АРП ОБЖ 2 - 4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения
учителей
–
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол
№1
от
«28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей –
предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«ОЬЖ»
начальное общее образование, 2 - 4 классы

Автор-составитель:
Резникова Лилия Петровна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ОБЖ»
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на
основании следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021
году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 20232024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Реализация государственной политики в области национальной
безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности
жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском
возрасте с создания безопасного социально-образовательного пространства.
Эффективность воспитательно-образовательного процесса в специальном
(коррекционном) учреждении VIII вида определяется, прежде всего,
особенностями социального развития учащихся, формированием у них базовых
установок и социальных представлений. Формирование социальных
представлений у детей с умственной отсталостью, имеющих комплексные
нарушения физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных
качеств, рассматривается как проблема ознакомления с окружающим природным
и социальным миром, осознания самого себя в этом мире, ориентирования в нём,
формирования культуры здорового образа жизни. Социальные представления о
безопасности жизнедеятельности у школьников с
умственной отсталостью
отличаются качественным своеобразием. Это проявляется во фрагментарности,
недостаточной осознанности, в трудности усвоения алгоритмов поведения в
чрезвычайных ситуациях и прогнозирования поступков и действий. Имеющие
физическую слабость, часто незнающие и непонимающие опасностей, которые
их подстерегают, не умеющие прогнозировать последствия своего поведения и
вследствие отсутствия самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми,
природными явлениями и обитателями, техникой - всё это усугубляет поведение

учащихся
в случаях чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их
социальной адаптации.
Низкий уровень социальных представлений, их фрагментарный характер и
неустойчивый характер у детей с умственной отсталостью значительно
усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в
небезопасном окружающем мире и требует искусственной стимуляции за счёт
целесообразных путей и средств образовательного процесса.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у
учащихся с умственной отсталостью выделяется обучение их безопасной
жизнедеятельности, способам и средствам сохранения здоровья.
Программа составлена в соответствии с учетом требований федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего
образования на основании:
 программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности
жизнедеятельности 1-11 классы, авт. А.Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Л.П.
Анастасова и др.; под общей ред. А.Т. Смирнова. – 2-е изд.- М.:
Просвещение, 2007.
с учетом рекомендаций Департамента образования Кемеровской области г.
Кемерово от 15.11.93г. № 266/03 «Об организации и проведении занятий по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися образовательных школинтернатов и школ для детей с недостатками умственного и физического развития
и задачи школы» и обеспечивает реализацию обязательного минимума
содержания образования»..
Целью настоящего курса является воспитание и формирование человека,
знающего и умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или
устранению чрезвычайной ситуации и не являющегося носителем или
источником возникновения экстремальных ситуаций.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и направлен на решение
следующих задач:
 формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни, об опасных
и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их
возникновении;
 развитие качеств личности учащихся, необходимых для ведения
здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в
повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 развивать познавательные возможности учащихся;
 воспитание у учащихся чувства ответственности за личную и
общественную безопасность, ценностного отношения к своему
здоровью и жизни и здоровью и жизни окружающих;
 обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и
правильно действовать в случае их наступления, оказывать первую
медицинскую помощь.
Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам
безопасной жизнедеятельности:

 формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной
самостоятельно в меру своих возможностей) жить в обществе людей;
 коррекция нарушений физического развития;
 формирование коммуникативных умений и социальных контактов с
окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
 соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и
сотрудничества;
 формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков,
обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
 формирование элементарных практических знаний об окружающем природном
и социальном мире, способствующих социальной
реабилитации и
адаптации.
Общая характеристика курса
Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил
дорожного движения,
пожарной, экологической, правовой, духовнонравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально
опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и
взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных
представлений в данном контексте должно осуществляться на основе
межпредметных связей. Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии,
в том числе интеллектуальном, со знаково-символической системой (пожарной
атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими
табличками по гигиене и т.п.), которая является инструментарием к познанию и
опосредует любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую,
игровую, учебную и трудовую.
Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить
серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании,
сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации,
выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном
оценивании сложных жизненных ситуаций.
Программа по курсу ОБЖ строится по концентрическому принципу, что дает
возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности учащихся.
Распределение изучаемого материала позволяет постоянно возвращаться к
пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному
усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе
обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким
образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом
прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и
навыки.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает
использование соответствующих методов, приемов, средств обучения.
На уроках ОБЖ в специальной (коррекционной) школе VIII вида широко
применяется метод объяснения. Объяснение проводится при четком соблюдении
дидактических принципов, используемых в специальном обучении:
 объяснение
должно
быть
небольшим
по
объему
и
непродолжительным;

