Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку основное общее образование, 8 класс составитель: Дайнзанова М. В., учитель русского языка и чтения ГО Эгвекинот 2023 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 8 класса предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе: 1. Федеральный Закон РФ № 273 от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока исключенных учебников» 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022г.»1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 5. Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 22.01.2021 № Р – 23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году» 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат посёлка Эгвекинот» на 2023 – 2024 учебный год 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы: - рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018 г. Данная рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2022. Цели и задачи учебного предмета Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение цели овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: совершенствование грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса; совершенствование графических навыков; использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; формирование пунктуационной зоркости, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; обогащение словарного запаса и коррекция грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; развитие положительных качеств и свойств личности. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, а также самостоятельная работа с дополнительной литературой. При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих методов: методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический); методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; методов исследования (наблюдение, анкетирование); метода изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества). При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно — речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью федерального базисного учебного плана. Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели). Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский язык» для учащихся 8 класса включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать: 1) формирование интереса к изучению русского языка; 1) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; 2) овладение основами грамотного письма; 3) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач. Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предполагается, что к концу обучения в 8 классе учащиеся будут иметь: Минимальный уровень: знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; разбор слова с опорой на представленный образец, схему; образование слов с новым значением с опорой на образец; различение изученных частей речи по вопросу и значению; составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); различение предложений, разных по интонации; выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста. Достаточный уровень: знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; разбор слова по составу с использованием опорных схем; образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя); пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; составление предложений с однородными членами с опорой на образец; составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы и основной мысли текста (с помощью учителя); выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; оформление всех видов изученных деловых бумаг; письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). Содержание учебного предмета «Русский язык» в 8 классе Раздел 1. «Предложение. Текст» Простые и сложные предложения. Составление сложных предложений. Однородные члены предложения. Выделение однородных членов из предложения. Использование однородных членов в предложении. Обращение. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в предложениях. Предложение. Закрепление знаний. Деловое письмо: адрес. Раздел 2. «Состав слова. Текст» Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Разбор слова по составу. Проверка орфограмм в корне. Нахождение орфограмм в корне и приставке. Правописание приставок. Орфограммы в корне и приставке. Текст. Составление плана текста. Сложные слова. Сложные слова с соединительными гласными О,Е. Сложные слова без соединительной гласной. Сложные слова с соединительной гласной и без нее. Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Поздравление. Раздел 3. «Части речи» Различение частей речи. Существительное. Значение в речи. Существительные, близкие по значению. Род, число и падеж существительных. Ударные и безударные окончания существительных. Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 -го склонений. Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Изменение по падежам существительных во множественном числе. Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе. Падежные окончания существительных во множественном числе. Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Окончания родительного падежа существительных во множественном числе. Склонение существительных. Закрепление знаний. Прилагательное. Значение в речи. Прилагательные, близкие по значению. Словосочетания с прилагательными. Род и число прилагательных. Склонение прилагательных в единственном числе. Изменение окончаний прилагательных по вопросам. Постановка вопросов к прилагательным. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста. Склонение прилагательных во множественном числе. Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе. Изменение прилагательных во множественном числе по падежам. Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе. Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе. Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Деловое письмо. Записка. Характеристика литературного героя. Местоимение. Значение в речи. Различение местоимений по лицам и числам. Склонение личных местоимений. Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица единственного числа (я). Склонение местоимения 1-го лица единственного числа. Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа (мы). Склонение местоимения 1-го лица множественного числа. Склонение местоимения 1-го лица единственного и множественного числа (я, мы). Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа (ты). Склонение местоимения 2-го лица единственного числа. Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа (вы). Склонение местоимения 2-го лица множественного числа. Склонение местоимения 2-го лица единственного и множественного числа (ты, вы). Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица единственного числа (он, она, оно). Склонение местоимений 3-го лица единственного числа. Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного числа (они). Склонение местоимения 3-го лица множественного числа. Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа (он, она, оно, они). Местоимение. Закрепление знаний. Деловое письмо. Письмо. Глагол. Значение в речи. Глаголы, близкие по значению. Частица не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по временам и числам. Изменение глагола по лицам. Знакомство с глаголами 1, 2, 3-го лиц. Постановка вопросов к глаголам 1, 2, 3-го лица. Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа. Знакомство с глаголами 2-го лица. Постановка вопросов к глаголам 2, 3-го лиц. Правописание глаголов 2го лица единственного числа. Употребление глаголов во 2, 3-м лице единственного и множественного числа. Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся, -ться. Различение глаголов по лицам и числам. Глагол. Закрепление знаний. Деловое письмо. Объявление. Изложение отрывка из повести. Наречие. Наречие как часть речи. Наречие –неизменяемая часть речи. Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных. Наречия, противоположные и близкие по значению. Наречия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда? Наречия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда? Постановка вопросов к наречиям. Подбор наречий с опорой на вопросы. Закрепление знаний. Деловое письмо. Объяснительная записка. Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям. Раздел 4. «Предложение. Текст» Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Распространение предложений однородными членами. Сложное предложение. Сложное предложение без союзов. Сложное предложение с союзами И, А, НО. Составление сложных предложений с союзами И, А, НО. Сравнение простых и сложных предложений. Распространение простых и сложных предложений. Предложение. Закрепление знаний. Деловое письмо. Заявление. Сочинение по личным наблюдениям. Раздел 5. «Повторение» Состав слова. Существительное. Прилагательное. Глагол. Местоимение. Наречие. Предложение. Деловое письмо. Расписка. Сочинение по серии сюжетных картинок и словосочетаниям. Словарные слова, изучаемые в 8 классе Государство, депутат, дисциплина, документ, информация, квитанция, клиент, медаль, полиция (милиция), неожиданно, Отечество, память, паспорт, патриот, пациент, планета, профессия, секретарь, совесть, станция, территория, характер, чувство, электричество, юмор. Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе (1 вариант образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью) I четверть (32 часов) – 4 часа в неделю № п/ п Раздел/тема Основные виды учебной деятельности обучающихся Колво часов Контроль ные работы 1 Контроль ный диктант РАЗДЕЛ № 1.Повторение. Предложение (9ч) 1 Простые и сложные предложения 2 Составление сложных предложений Выделение однородных членов из предложения 3 4 Использование однородных членов в предложении 5 Обращение. Знаки препинания при обращении 6 Использование обращений в предложении 7 Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания - владеть термином «предложение», «простое предложение», «сложное предложение»; - называть и подчеркивать главные члены простого и сложного предложения; - дополнить сложные предложения одной или двумя частями; - чертить схемы предложений; - вспомнить и дополнить определение однородных членов предложения; - выписывать однородные члены предложения со словом, к которому они относятся; - составлять и распространять предложения однородными членами; - объяснять постановку запятых между однородными членами предложения; - прочитывать их вслух с интонацией перечисления или противопоставления; - вставлять пропущенные в предложении однородные члены; - вспомнить, какие слова называются обращением, с какой интонацией они произносятся, как выделяются в письменной речи; - приводить свои примеры обращений; - подчеркивать обращения, составлять схемы к предложениям с обращением; - объяснять постановку знаков препинания при обращении. - тренироваться в использовании обращений в диалогах; - различать обращение, которое выделяется восклицательным знаком; - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем; 1 1 1 1 1 1 8 Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» 9 Работа над ошибками. Деловое письмо. Адрес - слушать учителя; - применять правила правописания при письме; - писать под диктовку; - осуществлять самопроверку; - выполнять грамматическое задание - выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте; - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем. 1 1 РАЗДЕЛ № 2. Состав слова. Текст (15ч) 10 Корень. Однокоренные слова 11 Приставка, суффикс, окончание 12 Разбор слова по составу 13 Правописание гласных и согласных в корне и приставке Проверка орфограмм в корне 14 Нахождение орфограмм в корне и приставке 15 Правописание приставок - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - владеть понятиями «окончание», «приставка»;«суффикс»,«состав слова»,«часть слова»; - связывать слова в предложении при помощи изменения окончаний; - практиковаться в выборе пропущенных приставок и суффиксов в словах, опираясь на смысл словосочетания и предложения; - образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов; - графически выделять на письме окончания, приставки, суффиксы; - определять значение приставок, суффиксов, окончания; - разбирать слова по составу, составлять схемы и подбирать к ним примеры; - тренироваться в нахождении орфограмм в корне и приставке, различать способы проверки орфограмм, подбирать примеры; - вспомнить правило правописания приставок, практиковаться в правописании приставок; 1 1 1 1 1 1 16 Орфограммы в корне и приставке 17 Текст. Составление плана текста Сложные слова 18 19 20 21 22 23 24 Сложные слова с соединительными гласными О,Е Сложные слова без соединительной гласной Сложные слова с соединительной гласной и без нее Сочинение по данному началу частей Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Контрольный диктант № 2 по теме«Состав слова» Работа над ошибками. Деловое письмо. Поздравление - различать приставки с гласными о,а,е; - соблюдать правило правописания приставок с данными гласными, независимо от произношения; - подбирать по смыслу нужные приставки; - дополнять правило правописания разделительного твердого знака после приставок; - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем; - закрепить знания о тексте; - определять тему текста, озаглавливать; - делить текст на части; - составлять план; - выделять опорные слова; - учиться дополнять составной план текста недостающими пунктами в главной части плана; - вспомнить понятие «сложные слова», «соединительная гласная»; - узнать способы образования сложных слов; - учиться объяснять лексическое значение слов; - запомнить правило правописание соединительных гласных; - вставлять пропущенную соединительную гласную в сложных словах; - формирование знаний о сложных словах без соединительной гласной; - учиться записывать слова по схемам; - сравнивать и практиковаться в образовании сложных слов разными способами; - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем. - объяснять в тексте известные орфограммы; - отрабатывать навык разбора слова по составу; - учиться составлять сочинение по данному началу частей; - слушать учителя; - применять правила правописания при письме; - писать под диктовку; - осуществлять самопроверку; - выполнять грамматическое задание - выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Контроль ный диктант - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем. 25 Различение частей речи РАЗДЕЛ № 3. Части речи. Текст (92ч) - владеть понятием «части речи»; - подбирать ряд однокоренных слов, состоящий из разных частей речи; - различать в предложении глаголы, прилагательные и существительные; - тренироваться в составлении словосочетаний, используя в них указанные части речи. Существительное 26 Значение существительных в речи 27 