Швыркова Татьяна Михайловна Подписано цифровой подписью: Швыркова Татьяна Михайловна Дата: 2021.03.19 17:02:31 +09'00' Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» (протокол от 20.05.2019г. № 10) УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от 22.05.2019г. № 37 –ОД ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» разработано в соответствии с нормативно – правовыми документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - СанПин 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26; 1.2. Положение регламентирует порядок разработки и утверждения специальной индивидуальной программы развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (далее по тексту – СИПР), определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения. 1.3. Специальная индивидуальная программа развития – документ, разрабатываемый МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы, учитывающий индивидуальные специфические образовательные потребности обучающихся. 1.4. Цель разработки СИПР – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для обретения обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. 1.5. В разработке СИПР принимают участие все специалисты, работающие с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот». 1.6. Структурно – содержательная форма СИПР обучающегося единая, соответствует требованиям ФГОС. 2. Структура специальной индивидуальной программы развития: 2.1. титульный лист; 2.2. индивидуальные сведения о ребенке; 2.3. психолого – педагогическая характеристика; 2.4. индивидуальный учебный план; 2.5. условия реализации потребности в уходе и присмотре; 2.6. содержание образования в условиях организации и семьи; 2.6.1. базовые учебные умения; 2.6.2. содержание учебных предметов и коррекционных курсов; 2.6.3. нравственное развитие; 2.6.4. формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; 2.6.5. внеурочная деятельность; 2.7. педагоги, участвующие в разработке и реализации СИПР; 2.8. программа сотрудничества школы и семьи; 2.9. перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; 2.10. средства мониторинга и оценки динамики обучения. 3. Требования к разделам специальной индивидуальной программы развития 3.1. титульный лист должен содержать наименование общеобразовательного учреждения (согласно Уставу), наименование программы, срок реализации СИПР, адресность программы (фамилия, имя, отчество обучающегося, класс); согласование программы с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося; год разработки СИПР; в правом верхнем углу ставится гриф утверждения директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот». 3.2. Общие сведения содержат персональные данные об обучающемся и его родителях (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 3.3. Характеристика обучающегося составляется на основе психолого – педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» с целью оценки актуального состояния развития Характеристика должна отражать: - Заключение ПМПК; - данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии обучающегося; - особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления; - состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций; - сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, предметно – практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях); - потребность в уходе и присмотре, самообслуживание. Необходимый объем помощи со стороны педагога: полная/частичная; постоянная/эпизодическая; 2 - выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения ми воспитания в образовательной организации; - особенности поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, специалистами; характерологические особенности личности ребенка. наблюдаемых 3.4. Индивидуальный учебный план должен отражать учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка и устанавливает объем недельной нагрузки. Индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности определяет школьный психолого – педагогический консилиум. 3.5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Уход предполагает выполнение следующей деятельности: уход за телом (использование влажных салфеток, мытье рук, тела, чистка зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете; высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность). Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей. Необходимость в присмотре для обучающихся с расстройствами аутистического спектра с проблемами поведения, нарушений эмоционально – волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение; в случае эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению. 3.6. Содержание образования включает: - программу формирования базовых учебных умений; - программы учебных предметов, коррекционных занятий; - программу нравственного развития; - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающегося; - программу внеурочной деятельности. Задачи формируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка. 3.7. Педагоги, участвующие в разработке и реализации СИПР: учитель класса, учитель физической культуры, учитель – логопед, педагог – психолог, учитель – дефектолог, социальный педагог, тьютор, воспитатель. 3.8. Программа сотрудничества школы – интерната с семьей обучающегося включает задачи, направленные на: - повышение информированности семьи об образовании ребенка; 3 - повышение мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами; - обеспечение участия семьи в разработке и реаклизации СИПР и преодоления психологических проблем семьи. 3.9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, необходимых для реализации СИПР. 3.10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. 3.10.1. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. 3.10.2. В ходе мониторинга специалисты МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. 3.10.3. Оценивание уровня сформированности представлений, действий/ операций осуществляется по критериям: - 0 баллов – действие не выполняет; - 1 балл – выполняет действие со значительной физической помощью; - 2 балла – выполняет действие с частичной физической помощью; - 3 балла – выполняет действие по образцу; - 4 балла – выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной); - 5 баллов – выполняет действие самостоятельно. 3.10.4. Итоговые результаты обучения за оцениваемый период оформляются количественно и описательно в протоколах комплексного психолого – педагогического обследования. 3.10.5. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный год. 3.10.6. Итоговая аттестация по результатам освоения специальной индивидуальной образовательной программы проводится по завершению последнего года обучения в школе. Оценка по ней вносится в свидетельство об обучении и может представлять собой баллы или описательную характеристику. 4. Порядок внесения изменений и дополнений 4.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение рассматриваются и утверждаются на заседании Педагогического совета. 4 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)