АДООП Знай и соблюдай ПДД 11 - 17 ЛЕТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«ЗНАЙ И СОБЛЮДАЙ ПДД»

Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 11 -17 лет
Срок реализации: 5 лет

Автор – составитель
Н.В. Дайнзанова,
педагог дополнительного образования

ГО Эгвекинот
2023 г.

1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знай и соблюдай ПДД» реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются воспитанники с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р;
3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);
6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ);
7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413) (включены специальные требования образования обучающихся с
ОВЗ);
8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г.
№ ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические рекомендации
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании
деятельности психолого-медико-педагогических комиссий";
10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1
сентября 2028 года;
12. Пояснительная записка Департамента образования и науки ЧАО от 10 января 2023 г.
№28/03-4.
Цель программы: адаптация и социализация детей с ОВЗ в социуме, формирование
культуры поведения на дорогах и в пассажирском транспорте, привитие основ безопасности
пешеходов и велосипедистов посредством освоения необходимых знаний, овладение
практическими навыками поведения на дороге в процессе игры, с их последующим
применением в повседневной жизни.
Задачи:
- социализировать детей с особыми образовательными потребностями – детей с ОВЗ,

- дать минимум знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения,
необходимых для движения по дорогам в качестве пешехода, пассажира, водителя
велосипеда,
- научить применять полученные знания ПДД в реальных ситуациях,
- уметь распознавать опасные дорожные ситуации, осуществлять правильные действия для
предотвращения угрозы жизни и здоровью,
- развивать положительное отношение к социальной системе норм поведения, принятых в
обществе,
- формировать сознательное соблюдение ПДД,
- обучать осознанному поведению в случае ДТП и необходимым при этом действиям, в том
числе привлечению внимания взрослых к помощи пострадавшим.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на три года обучения из
расчёта 1 час в неделю. Всего: 102 часа.
Методы обеспечения программы
1.Словесные: беседы, рассказ, объяснение.
2. Наглядные: фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
3 .Игровые методы: игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
4.Репродуктивный метод: повторение, закрепление, обобщение материала.
Формы контроля промежуточных результатов реализации программы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных
результатов:
1) тестирование;
2) викторины;
3) конкурсы.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, нацелена на повышение
культуры поведения всех участников дорожного движения и уменьшения травматизма,
социализацию детей с особыми образовательными потребностями – детей с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ важна адаптация и социализация в обществе. На занятиях создаются
условия для проявления самостоятельности ребёнка, сотрудничества с его ровесниками для
максимально полной адаптации в обществе, развивая коммуникативную, организационную,
информационную компетенции детей с особенными образовательными потребностями.
Самое важное на занятии – создание благоприятных условий для обучения. Педагог
исходит из возможностей детей, предварительно освоив первичную диагностику
обучающихся, изучив особенности психофизического развития категорий обучающихся. По
возможности создаются специальные условия. Материал усваивается в том темпе и объёме,
который доступен ребёнку.
Дети с ОВЗ узнают о правилах дорожного движения от родителей, на
профилактических мероприятиях, на внеурочных занятиях.
Программа строится по возрастным категориям. Одинаковые темы для обучающихся
излагаются в соответствии с их психологическими и возрастными особенностями, а также с
учётом того, что ПДД для всех едины. Все занятия проводятся в соответствии с программой.
Среда нахождения ребёнка перенасыщена риском и опасностями дорожнотранспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником
дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Травматизм на дорогах – это проблема, которую должны совместно решать
образовательные учреждения с участием ГИБДД и родители. Именно поэтому, необходимо
формировать у детей с ОВЗ необходимые навыки безопасного поведения на дороге,
проводить последовательную профилактическую работу по изучению ПДД и
заинтересованность в дальнейшем изучении предмета.
Учащиеся по адаптированной программе получают общественное развитие во
взаимодействии и общении друг с другом, с другими людьми, социальной средой. Занятия
проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом,

