Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «МАТЕМАТИКА» основное общее образование, 5 класс Автор-составитель: Перепелкина Галина Александровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика», 5 класс, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 20232024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Цели учебного предмета: Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта Достижение данной цели при разработке и реализации общеобразовательной организацией АООП в процессе всей образовательной деятельности, в том числе по освоению обучающимися предметной области «Математика», предусматривает решение следующих основных задач: - овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. • формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Задачи обучения математике состоят в следующем: 1) выявить имеющиеся знания и умения обучающихся по математике и индивидуальные возможности, особенности психофизического развития каждого ребенка, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками; 2) сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП в предметной области «Математика»; 3) сформировать готовность к участию в различных видах деятельности на уроках математики, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками; 4) обогатить представления обучающихся о предметах и явлениях окружающего мира на основе усвоения элементарных дочисловых математических представлений. Основные задачи, стоящие перед курсом математики в 5 классе, направлены на достижение личностных и предметных результатов освоения АООП, и заключаются в следующем: - формирование у обучающихся системы начальных математических знаний и умений, развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения; - коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; - личностное развитие обучающихся, основанное на принятии новой для них социальной роли ученика и включение в образовательную деятельность на основе интереса к содержанию и организации процесса изучения математики. Реализация в образовательной деятельности указанных целей и задач образовательнокоррекционной работы обеспечит достижение планируемых результатов освоения АООП (вариант 1) в предметной области «Математика». 1.1. Место предмета в учебном плане Базисный учебный план на изучение математики в 5 классе основной школы отводит 4 учебных часа в неделю в течение всего года обучения, всего 136 часов. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. На уроках математики в 5 классе формируются следующие личностные результаты: — проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания; — желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя; — умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания; — умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя); — умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя); — элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; — умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания; — умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи; — знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных) при выполнении математического задания; — элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания; — элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами; — понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); — элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения. 2.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. На уроках математики в 5 классе формируются следующие предметные результаты: 1- ый уровень (минимальный) — знание числового ряда 1—1 000 в прямом порядке; — умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); — счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел; — определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы); — умение сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000; — знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя); — знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной; — выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений; — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; — выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка; — выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях); — знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать; — выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) … ?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия; — различение видов треугольников в зависимости от величины углов; — знание радиуса и диаметра окружности, круга. 2- ой уровень (достаточный) знание числового ряда 1—1 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000; — умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); — счет в пределах 1 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200,50 устно и с записью чисел; — знание класса единиц, разрядов в классе единиц; — умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы; — умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000; — выполнение округления чисел до десятков, сотен; — знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII; — знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений; — знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной; — выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1 000); — выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; — выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; — выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка и с остатком; — выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений; — знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить, обозначить, сравнить обыкновенные дроби; — выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя); — знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; — умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки; — знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений; — вычисление периметра многоугольника. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Наименование раздела 1. Сотня 2. Тысяча 3. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд 4. Обыкновенные дроби Количество часов 38 39 18 16 5. Умножение и деление на 10, 100 12 6. Числа, полученные при измерении величин 9 7. Умножение и деление чисел в пределах 1 000 30 8. Итоговое повторение 8 Итого: 170 Сотня (38 часов) Нумерация. Единицы измерения и их соотношения. Арифметические действия. Арифметические задачи. Геометрический материал. Тысяча (39 часов) Нумерация. Арифметические действия. Геометрический материал. Единицы измерения и их соотношения. Арифметические задачи. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд (18 часов) Арифметические действия. Геометрический материал. Обыкновенные дроби (16 часов) Дроби. Арифметические задачи. Умножение и деление на 10 и 100 (12 часов) Арифметические действия. Геометрический материал. Числа, полученные при измерении величин (9 часов) Единицы измерения и их соотношения. Умножение и деление чисел в пределах 1 000 (30 часов) Арифметические действия. Геометрический материал. Арифметические задачи. Итоговое повторение (8 часов) 4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 4.1. Система оценки личностных результатов. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений. Оценка результатов осуществляется в баллах: 0 - нет фиксируемой динамики; 1 - минимальная динамика; 2 - удовлетворительная динамика; 3 - значительная динамика. 4.2. Система оценки предметных результатов. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). При оценке комбинированных работ: - отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок; - отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки; - отметка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий; - отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: - отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно; - отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки; - отметка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые; - отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и построение и др.): - отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно; - отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно; - отметка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами. - отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. Критерии для оценивания устных ответов: Отметка «5» ставится обучающемуся, если: в работе допущены ошибки: грубые ошибки: 0; негрубые ошибки: 0-3. Решение задач: краткая запись задачи выполнена в целом правильно; решение выполнено правильно; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в оформлении краткой записи задачи и в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Отметка «4» ставится, если: в работе допущены ошибки: грубые ошибки: 1-2; негрубые ошибки: 0-4. Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении задачи выбор арифметических действий осуществлен верно, допущена 1 ошибка вычислительного характера; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на обучающегося. 4.3. Система оценки БУД. Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе. 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математика» в 5 классе проводится на основании выявленных достижений обучающихся по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП. Выявление успешности продвижения обучающихся в достижении предметных результатов по учебному предмету «Математика» осуществляется на основании анализа выполненных ими проверочных работ, устных опросов, результатов наблюдений учителя за работой обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, степени их самостоятельности в выполнении учебных заданий. Для систематического контроля за качеством усвоения обучающимися предметных результатов по математике используются следующие виды проверочных работ: текущие, промежуточные, итоговые. Текущие проверочные работы помогают выявить особенности усвоения формируемых математических представлений и умений по изучаемым учебным темам, проводятся систематически, чтобы более полно выявить степень овладения математическим материалом и трудности, возникающие у каждого ученика. Промежуточные проверочные работы направлены на выявление результатов образовательной деятельности по крупным учебным темам/разделам, предусмотренным для изучения в 5 классе, а также на выявление результатов обучения в конце учебной четверти, полугодия. Задания для текущих и промежуточных проверочных работ содержатся в учебнике математики и в иных дидактических материалах, входящих в УМК по математике. Итоговая проверочная работа направлена на выявление результатов образовательной деятельности по итогам учебного года на этапе завершения обучения в 5м классе. В рабочей программе содержатся промежуточная проверочная работа за первое полугодие и итоговая проверочная работа (примерные), которые содержат дифференцированные по степени сложности задания по минимальному и достаточному уровню. Учитель имеет право изменить задания данных проверочных работ (примерных) или разработать другие проверочные работы, которые не будут расходиться с основными требованиями к планируемым предметным результатам по минимальному и достаточному уровню, определенными рабочей программой. При проведении промежуточной аттестации учитываются результаты промежуточной проверочной работы, а также успешность выполнения текущих проверочных работ. При проведении итоговой аттестации учитываются результаты итоговой проверочной работы и данные промежуточной аттестации. Критерии оценки, представленные в рабочей программе, разработаны по 5- балльной шкале. При разработке критериев оценки учтены основные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении математическим материалом и рекомендации ПрАООП (вариант 1) (п. 2.1.3) относительно оценки достижений обучающихся. При определении критериев оценки использована следующая классификация математических ошибок: - грубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным выполнением алгоритма действия; неверное использование знаков равенства или сравнения; неверно выполненное построение геометрической фигуры; - негрубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным списыванием числовых данных, при этом алгоритм действия записанного примера (задания) выполнен правильно; единичное отсутствие наименований единиц измерений в записи чисел, полученных при измерении величин; незначительная неточность в измерении или построении геометрической фигуры. Примеры контрольно-измерительных (оценочных) материалов являются приложением к программе. 