АРП Музыка 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«МУЗЫКА»
начальное общее образование, 4 класс

Автор-составитель:
Резникова Лилия Петровна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.
Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на
основании следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в
2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель учебного курса – формирование у детей музыкальной
культуры, развитие следующих умений и навыков:
1) умение слушать музыку;
2) слухоречевое координирование;
3) умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на
музыкальные переживания, воплощённые в ней;
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач:
Задачи образовательные:
1. Формировать знания о музыке с помощью изучения
произведений различных жанров, а также в процессе собственной
музыкально - исполнительской деятельности; 2.Формировать музыкально
- эстетический словарь;
3.Формировать
ориентировку
в
средствах
музыкальной
выразительности; 4.Совершенствовать певческие
навыки;
5. Развивать чувство ритма, речевую активность, звуко-высотный
слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку,
музыкально - исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
1. Помочь
самовыражению
умственно
отсталых
школьников череззанятия музыкальной деятельностью;
2. Способствовать преодолению неадекватных форм
поведения, снятиюэмоционального напряжения;
3. Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и

свободногообщения с окружающими, развивать эмоциональную
отзывчивость;
4. Активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно - развивающие:
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах,
выдержки,волевых черт характера.
2. Нормализация психических процессов: памяти, внимания,
мышления,регуляция процессов возбуждения и торможения.
3. Развитие способности эмоционально и адекватно
воспринимать музыкуразного характера.
4. Развитие способности различать звуки по высоте, силе,
длительности и тембру; формирование чувства ритма, способности
запоминания и воспроизведениямелодии.
5. Обогащение представлений детей об окружающем мире.
6.Корригировать нарушения звуко-произносительной
стороны речи.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы в учебном плане МБОУ «Ш – И
поселкаЭгвекинот» предусмотрено 34 часа, по 1 часу в неделю.
При определении содержания учебного предмета «Музыка» необходимо учитывать
следующие
требования:
социокультурные
требования
современного
образования;
- приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных
традиций вконтексте
мировой
культуры;
художественная
ценность
музыкальных
произведений;
- доступность содержания учебного предмета «Музыка»
обучающимся сумственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями);
- психотерапевтические и психокоррекционные возможности
музыкальнойдеятельности.
Содержание программы по музыке базируется на изучении
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) основ музыкальногоискусства:
жанры музыки
(песня,
танец,
марш
и
их
разновидности);
основные
средства
музыкальной
выразительности;
- формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная,
- .
Основу содержания Программы составляют: произведения
отечественной (русской) классической и современной музыкальной
культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как
отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе,
труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные
жанры русских народных песен; песенность как основная черта
русской
народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве
русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает
принципу концентризма построения учебного материала.
Повторение
обучающимися

с умственной о

переживаний, закреплению уже
полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков,совершенство
содержания
музыкальных
произведений
возможностям
восприятия
ихобучающимися
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо
учитывать
наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа
художественности.
Обучающимся
с
умственной
отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные
с их интересами и бытом:ситуации
взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы
животных,
сказочно-героические
персонажи,
школьная
жизнь,
общественные и природные явления,
трудовая, профессиональная деятельность.
Музыка
для
слушания
отличается:
четкой,ясной структу
выразительными мелодическими оборотами; использованием
изобразительных,танцевальных, звукоподражательных
элементов.
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку,
адекватно
реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных
произведениях; элементарными представлениями о многообразии
внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной
отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения
различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением
передавать словами примерное содержание музыкального произведения;
умением определять разнообразные по форме и характерумузыкальные
произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия);
умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения
по вступлению; умением
выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном
произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание); представлениями о
сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль,оркестр);

представлениями

о
музыкальных
инструментах
и
их
звучании.Песенный репертуар раздела «Хоровое
пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская,классическая, современная.
Используемый песенный материал характеризуетсясмысловой
доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет
простой
ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствующиетребованиям организации щадящего голосового режима.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественныхявлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров:
песни-прибаутки,шуточные песни, игровые песни, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой
установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные
руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной
фразы; отработка навыков экономного
выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения
быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих
пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при
исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение

коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка
естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно
формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от
смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные
при пении двух
звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в
темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного,
легкого пения (работа
над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному
исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного
интонирования
мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие
умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой
интонирования и выравнивание звучания
на
всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе
специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить
куплет хорошо знакомой
песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование
звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние,
низкие;

восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие
уменияпоказа
рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие
уменияопределять
сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе
характераее
мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов
(внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать
вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него,
прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон;
развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие
умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения
песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в
пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно
громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1
– ля1, ре1 –си1,
до1 – до2; стимулирование эстетического наслаждения от собственного
пения.Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три
периода, соответствующих
познавательным возможностям
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Первый, пропедевтический период – от 6 до 8 лет (дополнительный
1 – 1 класс). Дети
накапливают
опыт
восприятия
музыки,первоначальны
представлений,
интонирования
мелодии
голосом.
Происходит
ознакомление с характером
музыки (спокойная, веселая, грустная); с динамическими особенностями
(громкая, тихая);

развиваются элементарные представления о многообразии внутреннего
содержания
прослушиваемых
произведений;
с
музыкальными
инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян,
гитара, труба); формируются элементарные представления о форме песни
(вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах
(песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание
музыки, танец и т.д.) и правилах поведения на уроках.
Во втором периоде – от 9 до 11 лет (2 – 4 классы) – происходит
более осознанное овладение знаниями,исполнительскими умениями.
Обучающиеся знакомятся с музыкальными понятиями: высота и
длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор);
продолжают изучать многообразие музыкальных инструментов (орган,
арфа, флейта, виолончель, саксофон, балалайка, другие народные
инструменты) и музыкальной формы (части произведения). У
обучающихся
формируются
элементарные
представления
о
полифункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для
отдыха, трудовой деятельности); разновидностях маршей (военный,
спортивный, праздничный, траурный) и танца (вальс, полька, танго,
полонез, хоровод).
В третьем периоде – в возрасте от 12 до 14 лет (5 класс) – знания,
полученные практическим путем, систематизируются и обобщаются. У
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) формируются
представленияо
способах графического фиксирования музыки с помощью нотного письма
(нотный стан, нота, звук,

пауза, размер, длительность, мелодия, аккомпанемент и др.). Обучающиеся
приобретают
знания о музыкальных профессиях, специальностях (композитор,
дирижер, музыкант,
певец); особенностях творчества композиторов; о составе и звучании
симфонического
оркестра, современных творческих объединений; о жанрах музыкальных
произведений
(опера, балет, соната, симфония,
концерт,
квартет,
романс,
серенада). Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра
предполагает использование таких музыкальных инструментов, как
металлофон, ксилофон,триола,
детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба,
кастаньеты, трещотки,
ложки, детский баян и аккордеон и др.
Обучая
игре
на
металлофоне,
необходимо
научитьправильным п
пальце, слегка прижимается сверху большим пальцем. Кисть в момент
удара нужно расслабить. При этом очень важно соблюдать меру,
поскольку, если молоточек держится
слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажатой и скованной,
звук становится глухим, жестким. Удар наносится ровно посередине
металлической пластинки,
не задевая соседних пластинок. В таком случае звук получается чистый, звонкий.
При
обучении игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, кастаньетах
необходимо
сформировать осознанное восприятие музыки ребенком. Для этого надо
научить слушать
музыкальное сопровождение на фортепиано, после чего позволить ребенку
самому исполнить простейшее сопровождение к какой-либо пьесе: держа
инструмент в руке,передать ритмический рисунок произведения.

