АДООП Волейбол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«ВОЛЕЙБОЛ»
Направленность: спортивно – оздоровительная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 13 – 17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель
С.М. Пузанов,
педагог дополнительного образования

ГО Эгвекинот
2023 г.

1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волейбол» реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются воспитанники с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р;
3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом
Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);
6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ);
7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413) (включены специальные требования образования обучающихся с
ОВЗ);
8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г.
№ ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические рекомендации
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании
деятельности психолого-медико-педагогических комиссий";
10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1
сентября 2028 года;
12) Программа разработана во исполнение перечня поручений Президента Российской
Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта Пр-1919,
п.3 б) «о расширении перечня видов спорта, включенных в программу учебного предмета
«Физическая культура», в том числе представленных в этой программе в виде отдельных
модулей».
Волейбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания
учащихся общеобразовательных учреждений.
Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и
эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению
глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических

возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками.
Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить.
Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не
только физического развития, но и активного отдыха.

Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование:
небольшая площадка, сетка, мяч. В пособии представлены доступные для учащихся
упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол,
развитию физических способностей, которые можно реально использовать в учебнотренировочных занятиях в школьной спортивной секции по волейболу и в
самостоятельных занятиях.
Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку
педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической
подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и
состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря.
Цель адаптированной рабочей программы дополнительной программы
дополнительного образования «Волейбол» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями): создание условий для развития
физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и
укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом.
Основными задачами адаптированной
рабочей
программы
дополнительной
программы дополнительного образования «Волейбол» являются:
1) укрепление здоровья;
2) содействие правильному физическому развитию;
3) приобретение необходимых теоретических знаний;
4) овладение основными приемами техники и тактики игры;
5) воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
6) коллективизма, чувства дружбы;
7) привитие ученикам организаторских навыков;
8) повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по
волейболу.
Срок реализации данной программы 1 год. Программа ориентирована для обучения
учащихся 7 – 9 классов в соответствии с комплектованием на 2023-2024 учебный год.
Занятия в секции «Волейбол» составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Количество часов по программе
68
Количество часов в неделю
2
Личные и предметные результаты освоения адаптированной рабочей программы
дополнительной программы дополнительного образования «Волейбол» для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
личностные результаты
формирование ответственного отношения к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной
траектории
образования
на
базе
ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного
и доброжелательного отношения к другому

предметные результаты
приобретение
опыта
организации
самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением
правил
техники
безопасности
и
профилактики
травматизма;
освоение
умения оказывать первую помощь при
лёгких
травмах;
обогащение
опыта
совместной деятельности в организации и
проведении занятий физической культурой,
форм активного отдыха и досуга;
формирование
умений
выполнять
комплексы
общеразвивающих,
оздоровительных
и
корригирующих
упражнений,
учитывающих
индивидуальные
способности
и
особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами
технических
действий,
приёмами
и

человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре,
языку,
вере,
гражданской
позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение
социальных
норм,
правил
поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые
и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и
общественной
жизни
в
пределах
возрастных
компетенций
с
учётом
региональных,
этнокультурных,
социальных и экономических особенностей

физическими упражнениями из базовых
видов спорта, умением использовать их в
разнообразных
формах
игровой
и
соревновательной
деятельности;
расширение двигательного опыта за счёт
упражнений, ориентированных на развитие
основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных
систем организма.

Требование к уровню подготовки обучающихся по адаптированной рабочей
программе дополнительного образования «Волейбол» для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обучающиеся должны знать

обучающиеся должны уметь

1.Правила техники безопасности на уроках.
2.Содержание и значение волейбола.
3. Название спортивного инвентаря
1. Выполнять положение правильной
осанки, стоя у гимнастической стенки.
2. Строиться, выполнять команды по
словесной инструкции учителя.
3. Ходить и бегать с преодолением
простейших препятствий.
4. Бросать и ловить волейбольный мяч в
парах через сетку; выполнять нижнюю
подачу.
5. Играть в волейбол по упрощенным
правилам

Содержание адаптированной рабочей программы дополнительного образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Волейбол»
№
п/п

