Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «МАТЕМАТИКА» основное общее образование, 7 класс Автор-составитель: Перепелкина Галина Александровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 2.Цель учебного предмета Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта Достижение данной цели при разработке и реализации общеобразовательной организацией АООП в процессе всей образовательной деятельности, в том числе по освоению обучающимися предметной области «Математика», предусматривает решение следующих основных задач: овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Цель и задачи организации образовательной деятельности, обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изучению ими математики Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), можно охарактеризовать соответственно, как образовательные,коррекционные, воспитательные задачи: • формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. : 1) выявить имеющиеся знания и умения, обучающихся по математике и индивидуальные возможности, особенности психофизического развития каждого ребенка, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками; 2) сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП в предметной области «Математика»; 3) сформировать готовность к участию в различных видах деятельности на уроках математики, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками; 4) обогатить представления обучающихся о предметах и явлениях окружающего мира на основе усвоения элементарных дочисловых математических представлений. Основные задачи, стоящие перед курсом математики в 8 классе, направлены на достижение личностных и предметных результатов освоения АООП, и заключаются в следующем: - формирование у обучающихся системы начальных математических знаний и умений, развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения; - коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; - личностное развитие обучающихся, основанное на принятии новой для них социальной роли ученика и включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики. Реализация в образовательной деятельности указанных целей и задач образовательно-коррекционной работы обеспечит достижение планируемых результатов освоения АООП (вариант 1) в предметной области «Математика». 1.1. Место предмета в учебном плане На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане в 7 классе отводится 3 часа в неделю. Курс рассчитан на 102 часа в год 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. На уроках математики в 7 классе формируются следующие личностные результаты: — проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания и и во внеурочной деятельности; — желание и умение выполнять математическое задание правильно, в соответствии с данным образцом с использованием знаковой символики или инструктажа учителя, высказанной с использованием математической терминологии; — умение организовывать собственную деятельность по выполнению учебного задания на основе данного образца, инструктажа учителя, с соблюдением пошагового выполнения алгоритма математической операции; — умение использовать математическую терминологию в устной речи при воспроизведении алгоритма выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) в виде отчета о выполнении деятельности и плана предстоящей деятельности (с помощью учителя); — умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе логических действий сравнения, аналогии, обобщения, установления причинно-следственных связей и закономерностей (с помощью учителя) с использованием математической терминологии; — навыки межличностного взаимодействия на уроке математики на основе доброжелательного и уважительного отношения к учителю и одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания; — элементарные навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности для достижения правильного результата при выполнении учебного задания; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных затруднений в выполнении математического задания и принять ее; — умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные учителем или одноклассниками, корригировать в соответствии с этим собственную деятельность на уровне математики; — навыки самостоятельной деятельности при выполнении математической операции (учебного задания) с использованием учебника математики, на основе усвоенного алгоритма действия и самооценки, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр. (с помощью учителя); — понимание связи математических знаний с жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); — элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе (на основе сюжетов арифметических задач, содержания математических заданий), умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения; — начальные представления об основах гражданской идентичности, семейных ценностях (на основе сюжетов арифметических задач, содержания математических заданий). 2.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. На уроках математики в 7 классе формируются следующие предметные результаты: 1-ый уровень (минимальный) — знание числового ряда 1-10 000 в прямом порядке; — счет в пределах 10 000, присчитыванием разрядных единиц (1, 10,100, 1 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений; — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; — знание алгоритма выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; умение использовать калькулятор с целью проверки правильности вычислений (устных и письменных); — выполнение умножения и деления чисел в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений; — знание десятичных дробей, умение их записать, прочитать, сравнить; — выполнение сложения и вычитания десятичных дробей (с помощью учителя); —выполнение решения простых арифметических продолжительности события; — знание свойств элементов куба, бруса; задач на определение — узнавание симметричных предметов, геометрических фигур; нахождение оси симметрии симметричного плоского предмета. 