Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ЗНАЙ И СОБЛЮДАЙ ПДД» Направленность: социально-гуманитарная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 8 -10 лет Срок реализации: 3 года Автор – составитель Н.В. Дайнзанова, педагог дополнительного образования ГО Эгвекинот 2023 г. 1. Пояснительная записка 1.1. Введение Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знай и соблюдай ПДД» реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа разработана в соответствии со следующими документами: 1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629; 4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; 5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598); 6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ); 7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ); 8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей; 9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий"; 10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября 2028 года; 12. Пояснительная записка Департамента образования и науки ЧАО от 10 января 2023 г. №28/03-4. Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Актуальность программы обусловлена тем, что необходимо создать условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Педагогическая целесообразность определяется возможностью оптимального развития каждого ребенка, независимо от ограниченности его возможностей, на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной деятельности, позволяющей воспитаннику в игровой форме становиться участником событий, возможных в транспортной среде, и предоставляющей возможность адекватной самооценки своих действий. Новизна программы. Дети с ОВЗ узнают о правилах дорожного движения от родителей, на профилактических мероприятиях, на уроках «Окружающий мир» (как включенный модуль), ОБЖ и на внеурочных занятиях. Используемое для занятий оборудование помогает наглядно смоделировать дорожную ситуацию для детей с ОВЗ, ориентируясь на различные категории участников дорожного движения. Новизна адаптированной общеразвивающей программы заключается в следующем: 1) мотивация обучающихся с ОВЗ к изучению правил дорожного движения с помощью создания игровых проблемных ситуаций, адаптация к социальной жизни в обществе; 2) включение модуля «День безопасности», который содержит системноорганизационные культурно - досуговые мероприятия. Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения умственно отсталых школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока: 1. Улица полна неожиданностей 2. Наши верные друзья 3. Это должны знать все В первом блоке программы обучающиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге. Во втором блоке обучающиеся знакомятся со знаками дорожного движения. В третьем блоке обучающиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д. Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения жизни себе и окружающим. Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков. Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках дополнительного образования. Программа решает следующие задачи: обучающие: - сообщение знаний о правилах движения на проезжей части; - обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика; - привитие умения пользоваться общественным транспортом; развивающие: - ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части; - развитие положительного отношения к социальной системе норм поведения, принятых в обществе; воспитательные: - воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения; - воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью от 8 до 10 лет, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений: Категория нарушений Степень тяжести Описание тяжести нарушения течения заболевания обучающиеся с умственной F 70 задержанное, неполное отсталостью (легкая эмоциональное развитие, снижение (интеллектуальными умственная навыков, возникающих в процессе нарушениями) отсталость) развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) Формы обучения, сроки реализации и режим занятий Форма обучения – очная. Для успешного выполнения программы используются многообразные формы и методы работы: словесные – рассказ, объяснение, беседа; наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций; практические – выполнение практических заданий, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по населённому пункту с целью изучения программного материала. Формы и методы контроля: - организация тестирования и контрольных опросов по ПДД; - проведение викторин, смотров знаний по ПДД; - организация игр-тренингов; - анализ результатов деятельности. Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения (стартовый уровень). Стартовый уровень программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения обучающимися с ОВЗ содержания программы. 