6 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. Тема урока Нумерация чисел в пределах 100: -счет единицами; -разряды, их место в записи числа. Состав двузначных чисел из десятков и единиц. Числовой ряд в пределах 100. Место каждого числа в числовом ряду. Сравнение и упорядочение чисел. Кол-во Домашнее Виды деятельности на уроке часов задание 1 Работа с учебником, выполнение Задание на упражнений на последовательность карточках чисел в пределах 100. Самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем поискового характера. Установление причинноследственных связей. 2. Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени, их соотношения 1 Работа с ЭОР. Выполнение практических заданий. Работа с учебником, выполнение упражнений: - называть единицы измерения стоимости, длины, массы, времени, - сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Стр. 4 № 10 3 Единицы 1 Работа с ЭОР. Стр. 5 № 17 измерения стоимости, длины, массы, времени, их соотношения 4. Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами 1 5 Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами 1 6. Сложение и вычитание чисел, полученных при счете и при измерении величин, в пределах 100 без перехода через разряд. 1 7 Табличное умножение и деление. 1 8 Взаимосвязь умножения и деления 1 9. Нахождение значения числового выражения со 1 Выполнение практических заданий. Работа с учебником, выполнение упражнений: - называть единицы измерения стоимости, длины, массы, времени, - сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Выполнение практических заданий. Работа с учебником, выполнение упражнений: - называть единицы времени, - сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Выполнение практических заданий. Работа с учебником, выполнение упражнений: - называть единицы времени, - сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Стр. 6 № 30 (4 столб) Стр. 7 № 36 Стр. 8 № 41 (1 столб) Стр. 9 № 55 (1) Стр. 10 № 58 (1,2 столб) скобками и без скобок в 2 арифметически х действия (сложение, вычитание, умножение, деление) Использование алгоритмов письменных арифметических действий. 10 Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметически х действия (сложение, вычитание, умножение, деление) 1 Работа с учебником, выполнение Стр. 10 № 59 (2) упражнений, решение задач. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Использование алгоритмов письменных арифметических действий. 11. Решение простых, составных задач в 2-3 арифметически х действия 1 12 Решение простых, составных задач в 2-3 арифметически х действия 1 13 Линии: узнавание, называние, дифференциаци я. Построение линий (прямой линии, луча, отрезка заданной линии, незамкнутой и 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач, работа с алгоритмом: -анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи; - определять количество и порядок действий для решения задачи; - выбирать и объяснять выбор действий Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач, работа с алгоритмом: -анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи; - определять количество и порядок действий для решения задачи; - выбирать и объяснять выбор действий Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с раздаточным материалом, учебником, выполнение упражнений. Стр. 17 № 85 (3 столб) Стр. 18 № 19 (2 столб) Стр. 28 № 145 замкнутой ломаной). Использование букв 14. Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой x. 1 Работа с учебником, выполнение Стр. 20 № 101 упражнений, решение задач на (3 столб) умения выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение. Участие в дидактических играх 15 Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого 1 Работа с учебником, выполнение Стр. 21 № 106 упражнений, решение задач на (3 столб) умения выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение. Участие в дидактических играх 16. Простые арифметически е задачи на нахождение неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой 1 Стр. 22 № 111 Работа с учебником, выполнение (4 столб) упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. 17 Простые арифметически е задачи на нахождение неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой 1 Стр. 22 № 116 Работа с учебником, выполнение (5 столб) упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. 18. Виды углов. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника. 1 Работа с учебником, выполнение Стр. 29 № 151 упражнений и практических заданий. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске, работа с ЭОР на построение различных видов углов. 19 Построение острого, тупого углов 1 Работа с учебником, выполнение Стр. 31 № 159 упражнений и практических заданий. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске, работа с ЭОР на построение различных видов углов. Работа с учебником, выполнение упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Стр. 23 № 118 (2-3 столб) 20. Решение примеров с неизвестным уменьшаемым, обозначенным буквой x. 1 21 Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного уменьшаемого 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Стр. 24 № 124 (3 столб) 22 Простые арифметически е задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Задание на карточках 23. Элементы их свойства. Построение прямоугольник а (квадрата), с помощью чертежного угольника. Использование букв латинского алфавита (A,B,C,D,E,K,M ,O,P,S) для обозначения геометрических фигур. Взаимное положение на плоскости прямоугольник а (квадрата) и линий (прямой, отрезка) 1 Стр. 32 № 163 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на построение по алгоритму: Описывать взаимное расположение предметов на плоскости. Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры с заданными измерениями с помощью угольника. 24. Решение 1 Работа с учебником, выполнение Задание на примеров с неизвестным вычитаемым, обозначенным буквой x. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного вычитаемого упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом карточках Стр. 25 № 131 (2 столб) 25. Простые арифметически е задачи на нахождение неизвестного вычитаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой. Дифференциац ия задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом 26 Резерв 1 27 Контроль и учет знаний 1 28 Окружность, круг, шар: узнавание, называние, дифференциаци я. Радиус, центр окружности, круга. Построение окружности с помощью 1 Работа с учебником, выполнение Задание на упражнений в ходе беседы, карточках рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач Работа с учебником, выполнение Стр. 33 № 165 упражнений, практических заданий на построение окружности заданного диаметра. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом, инструментами для построения окружности и диаметра (линейкой, циркулем) циркуля 29 Сложение двузначного числа с однозначным числом (29+5) 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Стр. 37 № 7 30 Вычитание однозначного числа из двузначного (32-5) 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Стр. 37 № 10,11 31 Сложение двузначных чисел (29+15) 1 Стр. 39 № 23 32 Сложение двузначных чисел (29+15) 1 33 Вычитание двузначных чисел (32-15) 1 34 Вычитание двузначных чисел (32-15) 1 35 Вычисление длины ломаной (незамкнутой, замкнутой). Многоугольник и. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Работа с учебником, выполнение упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Работа с учебником, выполнение упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Работа с учебником, выполнение упражнений. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Работа с учебником, выполнение упражнений на построение: Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на 36 Периметр. Вычисление периметра многоугольника . Решение арифметически х задач практической направленности с сюжетом, связанным с нахождением 1 Задание на карточках Стр. 40 № 30 (2 столб) Задание на карточках Стр. 72 №224 Стр. 73 № 228 Работа с учебником, выполнение (1) упражнений на построение: Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на периметра 37 Резерв 1 38 Контроль и учет знаний 1 39. Ряд круглых сотен в пределах 1 000. получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Чтение и запись трехзначных чисел. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы. Десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Числовой ряд в пределах 1 000. место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел. Счет до 1 000 и от 1 000 1 40. 41 42 Работа с учебником, выполнение Задание на упражнений в ходе беседы, карточках рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач Работа с ЭОР и презентацией Стр. 41 № 39 PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия 1 Работа с ЭОР и презентацией Стр. 42 № 52 PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия Задание на карточках 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Стр. 43 № 53 43 44 45 разрядными единицами (по 1 ед., 1 дес., 1 сот.) устно и с записью чисел. Изображение чисел на калькуляторе, их чтение. Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Сравнение и упорядочение чисел в пределах 1 000. Сложение и вычитание в пределах 1 000 на основе присчитывания по 1, 10, 100. Сложение на основе разрядного состав чисел (400+30; 400+30+2; 400+2) Знак округления («≈») Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия Стр. 43 № 54 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия Задание на карточках 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Вычисление числовых выражений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Вычисление числовых выражений. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Стр. 39 № 29 Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, Задание на карточках 46 Округление чисел до десятков, сотен 1 47 Римские цифры. Обозначение чисел I-XII 1 48 Резерв 1 Стр.42 № 51 (3-4 столб) Стр. 42 № 51 (3-4 столб) 49 Контроль и учет знаний 1 50 Элементы треугольника. Название сторон треугольника. Построение треугольника. 1 51 Вычисление периметра треугольника. Взаимное положение на плоскости треугольника и линии (прямой, отрезка) Меры стоимости. Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р.. 1 000 р. Размен, замена нескольких купюр одной. Арифметически е задачи. Составление и решение простых арифметически х задач на нахождение стоимости, цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, 52 1 рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач Задание на Работа с учебником, выполнение карточках упражнений, решение задач на построение по алгоритму: Описывать взаимное расположение предметов на плоскости. Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры с заданными измерениями с помощью угольника. Работа с учебником, выполнение Стр. стр. 73 № упражнений, решение задач на 228 (4) построение по алгоритму: Описывать взаимное расположение предметов на плоскости. Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры с заданными измерениями с помощью угольника. Решение задач Стр. 46 № 72 Чтение и запись величин, используя (3) основные единицы измерения величин и соотношения междуними. Вычисление числовых выражений. Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Анализ задачи с целью устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. 