Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ. СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО)» основное общее образование, 9 класс Автор-составитель: Кушнин Петр Алексеевич, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд (Технодогия. Столярное дело)» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 2.Цель учебного предмета подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ. Задачи: формирование доступных школьникам технических и технологических знаний; - развитие организационных умений учащихся; - развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ; - воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу. На уроках профессионально-трудового обучения используются современные педагогические технологии. Технологии обучения: - здоровьесберегающие; - игровые; - информационно-коммуникационные; - дифференцированное обучение; - личностно-ориентированное; - технология поддержки ребѐнка. На уроках будут применяться комплексно все методы обучения: - словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника; - наглядные: демонстрация иллюстративной и натуральной; - практические: лабораторные и практические работы. Основные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: - объяснение нового материала с опорой на наглядные и методические пособия, разнообразные по форме и содержанию, показ презентаций по темам и т.д.; - закрепление изученного материала с использованием многовариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного. Основной формой организации учебного процесса по предмету «Профессионально-трудовое обучение» является – занятие, состоящее из 2-3 уроков продолжительностью 40 минут. 3. Место учебного предмета в учебном плане На реализацию программы по профильный труд (технология столярное дело) в федеральном базисном учебном плане в 9 классе отводится 8 часов в неделю. Курс рассчитан на 272 часа в год. - формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; - формирование экологического мышления в разных формах деятельности; - формирование умений при изучении данного предмета; - осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; - овладение методами решения творческих задач, обеспечение сохранности продуктов труда; - формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач; - формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Описание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения Личностные результаты обучения - проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности; - выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - осознание необходимости общественно полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации; - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам Метапредметные результаты - самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию изделий; - выбор для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии); - согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками; - объективное оценивание вклада своей трудовой деятельности в решении общих задач коллектива; - соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; - соблюдение норм и правил безопасности познавательно трудовой деятельности Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса Учащиеся должны знать: - материалы, применяемые в столярном производстве; - основные породы, свойства и пороки древесины; - сущность и назначение основных столярных операций; - способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления; - назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения; - виды соединений деревянных деталей, по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение; - способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений; - виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение; - контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования; - способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака; - устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами; - устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; - правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места; - специальную терминологию и пользоваться ею. Учащиеся должны уметь: - выполнять столярные работы ручными инструментами; - размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали; - собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений); - пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями; - рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию; - бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями; - подготавливать и рационально организовывать рабочее место; - соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы. Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию учащихся с ограниченными возможностями и их социально-бытовой ориентации - Содержание тем учебного курса № темы 1 Тема Кол-во часов 2 Вводное занятие 2 Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской 2 3 Художественная отделка столярных изделий 2 4 Материал для маркетри 2 5 Инструменты художественной изделия для отделки 2 6 Выбор рисунка и его перевод на изделие 2 7 Приемы работы инструментами для выполнения маркетри 4 8 Знакомство с изделием 1 9 Последовательность изготовления изделия 2 Содержание темы Задачи обучения в 9 классе. План работы на четверть. Распределение обязанностей и рабочих мест. Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской. Хранение инструментов и уход за ними. Экономное расходование материалов Виды художественной отделки столярных изделий. Эстетические требования к изделию. Особенности отделки изделия в технике маркетри Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмусрезак. Подготовка инструментов к работе. Правила безопасной работы Виды рисунков для маркетри (геометрические, растительные). Перевод рисунка на изделие Организация рабочего места. Приемы работы инструментами для выполнения маркетри. Выполнение упражнений по вырезанию деталей узора Коробка для шахмат: детали, материал, вид соединения деталей, отделка. Ориентировка по чертежу. Выполнение технического рисунка Последовательность изготовления изделия Изготовление коробки 18 Разметка штапиков и геометрического рисунка Нарезание заготовок для маркетри 2 13 Набор на бумагу геометрического орнамента 3 14 Наклеивание набора на изделие 1 15 Отделка готового изделия 2 16 Оценка качества готового изделия Основы пожарной безопасности 1 18 Действия при пожаре 2 19 Практическое повторение. Изготовление журнального столика с художественной отделкой 52 20 Самостоятельная работа. Выполнение изделий для школы 2 четверть Вводное занятие 20 Общие сведения о мебельном производстве 2 0 11 12 17 21 22 4 2 1 Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы (коробки): черновая разметка и заготовка деталей; выстрагивание деталей; чистовая разметка и отпиливание деталей по заданным размерам; выполнение соединения деталей; подгонка и склеивание соединений рамки; изготовление крышек коробки из фанеры; соединение крышек с рамкой; зачистка поверхностей изделия; выполнение соединения двух рамок с помощью петель Разметка штапиков и геометрического рисунка Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур Перевод рисунка на бумагу. Набор на бумагу геометрического орнамента. Правила выполнения набора Наклеивание набора на изделие. Технические требования к выполнению данной операции Зачистка поверхности изделия шлифовальной шкуркой. Покрытие лаком. Технические требования к выполнению операций. Правила безопасной работы Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами Правила поведения при пожаре. Вызов пожарной команды. Использование первичных средств пожаротушения. Пути эвакуации. Оказание первой помощи пострадавшим Последовательность изготовления изделия. Подбор материала для изделия. Разметка деталей изделия. Изготовление деталей изделия. Сборка изделия. Отделка изделия. Анализ выполненной работы Последовательность изготовления изделия. Оценка качества готовых изделий План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской Общие сведения о мебельном производстве. Виды мебели. Предприятия, выпускающие мебель. Профессии мебельного производства 23 Виды мебели 2 24 Детали и элементы столярных изделий 2 25 Изучение чертежей изготовления деталей изделия Изучение сборочных чертежей изделия Выбор изделия и составление плана его изготовления 2 28 Выполнение заготовительных операций 2 29 Разметка и обработка деталей изделия 8 30 Сборка узлов изделия «насухо» Сборка изделия на клею 2 Оценка качества готового изделия Прием и увольнение с работы 1 Права и обязанности рабочих Виды оплаты труда Охрана труда на предприятиях 1 37 Трудовая и производственная дисциплина 1 38 Труд молодежи 1 26 27 31 32 33 34 35 36 Требования к современной мебели (эстетические, технико-экономические). Виды мебели по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборноразборная, складная, корпусная, брусковая) Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть),платик, свес, гребень, паз Изучение чертежей изготовления деталей изделий 2 Изучение сборочных чертежей изделий 2 Выбор изделия (игрушечная мебель в масштабе 1:5 от натуральной: столы разных видов, кровати, диваны, шкафы). Составление плана изготовления изделия Подбор материала для изготовления изделия. Черновая разметка заготовок и их отпиливание Инструменты для разметки. Разметка деталей по заданным размерам. Обработка деталей изделия. Требования к качеству выполняемых операций Сборка узлов изделия «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий Виды клея. Подбор клея для конкретного изделия. Сборка изделия на клею Критерии оценки качества изделия. Оценка качества готового изделия Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор, его содержание Права и обязанности рабочих. Перевод на другую работу, отстранение от работы Виды оплаты труда Охрана труда на предприятиях. Обучение работников безопасным приемам работы. Инструктаж работников по охране труда. Обязанности работников по соблюдению ими норм и правил охраны труда Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Порядок разрешения трудовых споров Труд молодежи. Порядок приема на работу. Продолжительность рабочего времени. Медицинские осмотры. Перенос тяжестей. Отпуск. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии 2 2 1 1 39 Практическое повторение. Изготовление изделий для школы 8 40 4 41 Самостоятельная работа. Изготовление изделия Плотничные работы 42 Теска древесины 1 43 Подготовка инструментов и приспособлений к работе 2 44 Технология тески бревен 2 45 Выборка четвертей и пазов 2 46 Соединение бревна и бруска с помощью врубок 2 47 Сплачивание доски и бруска в щит 2 48 Дисковая электропила: устройство, приемы работы Электрорубанок: устройство, приемы работы 2 Хвойные и лиственные лесоматериалы Ассортимент пиломатериалов и досок 1 Ассортимент заготовок из пиломатериалов Ассортимент фрезерованных деревянных деталей для строительства Материалы и изделия для настилки пола 1 Виды паркета 1 49 50 51 52 53 54 55 1 2 2 1 1 Последовательность изготовления изделия. Подбор материала для изделия. Разметка деталей изделия. Изготовление деталей изделия. Сборка изделия. Анализ выполненной работы Последовательность изготовления изделия. Анализ выполненной работы Содержание плотничных работ в строительстве. Инструменты для плотничных работ Теска древесины: назначение технологической операции, организация рабочего места, правила безопасности Подготовка инструментов к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок Выборка четвертей и пазов: приемы выполнения. Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит. Технические требования к качеству выполненной операции Дисковая электропила: устройство, приемы работы и правила безопасности Электрорубанок: устройство, приемы работы. Правила безопасной работы с электрорубанком Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение Виды пиломатериалов: брусья, бруски, доски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды досок в зависимости от способа распиловки бревна Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная) Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения Характеристика строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ 1 57 Знакомство с изделием 1 58 Подбор материала и его раскрой 2 59 Изготовление изделия 4 60 15 61 Практическое повторение. Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ Самостоятельная работа 62 3 четверть Вводное занятие 56 5 Изготовление изделия. Последовательность изготовления изделия 1 План работы на четверть. Инструктаж по охране труда Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (лущеный, строганный). Свойства видов, производство шпона Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды набора шпона («в елку», «в конверт», «в шашку») Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты Облицовочный пленочный и листовой материалы: виды, свойства Технология облицовки поверхности изделия пленками 63 Шпон: виды, свойства, производство 2 64 Технология облицовки поверхности шпоном 2 65 Облицовка поверхности шпоном (на материалоотходах) 3 66 Облицовочные пленочный и листовой материалы Технология облицовки поверхности изделия пленками Выполнение облицовки поверхности пленкой (на материалоотходах) 1 Знакомство с изделием 1 67 68 69 Характеристика строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ (терки, гладилки, соколы, малки). Назначение инструментов. Материалы для их изготовления. Технические требования к качеству выполнения Малка для штукатурных работ. Назначение малки. Материалы для ее изготовления. Технические требования к качеству выполнения. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций Подбор материала для изделия. Разметка. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Черновая заготовка Рациональная последовательность выполнения обрабатывающих и отделочных операций. Чистовая заготовка. Изготовление изделия. Проверка готовых деталей и изделий Последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Правила безопасной работы 1 1 Последовательность работы по облицовке поверхностей пленками. Выполнение облицовки поверхности пленкой (на материалоотходах) Навесная книжная полка: детали, 70 71 Последовательность изготовления изделия Изготовление навесной книжной полки 1 24 Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц 2 Практическое повторение. Изготовление изделий для школы Самостоятельная работа. Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда Элементы оконного блока 20 77 Изготовление оконных блоков в производственных условиях 2 78 Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий Изготовление элементов оконного блока (форточки) 1 72 73 74 75 76 79 3 материалы для изготовления, способы соединения деталей полки. Сборочные чертежи изделия Составление последовательности изготовления изделия Подбор материала, разметка с припуском на обработку. Выпиливание. Облицовка поверхности деталей пленкой. Обработка лицевых кромок. Изготовление круглых вставных шипов. Выполнение несквозных отверстий в деталях под шипы. Сборка изделия «насухо». Сборка корпуса. Установка задней стенки. Застрагивание и зачистка выступающих кромок. Установка ушек заподлицо с задней стенкой. Установка направляющих полозков для стекол. Технические требования к качеству готового изделия Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитуры для открывания дверей и выдвигания ящиков Последовательность изготовления изделия 10 Последовательность изготовления деталей мебельного изделия 2 Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг), технические требования к деталям Изготовление оконных блоков в производственных условиях. Оборудование для производства оконных рам. Разделение труда при производстве оконных блоков Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. Инструменты. Правила безопасной работы 16 Подбор материалов для изделия. Черновая разметка. Отпиливание. Разметка с