Учебный план 2 - 4 классы, 1 вариант, 2024=2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»

СОГЛАСОВАНО
протокол от 19.08.2024 № 4
педагогического совета

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от 19.08.2024 г. № 50- од

Учебный план начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

II - IV классы
на 2024-2025 учебный год
(ФГОС I вариант)

ГО Эгвекинот
2024 г.

Учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
при пятидневной учебной неделе
Пояснительная записка
Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план
составлен на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,
основного
общего
и среднего
общего
образования,
утвержденный
приказом
Минпросвещения.
Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.022 г. «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Методические рекомендации по реализации проекта «Разговоры о важном»,
направленными письмами Минпросвещения России от 15 августа 2022 г. № 03-1190, от 25
августа 2022 г. № 07-5789.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом
Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03 – 296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот».
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (далее – учебный план)
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся
при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие
мира, дифференцированно - деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В основу учебного плана положен вариант федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства Просвещения от
24.11.2022 г. № 1026, и предназначен для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 вариант в образовательных организациях, в которых
ведется обучение на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения
адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для
1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели.
Соответственно, весь период обучения на уровне начального общего образования
составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для обучающихся 2 – 4
классов – не более пяти уроков продолжительностью 40 минут.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 1.2.3685-21.
В учебном плане начального общего образования МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
во 2 – 4 классах выделено 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
На начальном этапе обучения (2 – 4 классы) в учебном плане представлены семь
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую
направленность,
заключающуюся
в
учете
особых
образовательных потребностей обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с
учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
«Русский язык и литературное чтение»
«Математика»
«Естествознание»
«Изобразительное искусство»
«Технология»
«Физическая культура»
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
«Язык и речевая практика» включает в себя учебные предметы «Русский язык», «Чтение»,
«Речевая практика».
Количество часов в неделю, отводимых на изучение учебного предмета «Русский
язык» составляет 3 часа в неделю. Содержание предмета направлено на формирование
функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является
для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, познавательных способностей, основным звеном социализации
личности.
Учебный предмет «Чтение» представлен в объеме 4 часов в неделю. Чтение является
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на
начальном этапе обучения основным компонентом всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения, памяти, познавательных способностей, основным
звеном социализации личности.

Цель учебного предмета «Речевая практика» - социализация обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в процессе формирования
речевой коммуникации как средства общения с людьми и познания окружающего мира.
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Количество часов, отводимых на изучение
математики составляет 4 часа в неделю.
Основная цель учебного предмета «Математика» является подготовка обучающихся к
жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально – трудовыми
навыками, этот предмет
имеет выраженную практическую направленность с целью
обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их
деятельности в доступных профилях по труду.
Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи,
она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов
логического мышления.
Математические знания реализуются и при изучении других
дисциплин: трудового обучения, истории, географии, физкультуры, социально - бытовой
ориентировки и др.
В учебный предмет «Математика» для 2 – 4 классов включены элементы предмета
«Финансовая грамотность», что позволяет обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) узнать,
что составляет финансовое благополучие
человека, откуда берутся деньги.
Предметная область «Естествознание» представлено учебным предметом «Мир
природы и человека» в объеме 1 часа в неделю. Курс «Мир природы и человека»
предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает
возможность постепенно раскрывать причинно – следственные связи между явлениями и
жизнью человека. Это начальное звено формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного
мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Курс «Мир природы и человека»
закладывает основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как
«Природоведение», «География», «Естествознание».
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка»,
«Изобразительное искусство». Учебный предмет «Музыка» представлен в объеме 1 часа в
неделю, учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» представлен в объеме 1
часа в неделю.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Ручной труд» в
объеме 1 часа в неделю. Данный предмет готовит обучающихся к трудовой деятельности, дает
возможность овладеть элементарными приемами труда, элементарными приемами труда,
общетрудовыми умениями и навыками, развивает положительную мотивацию к трудовой
деятельности.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом
«Адаптивная физическая культура» в объеме 3 часов в неделю.
В 2024/2025 учебном году
на основании
Методических рекомендаций по
использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных
символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 №
СК-295/06 в рабочие программы учебных предметов введено изучение государственных
символов (минимум – 1 урок за курс).
На уроках по рисованию в ходе выполнения творческой работы (как одной из форм
работы) обучающиеся научатся выражать свое отношение к окружающему миру и
демонстрировать чувство гордости за страну через творчество; расширят знания о
формировании госсимволики, в т.ч. современной; познакомятся с историей создания гимна
России, его автором, выучат текст гимна.
На уроках русского языка и чтения, окружающего мира обучающиеся получают
первоначальные представления о русском языке как государственном языке России, родном
языке как основе национального самосознания; представление о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России; у них формируется отношение к семье,

населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни. Уроки проводятся с использованием игровых образовательных
технологий.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов из перечня, предлагаемого МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот», по
выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
1 час – «Мир природы и человека» , 1 час «Математика», «Ручной труд» - 1 час.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями: логопедические занятия, развитие психомоторики и
сенсорных процессов, ритмика. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6
часов в неделю.
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью проводится в
рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия
ритмикой)
Логопедические занятия направлены на исправление дефектов звукопроизношения и
развитие речи: различение сходных звуков, особенно согласных, развитие фонематического
слуха и фонематического анализа, артикуляции, т.е. комплекса движений, необходимых для
произнесения слов.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной
речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы является:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи;
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие
коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Основные направления курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» формирование знаний сенсорных эталонов – сенсорных определенных систем и шкал,
являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин,
цветовой спектр, система фонем и др.), обучение использованию специальных
(перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо
предмета. Программа предусматривает развитие и воспитание обучающихся в различных
видах деятельности, преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников,
вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений
обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
Основные направления работы:
диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации,
активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

диагностика
и
развитие
эмоционально-личностной
сферы
(гармонизация
пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я",
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (развитие
способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе),
повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие
навыков социального поведения.
Коррекционно – развивающие занятия по ритмике это специальное комплексное
занятие, основной целью которых является развитие, коррекция, компенсация высших
психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, расширение кругозора
средствами музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений. Курс
«Ритмика» направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей
средствами музыкально-ритмической деятельности; учитывает особые образовательные
потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса. У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается резкое снижение внимания
к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку
(остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и
маршевой музыки).
Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии
различных характерных пьес и песен, что связано с общим нарушением эмоциональноволевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще.
У детей с легкой умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и
речевая моторика. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных
нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой
ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового
образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности;
Развитие различных видов мышления;
Развитие основных мыслительных операций;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная деятельность,
которая реализуется по направлениям: нравственное, социальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное по 4 часа в каждом классе.
При разработке рабочих программ по внеурочной деятельности учтены следующие
нормативные правовые документы:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р;
3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;

4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);
6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ);
7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413) (включены специальные требования образования обучающихся с
ОВЗ);
8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г.
№ ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические рекомендации
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании
деятельности психолого-медико-педагогических комиссий";
10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1
сентября 2028 года.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных
задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию обучающегося в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития обучающихся;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность для обучающихся 2 – 4 классов представлена курсами
коррекционно – развивающего направления: «Друзья эколят», «ОБЖ», «Умелые ручки»;
общекультурного направления «Разговоры о важном».
У обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеются многочисленные
проблемы в психофизическом, речевом, и эмоционально – волевом развитии. У них
недостаточно развиты коммуникативно – рефлексорные процессы: обнаруживаются
трудности в общении, недостаточно развито умение владеть своим поведением, наличие
конфликтных межличностных отношений.
Цель курса «Друзья эколят» - создание условий для воспитания в обучающихся
лучших духовно – нравственных качеств: любовь к природе, людям, стремление к добрым
поступкам, развитие познавательного интереса.
Курс ОБЖ позволят решать основные задачи: - развитие речи, чтения, письма,
орфографии, грамматики, развитие словарного запаса, понимание речи, закрепление
практической стороны математики, привитие навыков самообслуживания, воспитание