2-ой уровень (достаточный) — знание числового ряда в пределах 1 000 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000; — счет в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1 0000, 10 000, 100 000) устно и с записью чисел; — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 000: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений; без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; — знание алгоритма выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; умение использовать калькулятор с целью проверки правильности вычислений (устных и письменных); — выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком приемами письменных вычислений, с последующей проверкой правильности вычислений; — приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи); — знание десятичных дробей, умение их записать, прочитать, сравнить, выполнить преобразования десятичных дробей; — умение записать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей; — выполнение сложения и вычитания десятичных дробей; — выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами времени (легкие случаи); — выполнение умножения и деления чисел, полученных при измерении двумя мерами единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно; — выполнение решения и составление простых арифметических задач на определение продолжительности, начала и окончания события; — выполнение решения и составных задач в три арифметических действия; — знание видов четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов; приемы построения; — узнавание симметричных предметов, геометрических фигур; нахождение оси симметрии симметрично плоского предмета; умение расположить предметы симметрично относительно оси, центра симметрии. 2.3. Базовые учебные действия Характеристика базовых учебных действий Группа БУД Учебные действия и умения Личностные учебные действия • осознание себя как ученика, одноклассника, друга; • понимание личной ответственности за свои поступки; • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Регулятивные учебные действия • соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе, осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; • выявлять причины и следствия простых явлений; • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 3. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Промежуточная и итоговая аттестация Промежуточная аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математика» в 7 классе проводится на основании выявленных достижений обучающихся по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП. Выявление успешности продвижения обучающихся в достижении предметных результатов по учебному предмету «Математика» осуществляется на основании анализа выполненных ими проверочных работ, устных опросов, результатов наблюдений учителя за работой обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, степени их самостоятельности в выполнении учебных заданий. Для систематического контроля за качеством усвоения обучающимися предметных результатов по математике используются следующие виды проверочных работ: текущие, промежуточные, итоговые. Текущие проверочные работы помогают выявить особенности усвоения формируемых математических представлений и умений по изучаемым учебным темам, проводятся систематически, чтобы более полно выявить степень овладения математическим материалом и трудности, возникающие у каждого ученика. Промежуточные проверочные работы направлены на выявление результатов образовательной деятельности по крупным учебным темам/разделам, предусмотренным для изучения в 7 классе, а также на выявление результатов обучения в конце учебной четверти, полугодия. Задания для текущих и промежуточных проверочных работ содержатся в учебнике математики и в иных дидактических материалах, входящих в УМК по математике. Итоговая проверочная работа направлена на выявление результатов образовательной деятельности по итогам учебного года на этапе завершения обучения в 7м классе. В рабочей программе содержатся промежуточная проверочная работа за первое полугодие и итоговая проверочная работа (примерные), которые содержат дифференцированные по степени сложности задания по минимальному и достаточному уровню. Учитель имеет право изменить задания данных проверочных работ (примерных) или разработать другие проверочные работы, которые не будут расходиться с основными требованиями к планируемым предметным результатам по минимальному и достаточному уровню, определенными рабочей программой. При проведении промежуточной аттестации учитываются результаты промежуточной проверочной работы, а также успешность выполнения текущих проверочных работ. При проведении итоговой аттестации учитываются результаты итоговой проверочной работы и данные промежуточной аттестации. Критерии оценки, представленные в рабочей программе, разработаны по 5-балльной шкале. При разработке критериев оценки учтены основные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении математическим материалом и рекомендации