Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «РУЧНОЙ ТРУД» начальное общее образование, 2 класс Автор-составитель: Резникова Лилия Петровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Цель адаптированной рабочей программы «Ручной труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса – всестороннее развитие личности обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки к последующему обучению в старших классах, развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач Задачи адаптированной рабочей программы «Ручной труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса – 1) воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе); 2) сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых навыков, обучение приёмам труда, развитие самостоятельности; 3) формирование организационных умений; 4) формирование положительных качеств личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль; 5) расширение представления детей об окружающем мире. Учебный предмет «Ручной труд» включен в обязательную предметную область «Технология». Содержание адаптированной рабочей программы учебного курса «Ручной труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса Определяющими требованиями к содержанию обучения во втором классе являются учебно-воспитательная значимость труда, его общественно-полезный характер и коррекционно-компенсирующую направленность. Содержание обучения во втором классе является логическим продолжением обучения в первом классе. В связи с этим обучение ручному труду строится на базе ранее приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков и направлено на выработку их работ. Обучение ручному труду должно быть спланировано с учетом повторения и расширения знаний, полученных в первом классе: о рукотворных предметах; о культуре труда (соблюдение техники безопасности, организация рабочего места и др.); о видах ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками») и др. Трудоемкость практических заданий в каждом виде труда во втором классе не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце второго класса обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования. Во втором классе обучающиеся получают технологические сведения о новых материалах (ткань, пуговицы, картон и др.); видах труда («Работа с тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с картоном»); о предметах, истории их создания и использования в организации обыденной жизни и праздника. На уроках технологии во втором классе реализуется идея комплексного подхода к решению задач развития речи ребенка, формирования его читательских способностей. Объекты труда подбираются с учетом привлекательности, возможности оценивания их с точки зрения типологической функции (класс вещей), эталонных символов (форма, цвет, величина), доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта ребенка и др. №п/п 1 2 Содержательные линии Кол-во часов Работа с пластилином. Работа с природным материалом. 3 Работа с бумагой и картоном. 4 Работа текстильными материалами. 17 11 22 с 18 Коррекционно-развивающие задачи Развитие мелкой моторики, аккуратности, сообразительности. Развитие аккуратности, терпения, сообразительности, пространственной ориентировки. Развитие пространственного воображения, глазомера, способности концентрировать внимание, навыков мелких и точных движений. Развитие мелкой моторики пальцев обеих рук, умения ориентирования на плоскости. Работа с пластилином Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: бруса, рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры. Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры. Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры. Технические сведения. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Лепка по образцу или с игрушек. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму. Лепка игрушек медвежонка, утки. Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры. Работа с природным материалом Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных). Слабые учащиеся выполняют работу по образцу. Технические сведения. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы:ПВА, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции. Изготовление по образцу утки, лебедя, птички, черепахи, рыбки, фигур девочки и мальчика из желудей, перьев , палочек, крылаток ясеня. Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя. Работа с бумагой и картоном Изготовление подставки, пакета, маски собачки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации. Изготовление из картона плоских елочных игрушек и шаров в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, , игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром . Вычерчивание вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Вычерчивание квадрата, прямоугольника. Изготовление поздравительных открыток, грузового автомобиля, модель дорожного указателя «Переход». В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей. Технические сведения. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли. Работа с текстильными материалами Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка. Изготовление :шарики из ниток разной величины. Коллекция тканей. Квадраты ткани 5х5. Игольница. Закладки. Салфетки. Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа. Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по адаптированной рабочей программе учебного курса «Ручной труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: названия материалов для поделок и их свойства; возможности использования изученных материалов; названия объектов работы; названия основных материалов для поделок и их элементарные свойства. называть и выбирать операции, специфические для обработки данного материала; самостоятельная организация своих действий с опорой на образец поделки, натуральный образец, предметную карту; составление простейшего эскиза как элемента планирования; установить соответствие поделки натуральному образцу; выполнение простейших операций по устной инструкции учителя. Календарно – тематическое планирование адаптированной рабочей программы учебного курса «Ручной труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса № 1 Содержание линии. Тема I четверть. 