культуры в общении с окружающими, воспитание чувства патриотизма, привитие любви к
своей Родине, знакомство с русской и чукотской культурой;
- коррекционные задачи: - развитие всех психических процессов; игротерапия; пропедевтика
страхов, тревожных состояний; снижение агрессии; воспитание адекватности поведения;
работа над правильным произношением.
На занятиях применяются как традиционные так и нетрадиционные формы обучения и
проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа,
моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организацию различных видов
деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.
Материал имеет концентричность, поэтапность. Разнообразие форм и методов, которые
можно использовать на занятиях, стимулируют к получению знаний.
Цели курса «ОБЖ»:
- формирование “личности безопасного типа”, знающей основы защиты человека и
общества от современного комплекта опасных факторов и умеющих применять эти знания на
практике;
- воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и
природой.
Основные задачи:
- изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное
безопасное существование;
- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной
жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение методов и приемов защиты;
- изучение и освоение медицинских знаний и правил оказания первой медицинской
помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- развивать умения и навыки планирования и организации деятельности,
самостоятельности.
Курс «Умелые ручки» коррекционно – развивающей направленности.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка,
выявить и развить его творческие способности. Важная роль отводится формированию
культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени,
планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил
безопасной работы.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать
детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с
материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных
материалов.
На занятиях курса «Умелые ручки» обучающиеся освоят основные техники
изготовления поделок; технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
Содержание курса способствует развитию у обучающихся внимания к их творческим
способностям; воспитанию трудолюбия, бережного отношения к окружающим,
самостоятельности и аккуратности; привитию интереса к народному искусству.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не
только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают
интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является
неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и
эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный
арсенал средств самореализации.
Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными
материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и
развить собственные возможности и способности, создает условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые ручки» уделяется духовнонравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания
создаются условия для воспитания: патриотизма: через активное познание истории
материальной культуры и традиций своего и других народов; трудолюбия, творческого

отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду,
трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий,
навыков творческого оформления результатов своего труда и др.); ценностного отношения к
прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство
обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие
красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика
труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных
проектов).
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической,
познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей,
индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами
деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на
уроке и во внеурочное время.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения
опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге,
развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие
учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие
определенных профессиональных навыков.
Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место,
роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
На основании приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
и Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 в новом учебном году для всех
обучающихся 2 – 4 классов введен курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у
обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление
к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам,
знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных
людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
В ходе изучения данного курса обучающиеся проявят активность в жизни семьи,
школы, местного сообщества, родного края, страны; получат представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; о способах
противодействия коррупции; осознают ценностное отношение к достижениям своей Родины –
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; будут готовы к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней); оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
к участию в практической деятельности экологической направленности; осознают уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания
результатов освоения курса.
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками,
ведущими занятия. Для этого в МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» оформляются журналы
учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О.
педагогических работников.
Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими
программами курсов внеурочной деятельности.
Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися
класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования определяет МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот».
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении
ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной
деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот».
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МБОУ «Ш
– И поселка Эгвекинот».
В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация
обучающихся проводится, начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по
каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная
оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и
универсальных учебных действий.
По учебным предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика» промежуточная
оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные
работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий
класс.
Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том числе за
организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя
образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией.
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования (2 – 4 классы) сопровождается текущим контролем успеваемости и
промежуточной аттестацией обучающихся.
Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) регламентируется Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Четвертная промежуточная аттестация обучающихся 2 - 4 классов проводится с целью
определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота,
прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного
промежутка. Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов
текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
Отметка выставляется при наличии 3-х (2- х в особых случаях при согласовании с
администрацией МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») и более текущих отметок за
соответствующий период.
Оценивание результатов, полученных обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в усвоении знаний и умений, способностей их применять
в практической деятельности, начинают применять со второго полугодия 2 класса; в течение
первого полугодия 2 класса используют только качественную оценку, поощряя и стимулируя
работу обучающихся.
Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2 – 4 классов.
Формами проведения годовой письменной аттестации в 2 - 4 классах являются:
комбинированная контрольная работа по математике, диктант с грамматическим заданием по

