АРП Рисование (изобразительное искусство) 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«РИСОВАНИЕ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)»
начальное общее образование, 2 класс

Автор-составитель:
Резникова Лилия Петровна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Рисование (изобразительное
искусство)» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении
методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания
образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024
учебный год.
7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
Основной целью курса «Рисование (изобразительное искусство)» для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса - формирование
духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение
национальным культурным наследием.
Задачи учебного курса «Рисование (изобразительное искусство)» для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса –
1) развивать мелкую моторику пальцев рук для свободного владения карандашом,
умения проводить плавные линии;
2) учить закрашивать рисунок цветными карандашами и красками, соблюдая контуры
изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш и кисть;
3) различать и называть названия всех цветов палитры;
4) учить, используя ориентиры, грамотно располагать рисунок на листе, соблюдать
элементарные пропорции предметов;
5) учить использовать в орнаменте повторяющиеся элементы, соблюдать
последовательность;
6) развивать эстетический вкус, умение пользоваться нужным цветом краски;
7) начать знакомить с произведениями художественного искусства, разными типами
росписи, разными техниками рисования.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область
«Искусство». Адаптированная рабочая программа «Изобразительное искусство» для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса
рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты изучения адаптированной рабочей программы учебного
курса «Рисование (изобразительное искусство)» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
- формирование следующих умений:
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
личностные
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
результаты
поступить.
 осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
 определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
- организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой,
правильно держать альбом и карандаш;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа;
 обводить карандашом шаблоны (трафареты) несложной формы;
соединять точки, поставленные учителем на листе бумаги;
 проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные,
предметные
округлые (замкнутые) линии;
результаты
 ориентироваться на плоскости листа бумаги, находить середину,
верхний, нижний, правый, левый края;
 закрашивать рисунок карандашами, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
 различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий,
коричневый, оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый;
 узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела:
круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб; различать круг
и овал;
 передавать в рисунках основную форму предметов: устанавливать
её сходство с известными формами с помощью учителя;
 узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов,
животных, растений, известных детям из ближайшего окружения;
 сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под
руководством учителя.
Место учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы по рисованию (изобразительному искусству) в федеральном
базисном учебном плане во 2 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год
Содержание адаптированной рабочей программы
(изобразительное искусство)» для обучающихся
(интеллектуальными нарушениями) 2 класса

учебного курса «Рисование
с умственной отсталостью

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (16 ч)
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные),
делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические
фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять

узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык
раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном
направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый,
синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование в полосе узора из листьев и ягод; самостоятельное составление учащимися узора в
полосе; геометрического орнамента в квадрате, квадрате узора из веточек с листочками; узор из
цветов для коврика прямоугольной формы; геометрического орнамента в прямоугольнике;
квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях); узора из снежинок (украшение шарфа или
свитера); узор в полосе для косынки треугольной формы; узора в круге — расписная тарелка.
Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (13 ч)
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы
квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и
передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать
пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине,
справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем
расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные
карандаши в соответствии с натурой.
Рисование с натуры: овощей и фруктов, разных видов грибов, знакомых предметов несложной
формы (папка, линейка, треугольник чертежный), веточки ели, праздничных флажков, елочных
украшений, рамки для картины, игрушки-рыбки, предмета прямоугольной формы (ранец,
портфель, сумка), дорожного знака «Впереди опасность», башенки из элементов строительного
материала, праздничного флажка и воздушных шаров, весенних цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (5 ч)
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения
объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму
частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их
частей (сверху, снизу, рядом, около).
Рисование на тему: «Деревья осенью»; «Ветка с елочными игрушками»; «Снеговики»; «Рыбки в
аквариуме среди водорослей»; «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(1 раз в четверть)
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть
действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и
дифференцировать
цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного
возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е.
Чарушина и др.)
Календарно – тематическое планирование адаптированной рабочей программы учебного
курса «Рисование (изобразительное искусство)» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса
№ п/п
1

2
3

Тема

Планируемый результат

Рисование с натуры овощей и фруктов. Учить рисовать предметыокруглой
Рассматривание иллюстраций в детских
формы.
Учить
книжках
передавать в рисунке форму
предметов. Развивать умение
узнавать
в
иллюстрациях
персонажи народных сказок.
Рисование с натуры разных видов
Учить правильно размещать
грибов (белый, подосиновик, мухомор).
изображение на листе
Учить составлять узоры из
Рисование в полосе узора из листьев и

Дата
проведения

ягод (по образцу).
4
5

Самостоятельное составление
учащимися узора в полосе.
Рисование геометрического орнамента в
квадрате (построить в квадрате осевые
линии,
полученные
треугольники
раскрасить цветными карандашами).

6
Рисование в квадрате узора из веточек с
листочками (на осевых линиях).

7

Рисование на тему «Деревья осенью».
Рассматривание иллюстраций в детских
книжках.

8

Рисование с натуры знакомых предметов
несложной формы
(папка, линейка,
треугольник чертежный).

9

Декоративное рисование — узор из
цветов для коврика прямоугольной
формы.

10

Рисование геометрического орнамента в
прямоугольнике (по образцу)

11

Декоративное рисование — орнамент в
квадрате. Рассматривание иллюстраций
в детских книжках. Знакомство с
Городецкой росписью.

12

Рисование в квадрате узора из веточек
ели (на осевых линиях).

13

Рисование с натуры веточки ели.
Рассматривание иллюстраций в детских
книжках.

14

Рисование с натуры праздничных
флажков.

