АРП Адаптивная физическая культура 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
основное общее образование, 2 класс

автор-составитель:
Пузанов С.М.,
учитель

2023г.
ГО Эгвекинот

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «адаптивная
физическая культура» для обучающихся 2 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих
нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении
методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания
образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024
учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
Целью курса:
- овладение техникой основных движений, гимнастических, легкоатлетических упражнениях,
подвижных, коррекционных игр и формированием основ знаний в области физической культуры;
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и воспитание
нравственных качеств и свойств личности.
Задачи:
укрепление здоровья, формирование навыков правильного дыхания и осанки;
1) формирование двигательных умений и навыков;
2) коррекция и развитие чувства темпа и ритма, координации движения;
3) формирование
гигиенических навыков;
4) привитие умения соблюдать ТБ на уроках физической культуры;
5) формирование умения владеть своими эмоциями;
6) воспитывать дисциплинированность, силу воли.
Место учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы по адаптивной физической культуре в федеральном базисном
учебном плане во 2 классе отводится 3 час в неделю. Курс рассчитан на 102 часа в год
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты
знание и соблюдение ТБ на занятиях по
физической культуре, развитие потребности
заниматься физкультурой и спортом в
свободное от занятий время.

Личностные результаты
дисциплинированность,
трудолюбие,
упорство в достижении поставленных
целей; умение управлять своими эмоциями
в различных ситуациях; умение оказывать
помощь своим сверстникам.

Содержание адаптированной рабочей программы учебного предмета «Физическая
культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 2 класса
№
п/п

Разделы
программы

Кол-во
часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Легкая атлетика

12

2

Гимнастика

12

3

Спортивные игры
и подвижные игры

49

4

Лыжи

20

Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий такие
дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту,
тройной, с шестом), метания (диск, копье, молот, и толкание
ядра) и легкоатлетические многоборья.
В
содержание основной
гимнастики входятстроевые
(упражнения в
построении и
перестроении),
общеразвивающие и основные движения.
Основными характеристиками спортивных игр являются то,
что они в отличие от подвижных игр развивают не только
основные группы мышц, но и в целом многие другие
незаменимые для человека качества, такие как ловкость,
выносливость, моторику, физическую силу
Общая характеристика лыжного спорта. Лыжный спорт
Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу
доступности и характера воздействия на организм пользуются
лыжные гонки на различные дистанции.

5

Легкая атлетика

9

Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий такие
дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту,
тройной, с шестом), метания (диск, копье, молот, и толкание
ядра) и легкоатлетические многоборья.

ИТОГО:
102
Лёгкая атлетика (12 часа)
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия
легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как
правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их
совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости,
гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в
метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники
учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически
правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета
мяча с ориентиром.
Ходьба: Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук. Ходьба с
контролем и без контроля зрения.
Бег: Понятие высокий старт. Медленный бег до 3 мин (сильные дети). Бег в чередовании с
ходьбой до 100 м. Челночный бег (3x5 м). Бег на скорость до 40 м. Понятие эстафетный бег
(встречная эстафета)

Прыжки: Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, до 15 м. Прыжки в длину (место
отталкивания не обозначено) способом согнув ноги. Ознакомление с прыжком с разбега способом
перешагивание
Метание: Метание малого мяча левой, правой рукой на дальность в горизонтальную и
вертикальную цель (баскетбольный щит с учетом дальности отскока на расстоянии 4-8 м) с места.
Гимнастика (12 часов)
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют
корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений,
перестроений, ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения
пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом
каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность
воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц.
Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя стоя даются упражнения в исходных
положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы
туловища.
В программу включены упражнения с предметами для развития пространственновременной ориентировки и точности движений учащихся.
Небольшой объем часов отведенный на прохождение гимнастики объясняется
недостаточностью спортивного инвентаря и оборудования необходимого для проведения
уроков по данному разделу.
Строевые упражнения.
Построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя. Повороты на месте
(направо, налево) под счет. Размыкание и смыкание приставными шагами.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении
с поворотом. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг».
Общеразвивающие упражнения без предметов: основные положения и движения рук, ног,
туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища
с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения
для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и
корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами: Комплексы упражнений
с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.
Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами.
Элементы акробатических упражнений: Перекаты в группировке. Мостик из положения
лежа на спине. 2-3 кувырка вперед (строго индивидуально).
Лазанье: Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз разноименным и одноименным
способами, в сторону приставными шагами, по наклонной гимнастической скамейке (угол 2030°) с опорой на стопы и кисти рук. Пролезание сквозь гимнастические обручи.
Висы: Вис на гимнастической стенке на согнутых руках. Упор на гимнастическом бревне и на
скамейке, гимнастическом козле.
Равновесие: Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет, по
рейке гимнастической скамейки, с доставанием предметов с пола в положении приседа.
Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различными положениями рук
Опорные прыжки: Подготовка к выполнению опорных прыжков. Прыжок боком через
гимнастическую скамейку с опорой на руки. Прыжок в глубину из положения приседа.
Спортивные и подвижные игры (49 часа)
В раздел «Спортивные и подвижные игры» включены спортивные и подвижные игры,
направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей
развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность,
инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, которые благоприятносказывают
влияние на эмоциональные отношения детей друг с другом, между группами детей.

