АРП Природоведение 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
«РАССМОТРЕНО»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании МО учителей- заместитель директора по УВР
предметников
________/Г.А. Перепелкина/
Рекомендовано к утверждению
«____» ___________ 202__ г.
Протокол № ___ от
«_____» августа 202__ г.
Руководитель МО учителейпредметников
_____________/Л.П. Резникова/

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ «Ш-И п. Эгвекинот»
от «___» _________ 202__ г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по природоведению
I вариант
основное общее образование, 6 класс

составитель: Дайнзанова Н.В.,
учитель биологии

го Эгвекинот
2023 год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Природоведение» в шестом классе
(вариант I) составлена в соответствии с Основной адаптированной общеобразовательной
программой МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023 - 2024 учебный год;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании
следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
2. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»
3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. №699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 22.01.2021 г. №Р – 23 «Об утверждении
методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению
содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году»
6. Учебный план АООП (вариант 1) на 2022 - 2023 учебный год МБОУ «Школа – интернат
посёлка Эгвекинот»
7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением
интеллекта развития. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся,
способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное,
эстетическое и физическое воспитание. Шестиклассники должны учиться наблюдать,
сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе.
Такая деятельность обучающихся имеет непосредственно большое значение для коррекции
недостатков психофизического развития школьников с особыми образовательными
потребностями, их познавательных возможностей и интересов.
Преподавание природоведения должно быть направлено на коррекцию недостатков
умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо
развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать
причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и
с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на
природу.
Для осуществления контроля над усвоением программы в конце каждого раздела
планируется итоговый контроль. Задания составлены для III уровней в соответствии с
требованиями для обучающихся 6 класса. Итоговый контроль позволяет выявить знания
обучающихся целого класса за сравнительно короткий срок и получить ответы на основные
вопросы раздела. Самостоятельные работы на каждом уроке на 7-10 минут. Также
практикуются задания на составление схем, таблиц, зарисовку объектов.

Общая характеристика учебного предмета
Учебной программой предусмотрено изучение таких важных тем курса, как
«Растительный мир Земли», «Животный мир Земли», «Человек».
Цель обучения: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире,
полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей
действительности.
Основные задачи: дать обучающимся элементарные, но научные и систематические
сведения об элементах живой природы, воспитать бережное отношение к природе,
патриотические, эстетические чувства, уважение к людям труда, другие социально значимые
качества личности, познакомить с правилами личной гигиены.
Раздел «Введение» в 6 классе направлен на повторение материала по формированию
знаний о живой и неживой природе.
При изучении раздела «Растительный мир Земли» обучающиеся знакомятся с
разнообразием растительного мира Земли: средой обитания, строением растений, видами
растений (дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, редкие) их значением.
При изучении раздела «Животный мир Земли" обучающиеся знакомятся с
разнообразием животного мира: различием по внешнему виду, способам питания,
передвижением, средой обитания, охраной животных и птиц.
При изучении разделов «Растительный мир», «Животный мир» у обучающихся 6
класса углубляются и систематизируются знания, приобретенные ранее в младших классах,
приводятся простейшие классификации растений и животных. Необходимо обращать
внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных,
показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и как следствие этого необходимость охраны растительного и животного мира. При изучении данных разделов
следует опираться на личный опыт обучающихся.
При изучении раздела «Человек» обучающиеся знакомятся, как устроен наш организм,
как работает (функционирует), как взаимодействуют органы, что такое здоровый образ
жизни, как оказать первую доврачебную помощь.
Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни
предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно гигиенических навыков.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в
образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 6 классе в соответствии с
учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых
используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих
методов:
1) методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный,
наглядный, практический);
2) методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности;
4) методов исследования (наблюдение, анкетирование).
Описание личностных и предметных результатов освоения природоведения
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования.

