Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по природоведению I вариант основное общее образование, 5 класс составитель: Дайнзанова Н.В., учитель биологии го Эгвекинот 2023 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Природоведение» в пятом классе (вариант I) составлена в соответствии с Основной адаптированной общеобразовательной программой МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023 - 2024 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 4. Приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 22.01.2021 г. №Р – 23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году» 6. Учебный план АООП (вариант 1) на 2022 - 2023 учебный год МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Природоведение – это новый предмет, который изучают в 5 классе. Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоциональноличностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни обучающимися с нарушениями интеллекта. В то же время данный учебный предмет является для пятиклассников подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта развития. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с особыми образовательными потребностями, их познавательных возможностей и интересов. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем – биологии. Для осуществления контроля над усвоением программы в конце каждого раздела планируется итоговый контроль. Задания составлены для III уровней в соответствии с требованиями для обучающихся 5 класса. Итоговый контроль позволяет выявить знания обучающихся целого класса за сравнительно короткий срок и получить ответы на основные вопросы раздела. Самостоятельные работы на каждом уроке на 7-10 минут. Также практикуются задания на составление схем, таблиц, зарисовку объектов. Общая характеристика учебного предмета Цель обучения природоведению: освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоциональноличностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни обучающимися с нарушениями интеллекта. Основными задачами курса «Природоведение» являются: 1) сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе; 2) демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; 3) формирование географических представлений о формах поверхности, водоёмах, населении, городах и др.; 4) формирование предметных и общеучебных умений и навыков; 5) воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; 6) воспитание социально значимых качеств личности. Место предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели). Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: 1) методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический); 2) методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; 4) методов исследования (наблюдение, анкетирование). Описание личностных и предметных результатов освоения природоведения Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Предметные результаты Минимальный уровень Достаточный уровень - узнавание и называние изученных - узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоёмы, объектов в натуральном виде в небесные тела, основные естественных условиях; знание способов достопримечательности нашей страны) на получения необходимой информации об иллюстрациях, фотографиях; изучаемых объектах по заданию учителя; - представления о назначении изученных - представления о взаимосвязях между объектов, их роли в окружающем мире; изученными объектами, их месте в - отнесение изученных объектов к окружающем мире; определённым группам (нефть – горючее - отнесение изученных объектов к полезное ископаемое); - называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога определённым группам с учётом различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы); - называние сходных по определённым признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - выделение существенных признаков групп объектов; - знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе; правил здорового образа жизни; - участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; - осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны; 2) принятие и освоение социальной роли обучающего, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, её населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям; 3) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 4) формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьёй учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.); 5) формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой; 6) формирование готовности к самостоятельной жизни; 7) формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений); 8) формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни; 9) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 10) формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 12) знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полёты в космос, переработка полезных ископаемых); 13) формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны; 14) формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание; 15) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 16) развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.). Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 5 класса Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: - что изучает природоведение; - наблюдать за сезонными изменениями в - предметы и объекты живой и неживой природе, растительном и животном мире природы; своей местности; - название нашей планеты и её форму, - заполнять дневники наблюдений; значение Солнца для жизни на Земле; - демонстрировать простейшие опыты; - свойства воды, воздуха и почвы; - выполнять зарисовки и изготавливать - названия полезных ископаемых, их простейшие макеты форм поверхности; свойства, использование человеком; - составлять небольшие по объёму рассказы - основные формы поверхности; о своём крае. - виды водоёмов; - название своей страны и её столицы, некоторых народов, её населяющих. Содержание тем учебного курса В содержании учебного материала выделены основные блоки: - Введение - Вселенная - Наш дом – Земля - Есть на Земле страна Россия Введение – 2 часа Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Неживая и живая природа: предметы и явления. Живая природа: растения, животные, человек. Вселенная – 7 часов Небесные тела: планеты, звёзды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полёт в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времён года. Сезонные изменения в природе. Наш дом – Земля – 44 часа Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Воздух – 9 часов Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объём, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного, тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе. Полезные ископаемые – 14 часов Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства чёрных металлов: цвет, блеск, твёрдость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие чёрных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твёрдость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Её применение. Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование. Охрана недр. Вода – 14 часов Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, способность растворять некоторые твёрдые вещества (соль, сахар и др.). Учёт и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура и её измерение. Единица измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды. Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озёра, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов на карте. Охрана воды. Поверхность суши. Почва – 7 часов Равнины, холмы, овраги, горы. Почва – верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв. Есть на Земле страна Россия – 14 часов Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Чёрное и Балтийское моря, Уральские и кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей. Москва – столица России. Санкт-Петербург. Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города европейской и азиатской частей России (по усмотрению учителя). Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца. Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России. Ваш город (посёлок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности. Контрольная работа №1 по теме «Есть на Земле страна Россия» Тематическое планирование № п/п Тема раздела Кол-во часов 1. Введение 2 2. Вселенная 7 3. Воздух 9 Контрольные, практические работы Основные виды учебной деятельности Знакомство с учебником; ознакомление с составом слова «природоведение»; оперирование терминами живая и неживая природа Знакомство с названиями планет Солнечной системы, с освоением космоса. Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца Знакомство со значением и свойствами воздуха. Изучение понятия «термометр», «ветер»; знакомство с составом воздуха, охраной 4. Полезные ископаемые 14 5. Вода 14 6. Поверхность суши. Почва 7 7. Есть на Земле страна Россия 14 1 воздуха Знакомство с видами полезных ископаемых и их свойствами; со способами добычи. Демонстрация полезных ископаемых. Объяснение об охране полезных ископаемых Объяснение о воде в природе. Демонстрация опытов о свойствах воды. Знакомство со свойствами воды. Беседа о состоянии воды в природе, о водоёмах, об охране воды Знакомство с формами поверхности Земли, с составом почвы. Демонстрация слоёв почвы. Знакомство с разнообразием почвы, охраной почв Работа с глобусом, физической картой России, определение положения страны. Показ достопримечательностей городов России. Беседа о России как о многонациональном государстве Основная и дополнительная учебная литература: 1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2008. 2. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением, 1 – 4 классы. Москва: 5 за знания, 2007. 3. Елизарова Е.М. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир, 2 – 3 классы. Волгоград: Учитель, 2007. 4. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. Волгоград: Учитель, 2008. 5. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. 3 – 4 классы: материалы к занятиям. 6. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. Волгоград: Учитель, 2004. 7. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). Волгоград: Учитель, 2005. 8. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). 9. Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы. Москва: Вентана – Граф, 2006. 10. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: рабочая тетрадь. Москва: Дрофа, 2008. 11. Решетникова Г.Н. Окружающий мир. 4 класс: занимательные материалы к урокам. Волгоград: Учитель, 2009. 12. Рудченко Л.И. Окружающий мир. 1-4 классы: нестандартные уроки. Волгоград: Учитель, 2007. 13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003. 14. Фадеева Г.А. Экологические сказки. Волгоград: Учитель, 2005. 15. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе. Волгоград: Учитель, 2014. 16. Романов И.В., Петросова Р.А. Природоведение. Рабочая тетрадь, 5 класс. Москва: Дрофа, 2011. Наглядный материал: 1. Таблица «Круговорот воды в природе» 2. Таблица «Наша страна» 3. Таблица «Солнечная система. Планеты» 4. Коллекция полезных ископаемых 5. Физическая карта Российской Федерации 6. Таблица «Поверхность нашего края» 7. Таблица «Путешествие в космос» 8. Таблица «Кладовые Земли» 9. Комплект карточек «Космос в нашей жизни» 10. Комплект карточек «Освоение космоса» Оборудование и приборы: 1. Компьютер HP 2. Мультимедийный проектор BENQ 3. Колба 4. Химические стаканы 5. Воронки 6. Пробирки 7. Интерактивная доска Screen Media Электронные информационные источники 1. http://school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал 2. Социальная сеть работников образования - nsportal.ru 3. http://tana/ucoz.ru - современные уроки природоведения 4. http://pedsovet.su – методические материалы для уроков природоведения 5. http://www.art-talant.org – Академия развития творчества 6. http://festival.1september – фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 7. http://uchportal.ru – учительский портал 8. http://videouroki.net – видеоуроки в интернете Приложение Тематическое планирование № п/п 1. 1. 2. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 3. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Разделы программы. Тема урока Введение Что такое природоведение? Предметы и явления неживой и живой природы Вселенная Небесные тела: планеты, звёзды Солнечная система. Солнце Исследования космоса. Спутники. Космические корабли Полёты в космос Смена дня и ночи Смена времён года. Сезонные изменения в природе Наш дом - Земля Планета Земля. Оболочки Земли Воздух Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле Свойства воздуха Давление и движение воздуха Температура воздуха. Термометр Движение воздуха в природе. Ветер Состав воздуха. Кислород, его значение и применение Состав воздуха. Углекислый газ и азот Значение и охрана воздуха Обобщающий урок по теме «Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана» Полезные ископаемые Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи Гранит. Известняк Песок, глина Горючие полезные ископаемые. Торф Каменный уголь. Свойства Добыча и использование каменного угля Нефть: внешний вид и свойства Добыча и использование нефти Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту Чёрные металлы. Сталь. Чугун Цветные металлы Благородные (драгоценные) металлы Охрана полезных ископаемых Обобщающий урок по теме «Полезные Кол-во часов 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 44 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. ископаемые» Вода Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов Свойства воды Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды Три состояния воды. Температура и её измерение Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании Лабораторная работа №1 по теме «Свойства воды» Работа воды в природе Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве Вода в природе Воды суши: ручьи, реки Озёра, болота, пруды Моря и океаны. Использование и охрана воды Охрана воды Поверхность суши. Почва Равнины, холмы, овраги Горы Почва – верхний слой земли. Состав почвы