53 стоимостью (с краткой записью задач в виде таблицы) Меры длины. Единица измерения (мера) длины – километр (1 км). Соотношение: 1 км=1 000 м. Сравнение чисел, полученных при измерении длины одной, двумя мерами. 1 54 Меры массы. Единицы измерения (меры) массы – грамм (1 г); центнер(1 ц); тонна (1 т). Соотношения: 1 кг = 1000 г; 1 ц = 100кг; 1т = 1 000 кг; 1 т = 10 ц. Определение массы предметов с помощью весов. Сравнение чисел, полученных при измерении массы одной, двумя мерами 1 55 Сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, с выражением числа, полученного в ответе, в более 1 Решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Анализ задачи с целью устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - понимать термин «масса»; - называть единицы массы; - сравнивать величины по их числовым значениям. Стр. 47 № 81 Работа с ЭОР. Выполнение практических заданий. Работа с учебником, выполнение упражнений: - называть единицы длины, - сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных Стр. 52 № 102 (задание 3, 3 столб) Стр. 50 № 95 (задание 1,2) 56 крупных мерах (55 см+45 см) Вычитание чисел, полученных при измерении, с выражением уменьшаемого в более мелких мерах (1 м – 45 см) единиц 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа Задание на карточках 57 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами (8 м 55 см +- 3 м 16 см; 8 м 55 см +- 16 см; 8 м 55 см +- 3 м; 8 м +- 16 см; 8 м +- 3 м 16 см) 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа Стр. 53 № 104 (задание 2, 1 столб) 58 Различение треугольников по видам углов: прямоугольный , остроугольный, тупоугольный. Построение прямоугольного треугольника Различение треугольников по видам углов: прямоугольны, остроугольный, тупоугольный. Построение прямоугольного треугольника Сложение и вычитание круглых сотен и десятков в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных 1 Работа с учебником, выполнение упражнений и практических заданий. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске, работа с ЭОР на построение различных видов углов. Стр. 75 № 240 1 Работа с учебником, выполнение упражнений и практических заданий. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске, работа с ЭОР на построение различных видов углов. Повторение таблицы умножения 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр. 62 № 167 (4) 59 60 61 62 63 64 вычислений (с записью примера в строчку) (400 +200; 1 000 – 200; 120 +- 20; 500 +- 30) Сложение и вычитание круглых сотен и десятков в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) (400 +200; 1 000 – 200; 120 +- 20; 500 +- 30) Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) Способы проверки правильности вычислений по нахождению суммы, 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр. 65 № 188 (1,2) 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр. 67 № 201 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр. 68 № 211 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Задание на карточках 65 66 67 68 69 разности Способы проверки правильности вычислений по нахождению суммы, разности Счет до 1 000 и от 1 000 числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25. 250 устно и с записью чисел Счет до 1 000 и от 1 000 числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25. 250 устно и с записью чисел Различение треугольников по длинам сторон: разносторонний , равнобедренны й, равносторонни й Простые арифметически е задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)… ?» : моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр. 69 № 217 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр. 93 № 325 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Задание на карточках 1 Работа с учебником, выполнение упражнений и практических заданий. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске, работа с ЭОР на построение различных видов углов. Стр.81 №262 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр. 85 № 273 задачи Простые арифметически е задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)… ?» : моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи Разностное сравнение чисел (с вопросами «На сколько больше (меньше)… ?») Разностное сравнение чисел (с вопросами «На сколько больше (меньше)… ?») Моделирование , построение треугольников разных видов 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр. 86 № 27 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр.85 №273 1 Стр.86 №278 74 Резерв 1 75 Резерв 1 76 Контроль учет знаний Работа с учебником, работа с алгоритмом - анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Решение задач на действия с числами. Работа с учебником, выполнение упражнений и практических заданий. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске, работа с ЭОР на построение различных видов углов. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. 70 71 72 73 и 1 1 Стр. 189 № 921 (2) Задание на карточках Задание на карточках Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа 77 Повторение, обобщение пройденного 1 78 Сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр.92 №316 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Стр. 93 №325 79 - Сложение трехзначного числа с однозначным, с применением переместительн ого свойства сложения (234+6; 6+234; 234+8; 8+234) Сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): Сложение трехзначного числа с двузначным, с применением 80 81 82 83 переместительн ого свойства сложения (234+26; 26+234; 234+28; 28+234) Сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): Сложение трехзначного числа с трехзначным, с применением переместительн ого свойства сложения (234+126; 126+234; 234+128; 128+234) Проверка правильности вычислений по нахождению суммы Проверка правильности вычислений по нахождению суммы Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в Стр. 94 №333 (2) 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий 1 Работа с ЭОР и презентацией Стр. 95 № 344 PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Работа с ЭОР и презентацией Стр. 96 № 348 PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий Работа с учебником и Стр. 98 № 360 дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Вычисление значения числового выражения. 