Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» На заседании методического объединения учителей – предметников. Рекомендовано к утверждению. Протокол от «14» августа 2024 г. № 5 «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» заместитель директора по УВР приказом МБОУ «Ш – И Перепелкина Г.А. поселка Эгвекинот» «14» августа 2024 г. от «14» августа 2024 г. № 43 од Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГЕОГРАФИЯ, 9 класс Составитель: Т.М. Швыркова, учитель географии ГО Эгвекинот 2024 г. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа «География, 9 класс» реализуется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа разработана на основе следующих документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 3.СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 4. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; 6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ); 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 8. Приказ Минпросвещения от 18.07.2024 г. № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 9. Приказ Минпросвещения от 01.02.2024 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ». Общая характеристика учебного предмета «География» География как учебный предмет для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру, изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор обучающихся об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально – экономические явления и процессы во взаимосвязи. Цели и задачи учебного предмета «География» Изучение географии направлено на достижение следующих целей: 1. 2. воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой Родине; взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей 3. 4. в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание экологической культуры, на основе освоения знаний о взаимосвязях в природных комплексах, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; Формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений процессов, жизненных ситуаций. Основные задачи современного учебного курса «География», входящего в предметную область «Естествознание»: 1. 2. 3. дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран; показать особенности взаимодействия человека и природы; познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение учебным предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с умственной отсталостью. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации). Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «География», направленные на развитие мыслительной (в том числе знаково-символической) и речевой деятельности; повышение познавательной активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий для осмысленного выполнения учебной работы. Место учебного предмета «География» в учебном плане В системе основного общего образования учебный предмет «География» является обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Естествознание». Освоение содержания учебного предмета «География» происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Мир природы и человека», «Природоведение». Освоение содержания учебного предмета «География» на уровне основного общего образования происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Мир природы и человека», «Природоведение». Учебным планом на изучение учебного предмета «География» в 9 классе отводится по 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений: Категория нарушений Степень тяжести Описание тяжести обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заболевания F 70 (легкая умственная отсталость) нарушений задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) Содержание учебного предмета «География» 9 класс География материков и океанов (Часть 2) (68 ч) Государства Евразии (51 ч) Политическая карта Евразии (1 ч) Европа (24 ч) Западная Европа Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Южная Европа Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика). Греция (Греческая Республика). Северная Европа Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика). Восточная Европа Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия и Черногория. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Республика Беларусь. Украина. Молдавия (Республика Молдова). Азия (21 часа) Центральная Азия Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркменистан. Киргизия (Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика Таджикистан). Юго-Западная Азия Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан). Южная Азия Индия (Республика Индия). Восточная Азия Китай (Китайская Народная Республика). Монголия. Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). Япония. Юго-Восточная Азия Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия) или другие государства по выбору учителя. Россия (повторение) (5ч) Границы России. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица, крупные города России. Обобщающий урок по России. Обобщающий урок. Географии материков и океанов. 8–9 классы (1 ч) Межпредметные связи Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия («История»). Практические работы Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов. Нанесение условной границы между Европой и Азией. Составление альбома «По странам и континентам». Свой край (15часов) История возникновения нашего края. Географическое положение. Границы. Рельеф. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Полезные ископаемые и почвы. Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов. Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники. Население нашего края. Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы. Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.). Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной). Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. Наш поселок. Обобщающий урок «Моя малая Родина». Обобщающий урок по курсу «География» (1 ч) Межпредметные связи Сезонные изменения в природе («Природоведение»). История нашего края («История»). Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы («Природоведение», «Биология»). Фольклор («Музыка»). Сфера быта, национальная кухня («Основы социальной жизни»). Архитектурные памятники («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Ha карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками - областной и районные центры. Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области. Регулярно читать местную периодическую печать. Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края». Географическая номенклатура Государства Евразии: Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Испания, Португалия, Италия, Греция, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия и Черногория, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Грузия, Азербайджан, Армения, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Индия, Китай, Монголия, Корея, Япония, Таиланд, Вьетнам, Россия. Тематическое планирование учебного предмета «География» 9 класс № п/п 1 Тема урока Государства Политическая Евразии Евразии. карта Количество часов 1 2-3 Западная Европа. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) 2 4-5 Франция (Французская Республика) 2 Целевая установка Основные понятия Закреплять и систематизировать знания обучающихся о Евразии, как самом большом и густонаселенном материке земного шара, его географическом положении, хозяйстве и населении. Совершенствовать навыки работы обучающихся с географическими картами. Формировать представления обучающихся о разнообразии стран, расположенных на материке. Повторить знания обучающихся о географическом положении, хозяйстве и населении России. Формировать представления обучающихся о странах Западной Европы. Познакомить обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством, населением Великобритании. Закрепить знания обучающихся о зависимости климата от географического положения объекта. Развивать связную устную речь (составление описания географического положения Великобритании с опорой на политическую карту, составление рассказа о Лондоне и его достопримечательностях) Формировать представления обучающихся о странах Западной Европы. Познакомить обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством, населением, культурой и достопримечательностями Франции. Формировать интерес к изучаемому предмету. Евразия – крупнейший материк земного шара. Части света: Европа и Азия. Государства Евразии. Россия, ее географическое положение, хозяйство, население. Великобритания – островное государство. Береговая линия Великобритании. Поверхность, полезные ископаемые, климатические условия. Реки, озёра. Растительный мир. Животный мир. Столица Великобритании. Монархия, парламент. Хозяйство. Население, культура, обычаи и традиции. Франция – одно из крупнейших государств Европы. Географическое положение. Поверхность. Климатические условия. Реки Франции. Типичные представители растительного и животного мира. Сельское хозяйство, основные отрасли. Франция – высокоразвитая промышленная страна. Государственный строй. Владения Франции в Америке, Африке, 6 Германия (Федеральная Республика Германия) 1 Продолжать формировать представления обучающихся о странах Западной Европы. Познакомить обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством, населением, культурой о достопримечательностями Германии. Формировать интерес к изучаемому предмету. 7 Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация) 1 8 Южная Европа Испания (Королевство Испания). Португалия (Португальская Республика) 1 9 Италия (Итальянская 1 Республика) Познакомить с положением на карте, природно – климатическими особенностями, высокоразвитой экономикой и сельским хозяйством Австрии и Швейцарии. Учить находить общее в экономике стран Западной Европы. Учить устанавливать причинно – следственные зависимости между географическим положением, климатом, природой и развитием международного туризма в государствах Западной Европы. Вводить в активный словарный запас обучающихся обобщающие понятия (горы, озера, реки, города). Формировать представления обучающихся о странах Южной Европы. Дать сравнительную характеристику двух государств Южной Европы – Испании и Португалии. Развивать и совершенствовать навыки обучающихся при работе с настенной картой и картами Приложения к учебнику. Закрепить знания обучающихся о великих географических открытиях португальских мореплавателей Колумба и Магеллана. Формировать представления обучающихся о странах Южной Европы. Познакомить обучающихся с географическим положением, рельефом, водоемами, природными условиями, хозяйством Италии. Океании. Столица и крупные города Франции. Культура. Знаменитые писатели, художники, ученые, артисты Франции Географическое положение Германии. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки и озера Германии. Сельское хозяйство и его отрасли. Германия – ведущая индустриальная страна Европы. Государственный строй. Население. Столица Германии, крупные города. Культура. Знаменитые композиторы, поэты, писатели, спортсмены Германии. Австрия, Швейцария. Географическое положение. Рельеф. Климат. Водоемы. Природные условия. Хозяйство. Туризм. Культура, достопримечательности, столицы. Население Испания. Португалия. Географическое положение. Рельеф, климат. Водоемы. природные условия. Хозяйство. Столицы. Население. Географические открытия Колумба и Магеллана. Италия. Особенности географического положения. Альпы. Вулканы (Везувий, Этна). Климат. Река По. Ведущие отрасли сельского хозяйства Воспитывать уважительное отношение обучающихся к культуре и традициям населения европейских стран. Продолжать формировать навыки правильного показа географических объектов на карте. 10 Греция Республика) (Греческая 1 11 Северная Европа Норвегия (Королевство Норвегия) 1 12 Швеция Швеция) (Королевство 1 13 Финляндия (Финляндская Республика) 1 Продолжать формировать представления обучающихся о странах Южной Европы. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Греции. Сравнить природные условия стран Южной Европы. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий в тетради на печатной основе и в контурных картах. Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей Формировать представления обучающихся о странах Северной Европы. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Норвегии. Продолжить формировать навыки показа географических объектов на настенной карте. Развивать связную устную речь обучающихся (составление описания географического положения Норвегии с опорой на политическую карту, составление рассказа об Осло и его достопримечательностях) Продолжать формировать представления обучающихся о странах Северной Европы. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Швеции. Продолжить формировать навыки показа объектов на настенной карте. Формировать бережное отношение к окружающей среде на примере решения экологических проблем в Швеции Продолжать формировать представления обучающихся о странах Северной Европы. