Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «МУЗЫКА» начальное общее образование, 2 класс Автор-составитель: Резникова Лилия Петровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Учебный предмет «Музыка» включен в обязательную предметную область «Искусство». Содержание адаптированной рабочей программы учебного курса «Музыка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы нотной грамоты. В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение. Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений, учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора. Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Исполнение певческого материала в диапазоне до 1- до 2. Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравнивания звучания на всем диапазоне. Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента. Совместное согласованное пение. Одновременное начало и исполнение пения. Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни. В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленной в начальной школе, является основой для дальнейшего изучения музыкального материала в старших классах. Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения различать звуки по высоте (высокие - низкие) и длительности (долгие короткие). Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. В программе 2 класса два раздела: «Песни моего детства» и «Веселые нотки»; Отличительная особенность этой программы и всего учебно-методического комплекса – включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы и изобразительного искусства. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта. Игра на музыкальных инструментах. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игры на металлофоне. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по адаптированной рабочей программе учебного курса «Музыка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта); характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр). исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль. Личностные и предметные результаты освоения адаптированной рабочей программы учебного курса «Музыка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса Личностные результаты Предметные результаты - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. - целостное восприятие окружающего мира. - развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. - рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. -установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. - предмет музыки обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий («Россия – Родина моя» 2 класс, 1 полугодие); - на основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся; основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении; - приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России («Музыка в народном стиле» 2 класс, 2 полугодие), образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе; - формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения ( «Мы – музыканты» 2 класс, 2 полугодие); - в области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования. Календарно – тематическое планирование адаптированной рабочей программы учебного курса «Музыка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса Тема урока Количество часов «Песни моего детства» «Гимн России» «Мелодия» «Россия – Родина моя» «Что мы знаем о музыке?» «Музыка вокруг нас» «Звучащие картины» «Вечерняя сказка. Колыбельная» Обобщающий урок первой четверти «Веселые песни» «Эти разные песни» «Поэт, художник, композитор» «Здравствуй, зимушка-зима» «Разыграй песню о зиме» Обобщающий урок второй четверти «Веселые нотки» «Край, в котором ты живешь» «Мы – музыканты» «Зауральская сторонушка» «Эти разные танцы» «Музыка в народном стиле» «Музыкальная грамота» «Гори, гори ясно» «Музыкальные портреты» «В концертном зале. Музыкальное впечатление (С. Рахманинов)» Обобщающий урок третей четверти «Песенка – чудесенка (П.