Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» начальное общее образование, 2 класс Автор-составитель: Резникова Лилия Петровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Цель адаптированной рабочей программы «Речевая практика » для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование речевых навыков обучающихся, подготовка содержательной и речевой базы для развития у детей связной речи, коррекция дефектов общего и речевого развития, их познавательной деятельности. Задачи адаптированной рабочей программы «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 1) способствование совершенствованию речевого опыта; 2) корригирование и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся; 3) формирование выразительной сторону речи; 4) умение строить устные связные высказывания; 5) воспитание культуры речевого общения. Планируемые результаты освоения адаптированной рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса Личностные результаты Предметные результаты - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. - выполнять задания словесной инструкции; - различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях; - называть предметы и действия, соотносить их с картинками; - внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»; - соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании - сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей; -называть свою улицу; -участвовать в ролевых играх; -слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал. Содержание адаптированной рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса № 1 Раздел Аудирование 2 Дикция и выразительность речи 3 Подготовка речевой ситуации и организация высказывания 4 Культура общения. Содержание Развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова). Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков. Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных. Слова, близкие по звучанию. Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение. Заголовок к речевой ситуации. Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме. Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Фиксация символами каждого предложения. Составление из символов связного высказывания из 3 – 5 предложений. Использование личных местоимении вместо существительного для связи предложений в тексте. Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме. Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале. Календарно - тематическое планирование адаптированной рабочей программы учебного курса «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса № Раздел К-во Дата Тема урока часов проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 36 Школьная жизнь Добро пожаловать! У нас новая ученица Кто нас лечит и кормит Правила для школьника. Дежурим с другом (подругой) «Ура! Перемена!» Истории о лете Я расскажу вам, где отдыхал Игры и игрушки «Игрушки» «Моя любимая игрушка» «Магазин игрушек» «Уложим куклу спать» «Мы уже не малыши» Играем в сказку Знакомство со сказкой «Три медведя» Инсценировка сказки «Три медведя» Знакомство со сказкой «Три поросенка» Инсценировка сказки «Три поросенка» .Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» Инсценировка сказки «Красная Шапочка» Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» Я дома В воскресенье все дома Расскажи о себе Я звоню себе домой Я звоню в экстренные службы Мои товарищи в школе Играем во дворе Не надо больше ссориться Дружат в нашем классе девочки и мальчики Наш товарищ заболел Готовим новогодний праздник Готовимся к празднику Новогодние чудеса Новогодние поздравления Новогодние поздравления Зимняя прогулка Зимняя одежда Зимние забавы Мы катаемся с горы 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Мы лепим снеговика Мойдодыр Я умываюсь Я чищу зубы Режим дня школьника Я правильно одеваюсь Вещи в моем шкафу Содержу одежду в чистоте Опрятному человеку нужны помощники Я обуваюсь Я ухаживаю за обувью. Я по лужам прогулялся Мишка заболел Я за порогом дома Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) Мы не знаем, как пройти, Как быть? Где я живу Моя дорога в школу За покупками в магазин Я иду в кружок. Кто со мной? Мы в гостях на день рождении День рождения! Знакомимся с гостями День рождения! Провожаем гостей Накрываем на стол Мир природы «К нам весна шагает…» Первоцветы Весенняя прогулка. «А у нас в квартире кот! А у вас?» Учу попугая говорить У меня есть щенок! Здравствуй лето! Здравствуй, лето! Здравствуй, лето! Итоговое занятие 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1