 материал, подобранный для объяснения, должен быть доступным
умственно отсталым детям;
 объяснение сопровождается демонстрацией наглядности, показом
способов и приемов работы, практическими действиями учащихся;
 во время объяснения допустимо задавать вопросы учащимся,
активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого.
Рассказ – последовательное изложение содержания учебного материала. На
уроках ОБЖ используют: рассказ-выступление, направленный на подготовку к
восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание
новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал. Возможны
использование наглядности, прослушивание звукозаписи, просмотр фильмов.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться
для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля.
Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая
может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая
наглядность; схематические изображения; графические средства; технические
демонстрационные средства.
Методом формирования у учащихся навыков, умений и практических операций
является упражнение.
В ходе учебного процесса большое количество знаний, навыков и умений
оценивается на практических занятиях.
Для оценки достижений учащихся используются следующие виды и
формы контроля:
- предварительная проверка,
- текущая проверка,
- контрольная проверка,
- итоговые проверки.
Проверки, как правило, проводятся с использованием различных способов
контроля и оценки. Наиболее часто применяются следующие виды:
- вопросы для текущего контроля знаний;
- тесты;
- проверочные работы;
- проверка практических навыков.
При оценке успеваемости учащихся учитывается, что дети одного и того
же класса всегда имеют разные учебные возможности. В специальной
(коррекционной) школе VIII вида оценка успеваемости не может основываться на
общих оценочных нормах. Она должна учитывать степень продвижения
учащегося, стимулировать процесс его учения, выполняя воспитательную
функцию.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа по
изучению учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» во 2 - 4 классах составлена на 35 часов в
соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является
программой начального уровня обучения.
На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2 4 классах отводится:

количество часов в год – 35;
количество часов в неделю – 1;

Требования к результатам
освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
в 2-4 классах
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая
программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов

















Личностные результаты
адаптация учащихся к условиям обучения;
формирование элементарных навыков уважительного отношения к чужому
мнению;
принятие социальной роли ученика, развитие предпосылки учебной
деятельности;
формирование коммуникативных умений и социальных контактов с
окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
формирование элементарных практических знаний об окружающем
природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации
и адаптации;
формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков,
обеспечивающих безопасную жизнедеятельность
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному
отношению к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
освоение начальных норм познавательной и личностной рефлексии;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
обобщение объектов по существенным признакам;
умение сравнивать объекты по нескольким признакам;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
способность к взаимопомощи;
осуществление учебного сотрудничества с учителем.

Базовый уровень.
Учащиеся к концу обучения в начальной школе
должны знать:
 правила перехода дороги, перекрестка; виды транспортных средств;
 правила движения на велосипедах;












правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным
и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
правила движения пешеходов по загородной дороге;
обязанности пассажиров;
правила посадки и высадки из транспортного средства;
правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в
общественном транспорте;
источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут
возникнуть дома;
меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии,
электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
правила обеспечения сохранности личных вещей;
как оповещаю население о чрезвычайных ситуациях;
о чрезвычайных ситуациях природного характера: ураган, снегопад, метель,
наводнение, землетрясение их последствия.

 правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема;
 ядовитые растения грибы, ягоды;
 основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу
жизни;
 правила поведения на пляже.
 основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды,
при катании на лодке; способы и средства спасения утопающих; основные
спасательные средства;


как ориентироваться на местности;



как организовать безопасную переправу через водную преграду;



меры пожарной безопасности при разведении костра;



когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова;



основные понятия - «здоровье», «здоровый образ жизни»; факторы,
влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).

иметь представление:
 об опасных погодных явлениях, наиболее характерных для региона
проживания;
 правила безопасного поведения на улицах. Где можно и где нельзя играть;
 об опасности на водоемах.
должны уметь:

 правильно вести себя на водоеме зимой;
 уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и
насекомыми.
 правильно переходить дороги при высадке из транспортных средств
 переходить дорогу, перекресток;
 различать сигналы светофора;
 правильно садиться и выходить из общественного транспорта;
 двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
 правильно вести себя при возникновении пожара в общественном месте
или в общественном транспорте;
 разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
 соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой
химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
 оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
 действовать при обнаружении загорания в лесу, в поле.
 ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по
компасу и местным предметам. Завязать 1 -2 вида узлов, развести и
погасить костер;
 вызвать «скорую помощь», оказать первую доврачебную помощь при
порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного
тела в глаз, ухо и нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при
кровотечении из носа;
 оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти
рук, бедра, колена).


