учетом припусков на обработку. Обработка заготовок. Изготовление элементов соединения деталей изделия. Сборка элементов оконных блоков «насухо». Дефекты столярностроительного изделия и способы их устранения Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов Ремонт столярных соединений 2 83 Ремонт оконных рам, дверей, встроенной мебели, перегородок 2 84 Выполнение ремонта столярно-строительного изделия 4 85 Теплоизоляционные материалы 2 86 Гидроизоляционная пленка 1 87 Смазочные материалы 2 88 Практическое повторение 20 89 Самостоятельная работа 11 90 4 четверть Вводное занятие 1 80 81 82 1 2 91 Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии 2 92 Механизация и автоматизация столярных работ 2 Проверка сборки. Сборка изделия на клею. Оценка качества готового изделия Дефекты столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения Инструменты, применяемые для устранения дефектов. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов Подготовка изделия к ремонту. Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, покоробленностью; заделка трещин. Способы устранения дефектов Ремонт оконных рам, дверей, встроенной мебели, перегородок: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплений, ремонт и замена деталей Осмотр изделия. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефектов. Проверка качества работы Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, их применение Гидроизоляционная пленка: виды и применение Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервации металлических изделий Изготовление изделия. Последовательность изготовления изделия Изготовление изделия Последовательность изготовления изделия. Анализ выполненной работы План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках: положительные и отрицательные стороны производства. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности труда и качеству работы Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением 93 Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ 94 Производительность труда и себестоимость продукции 1 95 Мебельное производство 3 96 Секционная мебель 2 97 Разработка одного из видов секционной мебели 2 98 Способы установки и соединения стенок секции 2 99 Изготовление секций 20 100 Сборка изделия 4 101 Монтаж секционной мебели 2 102 Практическое повторение. Изготовление изделий для школы Контрольная работа. Выполнение технологической операции или изготовление изделия Перегородка: устройство, технология монтажа 20 105 Дощатый пол: устройство, технология настилки 3 106 Правила безопасности при выполнении плотничных работ 1 103 104 2 Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудование для сборки столярных изделий Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции. Конкурентоспособность предприятия Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии, мебельной фабрике Секционная мебель: разновидности, преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, полуящик), фурнитура Разработка одного из видов секционной мебели (мебельной стенки для кабинета, стола для учителя). Технический рисунок изделия и отдельных узлов Способы установки и соединения стенок секции. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц Изготовление секций: подбор материала, разметка деталей, отпиливание, обработка деталей, их отделка. Технические требования к качеству работы Сборка изделия из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Проверка качества выполненной работы Разборка, перенос и монтаж секционной мебели на месте эксплуатации. Проверка открывания дверей Последовательность изготовления изделия 5 Последовательность изготовления изделия или выполнения технологической операции 2 Устройство перегородки. Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима для сплачивания пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке Правила безопасности при выполнении плотничных работ 8 108 Монтаж перегородки (или настил пола) в нежилом помещении Кровельные материалы 109 Облицовочные материалы 1 110 Линолеум и его применение 1 111 Резка линолеума 2 112 Виды и приемы наклеивания линолеума на основание 2 113 Возможные дефекты в линолеумных полах и их предупреждение Фанера: виды, изготовление, применение 1 115 Свойства фанеры и ее сорта 1 116 Древесностружечные и древесноволокнистые плиты 1 117 Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит Практическое повторение. Выполнение заказов для школы. Подготовка к экзаменам 1 107 114 118 2 1 17 Технология монтажа перегородки (или технология настилки пола) в нежилом помещении Назначение кровельных материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный, стеклорубероид, битумные мастики: свойства, применение. Лист асбоцементный: виды (плоский, волнистый), свойства. Кровельный материал: виды (сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица), область применения Назначение облицовочного материала. Картон облицовочный, лист гипсокартонный (применение) Линолеум: применение при строительстве зданий. Виды покрытия пола, характерные особенности видов покрытия Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с учетом припуска по длине. Организация рабочего места при резке линолеума. Правила безопасной работы Мастика для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке. Организация рабочего места. Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Прирезка стыков линолеума и приклеивание кромок. Способы соединения линолеума на войлочной основе в дверных проемах Виды дефектов в линолеумных полах. Предупреждение и устранение дефектов Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности обработки Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит Изготовление изделий, равнозначных по трудности исполнения экзаменационному. Последовательность изготовления изделия Тематическое планирование № урока 1 2-3 4-5 8-9 10 - 11 12 - 15 16 17 - 18 19 - 20 21 - 22 23 -24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 35-36 37-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65 66 67 68 69 70-71 72-73 74-75 76-77 78-79 80-81 82-83 84-85 86 Тема урока I четверть Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской Художественная отделка столярных изделий Инструменты для художественной отделки изделия Выбор рисунка и его перевод на изделие Приемы работы инструментами для выполнения маркетри Знакомство с изделием (коробка для шахмат) Последовательность изготовления изделия Черновая разметка и заготовка деталей Выстрагивание деталей Чистовая разметка и отпиливание деталей в размер Выполнение соединения двух рамок с помощью петель Основы пожарной безопасности Действия при пожаре Самостоятельная работа. Изготовление разделочных досок с художественной отделкой Выбор материала и инструмента. Разметка заготовки Выпиливание и строгание доски. Шлифование Выбор рисунка. Нанесение рисунка на заготовку Вырезание рисунка Шлифование рисунка Покрытие изделия лаком Изучение чертежей изготовления деталей изделия Изучение сборочных чертежей изделия Выбор изделия и составление плана его изготовления Выполнение заготовительных операций Инструменты для разметки Разметка деталей по заданным размерам Обработка деталей изделия Права и обязанности рабочих Виды оплаты труда Охрана труда на предприятиях Трудовая и производственная дисциплина Труд молодежи Практическое повторение. Изготовление модели шкафа (в масштабе 1: 5) Обработка деталей Сборка изделия. Подгонка деталей Сборка изделия на клею. Отделка изделия Разметка. Изготовление деталей изделия Сборка изделия и отделка Подготовка инструментов и приспособлений к работе Технология тески бревен Выборка четвертей и пазов Соединение бревна и бруска с помощью врубок II четверть Колво часов 1 2 2 2 2 4 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 87 88 89-90 91-92 93-94 95 96 97 98 99 100 101-102 103-106 107-108 109 110-111 112-113 114 115-116 117-118 119-121 122 123 124-125 126-127 128-129 130-131 132-133 134-135 136-137 138-139 140-141 142-143 144-145 146-147 148 149 150 151-152 153-154 155-156 157-158 159-160 Вводное занятие. Правила ТБ Соединение бревна и бруска с помощью врубок Сплачивание доски и бруска в щит Дисковая электропила: устройство, приемы работы Электрорубанок: устройство, приемы работы Хвойные и лиственные лесоматериалы Ассортимент фрезерованных деревянных деталей для строительства Материалы и изделия для настилки пола Виды паркета Характеристика строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ Знакомство с изделием (малка для штукатурных работ) Подбор материала и его раскрой Изготовление малки Практическое повторение. Изготовление станка для лучковой пилы Подбор материала и инструментов Установка и натягивание полотна пилы Самостоятельная работа. Изготовление гладилки для штукатурных работ Выбор материала и инструмента. Разметка деталей гладилки Изготовление деталей гладилки Сборка и отделка изделия Шпон: виды, свойства, производство Технология облицовки поверхности шпоном Облицовка поверхности шпоном (на материалоотходах) Знакомство с изделием (навесная книжная полка) Последовательность изготовления изделия Подбор материала, разметка с припуском на обработку Выпиливание заготовок Изготовление круглых вставных шипов Сверление несквозных отверстий под шипы Сборка изделия насухо Сборка корпуса. Установка задней стенки Застрагивание и зачистка выступающих кромок Установка ушек заподлицо с задней стенкой Установка направляющих полозков для стекол Технические требования к качеству готового изделия Практическое повторение. Изготовление навесной книжной полки с облицовкой поверхности пленкой Подбор материала и инструментов. Разметка деталей полки Выпиливание деталей полки Облицовка поверхности деталей пленкой III четверть Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда Облицовка поверхности деталей пленкой Изготовление круглых вставных шипов Выполнение глухих отверстий в деталях под шипы Сборка изделия Установка задней стенки Самостоятельная работа. Изготовление настенной полки для цветов Подбор материала и инструмента. Разметка деталей 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 4 2 1 2 2 1 2 2 3 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 2 161-164 165-166 167-168 169-170 171-172 173 174-175 176-177 178-179 180-181 182-183 184-185 186-187 188 189-190 191-192 193-194 195 196-197 198-199 200-201 202-203 204-209 210-213 214-215 216-217 218 219-220 221-222 223-224 225-226 227-228 229-230 231 232-234 235-238 239-247 248-249 250-251 252 253-254 255-256 257-258 259-264 Изготовление деталей полки Отделка деталей облицовочной пленкой Сборка изделия. Установка ушек Элементы оконного блока