АДООП Игровая карусель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«ИГРОВАЯ КАРУСЕЛЬ»
Направленность: спортивно – оздоровительная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 8 – 11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель
С.М. Пузанов,
педагог дополнительного образования

ГО Эгвекинот
2023 г.

1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Игровая карусель» реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются воспитанники с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 27 июля
2022 г. № 629;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки
России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);
6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287),
(включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ);
7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №
413) (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ);
8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические рекомендации по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей;
9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании
деятельности психолого-медико-педагогических комиссий";
10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых",
утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря
2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября 2028 года;
12) Программа разработана во исполнение перечня поручений Президента Российской
Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта Пр-1919, п.3 б) «о
расширении перечня видов спорта, включенных в программу учебного предмета «Физическая
культура», в том числе представленных в этой программе в виде отдельных модулей».
Адаптированная рабочая программа дополнительного образования «Игровая
карусель» относится к образовательной области «Физическая культура». Физическое
воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в
специальной (коррекционной) школе с умственной отсталостью, оно направлено на решение
образовательных,
воспитательных,
коррекционно-компенсаторных
и
лечебнооздоровительных задач. Находясь в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим
воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся
с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Игровая
карусель - система разносторонних упражнений, направленных на развитие силы, ловкости,
быстроты, выносливости, гибкости, формирование пропорциональной фигуры и укрепление
здоровья. Предметом обучения является двигательная деятельность общеразвивающей
направленности. В процессе овладения этой деятельностью совершенствуются не только

физические природные данные, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество
и самостоятельность. С учётом этих особенностей предлагаемая программа рекомендована
в качестве организации работы в спортивной секции в специальных (коррекционных)
общеобразовательных школах с умственной отсталости.
Весь процесс занятий дополнительного образования «Игровая карусель» будет
строиться на играх.
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. В играх ярко
отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве,
желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.
Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к
победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического
воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное
отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для
развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из
главных и основополагающих факторов детского физического развития. Подвижные игры
способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности,
физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и
быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем
самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных
эмоций.
Цель адаптированной рабочей программы дополнительного образования
«Игровая карусель» для обучающихся с умственной отсталостью: удовлетворить
потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть
своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные
качества.
Задачи адаптированной рабочей программы дополнительного образования
«Игровая карусель» для обучающихся с умственной отсталостью:
1) повысить уровень двигательной активности;
2) способствовать физическому, психическому развитию детей;
3) развивать активность и творчество учащихся, любознательность, честность;
4) вызвать интерес к занятию «Игровая карусель», позволить детям ощутить красоту и
радость движений;
5) повысить развития двигательной активности, развитие физических качеств: силы,
быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками,
самостоятельности в двигательной деятельности;
6) развитие сообразительности, творческого воображения;
7) развитие коммуникативных умений;
8) воспитание внимания, культуры поведения;
9) дальнейшее укрепления организма по средствам игры;
10) развитие двигательных качеств по средствам игры;
11) развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
Срок реализации данной программы 1 год. Программа ориентирована для обучения
учащихся 2-4 классов в соответствии с комплектованием на 2023-2024 учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов по программе
68
Количество часов в неделю по учебному плану
2
Личные и предметные результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
адаптированной
рабочей
программы
дополнительного образования «Игровая карусель»

личностные результаты
активно
включатся
в
общее
и
взаимодействие
со
сверстниками
на
принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
проявлять
положительные
качества
личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и
условиях;
проявлять
дисциплинированность,
трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим
сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.

предметные результаты
-оказывать посильную помощи и моральную
поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и
уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
- - бережно обращаться с инвентарем и
оборудованием,
соблюдать
требования
техники безопасности;
- в доступной форме объяснять правили и
технику выполнения двигательных действий;
- в доступной форме играть со сверстниками
в разученные подвижные игры.

Требования к уровню подготовки обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по адаптированной рабочей программе
дополнительного образования «Игровая карусель»
Обучающиеся должны уметь
- играть активно, самостоятельно и с
удовольствием, в любой игровой ситуации
самим регулировать степень внимания и
мышечного напряжения;
- приспосабливаться к изменяющимся
условиям окружающей среды, находить
выход из критического положения, быстро
принимать решение и приводить его в
исполнение;
проявлять
инициативу,
оказывать
товарищескую
поддержку,
добиваться
достижения общей цели;
-правильно
выполнять
комплексы
физических
упражнений
на
развитие
координации, на формирование правильной
осанки;
организовывать
и
проводить
самостоятельно подвижные игры;
уметь
взаимодействовать
с
одноклассниками в процессе занятий.

Обучающиеся должны знать
- правила изучаемых игр;
правильно
выполнять
комплексы
физических
упражнений
на
развитие
координации, на формирование правильной
осанки;
- проводить самостоятельно подвижные игры
со сверстниками;
- о способах и особенностях движение и
передвижений человека;
- об общих и индивидуальных основах
личной гигиены, о правилах использования
закаливающих
процедур,
профилактике
нарушения осанки;
- о причинах травматизма и правилах его
предупреждения;

Содержание адаптированной рабочей программы дополнительного образования
«Игровая карусель» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
№
п/п
1

Разделы
программы
Русские
народные
игры

Количество
часов
10

Характеристика основных видов
деятельности
Провести знакомство с играми своего народа,
развивать физические способности детей,
координацию движений, силу и ловкость.
Воспитывать уважительное отношение к
культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с