учитывая их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Наравне с
развитием познавательных способностей уделяется особое внимание развитию
эмоционально-волевой сферы детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно
отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений
жизнедеятельности.
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной
работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с
окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения,
недостаточности словесного опосредствования, в частности – вербализации, искажению
познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении
личности.
Предметные и личностные результаты
- обучить учащихся правилам дорожного движения Российской
Предметные
Федерации;
- обучить учащихся оказывать первую медицинскую помощь
пострадавшему в ДТП
- воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за
Личностные
свои действия на дороге;
- вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и
дорожную этику;
- формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к
собственному здоровью; к личной безопасности и безопасности
окружающих

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны
знать:

Обучающиеся должны
уметь:

- значение дорожных знаков и разметки в организации
движения. Группы знаков и их значение,
- тормозной путь автомобиля в любое время года,
- правила вождения мопедом,
- разделение транспортных и пешеходных потоков,
- определять начало движение ТС их маневрирование,
- правила оказания медпомощи пострадавшему,
- технические меры защиты пешеходов. Пешеходные зоны.
Психологическая безопасность,
- правила воспитания пешеходов
- составлять безопасные маршруты движения в черте
микрорайона школы, дома,
- уметь оказать первую медпомощь,
- ориентироваться в дорожных ситуациях,
- применять приемы самосохранения при возможном
попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажира транспортных
средств,
- вызывать государственные службы безопасности и
спасения.
Календарно – тематическое планирование

1 год обучения
34 часа (1 час в неделю)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Входное тестирование
История ПДД
Город, район, в котором ты живёшь
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром?
Какие опасности возникают на улицах и дорогах?
Наземный пешеходный переход
Знаки и обозначения
Светофор
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине
Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного
движения
Пешеходный переход
Что такое перекрёсток?
Правила перехода перекрёстка
История появления автомобиля
Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах?
Сигналы для регулирования движения
Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать
безопасность на улицах и дорогах
Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках
Мы – пешеходы
Мы – пассажиры
Что такое ГИБДД?
Причины несчастных случаёв и аварий на улицах и дорогах
Новое о светофоре
Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта?
Световые сигналы на пешеходных переходах
Правила безопасного перехода железнодорожного переезда
Правила езды на велосипеде
Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте
Безопасность пассажиров
Остановочный и тормозной путь автомобиля
Дорожная разметка
Виды транспорта
Итоговое занятие

Календарно – тематическое планирование

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 год обучения
34 часа (1 час в неделю)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Входное тестирование
Дорожные знаки и дополнительные средства информации
Правила пользования транспортом
Опознавательные знаки транспортных средств
Основные понятия и термины ПДД
Элементы улиц и дорог
От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге
На железной дороге
Езда на велосипеде
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам
Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП
Перекрёстки и их виды
Когда ты становишься водителем?
Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения (ГИБДД)
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах?
Причины ДТП
Где и как переходить улицу?
Светофор. Регулировщик
Сигналы светофора с дополнительной секцией
Знаки для пешеходов и для водителей
Движение транспортных средств
Движение по загородным (сельским) дорогам
Дополнительные требования к движению велосипедистов
Правила для роллинга
Оказание первой медицинской помощи при ДТП
Как мы знаем ПДД?
Дорожные «ловушки»
Поведение участников и очевидцев ДТП
Светофоры для пешеходов
Сигналы регулировщика
Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере
Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание
Итоговое занятие

Календарно – тематическое планирование

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 год обучения
34 часа (1 час в неделю)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Входное тестирование
История дорожных знаков
Разметка проезжей части улиц и дорог
Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах
Правила поведения участников дорожного движения
Назначение номерных и опознавательных знаков и надписей на транспортных
средствах
Остановочный и тормозной путь автомобиля
Велосипед с подвесным двигателем и мопед
Движение велосипедистов группами. Велоэстафета
Оказание первой медицинской помощи при ДТП
Общие правила транспортировки пострадавшего
Эвакуация пострадавших в ДТП
Перевозка учащихся на автомобилях
Пассажиром быть не просто
Оказание первой медицинской помощи при ДТП
Дорожная этика
Ответственность за нарушения ПДД
История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению
безопасности дорожного движения
Перевозка грузов
Предупредительные сигналы водителей
Движение в тёмное время суток и в сложных погодных условиях
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами
Оказание первой медицинской помощи при ДТП
Способы регулирования движения
Светофор, дорожные знаки, регулировщик, дорожная разметка
Ответственность за приведение в негодность транспортных средств и
нарушение ПДД
Первая медицинская помощь при ДТП
Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г.
Движение по загородным (сельским) дорогам
Правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере
Правила перевозки грузов
Движение транспортных средств
Итоговое занятие