Развитие жизненной компетенции проявляется в:
умении адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя:
в еде, в физической нагрузке и т.п.;
умении пользоваться личными адаптивными средствами в разных
ситуациях (очки, кресло, слуховой аппарат и т.п.);
умении адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью,
точно описать возникшую проблему («У меня болит…», «Сладкие фрукты
мне нельзя» и т.п.);
умении обратиться ко взрослому при затруднениях в учебном процессе
(«Мне не видно», «Можно я пересяду», «Повторите пожалуйста» и т.п.);
овладении навыками коммуникации;
овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
представлении об устройстве домашней жизни, умеет включаться в
разнообразные повседневные дела;
представлении об устройстве школьной жизни;
умении ориентироваться в школьном пространстве;
умении включаться в разнообразные школьные дела;
умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить намерения,
завершить разговор;
использовании вещи в соответствии с их функциями;
умении адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и
окружающих;
знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса (в семье, в школе, в транспорте, в магазине и т.д.);
умении адекватно использовать социальные ритуалы;
умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ВО 2 КЛАССЕ

Обучающиеся должны:
Личностные:
- осознавать себя гражданами страны, учениками, членами семьи;
- осознавать себя членами ученического коллектива;
- адаптироваться к условиям обучения;
- обладать духовными и физическими качествами, обеспечивающими
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних
угроз;
Метапредметные:
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- уметь обобщать объекты по существенным признакам;
- уметь сравнивать объекты по нескольким признакам;
- уметь слушать собеседника и вести диалог;
- владеть умениями формулировать личные понятия о безопасности;
- владеть умениями анализировать причины возникновения опасных и
чрезвычайных ситуаций;
- владеть умениями обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных
ситуаций;
- владеть умениями выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и
их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;.
Предметные:
в познавательной сфере:
- иметь представление об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- иметь представление о влиянии последствий чрезвычайных ситуаций на
безопасность личности, общества и государства;
- иметь представление о государственной системе обеспечения защиты населения
от чрезвычайных ситуаций;
- иметь представление об организации подготовки населения к действиям в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
в ценностно-ориентационной сфере:
- уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой
из различных источников;
в коммуникативной сфере:
- уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В 3 КЛАССЕ

Обучающиеся должны:
Личностные:
- уважительно относиться к чужому мнению, уметь контактировать с
окружающими людьми, адекватно вести себя в социуме;
- иметь социально-бытовые, трудовые умения и навыки, обеспечивающие
безопасную жизнедеятельность
Метапредметные:
- способствовать взаимопомощи;
-владеть навыками самостоятельного определения цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
- уметь воспринимать и перерабатывать информацию в целях личной
безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- иметь опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности.
Предметные:
в познавательной сфере
- иметь представление о здоровом образе жизни;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
в ценностно-ориентационной сфере:
- уметь применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
в коммуникативной сфере:
- уметь отстаивать свою точку зрения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В 4 КЛАССЕ

Обучающиеся должны:
Личностные:
- иметь потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, осознанного
выполнения правил безопасности жизнедеятельности;
- иметь ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные:
- стремиться к учебному сотрудничеству с учителем.
- уметь выражать свои мысли и иметь способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- уметь действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
- уметь взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
в познавательной сфере:
- иметь представление о правах и обязанностях граждан в области безопасности
жизнедеятельности.
в ценностно-ориентационной сфере:
- уметь анализировать явления и события природного, техногенного и
социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные
последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
в коммуникативной сфере:
- уметь находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Тематический план
Основы безопасности жизнедеятельности
2 класс
(1 час в неделю)
Название
раздела,
темы
I. Защита
человека в
чрезвычайн
ых
ситуациях