На маракасах, румбе играют кистевымдвижением, а по
треугольнику наносят спокойные
удары
палочкой
посередине
горизонтальной перекладины.
Для
приглушения
звука
к
инструменту
прикасаются пальцем. При игре на трещотке, состоящей из деревянных
пластин, обучающиеся учатся
правильно, ритмично встряхивать ими, чтобы пластинки, касаясь друг
друга, извлекали
четкий звук. При игре на кастаньетах обращается внимание на излишнюю
громкостьзвучания.
Для предотвращения этого обучающиеся учатся брать инструмент в одну
руку и
правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладонь другой. Звук от такого
игровогоприема становится более приглушенным, но и более четким,
ритмичным. При игре на
бубне обучающиеся учатся различному звукоизвлечению: кончиками пальцев или
основанием кисти по центру натянутой мембраны или по краям обруча. При игре натриоле,
детском саксофоне или кларнете, происходит обучение правильному расходованию дыхания,
координируя взаимосвязь между силой звучания и интенсивностью выдоха. Кроме этого,
синхронизируется умеренный, равномерный выдох

с одновременным нажатием на нужную кнопку или клавишу. Перед игрой
у каждогодухового инструмента мундштук обязательно протирается
влажной салфеткой.
После
успешного овладения правильными приемами звукоизвлечения,
осуществляетсяпереход к
разучиванию инструментальных партий в музыкальных произведениях для
ансамбляили
шумового оркестра. Как правило, это элементарное ритмическое
сопровождение без изменения звуковысотности. После отработки
ритмической фигуры содержание партииобогащается несложным
голосоведением. При обучении игру на музыкальных инструментах детского
оркестра ребенок должен хорошо помнить мелодию, иметь музыкальнослуховые представления, уметь пропеть звуки мелодии голосом.
Виды музыкальной
деятельности.Пение

• Закрепление певческих навыков и умений на материале,
пройденном впредыдущих классах, а также на новом
материале.
• Развитие умения петь без сопровождения инструмента
несложные, хорошознакомые песни.
• Работа над кантиленой.
• Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения
мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее
движение мелодии и на однойвысоте.
• Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз
или снизувверх).
• Развитие умения определять сильную долю на слух.
• Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе
исполняемогопроизведения.
• Формирование элементарных представлений о выразительном
значениидинамических оттенков (форте – громко, пиано –
тихо).
Слушание музыки
• Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и
художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых

создаютсяобразы.
• Развитие умения различать марши (военный, спортивный,
праздничный,шуточный, сказочный), танцы (вальс, полька,
полонез, танго, хоровод).
• Формирование элементарных представлений о
многофункциональности музыки(развлекательная, спортивная, музыка
для отдыха, релаксации).
• Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием:
аккордеон,валторна, литавры.
108

• Игра на музыкальных инструментах.
• Закрепление навыков игры на знакомых музыкальных инструментах.
• Обучение детей игре на фортепиано.
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть Без труда не проживешь.
Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л.
Кондрашенко.
Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н.
Найденовой.
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Во кузнице. Русская народная песня.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского.
Вторая четверть
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение».
Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка».
Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Третья четверть
Пусть всегда будет солнце!
Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Моя Россия. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Мальчишки и девчонки. Музыка А. Островского, слова И. Дика.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Четвертая
Три танкиста. Из кинофильма «Трактористы». Музыка Дм.
четверть
Покрасса, слова Б. Ласкина.
Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром».
Музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Музыкальные произведения для слушания
А. Пьяццолла. Либертанго
В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха
Шапокляк».Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К.
Ибряева. Дважды два – четыре. Музыка В. Шаинского,
слова М. Пляцковского.П. Чайковский. Симфония № 5.
Часть II. Andante cantabile.
Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма
«Тридцать восемьпопугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г.

Остера.
Три белых коня. Из телефильма
«Чародеи».Музыка Е. Крылатова,
слова Л. Дербенева.
Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь».
Музыка
В.
Казенина,
слова
Р.
«Пер
П.
Чайковский.
Баба-Яга.
Из
«Детского
альбома». М.
Глинка.
Марш
Черномора
из
оперы
«Руслан
и
Людмила». Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы
«Сказка о царе Салтане». Спортивный марш. Из кинофильма «Вратарь».
Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача.
В.
Агапкин.
Прощание
славянки.П.
Чайковский. Полька. Из
«Детского
альбома». П.
Чайковский.
Полонез.
Из
оперы
«Евгений
Онегин». Катюша.
Музыка
М.
Блантера,
слова
М.
Исаковского. День Победы. Музыка Д.
Тухманова, слова В. Харитонова.

