Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» основное общее образование, 5 - 6 классы Автор-составитель: Перепелкина Галина Александровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Виртуальная реальность» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Цель курса: сформировать у учащихся 5-6 классов (с легкой умственной отсталостью) элементарные навыки работы на компьютере, в том числе с текстом и таблицами. Задачи: 1. знакомить учащихся с возможностями компьютера; 2. воспитывать познавательную активности, уверенность в своих возможностях, расширить представлений об окружающем мире; 3. корректировать и развивать познавательные процессы, тонкую моторику, ориентировку в пространстве, развивать речь; 4. социализировать обучающихся; 5. готовить к дальнейшему поступлению в средние профессиональные учебные заведения. На реализацию программы курса «Виртуальная реальность» в федеральном базисном учебном плане в каждом классе, с 5 по 6, отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год Класс Кол-во часов в неделю Внеурочная Обязательная часть деятельность Кол-во часов в год 5 класс - 1 час в неделю 34 6 класс - 1 час в неделю 34 Учебные программы по данному направлению для коррекционных школ отсутствуют, программы же для массовой школы зачастую неприменимы или малоприменимы для обучения детей с нарушениями интеллекта. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся. Одним из важнейших принципов в обучении детей с ограниченными возможностями является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими. На занятиях «Виртуальная реальность» сначала происходит знакомство детей с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение заданий. Обучение должно проходить с использованием доступных терминов, с применением игровых обучающих программ, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации, а также научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности при пользовании компьютером. На данных занятиях особое внимание уделяется развивающим возможностям компьютера. С учётом этого вводится изучение управляющих клавиш, изучение графического, текстового редакторов, знакомство с алфавитно-цифровой клавиатурой. Нормы экранного времени (непосредственной работы на компьютере) соблюдаются строго: не более 10-15 минут. Основным преимуществом реализации программы «Виртуальная реальность» заключается в том, что в школе созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционноразвивающего процессов. Планируемые результаты программы «Виртуальная реальность» для 5-6 классов Личностные результаты социально-бытовые навыки, используемые в повседневной жизни; Предметные результаты Минимальный уровень Достаточный уровень (обязательный) представление о представление о персональном персональном компьютере как компьютере как навыки коммуникации и нормы социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; эстетические потребности, ценности и чувства; установка на безопасный, здоровый образ жизни; мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; готовность к самостоятельной жизни. техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. Содержание программы «Основы компьютерной грамотности» 5 класс Раздел1. Знакомство с компьютером Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы. Запуск программ. Раздел 2. Графический редактор Paint. Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения. Раздел 3. Текстовый редактор Microsoft Word. Набор текста, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста. Создание текста- объявления, поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art. Создание шаблона грамоты. Сохранение текста в папке «Мои документы», на рабочем столе. Раздел 4. Программа Power Point. Создание и дизайн слайда. Умение создавать надписи, вставлять картинки в программе Power Point. Знакомство с анимацией, автофигурами.Создание простой презентации на основе шаблона. Раздел 5. Знакомство с Интернетом. Интернет. Знакомство со всемирной сетью. Тематическое планирование «Основы компьютерной грамотности» 5 класс № Тема раздела Количество часов 1. Знакомство с компьютером. 4 2. Графический редактор Paint . 6 3. Текстовый редактор Microsoft Word. 14 4. Программа Power Point. 9 5. Знакомство с Интернетом. 1 Итого: 34 часа Ожидаемые результаты: Обучающиеся должны знать: -правила техники безопасности при работе на компьютере и в компьютерном классе; -основные устройства компьютера; -название и возможности программ Paint, Microsoft Word, Power Point; Обучающие должны уметь: - запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу; - работать с программами Word, Paint, , Power Point; -набирать простой текст, выбирать и изменять шрифт текста; -выполнять простейшее форматирование текста; -сохранять документы в папке «Мои документы", на рабочем столе. Содержание программы «Основы компьютерной грамотности» 6 класс Раздел 1. Повторение. Работа на компьютере. Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. Основные устройства компьютера. Запуск программ. Раздел 2.Графический редактор Paint. Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. Создание рисунка из геометрических фигур. Создание комбинированного документа. Рисунок из геометрических фигур. Рисунок карандашом и кистью. Рисунок по образцу. Рисунок на свободную тему. Создание комбинированного документа. Раздел 3.Текстовый редактор Microsoft Word. Основные операции при создании текстов: набор текста, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка в текст рисунка, фигуры. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета . Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Сохранение текста в папке «Мои документы», на рабочем столе и на внешних носителях. Создание, редактирование, форматирование таблиц. Проект «Книжная обложка», «Приглашение на День рождения», «Лист календаря». Раздел4. Программа Power Point. Создание и дизайн слайд. Размещение информации на слайде. Вставка фигур, рисунков. Настройка анимации. Создание слайда для презентации на основе шаблона на заданную тему. Раздел 5. Интернет Интернет. Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые системы в сети Интернет. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Безопасность работы в интернет. Тематическое планирование «Основы компьютерной грамотности» 6 класс № Тема раздела Количество часов 1. Работа на компьютере. 3 2. Графический редактор Paint. 6 3. Текстовый редактор Microsoft Word. 15 4. Программа Power Point. 6 5. Интернет. 4 Итого:34 часа Ожидаемые результаты: Обучающиеся должны знать: -правила техники безопасности при работе на компьютере и в компьютерном классе; -основные устройства компьютера; -название и возможности программ Paint, Microsoft Word, Power Point; Обучающие должны уметь: - запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу; - работать с программами Word, Paint, , Power Point; -набирать простой текст, выбирать и изменять шрифт текста; -выполнять простейшее форматирование текста; -сохранять документы в папке «Мои документы",на рабочем столе и на внешних носителях. - входить в сеть «Интернет» и находить нужную информацию Раздел Календарно-тематическое планирование «Основы компьютерной грамотности» 5 класс № урока Тема урока Дата по по плану факту Знакомство с компьютером ( 4 часов) Графический редактор Paint. (6ч.) Текстовый редактор Microsoft Word. (14 часов) 1 Компьютер и безопасность. Роль компьютера в жизни человека. 2 Основные устройства компьютера, их взаимодействие. 3 Компьютерная «мышь». Работа с «мышью» и клавиатурой. 4 Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. 1 Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов. 2 Знакомство с инструментами графического редактора. 3 Разработка изображений. Рисунок из геометрических фигур. 4 Разработка изображений. Рисунок карандашом и кистью. 5 Рисунок по образцу. 6 Рисунок на свободную тему. 1-2 3 Набор текста. Сохранение текста на Рабочем столе. 4 Набор текста. Сохранение текста в папке «Мои документы», на рабочем столе. 5 Набор текста по образцу. 6 Набор текста по инструкции. 7-8 Программа Power Point. ( 9 часов) Знакомство с программой Microsoft Word. Оформление текста-объявления, текста поздравительной открытки. 9 Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. 10 Редактирование текста по образцу. 11 Редактирование текста по инструкции. 12 Форматирование шрифта. 13 Форматирование абзацев в тексте. 14 Вставка и редактирование рисунков и надписей. Создание Грамоты. 1-2 Работа с программой Power Point. 3-4 Создание и дизайн слайда. 5,6,7 8 Вставка фигур, рисунков, настройка анимации. Создание слайда для презентации на основе шаблона на заданную тему. 9 Интернет.(1час) Интернет. Знакомство со всемирной сетью. Календарно-тематическое планирование «Основы компьютерной грамотности» 6 класс Раздел Работа на компьютере (3ч.) Графический редактор Paint (6ч.) Текстовый редактор Microsoft Word (15ч.) № урока 1 2 3 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Приложения PowerPoint (6ч.) 10-11 12-13 14-15 1 2 3 4 5-6 Тема урока по плану Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. Элементы компьютерного стола, Запуск программ. Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. Рисунок из геометрических фигур. Рисунок карандашом и кистью. Рисунок по образцу. Рисунок на свободную тему. Создание комбинированного документа. Набор текста. Сохранение текста в папке «Мои документы» Набор текста. Сохранение текста на рабочем столе и на внешних носителях. Набор текста по образцу. Набор текста по образцу с использованием букв латинского алфавита. Набор текста по инструкции. Подготовка текстовых документов. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование текста, шрифта, абзацев. Вставка в текст готового рисунка или фигуры. Создание, редактирование и форматирование таблиц. Проект «Книжная обложка» Проект « Приглашение на День Рождения» Проект « Лист календаря» Работа с программой Power Point. Назначение панелей инструментов. Создание и дизайн слайда. Размещение информации на слайде. Вставка фигур, рисунков, настройка анимации. Создание слайда для презентации на основе шаблона на заданную тему. Дата по факту Интернет (4ч.) 1 2 3 4 Безопасность работы в интернет. Поисковые системы. Поиск информации в Интернете. Поиск информации в интернете и копирование ее в Microsoft Word. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности «Виртуальная реальность» для 5-6 класса 1. Учебно-методическое обеспечение: «Начальная школа». Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ, Автор: Бокучава Татьяна Петровна, Тур Светлана Николаевна, издатели: BHV, год выпуска 2010; Информатика. 5 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний. Учебник предназначен для изучения курса «Информатика» в 5 классе общеобразовательной школы. Он входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для 5–9 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия для учителя; Информатика. 5–6 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие для учителей. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики в 5–6 классах. Представлены подробные поурочные разработки, включающие формируемые универсальные учебные действия, решаемые учебные задачи. Даны рекомендации по использованию материалов электронного приложения к учебникам и электронных образовательных ресурсов федеральных образовательных порталов, а также ответы, указания и решения к задачам в учебниках и рабочих тетрадях. Для учителей информатики и методистов. 2. Учебно-практическое оборудование: наглядные пособия; раздаточный материал; таблицы по разделам программы. 3. Технические средства обучения: персональный компьютер; ноутбуки; планшеты; проектор; экран.