АРП Рисование (изобразительное искусство) 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)»
начальное общее образование, 3 класс

Автор-составитель:
Резникова Лилия Петровна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Рисование
(изобразительное искусство)» разработана в соответствии с
Федеральным
государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно
- правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в
2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Основная цель предмета – осуществление комплексного подхода к развитию
личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, путем
коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций,
обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной
деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства
решаются следующие задачи:
1. Формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной
деятельности (рисование, лепка, аппликация);
2. Развитие интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и
понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями
декоративно- прикладного и народного искусства.
3. Развитие познавательной активности.
4. Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явленийдействит
5. Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а
также уменияработать самостоятельно.
6. Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей
деятельности.7.Коррекция недостатков психической деятельности и развитие
речи обучающихся.
8. Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к
познанию,доброжелательность).
9. Воспитание адекватного отношения к результатам собственной
деятельности идеятельности других.
Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений;
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и
кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение
направления движения).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
3. Развитие основных мыслительных операций и речи:
-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
-обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные
материалы, их свойства и качества.
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;
-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и
событиями.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Обучение изобразительному искусству носит предметно – практическую направленность.
Общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая
задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно
при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными
предметами, особенно с трудовым обучением, математикой, чтением и развитием речи,
письмом и развитием речи, развитием устной речи на основе изучения предметов и
явлений окружающей действительности.
В основе программы по изобразительному искусству лежит концентрический принцип
расположения материала. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность
систематизировано формировать, совершенствовать у детей с ограниченными
возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических
чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем,
которые помогут им начать самостоятельную жизнь. Темы разбиты по четвертям с
указанием вида работы, с учетом времени года. В программе учтены принципы научности
и доступности изложения материала.
В образовании детей с умственной отсталостью особое значение придается
развитию их жизненных компетенций. Изобразительное искусство предполагает
сформировать у обучающихся стремление и привычку к посещению музеев, выставок,
умения выделять собственные предпочтения в восприятии искусства и наличие
эмоциональных переживаний, объединяющих его с другими людьми; умение применять
эстетические ориентиры в организации обыденной жизни и праздника; умение владеть
опытом художественного творчества. На уроках изобразительного искусства есть все
возможности формировать жизненные компетенции в целом (коммуникативная,
общекультурная, ценностно-смысловая, культуроведческая, информационная, учебнопознавательная, компетенция личностного самосовершенствования), не отделяя их, и тем
более, не определяя их значимость в учебном и процессе.
Программа предусматривает практические и самостоятельные работы на каждом уроке.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение
педагогических,
здоровьесберегающих,
информационно
–
коммуникационных и игровых технологий.
Изобразительное искусство - вид человеческой деятельности, которая осуществляется в
процессе эстетического познания окружающего мира, эмоционального переживания при

восприятии и изображении увиденного. Накопленный в процессе занятий
изобразительной деятельностью зрительно-двигательный опыт составляет одну из основ
творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные
качества. Особенно высока роль творческой деятельности в формировании личности
ребенка с нарушениями интеллекта, когда затруднены многие каналы поступления
информации, нарушена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими.
Изобразительное искусство как учебный предмет несет в себе огромный коррекционный
потенциал. Наглядное, чувственное знакомство с предметами положительно влияет на
развитие восприятия пространства и пространственных представлений. В процессе
занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование
представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, глазомер:
обучающиеся понимают перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее
представление; зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются
исправлению недостатки развития наглядного мышления. Обучающиеся получают
огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и
творчества. Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения в
значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и
целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно - двигательной
координации. В результате создаются благоприятные условия для формирования у детей
навыков письма.
Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в
поведении обучающихся. Они становятся
более сдержанными, собранными,
внимательными,
аккуратными.
Их
деятельность
приобретает
осознанный,
мотивированный и целенаправленный характер. Поэтому, основная задача уроков состоит
не столько в том, чтобы научить обучающихся рисовать (хотя это тоже важно), сколько в
том, чтобы в процессе занятий изобразительным искусством преодолеть или сгладить
присущие им недостатки.
Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по изобразительному искусству – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии
детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся не только рисуют, но и
составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и
свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными
по содержанию произведениями известных художников.
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы
пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики
пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами и др.
Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей.
Обучающиеся учатся приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с
натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы,
строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После
изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его
со своего места.
При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над
аппликацией предлагается в разных вариантах:
а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например,
человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых
изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед
забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не
приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется

возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение,
планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка,
показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение
силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа,
сбоку, слишком высоко или низко;
б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого
изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или
обучающимися).
Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается
цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными
эталонами и т.д. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации.
В композиционной деятельности ведется работа над развитием умений устанавливать
пространственные и смысловые связи. С этой целью используются методики работы с
“подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изображениями, а также
шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые заранее проставляются учителем в
альбоме.
Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить
у детей чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов
объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.
Обучающиеся рассматривают предмет, который они собираются нарисовать, выделяют
главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к
целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и
соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от
объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами
цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической
деятельности. Здесь главную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства
цвета.
В 3 классе рассматриваются 2-3 объекта произведений искусства. Сначала дети называют
на картине предметы и их признаки, затем устанавливают временные, причинно –
следственные связи, понимают содержание, сходство с реальностью, высказывают свое
отношение к изображенному. Ведется работа над пониманием видов и жанров
изобразительного искусства. Работа над развитием речи обучающихся проводится 1 раз в
месяц, в конце четверти и в конце учебного года. На уроке, для проверки накопленного
лексического материала, отводится по 10-15 мин.
Основной формой организации процесса обучения изобразительному искусству является
урок.
В 3 классе уроки решают следующие задачи:
а) обучение композиционной деятельности:
-совершенствование умения в размещении рисунка, аппликации на изобразительной
плоскости;
-научить способам построения рисунка;
-развитие умения устанавливать смысловые связи в рисунке;
- формирование умений планировать деятельность и выделять этапы очередности.
б) развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию:
-формирование умений проводить линии в разных направлениях;
- научить приему изображения геометрических форм с использованием приема
«дорисовывание изображения»;
- развитие умения анализировать форму предметов;
- формирование представлений и развитие умения изображать деревья, человека, жилые
дома городского типа.

в) развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в
живописи:
-совершенствование умений в узнавании и назывании локального цвета предмета;
-научить приемам составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов
при работе с акварелью;
- совершенствование умения работать цветными карандашами и краской;
- закрепление приема работы «примакивание».
г) обучение восприятию произведений искусства:
-формирование умений высказывать свое отношение к изображенному с опорой на
вопросы и план.
Для достижения планируемых результатов предполагается использование разнообразных
методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных
технологий.
Методы и приемы обучения изобразительному искусству:
Общепедагогические:
-практическая работа, упражнения, игры;
-наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
- беседа, объяснение, работа с учебником.
Приемы:
-сравнение, нахождение сходства и различия, выявление существенных признаков;
-классификация и дифференциация и др.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный,
урок-игра,
урок - экскурсия,
урок – путешествие;
урок с элементами исследования.
Формы работы на уроке:
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа
при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обязательным
требованием к каждому уроку является практическая работа. Обучающиеся,
нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во
фронтальной работе со всеми обучающимися класса, а самостоятельно выполняют более
облегченные варианты практической работы, используют шаблоны.
Элементы образовательных технологий:
технология исследовательской направленности;
здоровьесберегающая технология ;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения;
технологии разноуровнего и дифференцированного подхода;
приёмы рефлексивных технологий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот»
рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).
Планируемые результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам.
1. Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно
необходимом жизнеобеспечении;
–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам создания специальных
условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни: умение пользоваться
окружающими в быту вещами и предметами; умение ориентироваться в пространстве
школы (расписание, кабинеты, места общего пользования); умение включаться в
разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие;
– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной
организации: а) умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями,
перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные
возможности; б) умение осваивать места за пределами дома и школы, накапливать и
упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в)
умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в
семье и в школе; г) умение активно взаимодействовать с миром, накапливать опыт
освоения нового при помощи экскурсий, путешествий;
– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей: умение выражать свои чувства соответственно
ситуации социального контакта; знание правил поведения с учителями и учениками в
школе.
2. Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на
конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Обучающиеся научатся:
-знать названия жанров изобразительного
искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и
-знать названия художественных
др.);
материалов, инструментов и приспо-знать названия некоторых народных и
соблений; их свойств, назначения, правил
хранения, обращения с ними и санитарнонациональных
промыслов
(Дымково,
гигиенических требований при работе с
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
ними;
-знать основные особенности некоторых
-знать элементарные правила композиции,
материалов, используемых в рисовании;
цветоведения, передачи формы предмета и
-знать
выразительные
средства
др.;
изобразительного
искусства:
-знать некоторые выразительные средства
«изобразительная поверхность», «точка»,
изобразительного искусства:
«линия», «штриховка», «контур», «пятно»,
«изобразительная поверхность», «точка»,
«цвет»,
объем,
«пространство»,
«линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
«пропорция»,
«симметрия»,
«ритм»,
«динамика»
и
др.;
-знать названия предметов, подлежащих
рисованию; знать названия некоторых
-знать законы и правила цветоведения;
народных и национальных промыслов,
светотени;
перспективы;
построения
изготавливающих игрушки: Дымково,
орнамента, стилизации формы предмета и
Гжель, Городец, Каргополь и др.;
др.;
-самостоятельно организовывать своё
-находить необходимую для выполнения
рабочее место в зависимости от характера
работы
информацию
в
материалах
выполняемой работы: правильно сидеть за
учебника, рабочей тетради;
столом, располагать лист бумаги на столе,
-следовать при
выполнении
работы