Разнообразие почв Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы Охрана почвы Есть на Земле страна Россия Место России на земном шаре. Знакомство с картой Моря и океаны, омывающие берега России Горы и равнины на территории нашей страны Реки и озёра России Москва – столица России Санкт – Петербург Ярославль, Владимир. Города «золотого кольца» Нижний Новгород, Казань, Волгоград Новосибирск, Владивосток Население и народы России Ваш город. Важнейшие географические объекты региона Растения и животные ЧАО. Занятия населения Обобщающий урок по теме «Есть на Земле страна Россия» Контрольная работа №1 по теме «Есть на Земле страна Россия» Неживая природа Итоговый урок 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды и формы контроля – текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученным темам осуществляется в форме тестирования на обобщающем уроке в конце каждой четверти. При устном опросе учитель выявляет степень понимания умственно отсталыми обучающимися изученного материала, овладение ими теорией, знание правил и умение применять их на практике. При фронтальном опросе вопросы ставятся в целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель дифференцированно подходит к умственно отсталым обучающимся класса, учитывая возможности каждого ребенка тем самым, вовлекая всех в активную работу. Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и умение применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает ученика к доске, привлекая к ответам ученика внимание всего класса. Индивидуальный опрос позволяет более глубоко проверить знания ученика. Письменная проверка знаний проводится путем организации самостоятельных и контрольных работ. Небольшие самостоятельные письменные работы могут проводиться учителем ежедневно. Они позволяют при небольшой затрате времени проверить степень усвоения знаний всеми учениками класса, выявить затруднения обучающихся, вызванные индивидуальными особенностями, а также характерные ошибки для всего класса. В 5 классе самостоятельная работа должна быть небольшой по объему и рассчитана не более чем на 7-10 минут. При проведении обобщающего урока осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (степени поражения интеллекта). При проведении итогового контроля учитель должен напомнить обучающимся, в каких случаях можно обратиться к нему за помощью. Наиболее слабым обучающимся необходимо оказывать постоянную помощь, по мере необходимости, не акцентируя на этом внимание. Система оценки предметных результатов Критериями оценивания являются: - соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы; - динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий. Устный ответ - обнаруживает понимание материала; Оценка « 5» - самостоятельно формулирует ответы; - умеет привести примеры; - допускает единичные ошибки и сам исправляет. - обнаруживает понимание материала; - самостоятельно формулирует ответы; Оценка « 4» - допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); - допускает ошибки в речи (1-2 ошибки). - обнаруживает знание и понимание основных положений темы; - излагает материал недостаточно полно и последовательно; Оценка « 3» - допускает ряд ошибок в речи; - затрудняется самостоятельно подтвердить пример; - нуждается в постоянной помощи учителя. Тестовый контроль Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности обучающихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. I группа II группа III группа Критерии выполняет все задания сокращённый задания выбираются оценивания тестов объём заданий индивидуально для каждого ребенка Оценка 5 все ответы правильные все ответы не ставится и работа выполнена правильные и самостоятельно работа выполнена с небольшой помощью Оценка 4 допущена 1 - 2 ошибки допущена 1 - 2 допущена 1 - 2 ошибки ошибки Оценка 3 допущены более 2 допущены более 2 работа выполнена ошибок ошибок небрежно и допущены более 3 ошибок Не справился с допущены заданием более 3 ошибок Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты - правильно определена цель опыта; Оценка « 5» - самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; - грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы. - правильно определена цель опыта; - самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов Оценка « 4» при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки); - в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы. - правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя; Оценка « 3» - допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов. Оценка умений проводить наблюдения - наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; Оценка « 5» - выделены существенные признаки; - логично, доступно оформлены результаты. - наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; Оценка « 4» - при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; - допущена небрежность в оформлении результатов и выводов. - допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений; Оценка « 3» - при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов. Итоговый контроль по разделу «Воздух» I вариант Отметь правильный ответ (кроме задания 9). 