ПрАООП (вариант 1) (п. 2.1.3) относительно оценки достижений обучающихся. При определении критериев оценки использована следующая классификация математических ошибок: - грубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным выполнением алгоритма действия; неверное использование знаков равенства или сравнения; неверно выполненное построение геометрической фигуры; - негрубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным списыванием числовых данных, при этом алгоритм действия записанного примера (задания) выполнен правильно; единичное отсутствие наименований единиц измерений в записи чисел, полученных при измерении величин; незначительная неточность в измерении или построении геометрической фигуры. Примеры контрольно-измерительных приложением к программе. (оценочных) 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА материалов являются Наименование раздела Количество часов Нумерация 7 Единицы измерения и их соотношения 6 Арифметические действия 28 Дроби 21 Арифметические задачи 25 Геометрический материал 5 Повторение пройденного 8 Итого: 102 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. Кол-во Тема урока часов, отводимых на освоение каждой темы Нумерация чисел в пределах 1 000 000. 1 2. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. 1 3. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. 1 4. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. 1 5. 6. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Основные виды деятельности обучающихся на уроке Класс единиц, класс тысяч; разряды. Выделение классов, разрядов в числах. 1.2 Получение чисел в пределах 1 000 000 из разрядных слагаемых. Разложение чисел на разрядные слагаемые. Сравнение и упорядочение чисел Изображение многозначных чисел на калькуляторе, их чтение.) Числовой ряд в пределах 1 000 000. Присчитывание, отсчитывание разрядных единиц в пределах 1 000 000 Римская, арабская нумерация. Округление чисел Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в пределах 10 000 Домашнее задание стр. 6, № 12 (а, б) стр. 11, № 31 (2 столб) стр. 13, № 35 (2 столб) стр. 17, № 49 (а, б) стр. 19, № 61 (1, 3 столб) 1 Сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» «Во сколько раз больше (меньше…?» 1 Составные арифметические Задание задачи в 2-3 действия. карточках на 7. Линии. Сложение и вычитание отрезков. 1 8. Числа, полученные при измерении величин. 1 9. Числа, полученные при измерении величин. 1 10. Ломаная линия. Длина ломаной линии 1 11. Контроль и учет знаний «Нумерация. вычитание чисел». Сложение и многозначных над ошибками «Нумерация. Сложение и вычитание многозначных чисел». 1 12. Работа и вычитание многозначных чисел. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (с записью примера в строчку). 1 13. Сложение и вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание с помощью калькулятора 1 14. Сложение 15. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. 1 1 Линии: прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые. Обозначение отрезков, линий буквами латинского алфавита. Нахождение суммы, разности длин отрезков Выполнение практических заданий в рамках урокапрактикума. Выполнение игровых упражнений, решение проблемных ситуаций (на доступном для обучающихся материале). Работа с ЭОР. Выполнение практических заданий. Работа с учебником, выполнение упражнений: - называть единицы длины, - сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Ломаная линия незамкнутая, замкнутая. Вычисление длины ломаной линии Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками Выполнение упражнений, решение задач Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Дидактические игры. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с микрокалькулятором, выполнение упражнений и практических заданий: выполнять устно и письменно действия с числами; -работать с микрокалькулятором. Работа с учебником, выполнение упражнений. Задание карточках на стр. 22, № 66, стр. 26, № 79 (2 столб) Задание карточках Повторение таблицы умножения деления 2,3, 4 Задание карточках на и на стр. 29, № 94 (а, 3 столб), стр. 32, № 1 (1 вар.) стр. 33, № 102 16. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000. Нахождение неизвестного слагаемого. 1 17. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000. Нахождение неизвестного слагаемого. 1 18. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. 1 19. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000. Нахождение неизвестного слагаемого. 1 20. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000. Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. 1 21. Письменное 1 Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия с числами. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия с числами. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия с числами. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия с числами. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (называть, изображать виды углов). Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений. стр. 38, № 115 (23 столб) стр. 39, № 118 (зад. 2, б) стр. 40, № 123 (23 столб), стр. 41, № 127 (б, 2 столб) стр. 41, № 127 (б, 2 столб) стр. 38, № 115 (23 столб), стр. 39, № 118 (зад. 2, б) стр. 40, № 123 (23 столб) 22. Устное умножение и деление чисел в пределах 1 000 000 (с записью примера в строчку). 1 23. Устное умножение и деление чисел в пределах 1 000 000 (с записью примера в строчку). 1 24. Письменное умножениечисел на однозначное число (с записью примера в столбик). 