И. Чайковский «Немецкая песенка»)» «У каждого свой инструмент. Разыграй песню» «Ничего на свете лучше нету» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 2 Дата проведения Обобщающий урок четвертой четверти Заключительный урок-концерт 1 1 Содержание тем адаптированной рабочей программы учебного курса «Музыка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса Тема урока № п/п 1 «Гимн России» 2 3 4 Виды учебной деятельности Беседа: «История создания гимна России». Слушание музыкального произведения: А. Александров «Гимн России». Разучивание новой песни: А. Александров «Гимн России». Повторение выученной песни: Г. Гладков: «Песенка друзей». Элементы нотной грамоты: «Андрей-воробей». Музыкально-ритмическая игра: «Танец маленьких утят». «Мелодия» Беседа: «Мелодия – душа песни». Слушание музыкального произведения: П. Чайковский: «Неаполитанская песенка». Разучивание новой песни: Б. Можжевелов: «Огороднаяхороводная». Повторение выученной песни: А. Александров «Гимн России». Элементы нотной грамоты: «Андрей-воробей». Музыкально-ритмическая игра: «Танец маленьких утят». «Россия – Беседа: «Россия – Родина моя». Родина моя» Слушание музыкального произведения: А. Александров «Гимн России». Разучивание новой песни: Б. Можжевелов: «Огороднаяхороводная». Повторение выученной песни: А. Александров «Гимн России». Г. Гладков: «Песенка друзей». Элементы нотной грамоты: «Андрей-воробей» (игра на металлофоне). Музыкально-ритмическая игра: «Бабочки и жуки». «Что мы Беседа: «Мелодия, аккомпанемент, знаем о песня». Знания, умения, навыки В конце темы обучающиеся должны знать: музыкальные образы любимых сказочных героев; - основные понятия и музыкальные термины; - определения: «песня», «мелодия», «аккомпанемент»; - высокие, низкие, долгие и короткие звуки. В конце темы учащиеся должны уметь: - эмоционально откликаться на музыку разных жанров; - определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; - одновременно начинать и заканчивать песню. Развитие долговременной памяти. Активизация слухового и речевого восприятия. Развитие самоанализа, умозаключения, сравнения. Активизация долговременной памяти. музыке?» 5 «Музыка вокруг нас» 6 «Звучащие картины» 7 «Вечерняя Слушание музыкального произведения: Д. Дунаевский: «Марш» из фильма «Веселые ребята». Разучивание новой песни: А. Филиппенко: «К нам гости пришли». Повторение выученной песни: Б. Можжевелов: «Огороднаяхороводная». Элементы нотной грамоты: «Андрей-воробей» (игра на металлофоне). Музыкально-ритмическая игра: «Бабочки и жуки». Беседа: «Музыка в жизни человека». Слушание музыкального произведения: Б. Кабалевский: «Вальс». Разучивание новой песни: Б. Савельев: «Неприятность эту мы переживем». Повторение выученной песни: Б. Можжевелов: «Огороднаяхороводная». А. Филиппенко: «К нам гости пришли». Элементы нотной грамоты: «Сыграй свое имя» (игра на металлофоне). Музыкально-ритмическая игра: «Бабочки и жуки». Беседа: «Музыка и живопись». Слушание музыкального произведения: Е. Тиличеева: «Что у осени в корзинке?». Д. Дунаевский: «Марш» из фильма «Веселые ребята». Разучивание новой песни: В. Шаинский: «Чунга-Чанга». Повторение выученной песни: Б. Савельев: «Неприятность эту мы переживем». Б. Можжевелов: «Огороднаяхороводная». Элементы нотной грамоты: «Сыграй свое имя» (игра на металлофоне). Музыкально-ритмическая игра: «Гости». Беседа: Развитие слухового и образного мышления, конкретизации, анализа, синтеза, обобщения. Активизация самостоятельной речи. Снятие эмоционального Активизация музыкальной памяти, слуха, голоса. Развитие операций сравнения, анализа. Развитие образного мышления. Активизация самостоятельной речи. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4. Работа над «звучащими жестами», ритмом Развитие долговременной памяти. Развитие устной речи, мышления, обобщения. Развитие музыкальных навыков: пение в хоре и без него, с сопровождением и без. Развитие зрительно- 8 9 10 сказка. « Весело, грустно в музыке». Колыбельная» Слушание музыкального произведения: Е. Тиличеева: «Что у осени в корзинке?». «Колыбельная». Разучивание новой песни: В. Шаинский: «Чунга-Чанга». М. Красев: «Наша песенка простая». Повторение выученной песни: Б. Савельев: «Неприятность эту мы переживем». Б. Можжевелов: «Огороднаяхороводная». Элементы нотной грамоты: «Сыграй свое имя» (игра на металлофоне). Музыкально-ритмическая игра: «Гости». Обобщающий Беседа: урок первой «Мои любимые песни». Слушание музыкального четверти произведения: По выбору учащихся. Повторение выученной песни: Выученные песни 1 четверти. Элементы нотной грамоты: Игра на металлофоне знакомых песен. Музыкально-ритмическая игра: «Гости». «Бабочки и жуки» «Веселые Беседа: «Песни нашего детства». песни» Слушание