1. Растения поглощают: кислород азот углекислый газ 2. Человеку и животным для дыхания необходим: азот углекислый газ кислород 3. Горение поддерживает: кислород углекислый газ 4. В огнетушителях используют: кислород азот углекислый газ 5. Накачивая воздухом автомобильные шины, человек использует такое свойство воздуха, как: упругость прозрачность отсутствие формы 6. Тёплый воздух: тяжелее холодного легче холодного не отличается по весу от холодного 7. При охлаждении воздух: расширяется сжимается не изменяет свой объём 8. Защищает воздух от загрязнения: езда на автомобиле курение установка фильтров на трубах заводов 9. Установи соответствие между свойствами газов и газом, для которого они характерны. Свойства газов Газ А) поддерживает горение 1) кислород Б) не поддерживает горение 2) углекислый газ В) выделяется растениями Г) поглощается растениями Д) вдыхают животные Е) выдыхают животные Запиши в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. А Б В Г Д Е 10. Движение тёплого и холодного воздуха: флюгер ураган ветер II вариант Отметь правильный ответ. 1. Растения поглощают: кислород азот углекислый газ 2. Человеку и животным для дыхания необходим: азот углекислый газ кислород 3. Горение поддерживает: кислород углекислый газ 4. В огнетушителях используют: кислород азот углекислый газ 5. Накачивая воздухом автомобильные шины, человек использует такое свойство воздуха, как: упругость прозрачность отсутствие формы 6. Тёплый воздух: тяжелее холодного легче холодного не отличается по весу от холодного 7. При охлаждении воздух: расширяется сжимается не изменяет свой объём 8. Защищает воздух от загрязнения: езда на автомобиле курение установка фильтров на трубах заводов 9. Движение тёплого и холодного воздуха: флюгер ураган ветер III вариант 1. Обведи в кружок номера предложений, в которых названы свойства воздуха. 1) Твёрдое тело. 9) Занимает всё пространство, свободное от других тел. 2) Газообразное тело. 10) Не имеет постоянной формы. 3) Жидкое тело. 11) Имеет постоянную форму. 4) Бесцветный. 12) При нагревании расширяется. 5) Имеет голубой цвет. 13) При нагревании не расширяется. 6) Не имеет запаха. 14) Хорошо проводит тепло. 7) Его нельзя сжать. 15) Плохо проводит тепло. 8) Имеет приятный запах. 16) При сжатии становится упругим. 2. Рассмотри рисунок. Какие свойства воздуха на нём изображены? Допиши предложения, используя слова для справок. 1) Воздух ________________________________ место. 2) Воздух при нагревании _______________________________, а при охлаждении __________________________. 3) Холодный воздух _________________ тёплого. 4) Воздух - ________________ проводник тепла. 5) Воздух _____________ и ___________________. Слова для справок: занимает, расширяется, упруг, легче, сжимается, плохой, сжимаем. Итоговый контроль по разделу «Полезные ископаемые» I вариант Отметь правильный ответ (кроме задания 9). 1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые? шахта карьер месторождение 2. Укажи, что не используют в строительстве. гранит уголь песок 3. Назови негорючее полезное ископаемое. газ глина нефть 4. Укажи, как не используют торф. как топливо как удобрение как строительный материал 5. Вспомни, из чего делают пластмассу, лаки и бензин. из газа из нефти из руды 6. Какие полезные ископаемые добывают в шахтах? каменный уголь нефть торф 7. От месторождений к местам потребления по трубопроводам передают: гранит и мрамор нефть и газ торф и каменный уголь 8. К чёрным металлам относятся: медь и золото серебро и алюминий чугун и сталь 9. Установи соответствие между свойствами металлов и металлом, для которого они характерны. Запиши в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. Свойства газов Газ А) тёмного цвета 1) чугун Б) красноватого цвета 2) медь В) не притягивается магнитом Г) притягивается магнитом Д) ржавеет Е) не ржавеет А Б В Г Д Е 10. К охране полезных ископаемых относится: создание карьеров использование силы воды для работы электростанций создание огромных конусов из неиспользованных горных пород II вариант Отметь правильный ответ. 