1 столбик): 84 85 86 Вычитание однозначного числа из трехзначного (431-7) Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): Вычитание двухзначного числа из трехзначного (431-17) Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): Вычитание трехзначных чисел (431-217) Случаи вычитания с нулем в уменьшаемом, вычитаемом, разности 1 Работа с учебником и дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Вычисление значения числового выражения. Стр. 99 № 366 1 Работа с учебником и дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Вычисление значения числового выражения. Стр.100 № 370(2) 1 Работа с учебником и дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Вычисление значения числового выражения. Стр. 101 № 380 (430-7; 401-17; 411-207; 400123; 1 000-907 и пр.). 87 Случаи вычитания с нулем в уменьшаемом, вычитаемом, разности (430-7; 401-17; 411-207; 400123; 1 000-907 и пр.) 1 Работа с учебником и дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Вычисление значения числового выражения. Стр. 103 № 393 88 Проверка правильности вычислений по нахождению разности 1 Работа с учебником и дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Вычисление значения числового выражения. Стр. 104 № 402 89 Проверка правильности вычислений по нахождению разности Работа с учебником, выполнение упражнений, решение примеров. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Стр. 105 № 411 90 Обозначение радиуса окружности, круга: R. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений: Описывать взаимное расположение предметов на плоскости. Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнение практических заданий Стр. 191 № 927 (2) 91 Обозначение диаметра окружности, круга: D. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений: Описывать взаимное расположение предметов на плоскости. Распознавать, узнавать, Стр. 192 № 931 1 92 Хорда. Построение. Дифференциац ия радиуса, диаметра, хорды 1 93 Резерв 1 94 Резерв 95 Контроль и учет знаний Получение одной, нескольких долей предмета на основе предметнопрактической деятельности Нахождение одной, нескольких долей числа. 96 97 Стр. 193 № 934 Стр. 106 № 420 Стр. 107 № 425 1 1 Работа с учебником, выполнение Стр.110 № 443 упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией 1 Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Стр. 111 № 450 Решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. Стр. 112 № 453 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. Работа с учебником, выполнение Стр. 117 № 471 98 Простые арифметически е задачи на нахождение части числа 99 Обыкновенная дробь, ее образование 1 100 Запись и чтение обыкновенных дробей Числитель, 1 101 изображать геометрические фигуры. Выполнение практических заданий Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений: Описывать взаимное расположение предметов на плоскости. Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнение практических заданий Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией 1 Стр. 114 № 465 Стр. 117 № 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 знаменатель дроби Числитель, знаменатель дроби Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями, одинаковыми знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей Дроби правильные, неправильные: узнавание, называние, дифференциаци я. Дроби правильные, неправильные: узнавание, называние, дифференциаци я. Сравнение правильных и неправильных дробей с единицей 1 1 упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. 473 Задание на карточках Стр. 119 № 476 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. Стр. 120 № 481 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. Стр. 122 № 487 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. Стр. 123 № 492 (2) 1 Работа с учебником, выполнение Стр.124 № 495 (2) упражнений, решение задач. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, Сравнение правильных и неправильных дробей с единицей Резерв 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. Задание на карточках 1 Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, Задание на карточках Контроль учет знаний 1 Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и 1 1 Задание на карточках 112 Умножение чисел 10, 100 на число 113 Умножение чисел 10, 100 на число 114 Умножение числа на 10, 100 115 Умножение числа на 10, 100 116 Деление числа на 10, 100 без остатка 1 117 Деление числа на 10, 100 без остатка 1 118 Деление числа на 10, 100 без остатка 119 Деление числа на 10, 100 с остатком 1 120 Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100. Построение отрезков в масштабе М 1:2; М 1:5 Изображение длины и ширины предметов с помощью отрезков в масштабе М 1:5; М 1:10; М 1:100. 