II. Основы
медицински
х знаний и
оказание
первой
медицинско
й помощи

КолТребования к результатам обучения по разделам
во
Предметные
Личностные
Метапредметн
часов
ые
- уметь предвидеть
-адаптация
-освоение
5
опасность,
воспитанников к начальных норм
находить опасные
условиям
познавательной
предметы.
обучения;
и личностной
- знать правила
-формирование
рефлексии;
безопасного
элементарных
-формирование
поведения.
навыков
умения
-отрабатывать
уважительного
планировать,
действия по
отношения к
контролировать
предупредительном чужому мнению;
и оценивать
у сигналу
-принятие
учебные
«Внимание всем!»
социальной роли действия в
- знать ЧС
ученика,
соответствии с
природного
развитие
поставленной
происхождения.
предпосылки
задачей и
- знать причины
учебной
условиями ее
наводнений,
деятельности;
реализации;
необходимые
-формирование
-обобщение
мерами по защите
коммуникативных объектов по
от них.
умений и
существенным
- знать понятие
социальных
признакам;
землетрясение, его
контактов с
-умение
причины и правила окружающими
сравнивать
безопасного
людьми,
объекты по
поведения.
адекватного
нескольким
поведения в
признакам;
11ч - уметь
социуме;
-умение
устанавливать
-формирование
устанавливать
взаимосвязь
элементарных
причинночеловека и
практических
следственные
природы.
знаний об
связи;
- знакомиться с
-готовность
причинами болезни окружающем
природном и
слушать
человека.
социальном мире,
собеседника и
- знакомиться со
способствующих
вести диалог;
строением тела
социальной
-способность к
человека.
реабилитации и
взаимопомощи;
- знакомиться с
адаптации;
-осуществление
органами человека
-формирование
учебного
и их назначением.
социальносотрудничества
- накомиться с
бытовых, трудовых с учителем.
инфекционными
умений и навыков,
заболеваниями и
обеспечивающих
путями их
безопасную
передачи.
жизнедеятельность
- знакомиться с
-формирование
видами травм.
установки на
– знать способы

Формы
контроля
наблюден
ие;
устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков

наблюден
ие;
устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков

III.
Безопасное
поведение
на воде

3ч

IV.
Безопасное
поведение
на природе

6ч

IV.
Безопасное
поведение
на дорогах

10ч

оказания первой
помощи при
царапинах,
ссадинах, порезах.
- знать о причинах
отравлений и
способами оказания
первой помощи при
отравлениях.
- знать способы
оказания первой
помощи при
ожогах,
обморожении.
Иметь
представление о
правилах поведения
на водоемах

- уметь
устанавливать
причины важности
чистого воздуха для
жизни человека.
- знать о правилах
безопасного
поведения в
природной среде, о
простейших
способах
ориентирования.
- знать о съедобных
и несъедобных
грибах и ягодах,
ядовитых
растениях.
- знать об опасных
животных, мерах
предосторожности
при встрече с ними.
- знать о правилах
безопасности на
улице, назначении
дорожной разметки.
- знать правила
перехода дорог,
виды перекрестков.
- знать виды
светофоров,
значения знаков

безопасный,
здоровый образ
жизни, бережному
отношению к
материальным
ценностям.

наблюден
ие;
устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков
наблюден
ие;
устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков

наблюден
ие;
устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков

регулировщика.
-знать дорожные
знаки.
- знать правила
перехода дорог,
уметь предвидеть
опасную ситуацию.
- уметь соблюдать
правила
безопасного
поведения в
транспорте.
-уметь определять
наиболее
безопасные места
для игр.

Итого:

35

Тематический план
Основы безопасности жизнедеятельности
3 класс
(1 час в неделю)
Название
раздела,
темы
I.Опасные
ситуации,
возникающие
в
повседневной
жизни,
правила
поведения
учащихся

Колво
часов
23

Требования к результатам обучения по разделам
Предметные
Метапредметные
Личностные
- знать причины
дорожнотранспортного
травматизма
пешеходов и их
последствия.
- знать о
происхождении
правил о
правостороннем и
левостороннем
движении.
- знать элементы
улиц и дорог,
назначение и роль
дорожной
разметки.
- знать различные
виды перекрёстков,
закрепить знания
учащихся о
правилах перехода
дороги по
пешеходному
переходу.
-знать сигналы
светофора и
регулировщика,
- знать правила
дорожного
движения.
- знать сигналы
светофора и
регулировщика,
классифицировать
виды транспортных
средств.
–иметь
представление о
специальных
транспортных
средствах.
- уметь
реагировать на
сигналы водителей,
- знать правила
перехода

- овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления;
-освоение способов
решения проблем
творческого и
поискового
характера;
-формирование
умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
-формирование
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и
способности
конструктивно
действовать даже в
ситуациях
неуспеха;
-освоение
начальных форм
познавательной и
личностной
рефлексии;
-использование

-формирование
целостного,
социально
ориентированн
ого взгляда на
мир в его
органичном
единстве и
разнообразии
природы;
-овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся
и
развивающемс
я мире;
-принятие и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения;
-развитие
самостоятельн
ости и личной
ответственност
и за свои
поступки, в
том числе в
информационн
ой
деятельности,
на основе
представлений
о
нравственных
нормах,
социальной

Формы
контроля
наблюден
ие;
устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков

регулируемых и
нерегулируемых
перекрёстков.
-знать о различиях
между
автотранспортными
средствами.
- уметь объяснить
движение
пешеходов по
загородной дороге.
- знать правила
безопасного
поведения в
транспорте,
воспитывать
культуру поведения
в транспорте.
- знать правила
безопасного
поведения при
посадке в
транспорт и
высадке.
-иметь навыки
безопасного
обращения с огнем.
–знать возможные
причины пожара в
школе.
-знать правила
поведения при
пожаре.
-знать правила
поведения при
возникновении
пожара в
общественном
транспорте.
-знать правила
поведения в лифте
при поломке.
-знать о мерах
безопасности при
пользовании
предметами
бытовой химии.
- иметь навыки и
умения по
оказанию первой
доврачебной
помощи при
отравлениях.
- знать меры
безопасности при

знаковосимволических
средств
представления
информации для
создания моделей
изучаемых
объектов и
процессов, схем
решения учебных и
практических
задач;
-активное
использование
речевых средств
для решения
коммуникативных
и познавательных
задач;
-овладение
логическими
действиями
сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий и
причинноследственных
связей, построения
рассуждений,
отнесения к
известным
понятиям;
-готовность
слушать
собеседника и
вести диалог;
готовность
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою; излагать своё
мнение и
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий;
-определение
общей цели и путей

справедливост
и и свободе;
-развитие
навыков
сотрудничеств
а со взрослыми
и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения не
создавать
конфликтов и
находить
выходы из
спорных
ситуаций;
-формирование
установки на
безопасный,
здоровый
образ жизни.

II. Основы
медицинских
знаний и
оказание
первой
медицинской
помощи

4

III. Защита
человека в
чрезвычайны
х ситуациях

8

пользовании
электрическими
приборами в быту.
- знать меры
безопасности при
пользовании
газовыми
приборами и
печным
отоплением.
- знать правила
безопасного
поведения в
квартире, если к
вам пришёл
(стучится, звонит в
дверь) незнакомец.
-усвоить правила
разговора по
телефону.
- знать правила
поведения с
незнакомыми
людьми. Учить
быть бдительными.
- анализировать
причины
отравлений
газообразными или
вдыхаемыми
токсическими
веществами.
- знать правила по
оказанию первой
доврачебной
помощи при
отравлении
угарным газом.
Иметь
представление о
понятии
«экстремальная
ситуация»,
классификация ЧС,
ввести понятия
«катастрофы и
аварии»,
«стихийные
бедствия».
- уметь
моделировать
ситуацию,
требующую
конкретных
действий и

её достижения;
умение
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный контроль
в совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих;
-овладение
начальными
сведениями о
сущности и
особенностях
объектов,
процессов и
явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических и др.)
-овладение
базовыми
предметными и
межпредметными
понятиями,
отражающими
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами.

наблюден
ие;
устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков

наблюден
ие;
устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков

навыков в случае
ЧС.
детей

Тематический план
Основы безопасности жизнедеятельности
4 класс
(1 час в неделю)
Название
раздела,
темы
Основы
здорового
образа
жизни.

