Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)
«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова
«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка
Эгвекинот» от «28» августа
2023 г. № 76
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»
основное общее образование, 5 - 6 классы
Автор-составитель:
Перепелкина Галина Александровна,
учитель
ГО Эгвекинот
2023 г.
Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Виртуальная реальность» разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых
документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в
2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель курса: сформировать у учащихся 5-6 классов (с легкой умственной
отсталостью) элементарные навыки работы на компьютере, в том числе с текстом и
таблицами.
Задачи:
1.
знакомить учащихся с возможностями компьютера;
2.
воспитывать познавательную активности, уверенность в своих возможностях,
расширить представлений об окружающем мире;
3.
корректировать и развивать познавательные процессы, тонкую моторику,
ориентировку в пространстве, развивать речь;
4.
социализировать обучающихся;
5.
готовить к дальнейшему поступлению в средние профессиональные учебные
заведения.
На реализацию программы курса «Виртуальная реальность» в федеральном
базисном учебном плане в каждом классе, с 5 по 6, отводится 1 час в неделю. Курс
рассчитан на 34 часа в год
Класс
Кол-во часов в неделю
Внеурочная
Обязательная часть
деятельность
Кол-во
часов в год
5 класс
-
1 час в неделю
34
6 класс
-
1 час в неделю
34
Учебные программы по данному направлению для коррекционных школ
отсутствуют, программы же для массовой школы зачастую неприменимы или
малоприменимы для обучения детей с нарушениями интеллекта. Тексты заданий,
инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным
и образовательным возможностям этих учащихся.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с ограниченными возможностями
является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного
процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно
воспринимаемые ими. На занятиях «Виртуальная реальность» сначала происходит
знакомство детей с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки
использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и
усложнение заданий.
Обучение должно проходить с использованием доступных терминов, с применением
игровых обучающих программ, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику,
рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного
явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации, а
также научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности при
пользовании компьютером.
На данных занятиях особое внимание уделяется развивающим возможностям
компьютера. С учётом этого вводится изучение управляющих клавиш, изучение
графического, текстового редакторов, знакомство с алфавитно-цифровой клавиатурой.
Нормы экранного времени (непосредственной работы на компьютере) соблюдаются
строго: не более 10-15 минут.
Основным преимуществом реализации программы «Виртуальная реальность»
заключается в том, что в школе созданы все условия для полноценного пребывания
обучающихся школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционноразвивающего процессов.
Планируемые результаты программы
«Виртуальная реальность» для 5-6 классов
Личностные результаты
социально-бытовые
навыки, используемые в
повседневной жизни;
Предметные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
(обязательный)
представление о
представление о
персональном
персональном
компьютере как
компьютере как
навыки коммуникации и
нормы социального
взаимодействия;
способность к
осмыслению
социального окружения,
своего места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
навыки сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
эстетические
потребности, ценности
и чувства;
установка на
безопасный, здоровый
образ жизни;
мотивация к
творческому труду,
работе на результат,
бережному отношению
к материальным и
духовным ценностям;
готовность к
самостоятельной жизни.
техническом средстве,
его основных
устройствах и их
назначении;
выполнение
элементарных действий
с компьютером и
другими средствами
ИКТ, используя
безопасные для органов
зрения, нервной
системы, опорнодвигательного аппарата
эргономичные приёмы
работы;
выполнение
компенсирующих
физических упражнений
(мини-зарядка);
пользование
компьютером для
решения доступных
учебных задач с
простыми
информационными
объектами (текстами,
рисунками и др.).
техническом средстве,
его основных
устройствах и их
назначении;
выполнение
элементарных действий
с компьютером и
другими средствами
ИКТ, используя
безопасные для органов
зрения, нервной
системы, опорнодвигательного аппарата
эргономичные приёмы
работы; выполнение
компенсирующих
физических упражнений
(мини-зарядка);
пользование
компьютером для
решения доступных
учебных задач с
простыми
информационными
объектами (текстами,
рисунками и др.),
доступными
электронными
ресурсами;
пользование
компьютером для
поиска, получения,
хранения,
воспроизведения и
передачи необходимой
информации;
запись (фиксация)
выборочной
информации об
окружающем мире и о
себе самом с помощью
инструментов ИКТ.
Содержание программы
«Основы компьютерной грамотности» 5 класс
Раздел1. Знакомство с компьютером
Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Основные устройства
компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши
клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы. Запуск
программ.
Раздел 2. Графический редактор Paint.
Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций,
панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование
изображения.
Раздел 3. Текстовый редактор Microsoft Word.
Набор текста, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста. Создание
текста- объявления, поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение,
удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков,
надписи Word Art. Создание шаблона грамоты. Сохранение текста в папке «Мои
документы», на рабочем столе.
Раздел 4. Программа Power Point.
Создание и дизайн слайда. Умение создавать надписи, вставлять картинки в программе
Power Point. Знакомство с анимацией, автофигурами.Создание простой презентации на
основе шаблона.
Раздел 5. Знакомство с Интернетом.
Интернет. Знакомство со всемирной сетью.
Тематическое планирование «Основы компьютерной грамотности» 5 класс
№
Тема раздела
Количество
часов
1.
Знакомство с компьютером.
4
2.
Графический редактор Paint .
6
3.
Текстовый редактор Microsoft Word.
14
4.
Программа Power Point.
9
5.
Знакомство с Интернетом.
1
Итого: 34 часа
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
-правила техники безопасности при работе на компьютере и в компьютерном классе;
-основные устройства компьютера;
-название и возможности программ Paint, Microsoft Word, Power Point;
Обучающие должны уметь:
- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу;
- работать с программами Word, Paint, , Power Point;
-набирать простой текст, выбирать и изменять шрифт текста;
-выполнять простейшее форматирование текста;
-сохранять документы в папке «Мои документы", на рабочем столе.
Содержание программы
«Основы компьютерной грамотности» 6 класс
Раздел 1. Повторение. Работа на компьютере.
Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные
устройства компьютера. Основные устройства компьютера. Запуск программ.
Раздел 2.Графический редактор Paint.
Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик,
Надпись. Создание рисунка из геометрических фигур. Создание комбинированного
документа. Рисунок из геометрических фигур. Рисунок карандашом и кистью. Рисунок по
образцу. Рисунок на свободную тему. Создание комбинированного документа.
Раздел 3.Текстовый редактор Microsoft Word.
Основные операции при создании текстов: набор текста, ввод прописных букв, ввод букв
латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание
нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка в текст рисунка,
фигуры. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета . Заголовок, подзаголовок,
основной текст. Выравнивание абзацев. Сохранение текста в папке «Мои документы», на
рабочем столе и на внешних носителях. Создание, редактирование, форматирование
таблиц. Проект «Книжная обложка», «Приглашение на День рождения», «Лист
календаря».
Раздел4. Программа Power Point.
Создание и дизайн слайд. Размещение информации на слайде. Вставка фигур, рисунков.
Настройка анимации. Создание слайда для презентации на основе шаблона на заданную
тему.
Раздел 5. Интернет
Интернет. Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые системы в сети
Интернет. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных
изображений. Безопасность работы в интернет.
Тематическое планирование «Основы компьютерной грамотности» 6 класс
№
Тема раздела
Количество
часов
1.
Работа на компьютере.
3
2.
Графический редактор Paint.
6
3.
Текстовый редактор Microsoft Word.
15
4.
Программа Power Point.
6
5.
Интернет.
4
Итого:34 часа
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
-правила техники безопасности при работе на компьютере и в компьютерном классе;
-основные устройства компьютера;
-название и возможности программ Paint, Microsoft Word, Power Point;
Обучающие должны уметь:
- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу;
- работать с программами Word, Paint, , Power Point;
-набирать простой текст, выбирать и изменять шрифт текста;
-выполнять простейшее форматирование текста;
-сохранять документы в папке «Мои документы",на рабочем столе и на внешних
носителях.
- входить в сеть «Интернет» и находить нужную информацию
Раздел
Календарно-тематическое планирование
«Основы компьютерной грамотности» 5 класс
№ урока
Тема урока
Дата
по
по
плану факту
Знакомство с
компьютером
( 4 часов)
Графический
редактор Paint.
(6ч.)
Текстовый
редактор
Microsoft Word.
(14 часов)
1
Компьютер и безопасность. Роль
компьютера в жизни человека.
2
Основные устройства компьютера, их
взаимодействие.
3
Компьютерная «мышь». Работа с «мышью» и
клавиатурой.
4
Запуск программ. Управление компьютером с
помощью меню.
1
Графический редактор Paint. Назначение,
возможности, местоположение. Панель
опций, панель инструментов.
2
Знакомство с инструментами графического
редактора.
3
Разработка изображений. Рисунок из
геометрических фигур.
4
Разработка изображений. Рисунок
карандашом и кистью.