Лаубе.Э. Григ. В пещ
Гюнт».

С.

Прокофьев.
Марш. Из
оперы «Любовь
к
трем
апельсинам».В.
Монти.
Чардаш. В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к.
331.Формы
организации
учебной
деятельности Основной формой музыкального образования являются уроки пения и
музыки.
На

них дети получают первоначальные сведения о творчестве
композиторов,знакомятся
с
различными музыкальными жанрами, овладевают вокально-хоровыми
навыками иигрой
на простейших музыкальных инструментах, учатся слушать музыку.В обучении ум
комбинированные, тематические икомплексные типы уроков, в
зависимости от различных видов музыкальной ихудожественной
деятельности,
вид
музыкальной
деятельности,
другие
виды
выполняют
второстепенные,вспомогательные
роли. У детей происходит целенаправленное развитие музыкальных
способностей, корригируются определенные нарушения. Для развития
эмоциональной отзывчивости
используется пение, дополнительными видами деятельности являются
слушание музыки,
выполнение танцевальных и образных движений, соответствующих
характеру исодержанию музыки, беседа, способствующая формированию
певческих навыков.Преобладание во время урока такого вида
деятельности, как слушание музыкальных произведений, предполагает
развитие не только навыка музыкальноговосприятия, но и умение
выразить настроение с помощью действий творческогохарактера.
Дети учатся самостоятельно анализировать качество
исполнениямузыкального произведения, определяют характер
и содержание; составляютрассказы, придумывают движения, рисуют.
При определении основным видомдеятельности
игры
на
музыкальных
инструментах детского оркестра, расширяются представления о
разнообразии,
богатстве
музыкальных звуков. С помощью рассказа учителя учащиеся овладевают
знаниями о детских, народных, духовых, современных инструментах,

инструментах симфонического
оркестра. Дополнительным видом музыкальной деятельности являются
дидактические
игры по определению названия инструмента по его звучанию, ансамблевая
игра вместе
с
пением,
танцевально-ритмическими
движениями.
Особенностью уроков комбинированного типа является объединение
нескольких
видов музыкальной деятельности. При невозможности использования на
одномуроке
сразу всех видов музыкальной деятельности следует стремиться к тому,
чтобыотсутствие
какого-либо вида не было постоянным.

Ниже
приводится
примерный
ход
урока
комбинированного
типа:
I.
Организационный,
подготовительный
этап:
1. проводятся специальные мероприятия по уравновешиванию негативных
нервнопсихических проявлений, преобладающих в классе. Для этого подбираются
такие виды музыкальной и образовательной деятельности, которые обладают
активизирующим, либо седативным, успокаивающим эффектом. Так, тонизирующее
воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки
танцевального
характера,
выполнение
танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная
игра
на
простейших музыкальных инструментах. Напротив, успокаивающее, расслабляющее
воздействие на детей оказывает пение или слушание спокойной, любимой всеми
музыки
лирического содержания, близкой по характеру колыбельной. Дополнительно
применяются методы коррекционного воздействия – убеждение и внушение. В ходе
проведения подготовительного этапа повышается работоспособность детей,
активизируются познавательные процессы, сглаживаются отклонения в поведении.
2.
ознакомление
учащихся
с
планом
урока.
II. При достижении состояния готовности у детей, происходит переход к
основному
этапу урока, в ходе которого последовательно используются все виды музыкальной
деятельности (пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах,
музыкальнообразовательная
деятельность).
Вариативность структуры комбинированных уроков может проявляться в
совмещении двух и более видов музыкальной деятельности. Так, одновременно со
слушанием музыки могут исполняться танцевально-ритмические движения,
передающие
характер прослушанного произведения и игра на простейших музыкальных
инструментах.
В процессе пения используются не только танцевально-ритмические
движения, но и музыкальная драматизация, инсценировка, которые также имеют
разновидности. В одних, содержание песни изображают сами исполнители, а в
других, роли распределяются между воспитанниками, не участвующими в пении.
Использование разнообразных вариантов способствует повышению интереса детей к
данной
деятельности.
На заключительном этапе урока осуществляется подведение итогов,
выставление
оценок, распределение творческих заданий на дом. Может совместно исполниться
любимая песня детей, в ходе исполнения которой у учащихся возникают
положительные
эмоции,
которые
сохраняются
после
окончания.
При планировании уроков внимательно продумывается логичность и
последовательность предлагаемых заданий. Трудности с пением могут возникнуть
сразу
после выполнения танцевально-ритмических упражнений, когда повышаются
давление,
пульс, учащается дыхание. Необходимо постепенное снижение двигательной
активности
спокойными
движениями
и
играми.
Тематические уроки объединены общей музыкальной темой или темой,