Предметные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных объектов - узнавание и называние изученных объектов
на иллюстрациях, фотографиях;
в натуральном виде в естественных условиях;
- представления о назначении изученных знание способов получения необходимой
объектов, их роли в окружающем мире;
информации об изучаемых объектах по
- отнесение изученных объектов к заданию учителя;
определённым группам (осина – лиственное - представления о взаимосвязях между
дерево леса);
изученными объектами, их месте в
- называние сходных объектов, отнесённых к окружающем мире;
одной и той же изучаемой группе (хвойные отнесение
изученных
объектов
к
деревья, рыбы, насекомые);
определённым группам с учётом различных
- соблюдение режима дня, правил личной оснований для классификации (корова –
гигиены и здорового образа жизни, животное,
млекопитающее
животное,
понимание их значения в жизни человека;
травоядное животное, сельскохозяйственное
соблюдение
элементарных
правил животное);
безопасного поведения в природе и - называние сходных по определённым
обществе (под контролем взрослого);
признакам объектов из тех, которые были
- выполнение несложных заданий под изучены на уроках, известны из других
контролем учителя;
источников; объяснение своего решения;
- адекватная оценка своей работы, - выделение существенных признаков групп
проявление к ней ценностного отношения, объектов;
понимание оценки педагога.
- знание и соблюдение правил безопасного
поведения в природе и обществе; правил
здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного;
проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем
объекте;
- выполнение задания без текущего контроля
учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка
своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
- совершение действий по соблюдению
санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
выполнение
доступных
возрасту
природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за
комнатными и культурными растениями.
Личностные результаты:
1) принятие и освоение социальной роли обучающегося;
2) формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
3) формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, её природным богатствам;
4) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
5) формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае
возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на

печатной основе, работе со статьёй учебника, наглядным материалом (иллюстрациями,
образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.);
6) формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях,
например, в поликлинике, магазине при выборе продуктов и др.;
7) формирование готовности к самостоятельной жизни;
8) формирование знаний о здоровом образе жизни (режиме дня, чередовании труда и отдыха,
здоровом питании, правильной осанке, гигиене);
9) формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;
10) знакомство с доступными правилами ухода за комнатными растениями, домашними
животными и животными живого уголка;
11) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
12) формирование умений соблюдать правила личной гигиены, режима дня, здорового
питания, умения ухаживать за комнатными растениями и домашними животными (кошки,
собаки, аквариумные рыбки, декоративные птицы);
13) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
14) формирование бережного отношения к природе, знакомство с Красной книгой –
экологическое воспитание;
15) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 6 класса
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
- простейшую классификацию растений - называть разнообразных представителей
(деревья, кустарники, травы) и животных животного и растительного мира;
(рыбы, насекомые, птицы, звери);
- ухаживать за домашними животными и
среду
обитания
и
разнообразие культурными растениями;
растительного и животного мира Земли;
- показывать части тела и некоторые органы
названия
типичных
представителей (сердце, лёгкие, желудок, органы чувств);
растительного и животного мира России и - демонстрировать образец правильной
своего края;
осанки;
- названия некоторых редких и занесённых в - оказывать простейшую доврачебную
Красную книгу растений и животных своей помощь, измерять температуру тела;
местности;
- соблюдать правила элементарной гигиены.
- правила поведения в природе;
- название частей и основных органов, их
назначение;
- факторы здорового образа жизни;
- основные санитарно-гигиенические нормы
и правила оказания доврачебной помощи.
Содержание тем учебного курса
В содержании учебного материала выделены основные блоки:
- Введение
- Растительный мир
- Животный мир
- Человек
Введение - 1 час.
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Живая природа:
растения, животные, человек.

Растительный мир Земли - 17 часов.
Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля,
сада, огорода, луга, водоёмов). Строение растений.
Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Берёза, клён, тополь, дуб, липа.
Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница.
Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места
произрастания.
Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка и др. Правила сбора. Использование.
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Герань, бегония, фиалки,
традесканция.
Растительный мир разных районов Земли. Растения нашей страны. Растения своей
местности: дикорастущие и культурные.
Практические работы; зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей
растений. Зарисовка растений в разные времена года. Заполнение таблиц, игры на
классификацию растений по месту произрастания. Уход за комнатными растениями.
Животный мир Земли – 35 часов.
Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания,
передвижения и др.
Среда обитания животных. Суша, воздух, водоёмы.
Понятие животные. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчёлы. Внешний вид. Место и
значение в природе.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные рыбы.
Земноводные. Лягушки, жабы.
Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Ласточки,
скворцы, снегири, орды, лебеди, журавли, чайки. Охрана птиц. Птицы своего края.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Млекопитающие
суши. Млекопитающие морей и океанов. Животные рядом с человеком. Домашние животные
в городе и деревне. Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, овцы, свиньи.
Домашние птицы: куры, утки, индюки. Уход за животными дома или в живом уголке.
Аквариумные рыбки. Птицы. Морские свинки. Хомяки. Черепахи. Кошки. Собаки. Правила
ухода и содержания.
Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких
районов Земли. Животный мир нашей страны.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Животные своей местности. Красная
книга области (края).
Практические работы: зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей. Упражнения в
классификации животных (таблицы, игры).
Человек – 13 часов.
Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы. Как
работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровый образ жизни человека (гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм
алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены.
Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена.
Органы чувств. Значение органов чувств. Правила гигиены и охрана органов чувств.
Профилактика нарушений слуха и зрения.
Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и
гигиена.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах и ссадинах.
Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка.
Специализация врачей. Медицинские учреждения.
Повторение – 2 часа.
Тематическое планирование
№ п/п