русскому языку, тестовая работа и выставка изделий по ручному труду, сдача контрольных
нормативов по физической культуре, тестовая работа по курсу «Мир природы и человека»,
собеседование по музыке, изобразительному искусству.
К устным формам годовой аттестации относится проверка техники чтения по чтению и
развитию речи.
Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий: в рамках учебного
расписания, продолжительность контрольного мероприятия не превышает времени,
отведенного на 1 урок (40 мин), в соответствии с периодом врабатываемости в
образовательную деятельность и шкалой трудности отдельных предметов, а также
возрастными нормами физиологического развития обучающихся, контрольное мероприятие
проводится не ранее второго урока и не позднее четвертого.
Содержание письменных работ соответствует требованиям федерального
государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), учебной программе, тематическим планированиям
педагогических работников.
Сроки проведения промежуточной аттестации для обучающихся по адаптированной
основной общеобразовательной программе начального общего образования определены в
календарном учебном графике.
Контроль выполнения программ по учебным предметам и качество знаний школьников
осуществляют учителя-предметники и заместитель директора по УВР.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня
работоспособности организуются: для обучающихся 2-4 классов - пятидневная учебная
неделя, определена оптимальная длительность перемен, проходит психофизическая разгрузка
во время уроков, проводится гимнастика для глаз перед началом урока, физкультминутки во
время урока.
На последних уроках в целях предотвращения утомляемости занятия проводятся в
облегченной форме, с использованием игровых методов обучения, после окончания уроков
предусмотрено длительное пребывание на свежем воздухе.
Текущее и промежуточное оценивание предметных результатов по отдельным
учебным предметам осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности
и порядке текущей контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот». В Положении представлены формы текущего контроля
успеваемости, формы промежуточной аттестации, критерии выставления отметок.
В 1-х классах осуществляется безотметочный итоговый контроль по основным
предметам.
Текущее оценивание предметных знаний и умений обучающихся 2- 4 классов
осуществляется учителями по 5-балльной системе. Оценивается освоение учащимися всех
предметов обязательной части учебного плана 2 - 4 классов.
Текущие оценки ежедневно заносятся в журнал.
Виды и формы контроля:
1. Устные:
- устный ответ на поставленный вопрос;
- ответ по заданной теме;
- декламация стихотворений и т.п.
2. Письменные:
- письменное выполнение тренировочных упражнений, практических работ;
- написание диктанта, контрольное списывание;

- выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной
работы, тестов.
3. Выполнение заданий с использованием информационно – коммуникационных технологий;
- компьютерное тестирование;
- выполнение интерактивных заданий.
Периодичность текущего контроля определяется учителем в соответствии с
образовательной программой предметов, курсов, графиком контрольных и лабораторных
работ. Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в журнал и дневник
обучающегося. Отметка за письменную работу заносится учителем в журнал в соответствии с
нормативами проверки письменных и контрольных работ.
Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу после
пропуска занятий по уважительной причине.
Промежуточный контроль предметных знаний и умений учащихся 2-4 классов школы
осуществляется в следующих формах:
− проведение разных видов контрольных работ с выставлением обучающимся
индивидуальных текущих отметок по результатам выполнения данных работ;
− выведение четвертных (во 2 - 4 классах) оценок.
Обучающимся 2 – 4 классов оценки выставляются по итогам каждой четверти.
Годовая (итоговая) оценка в 2 – 4 классах выставляется с учетом четвертных оценок.
Контроль выполнения программ по учебным предметам и качество знаний школьников
осуществляют учителя-предметники и заместитель директора по УВР.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов,
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы,
Классы
курсы, модули

учебных

и

Формы промежуточной аттестации

Русский язык

2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы

Чтение

2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы

Математика

Мир природы и
человека

2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
2–4-й

Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале

Рисование

2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале

Музыка

2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале

Ручной труд

2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных

работ, зафиксированных в классном журнале
Адаптивная
физическая
культура

2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале

Речевая
практика

2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале

ОБЖ

2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале

Умелые ручки

2–4-й Портфолио, практические работы для выставки

Учебный план начального общего образования для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
II - IV классы
Классы
Предметные
области

Количество
часов
II
III
IV

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1 Русский язык
3
3
3
практика
1.2. Чтение
4
4
4
1.3.Речевая практика
2
2
2
2. Математика
2.1. Математика
4
4
4
3. Естествознание 3.1. Мир природы и человека
1
1
1
4. Искусство
4.1. Музыка
1
1
1
4.2. Рисование (изобразительное
1
1
1
искусство)
5. Физическая
5.1. Адаптивная физическая
3
3
3
культура
культура
6. Технология
6.1. Ручной труд
1
1
1
Итого
20
20
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3
3
3
Математика
Математика
1
1
1
Естествознание
Мир природы и человека
1
1
1
Технология
Ручной труд
1
1
1
Максимально допустимая нагрузка (при 5 дневной 23
23
23
учебной неделе)
Внеурочная деятельность
4
4
4
«Умелые ручки»
1
1
1
Коррекционно –
«Друзья эколят»
1
1
1
развивающее
ОБЖ
1
1
1
Общекультурное
«Разговоры о важном»
1
1
1
Коррекционно – развивающая область
6
6
6
( коррекционные занятия и ритмика)
Ритмика
1
1
1
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
Логопедические занятия
3
3
3
ИТОГО
33
33
33

Всего

9
12
6
12
3
3
3
9
3
60
9
3
3
3
69
12
3
3
3
3
18
3
6
9
99


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».