взятой
из
окружающей жизни и органично связанной с музыкой.
Например, темы: «Что нам осень принесет?», «Образ природы в творчестве
русских композиторов». Помимо природы тема урока может быть связана с самой
музыкой: «Народные музыкальные инструменты», «Орган – чудо инструмент»,
«Танцевальная
музыка
в
прошлом
и
в
настоящем».
На
уроках
наиболее полно даются представления о музыкальном искусстве, музыкальных
инструментах, различных музыкальных жанрах. Структура тематических уроков
позволяет проводить единую сюжетную линию. Сюжет с опорой на сказку или игру
придает заданиям увлекательную форму и занимательность, способствует решению
психокоррекционных задач. В зависимости от периода обучения содержание
тематических
уроков
постепенно
усложняется.
На уроках комплексного типа осуществляется связь различных видов
искусства.
Помимо музыки используются живопись, хореография, кинематография, литература,
театр и др. Каждый вид искусства использует свой оригинальный язык,
выразительные
особенности для воплощения и передачи сведений об окружающем мире, различных
настроениях, переживаниях человека. На таких уроках с помощью разнообразных
видов
искусства на ребенка оказывается комплексное влияние.
Происходит
воздействие
на
различные анализаторы, функциональные системы организма. Темы занятий носят
искусствоведческий характер, взяты из окружающей жизни или могут быть связаны
со
сказками, театром, например: «Герои любимых сказок», «Двенадцать месяцев»,
«Звери
–
музыканты», «Балеты П.И. Чайковского».
Дети
учатся
находить
сходство
и
различие
характеристик действующих лиц, богатство оттенков настроения, выраженных
специфическими средствами выразительности. Анализируются художественные
образы,
воплощенные в мультипликационных и детских художественных фильмах,
мюзиклах,
полиграфических иллюстрациях. Воспитатели, педагоги дополнительного
образования,
работающие с детьми, в подготовке комплексных уроков принимают
непосредственное
участие. Широко используются знания, умения, творческие навыки, полученные
воспитанниками на других занятиях эстетического цикла.
В
ходе
уроков
находят
применение детские поделки, рисунки, изделия прикладного характера.
Уроки проводятся по содержанию примерной рабочей программы планомерно
по всем видам музыкальной деятельности. Учитель распределяет учебный материал на
несколько уроков, организуя каждый из них таким образом, чтобы при относительной
самостоятельности и автономности он являлся составной частью целостного
педагогического
процесса.

Важна заинтересованность детей в продолжение музыкального воспитания, в
овладении новым материалом в ходе последующих уроков. Необходима взаимосвязь
каждого урока любого типа с предыдущими и последующими. Для этого при
планировании составляется следующая схема: усвоение нового материала,
повторение
ранее разученного, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

В ходе урока постоянно меняются виды деятельности учащихся: они поют, играют
на музыкальных инструментах, слушают и обсуждают музыкальные произведения и
др.
Это требует от педагога дополнительных усилий, так как при переключении с
одного
на
другой вид деятельности необходимо активизировать внимание учащихся и
изменять
установки эмоционального восприятия.
Но, вместе с тем, чередование заданий, разнообразие и поурочное усложнение
учебного материала благоприятствует развитию различных способностей
Тематическое планирование учебного предмета «Музыка»
№
те
мы

Тема урока

Кол-во
часов,
отводимых на
освоение
каждой темы

1.