Тема раздела

Кол-во
часов

1.

Введение

1

2.

Растительный мир

17

3.

Животный мир

35

4.

Человек

15

Контрольные,
практические
работы

Основные виды учебной
деятельности
Повторение
основных
сведений
из
курса
природоведения о живой
природе.
Выявление
признаков
живого
и
взаимосвязь живой природы
с неживой
Выявление
взаимосвязи
между названиями группы
растений и их применением,
знакомство со строением
растений,
разделение
растений на 3 группы.
Знакомство с растениями
разных зон, с Красной
книгой
Отличие
животных
от
растений, деление животных
на
разные
группы.
Знакомство
с
представителями животных
разных групп, с животными
разных
зон.
Охрана
животных,
заповедники,
Красная книга
Знакомство с тем, как
устроен организм человека.
Необходимость соблюдения
ЗОЖ.
Знакомство
с
органами чувств человека и
их функциями. Здоровое
питание, основы первой
медицинской помощи

Основная и дополнительная учебная литература:
1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по
курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2008.
2. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением, 1 – 4 классы.
Москва: 5 за знания, 2007.
3. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает, использует природу: 2 – 3 классы. Волгоград:
Учитель, 2004.
4. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в
начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). Волгоград: Учитель, 2005.
5. Касаткина Н.А. Природоведение: 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины,
кроссворды). Волгоград: Учитель, 2004.

6. Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы. Москва: Вентана - Граф, 2006.
7. Решетникова Г.Н. Окружающий мир. 4 класс: занимательные материалы к урокам.
Волгоград: Учитель, 2009.
8. Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир. 3 класс: занимательные
материалы. Волгоград: Учитель, 2008.
9. Рудченко Л.И. Окружающий мир. 1-4 классы: нестандартные уроки. Волгоград: Учитель,
2007.
10. Фадеева Г.А. Экологические сказки. Волгоград: Учитель, 2005.
11. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе. Волгоград: Учитель, 2014.
12. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Методические рекомендации. Москва: Просвещение,
2017.
Наглядный материал:
1. Таблица «Деревья, кустарники, травы»
2. Таблица «Строение тела человека»
3. Таблица «Строение растений»
4. Картинки-раскраски «Кошки», «Собаки», «Комнатные растения»
5. Физическая карта Российской Федерации
6. Таблица «Речные рыбы»
7. Таблица «Морские рыбы»
8. Таблица «Дикие и домашние животные»
9. Таблица «Насекомые»
10. Картинки-раскраски «Пресмыкающиеся», «Земноводные», «Птицы»
Оборудование и приборы:
1. Компьютер HP
2. Мультимедийный проектор BENQ
3. Интерактивная доска Screen Media
Электронные информационные источники
1. http://school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
2. Социальная сеть работников образования - nsportal.ru
3. http://tana/ucoz.ru - современные уроки природоведения
4. http://pedsovet.su – методические материалы для уроков природоведения
5. http://www.art-talant.org – Академия развития творчества
6. http://festival.1september – фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
7. http://uchportal.ru – учительский портал
8. http://videouroki.net – видеоуроки в интернете
9. http://www.zooclub.ru – Зооклуб: мегаэнциклопедия о животных