Существительные, близкие по значению 28 Род, число и падеж существительных Склонение существительных в единственном числе 29 Определение склонения существительных 30 Ударные и безударные окончания существительных 1 18 - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - выделять в тексте существительные; - ставить существительные в начальную форму; - подбирать примеры существительных по значению; - выделять существительные, близкие по значению; - различать и подбирать существительные по значению; - практиковаться в выборе из двух близких по значению существительных, подходящих по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и предложения; - определять род, число и падеж существительных; - вспомнить какие существительные относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению; - работать со схемой, подбирать примеры к схемам и исправлять ошибки; - определять ударные и безударные окончания; 1 1 1 1 1 31 Правописание падежных окончаний существительных 1го склонения 32 Правописание падежных окончаний существительных 2го склонения 33 Правописание падежных окончаний существительных 3го склонения 34 Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе Склонение существительных во множественном числе 35 Изменение по падежам существительных во множественном числе 36 Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе - определять способ проверки безударных окончаний; - уметь доказать необходимость проверки безударных падежных окончаний существительных; - знать проверочные слова существительных 1, 2 и 3-го склонений; - объяснять правописание существительных 1,2 и 3-го склонений; - выделять падежные окончания существительных 1,2 и 3-го склонений; - решать, какие окончания существительных требуют проверки, и подбирать проверочные слова; - сравнить ударные и безударные падежные окончания существительных; - сделать вывод о правописании безударных окончаний существительных каждого склонения; - наблюдать за изменениями по падежам существительных во множественном числе; -продолжить учиться выделять падежные окончания существительных во множественном числе; - тренироваться в проверке безударных окончаний существительных, используя прием постановки проверочных слов; - сравнивать падежные окончания существительных единственного и множественного чисел; - учиться ставить вопросы к существительным множественного числа; - уметь называть существительные с ударным и безударными окончаниями; - знать правило правописания безударных окончаний существительных; - учиться правильно употреблять формы родительного падежа существительных во множественном числе; - объяснять правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе; - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем; - объяснять в тексте известные орфограммы. 1 1 1 1 1 1 II четверть (32 часов) – 4 часа в неделю 1 Падежные окончания существительных во множественном числе 2 Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе Окончания родительного падежа существительных во множественном числе 3 4 5 Склонение существительных. Закрепление знаний 6 Проверочный диктант по теме «Существительное» 7 Склонение существительных. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Прилагательное -продолжить учиться выделять падежные окончания существительных во множественном числе; - тренироваться в проверке безударных окончаний существительных, используя прием постановки проверочных слов; - сравнивать падежные окончания существительных единственного и множественного чисел; - учиться ставить вопросы к существительным множественного числа; - уметь называть существительные с ударным и безударными окончаниями; - знать правило правописания безударных окончаний существительных; - учиться правильно употреблять формы родительного падежа существительных во множественном числе; - объяснять правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе; - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем; - объяснять в тексте известные орфограммы. - слушать учителя; - применять правила правописания при письме; - писать под диктовку; - осуществлять самопроверку; - выполнять грамматическое задание - выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте; - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем. 1 1 1 1 1 1 1 17 Контроль ный диктант 8 Значение прилагательных в речи 9 Прилагательные, близкие по значению 10 Словосочетания с прилагательными 11 Род и число прилагательных Склонение прилагательных в единственном числе 12 Изменение окончаний прилагательных по вопросам 13 Постановка вопросов к прилагательным 14 Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста Склонение прилагательных во множественном числе 15 16 Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать термином «имя прилагательное»; - определять значение прилагательных; - описывать предметы, их качества и свойства с помощью прилагательных; - распространять предложения прилагательными; - указывать признаки прилагательных; - различать и подбирать прилагательные по значению; - выделять прилагательные, близкие по значению; - практиковаться в выборе из двух близких по значению прилагательных, подходящих по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и предложения; - определять род, число и падеж прилагательных; - доказывать смысловую и грамматическую связь прилагательных с существительными на примерах словосоче6тканий; -подбирать к прилагательному разные существительные так, чтобы прилагательные меняли род и число; - подбирать по смыслу прилагательные из скобок; - различать окончания прилагательных в единственном и множественном числе; - повторить склонение прилагательных в единственном числе, используя таблицу склонения; - приводить примеры к таблице склонений, включая близкие и противоположные по значению прилагательные; - тренироваться в постановке вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах; - практиковаться в выделении падежных окончаний прилагательных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Изменение прилагательных во множественном числе по падежам 18 Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе Склонение прилагательных. Закрепление знаний 19 20 21 Контрольный диктант № 3 по теме «Прилагательное» 22 Работа над ошибками. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Деловое письмо. Записка 23 24 Характеристика литературного героя единственного числа; - вставлять в текст подходящие по смыслу прилагательные; - проверять безударные окончания прилагательных ударным окончанием вопросов; - проверять падежные окончания прилагательных вопросами; - обобщить знания о тексте; - читать текст и находить интересную информацию; - читать текст и сравнивать его с предложенным планом; - находить в тексте пропущенные части; - учиться находить основную мысль текста и выражать своими словами, подкреплять недостающими фактами, используя прилагательные; - практиковаться в выделении из предложения словосочетаний с прилагательными во множественном числе; - выделять и дописывать окончания прилагательных во множественном числе; - тренироваться в проверке безударных окончаний прилагательных во множественном числе, путем постановки вопросов; -выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем. - слушать учителя; - писать под диктовку; - применять правила правописания имен прилагательных на практике; - осуществлять самопроверку; - выполнять грамматическое