Изготовление оконных блоков в производственных условиях Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий Подбор материалов для изделия. Черновая разметка Разметка с учетом припусков на обработку Обработка заготовок Изготовление элементов соединения деталей изделия Проверка сборки. Сборка на клею Оценка качества готового изделия Дефекты столярно-строительного изделия и способы их устранения Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов Ремонт столярных изделий Ремонт оконных рам, дверей, встроенной мебели, перегородок Теплоизоляционные материалы Гидроизоляционная пленка Смазочные материалы Практическое повторение. Изготовление оконного блока (в масштабе 1: 2) Подбор материала и инструментов. Разметка Отпиливание заготовок Разметка с учетом припусков на обработку Обработка заготовок Изготовление элементов соединения деталей изделия Сборка элементов оконных блоков «насухо». Подгонка соединений Сборка изделия на клею. Оценка качества Самостоятельная работа. Изготовление элементов оконного блока «форточки» Подбор материала и инструментов. Разметка Изготовление элементов соединения деталей Сборка форточки «насухо» Сборка изделия на клею Механизация и автоматизация Механизация и автоматизация столярных работ Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ Производительность труда и себестоимость продукции Мебельное производство Отпиливание заготовок в размер Обработка деталей Отделка деталей Сборка изделия IV четверть Вводное занятие. Правила ТБ Монтаж секционной мебели Практическое повторение. Изготовление подставки под телевизор Подбор материала и инструментов. Изучение технологической карты Сверление отверстий в щитах Точение фасонных деталей на станке 4 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 6 4 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 3 4 8 2 2 1 2 2 2 6 265-266 267-268 269 270-271 272 Сверление отверстий под шипы. Изготовление шипов Сборка изделия на клею Теоретическая часть: вопросы и тест в 3-х вариантах Изготовление деталей табурета в масштабе 1: 2 (3 варианта) Перегородка: устройство, технология монтажа Дощатый пол: устройство, технология настилки 2 2 1 2 1 Учебно-методическое обеспечение по трудовому обучению Класс Учебник 5-9 5 6 7 8 Столярное дело Технология Технология Технология Технология 6 Технология Автор Издательство Перелетов А.Н. Сасова И.А. Сасова И.А. Сасова И.А. Симоненко В.Д. Симоненко В.Д. Владос Вентана-Граф Вентана-Граф Вентана-Граф Вентана-Граф Год издания 2005 2004 2004 2005 2005 Колво 1 1 1 1 1 Рабочие тетради 1 2 - Вентана-Граф 2004 1 - Методические пособия по трудовому обучению № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Название Автор Издательство Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда Мебель своими руками Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева Настольная книга учителя технологии Сборник нормативнометодических материалов по технологии Преподавание слесарного дела Метод проектов в технологическом образовании школьников Методические рекомендации к проведению уроков 6 класс Работа с древесиной. 5 класс Справочник плотника-столяра Пирография, или искусство выжигания по дереву Большая энциклопедия ремесел Столярные работы Бешенков А.К. Дрофа Год издания 2002 Бобиков П.Д. Гришин В.И. ЭКСМО Мартин 2006 2007 Марченко А.В. Астрель 2005 Марченко А.В., Вентана-Граф Сасова И.А., Гуревич М.И. Патракеев В.Д. Владос Сасова И.А. Вентана-Граф 2004 Симоненко В.Д. Вентана-Граф 2006 Скворцов К.А. Соломатина Н.А. Сью Уолтерс Школьная пресса ЭКСМО Феникс 2007 2006 2006 Федотов Г.Я. Челышева Е. М. ЭКСМО Феникс 2008 2004 2004 2003 Изделия, выполненные учащимися прошлых лет (табуреты, плечики, рубанки, подсвечники, скамейки и т.д.). Инструменты и приспособления для столярной мастерской (рубанки, стамески, ножовки, лобзики, напильники, стусла, угольники и т.д.). Технологические карты на изготовление изделий по программе (точение на токарном станке, изготовление разделочной доски, изготовление брусков для точения фасонных деталей, изготовление ручки напильника и т.д.) Плакаты по технике безопасности при работе столярными инструментами: напильник, ножовка, токарный станок, настольный сверлильный станок и т.д.) Компакт-диск «Технология - мальчики 5-9 классы» Карточки-задания по столярному делу Демонстрационные измерительные инструменты (штангенциркуль, микрометр). Учебное пособие «Декоративно - прикладное творчество. Резьба по дереву, выпиливание, выжигание» Учебное пособие «Обработка древесины» Учебное пособие «Декоративно - прикладное творчество. Создание изделий из древесины и металла». Кабинет трудового обучения «Столярное дело» Станок токарный универсальный ДОТ 1000 - 3 шт. Наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках. Деревья и листья» Москва Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2013 г. 1. береза 2. дуб 3. каштан 4. клен 5. липа 6. ольха 7. осина 8. сосна Электроприбор для выжигания по Наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках. Инструменты дереву «Орбита» 4 шт. домашнего мастера» Москва Издательство «МОЗАИКА –СИНТЕЗ» 2013 г. 1. молоток 2. кувалда 3. разводной ключ 4. струбцина 5. электродрель 6. рубанок 7. шпатель 8. мастерок 9. отвертки 10. плоскогубцы 11. напильник 12. тиски 13. ножовка 14. коловорот 15. складной метр 16. кисть малярная Доска аудиторная 1 сек. Рамка – стенд универсальная для плакатов и таблиц (700х1000) 15 шт. Верстак столярный ученический (бук) 12 шт. Правила безопасной работы Трудовое обучение (наглядное (технический труд). пособие) Учебно – наглядное пособие. Комплект 1. Ручной столярный инструмент таблиц Е. С. Глозман 2007 г. 2. Устройство столярного верстака 1.1. Правила безопасной работы при 3. Типы графических изображений ручной обработке древесины. 