Приложение
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Разделы и темы
I четверть (18 ч)
Введение (1 ч)
Живая природа: растения, животные, человек
Растительный мир Земли (17 ч)
Разнообразие растительного мира
Среда обитания растения
Строение растений
Деревья, кустарники, травы
Лиственные деревья
Хвойные деревья
Дикорастущие кустарники
Культурные кустарники
Травы
Декоративные растения
Лекарственные растения
Комнатные растения. Уход за комнатными
растениями
Растительный мир разных районов Земли
Растения нашей страны
Растения ЧАО: дикорастущие и культурные
Красная книга России и ЧАО
Повторение и итоговый контроль по теме
«Растительный мир Земли»
Разнообразие животного мира
Среда обитания животных
Животные: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Насекомые
Бабочки, стрекозы, жуки
Кузнечики, муравьи, пчёлы
Рыбы
Морские и речные рыбы
Земноводные. Лягушки. Жабы
Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы
Птицы
Ласточки, скворцы, снегири, орлы
Лебеди, журавли, чайки
Птицы ЧАО. Охрана птиц
Млекопитающие
Млекопитающие суши
Млекопитающие морей и океанов
Домашние животные в городе и деревне
Сельскохозяйственные животные: лошади
Сельскохозяйственные животные: коровы
Сельскохозяйственные животные: козы, овцы,
свиньи
Домашние птицы: куры, утки, индюки
Уход за животными в живом уголке или дома

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
6465.
66.
67.
68.

Аквариумные рыбки
Канарейки, попугаи
Морские свинки, хомяки, черепахи
Домашние кошки
Собаки
Животные холодных районов Земли
Животные умеренного пояса
Животные жарких районов Земли
Животный мир нашей страны
Охрана животных. Заповедники. Красная книга
России
Повторение и итоговый контроль по теме
«Животный мир Земли»
Как устроен наш организм
Как работает наш организм
Здоровый образ жизни человека
Осанка
Органы чувств
Правила гигиены и охрана органов чувств
Здоровое питание
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены
Оказание первой медицинской помощи
Профилактика
простудных
заболеваний.
Обращение за медицинской помощью
Специализация врачей
Медицинские учреждения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Повторение и итоговый контроль по теме
«Человек»
Обобщающий урок по теме «Неживая природа»
Обобщающий урок по теме «Живая природа»

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1

Виды и формы контроля – текущий контроль осуществляется на уроках в форме
устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных
работ, тестирования; итоговый контроль по изученным темам осуществляется в форме
тестирования на обобщающем уроке в конце каждой четверти.
При устном опросе учитель выявляет степень понимания умственно отсталыми
обучающимися изученного материала, овладение ими теорией, знание правил и умение
применять их на практике.
При фронтальном опросе вопросы ставятся в целом, но неодинаковой степени
трудности. Учитель дифференцированно подходит к умственно отсталым обучающимся
класса, учитывая возможности каждого ребенка тем самым, вовлекая всех в активную
работу.
Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и
умение применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает
ученика к доске, привлекая к ответам ученика внимание всего класса. Индивидуальный
опрос позволяет более глубоко проверить знания ученика.
Письменная проверка знаний проводится путем организации самостоятельных и
контрольных работ. Небольшие самостоятельные письменные работы могут проводиться
учителем ежедневно. Они позволяют при небольшой затрате времени проверить степень
усвоения знаний всеми учениками класса, выявить затруднения обучающихся,
вызванные индивидуальными особенностями, а также характерные ошибки для всего
класса.

В 6 классе самостоятельная работа должна быть небольшой по объему и
рассчитана не более чем на 7-10 минут.
При проведении обобщающего урока осуществляется дифференцированный
подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и
объему заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (степени
поражения интеллекта). При проведении итогового контроля учитель должен напомнить
обучающимся, в каких случаях можно обратиться к нему за помощью. Наиболее слабым
обучающимся необходимо оказывать постоянную помощь, по мере необходимости, не
акцентируя на этом внимание.
Система оценки предметных результатов
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных
действий.
Устный ответ
- обнаруживает понимание материала;
Оценка « 5»
- самостоятельно формулирует ответы;
- умеет привести примеры;
- допускает единичные ошибки и сам исправляет.
- обнаруживает понимание материала;
- самостоятельно формулирует ответы;
Оценка « 4»
- допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет
их с помощью учителя (1-2 ошибки);
- допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
- обнаруживает знание и понимание основных положений темы;
- излагает материал недостаточно полно и последовательно;
Оценка « 3»
- допускает ряд ошибок в речи;
- затрудняется самостоятельно подтвердить пример;
- нуждается в постоянной помощи учителя.
Тестовый контроль
Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности обучающихся и
предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме.
I группа
II группа
III группа
Критерии
выполняет все задания
сокращённый
задания выбираются
оценивания
тестов
объём заданий
индивидуально для
каждого ребенка
Оценка 5
все ответы правильные все
ответы не ставится
и работа выполнена правильные
и
самостоятельно
работа выполнена с
небольшой
помощью
Оценка 4
допущена 1 - 2 ошибки допущена 1 - 2 допущена 1 - 2
ошибки
ошибки
Оценка 3
допущены
более
2 допущены более 2 работа
выполнена
ошибок
ошибок
небрежно
и
допущены более 3
ошибок
Не справился с
допущены
заданием
более 3 ошибок

Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты
- правильно определена цель опыта;
Оценка « 5»
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и
объектов, а также работа по закладке опыта;
- грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов
Оценка « 4»
при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
- в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения,
сформулированы основные выводы.
- правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и
объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью
Оценка « 3»
учителя;
- допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании
наблюдений, формировании выводов.
Оценка умений проводить наблюдения
- наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;
Оценка « 5»
- выделены существенные признаки;
- логично, доступно оформлены результаты.
- наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;
Оценка « 4»
- при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта
(процесса) названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.
- допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений;
Оценка « 3»
- при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта
(процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в
оформлении результатов и выводов.

Итоговый контроль по разделу «Растительный мир Земли»
I вариант
1. Какие растения называют культурными?
а) растения, которые растут без помощи человека;
б) растения, которые выращивает человек: сажает и ухаживает за ними.
2. Перечисли дикорастущие растения.
а) берёза
г) тополь
б) груша
д) яблоня
в) картофель
е) боярышник

ж) ель
з) дуб

3. Перечисли растения, которые помогают человеку бороться с разными болезнями.
а) крапива
г) подорожник
б) малина
д) яблоня
в) алоэ
е) ромашка
4. Перечисли растения, которые можно встретить на лугу.
а) колокольчик
г) сосна
б) клевер
д) ромашка
в) картофель
е) василёк
5. Перечисли признаки деревьев.
а) у деревьев несколько стволов;
б) у деревьев один твёрдый ствол;
в) ствол покрыт корой;
г) у деревьев мягкий, сочный зелёный
ствол;

д) у деревьев большой длинный корень,
который уходит в землю;
е) у деревьев корень уходит неглубоко в
землю;
ж) от ствола в разные стороны отходят ветки;

6. Перечисли плодовые лиственные деревья.
а) рябина
г) тополь
б) груша
д) яблоня
в) абрикос
е) крыжовник
7. Перечисли хвойные деревья.
а) берёза
б) орешник
в) ель

ж) ель
з) лютик

ж) малина
з) дуб

г) тополь
д) лиственница
е) сосна

8. Какой лес называют смешанным?
а) лес, в котором преобладают лиственные деревья;
б) лес, в котором преобладают хвойные деревья;
в) лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья.
9. Перечисли кустарники, которые выращивает человек на приусадебном участке?
а) смородина
г) сирень
б) орешник
д) крыжовник
в) садовая малина
е) боярышник
10. Какие растения называются декоративными?
а) растения, которые растут без помощи человека;
б) растения, которые выращивает человек;
в) растения, которые выращивают для украшения парков, балконов, садовых участков,
дворов.
11. Какие растения растут в твоей местности?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
II вариант

1. Какие растения называют культурными?
а) растения, которые растут без помощи человека;
б) растения, которые выращивает человек: сажает и ухаживает за ними.
2. Перечисли дикорастущие растения.
а) берёза
г) тополь
б) груша
д) яблоня
в) картофель
е) боярышник
3. Перечисли растения, которые помогают человеку бороться с разными болезнями.
а) крапива
в) алоэ
б) малина
г) подорожник
4. Перечисли растения, которые можно встретить на лугу.
а) колокольчик
г) сосна
б) клевер
д) ромашка
в) картофель
е) василёк
5. Перечисли признаки деревьев.
а) у деревьев несколько стволов;
б) у деревьев один твёрдый ствол;
в) ствол покрыт корой;
г) у деревьев мягкий, сочный зелёный
ствол;

д) у деревьев большой длинный корень,
который уходит в землю;
е) у деревьев корень уходит неглубоко в
землю;
ж) от ствола в разные стороны отходят ветки

6. Перечисли плодовые лиственные деревья.
а) рябина
г) тополь
б) груша
д) яблоня
в) абрикос
е) крыжовник
7. Перечисли хвойные деревья.
а) берёза
б) сосна

в) ель
г) тополь

8. Какой лес называют смешанным?
а) лес, в котором преобладают лиственные деревья;
б) лес, в котором преобладают хвойные деревья;
в) лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья.
9. Перечисли кустарники, которые выращивает человек на приусадебном участке?
а) смородина
в) садовая малина
б) орешник
г) сирень
10. Какие растения называются декоративными?
а) растения, которые растут без помощи человека;
б) растения, которые выращивает человек;
в) растения, которые выращивают для украшения парков, балконов, садовых участков,
дворов.

