Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)
«РАССМОТРЕНО»
на
заседании
методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель
МО
учителей – предметников
И.В. Елизарова
«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ «Ш – И поселка
Эгвекинот» от «28»
августа 2023 г. № 76
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
начальное общее образование, 3 класс
Автор-составитель:
Резникова Лилия Петровна,
учитель
ГО Эгвекинот
2023 г.
Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и
человека» разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательном стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих
нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников».
3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23
«Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому
оснащению и обновлению содержания образования в отдельных
общеобразовательных организациях в 2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка
Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении
сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи
между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание»
и
«География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать
новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к
условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности
человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и
экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие
методы и приемы:
➢ словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
➢ наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
➢ практический метод (упражнения, практическая работа);
➢ репродуктивный метод (работа по алгоритму);
➢ коллективный, индивидуальный;
➢ творческий метод;
➢ совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на
начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
➢ рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога
предметов, картинок и т. п.;
➢ соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их
называнием или указанием на них с помощью жеста;
➢ наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами
окружающего мира, живыми объектами;
➢ обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и
качеств для более точного их восприятия.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3
классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России.
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их
применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс,
но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не
является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В
случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической
комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация
может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе
развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и
человека в 3 классе.
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы;
зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с
детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
Содержание курса
№
п/
п
Разделы программы
Кол.
час.
Сезонные
изменения в
неживой природе
22
Характеристика основных видов деятельности
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену
времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное
время года: направление солнечных лучей, количество
тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход,
заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях
неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь,
заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие
дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года.
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время
да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и
появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и
перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в
осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Неживая природа.
9
Живая природа.
37
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное
время года.
Воздух и его значение в жизни растений, животных,
человека.
Термометр (элементарные представления). Изменение
температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток.
Направление ветра.
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам:
деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки,
листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия);
ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид,
распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные,
кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и
несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид,
питание,
повадки,
образ
жизни,
детёныши.
Приспособление диких животных к природным
условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний
вид, питание, детёныши. Уход за домашними
животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и
различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и
зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей,
жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о
строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении
и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей,
фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и
хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "МИР
ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА"
№
1
2
3
Тема урока
Времена года.
Осень.
Осенние
месяцы.
Календарь
Растения
осенью
Животные
осенью
4
5
6
7
8
9
12
1
1
1
1
Занятия людей
осенью.
Изучаем
правила
дорожного
движения
Зима. Признаки
Зимы.
Зимние
месяцы.
Календарь
Растения зимой
Животные
зимой
10
11
Кво
час.
1
1
1
1
1
1
Занятия людей
зимой.
Правила
поведения в
1
1
Дата
Основные виды учебной деятельности
Сезонные изменения в природе - 22
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков осени по схемам, иллюстрациям.
Нахождение иллюстрации в соответствии с темой.
Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту
Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение признаков месяцев. Сравнение схем
месяцев. Наблюдение за изменениями погоды
осенью
Рассматривание иллюстраций. Сравнение
объектов. Чтение текста. Ответы на вопросы.
Составление рассказа о походе в лес за грибами.
Зарисовка. Работа с иллюстрацией. Чтение текста,
ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями:
называние объектов, классификация по общим
признакам, выделение особенностей
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление
рассказа по иллюстрациям о видах деятельности
людей в осенний период. Называние по
иллюстрациям объектов, классификация овощей и
фруктов. Составление описания некоторых овощей
и фруктов. Экскурсия. Практическая отработка
правил дорожного движения. Разучивание знаков:
«Пешеходный переход», «Осторожно, дети!».
Рисунок знаков
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков зимы по схемам, иллюстрациям.
Нахождение иллюстрации в соответствии с темой.
Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка.
Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение
признаков месяцев. Сравнение схем месяцев.
Наблюдение за изменениями погоды зимой
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение
объектов, изображенных на иллюстрации.
Создание поделок из природного материала.
Работа с иллюстрациями: дифференциация
объектов. Составление рассказа о том, как люди
помогают зимой птицам, животным, используя
иллюстрации. Чтение и заучивание стихотворений
наизусть
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление
рассказа по иллюстрациям о видах деятельности
людей в зимний период. Рассматривание
иллюстративного материала. Нахождение и показ
13
зимний период
(снежная буря,
катание на
коньках)
Весна.
Признаки
весны.
Весенние
месяцы.
Календарь
14
15
16
17
18
19
1
1
Растения
весной.
Насекомые и
животные
весной
Занятия людей
весной
Признаки лета.
Летние месяцы
Летние месяцы.
Календарь
Растения летом
20
21
правильного поведения в различных ситуациях.
Составление рассказа о правилах поведения.
Зарисовка одного из правил
1
1
1
1
1
1
Животные
летом
1
Занятия людей
летом
22
23
24
25
1
Солнце в
разные времена
года.
Восход и заход
солнца
Сон – лучшая
профилактика
1
1
1
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков весны по схемам, иллюстрациям.
Нахождение иллюстрации в соответствии с темой.
Дифференциация времен года. Чтение текста.
Ответы на вопросы по тексту. Составление
рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Чтение
текста. Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение признаков месяцев. Сравнение схем
месяцев. Наблюдение за изменениями погоды
весной. Разгадывание загадок
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение
объектов, изображенных на иллюстрации.
Дифференциация объектов. Чтение текста, ответы
на вопросы. Рассматривание иллюстраций,
называние объектов. Составление рассказа о жизни
животных весной. Отгадывание загадок. Чтение
стихотворения
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков лета по схемам, иллюстрациям.