1 25. Письменное умножениечисел на однозначное число (с записью примера в столбик). 1 26. Письменное умножениечисел на однозначное число (с записью примера в столбик). 1 27. Письменное деление чисел на однозначное число (с записью примера в столбик). 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, работа с алгоритмом - анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Решение задач на действия с числами. Работа с учебником и дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске Работа с учебником и дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске Работа с учебником и дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия с числами. стр. 46, № 143 (3-4 столб) стр. 47, № 146 (1 столб), на стр. 48, № 152 (3-4 столб), стр. 50, № 157 (1 столб) стр. 50, № 159 (3 столб), 28. Письменное деление чисел на однозначное число (с записью примера в столбик). 1 29. Письменное деление чисел на однозначное число (с записью примера в столбик). 1 30. Нахождение значения числового выражения в 3-4 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление). 1 31. Нахождение значения числового выражения в 3-4 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление). 1 32. Контрольная работа по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число». 1 33. Работа над ошибками по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число». 34. 1 Деление чисел с остатком. 1 35. Деление чисел с остатком. 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия с числами. Работа с учебником, работа с алгоритмом - анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Решение задач на действия с числами. Работа с учебником, работа с алгоритмом - анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Решение задач на действия с числами. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (называть, изображать геометрические фигуры). Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и стр. 52, № 163 (1-2 столб), стр. 53, № 166 (а, 1-2 столб) стр. 55, № 173 (а, 1-2 столб) стр. 56, № 178 (2 столб) Таблица умножения деления 4,5.6 Задание карточках и на стр. 59, № 188 (2 столб) стр. 63, № 204 (б, 3 столб) 36. Деление чисел с остатком. 1 37. Геометрический материал (Повторение) 1 38. Отрезки и прямые линии. 1 39. Углы. 1 40. Окружность. 1 41. Умножение на 10, 100, 1 000. 1 42. Умножение на 10, 100, 1 письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и плоскости. Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Работа с учебником, стр. 67, № 215 (б, 1-2 столб) стр. 70, № 223 (в) стр. 72, 226 (б) стр. 73, 229 (а) стр. 75, №242 (а, б) стр. 76, № 243 (зад. 3, 4 столб), стр. 77, № 250 1 000. 43. Умножение на 10, 100, 1 000. 1 44. Деление на 10, 100, 1 000. 1 45. Деление на 10, 100, 1 000 1 46. Деление на 10, 100, 1 000 1 47. Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 10, 100, 1 000. Геометрический материал». 1 48. Работа над ошибками по теме: «Умножение и деление на 10, 100, 1 000. Геометрический материал». 1 выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Работа с учебником, выполнение упражнений, практических заданий: Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и плоскости. - Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. - Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Работа с учебником, выполнение упражнений, практических заданий: - Описывать взаимное (зад. 1, а) стр. 78, № 250, (зад. 2, б) стр. 79, № 252 (зад. 3, 1 столб) стр. 80, № 257 (зад. 2, а) стр. 81, № 259 (2 столб) Таблица умножения 4,5,6 Задание карточках на 49. Деление с остатком на 10, 100, 1 000. 1 50. Деление с остатком на 10, 100, 1 000. 1 51. Преобразование чисел, полученных при измерении. 1 52. Преобразование чисел, полученных при измерении. 1 53. Контрольная работа по теме: «Преобразование чисел, полученных при измерении». 1 54. Работа над ошибками по теме: «Преобразование чисел, полученных при измерении». 1 55. Сложение чисел, полученных при измерении. 1 расположение предметов в пространстве и плоскости. - Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. - Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. стр. 83, № 266 (б, 3 столб) стр. 84, № 269 (2 столб) Задание карточках на Задание карточках на Таблица умножения деления 5,6,7 Задание карточках и на стр. 90, № 290 (2 столб) 56. Сложение чисел, полученных при измерении. 1 57. Вычитание чисел, полученных при измерении. 1 58. Вычитание чисел, полученных при измерении. 1 59. Умножение чисел, полученных при измерении, на однозначное число. 1 60. Деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число. 1 61. Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1 000. 1 62. Умножение чисел на круглые десятки. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. стр.93, № 297 (зад. 2, 2 столб) стр. 95, № 306 (1 столб) стр. 96, № 312 (1) стр. 100, № 2 (2 вар., а), стр. 101, № 329 (2 столб) стр. 103, № 336 (3 столб) стр. 115, № 368 (зад. 3, 1 столб) стр. 119, № 382 (зад. 3, 4-5 ст) 63. Умножение чисел на круглые десятки. 1 64. Умножение чисел на круглые десятки. 1 65. Деление чисел в пределах 1 000 000 на круглые десятки приемами письменных вычислений. 1 66. Деление чисел в пределах 1 000 000 на круглые десятки приемами письменных вычислений. 1 67. Деление чисел в пределах 1 000 000 на круглые десятки приемами письменных вычислений. 1 68. Деление чисел в пределах 1 000 000 с остатком на круглые десятки. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнять устно и письменно действие умножения. Использовать таблицу умножения. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнять устно и письменно действие умножения. Использовать таблицу умножения. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнять устно и письменно действие умножения. Использовать таблицу умножения. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. Работа с учебником, выполнение упражнений, практических заданий: Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и плоскости. - Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. - Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). стр. 121, № 390 (б, 4 столб) Стр.123 № 401 (а, 3 ст) стр. 125, № 412 (б, 1-2 столб) стр. 128, № 425 стр. 131, № 437 (б, 4 столб) стр. 133, № 442 (б, 3-4 столб) 69. Умножение и деление чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы двумя мерами, на круглые десятки приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик). 1 70. Умножение и деление чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы двумя мерами, на круглые десятки приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик). 1 71. Умножение и деление чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы двумя мерами, на круглые десятки приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик). 1 72. Геометрический материал 1 73. Геометрический материал 1 74. Геометрический материал 1 75. Повторение по теме: «Умножение и деление чисел на круглые десятки». 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. Чтение и записывание величин. Использование основных единиц измерения величин и соотношений между ними. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Участвовать в дидактических играх Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Участвовать в дидактических играх Построение окружности с заданным радиусом. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Взаимное положение окружности, круга и точки. Вида треугольников. Построение треугольников с помощью циркуля и линейки. Вычисление периметра треугольника. Построение высоты треугольника. Построение прямоугольника (квадрата). Высота прямоугольника (квадрата). Вычисление периметра прямоугольника (квадрата). Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнять устно и письменно действие умножения. Использовать таблицу умножения. стр. 137, № 453 (а, 3 столб) стр. 138, № 459 стр. 139, № 464 (б, в) стр. 143, № 477 (б) Задание карточках на стр. 149, № 490 (а) стр.134, №447 (4) 76. Повторение по теме: «Умножение и деление чисел на круглые десятки». 1 77. Контроль и учет знаний «Умножение и деление целых чисел и чисел, полученных при измерении, на круглые десятки». 1 78. Работа над ошибками по теме: «Умножение и деление целых чисел и чисел, полученных при измерении, на круглые десятки». (1-й из 1 ч.) 79. Умножение на двузначное число. 1 80. Умножение на двузначное число. 1 81. Умножение на двузначное число. 1 82. Умножение на двузначное число. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнять устно и письменно действие умножения. Использовать таблицу умножения. Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений стр.134, № 449, Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение умножать числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение умножать числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение умножать числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение умножать числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение умножать числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения. Выполнение игровых упражнений. стр. 152, № 494 (зад. 3б, 5 столб), Таблица умножения деления 6,7,8 Задание карточках и на стр.153, № 500 (2) стр. 154, № 504 (зад. 3а, 4 столб) стр. 157, № 514 (б, 4 столб) 83. Повторение по теме: «Умножение на двузначное число. 1 84. Повторение по теме: «Умножение на двузначное число. 1 85. Деление на двузначное число. 1 86. Деление на двузначное число. 1 87. Деление на двузначное число. 1 88. Деление на двузначное число. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение умножать числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение умножать числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнение письменно и устно действий умножения и деления. Умение делить числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения и деления. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнение письменно и устно действий умножения и деления. Умение делить числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения и деления. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнение письменно и устно действий умножения и деления. Умение делить числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения и деления. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнение письменно и устно действий умножения и деления. Умение делить числа в пределах 1 000. Использование таблицы умножения и деления. стр. 158, № 517 (зад. 2, 2-3 столб), стр. 160, № 1 (2 вар., 2 столб) стр. 162, № 534 (зад. 3, 4 столб), стр. 164, № 541 (зад. 3, 5 столб) стр. 167, № 553 (2 столб) стр. 169, № 561 (б, 3 столб) 89. Деление с остатком на стр. 172, № 574 (б, 3 столб) 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). стр. 173, № 577 (2 строка) 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). стр. 174, № 579 (1 столб) 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). 