15

Рисование с натуры елочных украшений

растительных элементов в полосе,
соблюдая чередование.
Совершенствовать навык
раскрашивания рисунка.
Учить проводить осевые линии.
Учить проводить от руки прямые
линии. Совершенствовать знание
основных
цветов.
Учить
использовать
в
узорах
дополнительные цвета.
Учить проводить осевые линии.
Учить составлять узоры из
растительных элементов в
квадрате, соблюдая чередование.
Уточнить
зрительные
представления об окружающей
действительности.
Учить
передавать в рисунке основную
форму
знакомых
предметов.
Развивать
умение
называть
действующих лиц, изображенных
на картинке.
Учить проводить от руки прямые
линии. Развивать умение рисовать
от руки основные геометрические
фигуры,
передавать
форму
изображаемых предметов.
Учить составлять узоры из
растительных
элементов
в
прямоугольнике,
соблюдая
чередование. Совершенствовать
навык раскрашивания рисунка.
Учить составлять узор в
прямоугольнике по образцу.
Формировать умение грамотно
располагать фигуры.
Познакомить с Городецкой
росписью. Развивать умение
называть действующих лиц,
изображенных на картинке. Учить
составлять узор в квадрате.
Учить составлять узор в квадрате.
Формировать умение проводить от
руки осевые линии, рисовать
веточку ели близко к образцу.
Формировать умение рисовать
веточку ели близко к образцу.
Развивать умение называть
действующих лиц, изображенных
на картинке.
Учить проводить от руки прямые
линии. Развивать умение рисовать
от руки основные геометрические
фигуры, передавать форму
изображаемых предметов.
Учить передавать в рисунке форму
шара. Развивать умение рисовать

16

Рисование на тему «Ветка с елочными
игрушками».

17

Рисование
узора
из
снежинок
(украшение шарфа или свитера).

18
Рисование на тему «Снеговики».
19
20
21
22

23

24

25

Беседа по картинам. Рисование с натуры
рамки для картины.
Рисование с натуры игрушки-рыбки.
Рисование на тему «Рыбки в аквариуме
среди водорослей».
Рисование
с
натуры
предмета
прямоугольной формы (ранец, портфель,
сумка).
Беседа об изобразительном искусстве.
Знакомство
с
полхов-майданскими
изделиями. Рисование узора в полосе.
Декоративное рисование — узор в
полосе для косынки треугольной формы
(треугольник — готовая форма).
Рисование с натуры дорожного знака
«Впереди опасность»

от руки.
Формировать умение рисовать
веточку ели близко к образцу.
Развивать умение передавать
форму изображаемых предметов.
Формировать умение проводить
осевые линии. Учить передавать
форму снежинок.
Учить передавать в рисунке форму
шара. Развивать умение рисовать
от руки.
Формировать умение рисовать с
натуры.
Формировать умение передавать
форму рыб, рисовать, не выходя за
контуры предмета.
Учить
рисовать
предметы
прямоугольной формы «от руки».
Познакомить с полхов-майданским
узором. Учить передавать его в
рисунке в соответствии с цветовой
гаммой, техникой исполнения.
Учить грамотно составлять узор,
аккуратно и правильно его
закрашивать.
Учить
передавать
форму
дорожного
знака,
соблюдать
цветовую гамму.
Учить грамотно составлять узор,
аккуратно и правильно его
закрашивать.
Учить грамотно составлять узор,
аккуратно и правильно его
закрашивать.
Формирование умения составлять
композицию, передавать в рисунке
замысел.
Формирование умения рисовать с
натуры,
передавать
форму
геометрических предметов.

26

Рисование узора в круге — расписная
тарелка (круг — готовая форма).

27

Рисование
узора
в
полосе
из
чередующихся геометрических фигур,
данных учителем

28

Декоративное оформление
«Ракета летит».

29

Рисование с натуры башенки из
элементов строительного материала.
Рисование с натуры праздничного
флажка и воздушных шаров.
Тематический
рисунок
«Дом, Формирование умения рисовать с
украшенный к празднику флажками и натуры,
передавать
форму
огоньками».
геометрических
предметов,
соблюдать цветовую гамму.
Рисование узора в полосе из цветов и
листочков.
Учить
рисовать
максимально
Рисование узора в круге из цветов (круг похожие друг на друга предметы.
— готовая форма).
Формирование умения передавать
в рисунке форму предметов
Рисование с натуры весенних цветов.
окружающего мира, соблюдать
Беседа по картине.
цветовую гамму, передавать
настроение и красоту природы.

30
31

32
33

34

открытки

Результаты изучения адаптированной рабочей программы «Изобразительное искусство»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса
Обучающиеся должны уметь:
1) свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не
поворачивая при этом лист бумаги;
2) ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в
соответствии с инструкцией учителя;
3) использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними
размещать изображение на листе бумаги;
4) закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения,
направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
5) рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
6) понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
различать и знать названия цветов;
7) узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоциональноэстетическое отношение к ним.
Материально – техническое обеспечение адаптированной рабочей программы
«Рисование (изобразительное искусство)» для обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) 2 класса
В процессе обучения используются наглядные пособия:
 натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи фруктов,
овощей, грибов, листья деревьев, геометрические фигуры;
 наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное
искусство»;
Образовательный процесс оснащается:
 наборами для рисования (альбомы, простые и цветные карандаши; краски акварельные,
кисточки; ластики, стаканчики - непроливайки);
 раздаточными материалами для учащихся (трафареты, открытки).
Информационное обеспечение образовательного процесса
1.Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
2.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
3.Учительский портал http://www.uchportal.ru
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/11/23/uroki-izo-v-nachalnoy-shkole-poshagovoerisovanie-predmetov
5. http://pedsovet.su/load/242
6. http://shkola-abv.ru/katalog_prezentaziy5.html
7.http://festival.1september.ru/articles/615824/
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные
виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об
изобразительном искусстве.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».