Раздел
программы

Количество
часов

Характеристика основных видов деятельности

История
возникновения
волейбола.
Развитие
волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка
игрока
(исходные
положения).
Ходьба,
бег,
перемещаясь
лицом
вперед.
Перемещения
переставными шагами: лицом, правым, левым боком
вперед. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху
двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре;
с собственного подбрасывания; с набрасывания
партнера; в различных направлениях на месте после
перемещения; передачи в парах; отбивание мяча
кулаком через сетку в непосредственной близости от
нее; с собственного подбрасывания; подброшенного

1

Теория

2

2

Техническая
подготовка

40

3

Тактическая
подготовка

4

Общефизическая На
подготовка
каждом
занятии

26

партнером – с места и после приземления. Прием и
передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя
руками сверху (на месте и в движении приставными
шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в
зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя
руками сверху на месте. Передача двумя руками
сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча
снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу
двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча
снизу в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача;
через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния
9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача
нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар
сильнейшей рукой (овладение режимом разбега,
прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3
шагов разбега, удар кистью по мячу).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 36 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача,
прием мяча, отраженного сеткой.
Индивидуальные действия: выбор места для
выполнения нижней подачи; выбор места для второй
передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействие игроков
передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3,
игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче
). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны
3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая
передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому
передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней
подачи. Расположение игроков при приеме подачи,
когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Упражнения для развития физических способностей:
скоростных, силовых, выносливости,
координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без
предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног,
брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и
шеи. Упражнения со скакалками. Чередование
упражнений руками, ногами – различные броски,
выпрыгивание вверх с мячом, зажатым
голеностопными суставами; в положении сидя, лежа –
поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до
30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с
разбега в длину и высоту.

Календарно – тематическое планирование адаптированной рабочей программы
дополнительного образования «Волейбол» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

№ п/п
1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68

.

Тема урока
ТБ на занятиях. История развития волейбола. Развитие волейбола.
Правила игры в мини-волейбол Стойка игрока (исходные
положения)
Перемещения в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты,
прыжки вверх)
Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в
опорном положении)
Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и
через сетку)
Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении
передачи
Нижняя прямая подача
Верхняя прямая подача
Прямой нападающий удар(по ходу)
Нападающий удар с переводом вправо (влево)
Приём мяча снизу двумя руками
Приём мяча сверху двумя руками
Приём мяча, отражённого сеткой
Одиночное блокирование
Групповое блокирование (вдвоём, втроём)
Страховка при блокировании
Индивидуальные тактические действия в нападении
и защите
Групповые тактические действия в нападении и защите
Командные тактические действия в нападении и защите
Двусторонняя учебная игра
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование
технических приёмов и тактических действий
Игры, развивающие физические способности
Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных
способностей, выносливости, гибкости
Судейство игры в волейбол
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты,
прыжки вверх)
Прямой нападающий удар (по ходу)
Командные тактические действия в нападении и защите
Нижняя прямая подача
Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в
опорном положении)
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование
технических приёмов и тактических действий
Игры, развивающие физические способности
Нападающий удар с переводом вправо (влево)
Одиночное блокирование
Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в
опорном положении)

Дата

Методическое и материально техническое обеспечение адаптированной рабочей
программы дополнительного образования «Волейбол « для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Список
литературы

Снаряжение

1. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14

лет. – М.- 2004.
2. Мерзляков В. В., Гордышев В. В. «Игры, эстафеты, игровые
упражнения волейболиста» - Волгоград, 1987.
3. «Физическая культура в школе» - Москва, 2010
4. «Физкультура и спорт» - Москва, 2010
Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск:
Нар.асвета,2014
5. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в
школе. – М.: Просвещение, 2011.
6. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных
волейболистов: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и
спорт, 2006
7. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14
лет. – М.- 2004.
Сетка волейбольная- 1 шт.
Гимнастическая стенка- .4 шт.
Гимнастические маты-.20 шт.
Мячи набивные (масса 1кг) - 15шт.
Мячи волейбольные – 20 шт.
Обручи – 15 шт.
Скакалки – 15 шт.
Гантели – 8 шт.
Гимнастические палки – 10 шт.
Скамейки гимнастические – 5 шт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».