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Финляндии. Сравнить традиции населения Северной Европы. Воспитывать интерес к изучаемому предмету и промышленности изучаемого государства. Столица и ее достопримечательности. Крупные города. Культура, обычаи. Ватикан – резиденция папы Римского. Греция. Географическое положение. Поверхность. Климат. Промышленность и с/х. Население. Государственное устройство. Столица. Крупные города. Памятники культуры и архитектуры. Международное олимпийское движение Норвегия. Географическое положение. Поверхность. Особенности климатических условий. Типичные представители растительного и животного мира. Хозяйство. Население. Государственное устройство. Столица. Норвегия – страна лыжников. Культура Швеция. Географическое положение. Поверхность. Озера. Особенности климатических условий. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население. Государственное устройство. Столица. Охрана окружающей среды Финляндия, Географическое положение. Рельеф. Финляндия – «край тысячи озер». Климат. Леса – главное богатство Финляндии. Промышленность, сельское хозяйство. Государственное устройство. Столица, крупные города. 14 Восточная Европа Польша (Республика Польша) 1 15 Чехия. (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика) 1 16 Венгрия (Венгерская Республика) 1 17 Румыния. (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария) 1 18 Сербия и Черногория 1 19 Эстония 1 (Эстонская Формировать представления обучающихся о странах Восточной Европы. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, природными условиями, хозяйством Польши. Продолжить формировать навыки показа географических объектов на настенной карте. Развивать связную устную речь (составление описания географического положения Польши с опорой на политическую карту, составление рассказа о Варшаве и ее достопримечательностях) Продолжать формировать представления обучающихся о странах Восточной Европы. Дать сравнительную характеристику двух государств Восточной Европы – Чехии и Словакии. Развивать и совершенствовать навыки обучающихся при работе с настенной картой и картами Приложения к учебнику Продолжать формировать представления обучающихся о странах Восточной Европы. Познакомить с географическим положением, особенностями природы и хозяйства Венгрии. Продолжать совершенствование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы по контурной карте Продолжать формировать представления обучающихся о странах Восточной Европы. Дать сравнительную характеристику двух государств Восточной Европы – Румынии и Болгарии. Развивать и совершенствовать навыки обучающихся при работе с настенной картой и картами Приложения к учебнику Продолжить формирование представлений о странах Восточной Европы. Дать сравнительную характеристику двух государств восточной Европы – Сербии и Черногории. Развивать и совершенствовать навыки обучающихся при работе с настенной географической картой и картами Приложения к учебнику. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе. Продолжать формирование представлений обучающихся о Восточная Европа. Государства Восточной Европы. Польша. Географическое положение. Рельеф. Климат. Реки. Природные условия. Промышленность, сельское хозяйство. Государственное устройство. Столица, крупные города. Культура Чехия. Словакия. Географическое положение. Рельеф. Климат. Растительный и животный мир. Хозяйство. Столицы, крупные города. Прага - один из красивейших городов Европы Венгрия. Географическое положение, поверхность. Крупнейшая река – Дунай. Озеро – Балатон. Климат. Природные условия. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Население. Столица. Сравнительная характеристика Румынии и Болгарии. Сельское хозяйство. Туризм. Карпаты. Балканские горы. Дунай. Черноморские порты. Бухарест. София Сербия. Черногория. Географическое положение. Рельеф. Климат. Природа изучаемых государств. Хозяйство. Население и его традиции. Столицы, крупные города Эстония. Особенности Республика) 20 Латвия (Латвийская Республика) 1 21 Литва (Литовская Республика) 1 22 Республика Беларусь 1 23 Украина 1 государствах Восточной Европы. Познакомить с государствами Балтии. Воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям других народов. Развивать связную речь устную речь (составление описания географического положения Эстонии с опорой на политическую карту) Продолжать формирование представлений обучающихся о странах Балтии. Познакомить обучающихся с географическим положением, природой, хозяйством, населением Латвии. Совершенствовать навыки работы с географической картой, навыки работы с контурной картой. Развивать связную речь (составление описания географического положения Латвии с опорой на политическую карту, составление рассказа о Риге и ее достопримечательностях) Продолжать формирование представлений обучающихся о государствах Балтии. Познакомить школьников с географическим положением, природой, хозяйством, населением Литвы. Сравнить занятия населения прибалтийских государств, отрасли промышленности и сельского хозяйства. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником Продолжать формирование представлений обучающихся о государствах Восточной Европы. Познакомить школьников с географическим положением, природой, хозяйством, населением Белоруссии. Продолжать совершенствовать навыки показа географических объектов на карте, навыки работы в контурной карте. Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей. Развитие связной устной речи (составление описания географического положения Белоруссии с опорой на политическую карту) Продолжать формировать представления обучающихся о государствах Восточной Европы. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, климатом, природой, хозяйством, населением Украины. Продолжить формировать географического положения. Поверхность. Водоемы. Озера, острова. Климат. Природа. Заповедники, национальные парки. Население, его традиции. Таллин – столица, красивый старинный город Латвия. Географическое положение. Рельеф. Климат. Природа. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Население. Столица Рига – красивый старинный город, его достопримечательности. Курортный город Юрмала Литва. Географическое положение. Рельеф. Климат. Водоемы. Природа. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Население. Столица Вильнюс, достопримечательности. Крупные города. Морской курорт страны – Паланга Беларусь. Географическое положение. Рельеф. Климат. Реки. Белоруссия – лесной край. Охрана природы. Заповедники. Промышленность, сельское хозяйство. Столица Минск – красивый современный город. Крупные города. Население, его традиции Украина. Географическое положение. Рельеф. Климат. Природа. Хозяйство. Полезные ископаемые. Население, национальные традиции. Киев – 24 Молдавия Молдова) 25 Обобщающий «Европейские государства» 26 Азия. Азия. Казахстан. Казахстан) 27 (Республика 1 урок 1 Центральная 1 (Республика Узбекистан (Республика Узбекистан) 1 навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе Продолжать формировать представления обучающихся о государствах Восточной Европы. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, климатом, природой, хозяйством, населением Молдавии. Дать сравнительную характеристику экономического развития стран Восточной Европы Повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся об изученных государствах Европы. Сравнить страны Европы по размерам, природным условиям и национальным особенностям. Продолжать формирование навыков показа изученных государств на географических картах, навыков составления рассказов об одном из изученных государств Европы по плану, опорным словам и иллюстрациям. Воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей, их национальным особенностям. Прививать интерес к знакомству с культурой и традициями населения европейских стран Продолжать формировать представления обучающихся о государствах материка Евразия. Познакомить школьников с государствами Центральной Азии. Сформировать представление школьников о Казахстане, как самом большом по площади государстве Центральной Азии. Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей Формировать представления обучающихся о государствах Центральной Азии Познакомить школьников с Республикой Узбекистан. Продолжать совершенствование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Развивать связную устную речь (составление описания географического положения Узбекистана с опорой на политическую карту и рассказа о населении изучаемой страны и его занятиях по плану и опорным словам) столица Украины. Крупные города : Харьков, Одесса Молдавия – небольшое государство Восточной Европы. Климат. Поверхность. Река Днестр. Плодородные почвы. Сельское хозяйство. Население. Традиционные народные помыслы. Столица Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Испания, Португалия, Италия, Греция, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдавия Азиатская часть материка. Центральная Азия. Казахстан занимает 10 место в мире по площади. Географическое положение. Рельеф. Реки. Хозяйство. Население и его традиции. Столица Астана. Самый большой город – Алма-Ата. Космодром Байконур Узбекистан. Географическое положение государства. Рельеф. Особенности климата. Водоемы. Сельское хозяйство – ведущая отрасль экономики Узбекистана. «Белое золото» Узбекистана. Узбеки, их обычаи и традиции. Столица и крупные города Узбекистана. Узбекистан- страна древней культуры. 28 Туркменистан 1 29 Киргизия (Кыргызская Республика) 1 30 Таджикистан 1 31 Юго – Западная Азия. Грузия 1 32 Азербайджан (Азербайджанская Республика) 1 Продолжать формировать представления обучающихся о государствах Центральной Азии. Познакомить школьников с географическим положением, хозяйством, достопримечательностями Туркмении. Продолжать формировать представления обучающихся о народных промыслах и ремеслах населения земного шара. Продолжать формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника Продолжать формировать представления обучающихся о государствах Центральной Азии. Познакомить учащихся с географическим положением, рельефом, климатом, водоемами. хозяйством, населением Киргизии. Формировать навыки самостоятельного получения учебной информации с помощью географических карт из Приложения к учебнику Продолжать формировать представления обучающихся о государствах Центральной Азии. Познакомить школьников с географическим положением, особенностями рельефа и полезными ископаемыми хозяйством и населением Таджикистана. Сравнить климатические и природные условия стран Центральной Азии. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте Формировать представления обучающихся о государствах Азии. Познакомить школьников со странами Юго-Западной Азии Формировать представление о географическом положении, природных условиях, хозяйстве Грузии, обычаях и традициях грузин. Развивать связную устную речь (составление описания географического положения Грузии с опорой на политическую карту и рассказа о населении изучаемой страны, его занятиях, традициях и обычаях по плану, иллюстрациям) Продолжать формировать представления обучающихся о государствах Юго-Западной Азии. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, климатом, природными условиями, хозяйством, населением Туркмения –государство Центральной Азии. Географическое положение. Рельеф. Пустыня Каракумы. Каракумский канал. Особенности климата. Растительный и животный мир. Охрана природы. Хозяйство. Народные промыслы и ремесла. Столица Туркмении Киргизия. Географическое положение. Горные системы. Озеро Иссык- Куль. Особенности климата и природных условий. Полезные ископаемые. Хозяйство. Население и его обычаи. Бишкек – главный город страны Таджикистан. Географическое положение. Памир. Реки: Сырдарья, Амударья. Особенности климата и природных условий. Охрана природы. Заповедник Тигровая Балка. Полезные ископаемые. Хозяйство, население изучаемого государства. Столица. Городское и сельское население. Древние города Таджикистана Грузия. Кавказ. Побережье Черного моря. Рельеф. Реки. Мягкий климат. Растительный и животный мир. Промышленность и сельское хозяйство. Растениеводство. Источники минеральных вод. Национальные традиции. Столица Тбилиси. Крупные город –- Кутаиси, Батум Азербайджан. Закавказье. Географическое положение Азербайджана. Поверхность. Водоемы. Климат. Природа гор. 33 Армения Армения) (Республика 34 Турция 1 35 Ирак (Республика Иран) 1 1 Азербайджана. Продолжать формирование навыков показа Добыча полезных ископаемых. географических объектов на карте, навыков работы в Ведущие отрасли промышленности контурной карте нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. Растения и животные. Сельское хозяйство. Столица Баку Формировать представления обучающихся о государствах Закавказье. Географическое Юго-Западной Азии. Познакомить с положением Армении на положение Армении. Поверхность. политической и физической картах Азии, ее природными Сейсмоопасная зона. Землетрясения. богатствами, древней архитектурой и традициями армянского Водоемы. Минеральные источники. народа. Учить сравнивать физическую и политическую