2

Подвижные игры

38

3

Эстафеты

14

4

Игры народов
России

6

ИТОГО

историей русской игры. Игры: «Горелки»,
«Жмурки», «Пятнашки», «Пустое место»,
«Кошки мышки», Ворота, Каравай и др.
Совершенствовать координацию движений.
Развивать быстроту реакции,
сообразительность, внимание, умение
действовать в коллективе. Воспитывать
инициативу, культуру поведения, творческий
подход к игре. Игры: «Успей занять место»,
«Жонглеры», «Волк во рву», «Лови не лови» и
др.
Познакомить с правилами эстафет. Развивать
быстроту реакций, внимание, навыки
передвижения. Воспитывать чувства
коллективизма и ответственности. "Эстафета с
поворотами" , "Посадка картошки" , "Бег
пингвинов" , "Вызов номеров" , круговая
эстафета, эстафеты с обручем, мячом и др.
Познакомить с разнообразием игр различных
народов, проживающих в России. Развивать
силу, ловкость и другие физические
способности. Воспитывать толерантность при
общении в коллективе. Игры: « К своим
флажкам», «Невод», Каликало», «Али-Баба» и
др.

68

Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы
дополнительного образования «Игровая карусель» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
№
п/п
1

Раздел программы

Тема занятия

Количество
часов

Русские народные игры

2

2
3
4
5
6
7
8
9

Подвижные игры
Русские народные игры
Подвижные игры
Русские народные игры
Подвижные игры
Русские народные игры
Подвижные игры
Русские народные игры

10
11
12

Подвижные игры
Подвижные игры
Эстафеты

13
14
15
16

Игры народов России
Подвижные игры
Эстафеты
Подвижные игры

17
18

Эстафеты
Подвижные игры

Т.Б на занятиях. Игра "Горелки"
Правила игры.
Игры "Падающая палка", "Успей занять место".
Игра "Жмурики", «Горелки» Правила игры.
Игры "Стой!", "Лови - не лови"
"Пятнашки" "Жмурики", «Горелки»
Игры "Возьми городок" , "Волки во рву"
Игры "Пустое место" и "Ворота" Правила игры.
"Достань городок» , "Через палку","Жонглеры".
Игры "Кошки-мышки" и "Каравай" Правила
игры.
Игры "Ловля цепочкой" , "Веселые ребята".
Игры "Третий лишний", «Удочка"
"Эстафета с поворотами", "Посадка картошки",
"Бег пингвинов", "Вызов номеров"
Стрельба в мишень, «Точный бросок»
Игры "Пятнашки", "Пустое место".
Вызов номеров, эстафеты с мячом
Игры "Прыгалки в одиночку", "Повторяй за
мной" , "Алфавит", "Забегалы".
Круговая эстафета
Игры "Быстро шагай ", "Третий лишний"

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

19
20

Эстафеты
Подвижные игры

21

Подвижные игры

22
23
24

Подвижные игры
Эстафеты
Подвижные игры

25
26

Игры народов России
Подвижные игры

27
28
29
30

Игры народов России
Эстафеты
Эстафеты
Подвижные игры

31

Подвижные игры

32
33

Подвижные игры
Подвижные игры

34

Подвижные игры

Эстафеты с обручем
Игры "Часовые и разведчики", "Запятнай
последнего", "Переправа"
"Быстрые и меткие", «Снежный бой»
Правила игры.
Игры "Скакалка - подсекалка", "Ловля парами"
Эстафеты на санках и лыжах
Игры "Чей отскок дальше", "Защита
укрепления".
Игры «Невод», «Али-Баба»
Игры "Через кочки и пенечки", "Конникиспртсмены" , "Запрещенное движение",
"Фигуры".
Игры: Борьба за флажок, Каликало
Веселые старты с мячом и скакалкой
Эстафеты с мячом
Игры "Вороны и воробьи ,
"День и ночь", "Круговые салки"
Игры "Сумей догнать", "Наступление",
"Скакуны и бегуны"
Игры "Пятнашки", "Два мороза , "День-ночь".
Игры "Замороженные", "Быстро возьми",
"Догони свою пару", "Выставка картин"
Праздник здоровья и подвижной народной игры
Игры, эстафеты, веселые минутки

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

Методическое и материально техническое обеспечение адаптированной рабочей
программы дополнительного образования «Игровая карусель» для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Спортивный инвентарь и оборудование
Футбольный мяч – 10 шт.
Волейбольный мяч – 20 шт.
Баскетбольный мяч – 200 шт.
Обручи – 15 шт.
Скакалки – 15 шт.
Гимнастические палки – 15 шт
Ракетки для игры в бадминтон – 4 шт.
Флажки-5 шт.
Лыжи – 15 шт.
Маты – 10 шт.
Баскетбольные щиты с кольцами – 8 шт.
Веревочная лестница – 2 шт.
Шведская стенка – 4 шт.
Скамейки – 5 шт.
Брусья навесные со спинкой – 4 шт.
Дуга для подлезания – 10 шт.
Конус – 15 шт.
Литература:
1) «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября»,
2005 г.
2) «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. ФГОС Методические
рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.:
ВЫАКО, 2005 г

3) Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника:
упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г.
4) Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград.
Учитель, 2004 г
5) Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс, 2006 г
6) Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А.
Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия
«Методическая библиотека учителя начальной школы».
7) Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы:
проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
1. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники,
конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
2. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева –
Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
3. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров
Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
4. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А.
Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.140с.
5. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б.,
Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
6. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б.,
Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».