5
Рисунок по образцу.
6
Рисунок на свободную тему.
1-2
3
Набор текста. Сохранение текста на Рабочем
столе.
4
Набор текста. Сохранение текста в папке
«Мои документы», на рабочем столе.
5
Набор текста по образцу.
6
Набор текста по инструкции.
7-8
Программа
Power Point.
( 9 часов)
Знакомство с программой Microsoft Word.
Оформление текста-объявления, текста
поздравительной открытки.
9
Работа с фрагментами текста.
Форматирование текста.
10
Редактирование текста по образцу.
11
Редактирование текста по инструкции.
12
Форматирование шрифта.
13
Форматирование абзацев в тексте.
14
Вставка и редактирование рисунков и
надписей. Создание Грамоты.
1-2
Работа с программой Power Point.
3-4
Создание и дизайн слайда.
5,6,7
8
Вставка фигур, рисунков, настройка
анимации.
Создание слайда для презентации на основе
шаблона на заданную тему.
9
Интернет.(1час)
Интернет. Знакомство со всемирной сетью.
Календарно-тематическое планирование
«Основы компьютерной грамотности» 6 класс
Раздел
Работа на
компьютере
(3ч.)
Графический
редактор Paint
(6ч.)
Текстовый
редактор
Microsoft Word
(15ч.)
№
урока
1
2
3
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Приложения
PowerPoint (6ч.)
10-11
12-13
14-15
1
2
3
4
5-6
Тема урока
по
плану
Компьютеры в школе. Техника безопасности
при работе с компьютером.
Основные устройства компьютера.
Элементы компьютерного стола, Запуск
программ.
Программа
для
рисования
Paint.
Инструменты:
Карандаш,
Кисть,
Распылитель, Ластик, Надпись.
Рисунок из геометрических фигур.
Рисунок карандашом и кистью.
Рисунок по образцу.
Рисунок на свободную тему.
Создание комбинированного документа.
Набор текста. Сохранение текста в папке
«Мои документы»
Набор текста. Сохранение текста на рабочем
столе и на внешних носителях.
Набор текста по образцу.
Набор текста по образцу с
использованием букв латинского алфавита.
Набор текста по инструкции.
Подготовка
текстовых
документов.
Редактирование текста.
Работа
с
фрагментами
текста.
Форматирование текста, шрифта, абзацев.
Вставка в текст готового рисунка или
фигуры.
Создание, редактирование и форматирование
таблиц.
Проект «Книжная обложка»
Проект « Приглашение на День Рождения»
Проект « Лист календаря»
Работа с программой Power Point.
Назначение панелей инструментов.
Создание и дизайн слайда.
Размещение информации на слайде.
Вставка фигур, рисунков, настройка
анимации.
Создание слайда для презентации на основе
шаблона на заданную тему.
Дата
по факту
Интернет
(4ч.)
1
2
3
4
Безопасность работы в интернет. Поисковые
системы. Поиск информации в Интернете.
Поиск
информации в интернете и
копирование ее в Microsoft Word.
Поиск изображений. Сохранение найденных
изображений.
Поиск изображений. Сохранение найденных
изображений. Обработка на компьютере.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы внеурочной деятельности «Виртуальная реальность»
для 5-6 класса
1. Учебно-методическое обеспечение:
«Начальная школа». Методическое пособие по информатике для учителей 2-4
классов общеобразовательных школ, Автор: Бокучава Татьяна Петровна, Тур
Светлана Николаевна, издатели: BHV, год выпуска 2010;
Информатика. 5 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Издательство: БИНОМ.
Лаборатория знаний. Учебник предназначен для изучения курса «Информатика» в 5
классе общеобразовательной школы. Он входит в состав учебно-методического
комплекта по информатике для 5–9 классов, включающего авторскую программу,
учебники, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия для
учителя;
Информатика. 5–6 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.
Методическое пособие для учителей. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков
информатики в 5–6 классах. Представлены подробные поурочные разработки,
включающие формируемые универсальные учебные действия, решаемые учебные
задачи. Даны рекомендации по использованию материалов электронного
приложения к учебникам и электронных образовательных ресурсов федеральных
образовательных порталов, а также ответы, указания и решения к задачам в
учебниках и рабочих тетрадях. Для учителей информатики и методистов.
2. Учебно-практическое оборудование:
наглядные пособия;
раздаточный материал;
таблицы по разделам программы.
3. Технические средства обучения:
персональный компьютер;
ноутбуки;
планшеты;
проектор;
экран.