Особенности климата. Полезные карты, развивать пространственный анализ при работе с ископаемые. Хозяйство. Традиции и картами, устанавливать причинно-следственные зависимости обычаи армянского народа. Ереван – между рельефом, климатом и растительным миром, главный город страны, его пополнять словарный запас, развивать связную речь путем достопримечательности составления короткого рассказа. Воспитывать эстетические чувства, учить видеть красоту древних городов Армении, интернациональные чувства, взаимопомощи (при восстановлении города после разрушения г. Спитака) Формировать представления обучающихся о государствах Особенности географического Юго-Западной Азии. Познакомить с положением на карте, положения Турции (часть территории климатом, растительным и животным миром, крупными расположена в Европе, основная городами Турции. Объяснить причины отдыха россиян в территория – в Азии). Поверхность. курортной части страны (территориальная близость, климат, Большой Арарат. Особенности моря, пляжи, экология, обилие овощей и фруктов). климата. Природные условия. Корригировать аналитико - синтетическую деятельность и Средиземное и Черное моря. пространственный анализ при работе с картой, развивать Растительный и животный мир. тонкую моторику при заполнениях контурной карты, учить Сельское хозяйство. Население и его устанавливать причинно-следственные зависимости между занятия. Национальные ремесла. географическим положением, климатом и природой Туризм. Курорты Турции. Столица государств Юго-Западной Азии. Воспитывать интерес к Анкара. Самый большой город – изучению зарубежных государств Стамбул Формировать представления обучающихся о государствах Географическое положение Ирака. Юго-Западной Азии. Познакомить школьников с Рельеф. Жаркий климат. Водоемы. географическим положением, климатом, природными Растительный и животный мир условиями, населением и хозяйством Ирака. Закрепить пустынь. Использование плодородных знания обучающихся о типичных представителях растительного и животного мира пустынь, о населении и его традициях. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий в тетради на печатной основе и контурных картах 36 Иран (Республика Иран) 1 Продолжить формирование представлений обучающихся о государствах Юго-Западной Азии. Закрепить знания школьников о влиянии природных условий на занятия населения. Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности 37 Афганистан Афганистан) (Республика 1 Продолжить формирование представлений обучающихся о государствах Азии. Познакомить школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, хозяйством, населением Афганистана. Развивать устную речь обучающихся (составление описания географического положения Афганистана с опорой на политическую карту) 38 Южная Азия. Индия (Республика Индия) 1 Формировать представления обучающихся об Индии, как самом крупном государстве Южной Азии. Воспитывать интерес к изучаемому предмету, уважительное отношение к традициям и обычаям населения Земного шара. Развивать связную устную речь (составление описания географического положения Индии с опорой на политическую карту и рассказа о населении изучаемой страны и его занятиях с опорой на иллюстрации) 39 - 40 Восточная Азия. Китай (Китайская Народная Республика) 2 Формировать представления обучающихся о государствах Восточной Азии. Познакомить школьников с самым крупным государством Восточной Азии – Китаем; его географическим земель. Отрасли промышленности. Богатые месторождения нефти. Население и его обычаи. Традиционная одежда. Столица, крупнейший город страны – Багдад Иран - одна из крупнейших стран Юго - Западной Азии. Рельеф. Климат, природные условия изучаемого государства. Ведущая отрасль экономики – сельское хозяйство. Богатые месторождения нефти др. полезных ископаемых. Промышленность. Население, его занятия, обычаи, традиции. Столица Ирана – Тегеран Географическое положение изучаемой страны. Афганистан – горная страна. Климат. Реки. Земледелие, овцеводство. Экономические проблемы. Афганистан – многонациональное государство. Традиции и обычаи афганцев. Столица Кабул Индия. Географическое положение. Рельеф. Река Ганг. Жаркий климат, особенности природы. Богатый растительный и животный мир. Экологические проблемы. Полезные ископаемые. Экономика Индии. Государственное устройство. Население, культура, обычаи, национальная одежда, традиции. Столица – Нью - Дели Географическое положение Китая. Китай занимает третье место в мире по площади. Разнообразие рельефа. 41 Монголия 1 42 Корея (Корейская Народно -Демократическая Республика и Республика Корея. 1 43 Япония 1 44 Юго-Восточная Азия (по выбору учителя: Тайланд, Вьетнам или другие государства) Таиланд (Королевство Таиланд 1 положением, рельефом, реками, климатом, разнообразным растительным и животным миром; с Китаем, как с крупным индустриально аграрным государством; с многочисленностью населения, культурой, обычаями, традициями. Продолжать формирование навыков пересказа прочитанного текста, составления рассказа по иллюстрациям и плану Формировать представления обучающихся о государствах Восточной Азии. Познакомить школьников с географическим положением, рельефом, климатом, природными условиями, хозяйством и населением Монголии. Обогащать пассивный словарный запас обучающихся при проведении словарной работы. Вводить новые слова в связную речь Формировать представления обучающихся о государствах Восточной Азии. Дать сравнительную характеристику географического положения, хозяйства КНДР и Республики Корея. Продолжать совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом учебника и географическими картами Приложения к учебнику Формировать представления обучающихся о государствах Евразии. Познакомить школьников с особенностями географического положения, рельефа, климата Японии. Формировать представление о Японии, как высокоразвитой индустриальной стране. Воспитывать интерес к изучаемому предмету. Продолжать формирование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Развитие связной устной речи обучающихся (составление рассказов с опорой на план о столице Японии, традициях и обычаях японцев. Продолжить формирование представлений обучающихся о государствах Азии. Познакомить школьников с Королевством Таиланд. Продолжать совершенствовать навыки показа географических объектов на карте, навыки работы в контурной карте Великие китайские реки. Особенности климата и природных условий. Китай – крупное индустриально - аграрное государство. Население, культура, обычаи, традиции. Столица Пекин. Один из крупнейших городов мира – Шанхай Монголия. Географическое положение. Монголия – страна гор и плоскогорий. Природные зоны Монголии, типичные представители растительного и животного мира. Экономика. Население, его традиции и обычаи. Столица Монголии – город Улан-Батор Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея. Географическое положение. Климат. природные условия. Экономика. Население. Столицы Япония – островное государство. Горы Японии. Япония расположена в сейсмоактивном районе. Растительный и животный мир. Экономика Японии. Население, культура, обычаи и традиции японцев Юго-Восточная Азия. Таиланд. Географическое положение, рельеф, климат изучаемого государства. Государственное устройство. Хозяйство. Население и его занятия. 