III вариант

1. Какие растения называют культурными?
а) растения, которые растут без помощи человека;
б) растения, которые выращивает человек: сажает и ухаживает за ними.
2. Подпиши названия дикорастущих растений, используя слова для справок.

______________
_________________
______________
Слова для справок: малина, сосна, берёза, смородина.

__________________

3. Подпиши названия растений, которые помогают человеку бороться с разными
болезнями.

__________________
________________
4. Перечисли плодовые лиственные деревья.
а) рябина
в) абрикос
б) груша
г) тополь

______________________

5. Подпиши названия хвойных деревьев.

______________

_________________

______________

__________________

6. Выбери кустарники, которые выращивает человек на приусадебном участке?
а)
б)
в)
г)

Итоговый контроль по разделу «Животный мир Земли»

I вариант
1. Какие звери обитают на суше?
а) лиса
г) грач
б) щука
д) дельфин
в) волк
е) муравей
2. Перечисли насекомых.
а) стрекоза
б) окунь
в) заяц

г) пчела
д) жук
е) черепаха

ж) заяц
з) слон

ж) лягушка
з) кузнечик

3. Какие животные относятся к группе пресмыкающихся?
а) крокодил
г) бабочка
б) лягушка
д) черепаха
в) ящерица
е) змея
4. Чем рыбы отличаются от других животных?
а) рыбы живут у рек и озёр
д) они дышат лёгкими
б) рыбы живут только в воде
е) они дышат жабрами
в) тело рыбы покрыто кожей
ж) рыбы откладывают яйца
г) тело рыбы покрыто чешуёй
з) рыбы мечут икру
5. Перечисли зимующих птиц.
а) скворец
г) ворона
б) ласточка
д) лебедь
в) снегирь
е) стриж

ж) воробей
з) синица

6. Каких животных называют млекопитающими?
а) эти животные, которые откладывают яйца;
б) эти животные, которые мечут икру;
в) эти животные, которые вскармливают детёнышей молоком.
7. К какому виду животных относят оленей, косуль?
а) к всеядным животным;
б) к хищным животным;
в) к травоядным животным.
8. Перечисли хищных животных.
а) волк
г) жираф
б) лось
д) лев
в) лиса
е) тигр

ж) слон
з) леопард

9. Каких животных разводят в сельской местности?
а) лошадей
г) коров
б) коз
д) кошек
в) кур
е) свиней

ж) уток
з) овец

10. Каких животных можно увидеть в живом уголке?
а) черепах
г) лисиц
б) мышей
д) хомяков
в) аквариумных рыбок
е) морских свинок

ж) кротов
з) волков

11. Какие животные живут в твоей местности?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
II вариант

1. Какие звери обитают на суше?
а) лиса
г) грач
б) щука
д) дельфин
в) волк
е) муравей
2. Перечисли насекомых.
а) стрекоза
б) окунь
в) заяц

г) пчела
д) жук
е) черепаха

3. Какие животные относятся к группе пресмыкающихся?
а) крокодил
в) ящерица
б) лягушка
г) бабочка
4. Чем рыбы отличаются от других животных?
а) рыбы живут у рек и озёр
д) они дышат лёгкими
б) рыбы живут только в воде
е) они дышат жабрами
в) тело рыбы покрыто кожей
ж) рыбы откладывают яйца
г) тело рыбы покрыто чешуёй
з) рыбы мечут икру
5. Перечисли зимующих птиц.
а) синица
б) ласточка
в) снегирь

г) ворона
д) воробей
е) стриж

6. Каких животных называют млекопитающими?
а) эти животные, которые откладывают яйца;
б) эти животные, которые мечут икру;
в) эти животные, которые вскармливают детёнышей молоком.
7. К какому виду животных относят оленей, косуль?
а) к всеядным животным;
б) к хищным животным;
в) к травоядным животным.
8. Перечисли хищных животных.
а) волк
г) жираф
б) лось
д) лев
в) лиса
е) тигр
9. Каких животных разводят в сельской местности?
а) лошадей
г) коров
б) коз
д) кошек
в) кур
е) свиней
10. Каких животных можно увидеть в живом уголке?
а) черепах
г) лисиц
б) мышей
д) хомяков
в) аквариумных рыбок
е) морских свинок