Вводный урок

1

2

Без труда не
проживешь

6

3

Обобщение по
теме
«Без труда не
проживешь»

4

Будьте добры

Основные виды деятельности обучающихся на уроке
Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание
последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего
музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся.
Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен,
выученных на предыдущих годах обучения.
Знакомство со звучанием музыкального инструмента: аккордеон.
Слушание музыки: детские песни из популярных отечественных
мультфильмов; А. Пьяццолла. Либертанго (аккордеон).
Музыкально-дидактические игры.
Хоровое пение:
Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова
и Л. Кондрашенко.
Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Во кузнице. Русская народная песня.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе
исполняемого произведения. Дифференцирование звуков по
высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие,
средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной
высоте. Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху
вниз или снизу вверх).
Слушание музыки:
В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк».
Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Дважды два – четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: валторна.
Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала
для слушания по теме. Музыкально-дидактические игры.
П. Чайковский. Симфония №5. Часть II. Andante cantabile.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Хоровое пение: закрепление изученного
песенного репертуара по теме
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
Хоровое пение: Колыбельная Медведицы. Из мультфильма
«Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка
А. Флярковского, слова А. Санина.

5

Обобщение по
теме «Будьте
добры»

6

Контрольно
обобщающий
урок

7

Моя Россия

8

Обобщение по
теме «Моя
Россия»

Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка
Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения определять и передавать идейное и художественное
содержание сказочных сюжетов в музыкальных произведениях;
выделять и формулировать характеристики музыкальных средств
(средств музыкальной выразительности), с помощью которых
создаются образы.
Слушание музыки:
Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать
восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова,
слова Л. Дербенева. Песенка странного зверя. Из мультфильма
«Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе. Э. Григ. В
пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена
«Пер Гюнт». П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Музыкально-дидактические игры. Игра на музыкальных инструментах
Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме
Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала
для слушания по теме. Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах
Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1-2
четверть. Слушание музыки: повторение и обобщение изученного
музыкального материала для слушания за 1-2 четверть.
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах.
Хоровое пение:
Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Моя Россия. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Мальчишки и девчонки. Музыка А. Островского, слова И. Дика.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Работа над кантиленой.
Развитие умения различать марши, танцы (вальс, полька, полонез,
танго, хоровод). Слушание музыки:
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Спортивный марш. Из кинофильма «Вратарь». Музыка И.
Дунаевского. Слова В. Лебедева - Кумача
В. Агапкин. Прощание славянки.
П. Чайковский. Полька. Из «Детского альбома».
Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: литавры.
Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы
«Сказка о царе Салтане».
Спортивный марш. Из кинофильма «Вратарь».
Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева
Кумача.
В. Агапкин. Прощание славянки.
П. Чайковский. Полька. Из «Детского альбома».
Знакомство с музыкальным инструментом и его
звучанием: литавры.
Слушание музыки:
П. Чайковский. Полонез. Из оперы «Евгений
Онегин».
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по
темам
Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала
для слушания по темам. Музыкально-дидактические игры

9

Великая Победа

10

Мир похож на
цветной луг

11

Обобщение по
темам:
«Великая
Победа», «Мир
похож на
цветной луг»

12

Контрольно
обобщающий
урок

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Хоровое пение:
Три танкиста. Из кинофильма «Трактористы».
Музыка Дм. Покрасса, слова Б. Ласкина.
Слушание музыки:
Катюша. Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.
День Победы. Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
Хоровое пение:
Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром».
Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Формирование элементарных представлений о выразительном
значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо).
Слушание музыки:
С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам».
В. Монти. Чардаш.
В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к.
331.
Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме
Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала
для слушания по теме. Развитие умения различать марши (военный,
спортивный, праздничный, шуточный, сказочный)
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за
учебный год
Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала
для слушания за учебный год
Формирование элементарных представлений о
многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка
для отдыха, релаксации).
Инсценирование. Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах

Учебно-методический материал
1. Евтушенко, И. В. . Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
(раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.)
Материально-техническое обеспечение
- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;
- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;
- дидактический материал и демонстрационные таблицы;
- музыкальные инструменты, музыкальный материал;

- Толкачева Ю.В., Ступикова Л.Г., Никишина О.А. Картотека предметных
картинок. История музыкальных инструментов. Дидактические игры. Выпуск 35
СПб Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2014 г.
- CD – ROM Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 6 класс.
Составитель - Сергеева Г.П.
- CD – ROM Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 5 класс.
Составитель - Сергеева Г.П.

