Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ВОЛЕЙБОЛ» Направленность: спортивно – оздоровительная Уровень: базовый Возраст обучающихся: 13 – 17 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель С.М. Пузанов, педагог дополнительного образования ГО Эгвекинот 2023 г. 1. Пояснительная записка 1.1. Введение Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа разработана в соответствии со следующими документами: 1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629; 4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; 5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598); 6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ); 7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ); 8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей; 9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий"; 10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября 2028 года; 12) Программа разработана во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта Пр-1919, п.3 б) «о расширении перечня видов спорта, включенных в программу учебного предмета «Физическая культура», в том числе представленных в этой программе в виде отдельных модулей». Волейбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. В пособии представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей, которые можно реально использовать в учебнотренировочных занятиях в школьной спортивной секции по волейболу и в самостоятельных занятиях. Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря. Цель адаптированной рабочей программы дополнительной программы дополнительного образования «Волейбол» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом. Основными задачами адаптированной рабочей программы дополнительной программы дополнительного образования «Волейбол» являются: 1) укрепление здоровья; 2) содействие правильному физическому развитию; 3) приобретение необходимых теоретических знаний; 4) овладение основными приемами техники и тактики игры; 5) воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, 6) коллективизма, чувства дружбы; 7) привитие ученикам организаторских навыков; 8) повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу. Срок реализации данной программы 1 год. Программа ориентирована для обучения учащихся 7 – 9 классов в соответствии с комплектованием на 2023-2024 учебный год. Занятия в секции «Волейбол» составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год. Количество часов по программе 68 Количество часов в неделю 2 Личные и предметные результаты освоения адаптированной рабочей программы дополнительной программы дополнительного образования «Волейбол» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностные результаты формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому предметные результаты приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Требование к уровню подготовки обучающихся по адаптированной рабочей программе дополнительного образования «Волейбол» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающиеся должны знать обучающиеся должны уметь 1.Правила техники безопасности на уроках. 2.Содержание и значение волейбола. 3. Название спортивного инвентаря 1. Выполнять положение правильной осанки, стоя у гимнастической стенки. 2. Строиться, выполнять команды по словесной инструкции учителя. 3. Ходить и бегать с преодолением простейших препятствий. 4. Бросать и ловить волейбольный мяч в парах через сетку; выполнять нижнюю подачу. 5. Играть в волейбол по упрощенным правилам Содержание адаптированной рабочей программы дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Волейбол» № п/п Раздел программы Количество часов Характеристика основных видов деятельности История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол. Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений. Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного 1 Теория 2 2 Техническая подготовка 40 3 Тактическая подготовка 4 Общефизическая На подготовка каждом занятии 26 партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе. Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая. Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу). Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 36 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3. Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3. Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом. Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3. Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом. Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Календарно – тематическое планирование адаптированной рабочей программы дополнительного образования «Волейбол» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65-66 67-68 . Тема урока ТБ на занятиях. История развития волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол Стойка игрока (исходные положения) Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении) Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку) Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи Нижняя прямая подача Верхняя прямая подача Прямой нападающий удар(по ходу) Нападающий удар с переводом вправо (влево) Приём мяча снизу двумя руками Приём мяча сверху двумя руками Приём мяча, отражённого сеткой Одиночное блокирование Групповое блокирование (вдвоём, втроём) Страховка при блокировании Индивидуальные тактические действия в нападении и защите Групповые тактические действия в нападении и защите Командные тактические действия в нападении и защите Двусторонняя учебная игра Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий Игры, развивающие физические способности Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости Судейство игры в волейбол Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) Прямой нападающий удар (по ходу) Командные тактические действия в нападении и защите Нижняя прямая подача Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении) Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий Игры, развивающие физические способности Нападающий удар с переводом вправо (влево) Одиночное блокирование Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении) Дата Методическое и материально техническое обеспечение адаптированной рабочей программы дополнительного образования «Волейбол « для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Список литературы Снаряжение 1. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 2004. 2. Мерзляков В. В., Гордышев В. В. «Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста» - Волгоград, 1987. 3. «Физическая культура в школе» - Москва, 2010 4. «Физкультура и спорт» - Москва, 2010 Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар.асвета,2014 5. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 2011. 6. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 2006 7. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 2004. Сетка волейбольная- 1 шт. Гимнастическая стенка- .4 шт. Гимнастические маты-.20 шт. Мячи набивные (масса 1кг) - 15шт. Мячи волейбольные – 20 шт. Обручи – 15 шт. Скакалки – 15 шт. Гантели – 8 шт. Гимнастические палки – 10 шт. Скамейки гимнастические – 5 шт.