задание; - выполнять работу над ошибками Местоимение 25 Значение личных местоимений в речи 26 Различение местоимений по лицам и числам 1 1 1 1 1 1 1 1 20 - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; 1 1 Контроль ный диктант Склонение личных местоимений 27 28 Наблюдение за склонением местоимений 1 –го лица единственного числа (Я) Склонение местоимения 1-го лица единственного числа - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - повторить, что такое местоимение; - учиться выбирать из предложения слова, которые указывают на предмет и названия самих предметов; - потренироваться в замене местоимений существительными в предложении; - понаблюдать, как используются местоимения для связи предложений друг с другом по смыслу; - различать местоимения 1,2,3 лица; - указывать их грамматические признаки; - тренироваться в изменении местоимений 3 лица единственного числа по родам; - заменять личные местоимения единственного числа личными местоимениями множественного числа и наоборот; - практиковаться в определении лица, числа местоимений и рода в 3 лице местоимений; 1 1 III четверть (40 часов) – 4 часа в неделю 1 Наблюдение за склонением местоимений 1 –го лица множественного числа (Мы) 2 Склонение местоимения 1-го лица множественного числа 3 Склонение местоимения 1-го лица единственного и множественного числа (Я и МЫ) - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - повторить, что такое местоимение; - учиться выбирать из предложения слова, которые указывают на предмет и названия самих предметов; 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наблюдение за склонением местоимений 2 –го лица единственного числа (ТЫ) Склонение местоимения 2-го лица единственного числа Наблюдение за склонением местоимений 2 –го лица множественного числа (Вы) Склонение местоимения 2-го лица множественного числа. Склонение местоимения 2-го лица единственного и множественного числа (ТЫ и ВЫ) Наблюдение за склонением местоимений 3 –го лица единственного числа (ОН, ОНО, ОНА) Склонение местоимений 3-го лица единственного числа Наблюдение за склонением местоимений 3 –го лица множественного числа (ОНИ) Склонение местоимения 3-го лица множественного числа Склонение местоимения 3-го лица единственного и множественного числа (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ) - потренироваться в замене местоимений существительными в предложении; - понаблюдать, как используются местоимения для связи предложений друг с другом по смыслу; - различать местоимения 1,2,3 лица; - указывать их грамматические признаки; - тренироваться в изменении местоимений 3 лица единственного числа по родам; - заменять личные местоимения единственного числа личными местоимениями множественного числа и наоборот; - практиковаться в определении лица, числа местоимений и рода в 3 лице местоимений; - познакомиться со склонением личных местоимений 1,2 и 3-го лица единственного и множественного числа; - наблюдать, как при склонении меняется все слово; - ставить вопросы от глаголов к местоимениям в разных падежах, записывать словосочетания вместе с вопросами; -употреблять местоимения из скобок в нужном падеже; - вставлять в текст пропущенные местоимения в разных падежах; - тренироваться в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них; - пользоваться местоимениями в речи участников диалога; - знать особенности употребления местоимения Вы при обращении к малознакомому и старшему по возрасту человеку и применять на практике; - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Контрольный диктант № 4 по теме «Местоимение» - слушать учителя; - применять правила правописания местоимений; - писать под диктовку; - осуществлять самопроверку; - выполнять грамматическое задание; - закреплять полученные знания Деловое письмо. Письмо 1 1 1 - продолжить учиться составлять деловые бумаги; - узнать о видах писем; - узнать о стиле и оформлении письма; - закрепить знания о структуре письма; - тренироваться в написании писем, используя местоимения Глагол 17 Значение глаголов в речи 18 Глаголы, близкие по значению 19 Частица не с глаголами 20 Неопределенная форма глагола 21 Изменение глагола по временам и числам 21 - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать термином «глагол»; - определять значение глагола; - ввести в словарь глаголы –названия поступков людей, их чувств; - учиться использовать глаголы для сравнения предметов; - практиковаться в выборе из двух близких по значению глаголов, подходящих по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и предложения; - обобщить знания о употреблении частицы не с глаголами, приводить примеры 1 1 1 1 1 Контроль ный диктант 22 Знакомство с глаголами 1-го лица 23 Постановка вопросов к глаголам 1-го лица 24 Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа Знакомство с глаголами 2-го лица 25 26 Постановка вопросов к глаголам 2-го лица 27 Правописание глаголов 2-го лица единственного числа 28 Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного числа Знакомство с глаголами 3-го лица 29 30 Постановка вопросов к глаголам 3-го лица 31 Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа правописания, дополнить вывод о значении; - уметь различать глаголы по временам, изменят по числам, ставить вопросы к глаголом; - правильно писать глаголы в неопределенной форме; - отрабатывать умение различать глаголы по временам; - ставить вопросы к глаголам; - изменять глаголы по числам; - подбирать названия действий к названиям предметов; - учиться различать окончания женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени; - приводить примеры этих различий; - задавать вопросы от существительных к глаголам; - различать окончания глаголов прошедшего времени в единственном числе и во множественном; - дописывать пропущенные глаголы по образцу; - знакомство с глаголами 1, 2 и 3 лица; - называть местоимения и глаголы 1, 2 и 3 лица; - выписывать местоимения и глаголы вместе с вопросами; - узнать правописание глаголов 1, 2 и 3 лица единственного числа; - употреблять глаголы вместо вопросов, данных в скобках; - объяснять правописание глаголов 1,2 и 3 лица единственного и множественного числа; - запомнить правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Потренироваться в их написании; - тренироваться в выборе правильной формы глагола, используя прием подстановки личного местоимения и вопроса; - знать правило правописания глаголов с тся и ться; - уметь проверить правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся, -ться Контрольный диктант № 5 по теме «Глагол» 36 Работа над ошибками. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания Различение глаголов по лицам и числам Деловое письмо. Объявление 37 Изложение отрывка из повести 35 1 - слушать учителя; - применять правила правописания глагола; - писать под диктовку; - осуществлять самопроверку; - выполнять грамматическое задание; - закреплять полученные знания. - познакомиться с разнообразной тематикой объявлений; - обсуждать найденные в данных объявлениях ошибки и пропуски; - учиться различать виды объявлений; - узнать структуру составления объявлений; - практиковаться в составлении объявлений; - учиться писать изложение отрывка из повести; - составлять план изложения; - записывать изложение в соответствии с планом; выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем. Наречие 38 Наречие как часть речи 39 Наречие- неизменяемая часть речи 40 Значение наречий в речи 1 1 1 1 1 15 - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - познакомиться термином «наречие»; - определять значение наречий; - учиться подбирать к названиям действий их признаки; - называть признаки перечисленных действий; 1 1 1 Контроль ный диктант IV четверть (32 часа) – 4 часа в неделю 1 Образование наречий от прилагательных 2 Наречия, противоположные и близкие по значению 3 Наречия, отвечающие на вопросы как? 4 Наречия, отвечающие на вопросы где? 5 Наречия, отвечающие на вопросы когда? 