музыкального произведения: А. Спадавеккиа – Е. Шварц: «Добрый жук». Из кинофильма «Золушка». Разучивание новой песни: Т. Попатенко: «Будет горка во дворе». Повторение выученной песни: В. Шаинский: «Чунга-Чанга». М. Красев: «Наша песенка простая». Элементы нотной грамоты: «На горе-то калина». Музыкально-ритмическая игра: «На горе-то калина». Элементы хоровода. «Эти разные Беседа: «Мои любимые песни из м/фильмов». песни» Слушание музыкального произведения: Е. Крылатов: «Колыбельная медведицы». слухового восприятия, образного мышления, смысловой и музыкальной памяти, оперирования музыкальными терминами, обобщения, синтеза. Совершенствовать навыки четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного и более спокойного характеров. Активизация долговременной памяти. Развитие слухового и образного мышления, конкретизации, анализа, синтеза, обобщения. Активизация самостоятельной речи. Снятие эмоционального напряжения. Развивать навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Развивать умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором, ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Воспитание эстетического и художественного вкуса 11 «Поэт, художник, композитор» 12 «Здравствуй, зимушказима» 13 «Здравствуй, зимушказима» А. Спадавеккиа – Е. Шварц: «Добрый жук». Из кинофильма «Золушка». Разучивание новой песни: Е. Хабарова: «Гуси». Повторение выученной песни: Т. Попатенко: «Будет горка во дворе». В. Шаинский: «Чунга-Чанга». Элементы нотной грамоты: «На горе-то калина». Музыкально-ритмическая игра: «На горе-то калина». Элементы хоровода. Беседа: «Синтез искусств». Слушание музыкального произведения: А. Флярковский: «Будьте добры». Из мультфильма «Новогодние приключения». Разучивание новой песни: А. Филиппенко: «Елка». Повторение выученной песни: Е. Хабарова: «Гуси». Т. Попатенко: «Будет горка во дворе». Элементы нотной грамоты: «По лестнице». Движение мелодии. Музыкально-ритмическая игра: Хороводные движения. «Елка». Беседа: «Зимний праздник». Слушание музыкального произведения: А. Флярковский: «Будьте добры». Из мультфильма «Новогодние приключения». А. Хачатурян: «Вечерняя сказка». Разучивание новой песни: А. Островский: «Новогодняя хороводная». Повторение выученной песни: А. Филиппенко: «Елка». Элементы нотной грамоты: «По лестнице». Движение мелодии. Музыкально-ритмическая игра: Хороводные движения. «Елка». Беседа: «Зимний праздник». Слушание музыкального произведения: А. Флярковский: «Будьте добры». Из мультфильма «Новогодние приключения». Мажор- минор- понятие в музыке. Закрепить навык игры на шумовых инструментах. Быстро-медленно, танецпесня-марш Работать над кантиленой и легким подвижным звуком. Продолжить работу над чистотой интонирования: пропевание отдельных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально. Развивать вокальнохоровые навыки при исполнении выученных песен с сопровождением и без него. Развитие устойчивости, переключаемости, объема, концентрации внимания. Развитие зрительного, слухового восприятия, музыкальной памяти. Умение определять последовательность исполнения и оттенки через анализ восприятия. Развитие долговременной памяти. Совершенствование культуры исполнения. Развитие музыкальных навыков: пение со словами и без слов, с 14 «Разыграй песню зиме» А. Хачатурян: «Вечерняя сказка». Разучивание новой песни: «Маленькой елочке». Повторение выученной песни: А. Филиппенко: «Елка». А. Островский: «Новогодняя хороводная». Элементы нотной грамоты: «По лестнице». Движение мелодии. Музыкально-ритмическая игра: Хороводные движения. «Елка». « Как на тоненький ледок». Беседа: о «Новогодние сказки». Слушание музыкального произведения: Музыкальная сказка «Новогодние приключения Вити и Маши». Разучивание новой песни: «Маленькой елочке». Повторение выученной песни: А. Филиппенко: «Елка». А. Островский: «Новогодняя хороводная». Элементы нотной грамоты: «На лыжах». Длительность нот. Музыкально-ритмическая игра: «Маленькой елочке». « Как на тоненький ледок». Инсценирование. сопровождением и без него, выразительности. Развитие устойчивого внимания. Снятие мышечного напряжения. Развитие музыкального слуха через анализ восприятия. Закрепление умений игры на шумовых инструментах. Продолжить работу над чистотой интонирования, пропевать отдельные трудные фразы и мелодические обороты группой или индивидуально.