Положение о СИРП

Швыркова
Татьяна
Михайловна

Подписано цифровой
подписью: Швыркова
Татьяна Михайловна
Дата: 2021.03.19 17:02:31
+09'00'

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
(протокол от 20.05.2019г. № 10)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Ш – И поселка
Эгвекинот»
от 22.05.2019г. № 37 –ОД

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной
программы развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» разработано в
соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- СанПин 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением
Главного государственного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26;
1.2. Положение регламентирует порядок разработки и утверждения специальной
индивидуальной программы развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями (далее по тексту – СИПР), определяет
структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения.
1.3. Специальная индивидуальная программа развития – документ, разрабатываемый
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы,
учитывающий
индивидуальные
специфические
образовательные потребности обучающихся.
1.4. Цель разработки СИПР – создание условий для планирования, организации и
управления
образовательной деятельностью обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью для обретения обучающимся таких жизненных компетенций,
которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении
повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе
индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для него пределах.

1.5. В разработке СИПР принимают участие все специалисты, работающие с
обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в МБОУ «Ш – И поселка
Эгвекинот».
1.6. Структурно – содержательная форма СИПР обучающегося единая, соответствует
требованиям ФГОС.
2. Структура специальной индивидуальной программы развития:
2.1. титульный лист;
2.2. индивидуальные сведения о ребенке;
2.3. психолого – педагогическая характеристика;
2.4. индивидуальный учебный план;
2.5. условия реализации потребности в уходе и присмотре;
2.6. содержание образования в условиях организации и семьи;
2.6.1. базовые учебные умения;
2.6.2. содержание учебных предметов и коррекционных курсов;
2.6.3. нравственное развитие;
2.6.4. формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
2.6.5. внеурочная деятельность;
2.7. педагоги, участвующие в разработке и реализации СИПР;
2.8. программа сотрудничества школы и семьи;
2.9. перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
2.10. средства мониторинга и оценки динамики обучения.
3. Требования к разделам специальной индивидуальной программы развития
3.1. титульный лист должен содержать наименование общеобразовательного
учреждения (согласно Уставу), наименование программы, срок реализации СИПР, адресность
программы (фамилия, имя, отчество обучающегося, класс); согласование программы с
родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося; год
разработки СИПР; в правом верхнем углу ставится гриф утверждения директора МБОУ «Ш –
И поселка Эгвекинот».
3.2. Общие сведения содержат персональные данные об обучающемся и его родителях
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
3.3. Характеристика обучающегося составляется на основе психолого –
педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами МБОУ «Ш – И поселка
Эгвекинот» с целью оценки актуального состояния развития
Характеристика должна отражать:
- Заключение ПМПК;
- данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии обучающегося;
- особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления;
- состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
- сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные
возможности, игра, предметно – практическая деятельность, интеллектуальные умения и
знания (счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях);
- потребность в уходе и присмотре, самообслуживание. Необходимый объем помощи со
стороны педагога: полная/частичная; постоянная/эпизодическая;

2

- выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные
предметы, коррекционные занятия для обучения ми воспитания в образовательной
организации;
- особенности поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,
специалистами; характерологические особенности личности ребенка.

наблюдаемых

3.4. Индивидуальный учебный план должен отражать учебные предметы,
коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального
развития ребенка и устанавливает объем недельной нагрузки. Индивидуальная недельная
нагрузка обучающегося может варьироваться с учетом образовательных потребностей,
индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. Формы организации
образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности определяет
школьный психолого – педагогический консилиум.
3.5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы
развития
для
ряда
обучающихся
является
организация
ухода
(кормление,
одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра.
Уход предполагает выполнение следующей деятельности: уход за телом
(использование влажных салфеток, мытье рук, тела, чистка зубов и др.); выполнение
назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи;
сопровождение ребенка в туалете; высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным
графиком; оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль
внешнего вида ребенка (чистота, опрятность).
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности
материальных ценностей. Необходимость в присмотре для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра с проблемами поведения, нарушений эмоционально – волевой сферы:
агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение; в случае
эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех
ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению.
3.6. Содержание образования включает:
- программу формирования базовых учебных умений;
- программы учебных предметов, коррекционных занятий;
- программу нравственного развития;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
обучающегося;
- программу внеурочной деятельности.
Задачи формируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания
ребенка.
3.7. Педагоги, участвующие в разработке и реализации СИПР: учитель класса, учитель
физической культуры, учитель – логопед, педагог – психолог, учитель – дефектолог,
социальный педагог, тьютор, воспитатель.
3.8. Программа сотрудничества школы – интерната с семьей обучающегося включает
задачи, направленные на:
- повышение информированности семьи об образовании ребенка;

3

- повышение мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами;
- обеспечение участия семьи в разработке и реаклизации СИПР и преодоления
психологических проблем семьи.
3.9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального
назначения, дидактических материалов, необходимых для реализации СИПР.
3.10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
3.10.1. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие.
3.10.2. В ходе мониторинга специалисты МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в
СИПР.
3.10.3. Оценивание уровня сформированности представлений, действий/ операций
осуществляется по критериям:
- 0 баллов – действие не выполняет;
- 1 балл – выполняет действие со значительной физической помощью;
- 2 балла – выполняет действие с частичной физической помощью;
- 3 балла – выполняет действие по образцу;
- 4 балла – выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной);
- 5 баллов – выполняет действие самостоятельно.
3.10.4. Итоговые результаты обучения за оцениваемый период оформляются
количественно и описательно в протоколах комплексного психолого – педагогического
обследования.
3.10.5. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный
год.
3.10.6. Итоговая аттестация по результатам освоения специальной индивидуальной
образовательной программы проводится по завершению последнего года обучения в школе.
Оценка по ней вносится в свидетельство об обучении и может представлять собой баллы или
описательную характеристику.
4. Порядок внесения изменений и дополнений
4.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение рассматриваются и
утверждаются на заседании Педагогического совета.

4

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».