6 Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда? 7 Постановка вопросов к наречиям Подбор наречий с опорой на вопросы 8 9 Наречие. Закрепление знаний - учиться подбирать к названиям действий их признаки; - называть признаки перечисленных действий; - называть глаголы, к которым относятся наречия; - выписывать глаголы вместе с наречиями; - ставить вопросы от глаголов к наречиям; - запомнить вопросы, на которые отвечают наречия; - наблюдать изменяется ли форма наречий при изменении формы глагола; - сделать коллективный вывод о наречии как неизменяемой части речи; - образовывать наречия от прилагательных; - дописывать словосочетания однокоренными наречиями и прилагательными; - находить и подбирать наречия, противоположные по значению, и составлять пары; - заменять наречия, близкими по значению, выбирать из рамки; - исключать лишнее наречие из каждого ряда; - подбирать к глаголам наречия по вопросам; - записывать вместо вопросов наречия; - использовать наречия для сравнительной характеристики персонажей сказок, басен; - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Проверочный диктант по теме «Наречие» 11 Деловое письмо. Объяснительная записка 12 Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям РАЗДЕЛ № 4. Предложение (10ч) - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; Простое предложение - выполнять самопроверку, взаимопроверку; Простое предложение с - осуществлять самооценку; однородными членами - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; Распространение предложений - владеть определением «простое предложение», «однородные члены однородными членами предложения»; - обобщить знания о простых предложениях с однородными членами; Сложное предложение - объяснять постановку запятых при однородных членах предложения; - записывать предложения в порядке схем, данных в учебнике; Сложное предложение без - распространять простые предложения однородными членами; союзов - повторить, что такое сложное предложение; - сравнивать простое и сложное предложение; Сложные предложения с - определять сколько частей в каждом сложном предложении; союзами И, А, НО - подчеркивать грамматические основы; Составление сложных - учиться разделять части сложного предложения при чтении голосом, а при предложений с союзами И, А, письме-запятой; НО - тренироваться в составлении сложных предложений из данных частей, дополнять Предложение. Текст 13 14 15 16 17 1 - слушать учителя; - применять правила правописания на орфограммы; - писать под диктовку; - осуществлять самопроверку; - выполнять грамматическое задание; - закреплять полученные знания - вспомнить оформление объяснительной записки; - практиковаться в написании объяснительных записок. - обсудить тематику объяснительных записок 1 1 10 1 1 1 1 1 18 Сравнение простых и сложных предложений 19 Распространение простых и сложных предложений 20 Контрольный диктант № 6 по теме «Предложение» 21 Работа над ошибками. Деловое письмо. Заявление 22 Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 23 Состав слова 24 Существительное 25 Прилагательное 26 Местоимение 27 Глагол сложные предложения недостающей частью; - учиться составлять схемы сложных предложений; - распространять части сложного предложений второстепенными членами. - расставлять в сложном предложении между частями запятые и по смыслу союзы; - объяснять расстановку запятых в сложных предложениях; - выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем; - слушать учителя; - писать под диктовку; - применять правила правописания в диктанте; - осуществлять самопроверку; - выполнять грамматическое задание; - выполнять работу над ошибками; - владеть термином «заявление»; - знать структуру заявления; - тренироваться в написании заявлений; - обсудить тематику заявлений; - учиться заполнять бланк заявления. РАЗДЕЛ № 5. Повторение (10ч) - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - владеть понятиями «корень, суффикс, окончание, приставка»; - соотносить схемы и слова; - подчеркивать в словах знакомые орфограммы, объяснять их написание; - различать в тексте имя прилагательное, существительное, местоимение, глагол и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Контроль ный диктант 28 Наречие 29 Предложение 30 Контрольный диктант № 7 по теме «Повторение изученного за год» Деловое письмо. Расписка 31 32 Сочинение по серии сюжетных картинок и словосочетаниям наречие. - определять грамматические признаки и роль в предложении прилагательного, существительного, местоимения, глагола и наречия; - восстановить в памяти знания о виде деловой бумаги- объяснительной записке, заявления, расписки; - узнать, как пишется расписка; -познакомиться с видами расписок; - тренироваться в написании расписок; -составлять текст по данному плану и опорным словосочетаниям; - обсуждать тему и основную мысль; - отражать в заголовке идею текста; - наблюдать за средствами связи и образными словами, использовать их в качестве опорных слов; - записывать текст на доске и в тетрадях. 1 1 1 1 1 Контроль ный диктант Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методическое обеспечение по русскому языку для учащихся Класс 7 Название Автор Русский язык Издательство Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Просвещение Год издания 2021 Просвещение 2004 5-9 Рабочая тетрадь № 1 (Состав слова) Рабочая тетрадь № 2 (Имя существительное) Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Просвещение 2004 5-9 Рабочая тетрадь № 3 (Имя прилагательное) Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Просвещение 2004 5-9 Рабочая тетрадь № 4 (Глагол) Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В Просвещение 2004 5-9 Дидактический и наглядный материал на уроках русского языка Материал Диск Диск Диск Диск Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Тема Русский язык. Начальная школа. 2 класс Русский язык. Начальная школа. 4 класс Русский язык. Средняя школа. 5 класс Русский язык. Морфология. Орфография. 