держать карандаш, кисть и др.;
инструкциям учителя;
-следовать при выполнении работы
-оценивать
результаты
собственной
инструкциям учителя; рационально
изобразительной
деятельности
и
организовать свою изобразительную
одноклассников
(красиво,
некрасиво,
деятельность; планировать работу; осуаккуратно, похоже на образец);
ществлять текущий и заключительный
-устанавливать
причинно-следственные
контроль выполняемых практических
связи между выполняемыми действиями и
действий и корректировку хода
их результатами.
практической работы;
-рисовать с натуры и по памяти после
-рисовать с натуры, по памяти,
предварительных наблюдений, передавать
представлению, воображению предметы
все признаки и свойства изображаемого
несложной формы и конструкции;
объекта; рисовать по воображению;
передавать в рисунке содержание неслож-уметь различать и передавать в рисунке
ных произведений в соответствии с темой;
эмоциональное состояние и своё отношение
-применять приёмы работы карандашом,
к природе, человеку, семье и обществу;
акварельными красками с целью передачи
-уметь различать произведения живописи,
фактуры предмета;
графики, скульптуры, архитектуры и
-ориентироваться в пространстве листа;
декоративно-прикладного искусства;
размещать изображение одного или группы -уметь различать жанры изобразительного
предметов в соответствии с параметрами
искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
изобразительной поверхности;
сюжетное изображение.
-адекватно передавать цвет изображаемого
объекта, определять насыщенность цвета,
получать смешанные и некоторые оттенки
цвета;
-узнавать и различать в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображённые предметы и действия.
3. Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных,
электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать
с
взрослыми и
сверстниками
в разных социальных
ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание учебного предмета
Характеристика основных видов деятельности
№ Разделы
Колп/ программы
во
п
часов
1. Декоративное 11
На уроках декоративного рисования обучающиеся
рисование
учатся рисовать узоры геометрических и растительных
форм в полосе и квадрате, определять структуру узора,
использовать осевые линии, правильно располагать
элементы. Эти занятия формируют технические и
изобразительные умения обучающихся.
2. Рисование с
12
Обучающиеся упражняются в изображении предметов
натуры
округлой и продолговатой формы; учатся различать и
изображать предметы квадратной, прямоугольной,
круглой и треугольной формы, передавая их
характерные особенности. При изображении плоских
предметов симметричной формы учатся применять
среднюю (осевую) линию; у них развиваются умения
определять последовательность выполнения рисунка,
использовать в рисовании с натуры светлый и темный
оттенки цвета.
3. Рисование на 7
Обучающиеся учатся соединять в одном сюжетном
темы.
рисунке изображения нескольких предметов,
объединяя их общим содержанием; располагать
изображения в определенном порядке (ближе, дальше),
используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ
рисунка.
4. Беседы
об 4
Обучающиеся узнают в иллюстрациях книг и в
изобразительн
репродукциях художественных картин характерные
ом искусстве
признаки времен года, передаваемые средствами
изобразительного искусства; у них развивается умение
видеть красоту природы в различные времена года.