Календарно – тематическое планирование

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 год обучения
34 часа (1 час в неделю)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Входное тестирование
Игры и ваша безопасность
Мужская работа
На улице – не в комнате, об этом всегда помните!
Викторина по ПДД
Первая медицинская помощь при травмах в области таза
Первая медицинская помощь при инсульте и остановке сердца
Первая медицинская помощь при повреждении позвоночника, спины
Знакомство с дорожными знаками
Конкурс рисунков «Самый главный на дороге – это дядя Светофор!»
Конкурс загадок «Красный. Жёлтый. Зелёный»
Викторина «Светофор»
Аварии на дорогах
«Знатоки дороги. Законы улиц и дорог»
Права и обязанности пешехода
Задачи по ПДД
Викторина «Дорожная этика»
История дорожного движения
Изучение ПДД для велосипедистов
Беседа об основных правилах для велосипедистов
Ролики, скейтборды и дорога
Викторина «Аукцион знаков»
Детский дорожно-транспортный травматизм
Поездка в общественном транспорте
Перевозка детей в транспорте
Оборудование автомобилей специальными приборами
Современный транспорт
Дорожные знаки и их группы
Дорожно-патрульная служба
УК РФ, статья 124 «Неоказание помощи больному»
Термические, химические или электрические ожоги
Клиническая смерть
Итоговое занятие

Календарно – тематическое планирование

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5 год обучения
34 часа (1 час в неделю)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Входное тестирование
Берегись автомобиля!
Скутер – опасность для жизни школьника
Ответственность за нарушение ПДД
Брейн - ринг по ПДД
Оказание первой медицинской помощи при ДТП
Тест «Правила пешеходов. Всё ли мы знаем?»
Тест «Правила пассажиров. Всё ли мы знаем?»
Как вести себя при ДТП?
Знакомство с административным кодексом «Об административных нарушениях
за несоблюдение ПДД»
Мотоциклист на дороге
Тест «Мы – велосипедисты. Всё ли мы знаем?»
Дорожная разметка
Водители и пешеходы будьте взаимовежливы…
ПДД – закон улиц и дорог
Тест «Знатоки законодательства»
Соблюдение ПДД - обязанность каждого гражданина
Значение автомобильного транспорта для экономики страны
Советы старших: не хотите быть в беде, соблюдайте ПДД
Уголовная и административная ответственность за нарушение правил
дорожного движения
Возникновение криминогенных ситуаций на транспорте
Активная и пассивная безопасность автомобиля
Аварии на железнодорожном транспорте
Аварии на водном транспорте
Аварии на авиационном транспорте
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
Черепно-мозговые травмы. Виды черепно-мозговых травм. Оказание
медпомощи при этих травмах
Сердечный приступ, первая помощь
ПМП при травмах груди, живота и области таза
Конкурс знатоков ПДД
Государственные службы безопасности и спасения. МЧС
Профессии, связанные с ГИБДД и МЧС РФ
Итоговое занятие

Список литературы для учителя:

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1. Правила дорожного движения РФ.
2. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский
учебник, 2017. – 272 с.
3. Бойко А. Правила дорожного движения для детей. М.: издательство «Питер», 2014. – 16 с.
4. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зелёный. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д:
Феникс, 2006. – 177 с.
5. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и
водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с.
6. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма. Система работы в образовательном учреждении. Волгоград: Учитель, 2006.
7. Усова Т. Правила дорожного движения для детей. М.: Ай, 2014. – 43 с.

Интернет-ресурсы:
1. безаварий.рф – всероссийская добровольная интернет-акция «Безопасность детей на
дороге»;
2. www.azbez.com – азбука безопасности;
3. https://bdd-eor.edu.ru/ - дорога безопасности;
4. www.dddgazeta.ru – газета «Добрая Дорога Детства»;
5. http://pdd24.ru – дорога безопасности;
6. www.centr-bdd.ru – центр Пропаганды


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».