2 год обучения (начальный уровень). Обучающиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать. 3 год обучения (базовый уровень). Обучающиеся закрепляют на практике теоретические знания путем выполнения заданий. Занятия проходят 1 раза в неделю (34 ч. в год), продолжительность занятия – 40 минут. Ожидаемые результаты: - обучить правилам дорожного движения Российской Федерации; Предметные - обучить названия, назначения и расположения на дорогах дорожных знаков. Личностные - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; - объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; - осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Критерии и способы определения результатов образовательного процесса Для полноценной реализации данной программы используются текущий и промежуточный виды контроля. В рамках текущего контроля проводится оценка теоретической и практической подготовки обучающихся. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: обучающийся овладел менее чем 20% объема знаний Базовый уровень предусмотренных программой; испытывает затруднения в применении теоретических знаний, слабо применяет их на практике, не полно отвечает на вопросы Средний уровень у обучающихся объем усвоенных знаний по ПДД составляет 50%, частично знают серии дорожных знаков и их представителей обучающийся освоил весь объем знаний по ПДД 100%, Высокий уровень предусмотренных программой за конкретный период; знают серии дорожных знаков и их представителей; техническое устройство велосипеда Критерии оценки уровня практической подготовки: обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой, Базовый уровень испытывает серьезные затруднения при выполнении практических работ; обучающиеся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога у обучающихся объем усвоенных практических знаний и умений на Средний уровень 50%, в основном выполняет задания на основе образца. Выполняет задания об устройстве велосипеда с 2 ошибками обучающийся овладел на 100% практическими умениями и навыками, Высокий уровень не испытывает особых трудностей во время выступления или прохождение препятствий; применяет на практике знания о техническом устройстве велосипеда Форма аттестации - групповая. Все обучающиеся участвуют в игре. При возникновении трудности в выполнении каких-либо условий, заданий игры, игра останавливается до полного разъяснения неусвоенного материала. В отдельных случаях общие критерии оценки результатов обучения не вырабатываются, т.к. при определении результатов образовательного процесса учитываются психофизические возможности и характер нарушений у каждого обучающегося. Учебный план (1 год обучения) № п/п Наименование раздела 1 Вводное занятие 2 Улица полна неожиданностей Наши верные друзья Это должны знать все 3 4 Количество часов теория практика 1 - Всего 1 8 3 11 7 7 4 3 11 10 5 Итоговое занятие 1 11 23 1 34 Содержание программы (1 год обучения) 1. Вводное занятие – 1 ч. Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. 2. Улица полна неожиданностей – 11 ч. Зачем нужно знать правила дорожного движения? Безопасность на улице. Город, где мы живем. Опасности на наших улицах. Мы идем в школу. Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. Посвящение в пешеходы. 3. Наши верные друзья – 11 ч. Наши друзья – дорожные знаки. Знакомство со знаками. Дорожные знаки для пешеходов. Светофор и его сигналы. Виды пешеходных переходов. Читаем дорожные знаки. Безопасный путь в школу. Угадай, что за знак? 4. Это должны знать все – 11 ч. Правила движения в колонне. Где можно и где нельзя играть? Мы - пассажиры общественного транспорта. Мы - пассажиры личного транспорта. Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. Викторина по ПДД: «Мы знаем правила дорожного движения!». 5. Итоговое занятие – 1ч. Учебно – тематический план (1 год обучения) № Наименование темы Количество часов п/п теория практика всего 1 8 3 1 11 3 Вводное занятие Улица полна неожиданностей Наши верные друзья 7 4 11 4 Это должны знать все 7 3 10 5 Итоговое занятие 1 1 1 2 Формы контроля и аттестации тестирование педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение, текущий контроль педагогическое наблюдение, текущий контроль Итоговый контроль (тестирование) Календарно – тематическое планирование (1 год обучения) № п/п Кол-во Тема занятия часов Вводное занятие 1 Знакомство с планом работы кружка Улица полна неожиданностей 2 Зачем нужно знать правила дорожного движения? 3 Безопасность на улице 4 Город, где мы живем 5-6 Опасности на наших улицах 7 Мы идем в школу 8 Школа безопасности 9 Движение пешеходов и машин 10 Правила перехода через дорогу 11 Школа безопасности Сроки по по плану факту 1 1 11 1 1 1 2 1 1 1 1 1 12 Посвящение в пешеходы Наши верные друзья 13 Наши друзья – дорожные знаки 14-15 Знакомство со знаками 16 Дорожные знаки для пешеходов 17 Светофор и его сигналы 18-19 Виды пешеходных переходов 20 Читаем дорожные знаки 21 Безопасный путь в школу 22 А знаешь ли ты? 23 Угадай, что за знак? Это должны знать все 24 Правила движения в колонне 25-26 Где можно и где нельзя играть? 