92. Деление с остатком на Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). Задание карточках 93. Повторение по теме: Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие умножение и деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). стр. 172, № 570 (2 столб) Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие умножение и деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). стр. 172, № 570 (4 столб) двузначное число 90. Деление с остатком на двузначное число 91. Деление с остатком на двузначное число двузначное число «Умножение и деление чисел на двузначное число». 1 94. Повторение по теме: «Умножение и деление чисел на двузначное число». 1 на 95. Повторение по теме: «Умножение и деление чисел на двузначное число». 1 96. Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел на двузначное число». 1 97. Работа над ошибками по теме: «Умножение и деление чисел на двузначное число». 1 98. Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число. 1 99. Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число. 1 100 Умножение и деление чисел, Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие умножение и деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). стр. 174, № 582 (1 столб) Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений 1 000. Использование таблицы умножения и деления. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Таблица умножения деления 6,7,8 Задание карточках и на стр. 176, № 586 (2-3 столб) стр. 178, № 592 (1 столб) стр. 180, № 599 полученных при измерении, на двузначное число. 1 101 Обыкновенные дроби. 1 102 Обыкновенные дроби. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. стр. 183, № 611 (2 строка) стр. 185, № 618 (3 столб) 103 Контроль и учет знаний. 1 104 Работа над ошибками 1 105 Сложение и вычитание обыкновенных дробей. 1 106 Сложение и вычитание обыкновенных дробей. 1 107 Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. 1 108 Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. 1 109 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями (легкие случаи). 1 110 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями (легкие случаи). 1 Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом.. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий на действие с дробями. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий на действие с дробями. Таблица умножения деления 8, 9 Задание карточках и на стр.188, № 629 (3 столб) стр. 191, № 636 (3 столб) стр. 197, № 650 (а) стр. 198, № 658 (2 строка) стр. 200, № 664 (3 столб) стр. 201, № 666 (2 столб) 111 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями (легкие случаи). 1 112 Десятичные дроби. Получение, запись и чтение десятичных дробей. 1 113 Десятичные дроби. Получение, запись и чтение десятичных дробей. 1 114 Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. 1 115 Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. 1 116 Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий на действие с дробями. Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Работа с учебником, выполнение упражнений на построение: Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске стр. 202, № 670 (2 столб) Работа с учебником, выполнение упражнений на построение: Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. стр. 212, № 698 стр. 209, № 688 (б) стр. 210, № 690 стр. 214, № 705 (б, в) стр. 217, № 719 (4 столб) 117 Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. 1 118 Контрольная работа по теме: «Преобразование дробей. Сложение и вычитание дробей». 1 119 Работа над ошибками по теме: «Преобразование дробей. Сложение и вычитание дробей» 1 120 Сравнение десятичных долей и дробей. 1 121 Сложение и вычитание десятичных дробей: - сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями (с одинаковым количеством знаков после запятой). 1 122 Сложение и вычитание десятичных дробей: - сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями (с одинаковым количеством знаков после запятой). 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Использование алгоритмов письменных арифметических действий с дробями. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске стр. 218, № 726 (46 столб) Таблица умножения деления 4,5, 6 Задание карточках и на стр. 221, № 738 (а), стр. 224, № 753 (зад 2, а) стр. 227, № 766 (3 столб) стр. 230, № 783 (1 столб) 123 Геометрический материал. Симметрия. 1 124 Нахождение десятичной дроби от числа. Простые арифметические задачи на нахождение десятичной дроби от числа. 1 125 Меры времени. 1 126 Задачи на движение 1 127 Задачи на движение 1 128 Итоговая контрольная работа по теме: «Все действия в пределах 1 000 000». 1 129 Работа над ошибками по теме: «Все действия пределах 1 000 000». в 1 130 Геометрический материал. Масштаб. 1 Ось симметрии. Симметричные предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси симметрии. Центр симметрии. Построение точки, симметричной данной относительно оси, центра симметрии Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач с использованием алгоритма: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. Вычисление количества суток в одном году (обычном и високосном). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени двумя мерами, приемами письменных вычислений. Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и окончания события Составные арифметические задачи на встречное движение(равномерное , прямолинейное) двух тел. Составные задачи на движение в одном и противоположном направлении двух тел Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений Построение прямоугольника (квадрата), окружности в масштабе. Изображение предметов прямоугольной формы в масштабе. стр. 236, № 803, стр. 239, № 810 (а, б, в) стр. 246, № 833 Задание карточках на стр. 250, № 852 (2 столб) стр. 253, № 858 (2 столб) Таблица умножения и деления 6,7,8,9 Задание карточках на стр. 262, № 885 (зад. 2) 131 Итоговое повторение 1 132 Итоговое повторение 1 133 Итоговое повторение 1 134 Итоговое повторение 135 Итоговое повторение 136 Итоговое повторение ИТОГО: 102 часа (3 часа в неделю) Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Задание карточках на Задание карточках на Задание карточках на Задание карточках на Задание карточках на Таблица умножения2-9 5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 5.1. Система оценки личностных результатов. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений. Оценка результатов осуществляется в баллах: 0 - нет фиксируемой динамики; 1 - минимальная динамика; 2 - удовлетворительная динамика; 3 - значительная динамика. 5.2. Система оценки предметных результатов. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). При оценке комбинированных работ: - отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок; - отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки; - отметка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий; - отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: - отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно; - отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки; - отметка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые; - отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и построение и др.): - отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно; - отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно; - отметка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами. - отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. Критерии для оценивания устных ответов: Отметка «5» ставится обучающемуся, если: в работе допущены ошибки: грубые ошибки: 0; негрубые ошибки: 0-3. Решение задач: краткая запись задачи выполнена в целом правильно; решение выполнено правильно; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в оформлении краткой записи задачи и в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Отметка «4» ставится, если: в работе допущены ошибки: грубые ошибки: 1-2; негрубые ошибки: 0-4. Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении задачи выбор арифметических действий осуществлен верно, допущена 1 ошибка вычислительного характера; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. 5.3. Система оценки БУД. Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе. 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО Технологии обучения: Здоровьезберегающие технологии (разогревание и настройка артикуляционного аппарата, речевые разминки, пальчиковая гимнастика, физминутки, логопедические упражнения и прочее). Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход). Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных образовательных ресурсов, применение технических средств обучения, использование презентаций, аудиоматериалов, видеороликов). Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности). Методы обучения: Словесные методы: объяснение, беседа. Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний. Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в 1 классах краткое, не более 5 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося. Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль умственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго, эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение. Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их нагляднообразному мышлению умственно отсталых детей. Показ - это предъявление образа действия разных способов работы. Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть. Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года, высотную поясность, тепловые пояса и т.д.). После показа объект убирается. Демонстрация - показ предметов в движении. Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока. Психологические функции наглядных средств в обучении состоят из: • сигнально-информативной; • носителя образа; • стимулятора в деятельности всех анализаторов; • иллюстрации и демонстрации. Практические методы: прием. Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания. Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, беседа, уроки - практикумы, самостоятельная работа, выполнение практических работ. Основная форма проведения учебных занятий по математике ― урок. Учебно-методический комплекс Учебник Математика. 7 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. В.В. Эк – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 234 с. Методическая литература 1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. 2. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 5 класс. – М.: Просвещение, 2019. 3. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения на уроках математике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1998. 4. Перова М.Н., Яковлева И.М., Рабочая тетрадь по математике – М.: Просвещение, 2005. Материально-техническое обеспечение: - АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера; - компьютерные презентации PowerPoint по темам программы; - дидактический материал и демонстрационные таблицы; - учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: демонстрационный угольник классный, демонстрационный транспортир, демонстрационный