КолПланируемые результаты
во
Предметные
Метапредметные
часов
УУД
К.: воспринимать
10 ч - знать, от чего зависит
здоровье человека, как
и перерабатывать
нужно заботиться о своем информацию;
здоровье;
выражать свои
- знать, что нужно делать, мысли и слушать
чтобы быть здоровым и
собеседника,
сильным?
понимать свою
- учиться правильно
точку зрения,
планировать и соблюдать
признавать право
режим дня.
другого человека
- знать, от чего зависит
на иное мнение.
рост и вес, каким должно
Р.: овладевать
быть питание, в какое
навыками
время и в каком
самостоятельно
количестве должен
определять цели и
кушать.
задачи по
- знать меры по
безопасному
профилактике переедания поведению в
и пищевых отравлений,
повседневной
научиться оказывать
жизни, выбирать
первую помощь.
средства
-знать способы передачи
реализации
инфекционных болезней,
поставленных
как человек борется с
целей, оценивать
инфекционными
результаты своей
болезнями.
деятельности в
- знать о способах
обеспечении
профилактики
личной
инфекционных болезней.
безопасности.
- уметь объяснять понятия
П.: приобретать
«эпидемия»,
опыт
«вакцинация»,
самостоятельного
«иммунитет».
поиска анализа и
- знать о курении, как
отбора
вредной привычке для
информации
организма человека.
- уметь объяснять понятие
«пассивное курение».
- знать об алкоголе, как
вредной привычке на
организм человека.
- знать о других вредных
привычках (ядовитых
летучих веществах).
- знать о способах
профилактики вредных
привычек.

Личностные
УУД
формировани
е
потребности
соблюдать
нормы
здорового
образа
жизни;
- воспитание
ответственно
го отношения
к личному
здоровью,
как к
индивидуаль
ной, так и
общественно
й ценности.

Формы
контроля
наблюден
ие;
- устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков

Основы
медицинск
их знаний и
оказание
первой
медицинско
й помощи.

4ч

Опасные
ситуации,
возникающ
ие в
повседневн
ой жизни,
правила
поведения
учащихся.

21 ч

- учиться оказывать
первую помощь при
отравлении.
-знать, что такое травма,
виды травм;
-знать об основных
средствах помощи при
травмах.
- уметь оказывать первую
помощь при ушибах и
кровотечениях;
-знать, что нужно делать
при небольших порезах и
ссадинах, при укусах пчел,
чем можно заменить йод
или зеленку;
-знать, как пользоваться
бинтовой повязкой, как
накладывать повязку на
поврежденный палец.
-знать, какие бывают виды
переломов, как оказывать
первую помощь при
переломе, при вывихах и
растяжении связок.
- уметь оказывать первую
помощь при травмах
опорно-двигательного
аппарата.

К.: воспринимать
и перерабатывать
информацию;
выражать свои
мысли и слушать
собеседника,
понимать свою
точку зрения,
признавать право
другого человека
на иное мнение.
Р.: овладевать
навыками
самостоятельно
определять цели и
задачи по
безопасному
поведению в
повседневной
жизни, выбирать
средства
реализации
поставленных
целей, оценивать
результаты своей
деятельности в
обеспечении
личной
безопасности.
-знать, что шалости могут К.: освоение
быть опасными и выявлять приемов действий
возможные последствия от в опасных и
них.
чрезвычайных
- уметь предвидеть и
ситуациях
предотвращать опасность
природного,
от игрушек.
техногенного и
- уметь предвидеть и
социального
предотвращать опасность
характера;
высоты.
формировать
- знать правила обращения умения
с электроприборами,
взаимодействовать
колющими и режущими
с окружающими
предметами.
выполнять
- знать правила поведения различные
на дорогах, изученные за
социальные роли
предыдущие годы.
при ликвидации
- знать правила перехода
последствий
дорог.
чрезвычайных
- знать правила движения
ситуаций.
велосипедистов.
Р.: развитие
- знать причины дорожно- умения выражать
транстортного
свои мысли и

формировани
е
потребности
соблюдать
нормы
здорового
образа
жизни, воспитание
ответственно
го отношения
к личному
здоровью,
как к
индивидуаль
ной, так и
общественно
й ценности.

наблюден
ие;
- устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков

- развитие
личностных,
в том числе
духовных и
физических
качеств,
обеспечиваю
щих
защищеннос
ть жизненно
важных
интересов
личности от
внешних и
внутренних
угроз.

наблюден
ие;
- устный
опрос;
проверка
практичес
ких
навыков

травматизма.
- знать, что такое
ориентирование на
местности, как
пользоваться приметами и
ориентирами, в чем
заключается коварство
ориентира.
- знать о полезных
приметах, научиться
определять стороны
горизонта по местным
признакам.
- понимать точечные и
площадные ориентиры.
- знать, что такое компас.
-учиться ориентироваться
по азимуту.
- уметь определять
стороны света по солнцу
по часам и без часов.
- знать, как безопасно
переправиться через реку
или ручей.
- знать названия узлов,
научиться их завязывать.
- знать, как разводить
костер в походе, что
делать, чтобы костер не
погас, как уберечь лес от
пожаров.
- знать, как можно хорошо
отдохнуть у воды и не
заболеть, что делать, если
ноги сводит судорога, как
безопасно кататься на
лодке, как помочь
утопающему.