5 – 6 класс Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Разбор глагола Разбор имени прилагательного Фонетический разбор слова Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам Обращение ь после шипящих Спряжение глаголов Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа Суффиксы Подбирай проверочные слова Правописание приставок на з – с Безударная гласная в корне Однокоренные слова и разные формы одного слова Говори правильно Однокоренные ли это слова? Таблица Таблицы Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Комплект таблиц Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблицы Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Таблица Раздаточный дидактический материал (карточки) Раздаточный дидактический материал (карточки) Раздаточный дидактический материал (карточки) Склонение личных местоимений ОН и ОНА Русский язык. Словарные слова Три склонения имен существительных Падежи Окончания имен существительных Ь после шипящих Однородные члены предложения Русский алфавит Часть речи Состав слова Члены предложения Образец фонетического разбора Приставки пиши слитно Суффиксы Перенос слова Слово. Предложение. Текст Разделительный ь Связь слов в предложении Склонение имен прилагательных Пример морфологического разбора имени прилагательного Типы предложения Правописание гласных в корне слова Простые предложения Признаки предложения Имя прилагательное Приставки и предлоги Правописание приставок Личные местоимения Морфологический разбор личных местоимений Склонение личных местоимений Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами Правописание –тся и –ться в глаголах Склонение личных местоимений 3-го лица Словарные слова с непроверяемыми гласными Различение 1 и 2 спряжения по неопределенной форме глагола Спряжение глаголов настоящего времени Морфологический разбор глагола Особые формы глагола Окончания глаголов Как определить спряжение глагола Частица не с глаголами Глагол (изготовлено самостоятельно) Орфография (изготовлено самостоятельно) Пунктуация (изготовлено самостоятельно) Раздаточный дидактический материал (карточки) Раздаточный дидактический материал (карточки) Ребусы Раздаточный дидактический материал (тесты) Раздаточный дидактический материал (тесты) Раздаточный дидактический материал (тесты) Раздаточный дидактический материал (тесты) Раздаточный дидактический материал (тесты) Демонстрационный материал Демонстрационный материал Дидактический материал Развитие речи (изготовлено самостоятельно) Предложение (изготовлено самостоятельно) Словарные слова, пословицы Глагол (изготовлено самостоятельно) Имя существительное (изготовлено самостоятельно) Имя прилагательное (изготовлено самостоятельно) Состав слова (изготовлено самостоятельно) Орфография (изготовлено самостоятельно) Словарные слова Трудовой словарь Дидактические игры на уроках русского языка Методическое обеспечение 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе/ А.К.Аксенова. – Москва «Владос»,2004г. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 59 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8. 9. 10. 11. 12. 13. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5–9классах специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Пособие для учителя/А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. – Москва «Просвещение»,2002г. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2019. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Приложения к программе Основной инструментарий для оценивания результатов Оценка устных ответов Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Отметка «1» за устные ответы не ставится. Оценка письменных работ учащихся Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями не рекомендуется. Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся. Контрольные диктанты должны содержать 3–4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ в V классе – 40 – 50 слов, в VI–VII классах – 50–70 слов, в VIII–IХ классах – 70 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: ♦ V – IX классы Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок. Отметка«4» ставится за работу с 1–2 ошибками. Отметка«3» ставится за работу с 3–5 ошибками. Отметка«2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок. Отметка«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2». В письменных работах не учитывается 1–2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправления или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается. б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: - повторение одной и той же буквы (например, «посуда»); - недописывание слов; - пропуск одной части слова при переносе; - повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. Оценивание грамматического разбора При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами: Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1–2 исправления. Отметка«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2–3 ошибки. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4–5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Отметка«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. Отметка«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV–V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20–45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI–VII – 45–70 слов, в VIII–IX классах – 70–100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII–IX(X) классах допускается самостоятельное составление планов учащимися. При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы. Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1–2 орфографические ошибки. Отметка«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3–4 орфографические ошибки. Отметка«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5–6 орфографическими ошибками. Отметка«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок. Отметка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения. Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения. Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, можно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания. Контрольно- измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 8 класса Данная работа содержит контрольные диктанты и задания для учащихся 8 класса. Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по русскому языку. Контрольно–измерительные материалы составлены по разделам и темам программы по русскому языку, что позволит учителю выявить уровень понимания учащимися изученного материала по темам: 1. Повторение. 2. Состав слова. Имя Существительное 3. Имя прилагательное. 4. Местоимение 5. Глагол. Наречие 6. Предложение. 7. Повторение изученного за год. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы. Цель и содержание контрольной работы по русскому языку:получение объективной информации о состоянии уровня освоения предметных результатов по русскому языку в 8 классе у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся по предмету. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ: работа состоит из контрольного диктанта и выполнения задания. Задания для выполнения минимального уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение упрощённых заданий по теме. Задания достаточного уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение заданий, отличающихся по уровню сложности. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности: письмо под диктовку направлено на выявление умения различать буквы и звуки, их графическое обозначение, устанавливать звукобуквенные отношения, на умение определять наличие в словах изученных орфограмм, умение применять правила правописания (в объеме содержания курса). Задания, размещенные в конце диктанта, служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Время и способ выполнения контрольной работы: время выполнения работы рассчитано на один урок. Работа выполняется в тетрадях для контрольных работ. Текст для диктанта учитель подбирает самостоятельно, учитывая возможности учеников и подготовку класса. Для обучающихся, у которых навык слухового восприятия текста находится в стадии формирования, даются тексты для списывания. Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» Всегда на службе. С давних времён собаки жили рядом с человеком. Они помогали людям пасти скот, охотиться. И сегодня эти умные животные остаются нашими верными помощниками. Собаки служебных пород участвуют в спасении людей, охраняют границы страны, помогают задерживать опасных правонарушителей. На Крайнем Севере ездовые собаки могут перевозить людей и грузы по глубокому снегу. Собаки-поводыри служат надёжными помощниками слабовидящим людям. Много профессий освоили наши четвероногие герои. Но во все времена люди особенно дорожили главным собачьим призванием — быть настоящим другом. (76 слов) Задание: Достаточный уровень: 1. Выписать предложение: Собаки служебных пород участвуют в спасении людей, охраняют границы страны, помогают задерживать опасных правонарушителей. 2. Подчеркнуть в нём главные и второстепенные члены предложения. 3.Указать часть речи над каждым словом. Минимальный уровень: 1. Выписать предложение: Собаки служебных пород участвуют в спасении людей, охраняют границы страны, помогают задерживать опасных правонарушителей. 2. Подчеркнуть в нём главные члены предложения. Тексты для списывания: Всегда на службе. С давних вр..мён с..баки жили рядом с чел..веком. Они п..могали людям пасти скот, охотит..ся. И с..годня эти умные ж..вотные ост..ются наш..ми верными п..мощниками. С..баки служебных пород участвуют в сп..сении людей, охр..няют гр..ницы стр..ны, п..могают задерж..вать ..пасных прав..нарушителей. На Крайнем Севере ездовые с..баки могут перев..зить людей и грузы по глубок..му снегу. С..баки-пов..дыри служат надёжными п..мощниками слабовидящим людям. Много профе..сий ..своили наши четвероногие г..рои. Но во все вр..мена люди особенно д..рожили главным с..бачьим призванием — быть наст..ящим другом. (76 слов) Чёрное золото. Ты знаеш.., что такое з..лото? А слыхал ты про ч..рноез..лото? Ч..рным з..лотом называют нефть. Без нефти остан..вились бы на дорогах автомобили, в п..лях – тракторы, не плавали бы кр..сивые кор..бли, не ездили бы т..пловозы, не л..тали бы быстр..крылые сам..лёты. Машины, кор..бли и тепл..возы движутся, работают благодаря нефти. Много п..лезных вещей даёт людям нефть. Пр..йдут годы, и мы будем добывать ч..рного з..лота во много раз больше, чем сейчас. А учёные смогут из неё из..брести много нужных и п..лезных предметов. (78 слов) Контрольный диктант № 2 по теме «Состав слова» Клесты. В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. (76 слов) Задание: Достаточный уровень: 1.Разберите по составу слова: когтями, стайка, еловой. 2.Подберите однокоренное слово к слову: север. Минимальный уровень: 1.Разберите по составу слова: когтями, стайка. Текст для списывания: Лесные жители Не всякого л..сного ж..теля ты сможеш.. увидеть. Очень редко мы видим, как пром..лькнёт рыж..й хвост на лугу. С..мейство лосей ст..пенно шествует к в..допою. Озорной б..льчонок прыгает с ветки на ветку в парке. И только з..мой мы видим сл..ды каб..нов, зайцев, х..рьков и сов. След..пыты находят следы п..лёвки. Попадаются поваленные д..ревья у р..ки. Это работают д..ловитые бобры. Л..сники по сл..дам узнают, какие ж..вотные з..мой обитают в их л..сах. В..сной в половодье зв..рям нужна помощ.. ч..ловека. (76 слов) Проверочный диктант по теме «Имя существительное» Птичий будильник. Трудно Коле утром вставать. Мальчик мычит, брыкается, когда будит его мама. Научили его сделать кормушку с хитрым будильником. На легкой полочке надо укрепить прутик с колокольчиком и ломтиком сала. Мальчик так и сделал. Просыпается теперь Коля на рассвете. Чуть посветлеет, а у него за окном уже колокольчик звенит. Синички слетелись и теребят сало. Коля умывается и завтракает под веселый звон. Он уже в школу идет, а будильник все не умолкает. Надежный. (74 слова) Задание: Достаточный уровень: 1. Определите род, число, падеж у существительных: будильником, на полочке, мальчик, синички. 2. Подберите 2 существительных ж.р., мн.ч. Минимальный уровень: 1. Определите род, число у существительных мальчик, синички. Тексты для списывания: Вечные спутники. Я нач..л соб..рать книги еще шк..льником. Т..перь у м..няск..пилось много кни.., что они не могут уместит..ся на книжных полках. Мне пр..шлось п..ставить книги в два ряда. В перв..м р..ду ст..ят любимые произв..дения, к..торые часто пер..читываешь. С рад..стью и уд..влением смотриш.. на книжные полки. Вот книги, к..торые я с..брал в детстве. На меня смотрят разн..цветными к..решками Пушкин, Лермонтов, Толстой, Горький. Эти п..сатели сопров..ждают ч..ловека с ранних лет до гл..бокой стар..сти. (73 слова) Птичий будильник. Трудно Коле утр..м вст..вать. Мальчик мычит, брыкается, когда будит его мама. Научили его сделать к..рмушку с хитрым будильн..ком. На ле..кой пол..чке надо укр..пить прутик с кол..кольчиком и ломт..ком сала. Мальчик так и сделал. Просыпается теперь Коля на ра..свете. Чуть п..светлеет, а у н..го за ..кном уже кол..кольчик зв..нит. С..нички сл..телись и т..ребят сало. Коля умывается и завтр..кает под в..селый звон. Он уже в школу идет, а будильник все не ум..лкает. Надежный. (74 слова) Контрольный диктант № 3 по теме «Имя Прилагательное» Рыбалка. Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай. На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба. Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. (72 слова) Задание: Достаточный уровень 1. Найти и подчеркнуть 5 прилагательных. 2. Определить у них число и падеж. Минимальный уровень 1. Найти и подчеркнуть 3 прилагательных. 2. Определить число. Тексты для списывания: Синичка. Шустрая с..ничка – п..лезная птица. Сп..на у неё серая, гру..ка ж..лтая, на г..лове ч..рная шапочка. В с..ду она перел..тает с ветки на ветку и охотится за жучками. Б..льшойвре.. наносят они с..дам. Вр..дители грызут листья на фруктовых д..ревьях, портят пл..ды. Возьмёш.. яблоко, разломишь и увидишь внутри черв..ка. Вот этих вр..дителей ловит с..ница. Увидит она зорким глаз..м добычу, схватит её клюв..м и с..ест. А клюв у с..ницы тонкий, в любую щёлку пролезет. С..ница - сторож наш..х с..дов. (75слов) В зимнем лесу. Долг.. б..ролась з..ма с ненас..ной осенью. В н..ябре сне.. одел пуш..стым нарядом лес, и наступила з..ма. Гуляет вьюга. В л..су все тонет под белым покровом. Зайдеш.. в л..сную глуш.. и не узнаеш.. знакомых мест. Пер..шептываются на в..тру длинные косы б..рез. Прячутся в норку ежи, укрываются от м..роза белки в зимни.. гнезда. Плох.. з..мой птицам. Они часто пог..бают от холода и гол..да. Как им помоч..? Сделайте для них к..рмушки. Птицы – наш.. друзья. П..могайте им! (73 слова) Контрольный диктант № 4 по теме «Местоимение» Просьба. На косогоре жила березка. Рядом с ней стояла старая ель. Там белка шелушила орешки и роняла семена. Семечки летели и ложились у ног березки. Испугалась красавица. Станут семена елками - метелкам и закроют от нее солнце. Обратилась она к ветру за помощью. Для него унести семена подальше - пара пустяков. Растут елочки. А березка стоит одна, далеко от них. Однажды налетел ураган. Испугалась красавица, стала просить елочек прикрыть ее. Но елочки уже не могли летать. Корни их не пускали. (78 слов) Задание: Достаточный уровень 1. Выписать местоимения с предлогами: с ней, она, для него, от них. 2. Определить у местоимений число и падеж. Минимальный уровень 1. Выписать местоимения с предлогами: с ней, она, для него, от них. 2. Определить у местоимений число. Текст для списывания: Ты открываешь книгу. Р..бята идут в библ..