Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «МУЗЫКА» начальное общее образование, 3 класс Автор-составитель: Резникова Лилия Петровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Цель учебного курса – формирование у детей музыкальной культуры, развитиеследующих умений и навыков: - умение слушать музыку; - слухоречевое координирование; - умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальныепереживания, воплощённые в ней; Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач: Задачи образовательные: 1. Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, атакже в процессе собственной музыкально - исполнительской деятельности; 2. Формировать музыкально - эстетический словарь; 3. Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; 4. Совершенствовать певческие навыки; 5. Развивать чувство ритма, речевую активность, звуко-высотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально - исполнительские навыки. Задачи воспитывающие: 1. Помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью; 2. Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; 3. Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; 4. Активизировать творческие способности. Задачи коррекционно - развивающие: 1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. 2. Нормализация психических процессов: памяти, внимания, мышления, регуляция процессов возбуждения и торможения. 3. Развитие способности эмоционально и адекватно воспринимать музыку разного характера. 4. Развитие способности различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру; формирование чувства ритма, способности запоминания и воспроизведения мелодии. 5.Обогащение представлений детей об окружающем мире. 6.Корригировать нарушения звуко-произносительной стороны речи. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа, по 1 часу в неделю. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитее учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Личностные результаты: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий - уважительное отношение к культуре других народов: - эстетические потребности, ценности и чувства - развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. - развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Предметные результаты В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы: - основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; - начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Обучающиеся научатся: - воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; - воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; - вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; - реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач; - понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № КолХарактеристика основных видов деятельности Разделы п/ во программы п часов 1. Песня, танец и 8 Знакомство с многообразием музыкальных форм: марш песня, танец и марш; Понятие «песня», её построение, способы исполнения; Состав песни: вступление, запев и т.д., значение составляющих частей. Понятие «танец», особенности построения, способы исполнения. Знакомство с разнообразием танцевальной музыки: полька, вальс, галоп и др. Понятие «марш», особенности построения, способы 2. Разнообразие средств музыкальной выразительности. 8 3. Знакомство с многообразием музыкальных инструментов и их звучанием. 10 4. Разновидности музыкальных форм. 8 исполнения. Знакомство с разновидностями маршей: спортивный, военный и др. Урок – викторина по теме «Песня, танец и марш». Ознакомление с понятием «средства музыкальной выразительности», их разнообразием. Характер музыки. Средства выразительности, используемые для создания определённого характера в музыке. Громкость звука. Как изменяется музыка при изменении громкости звучания? Высота звука. Как изменяется музыка при изменении высоты звучания? Темп. Как изменяется музыка при изменении темпа? Длительность звука. Как изменяется музыка при изменении длительности звука? Урок – обобщение по теме «Средства музыкальной выразительности». Исполнение песен по выбору учащихся. Ударные музыкальные инструменты, их разновидности. Струнные музыкальные инструменты, их разновидности. Клавишные музыкальные инструменты, их разновидности. Духовые музыкальные инструменты: медная группа. Духовые музыкальные инструменты: деревянная группа. Исполнительские составы: ансамбль. Наиболее известные ансамбли исполнителей. Исполнительские составы: оркестр. Наиболее известные оркестры. Урок – кроссворд на тему «Музыкальные инструменты». Исполнение песен, разученных ранее. Одночастные музыкальные произведения, их создание и исполнение. Двухчастные музыкальные произведения, их создание и исполнение. Трёхчастные музыкальные произведения, их создание и исполнение. Многофункциональность музыки: её роль, значение и применение. Развлекательная музыка, её создание и исполнение. Спортивная музыка, её создание и исполнение. Музыка для отдыха и релаксации, её создание и исполнение. Урок – концерт из песен на летнюю тему. Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: 1. «Пение». 2. «Слушание музыки». 3. «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Отсюда следует, что главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно - развивающая направленность. Обязательным условием является учёт, как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определённые ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затруднённость воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико - фонематическое недоразвитие речи и т.д. В связи с этим репертуар для пения должен иметь диапазон мелодии, удобный для её воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. На каждом уроке осуществляется работа по всем трём разделам программы в изложенной последовательности. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА», 3 КЛАСС № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Тема урока Песня, танец и марш. Многообразие музыкальных форм: песня, танец и марш. Что такое песня? Части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание. Понятие «танец». Разновидности танца: полька, вальс и др. Знакомство с маршем. Разновидности марша: военный, спортивный и др. Урок - викторина по теме: песня, танец и марш. Разнообразие средств музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности. Характер музыки. Громкость звука. Высота звука. Темп музыки. Длительность звука. Заключительный урок на тему «средства музыкальной выразительности». Музыкальные инструменты и их особенности. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием. Ударные инструменты. Струнные инструменты. Клавишные инструменты. Духовые: медные инструменты. Духовые: деревянные инструменты. Коллективы исполнителей музыки: ансамбль. Коллективы исполнителей музыки: оркестр. Количест во часов 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 25, 26 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Урок - кроссворд по теме «музыкальные инструменты». 2 Исполнение песен по выбору учащихся. Разновидности музыкальных форм. Одночастные музыкальные произведения. Двухчастные музыкальные произведения. Трёхчастные музыкальные произведения. Многофункциональность музыки. Развлекательная музыка. Спортивная музыка. Музыка для отдыха и релаксации. Урок – концерт «Здравствуй, лето». 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА Учащиеся 3 класса должны знать: • музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трёхчастная); • музыкальные инструменты и их звучание; уметь: • выделять мелодию в песне и инструментальном произведении; • сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре; • воспроизводить хорошо знакомую песню путём беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по музыке и пению Оценка по предмету «Музыка и пение» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития ребёнка, накопление им первичных знаний о музыке, его практических умений и навыков. Знания учащихся оцениваются по 5 бальной системе. Ученик, работающий на уроке по всем 3 разделам, получает оценку «5»; по 2 разделам – оценку «4»; по 1 разделу – оценку «3».Если у ребёнка наблюдается отсутствие ярко выраженного интереса к занятиям, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями, это не может служить поводом для отрицательной оценки действий учащегося. Контроль усвоения знаний осуществляется на каждом уроке (после изучения музыкального произведения, на этапе проверки полученных знаний, при выполнении творческих заданий). В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т.д.). Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно - расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется: • техническими средствами обучения (CD, DVD - проигрыватель, видеоаппаратура); • музыкально - дидактическими пособиями (аудио - и видеозаписи, компакт-диски, звучащие игрушки, нотная и методическая литература). ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Учебно-методическое обеспечение: 1. Евтушенко А.И., Евтушенко И.В. Использование логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми обучающимися // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методич. сб. по материалам Междунар. симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой. М.: МПГУ, 2018. С. 153-156. 2. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-10919 (дата обращения: 27.11.2013). 3. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Фундаментальные исследования. № 10 (часть 13) 2013. С. 29632966. 4. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография. М.: Спутник+, 2014. С.58-78. 5. Евтушенко И.В. Музыка. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. М.: Просвещение, 2019. 127 с. 6. Евтушенко И.В. Музыка. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. М.: Просвещение, 2019. 79 с. 7. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 144 с. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031700 Олигофренопедагогика. 8. Евтушенко И.В. Музыкальные способности как диагностический критерий при обследовании ребенка с умственной отсталостью // Конференциум АСОУ: сб. научн. трудов и материалов науч.-практич. конференций. 2018. №3-3. С. 107-113. 9. Евтушенко И.В. Основное содержание учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью // Современные наукоемкие технологии. 2016. №11 (часть 1). С. 100-104. 10. Евтушенко И.В. Основные понятия учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25494 (дата обращения: 09.11.2016). 11. Евтушенко И.В. Особенности музыкальных способностей как диагностический критерий при обследовании ребенка с умственной отсталостью // Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры: сб. материалов Всероссийской конференции. Москва, 25-26 октября 2018 г. / под общ. ред. Л.Ю. Вакориной. М.: РУДН, 2018. С. 111-116. 12. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: монография. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. 148 с. 13. Евтушенко И.В. Технологии образования умственно отсталых обучающихся в предметной области «Искусство» («Музыка») // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сб. материалов VI Междунар. науч.-практич. конференции / Под общей ред. С.Ю. Новоселовой. М.: АПКиППРО, 2017. С.1467-1471. 14. Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: учебное пособие для специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. 374 с. Допущено Министерством образования Российской Федерации. 15. Евтушенко И.В., Воронкова В.В., Плаксин П.А. Дифференцированный подход в организации музыкального воспитания обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. 2018. №3. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=27617 (дата обращения: 29.05.2018). 16. Евтушенко И.В., Воронкова В.В., Плаксин П.А. Общие условия эффективности процесса музыкального воспитания умственно отсталых детей // Современные наукоемкие технологии. 2018. №5. С. 189-193. URL: http://toptechnologies.ru/ru/article/view?id=37013(дата обращения: 29.05.2020). 17. Евтушенко И.В., Воронкова В.В., Плаксин П.А. Примерное содержание рабочей программы 3 класса учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью // Специальное образование. 2018. №3. С. 36-51. 18. Евтушенко И.В., Евтушенко Д.И. Современные подходы к музыкальному воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие: сб. материалов I Международной междисциплинарной науч. конф. 17-18 апреля 2019 г. / Под общ. ред. О.Н. Усановой. М.: Когито-Центр, 2019. С. 142-146. 19. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Академия, 2002. 224 с. 20. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. М.: Дрофа, 2009. 397 с. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031700 – Олигофренопедагогика. - фортепьяно, Материально-техническое обеспечение: баян, аккордеон, клавишный синтезатор - детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба, металлофон, ксилофон, блок-флейта, колокольчики); народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки); звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование; - оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном; - персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями; - нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству; - дирижерская палочка; дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).