способности
слушать
собеседника,
понимать его
точку зрения,
понимать право
человека на иное
мнение.
П.: овладевать
умениями
формулировать
личные понятия о
безопасности,
анализировать
причины
возникновения
опасных и
чрезвычайных
ситуаций,
обобщать и
сравнивать по
последствиям,
выявлять
причинноследственные
связи опасных
ситуаций и их
влияние на
жизнедеятельность
человека.

Календарно-тематический план
по основам безопасности жизнедеятельности
2 класс (35 часов)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Название раздела, темы
Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Какими бывают чрезвычайные ситуации?
Сигнал"Внимание всем"
Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Наводнения. Причины наводнений. Мероприятия по защите
от наводнений.
Меры безопасности и правила поведения в условиях
землетрясения.
Основы медицинских знаний и оказание первой
медицинской помощи
Человек-часть природы.
Болезни, их причина, связь с образом жизни.
Из чего состоит тело человека?
Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины.
Как путешествуют болезни?
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
Первая медицинская помощь при царапине, ссадине, порезе.
Отравления. Причины отравлений.
Признаки отравлений. Первая помощь при пищевых
отравлениях.
Первая медицинская помощь при небольшом ожоге,
обморожении.
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,
правила поведения учащихся
Чистый воздух, его значение для здоровья человека,
причины загрязнения.
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при
движении по льду водоемов.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема.
Как ориентироваться в лесу.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.
Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при
встрече с ними. Меры предосторожности.
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки.
Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного
средства.
Обязанности пассажира.
Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Правила купания в оборудованных и необорудованных
местах.
Правила поведения на пляже.
Безопасное поведение на улицах и дорогах

Кол-во
часов
5
1
1
1

Дата Примечани
урока
е
06.09
13.09
20.09

1

27.09

1

04.10

11
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12

1

20.12

1

27.12

19
1

17.01

1

24.01

1
1

31.01
07.02

1

14.02

1

21.02

1

28.02

1
1
1

07.03
14.03
21.03

1

04.04

1
1
1

11.04
18.04
25.04

1

02.05

1
1

09.05
16.05

34
35

Где можно и где нельзя играть.
Повторение.

1
1

23.05
30.05

Календарно-тематический план
по основам безопасности жизнедеятельности
3 класс (35 часов)
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.

Название раздела, темы

Раздел 1. Опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни, правила поведения учащихся.
Тема 1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Движение пешеходов по дорогам. Сигналы светофора.
Элементы дорог. Дорожная разметка.
Перекрестки. Их виды. Экскурсия.
Виды транспортных средств: специальные и маршрутные
транспортные средства.
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.
Правила посадки и высадки из транспортных средств.
Поведение при угрозе и во время аварии на дорогах.
Тема 2. Пожарная безопасность и поведение при
пожарах.
Пожар в общественных местах, причины пожара. Правила
поведения при пожаре.
Пожар в общественном транспорте, правила поведения.
Тема 3. Безопасное поведение дома.
Лифт - наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой
химии.
Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании
электроприборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми
приборами и печным отоплением.
Раздел 4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения:
землетрясение, снегопад, метель.
Меры безопасности и правила поведения в условиях
землетрясения.
Раздел 1. Опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни, правила поведения учащихся.
Тема 4. Безопасное поведение в ситуациях
криминогенного характера.
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей.
Звонок (стук) в дверь, правила поведения.
Звонок (беседа) по телефону, правила.
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при общении
с незнакомыми людьми.
Особенности поведения с незнакомыми людьми.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила
оказания первой медицинской помощи.
Тема 1. Первая медицинская помощь при отравлении
газами.
Отравления. Их причины и признаки.

Кол-во
часов

14
7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
6
6
1
1
1
1
1
1
4
4
1

Дата
урока

Примечание

24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.

32.

33.
34.
35.

Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми
токсическими веществами.
Профилактика отравлений.
Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при
отравлении угарным газом.
Раздел 4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Тема 1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного происхождения:
ураган, наводнение и их последствия.
Мероприятия по защите от чрезвычайных происшествий
природного характера: урагана, наводнения.
Меры безопасности и правила поведения в условиях
землетрясения.
Лесные пожары.
Действия школьников по предупреждению лесных
пожаров.
Тема 2. Основные мероприятия гражданской обороны по
защите населения.
Организация оповещения населения о ЧС.
Раздел 1. Опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни, правила поведения учащихся.
Тема 1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

1

Повторение. Элементы дороги. Дорожная разметка.
Правила перехода дорог. Правостороннее и левостороннее
движение пешеходов. Движение пешехода по загородной
дороге.
Повторение.

1
1

1
1
6
5
1
1
1
1
1
1
1
2
2

1

Календарно-тематический план
по основам безопасности жизнедеятельности
4 класс (35 часов)
№
п/п

Название раздела, темы
Раздел I.Опасные ситуации в повседневной жизни.

Кол-во
часов
9

1.

Экскурсия «Мы пешеходы».

1

2.

Дорожная разметка.

1

3.

Правила перехода дорог. Перекрёстки. Экскурсия.

1

4.

Велосипед на улицах города.

1

5.

Службы ГИБДД и ДПС.

1

6.

Светофор.

1

7.

Железнодорожный транспорт. Переезды.

1

8.

Обязанности пассажиров.

1

9.

Безопасное поведение на природе.

1

Раздел I.Опасные ситуации в повседневной жизни.

1

Ориентировка на местности. Компас.

1

10.

Меры безопасности и правила поведения в условиях
землетрясения.
4

11.

Раздел II. Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи.
Кровотечение, первая медицинская помощь.
Кровотечение из носа. Практическое занятие.

12.

Инородное тело. Первая медицинская помощь.

1

13.

Травма кисти рук, колена, бедра. Первая помощь.

1

14.

Первая помощь при ожогах и обморожениях.

1

Раздел I. Опасные ситуации
в повседневной жизни.
Какие опасности подстерегают в помещении. Меры
безопасности и правила поведения в условиях
землетрясения.

2

Твои действия при пожаре. Практическая работа.

1

Раздел III.Основы здорового образа жизни

10

17.

Понятие о здоровье и факторах на него влияющих.

1

18.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

1

19.

Режим дня.

1

20.

Наркотики и последствия.

1

21.

Инфекция и пути передачи.

1

22.

Здоровое питание, пищевые отравления.

1

15.
16.

1

1

Дата
урока

Примечание

23.

Вредные привычки. Курение.

1

24.

Алкоголь.

1

25.

Токсикомания.

1

26.

Обобщение по теме «Вредные привычки"

1

Раздел I .Опасные ситуации в повседневной жизни.

9

Разводим костёр. Меры безопасности при разведении
костра.
28. Основные правила поведения на воде.
Спасаем утопающих. Основные спасательные средства.
29.

1

30. Что делать, если тебя дразнят ребята.
Что делать, если к тебе пристаёт незнакомый человек.
31.

1

32. Безопасность во дворе.
33. Телефон - «друг» человека.

1

27.

34.

Движение пешехода по загородной дороге.

1
1

1

1
1

35. Летние каникулы. ПДД. Повторение.

1

Итого:

35

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Книгопечатная продукция
1.Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений/Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский,
Н.В.Иванова. - М.: Просвещение, 2011. – 56 с.
2. Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 классы:
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений./ Л.П. Анастасова, П.В.
Ижевский, Н.В.Иванова. - М.: Просвещение, 2014. – 191 с.
2.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. // Под ред.
Воронковой В.В. – М.: «Школа-Пресс», 1994.
3.Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб.пособ. для
вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М., 2002.
Печатные пособия
Таблицы:
« Правила безопасности для дошкольников», «Один дома», «Мой дом. Что нам
стоит дом построить», «Действия при эвакуации из горящего здания»,
«Гимнастика для глаз».
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства
Мультимедийный проектор, ноутбук. CD-диски «Пожар»,
«Мультипликационные уроки осторожности», «Сам себе МЧС», «Спасик и его
команда», «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»
Технические средства обучения
Телевизор, DVD проигрыватель, экран, средства телекоммуникации
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Иллюстративные пособия:
Дорожная азбука
2. Игровой материал:
 Как избежать неприятностей?
 Учим дорожные знаки
 Азбука пешехода
 Домино с дорожными знаками


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».