№
п/п

Календарно – тематическое планирование
Тема урока

I четверть:
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого
«Цветы и плоды».
2.
Рисование узора в полосе из веток с листочками.
3.
Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.
4.
Рисование на тему «Тундра осенью». Беседа по картинам об осени
(И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень»).
5.
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко,
груша, огурец, морковь).
6.
Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3-4 флажка на
одном листе).
7.
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
8.
Рисование шахматного узора в квадрате.
II четверть:
1.
Рисование геометрического орнамента в квадрате.
2.
Рисование с натуры игрушечного домика.
3.
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской
тарелки.
4.
Рисование с натуры будильника круглой формы.
5.
Рисование о натуры двухцветного мяча.
6.
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели.)
7.
Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К.
Юон. «Русская зима»).
8.
Рисование на тему «Нарядная елка».
III четверть:
1.
Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги готовая форма).
2.
Рисование симметричного узора образцу.
3.
Рисование на тему «Елка зимой в лесу».
4.
Рисование с натуры молотка.
5.
Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например,
шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).
6.
Рисование с натуры теннисной ракетки.
7.
Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др.
8.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
9.
Рисование по образцу орнамента из квадратов.
10. Рисование с натуры постройки из элементов строительного
материала.
IV четверть:
11. Рисование узора из растительных форм в полосе. Беседа по картинам о
весне (И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», Т.
Яблонская. «Весна» и др.).
1,2. Рисование с натуры весенней веточки.
3.
Рисование на тему «Деревья весной».
4.
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной
формы).
5.
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).
6.
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате

Дата
проведе
ния

1.

13.05

7.
8.

(квадрат - готовая форма).
Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры
цветов.
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи
«Березовая роща», А. Пластов «Сенокос» или др.)

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по
объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении
личности ученика и овладении им социальным опытом.
При выполнении практических работ по изобразительному искусству
-Оценка «5» рационально организовано рабочее место; самостоятельно и творчески
выполнялась работа; рисунок выполнен с учётом установленных требований.
-Оценка «4» допущены незначительные недостатки в организации рабочего места; работа
выполнялась самостоятельно; рисунок выполнен с незначительными отклонениями.
-Оценка «3» имеют место недостатки в организации рабочего места; самостоятельность в
работе была низкой; рисунок выполнен с нарушением отдельных требований.
В 3 классе осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков
обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение
пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов,
предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Изобразительное искусство» проводится в следующих
формах:
-фронтальный опрос;
-творческие и практические работы;
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в
форме творческой работы.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их
эмоционально-волевой сферы.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе
выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с
оценками:
- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по
5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом
2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;
3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше
65%.
Знания и умения обучающихся по изобразительному искусству оцениваются
по
результатам выполнения практических, творческих работ.
«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, обучающийся
умеет применить полученные знания в практической деятельности; верно передает
композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся
допускает неточности в выполнении работы, гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении
наиболее характерное.
«3» - выставляется за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции,
величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя;
предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным
контролем педагога.
«2» - не выставляется.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие
которые, стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Материально – техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
1. М.Ю.Рау, М.А.Зыкова Изобразительное искусство», ФГОС ОВЗ, учебник.
2. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) М.: Просвещение, 2017.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе
обучения используются: натурные объекты предметов, которые предусмотрены
программой, муляжи фруктов, овощей, грибов, листья деревьев, геометрические фигуры;
наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное
искусство»;
оборудование
для
мультимедийных
демонстраций
(компьютер,
медиапроектор).
наборы для рисования (альбомы, простые и цветные карандаши; краски акварельные,
кисточки; ластики, стаканчики - непроливайки); раздаточный материал для обучающихся .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».