Личностные и предметные результаты обучения в связи с овладением
содержанием учебной программы по музыке:

Личностные результаты
обучения

- положительная мотивация к занятиям различными
видами музыкальной деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и
коммуникации с взрослыми и другими
обучающимися в различных видах музыкальной
деятельности на основе сотрудничества,
толерантности, взаимопонимания и принятыми
нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению
приобретенного музыкального опыта в урочной и
внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с
нормативным развитием и другими окружающими
людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся
своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных
способностей;.
- начальные навыки реагирования на изменения
социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических
предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и
оценочных суждений;
- наличие доброжелательности, отзывчивости,
открытости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
- сформированность установки на здоровый образ
жизни, бережное отношение к собственному
здоровью, к материальным и духовным ценностям;

Предметные результаты обучения

Минимальный уровень

- определение содержания знакомых музыкальных
произведений;
- представления о некоторых музыкальных
инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без
него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных
песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
- правильное формирование при пении гласных
звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в
конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша,
окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками,
на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и
характеру музыкальных произведений (веселые,

Достаточный уровень

грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной
грамоте.
- самостоятельное исполнение разученных песен, как
с инструментальным сопровождением, так и без него;
- представления обо всех включенных в Программу
музыкальных инструментах и их звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением
требований художественного исполнения, с учетом
средств музыкальной выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях
подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию
песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной
выразительности: динамические оттенки
(форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа
(быстро, умеренно, медленно);
особенности регистра (низкий, средний, высокий) и
др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как
средства графического изображения музыки;

Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 4 классе
Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

- современные детские песни для самостоятельного
исполнения;
- значение динамических оттенков (форте – громко,
пиано – тихо);
- музыкальные инструменты и их звучание
(аккордеон, валторна, литавры);
- особенности мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
- особенности музыкального языка современной
детской песни, произведений со сказочными
сюжетами, их идейное и художественное содержание.
- петь хором, выполняя требования художественного
исполнения;
- ясно и четко произносить слова в песнях
подвижного характера;
- исполнять хорошо выученные песни без
сопровождения, самостоятельно;
- различать разнообразные по характеру и звучанию
марши, танцы.

Оценка достижения планируемых результатов: подходы к оцениванию
предметных знаний определены Примерной АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (раздел «2.1.3. Система
оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы»).
Достижение планируемых результатов освоения АООП определяется по
завершению
I
этапа
образования
(к
концу
4
класса).
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и

предметные
результаты.
В 4 классе в течение учебного года осуществляется динамическое
наблюдение за достижением планируемых результатов. В 4 классе целесообразно
поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя качественную и
количественную оценку. Оценка предметных результатов в балльной системе
базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. При
использовании балльной системы оценивания необходимо, чтобы оценка
свидетельствовала
о
качестве
усвоенных
знаний.
В связи с этим критериями оценки планируемых результатов являются:
– соответствие или несоответствие научным знаниям и практике;
–
полнота
и
надежность
усвоения;
–
самостоятельность
практического
применения
усвоенных
знаний.
В процедуре и выборе системы оценивания текущих и итоговых (на момент
окончания 4 класса) достижений обучающихся определяющим фактором является
возможность стимулирования учебной и практической деятельности обучающихся,
оказания положительного влияния на формирование их жизненных компетенций.
Освоение обучающимися АООП (вариант 1) осуществляется по специальным
учебникам, а также с использованием наглядно-дидактических материалов и
технических средств обучения, предназначенных для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), отвечающим их особым
образовательным потребностям и позволяющим реализовывать выбранный вариант
программы.
Контрольно-оценочные
материалы
и
критерии
оценки
Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе
и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и
оценивается:
1) умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать
словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной
выразительности;
2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать
полученные знания;
3) знание музыкальной литературы;
4) владение вокально-хоровыми навыками.
Процедура контроля освоения программы осуществляется по следующим
параметрам:
- исполнительский уровень оценивается как во время разучивания песни
методом наблюдения учителя, так и во время итогового пения – «концертное
исполнение»;
- уровень усвоения знаний оценивается на уроке во время беседы о музыке;
- уровень эмоциональной отзывчивости у младших школьников определяется
диагностическими материалами.
Результаты освоения программы оцениваются в виде текущего и
тематического контроля.
Текущий контроль