Пионербол: Ознакомление с правилами игры, расстановка игроков на площадке. Броски
мяча одной и двумя руками. Броски мяча через сетку. Учебная игра по упрощенным правилам.
Баскетбол: Правила игры в баскетбол. Знакомство с правилами поведения на занятиях при
обучении баскетболу. Ведение и передача мяча в баскетболе. Подвижные игры и эстафеты с
элементами баскетбола. Броски по корзине. Учебная игра по упрощенным правилам.
Флорбол: ТБ и правила игры в флорбол. Расстановка игроков. Ведение и передача мяча,
защита ворот. Эстафеты с элементами флорбола.
Лыжная подготовка (20 часов)
Раздел «Лыжная подготовка» включает развитие умения передвигаться на лыжах
различным ходом и в различном темпе, спускать и подниматься на пологие склоны различными
приемами. Занятия по лыжной подготовке способствуют развитию выносливости и закаливания
организма. Уроки по лыжной подготовке проводятся с учетом погодных и климатических условий
Крайнего Севера, начиная с 3 четверти учебного года.
Построение в одну шеренгу с лыжами и на лыжах. Выполнение команд: «Становись!»,
«Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Передвижение скользящим шагом по учебной лыжне.
Подъем ступающим шагом на склон, спуск с горки в основной стойке. Передвижение на лыжах
(до 800 м за урок).
Календарно – тематическое планирование адаптированной рабочей программы
учебного курса «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 2 класса
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема урока

Легкая атлетика
Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетике.
Высокий старт, бег с ускорением 10 – 15 м
Бег с ускорением. Скоростной бег.
Бег 30 м на результат.
Низкий старт. Стартовый разгон 4 по 10,15 м. Бег 60 м
Бег 60 м на результат.
Бег 300 м. Прыжки в длину с места.
Прыжок в шаге с приземлением на обе ноги. Медленный бег до 3
минут.
Челночный бег 3х10 м. Прыжки в длину.
Метание мяча в цель с 5 – 6 шагов.
Метание мяча в цель с 5 – 6 шагов.
Метание мяча на дальность.
Гимнастика 12 часов
Вводный урок. Техника безопасности на уроках гимнастики.
ОРУ сгиб, разгибание туловища за 30 сек.
Строевые упражнения.
Выполнение строевых команд. ОРУ на гибкость.
Полный прыжок
ОРУ на мышцы плечевого пояса.
Выполнение упражнения «Стойка на лопатках»
Строевые упражнения в движении.
Кувырок вперед. ОРУ на гибкость из положения сидя.
Кувырок вперед. ОРУ на гибкость из положения сидя.
ОРУ для позвоночника, мышц спины, живота.
Лазание по веревочной лестнице.
Лазание по веревочной лестнице.