4. Чтение чертежа 1.2. Правила безопасной работы при 5. Технологическая карта пилении древесины. 6. Разметка заготовок 1.3.Правила безопасной работы при 7. Строгание. Сверление. Долбление. строгании и долблении древесины. 8. Пиление. Выпиливание. Зачистка 1.4. Правила безопасной работы с 9. Сборка изделия электрическим выжигателем. 10. Правила безопасного труда при 1.5. Правила безопасной работы при резьбе 111. Правила безопасного труда при ручной обработке металла. 1.6. Правила безопасной работы при обработке проволоки. 1.7. Правила безопасной работы при обработке тонколистового металла. 1.8. Правила безопасной работы при опиливании металла. 1.9. Правила безопасной работы при рубке металла. 1.10. Правила безопасной работы при резании металла слесарной ножовкой. 1.11. Правила безопасной работы при пайке электрическим паяльником. 1.12. Правила безопасной работы при термической обработке стали. 1.13. Правила безопасной работы на сверлильном станке. 1.14. Правила безопасной работы на токарно – винторезном станке. 1.15. Правила безопасной работы на фрезерном станке. 1.16. Правила безопасной работы на токарном станке при обработке древесины. 1.17. Правила безопасной работы с бытовыми переносными электроинструментами. 1.18. Правила безопасной работы при выполнении электромонтажных работ. 1.19. Правила пожарной безопасности в учебных мастерских. Виды художественной обработки древесных материалов (наглядное пособие) Соединение в столярных изделиях (наглядное пособие) Технология обработки (комплект таблиц 11 шт.) древесины выпиливании и выжигании. 12. Точение декоративных изделий из древесины. 13. Правила поведения в мастерской. Трудовое обучение. Изготовление валика на токарном станке по дереву (наглядное пособие) Трудовое обучение. Соединение деталей из древесины на гвоздях (наглядное пособие) Трудовое обучение. Изготовление детали призматичной формы из древесины (наглядное пособие) Декоративно – прикладное творчество. Создание изделий из древесины и металлов (комплект из 16 таблиц) Молоток Отвертка Тиски Очки защитные Угольники столярные Линейки металлические Струбцина Технология. Декоративно – прикладное творчество. Резьба по дереву, выпиливание, выжигание (комплект из 12 таблиц) Киянка Дрель ударная электрическая Фрезер электрический Рубанок электрический Лобзик электрический Шуруповерт Угловая шлифовальная электрическая машина Стусло Набор для выжигания Лобзик ручной Рубанок металлический Рубанок деревянный Ножовка по дереву Набор фрез Набор пилок для электролобзика Набор для выпиливания лобзиком Станок заточной 1 шт. Станок сверлильный 1 шт. Стамески Напильники Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Нормы оценок теоретических знаний. При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины Отметка «5» ставится, если ученик: - Полностью усвоил учебный материал; - Умеет изложить его своими словами; - Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; - Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя; Отметка «4» ставится, если ученик: - В основном усвоил учебный материал; - Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; - Подтверждает ответ конкретными примерами; - Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя Отметка «3» ставится, если ученик: - Не усвоил существенную часть учебного материала; - Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; - Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; - Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя Нормы оценок практических работ. Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени. Отметка «5» ставится, если учеником: - Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески; - Изделие изготовлено с учетом установленных требований; - Полностью соблюдались правила техники безопасности; Отметка «4» ставится, если учеником: - Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - В основном правильно выполняются приемы труда; - Работа выполнялась самостоятельно; - Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10% - Изделие изготовлено с незначительными отклонениями; - Полностью соблюдались правила техники безопасности. Отметка «3» ставится, если учеником: - Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - Отдельные приемы труда выполнялись неправильно; - Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе; - Норма времени не выполнена не более чем на 25%; - Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; Не полностью соблюдались правила техники безопасности Контрольно – измерительные материалы учебного предмета «Профессионально – трудовое обучение. Столярное дело. 9 класс» 1 четверть 1. Какими бывают столярные соединения? а) неподвижными и неразъѐмными; б) подвижными и разъѐмными; в) разъѐмными и неразъѐмными. 2. Чтобы выдернуть забитый и подогнутый гвоздь, его вначале: а) выравнивают клещами; б) выбивают молотком; в) подгибают по оправке. 