Нахождение иллюстрации в соответствии с темой.
Дифференциация времен года. Чтение текста.
Ответы на вопросы по тексту. Составление
рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы
на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение признаков месяцев. Сравнение схем
месяцев. Наблюдение за изменениями погоды
весной. Работа над смыслом поговорки. Чтение
стихотворения
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение
объектов, изображенных на иллюстрации.
Дифференциация объектов. Составление рассказа
о жизни животных летом
Рассматривание рисунков. Дифференциация
объектов. Называние видов одежды. Составление
рассказа о детских играх. Составление рассказа по
иллюстрациям о видах деятельности людей в
летний период Чтение текста, ответы на вопросы.
Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях
детей летом
Неживая природа - 9
Рассматривание схем, дифференциация схем,
определение частей суток, времен года по схемам.
Соотнесение схемы со временем года. Чтение
текста, ответы на вопросы Прослушивание текста.
Выработка правил хорошего сна. Дидактическая
игра «Что нужно для сна»
усталости
Календарь
26
27
28
1
Воздух.
Значение
воздуха.
Термометр
29
30
31
32
33
34
1
1
1
Ветер.
Направление
Ветра.
Поведение во
время урагана
Растения
Сравнение
растений
Части
растений:
стволы, стебли,
корни
Части
растений:
листья, цветы
Растения сада
35
1
1
1
1
Лес. Растения
леса.
37
38
39
40
1
Плоды и
семена.
Лесные ягоды:
съедобные и
несъедобные
Грибы.
Съедобные и
ядовитые.
Профилактика
отравлений
Правила
поведения в
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение объекта, называние.
Зарисовка частей растения. Подпись названия
частей растения
1
1
36
Перечисление месяцев. Называние времен года,
месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на
вопросы. Отгадывание загадок
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Проведение практической работы.
Отгадывание загадки. Словарная работа –
термометр. Чтение текста, ответы на вопросы.
Рассматривание показаний термометра,
дифференциация показаний
Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение
практической работы. Рассматривание
иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток,
запад; флюгер, компас. Выработка правил
поведения во время урагана. Запись правил
поведения в тетрадь
Живая природа - 37
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение объекта, называние
1
1
1
1
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение объекта, называние.
зарисовка. Соотнесение двух объектов.
Составление рассказа по последовательным
схемам. Составление описательного рассказа
Чтение текста, ответы на вопросы.
Рассматривание, сравнение иллюстраций.
Определение объекта, называние, дифференциация
объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные.
Отгадывание загадок Чтение стихотворений
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение объекта,
дифференциация, называние. Чтение
стихотворения
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Называние объекта,
дифференциация объектов: съедобные и ядовитые
грибы, ягоды. Зарисовка. Составление рассказа о
правилах сбора грибов. Разучивание названий
грибов и ягод. Сравнение внешнего вида
Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации.
Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
лесу
Травы
Животные.
Дикие
животные и их
детёныши
Домашние
животные и их
детёныши
Сравнение
животных:
свинья и кабан
Сравнение
животных:
кролик и заяц
Правила ухода
за домашними
животными
Птицы.
Строение птиц
Перелётные
птицы
Зимующие
птицы
Хищные птицы
Певчие птицы
Дыхание
человека
Элементарные
представления
о строении и
работе лёгких.
Температура
тела человека.
Градусник и
его назначение.
Поведение во
время болезни.
Вызов врача из
поликлиники
Профилактика
простудных
заболеваний
Кровь
Оказание
первой помощи
при порезе
1
1
Рассматривание иллюстраций. Называние
объектов. Составление рассказа по плану. Чтение
текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка
объектов животного мира.
1
1
1
1
1
1
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Дифференциация и сравнение объектов.
Составление описательного рассказа по картинке,
отгадывание загадок. Выработка правил ухода за
домашними животными, запись правил в тетрадь.
Зарисовка объекта
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
рисунков. Называние объектов. Составление
описательного рассказа по картинке
Рассматривание картинок, называние объектов.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
схемы строения птицы. Соотнесение двух
иллюстраций
1
1
1
1
1
Человек.
Проведение опыта. Чтение текста, ответы на
вопросы. Рассматривание рисунков, называние
объектов. Словарная работа: трахея, бронхи,
легкие. Рассматривание схемы: показ и называние
объектов. Называние и запоминание правил
гигиены дыхания. Чтение стихотворений.
Дифференциация времен года, соотнесение видов
одежды со временем года
1
1
Проведение практической работы. Отгадывание
загадки. Практическая отработка навыков
телефонных разговоров. Разучивание фраз. Игра
«Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов
экстренной помощи в тетрадь
1
1
1
Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное
чтение. Рассматривание картинок. Составление
рассказа по картинке. Составление правил
оказания помощи при порезах
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Сердце.
Пульс
Окружающая
среда и
здоровье
человека
Питание
человека
Употребление
в пищу овощей,
фруктов,
молочных
продуктов,
мяса.
Приготовление
и хранение
пищи.
Профилактика
пищевых
отравлений.
Где можно
купить
лекарство:
аптека
Где оказывают
первую
медицинскую
помощь: скорая
помощь
Обобщающий
урок
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Составление рассказа по картинке.
Проведение практической работы
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Составление рассказа по иллюстрациям,
сравнение иллюстраций
1
1
1
1
1
4
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок, называние объектов. Запоминание
правил хранения продуктов
1
1
1
Целевая экскурсия
1
1
Беседа-опрос
Учебно - методическое обеспечение.
1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова,
Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2018
2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в
развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4-й
классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
4. Ноутбук.
5. Наглядные пособия.