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Подвижные и спортивные игры. Баскетбол.
Инструктаж по технике безопасности во время игры в
баскетбол. Стойка игрока.
Остановка прыжком. Передача мяча двумя руками от груди на
месте.
Остановка прыжком. Передача мяча двумя руками от груди на
месте.
Ведение мяча на месте в средней и высокой стойке.
Ведение мяча на месте в средней и высокой стойке.
Освоение техники ведения мяча (на месте, в движении).
Освоение техники ведения мяча (на месте, в движении).
Повороты на месте. Передача мяча одной рукой в движении.
Повороты на месте. Передача мяча одной рукой в движении.
Учебная игра по упрощенным правилам.
Учебная игра по упрощенным правилам.
Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств в
баскетболе.
Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств в
баскетболе.
Спортивные эстафеты с элементами баскетбола.
Спортивные эстафеты с элементами баскетбола.
Спортивные игры. Пионербол.
Инструктаж по ТБ на рабочем месте при игре пионербол.
Расстановка игроков. Основные правила игры.
Ловля и передача мяча через сетку в парах
Ловля и передача мяча через сетку в парах
Прием и передача мяча в два пaca. Игра «Мяч над сеткой».
Прием и передача мяча в два пaca. Игра «Мяч над сеткой».
Корригирующие упражнения с элементами пионербола
Корригирующие упражнения с элементами пионербола
Передача мяча снизу двумя руками.
Передача мяча снизу двумя руками.
Учебная игра в пионербол.
Подвижные игры
Вводное занятие: инструкция по ТБ. «Гуси лебеди»
«Салки». «День и ночь»
«Салки». «День и ночь»
«Догони меня» «Вызов номеров»
«Догони меня» «Вызов номеров»
«Догони меня» «Вызов номеров»
«Догони меня» «Вызов номеров»
Легкая атлетика
Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой
атлетики.
Высокий старт, бег с ускорением 10-15 м.
Бег с ускорением 30м. Скоростной бег.
Бег 60 м. на результат
Низкий старт. Стартовый разгон 4 по 10,15 м. Бег 30 м.
Бег 30 м. на результат.
Бег на 1000 м. Прыжки в длину с места.
Прыжок в шаге с приземлением на обе ноги. Медленный бег

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

до 3 минут.
Челночный бег 3*10 м. Прыжки в длину с места.
Метание мяча в цель с 5-6 м шагов.
Метание мяча в цель с 5-6 м шагов.
Метание мяча на дальность.
Лыжная подготовка
Инструктаж по ТБ во время лыжной подготовки.
Передвижение на лыжах различными видами ходов.
Ступающий шаг.
Ступающий шаг.
Скользящий шаг.
Скользящий шаг.
Попеременный двухшажный ход.
Попеременный двухшажный ход.
Спуск в основной и низкой стойке.
Спуск в основной и низкой стойке.
Подъем лесенкой прямо.
Подъем лесенкой прямо.
Повороты переступанием вокруг пяток.
Повороты переступанием вокруг пяток.
Игры на лыжах.
Игры на лыжах.
Повороты переступанием с продвижением вперед.
Повороты переступанием с продвижением вперед.
Передвижение на лыжах с различным ходом и темпом
движения.
Передвижение на лыжах с различным ходом и темпом
движения.
«Подвижные и спортивные игры. Флорбол»
Инструктаж по ТБ во время игры в флорбол. Правила игры.
Расстановка игроков.
Передача мяча в пapax.
Передача мяча в пapax.
Ведение мяча в парах.
Ведение мяча в парах.
Способы обводки игрока и защиты ворот.
Способы обводки игрока и защиты ворот.
Учебная игра во флорбол
Учебная игра во флорбол
Учебная игра во флорбол
Учебная игра во флорбол
Учебная игра во флорбол
Учебная игра во флорбол
Учебная игра во флорбол

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Требования к уровню подготовки выпускников 2 класса

Обучающиеся должны
уметь

Обучающиеся должны
знать

-выполнять простые комплексы общеразвивающих и
корригирующих упражнений;
подготавливать спортивную форму к занятиям,
переодеваться;
правильно выполнять основные движения в ходьбе,
беге, прыжках;
лазать по гимнастической лестнице, гимнастической
стенке;
-метать на дальность и на меткость;
-выполнять высокий старт.
-правила поведения в физкультурном зале, на спортивной
площадке;
-название снарядов и гимнастических элементов;
-иметь понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании,
прыжках; значение утренней зарядки;
правила безопасности при занятиях физическими
упражнениями. Обучающиеся должны знать:
- правила изучаемых игр;
- понятие «высокий старт», «эстафетный бег».