1 121 122 Построение прямоугольник а в масштабе 1 1 1 Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Стр. 125 № 501 (2) Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Стр. 126 № 508 (2) Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Задание на карточках Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Стр. 194 № 941 Стр. 127 № 515 Задание на карточках Стр. 128 № 521 Стр. 129 № 529 Стр. 129 № 534 Задание на карточках Стр. 194 № 939 123 124 125 126 127 Повторение, обобщение пройденного Замена крупных мер мелкими мерами: преобразование чисел, полученных при измерении величин одной мерой Замена крупных мер мелкими мерами: преобразование чисел, полученных при измерении величин двумя мерами Замена мелких мер крупными мерами: преобразование чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 10; преобразование чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 100 Замена мелких мер крупными мерами: преобразование чисел, полученных при измерении 1 Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними). Задание на карточках Стр. 130 № 538 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними). Стр. 132 № 544 (1) 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними). Стр. 134 № 552 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними). Стр. 135 № 556 величин с соотношением мер, равным 10; преобразование чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 100 Соотношение: 1 год=365 (366) сут. Високосный год. Обозначение порядкового номера каждого месяца года с помощью цифр римской нумерации Соотношение: 1 год=365 (366) сут. Високосный год. Обозначение порядкового номера каждого месяца года с помощью цифр римской нумерации Резерв 1 Работа с календарем. Выполнение практических заданий в рамках урока-практикума. Выполнение игровых упражнений, решение проблемных ситуаций (на доступном для обучающихся материале). Стр. 136 № 561 1 Работа с календарем. Выполнение практических заданий в рамках урока-практикума. Выполнение игровых упражнений, решение проблемных ситуаций (на доступном для обучающихся материале). Задание на карточках 1 Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Задание на карточках 131 Контроль учет знаний и 1 132 Повторение, обобщение пройденного Знак умножения «∙». Умножение и деление 1 Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с числами. 128 129 130 133 1 Задание на карточках Стр. 138 № 568 (3) 134 135 136 круглых десятков и круглых сотен на однозначное число приемами устных вычислений (с записью примера в строчку). Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число приемами устных вычислений (с записью примера в строчку). Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число приемами устных вычислений (с записью примера в строчку). Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) Использование таблиц умножения и деления 1 1 Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с числами. Использование таблиц умножения и деления Стр. 139 № 579 Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с числами. Использование таблиц умножения и деления Стр. 140 № 584 Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с числами. Использование таблиц умножения и деления Стр. 143 № 611 137 Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) 1 Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с числами. Использование таблиц умножения и деления Стр. 144 № 620 138 Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) 1 Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с числами. Использование таблиц умножения и деления Стр. 145 № 627 139 Проверка умножения двумя способами: умножением и делением Проверка умножения двумя способами: умножением и делением Проверка деления двумя способами: умножением и делением 1 Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с числами. Использование таблиц умножения и деления Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с числами. Использование таблиц умножения и деления Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с числами. Использование таблиц умножения и деления Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с Стр. 147 № 633 140 141 142 Проверка деления двумя способами: 1 Стр. 148 № 641 Стр. 149 № 655 Стр. 150 № 662 умножением и делением 143 144 145 146 числами. Использование таблиц умножения и деления Работа с учебником, выполнение упражнений на построение: Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Стр. 219 № 172 Диагонали прямоугольник а (квадрата), их свойства. Построение прямоугольник а (квадрата) с помощью чертежного угольника; с помощью чертежного угольника и циркуля. Построение диагоналей прямоугольник а (квадрата) Краткое сравнение чисел (с вопросами: “Во сколько раз больше (меньше) ...?”). 1 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. Выполнять письменно и устно арифметические действия Стр. 154 № 699 Простые арифметически е задачи на сравнение задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами “Во сколько раз больше (меньше) ...?”): моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи Простые 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. Выполнять письменно и устно арифметические действия Стр. 155 № 706 1 Работа с учебником, выполнение Стр. 157 № 147 148 арифметически е задачи на сравнение задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами “Во сколько раз больше (меньше) ...?”): моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи Умножение чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): -умножение двузначных чисел на однозначное число Умножение чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): -умножение двузначных чисел на однозначное упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. Выполнять письменно и устно арифметические действия 718 (2) 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач умножать числа в пределах 100. Использование таблицы умножения. Работа с дидактическим материалом. Стр. 165 № 771 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач умножать числа в пределах 100. Использование таблицы умножения. Работа с дидактическим материалом. Стр. 166 № 775 149 150 151 число Умножение чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): -умножение трехзначных чисел на однозначное число Умножение чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): -умножение трехзначных чисел на однозначное число Деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): -деление двухзначных чисел на 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач умножать числа в пределах 100. Использование таблицы умножения. Работа с дидактическим материалом. Стр. 167 № 782 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач умножать числа в пределах 100. Использование таблицы умножения. Работа с