3. Каким инструментом размечают окружности. а) циркулем; б) рейсмусом; в) угольником 4. Укажите виды пиления древесины: а) продольное, поперечное; б) торцовое, прямое; в) прямое, криволинейное. 5. Лакирование деревянных изделий выполняют: а) для обработки шлифовальной шкуркой; б) для покрытия морилкой; в) для придания декоративного вида и защиты поверхностей от влаги и гниения. 6. В конце сверления нажим нужно: а) увеличить; б) уменьшить; в) не изменять. 7. Твердость древесины березы по сравнению с твердостью древесины липы: а) меньше; б) больше; в) одинакова. 8. Как шлифуют древесину шлифовальной шкуркой? а) вдоль волокон; б) поперѐк волокон; в) под разными углами волокон. 9. Из каких частей состоит шлифовальная шкурка? а) из основы, клея и зѐрен; б) из основы, материала и зѐрен; в) из основы, клея и бумаги. 10. В процессе, какой операции можно больше сэкономить пиломатериала? а) при строгании; б) при разметке; в) при пилении. 11. Какие инструменты применяются при разметке? а) измерительная линейка, ручка, карандаш; б) измерительная линейка, столярный угольник, шило, карандаш, рейсмус; в) ножовка, шило, карандаш. 12. Что такое фугование зубьев пилы? а) заточка зубьев пилы б) выравнивание зубьев по высоте в) строгание зубьев пилы. 2 четверть № п/п Содержание теста Круглый шип – это… Варианты ответов а) шкант б) проушина 1. в) пробка 2. Канавка (прорезь) в головках винтов и шурупов для отвѐртки называется… а) четверть б) шлиц в) шпунт 3. Правильно сложенный ряд досок, брусков, брѐвен, готовой продукции называется…. а) укладка б) штабель в) шпунт 4. Станок для затачивания инструментов называется… а) заточка б) дрель в) точило 5. Приспособление для распиловки деревянных брусков и досок под определѐнным углом называется… а) стусло б) ножовка в) струг Правильный ответ 6. Электрофицированный ручной инструмент для фигурного выпиливания называется… а) электролобзик б) электродрель в) электрорубанок Дерево с твѐрдой древесиной – это а) тополь б) берѐза 7. в) осина Дерево с мягкой древесиной – это а) липа б) яблоня 8. в) дуб 9. Столярный режущий инструмент для выборки гнѐзд, проушин – это а) топор б) стамеска в) резец 10. Строгальный инструмент с длинной колодкой до 700мм – это а) рубанок б) зензубель в) фуганок 11. Строгальный инструмент, при помощи которого выстрагивают фальцы и четверти называется… а) зензубель б) фальцгобель в) шпунтубель 12. Элемент соединения деревянных деталей представляет собой прорезь на конце бруска для шипа соединяемой детали…. а) плинтус б) гнездо в) проушина 13. Оклейка малоценной древесины фанерами ценных пород дерева называется… а) фанерование б) фугование в) шлифование 14. 15. Строгальный инструмент, срезающий очень тонкую стружку, представляет собой пластины различной формы из хорошей стали – а) зензубель Вещество, которое предохраняет древесину от влаги, называется… а) лак б) цикля в) цинубель б) клей в) морилка 16. При поражении электрическим током необходимо… а) облить водой б) выключить свет в)отключить электричество При работе с лаком необходимо… а) надеть берет б) надеть рукавицы 17. в) надеть маску Рабочее место столяра – это а) стол б) верстак 18. в) парта Крышка верстака устанавливается на… а) лоток б) подверстачье 19. в) закрутку При возникновении пожара необходимо… 20. а) звонить 01 б) звонить 02 в) звонить 03 3 четверть Вопрос Ответ 1 Нижняя часть ствола дерева а) комель б) крона в) чурбан 2 Верхняя часть дерева, состоящая из веток и листьев а) крона б) корни в) комель 3 Очищенный от веток и сучьев ствол называется. а) палка б) хлыст в) горбыль 4 Лиственная порода дерева а) дуб б) сосна в) ель 5 Отрезок ствола дерева, длиной не менее 4 м, очищенный от сучьев, с опиленной вершиной а) бревно б) крона в) доска 6 Материал получаемый склеиванием нескольких слоев шпона. а) пластмасса б) целлофан в) фанера 7 Рисунок, на древесном срезе получаемый путем пересечения годичных колец. а) картина б) текстура в) эскиз 8 Инструмент, предназначенный для получения цилиндрических отверстий в древесине. а) рубанок б) напильник в) сверло 9 Устройство в дрели, сверлильном станке для закрепления сверла а) гильза б) клин в) патрон 10 Крепѐжный конусообразный стержень с винтовой нарезкой, имеющий головку с прорезью или крестом а) гвоздь б) шуруп в) нагель 4 четверть 1 Вопрос Ответ Крепѐжный конусообразный стержень с винтовой нарезкой, имеющий головку с прорезью или крестом а) гвоздь б) шуруп в) нагель 2 Коловорот-это… а) инструмент для строгания древесины; б) инструмент для сверления древесины; в) инструмент для долбления древесины. 3 Широкая часть доски называется: а) кромка б) пласть в) край 4 Шурупы для соединения различных деталей: а) забивают; б) завинчивают; в) склеивают. 5 Какая из операций называется отделочной 6 Металлический стержень с заострением на одном конце а) шпилька и шляпкой на другом для соединения деталей из б) шкант древесины в) гвоздь 7 Линия, параллельная видимому горизонту земли а) вертикальная б) прямая в) горизонтальная 8 Что получается при продольной распиловке брѐвен а) пиломатерилы б) двп в) дсп 9 Какое изделие из перечисленных имеет призматическую форму 10 Режущий инструмент необходимо передать товарищу а) долбление б) шлифование в) пиление а) крышка стола б) скалка в) ручка напильника а) лезвием вперед б) ручкой вперед в) на подносе