45 Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам) 46 Обобщающий «Государства Азии» урок 1 47 Россия (повторение). Границы России 1 48 Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии 1 49 Административное деление России 1 1 Продолжить формирование представлений обучающихся о государствах Юго-Восточной Азии. Познакомить школьников с Социалистической республикой Вьетнам. Развивать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий в тетради на печатной основе Повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся об изученных государствах Азии. Сравнить государства Азии по размерам, природным условиям и национальным особенностям. Продолжать формирование навыков показа изученных государств на географических картах, навыков составления рассказов об одном из изученных государств Азии по плану, опорным словам и иллюстрациям. Воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей, их национальным особенностям. Прививать интерес к знакомству с культурой и традициям народов мира Повторить и систематизировать знания обучающихся о географическом положении России, морских и сухопутных границах государства. Воспитывать гордость за свою страну, уважительное отношение к народам, ее населяющим. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с географическими картами при составлении описаний географических объектов Повторить и обобщить знания обучающихся о рельефе, водоемах, особенностях природы, полезных ископаемых, экономике, населении страны. Воспитание бережного и рационального использования природных богатств России. Совершенствовать навыки показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Формировать умения работать в малых группах при выполнении заданий Повторить знания об административном делении РФ. Уметь найти и прочитать на административной карте некоторые (из 85) субъекты Российской Федерации: края, республики, автономные округа или области. Продолжить формировать навыки работы обучающихся с адаптированными картами в Столица Вьетнам. Географическое положение, население. Экономические проблемы. Население. Столица Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан, Грузия, Азербайджан, Армения, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Индия, Китай, Монголия, Корея, Япония. Государства Юго-Восточной Азии по выбору учителя (например, Тайланд, Вьетнам Россия – самое большое государство земного шара. Сухопутные и морские государственные границы. Пограничные государства Рельеф страны. Крупнейшие реки и озера. Природные зоны России. Природные богатства страны. Экономика. Население. Распределение населения по территории России Российская Федерация. Административное деление РФ. Области, края, республики, автономные округа и автономная область. Новые субъекты РФ: учебнике географии и его Приложении 50 Столица и крупные города России 1 Продолжить формирование представлений обучающихся о Российской Федерации. Повторить и обобщить знания школьников о столице России и крупных городах страны. Продолжать совершенствовать навыки самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе 51 Обобщающий урок по теме «Россия» 1 52 Обобщающий урок по курсу: «География материков и океанов» 1 53 Свой край. История возникновения нашего края 1 Обобщить знания о родной стране. Воспитывать уважительное отношение к людям, ее населяющим. Воспитание бережного рационального отношения к природным ресурсам России. Совершенствовать навыки самостоятельной работы обучающихся в парах группах при выполнении различных заданий Систематизировать и обобщить сформированные представления и понятия по всему разделу «География материков и океанов». Проверить знания обучающихся названий материков и частей света, океанов, знания наиболее крупных государств на каждом из материков и географических особенностях этих стран Продолжать формирование представление обучающихся о своем крае. Познакомить школьников с основными историческими событиями, происходящими в изучаемой местности. Способствовать формированию представлений о специфике, уникальности, неповторимости своего края, необходимости правильного взаимодействия человека и окружающей среды. Воспитывать интерес к истории и культуре своей «малой родины» 54 Географическое положение. Границы. Рельеф 1 Повторить и закрепить знания обучающихся о географическом положении своего края на политической и физической карте России. Совершенствовать навыки Республика Крым и город федерального значения Севастополь Москвастолица России. Достопримечательности Москвы. Крупные города России: Санкт Петербург, Нижний Новгород , Казань, Уфа, Омск, Ростов-на-Дону, Волгоград и др. города-миллионеры (географическое положение, население и его занятия, достопримечательности Российская Федерация. Географическое положение, Рельеф. Климат. Природные зоны. Водоемы. Охрана природы. Экономическое развитие России. Население. Столица. Крупные города Материки. Части света. Крупные государства. Океаны. Некоторые государства Евразии. Россия – самое крупное государство мира. Расположено в Европе и Азии Исходя из региональных особенностей, в которых расположена школа, и места проживания учащихся. На уроках о своей местности учитель берет информацию из учебника по краеведению своей области, сокращая и адаптируя тексты. А также пользуется материалами местной периодической печати, сведениями областного краеведческого музея 55 56 57 - 58 59 - 60 61 Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы Полезные ископаемые и почвы. Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов 1 Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочнодекоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники Население нашего края 2 1 2 1 самостоятельной работы с настенной картой. Закрепить знания обучающихся о поверхности своего края Закрепить знания обучающихся об особенностях климатических условий своего края. Формировать умение пользоваться краеведческими справочниками для самостоятельного получения необходимой информации Повторить и закрепить знания обучающихся о почвах и полезных ископаемых своего края. Систематизировать знания об использовании полезных ископаемых. Формировать навыки бережного отношения и рационального использования природных богатств. Повторить и обобщить сведения о водоемах своей местности, использовании и охране воды. Формировать умение пользоваться краеведческими справочниками для самостоятельного получения необходимой информации Продолжать формировать представления обучающихся о природных богатствах своего края. Познакомить с уникальными особенностями растительного мира. Повторить и обобщить знания о типичных представителях растительного мира своего края. Познакомить обучающихся с экологическими проблемами своего края. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к лесам, паркам, скверам, цветникам, садовым участкам Познакомить с уникальными особенностями животного мира своего края. Повторить и обобщить знания о типичных представителях животного мира. Познакомить с экологическими проблемами своего края и путями их решения. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природному миру своего края. Формировать навыки рационального использования природных богатств своего края Систематизировать знания обучающихся о населении своего 62 63 64 65 66 (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы края, его основных занятиях. Познакомить с уникальными этническими особенностями населения. Способствовать социальной адаптации обучающихся к жизни в своем крае 1 Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.) Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной) Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края 1 Наш город деревня) 1 (поселок, 1 1 Обобщить сведения обучающихся о промышленности своего края и ее основных отраслях. Раскрыть особенности взаимодействия человека и природы (история создания промышленных предприятий, использующих природные ресурсы, и др.). Познакомить с экономическим ростом (экономическими проблемами) своего края. Способствовать выбору дальнейшей профессии Обобщить сведения обучающихся о сельском хозяйстве своего края и его основных отраслях. Способствовать выбору дальнейшей профессии Обобщить сведения обучающихся о транспорте, грузовых и пассажирских перевозках. Способствовать социальной адаптации обучающихся к жизни в своем крае Формировать осознанное отношение к памятникам истории и культуры, окружающей среде. Закрепить знания обучающихся о достопримечательностях своего края. Познакомить обучающихся с историческими архитектурными памятниками, и памятниками культуры, создающими неповторимый облик края. Воспитывать эмоциональноценностное отношение к культурному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и сохранивших это наследие. Формировать умение пользоваться краеведческими справочниками для самостоятельного получения необходимой информации Обобщить сведения об окружающем школьников мире. Совершенствовать навыки взаимодействия обучающихся с окружающими (одноклассниками, родными и близкими, соседями и т.п.). Способствовать социальной адаптации обучающихся к жизни в своем крае. Формировать 67 Обобщающий урок. Моя малая Родина 1 68 Обобщающий или контрольно-учетный урок по всему курсу «География» 1 общечеловеческие ценности: любовь к Отечеству, родной земле, людям, труду Обобщить сведения о географическом положении, истории, климате, природных условиях, хозяйстве, населении своего края. Совершенствовать навыки самостоятельной работы обучающихся в парах, группах при выполнении различных заданий. Способствовать социальной адаптации обучающихся к жизни в современных условия Систематизировать и обобщить сформированные представления и понятия по всему курсу «География». Проверить знания обучающихся о том, что изучает география, какие они знают материки и океаны, особенности некоторых крупных государств, где расположена Россия, ее географические особенности. Местность, в которой живут учащиеся. Воспитывать уважительное отношение к своей стране, к ее природе и населению. Понимать место нашего государства на земном шаре и восприятия себя, как россиянина 1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» по итогам обучения в 9 классе Предметные результаты минимальный уровень достаточный уровень Обучающиеся должны знать: наиболее крупные государства Евразии; символику России; название совей местности, типичных представителей растительного и животного мира, правила поведения в природе; медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности. Обучающиеся должны уметь: показывать границы России на физической карте России; находить свою местность на физической карте России; составлять небольшой рассказ о своей местности; правильно вести себя в природе. Обучающиеся должны знать: географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии; Границы, государственный строй и символику России; Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности. Обучающиеся должны уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы; показывать Россию на политических картах мира и Евразии; находить свою местность на карте России (политико - административной, физической и карте природных зон); давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края; называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области; правильно вести себя в природе; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» (2 часть) для 9 класса Личностные результаты развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; совершенствование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; совершенствование умения слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; формирование ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование основ экологической культуры; совершенствование осознания своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре народов родного края; формировать представление о богатстве водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и полезным ископаемым; при изучении своей области, района, города воспитывать патриотические чувства, чувства уважения к земле, природе, окружающим людям, желание оставаться работать в своей местности, участвовать в мероприятиях экологического характера в повседневной жизни выполнять правила поведения в природе. 