27-28 Мы пассажиры общественного транспорта 29 Мы пассажиры личного транспорта 30 Загородная дорога 31 Пешеход на загородной дороге 32 Знаешь ли ты ПДД? 33 Викторина по ПДД: «Мы знаем правила дорожного движения!» Итоговое занятие 34 Итоговое занятие 1 11 1 2 1 1 2 1 1 1 1 11 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 Учебный план (2 год обучения) № п/п 1 2 3 4 5 Наименование раздела Вводное занятие Улица полна неожиданностей Наши верные друзья Это должны знать все Итоговое занятие Количество часов теория практика 1 - Всего 1 10 2 12 7 10 1 2 1 6 8 12 1 34 28 Содержание программы (2 год обучения) 1. Вводное занятие – 1 ч. Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности 2. Улица полна неожиданностей – 12 ч. Почему на улице опасно. Сложность движения по улицам большого города. Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Движение в колонне по улице Полярной. Тормозной путь автомобиля. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой дороге. Типы перекрестков. Нерегулируемый перекресток. Регулируемый перекресток в районе школы. Дорога в школу. Разбор безопасных путей подхода к магазину, кинотеатру, цирку. 3. Наши верные друзья – 8 ч. Пешеходный переход. Знаки пешеходного перехода. Сигналы светофора. Типы светофоров. Регулировщик и его сигналы. Группы дорожных знаков. Запрещающие: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипеде запрещено», «Въезд запрещен». Группы дорожных знаков. Предупреждающие: «Дети», «Пешеходный переход», «Дорожные работы». Дорожные знаки в районе школы. В мире дорожных знаков. 4. Это должны знать все – 12 ч. Особенности движения пешеходов и водителей на скользкой дороге. Правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Мы - пассажиры. Где можно и где нельзя играть. Движение пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Железнодорожные переезды и их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды со шлагбаумом и без. Дорожная обстановка в зависимости от погодных условий. Дорожная обстановка в зависимости от времени суток. Ты – велосипедист. Важные правила. Викторина «Мы знаем ПДД». 5. Итоговое занятие – 1 ч Учебно – тематический план (2 год обучения) № Наименование темы Количество часов п/п теория практика всего 1 10 2 1 12 3 Вводное занятие Улица полна неожиданностей Наши верные друзья 7 1 8 4 Это должны знать все 10 2 12 5 Итоговое занятие 1 1 1 2 Формы контроля и аттестации тестирование педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение, текущий контроль педагогическое наблюдение, текущий контроль Итоговый контроль (тестирование) Календарно – тематическое планирование (2 год обучения) № п/п Кол-во Тема занятия часов Вводное занятие 1 Знакомство с планом работы кружка Улица полна неожиданностей Почему на улице опасно. Сложность движения по 2 улицам большого города Соблюдение ПДД – залог безопасности 3-4 пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах 5 Движение в колонне по улице Полярной 6 Тормозной путь автомобиля Особенности движения пешеходов и водителей 7 по мокрой дороге 8 Типы перекрестков 9 Нерегулируемый перекресток 10 Регулируемый перекресток в районе школы 11-12 Дорога в школу Разбор безопасных путей подхода к магазину, 13 кинотеатру, цирку Наши верные друзья 14 Пешеходный переход. Знаки пешеходного перехода 15 Сигналы светофора. Типы светофоров 16-17 Регулировщик и его сигналы 18 Группы дорожных знаков. Запрещающие: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на Сроки по по плану факту 1 1 12 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 8 1 2 1 1 велосипеде запрещено», «Въезд запрещен» 19 Группы дорожных знаков. Предупреждающие: «Дети», «Пешеходный переход», «Дорожные работы» 20 Дорожные знаки в районе школы 21 В мире дорожных знаков Это должны знать все Особенности движения пешеходов и водителей на 22 скользкой дороге Правила перехода дороги с односторонним и 23 двусторонним движением 24 Опасные ситуации при переходе дороги Подземный и наземный пешеходные переходы, 25 их обозначения 26 Мы – пассажиры 27 Где можно и где нельзя играть 28 Движение пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу 29 Железнодорожные переезды и их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды со шлагбаумом и без 30 Дорожная обстановка в зависимости от времени суток 31 Дорожная обстановка в зависимости от погодных условий 32 Ты – велосипедист. Важные правила 33 Викторина «Мы знаем ПДД» Итоговое занятие 34 Итоговое занятие 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 .1 1 Учебный план (3 год обучения) № п/п 1 2 3 4 5 Наименование раздела Вводное занятие Улица полна неожиданностей Наши верные друзья Это должны знать все Итоговое занятие Количество часов теория практика 1 - Всего 1 9 2 11 7 9 2 3 1 8 9 12 1 34 26 Содержание программы (3 год обучения) 1. Вводное занятие – 1 ч. Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности 2. Улица полна неожиданностей – 11 ч. Дисциплина на дороге. Улица. Проезжая часть. Тротуар. К светофору в гости. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. Тормозной путь транспортных средств. Особенности движения пешеходов и водителей по улицам города в разное время суток. Если на улице нет светофора. Правила движения давно пора всем знать. Мы идем по городу. ПДД должны знать все. 3. Наши верные друзья – 9 ч. Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением. Регулируемые перекрестки. Светофор. Дорожная азбука. Знаки сервиса. Сигналы регулировщика для пешеходов. ДПС. Инспектор ДПС и его работа. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожная азбука. «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Дорожная разметка. «Зебра», «Остановка». Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. 4. Это должны знать все – 12 ч. Опасные ситуации на дороге. Примеры ДТП с детьми. История появления автомобиля и ПДД. Мы – пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте. Дорожное лото. Спецтранспорт. Полиция, скорая помощь, пожарная служба, газовая служба. Где можно и где нельзя играть. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Мой друг – велосипед. Загородная дорога. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Пешеходы – пассажиры. Метро. Безопасное поведение на улице и в транспорте. Это должны знать все. Викторина «В стране дорожной грамотности». 5. Итоговое занятие – 1 ч. Учебно – тематический план (3 год обучения) № Наименование темы Количество часов п/п теория практика всего 1 9 2 1 11 3 Вводное занятие Улица полна неожиданностей Наши верные друзья 7 2 9 4 Это должны знать все 9 3 12 5 Итоговое занятие 1 1 1 2 Календарно – тематическое планирование (3 год обучения) № п/п Тема занятия Вводное занятие 1 Знакомство с планом работы кружка Улица полна неожиданностей 2 Дисциплина на дороге 3 Улица. Проезжая часть. Тротуар 4 К светофору в гости Составление маршрута «дом – школа – дом» с 5 указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте 6 Тормозной путь транспортных средств Особенности движения пешеходов и водителей 7 по улицам города в разное время суток 8 Если на улице нет светофора 9 Правила движения давно пора всем знать 10 Мы идем по городу 11 Где ошибка? 12 ПДД должны знать все Наши верные друзья 13 Пешеходные переходы. Правила перехода дороги Формы контроля и аттестации тестирование педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение, текущий контроль педагогическое наблюдение, текущий контроль Итоговый контроль (тестирование) Кол-во часов Сроки по по плану факту 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 с односторонним и двусторонним движением 14 Регулируемые перекрестки. Светофор 15 Дорожная азбука. Знаки сервиса 16 Сигналы регулировщика для пешеходов 17 ДПС. Инспектор ДПС и его работа 18 Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей 19 Дорожная азбука. «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено» 20 Дорожная разметка. «Зебра», «Остановка» 21 Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков Это должны знать все Опасные ситуации на дороге. Примеры ДТП с 22 детьми 23 История появления автомобиля и ПДД Мы – пассажиры. Правила поведения в 24 общественном транспорте Спецтранспорт. Полиция, скорая помощь, 25 пожарная служба, газовая служба 26 Где можно и где нельзя играть. Где ошибка? 27 Опасность игр вблизи железнодорожных путей 28 Мой друг – велосипед 29 Загородная дорога. Правила движения пешеходов по загородной дороге 30 Пешеходы – пассажиры 31 Метро 32 Безопасное поведение на улице и в транспорте 33 Викторина «В стране дорожной грамотности» Итоговое занятие 34 Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 .1 1 Ресурсное обеспечение программы 1. Перечень оборудования учебные столы и стулья; канцелярские принадлежности; видеоматериалы по ПДД. 2. Дидактические материалы: дорожные знаки; газеты по ПДД; тестовые задания. 3. Литература: 1. Правила дорожного движения РФ. 2. Бойко А. Правила дорожного движения для детей. М.: издательство «Питер», 2014. – 16 с. 3. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зелёный. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 177 с. 4. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с. 5. Козловская Е.А. Обучение младших школьников безопасному поведению на улицах и дорогах. М.: Третий Рим, 2007. 6. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении. Волгоград: Учитель, 2006. 7. Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения: 1 – 4-й классы. М.: ВАКО, Мастерская учителя, 2011. 8. Усова Т. Правила дорожного движения для детей. М.: Ай, 2014. – 43 с. 4. Интернет-ресурсы: 1. безаварий.рф – всероссийская добровольная интернет-акция «Безопасность детей на дороге»; 2. www.azbez.com – азбука безопасности; 3. https://bdd-eor.edu.ru/ - дорога безопасности; 4. www.dddgazeta.ru – газета «Добрая Дорога Детства»; 5. http://pdd24.ru – дорога безопасности; 6. www.centr-bdd.ru – центр Пропаганды