дидактическим материалом. Стр. 168 № 792 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - умение делить числа в пределах 1000; - использование таблицы деления. Стр. 172 № 828 (3) 152 153 154 однозначное число Деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): -деление двухзначных чисел на однозначное число Деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): -деление двухзначных чисел на однозначное число Деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): -деление трехзначных 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - умение делить числа в пределах 1000; - использование таблицы деления. Стр. 173 № 831 (3) Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - умение делить числа в пределах 1000; - использование таблицы деления. Стр. 174 № 834 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - умение делить числа в пределах 1000; - использование таблицы деления. Стр. 175 № 845 (2) 155 156 чисел на однозначное число Деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): -деление трехзначных чисел на однозначное число Геометрические тела: куб, брус, шар. Дифференциац ия плоскостных и объемных геометрических фигур 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - умение делить числа в пределах 1000; - использование таблицы деления. Стр. 177 № 852 (2) 1 Работа с учебником, выполнение упражнений на построение: Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Использование алгоритмов письменных арифметических действий (анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задач, выбирать и объяснять выбор действий Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Использование алгоритмов письменных арифметических действий (анализировать задачу, Задание на карточках 157 Сложение, вычитание, умножение и деление чисел, полученных при счете и при измерении величин 1 158 Сложение, вычитание, умножение и деление чисел, полученных при счете и при измерении величин 1 Стр. 183 № 897 (3) Стр. 183 № 903 159 Сложение, вычитание, умножение и деление чисел, полученных при счете и при измерении величин 160 Сложение, вычитание, умножение и деление чисел, полученных при счете и при измерении величин 161 Резерв 162 Контроль учет знаний 163 Итоговое повторение 1 164 Итоговое повторение 1 165 Итоговое 1 1 1 и 1 устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задач, выбирать и объяснять выбор действий Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Использование алгоритмов письменных арифметических действий (анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задач, выбирать и объяснять выбор действий Решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Использование алгоритмов письменных арифметических действий (анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задач, выбирать и объяснять выбор действий Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение Стр. 185 № 910 (2) Стр. 185 № 915 Задание на карточках Стр. 197 № 9 Стр. 199 № 28 Стр. 201 № 38 повторение 166 Итоговое повторение 1 167 Итоговое повторение 1 168 Итоговое повторение 1 упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией Стр. 203 № 59 Стр. 205 № 74 Стр. 207 № 95 Итого: 168 часов 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Технологии обучения: Здоровьезберегающие технологии (разогревание и настройка артикуляционного аппарата, речевые разминки, пальчиковая гимнастика, физминутки, логопедические упражнения и прочее). Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход). Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных образовательных ресурсов, применение технических средств обучения, использование презентаций, аудиоматериалов, видеороликов). Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности). Методы обучения: Словесные методы: объяснение, беседа. Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний. Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в 1 классах краткое, не более 5 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося. Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль умственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго, эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение. Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно- образному мышлению умственно отсталых детей. Показ - это предъявление образа действия разных способов работы. Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть. Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года, высотную поясность, тепловые пояса и т.д.). После показа объект убирается. Демонстрация - показ предметов в движении. Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока. Психологические функции наглядных средств в обучении состоят из: сигнально-информативной; носителя образа; стимулятора в деятельности всех анализаторов; иллюстрации и демонстрации. Практические методы: прием. Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания. Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, беседа, уроки - практикумы, самостоятельная работа, выполнение практических работ. Основная форма проведения учебных занятий по математике ― урок. Учебно-методический комплекс Учебник Математика. 5 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 223 с. Методическая литература 1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. 2. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 5 класс. – М.: Просвещение, 2019. 3. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения на уроках математике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1998. 4. Перова М.Н., Яковлева И.М., Рабочая тетрадь по математике – М.: Просвещение, 2005. Материально-техническое обеспечение: - АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера; - компьютерные презентации PowerPoint по темам программы; - дидактический материал и демонстрационные таблицы; - учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: демонстрационный угольник классный, демонстрационный транспортир, демонстрационный