны х хвойных и лиственных деревьев. Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья Знать названия наиболее распространенны х кустарников Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни Элементы проблемного обучения Элементы разноуровневого и дифференцированн ого обучения Игровые технологии. Элементы проблемного обучения Элементы проблемного обучения. Элементы компьютерной технологии Элементы проблемного обучения Элементы компьютерной технологии животными) опору – таблицу. 44 Домашнее животное: корова (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашними животными) Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на опору – таблицу. 45 Домашние животные: лошади и овцы Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на опору – таблицу. 46 Разведение человеком домашних животных, уход за ними Домашние птицы: курица, утка, гусь. Внешний вид, забота о потомстве. Уход Наблюдение домашними животными беседа 47 за и Описывать по плану и картинке домашних птиц, распознавать и называть птиц домашних животных. Уметь отличать свинью от других домашних животных4 описывать повадки и образ жизни Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных4 описывать повадки и образ жизни Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать лошадь, овцу от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни Знать способы разведения и уход за домашними животными Знать особенности существования домашних птиц, их питание, повадки, образ Элементы проблемного обучения Элементы компьютерной технологии Элементы разноуровневого и дифференцированн ого обучения Элементы компьютерной технологии. Игровые технологии за ними по внешнему признаку Описывать по плану и картинке домашних птиц, распознавать и называть птиц по внешнему признаку Описывать по плану и картинке домашних птиц, распознавать и называть птиц по внешнему признаку Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду. 48 Внешний вид, повадки, забота о потомстве .Уход за ними 49 Дикие утка, лебедь 50 Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. 51 Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Экскурсия. 52 Птицы – друзья Отражение сада; охрана результатов птиц экскурсии рисунках обучающихся Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание Иметь Полезные представление о насекомые. виде Насекомые – внешнем 53 54 птицы: гусь, жизни Различать виды Элементы домашних птиц, проблемного описывать их обучения повадки, образ жизни. Уметь ухаживать за ними Знать Элементы особенности компьютерной существования технологии диких птиц, их питание, повадки, образ жизни Различать виды Игровые диких птиц, технологии описывать их повадки, образ жизни. Уметь сравнивать и отличать их от домашних птиц Различать птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека Бережное отношение к в птицам Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. Уметь различать Элементы проблемного обучения Элементы технологии коллективного способа обучения Элементы проблемного обучения. Игровые технологии 55 56 57 58 59 60 61 62 вредители. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые – вредители. Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Профилактика травматизма головного мозга Режим дня. Предупреждени е перегрузок, правильное чередование труда и отдыха Режим дня. Предупреждени е перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека насекомых, вредных и используя полезных картинный насекомых. материал и Формировать набор слайдов. знания обучающихся об изменениях в жизни насекомых. Описывать по Иметь плану строение элементарные головного мозга. представления о строении головного мозга. Беседа по Оказание первой профилактике медицинской травматизма помощи при травмах головного мозга. Соблюдение Соблюдение режима дня из режимных серии сюжетных моментов по картинок предупреждению перегрузок Элементы компьютерной технологии Элементы технологии коллективного способа обучения Элементы проблемного обучения Игровые технологии Знать о взаимодействии человека и природы, о значении здоровья для жизни человека. Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы по Усвоить представление о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельнос Строить монологические высказывания по схеме об окружающей среде и о здоровье человека. Забота человека Беседа о чистоте воды, экологии воздуха, забота о земле Элементы проблемного обучения Элементы технологии коллективного способа обучения 63 Охрана редких растений и исчезающих животных 64 Зоопарк. Заповедник. Лесничество. 65 Растения поля, сада (цветковых растений), их строение, использование человеком Взаимосвязь сезонных изменений в неживой и живой природе Экскурсия. 66 67 68 Домашние животные и птицы, их повадки, образ жизни, роль человека в жизни домашних животных. Насекомые. Взаимодействие человека и природы, значение состояния природы в жизнедеятельно сти человека ти человека Работа с Иметь Красной книгой представления о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельнос ти человека Использовать Иметь серию представления о предметных зоопарке, картинок заповеднике, лесничестве Обобщать и Знать цветковые систематизирова растения поля и ть знания о сада растениях поля, сада Элементы компьютерной технологии Игровые технологии Элементы компьютерной технологии. Игровые технологии Обобщить и систематизирова ть знания о взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе. Обобщить и систематизирова ть знания о домашних животных, птицах и насекомых Знать о Элементы взаимосвязи компьютерной сезонных технологии изменений в неживой и живой природе Обобщить и систематизирова ть знания о взаимодействии человека и природы Знать о взаимодействии человека и природы Знать домашних животных, птицах насекомых о Элементы технологии коллективного и способа обучения. Игровые технологии Элементы проблемного обучения. Элементы компьютерной технологии Критерии оценивания. При оценке итоговых результатов освоения программы по миру природы и человека должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервнопсихические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В четвертом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое. Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематическое оценивание по миру природы и человека проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и практических работ. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса. • «Оценка 5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. • «Оценка 4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. • «Оценка 3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике. Оценку «удовлетворительно» можно поставить. Если дети верно выполняют от 35% до 50% заданий Оценку «хорошо» - от 50% до 65%. Оценку «очень хорошо» - свыше 65% В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний ученика, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность Приложение Итоговая работа по предмету «Мир природы и человека» 4 класс Цель работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по развитию речи за курс начальной школы. Фамилия, имя ученика _ Дата проведения 1. Подчеркни названия весенних месяцев. Январь, март, август, май, февраль, сентябрь, апрель, декабрь. 2. Расположи названия весенних месяцев по порядку. март (_ ) май ( ) апрель ( _) 3. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска. Понедельник — рабочий день, а воскресенье Понедельник - первый день недели, а воскресенье - _ Январь — первый месяц года, март Февраль — зимний месяц, а август Январь год начинает, а заканчивает. 4. Продолжи предложение: «Домашними называют животных, которые …» - живут в природе и сами заботятся о себе; - живут возле человека и человек о них заботится. 5. Подчеркни названия диких животных. Медведь, корова, лошадь, лось, свинья, овца, белка, лиса, заяц, кролик. 6. Напиши общее название каждой группе слов. Малина, клубника, черника _ Сапоги, ботинки, туфли Пчела, бабочка, стрекоза Кресло, шкаф, диван Малина, клубника, смородина _ Морковь, капуста, огурец - . . . . . . 7. Подбери к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Соедини слова стрелочкой. берёза ягода малина дерево коза насекомое волк домашнее животное бабочка дикое животное 8. Подчеркни названия раннецветущих растений. Медуница, мать-и-мачеха, ромашка, роза, колокольчик, подснежник. 9. Продолжи предложение: «Зимующими называют птиц, которые …» - осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются; - зимуют в наших краях. 10. Подчеркни названия перелётных птиц. Ворона, воробей, ласточка, скворец, голубь, кукушка, соловей, дятел, грач.