1.Работа с пластилином. Пластилин – волшебник. Формовка на плоскости прямоугольных Кол-во часов 1 Дата 2 геометрических тел. «Рисунки» жгутиками из пластилина. Радуга «Рисунки» жгутиками из пластилина. Цветик семицветик. Лепка по образцу или с натуры игрушек. 2.Работа с бумагой. Свойства бумаги. Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий. Аппликация. Украшение пакета для хранения изделий. 3 Изготовление счётного материала. 2 3 4 1 1 1 1 1 1 2 3.Работа с природным материалом. 1 Экскурсия в природу. Сбор и сортировка природного материала. 1 2 Работа с природным материалом по образцу. Изготовление птиц. 1 3 Работа с природным материалом по образцу. Изготовление зверей. 2 4. Работа с текстильными материалами. 1 Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков ниток. 3 4 Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. Плетение косички (три пряди). Аппликация с использованием косичек. Обезьянка. 5 Пришивание пуговиц с 2 отверстиями. Завязывание узелка. 2 2 1 1 1 1 1.Работа с пластилином. 1 Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стакана. 1 2 3 4 Лепка посуды из жгутиков конической формы. Лепка чайной посуды в форме шара. Рисунки пластилином. 2.Работа с природным материалом. Композиция «Букет» из цветов и листьев. Аппликация из листьев «Мышка». Панно «Цветок». 1 1 1 1 2 3 1 2 3 4 5 1 3.Работа с бумагой и картоном. Изготовление закладки по шаблону сложной формы. Аппликация. Мастерская Деда Мороза. Снежинка. Плоские ёлочные игрушки и гирлянды. Гриб, шар. Ёлочные украшения объёмной формы из трёх деталей: фонарик, рыбка, ракета. Составление из геометрических фигур композиции «Снеговик» по образцу. III четверть. 1.Работа с пластилином. Лепка по образцу стилизованных фигур. 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошка, белка. 2 3 Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медведь, лиса. 2.Работа с природным материалом. Мозаика из природного материала. Ёж. Панно из срезов веток. Рыбка. 2 1 2 2 2 3.Работа с бумагой и картоном. 1 2 3 4 5 Изготовление закладок из тонкого картона. Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке. Изготовление поздравительной открытки. Изготовление открытой коробки из тонкого картона. Мозаика из бумаги. 1 1 1 1 1 4.Работа с текстильными материалами. 2 2 1 2 3 4 5 Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Вышивание закладки из канвы сметочным стежком. Изготовление игольницы по самостоятельной вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных кусочков ткани. IV четверть. 1.Работа с пластилином. Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль». 2.Работа с бумагой и картоном. Аппликация ко Дню космонавтики. Изготовление по образцу мебели (стол, кресло). Модели самолётов. Планер. Моделирование на плоскости. Чебурашка. Изготовление по образцу плоской модели светофора. 6 Объёмное моделирование. Грузовик. Львёнок. Лягушонок. 2 1 2 3 1 2 1 1 2 2 2 2 3.Работа с текстильными материалами. 1 Стежок «Шнурок». Упражнение на плоскости бумаги в клетку. 2 2 Вышивание салфетки стежками сметочными «шнурок». 2 Перечень учебно-методического материала и оборудования к урокам по предмету «Ручной труд» 2-й класс Наименование объектов и средств материально технического обеспечения 1. Книгопечатная продукция: Учебник. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 2 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А.Кузнецова. – 6 изд. перераб. – М : «Просвещение», 2018 — 110 с.: ил. Рабочая тетрадь. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 2 класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2018. - 64 с.: ил. Методические рекомендации. Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Л. А. Кузнецова. - М.: Прсвещение 2016. – 366 с 2. Учебно-методический ресурс: Электронный ресурс к завершённой линии учебников для образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы «Технология. Ручной труд. 1-4 классы» 3. Визуально-наглядные средствами обучения: Интерактивная доска для школы. CD/DVD – проигрыватели. графический планшет Мультимедиа проектор. Компьютер с художественным программным обеспечением. Слайд – проектор. Телевизор. Ксерокс. Экран. 4. Учебно-практическое оборудование: Материалы: Краски акварельные, гуашевые. Фломастеры разного цвета Графитный и цветные карандаши Бумага рисовальная А3, А4 (плотная) Бумага цветная разной плотности Картон цветной, серый, белый Бумага в крупную клетку Набор разноцветного пластилина. Нитки (разные виды, цвета) Ткани разных сортов Природные материалы (засушенные листья, еловые шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.) Декоративная тесьма Пуговицы с двумя, четырьмя сквозными отверстиями, с ножкой Канва (ткань для вышивания) Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш. Инструменты: Кисти беличьи № 5, 10, 20 Кисти из щетины № 3, 10, 20 Стеки. Ножницы. Линейка Иглы швейные с удлиненным (широким) ушком. Булавки швейные Шило с коротким стержнем Гладилка для бумаги Вспомогательные приспособления: Подкладные доски Подкладной лист или клеенка. Коробка для хранения природных материалов. Подставка для кисточки Баночка для клея Листы бумаги для работы с клеем (макулатура) Коробочка для мусора Влажные или бумажные салфетки для личной гигиены рук. 5. Экранно – звуковые пособия Аудиозаписи музыки к литературным произведениям. Видеофильмы и презентации по народным промыслам. 6. Информационно – коммуникативные средства: Мультимедийные обучающие программы по ручному труду. 7. Модули и натуральный ряд: Муляжи фруктов и овощей (комплект). Гербарии. Изделия