1.9. Контрольно – измерительные материалы Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы учебного предмета «География» 9 класс. Виды и формы контроля: 1) устный опрос в форме беседы, сообщение с опорой на план; 2) тематическое тестирование; 3) практические работы; 4) индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания, индивидуальные домашние задания); 5) устные ответы учащихся небольшого объема, ответы на вопросы (как устные, так и письменные); 6) составление схем, рисунков в тетради. Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения старшеклассников, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость. Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения обучающимися программного материала по географии на конец учебного года. Итоговый промежуточный контроль предусмотрен в виде небольших тестов, которые проводятся в конце четверти и занимают 10 минут от урока. При выполнении некоторых заданий ученики могут воспользоваться атласом. Слабые ученики выполняют половину теста или же задания с рабочей тетради на усмотрение учителя. Темы для итоговой промежуточной аттестации: 9 класс: «Евразия» Критерии оценки тестовых заданий: правильное выполнение 90 - 100% заданий теста отметка «5» правильное выполнение 70 - 89% заданий теста отметка «4» правильное выполнение 40 - 69% заданий теста отметка «3» правильное выполнение менее 39 % заданий теста отметка «2» Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы: оценка «5» если ученик ориентируется на карте, находит и показывает географические ставится объекты самостоятельно; полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины; для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов. оценка «4» если ученик ориентируется на карте, но имеются неточности при ставится нахождении и показе объекта; раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий; ответ самостоятельный, с наводящими вопросами; допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов оценка «3» если испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на ставится карте; основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определение понятий недостаточно четкие; не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий оценка «2» если не умеет ориентироваться на карте, не находит и не показывает ставится объекты на карте; основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии 2. Ресурсное обеспечение учебного предмета «География» 9 класс 2.1. Перечень оборудования 2.1.1.Для обучающихся: 1) Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География: 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: С приложением. - Рекомендовано МОиН РФ. - 16-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2023 г. (ФГОС ОВЗ). 2) Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.-6-е изд. - М.: Просвещение, 2023 г. - 127с.- (ФГОС ОВЗ). 2.1.2. Для учителя: 1) Т.А. Бороздина Уроки географии в 9 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Планирование и конспекты уроков. Москва гуманитарный издательский центр «Владос». 2) Наглядные пособия: 2.1) Животный мир материков. 2.2) Евразия (наглядное пособие) Е.М. Курашева 2.3) Тихий и Индийский океаны (комплексная карта) 2.4) Атлантический океан (комплексная карта, наглядное пособие) 2.5) Африка. Политическая карта (наглядное пособие) 2.6) Северная Америка. Животный мир материков (наглядное пособие) 2.7) Тихий и Индийский океаны. Комплексная карта (наглядное пособие) 2.8) Атлантический океан. Комплексная карта (наглядное пособие) 2.9) Животный мир материков. Южная Америка (наглядное пособие) 2.10) Растительный мир материков. Австралия (наглядное пособие) 2.11) Океаны (плакат) 2.12) Российская Федерация (плакат) 2.13) Западная Сибирь. Физическая карта (наглядное пособие) 2.14) Водные ресурсы России (наглядное пособие) 2.15) Мировой океан (наглядное пособие) 2.16) Гербарий для начальной школы (30 видов с иллюстрациями) № 8552 EDUSTRONG 1 шт. перечень образцов: 1. береза 2. боярышник 3. вереск 4. вешенка 5. водоросль зеленая 6. горох 7. кабачок 8. карагана 9. картофель 10. клён 11. клюква 12. копытень 13. кориандр 14. крапива 15. лён 16. лихохвост 17. лишайник пармелия 18. малина 19. манжетка 20. морковь 21. мох сфагнум 22. овес 23. овсяница 24. папоротник 25. петрушка 26. пшеница 27. рябина 28. сосна 29. хвощ 30. хвощ 2.17) Компас ученический 10 шт. 2.18) Глобус ученический: масштаб 1:80.000.000. – 1 шт. масштаб 1:115.000.000. – 3 шт. 2.19) DVD География России CD – ROM Физическая карта полушарий (интерактивное наглядное пособие) 2.20) DVD География (ч.1,2,3) 2.21) DVD Путешествие по России (ч. 1,2) 2.22) DVD Физическая география России 2.23) Учебное пособие по географии. Комплексный проект средств обучения «Спектр» ЗАО «Интерсигнал СП», 1997 г. (10 таблиц). 1. Восточно – Европейская равнина 2. Западно – Сибирская равнина 3. Средне – Сибирское плоскогорье 4. Северо – Восток Сибири 5. Уральские горы 6. Кавказ 7. Горы Южной Сибири 8. Дальний Восток 9. Рельеф дна океана 10. Формирование современного рельефа 2.24) Европейский Юг России. Физическая карта (наглядное пособие) 2.25) Урал. Физическая карта (наглядное пособие) 2.26) Народы России (наглядное пособие) 2.27) Физическая карта России. 2.3.Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Географическая оболочка Введение. География – наука о планете Земля История географических открытий Численность населения Южные материки История формирования и освоения территории России Природные условия и ресурсы России Численность населения России Общая характеристика хозяйства России Россия в современном мире Планы местности Библиотека ФГИС «Моя школа» lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/07 Библиотека ФГИС «Моя школа» lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/05 Библиотека ФГИС «Моя школа» lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/05 Библиотека ФГИС «Моя школа» lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/07 Библиотека ФГИС «Моя школа» lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/07 Библиотека ФГИС «Моя школа» https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08 Библиотека ФГИС «Моя школа» https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08 Библиотека ФГИС «Моя школа» https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/08/08 Библиотека ФГИС «Моя школа» lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/09 Библиотека ФГИС «Моя школа» lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/09 Библиотека ФГИС «Моя школа» lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/05 – – – – – – – – – – –