III вариант

1. Какие звери обитают на суше?
а)
б)

г)

в)

2. Подпиши насекомых.
а)
б)

__________________

в)
_________

_____________________

3. Какие животные относятся к группе пресмыкающихся?
а)
б)
в)

г)

4. Каких животных называют млекопитающими?
а) эти животные, которые откладывают яйца;
б) эти животные, которые мечут икру;
в) эти животные, которые вскармливают детёнышей молоком.
5. Подпиши хищных животных.
а)
б)

_____________

в)

г)

____________

____________

_______________

6. Каких животных разводят в сельской местности?
а)
б)
в)

Итоговый контроль по разделу «Человек»

г)

I вариант
1. Отметь внутренние органы человека.
а) желудок
б) уши
в) кожа
г) почки

д) сердце
е) туловище
ж) лёгкие
з) печень

2. Благодаря какому органу чувств ты различаешь вкус лимона, сахара, соли?
а) благодаря носу
в) благодаря коже
б) благодаря глазам
г) благодаря языку
3. Какая система органов самая главная в организме?
а) выделительная система
г) дыхательная система
б) пищеварительная система
д) кровеносная система
в) нервная система
4. Назови главный орган дыхательной системы.
а) нос
б) бронхи
в) лёгкие
5. Каковы главные правила здорового образа жизни?
а) заниматься физкультурой и спортом
е) хвастаться перед друзьями, что куришь
б) всё своё свободное время проводить на ж) соблюдать правила личной гигиены
диване перед телевизором
в) есть однообразную пищу
з) закаляться
г) есть разнообразную пищу
и) не иметь вредных привычек
д) соблюдать режим питания
6. В каких продуктах много витаминов?
а) в хлебе
б) в овощах
в) в рыбе

г) в сливочном масле
д) во фруктах
е) в колбасе

7. Что помогает сохранять осанку правильной?
а) ранец
б) портфель
8. Как называется учреждение, где продают лекарства?
а) поликлиника
в) аптека
б) больница
г) диспансер
9. Назови номер телефона «Скорой помощи».
а) 101
в) 102
б) 103
г) 104
10. Назови детского врача.
а) окулист
б) хирург

в) терапевт
г) педиатр

II вариант

1. Отметь внутренние органы человека.
а) желудок
б) уши

в) сердце
г) почки

2. Благодаря какому органу чувств ты различаешь вкус лимона, сахара, соли?
а) благодаря носу
в) благодаря языку
б) благодаря глазам
3. Какая система органов самая главная в организме?
а) выделительная система
б) пищеварительная система
в) нервная система
4. Назови главный орган дыхательной системы.
а) нос
б) лёгкие
5. Каковы главные правила здорового образа жизни?
а) заниматься физкультурой и спортом
е) хвастаться перед друзьями, что куришь
б) всё своё свободное время проводить на ж) соблюдать правила личной гигиены
диване перед телевизором
в) есть однообразную пищу
з) закаляться
г) есть разнообразную пищу
и) не иметь вредных привычек
д) соблюдать режим питания
6. В каких продуктах много витаминов?
а) в хлебе
б) в овощах

в) в рыбе
г) во фруктах

7. Что помогает сохранять осанку правильной?
а) ранец
б) портфель
8. Как называется учреждение, где продают лекарства?
а) поликлиника
в) аптека
б) больница
г) диспансер
9. Назови номер телефона «Скорой помощи».
а) 101
в) 102
б) 103
г) 104
10. Назови детского врача.
а) окулист
б) хирург

в) терапевт
г) педиатр

III вариант

1. Отметь внутренние органы человека.
а) желудок
б) уши

в) сердце
г) почки

2. Благодаря какому органу чувств ты различаешь вкус лимона, сахара, соли?
а) благодаря носу
в) благодаря языку
б) благодаря глазам
3. Назови главный орган дыхательной системы.
а) нос
б) лёгкие
4. В каких продуктах много витаминов?
а) в хлебе
б) в овощах

в) в рыбе
г) во фруктах

5. Что помогает сохранять осанку правильной?
а) ранец
б) портфель
6. Назови номер телефона «Скорой помощи».
а) 101
в) 102
б) 103
г) 104
7. Назови детского врача.
а) окулист
б) хирург

в) терапевт
г) педиатр


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».