Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ХОЗЯЮШКА» Направленность: художественная Уровень: базовый Возраст обучающихся: 10 – 18 лет Срок реализации: 1 года Автор – составитель О.А. Толоева, педагог дополнительного образования ГО Эгвекинот 2023 г. 1. Пояснительная записка 1.1. Введение Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хозяюшка» реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа разработана в соответствии со следующими документами: 1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629; 4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; 5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598); 6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ); 7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ); 8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей; 9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий"; 10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября 2028 года. Особенностью адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) « Хозяюшка» является то, что дети реально участвуют в различных видах деятельности: получение новых теоретических знаний, практические работы, физический труд. Занятия кружковой работы дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка, так как в процессе занятий развивается внимание, сообразительность, фантазия, творчество, происходит интеграция одних видов деятельности с другими, что позволяет корректировать и развивать у обучающихся восприятие, мышление, а также, что немало важно, коммуникативные навыки. Цель адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) « Хозяюшка»: 1) формирование знаний и умений обучающихся, способствующих социальной адаптации; 2) подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни в плане организации питания; 3) формирование интереса и практического применения знаний и умений в области кулинарии, привитие интереса к культуре быта. Задачи адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) « Хозяюшка»: 1) привитие трудовых навыков самообслуживания; 2) развитие эстетического вкуса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 3) расширение знаний обучающихся, полученных на уроках по социально – бытовой ориентировке, в области приготовления пищи; 4) формирование культуры общения; 5) формирование и развитие творческих способностей обучающихся в кулинарии; 6) формирование экологических убеждений обучающихся; 7) развитие трудовых навыков обучающихся; 8) воспитание умения доводить начатое дело до конца; 9) развитие художественного вкуса у обучающихся. В результате обучения в кружке «Хозяюшка» обучающиеся получат знания: 1) пищевая ценность продуктов; 2) способы приготовления и оформления блюд; 3) правила подачи блюд; 4) правила поведения за столом; 5) правила по технике безопасности при кулинарных работах; 6) санитарно – гигиенические требования; 7) секреты русской кухни; 8) секреты чукотской кухни; 9) основные сельскохозяйственные работы на приусадебном участке. В результате обучения в кружке «Хозяюшка» обучающиеся приобретут следующие умения: 1) правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюд: 2) приемы тепловой кулинарной обработки; 3) готовить и украшать готовые блюда; 4) готовить изделия из теста; 5) сервировать стол; 6) соблюдать санитарно – гигиенические и экологические требования; 7) соблюдать правила по технике безопасности; 8) правильно вести себя за столом. Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Хозяюшка» предназначена для обучающихся в возрасте 10 – 18 лет. Наполняемость группы – 6 – 12 человек. Период реализации программы – 1 год. Содержание адаптированной рабочей программы дополнительного образования «Хозяюшка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № п/п 1. Разделы программы. Тема урока Вводное занятие Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности 2 План и задачи кружка. Правила поведения в кружке. Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека. Понятие о рациональном питании. Режим питания школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к приготовлению пищи. Правила ТБ при работе с механическими приспособлениями и электрооборудованием. Меню. 2. Кухня, Оборудование кухни. 6 4 Гигиена приготовления пищи 6 5 Правила безопасности и поведения на занятиях 1 6 Сервировка стола 2 Уход за кухонной и столовой посудой. Моющие средства, применяемые при мытье посуды. Практическая работа. Мытье посуды, уход за инвентарем и помещением. Общие сведения о гигиене, о санитарно-гигиенических требованиях к помещению, оборудованию, личной гигиене, гигиене питания. Специальная одежда. Хранение и обработка продуктов. Правила пользования нагревательными приборами. Правила обращения с режущими инструментами. Правила обращения с горячей посудой и продуктами. Правила поведения на кухне, в столовой, среди товарищей. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Праздничная сервировка стола. Назначение столовых 7 Блюда из овощей 8 8 Блюда из рыбы 5 9 Блюда из мяса 5 Бутерброды и горячие напитки 5 10 11 Блюда из круп 7 приборов. Практическая работа. Сервировка стола Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов и витаминов. Первичная обработка овощей. Блюда из овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Овощные гарниры. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе. Практические работы. Форма нарезки овощей, назначение. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Сервировка и подача к столу. Приготовление супа из свежих овощей. Понятие о пищевой ценности рыбы. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы. Рыбные блюда. Практическая работа. Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Сервировка и подача к столу Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов. Особенности кулинарного использования субпродуктов. Санитарные условия обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы. Практические работы Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Определение времени варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из субпродуктов. Сервировка и подача к столу. Виды бутербродов. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Практические работы. Нарезка продуктов. Приготовление бутербродов. Приготовление горячих напитков. Сервировка и подача к столу. Виды круп. Питательная ценность круп, обработка, хранение. Приготовление каш. Изделия из круп: биточки, запеканки, пудинги, крупяные гарниры. Практические работы. 12 Изделия из теста 4 13 Блюда из яиц 2 14 Холодные блюда и закуски 5 15 Блюда из молока и кисломолочных продуктов 5 16 Сладкие блюда и десерт. Виды сладких блюд и десерта 4 Подготовка к варки круп и бобовых. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров их крупы. Приготовление каши. Приготовление изделий из круп. Сервировка и подача к столу. Мука. Виды теста (дрожжевое, песочное, бисквитное и слоеное). Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинки для изделий из теста. Практические работы Приготовление теста. Выпечка изделий из различных видов теста (блины, шарлотка). Сервировка и подача к столу. Строение яйца. Значение белка, пищевая ценность. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц. Практические работы. Первичная обработка яиц, приготовления блюда из яиц (вареные яйца, омлет, яичница). Крашение и роспись яиц. Сервировка и подача к столу. Салаты: мясные, овощные, фруктовые. Нарезка продуктов. Украшение из овощей и яиц Практические работы. Приготовление мясного салата. Приготовление фруктового салата. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока и молочных продуктов. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Условия и срок и хранения. Практические работы Приготовление молочного супа и молочной каши. Приготовление блюда из творога(сырники, запеканка). Сервировка и подача к столу Роль десерта в праздничном обеде. Технология приготовления сладких блюд. Желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления блюд и десерта Практические работы. Приготовление желе. Приготовление компота из свежих, сушенных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Сервировка и подача к столу Календарно – тематическое планирование адаптированной рабочей программы «Хозяюшка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Название раздела № п/п 1 Вводное занятие 2 Кухня. Оборудование кухни. Всего 2 6 Количество часов Теория 2 2 Практика 4 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Гигиена приготовления пищи Техника безопасности на занятиях Сервировка стола. правила поведения за столом Блюда из овощей Первые блюда Блюда из рыбы Блюда из мяса Бутерброды и горячие напитки Блюда из круп Блюда из макарон Виды теста. Изделия из теста Блюда из яиц Холодные блюда и закуски. Блюда из молока и кисломолочных продуктов Сладкие блюда и напитки Итоговое занятие 6 1 2 1 4 2 1 1 8 2 5 5 5 2 1 1 1 1 6 1 4 4 4 1 5 4 2 5 5 1 1 1 1 1 1 1 4 3 1 4 4 4 1 1 3 1