Тематический контроль

- устный опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой);
- исполнение песни;
- игра на музыкальных инструментах;
- выполнение творческих заданий (музыкальные импровизации;
передача в движении музыкального образа; составление рассказа
по музыкальному произведению и др.);
- музыкальные загадки.
- урок-концерт;

- участие обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) в различных классно-групповых, общешкольных и
внешкольных массовых мероприятиях художественной
самодеятельности (концерт, смотр, конкурс, фестиваль).

Нормы оценок
1. Слушание музыки
Оценка «Пять»

Оценка «Хорошо»

Оценка «Удовлетворительно»

- установка слушателя выполнена полностью; ответ
правильный и полный, включает в себя характеристику
содержания музыкального произведения, средств
музыкальной выразительности, возможна помощь
учителя.
- установка слушателя выполнена не полностью; ответ
правильный, но неполный, включает в себя
характеристику содержания музыкального
произведения, средств музыкальной выразительности,
много наводящих вопросов учителя.
- установка слушателя почти не выполнена; ответ
правильный, но неполный или односложный, средства
музыкальной выразительности раскрыты недостаточно,
много наводящих вопросов учителя.

2. Хоровое пение
Оценка «Пять»
Оценка «Хорошо»

Оценка «Удовлетворительно»

- знание мелодической линии и текста песни; чистое
интонирование и ритмически точное исполнение;
выразительное исполнение.
- знание мелодической линии и текста песни; в
основном, чистое интонирование и
ритмически правильное исполнение; пение недостаточно
выразительное.
- допускаются отдельные неточности в исполнении
мелодии и текста песни;
неуверенное, не вполне точное, иногда фальшивое
интонирование, есть ритмические неточности; пение
невыразительное.

3. Проявление интереса, эмоциональный отклик
- высказывание своей жизненной позиции;
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- стремление проявить музыкальные способности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
МУЗЫКА, 4 КЛАСС
№
п\п

Тема урока

Песенность, танцевальность и маршевость.
1. Понятие «песенность» в музыке.
2. Песня, как форма музыкального произведения.
3. Понятие «танцевальность» в музыке.

Количе
ство
8
1
1
1

Дата

15.09.
22.09.
29.09.
06.10.
13.10.

4.
5.
6.
7.
8.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Танец, как форма музыкального произведения.
Понятие «маршевость» в музыке.
Марш, как форма музыкального произведения.
Средства музыкальной выразительности.
Музыкальная викторина «Песня, танец, марш».
Музыкальный фольклор.
Русское народное творчество.
Детский музыкальный фольклор.
Творчество М.И. Глинки.
Народные календарные праздники.
Народные календарные праздники.
«Эх, зима, зима» - русские народные гуляния.
Песенный марафон к новому году.
Песенный марафон из репертуара по выбору учащихся.
Музыкальные инструменты и их особенности.
Струнные инструменты.
Духовые инструменты.
Ударные инструменты.
Клавишные инструменты.
Музыка разных народов.
Музыка разных народов.
Музыка разных народов.
Картины природы в музыке.
Картины природы в музыке.
Исполнение песен по выбору учащихся.
Разнообразие песенного жанра.
Песни о мире.
Песни о дружбе.
Песни о Родине.
Песни о труде.
Песни, посвящённые Дню Победы.
Музыкальный ринг.
«Здравствуй, лето!»
Исполнение песен по выбору учащихся.

1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

Основные требования к уровню знаний и умений обучающихся 4 класса
Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

- детские песни для самостоятельного исполнения
из ранее изученного репертуара;
- музыкальные инструменты и их звучание;
- особенности мелодического голосоведения:
плавно, отрывисто, скачкообразно).
- петь хором, выполняя требования
художественного исполнения;
- ясно и чётко произносить слова в песнях
подвижного характера;
- исполнять хорошо выученные песни без
сопровождения, самостоятельно;
- различать разнообразные по характеру и
звучанию марши, песни, танцы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».