1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые? шахта карьер месторождение 2. Укажи, что не используют в строительстве. гранит уголь песок 3. Назови негорючее полезное ископаемое. газ глина нефть 4. Укажи, как не используют торф. как топливо как удобрение как строительный материал 5. Вспомни, из чего делают пластмассу, лаки и бензин. из газа из нефти из руды 6. Какие полезные ископаемые добывают в шахтах? каменный уголь нефть торф 7. От месторождений к местам потребления по трубопроводам передают: гранит и мрамор нефть и газ торф и каменный уголь 8. К чёрным металлам относятся: медь и золото серебро и алюминий чугун и сталь 9. К охране полезных ископаемых относится: создание карьеров использование силы воды для работы электростанций создание огромных конусов из неиспользованных горных пород III вариант Отметь правильный ответ. 1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые? шахта карьер месторождение 2. Какие полезные ископаемые добывают в шахтах? каменный уголь нефть торф 3. Напиши, какие предметы изготовлены из песка, а какие – из глины или смеси песка и глины. Из песка делают стекло, а из него _______ ___________________________________. Из глины делают ____________________ ___________________________________. Из смеси глины и песка делают _______ ___________________________________. 4. Напиши и подпиши, какие из предметов, изображённых на рисунке, изготовлены из чугуна, а какие – из стали. Предметы, изготовленные из чугуна: ____________________________________________ ___________________________________________________. Предметы, изготовленные из стали: ______________________________________________ __________________________________________________. 5. Отметь полезное ископаемое, из которого добывают металлы. из угля из гранита из руды 6. Из какого полезного ископаемого получают бензин? из угля из нефти из газа Итоговый контроль по разделу «Вода» I вариант Отметь правильный ответ (кроме задания 4). 1. Какого цвета питьевая вода? белая бесцветная голубая 2. При охлаждении вода: расширяется сжимается остаётся без изменений 3. Если в воде растворить кусочек сахара, у неё изменится: цвет вкус запах 4. Установи соответствие между веществом и его способностью растворяться в воде. Вещество Способность растворяться в воде А) песок 1) растворимое Б) соль 2) нерастворимое В) мел Г) сахар Запиши в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. А Б В Г 5. Чтобы очистить воду от нерастворимых веществ, её нужно: вскипятить пропустить через фильтр заморозить 6. При нагревании вода превращается в: 7. При охлаждении вода превращается в: пар пар лёд лёд иней туман 8. Температура плавления льда составляет: 100 0С 10 0С 0 0С 9. Температура кипения вода составляет: 100 0С 10 0С 0 0С 10. Вода может стать стихийным бедствием и привести к: урагану наводнению землетрясению 11. Примером бережного отношения к воде можно считать: путешествие на теплоходе по реке слив сточных вод в озеро установление в домах счётчиков на воду II вариант Отметь правильный ответ. 1. Какого цвета питьевая вода? белая бесцветная голубая 2. При охлаждении вода: расширяется сжимается остаётся без изменений 3. Если в воде растворить кусочек сахара, у неё изменится: цвет вкус запах 4. Чтобы очистить воду от нерастворимых веществ, её нужно: вскипятить пропустить через фильтр заморозить 5. При нагревании вода превращается в: пар лёд иней 6. При охлаждении вода превращается в: пар лёд туман 7. Температура кипения вода составляет: 100 0С 10 0С 0 0С 8. Вода может стать стихийным бедствием и привести к: урагану наводнению землетрясению 9. Примером бережного отношения к воде можно считать: путешествие на теплоходе по реке слив сточных вод в озеро установление в домах счётчиков на воду III вариант 1. Обведи в кружок номера предложений, в которых названы свойства чистой воды. 1) Твёрдое тело. 6) Имеет голубой цвет с разными оттенками. 2) Жидкость. 7) Прозрачная. 3) Имеет постоянную форму. 8) Не имеет вкуса (пресная). 4) Принимает форму ёмкости, которую 9) Не имеет запаха. заполняет. 5) Не имеет цвета. 10) Имеет резкий запах. 2. Рассмотри рисунок. Допиши предложения, используя слова для справок. Вода при нагревании __________________ и занимает _____________ места. Вода при охлаждении __________________ и занимает ___________________ места. Слова для справок: расширяется, сжимается, больше, меньше. 3. Рассмотри рисунок и дополни предложения. 1. Вода необходима для приготовления ________________. 2. Воду используют на _________________ и ______________________. 3. Водой тушат ______________. 4. Вода _______________ колёса турбины. 5. Водой _______________ выращиваемые растения. 6. Вода необходима животным для ______. 7. В воде утки находят себе ____________. 8. По воде __________________ различные грузы. Итоговый контроль по разделу «Поверхность суши. Почва» I вариант Отметь правильный ответ (кроме задания 5). 