Контрольно- измерительные материалы
№
п/п

Контрольное
упражнение

Уровень физической подготовки

Возраст,
лет
высокий

1
2

3

4

5

6
7

8

Прыжок
в
длину с места
Наклон
вперед
из
положения
сидя
Сгибание
и
разгибание
рук в упоре
лежа, раз
Поднимание
туловища из
положения
лежа
на
животе, раз
Поднимание
туловища из
положения
лежа на спине,
раз
Приседания за
30 с. (раз)
Медленный
бег
в
сочетании
с
ходьбой за 6
мин (м)
Броски
и
ловля
теннисного
мяча
с
расстояния 1

Мальчики
средний

низший

высокий

150-163

ниже
среднего
135 - 150

134

164

выше
среднего
150-163

Девочки
средний

10

177

выше
среднего
167 - 176

низший

136-149

ниже
среднего
119-135

10

9

7-8

5-6

3-4

2

15

12 - 14

8 - 11

4-7

3

19

16

13

10

16

10

22

14

11

9

6

10

11

10

9

8

7

9

8

7

6

5

10

14

13

12

11

10

11

10

9

8

7

10

24

22

20

18

16

19

18

17

16

15

10

1200

1100

1000

900

800

1100

1000

900

800

700

10

36

31

26

21

16

31

26

21

16

11

118

9

10

м от стены за
30 сек (раз)
Прыжки
со
скакалкой за
20 сек (раз)
Бросок
набивного
мяча 1 кг из –
за головы в
положении
сидя (см)

10

40

33

25

18

12

45

36

28

22

13

10

440

410

380

350

320

370

345

320

295

270

Спортивный инвентарь и оборудование в МБОУ «Ш — И поселка Эгвекинот»
Футбольный мяч — 10 шт. Волейбольный мяч — 5 шт. Баскетбольный мяч — 10 шт. Обручи —
10 шт.
Скакалки — 10 шт.
Гантели — 8 шт.
Гимнастические палки — 10 шт Велосипеды — 5 шт.
Ракетки для игры в бадминтон — 4 шт. Лыжи — 15 шт.
Клюшка для флорбола — 10 шт. Шлем вратаря для флорбола — 2 шт. Мяч для флорбола — 50
шт.
Щитки вратаря для флорбола — 4 шт. Ворота для игры в флорбол2 шт. Маты — 10 шт.
Гимнастический козел — 1 шт. Сетка для игры в волейбол — 1 шт.
Баскетбольные щиты с кольцами — 8 шт.
Канат
2 шт.
Веревочная лестница — 2 шт.
Шведская стенка — 4 шт.
Скамейки — 5 шт.
Брусья навесные со спинкой — 4 шт.
Дуга для подлезания — 10 шт.
Эллиптический тренажёр — 2 шт.
Беговая дорожка — 2 шт.
Велотренажёр — 2 шт.
Конус — 15 шт.
Оборудование для проведения игры «Веселые старты»
Литература:
1) Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить! — Новосибирск, 2000.
2) Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — 3-e издание.- Кемерово. Кемеровское книжное
издательство, 1980.
3) Алексеев А.В. Себя преодолеть—.
М.: «Физкультура и спорт», 1978.
4) Баевский Р.М. Измерьте ваше здоровье. – М.: Советская Россия 1990.
5) Белов В.И. Психология здоровья. - М.: Респекс, 1994.
6) Казин Э.М. Адаптация и здоровье. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2003.
7) Коровина Л. А. Формирование у учащихся основ знаний по физической культуре. –
Кемерово, 1999.
8) Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллектуального
развития (лёгкая атлетика): Учебно-методическое пособие/Н.О Рубцова, В.А. Ильин. – М. 2004 .
9) Методика обучения основными видами движений на уроках физической культуры в школе. –
М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003 .
10) «Настольная книга для учителя физической культуры». Авт.-сост. Г.И. Погодаев - М.:
Физкультура и спорт, 2000.
11) Погодаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры.
–
2-е
издание,
переработанное и дополненное.- М.: Физкультура и спорт, 2000.

12) Справочник учителя физической культуры/авт-сост. П.А.
Киселев, С.Б.
Киселёва.
–Волгоград: Учитель,2011.
13) «Тесты в физическом воспитании школьников». Пособие для учителя.
Составитель В.И.Лях.
– Волгоград: Учитель, 2007.
14) Физическое воспитание в системе коррекционно- развивающего обучения –
М.: ТЦ Сфера,
2003.
15) Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией
Мозгового В.М. «Дрофа», 2009.
16) Настольная книга учителя физической культуры (2003 г.) В книге даны
полные сведения необходимые учителю, программные и нормативные
документы, материалы по обновлению содержания образования, по
проведению итоговой аттестации, спортивно - оздоровительные
мероприятия, рекомендации по организации занятий с учащимися
специальной медицинской группы, образцы оформления


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».