отеки. В руках ..ни держат книги. Пр..ятно см..треть на них в эти м..нуты. Чтение скоро для них стан..т потребн..стью. Это потребн..сть души. Ее не сравниш.. с ж..ланием купить вел..сипед, магнит..фон, обнову. Книга ст..ит выше всех в..щей на свете. Она дарит нам ..громную рад..сть. Из книги мы узнаем много инт..ресного, п..лезного, нужного. С каждой нов..й книгой мы ст..новимся умнее. Часто в г..роях книг находим что-то близкое нам. Тогда мы загл..дываем глубже в самих себя. (78 слов) Контрольный диктант № 5 по теме «Глагол» Белки. Идешь, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку. Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть пропитание: шишки, орехи, желуди, ягоды. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы, спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят. Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. (77 слов) Задание: Достаточный уровень 1. Определить лицо и число глаголов: прячут, услышишь, находят, любуешься. 2. Придумать и записать глагол женского рода в прошедшем времени. Минимальный уровень 1. Определить лицо и число глаголов: прячут, любуешься. Тексты для списывания: Ежи. Однажды ночью с..дел я за письме..ным ст..лом. Ноч.. была тихая, безветренная, только с р..ки дон..сились какие-то д..лекие звуки. Вдруг из-под пола разд..лись чьи-то негромкие г..лоса. Они пох..дили на шепот пт..нцов, которые пр..будились в гн..зде. Мною овладело ж..лание п..нять, кто разговаривает под полом. П..том я дог..дался, что слышал возню ежей. Еж.. – полезные зв..рюшки. На зиму они засыпают. Их мал..нькие б..рлоги прикрывают снежные сугробы, и ежи пресп..койно спят в них всю зиму. (71 слово) Павлиний глаз Бывают в августе душные в..чера. Ждеш.. восхода луны, но и луна не пр..носит прохлады. В такие в..чераприл..тает ко мне в избушку б..льшой ночной п..влиний глаз. Баб..чка п..рхает по к..бинету, с..дится на письменный стол. Пожалуй, он не видит м..ня и не п..нимает, откуда я взялся, зачем заж..гаю св..чу. Он л..тает над св..чой, как х..зяин, а я боюсь, что он оп..лит крылья. Я з..дуваю свечу, и уходит в окно б..льшой ночной п..влиний глаз искать другие свечи. (75 слов) Проверочный диктант по теме «Наречие» Липа. Справа и слева наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками. Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидишь. Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает жёлтый ковёр из опавших листьев. Идёшь и любуешься на милые с детства деревья. (75 слов) Задание: Достаточный уровень 1. Списать, вставляя суффиксы наречий (а или о) :досыт_, занов_, начерн_, изредк_, направ_, справ_, красив_, влев_. 2. Выписать из текста 5 наречий, письменно задать к ним вопросы. Минимальный уровень 1. Выписать из текста 3 наречия. Текст для списывания: Старый дом. Луж..к п..ред дом..м, к..торый так любила мать, тётка н..давно вык..сила. Алька едва сделала шаг от к..литки, как р..са жгуче опалила ей б..сые ноги. К крыльцу она под..шла ..сторожно, на ц..почках. Ключ по-прежн..му лежал за кос..ком. Полутёмные сени Алька проск..чила чуть ли не с з..крытыми гл..зами. Зато уж, пер..шагнув за п..рог избы, взд..хнула св..бодно. Всё тут было пo-старому: краш..ный пол намыт до блеска, окна наглух.. зав..шены круж..вным тюлем. Только пуст.. как-то, ж..лого духа нет. (72 слова) Контрольный диктант№ 6 по теме «Предложение» Всё для победы. Бабушка редко говорит о войне. Её папа и дед ушли на фронт. Она девочкойподростком пошла работать на завод. По ночам цеха бомбили немецкие самолёты. Вражеские бомбы разрушили заводские стены и крышу. Но люди продолжали трудиться под открытым небом. Для наших солдат в борьбе с фашистами был важен каждый танк, каждый снаряд. Рабочие терпели холод, голод, но оружие для армии выпускали без задержки. Ежедневный подвиг вершил весь народ на фронте и в тылу. Каждый, как мог, приближал Победу. (78 слов) Задание: Достаточный уровень 1. Выписать из текста 1 простое предложение и подчеркнуть грамматическую основу. 2. Выписать из текста 1 сложное предложение и подчеркнуть грамматические основы. 3. Найти в тексте предложение с однородными членами, выписать его и подчеркнуть однородные члены. Минимальный уровень 1. Выписать из текста 1 простое предложение и подчеркнуть грамматическую основу. 2. Найти в тексте предложение с однородными членам, подчеркнуть в нем однородные члены. Тексты для списывания: Волга-кормилица. Бли..ка р..ка Волга всем ро..сиянам. На Волге в давние вр..мена ру..ские люди вст..вали на б..рьбу со св..ими вр..гами. Под Сталинградом разбили фаш..стов. Называют Волгу р..кой – кр..савицей и рекой-к..рмилицей. Знаеш..поч..му? На Волге в Ярославле и Тольятти маш..ны выпускают. Вни.. по р..ке плывут пар..ходы, проносятся суда на подводных крыльях. На сам..ходных баржах в..зут вни.. по Волге ле..ковые и груз..вые маш..ны, пш..ницу, нефть, сборные д..ма, ст..нки и рыбу. Перегор..дили Волгу б..льш..е пл..тины. Волга даёт эл..ктрический ток наш..й стр..не. (76 слов) Трусиха. Валю с брат..м Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел тольк..плак..ть. Вдру.. р..бята услышали крики. Пёс Лохмач с..рвался с ц..пи. Дети бросились врасс..пную, только Андрюша ..стался на ул..це. Валя кинулась к брату. ..громный пёс нёсся прям.. на дев..чку. Она засл..нила Андрюшу и громко закр..чала. Наперере.. Л..хмачу б..жал ст..рож. Он схв..тил пса за ошейник и увёл. Р..бята вых..дили из своих убеж..щ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзры... Она очень испугалась. (75 слов) Контрольный диктант № 7по теме «Повторение изученного за год» Птенцы. У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время.Но скворцы - хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения. (78 слов) Задание: Достаточный уровень 1. Выписать предложение: Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. 2. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. 3. Указать, какой частью речи выражены слова в предложении. Минимальный уровень 1. Выписать предложение: Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. 2. Подчеркнуть главные члены предложения. 3. Найти в предложении 3 существительных, указать над ними часть речи. Тексты для списывания: На охоте. Я пош..л на ..хоту. Поп..далась разн..я дич... В..черняя заря погасла, и в воздухе н..чинали разливат..ся тени. Я р..шил в..рнут..ся д..мой, взобрался на холм и в отд..лении увидел другие м..ста. У м..их ног т..нулась у..кая долина. Я ост..новился. Высокая тр..ва б..лела ровной скат..ртью, х..дить по ней было жутко. Я д..брался до края леса, но дороги не было. Ни..кие кусты ра..стилались передо мной, а за ними в..днелось поле. Н..чные птицы мчались у м..ня над г..ловой. «Заблудился!» — п..думал я. (76 слов) Журавли. Каждый го.. возвращ..ются журавли на р..дное б..лото. Высоким камышом зар..сло б..льшое б..лото. В самых недоступных м..стах устраивают гнёзда журавли. Сп..койно им жить в неприступном б..лоте. Не пр..йдёт по б..лоту волк, не пр..берётся л..сица, не подкрадётся осторожная рысь. Водят в..сной журавли в..сёлые х..роводы. Соб..рутся в кружок на б..лоте, машут крыльями. По всему лесу разносятся их шумные г..лоса. Скоро выв..дутся на б..лоте дли..ноногие неуклюж..е журавлята. Начнут л..вить для них журавли л..гушек и змей. Будут р..сти, учит..ся л..тать журавлята. (76 слов) Виды и формы промежуточного и итогового контроля Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. .