1. Что НЕ относится к формам земной поверхности? равнина гора озеро овраг 2. К неорганическим минеральным веществам почвы относится: корни растений песок перегной 3. К органическим минеральным веществам почвы относится: вода глина перегной 4. Самые плодородные почвы нашей страны: чернозёмные подзолистые тундровые 5. Установи соответствие между веществом, входящим в состав почвы, и типом, к которому оно относится. Вещество Тип вещества А) вода 1) органическое Б) воздух 2) неорганическое минеральное В) минеральные вещества Г) перегной Д) остатки растений Е) песок Запиши в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. А Б В Г Д Е 6. Лучше пропускает воду почва: песчаная глинистая чернозёмная 7. Плодородие почвы зависит от количества в ней: глины воды воздуха перегноя 8. Укажи самые плодородные почвы: 9. Какое действие человека вредит почве? болотные посадка растений чернозёмные разведение костров луговые удобрение почвы 10. Что не входит в состав почвы? известняк минеральные соли воздух II вариант Отметь правильный ответ. 1. Что НЕ относится к формам земной поверхности? равнина гора озеро овраг 2. К неорганическим минеральным веществам почвы относится: корни растений песок перегной 3. К органическим минеральным веществам почвы относится: вода глина перегной 4. Самые плодородные почвы нашей страны: чернозёмные подзолистые тундровые 5. Лучше пропускает воду почва: песчаная глинистая чернозёмная 6. Плодородие почвы зависит от количества в ней: глины воды воздуха перегноя 7. Укажи самые плодородные почвы: болотные чернозёмные луговые 8. Какое действие человека вредит почве? посадка растений разведение костров удобрение почвы 9. Что не входит в состав почвы? известняк минеральные соли воздух III вариант 1. Отметь, как называется верхний плодородный слой земли. почва чернозём дёрн 2. Закончи высказывание: «Перегной – это…» верхний плодородный слой земли сгнившие остатки живых организмов ценный вид почв в России 3. Укажи, какие почвы в нашей стране самые распространённые. чернозёмные подзолистые луговые 4. Подпиши слои почвы. 5. Рассмотри рисунок. Напиши, в какой воронке находится песчаная почва, а в какой – глинистая. Глинистая почва находится в _____________ воронке. Имеющаяся в ней глина в воде _______________ и ________________ пропускает её. Песчаная почва находится в ______________ воронке. Песок ____________ пропускает воду. Итоговый контроль по разделу «Есть на Земле страна Россия» I вариант 1. Как называется наша страна? а) Москва в) Русь б) Родина г) Россия 2. Какое место по площади занимает наша страна в мире? а) первое в) третье б) второе г) четвёртое 3. Назови самые высокие горы России. а) Уральские в) Алтай б) Саяны г) Кавказские 4. Назови самое глубокое в мире озеро, расположенное в нашей стране. а) Телецкое озеро в) озеро Байкал б) Ладожское озеро г) Онежское озеро 5. Назови столицу нашей страны. а) Санкт-Петербург в) Нижний Новгород б) Казань г) Москва 6. Кто основал город Москва? а) Иван Грозный б) Юрий Долгорукий в) Пётр Первый г) Александр Невский 7. Какой крупный город России называют Северной столицей? а) Ярославль в) Владивосток б) Новосибирск г) Санкт-Петербург 8. В каком городе установлен памятник героям Сталинградской битвы? а) Москва в) Казань б) Волгоград г) Ростов 9. Где численность населения выше? а) в городе б) в деревне 10. Какие растения произрастают в твоей местности. а) кактус д) дуб б) мох е) морошка в) лимон ж) голубика г) лишайник з) липа II вариант 1. Как называется наша страна? а) Москва в) Россия б) Родина 2. Какое место по площади занимает наша страна в мире? а) первое в) третье б) второе 3. Назови самые высокие горы России. а) Уральские в) Алтай б) Кавказские 4. Назови самое глубокое в мире озеро, расположенное в нашей стране. а) Телецкое озеро в) озеро Байкал б) Ладожское озеро 5. Назови столицу нашей страны. а) Москва в) Нижний Новгород б) Казань 6. Кто основал город Москва? а) Иван Грозный б) Юрий Долгорукий 7. Какой крупный город России называют Северной столицей? а) Ярославль в) Владивосток б) Санкт-Петербург 8. В каком городе установлен памятник героям Сталинградской битвы? а) Москва в) Казань б) Волгоград 9. Какие растения произрастают в твоей местности. а) кактус в) лимон б) мох г) лишайник III вариант 1. Как называется наша страна? а) Родина б) Россия 2. Какое место по площади занимает наша страна в мире? а) первое в) третье б) второе 3. Назови самые высокие горы России. а) Уральские б) Кавказские 4. Назови самое глубокое в мире озеро, расположенное в нашей стране. а) Телецкое озеро б) озеро Байкал 5. Назови столицу нашей страны. а) Москва в) Нижний Новгород б) Казань 6. Кто основал город Москва? а) Иван Грозный б) Юрий Долгорукий 7. Какие растения произрастают в твоей местности. а) кактус в) лимон б) мох г) лишайник