Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)
«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова
«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
начальное общее образование, 2 класс
Автор-составитель:
Резникова Лилия Петровна,
учитель
ГО Эгвекинот
2023 г.
Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека»
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на
основании следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении
методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания
образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024
учебный год.
7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
Цели адаптированной рабочей программы «Мир природы и человека» для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи адаптированной рабочей программы «Мир природы и человека» для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
1) формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;
2) развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
3) развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во
взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Основные направления коррекционной работы адаптированной рабочей программы
«Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
1) развитие зрительного восприятия и узнавания;
2) развитие пространственных представлений и ориентации;
3) развитие основных мыслительных операций;
4) развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
5) коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
6) развитие речи и обогащение словаря;
7) коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы по учебному предмету «Мир природы и человека» в федеральном
базисном учебном плане во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов в год
Содержание адаптированной рабочей программы «Мир природы и человека» для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по
результатам наблюдений). Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и
месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в
неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние,
летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень,
середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина
весны, поздняя весна. Смена времен года.
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием
подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло –холодно, жара,
мороз, замеры температуры); осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый,
направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –маленькое, греет,
светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая
-холодная вода), почвы (сухая -влажная –заморозки).
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор
листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие,
летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор
веток для гнездования птиц.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды,
предполагаемых занятий (игры, наблюдения, Игры детей в разные сезоны года.
Неживая природа
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой
природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства
(выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания,
использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения
дикорастущие. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия
обитания, чем кормятся сами животные. Животные дикие. Звери. Названия. Внешнее строение:
названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам
зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования Охрана природы:
наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за
растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и
лесных ягод.
Человек
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела
на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта
(чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык,
кожа).
Безопасное поведение
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное
описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при
оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым,
движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного
поведения в общественном транспорте.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями
в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих
наблюдений
(2
экскурсии
в
сезон).
Ведение
календаря
природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для
ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Наблюдения
за
поведением
домашних
животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по
посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Календарно – тематическое планирование адаптированной рабочей программы «Мир
природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 2 класса
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема урока
«Вот и лето пролетело…»
«Начало осени».
«Начало осени».
«Наша школа».
«Наша школа».
«Дом. Квартира»
«Дом. Квартира»
«Дорога в школу и домой»
«Сезонные изменения в природе» Экскурсия.
«Сезонные изменения в природе»
«Семья»
«Семья»
«Пришкольный участок»
Дата проведения
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Животные осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Занятия людей осенью.
Сезонные изменения зимой.
Сезонные изменения зимой.
Растения зимой.
Растения зимой.
Животные зимой.
Животные зимой
Занятия людей зимой.
Занятия людей зимой.
Вода.
Вода. Простейшие свойства воды.
Вода. Горячая и холодная. Практическая работа.
Первичные представления о температуре.
Первичные представления о термометре.
Вода в природе.
Значения воды.
Комнатные растения.
Названия и отличительные признаки.
Отличительные признаки растений.
Растения влаголюбивые.
Растения засухоустойчивые.
Уход за растениями.
Огород.
Овощи в питании человека.
Фрукты в питании человека.
Времена года. Весна.
Растения весной.
Растения весной.
Животные весной.
Животные весной
Дикие и домашние животные.
Дикие и домашние животные.
Рыбы.
Рыбы. Внешний вид.
Рыбы. Внешний вид.
Гигиена тела человека.
Гигиена тела человека.
Гигиена тела человека.
Пища человека.
Пища человека.
Правила питания.
Правила питания.
Органы пищеварения.
Органы пищеварения.
Питание и личная гигиена.
Питание и личная гигиена.
Значение овощей и фруктов.
Значение овощей и фруктов.
Явления природы летом.
Явления природы летом.
Растения и животные летом.
Растения и животные летом.
Требования к уровню усвоения предметных результатов на конец обучения по
адаптированной рабочей программы «Мир природ и человека» для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса
64
65
66
67
68
Минимальный уровень
·
представления о назначении объектов
изучения;
·
узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях, фотографиях;
·
отнесение
изученных
объектов
к
определённым
группам
(видо-родовые
понятия) ;
·
называние сходных объектов к одной и
той же изучаемой группе;
·
представления об элементарных правилах
безопасного поведения в природе и обществе;
·
знание требований к режиму дня
школьников и понимание необходимости его
выполнения;
·
знание основных правил личной гигиены
и выполнение их в повседневной жизни;
·
ухаживание за комнатными растениями;
кормление зимующих птиц;
·
составление
повествовательного
или
описательного рассказа из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
·
адекватное взаимодействие с изученными
объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватное поведение в классе, в
школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень
·
представления о взаимосвязях между
изученными
объектами,
их
месте
в
окружающем мире;
·
узнавание и называние изученных
объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
·
отнесение
изученных
объектов
к
определённым группам с учётом различных
оснований для классификации;
·
развёрнутая
характеристика
своего
отношения к изученным объектам;
·
знание отличительных существенных
признаков групп объектов;
·
знание правил гигиены органов чувств;
·
знание некоторых правил безопасного
поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
·
готовность к использованию полученных
знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач;
·
ответы на вопросы и постановка вопросов
по содержанию изученного, проявление
желания рассказать о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
·
выполнение задания без текущегоконтроля
учителя( при наличии предваряющего и
итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, проявление к ней ценностного
отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
·
проявление активности в организации
совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми; адекватное взаимодействие
с объектами окружающего мира;
·
соблюдение элементарных санитарногигиенических норм;
·
выполнение
доступных
природоохранительных действий;
·
готовность
к
использованию
сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых учебно-трудовых
задач в объёме программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень
- название изученных объектов и явлений;
- различение 2-3 видов комнатных растений,
название частей растений, ухаживание за
ними;
- различение наиболее распространённых
овощей и фруктов;
- различение изученных диких и домашних
животных, рыб;
- различение признаков времён года;
·
владение
несложными
санитарногигиеническими навыками (мыть руки,
расчесывать волосы, чистить зубы и т. д.);
- знание об
элементарных
правилах
безопасного поведения в природе и обществе.
Достаточный уровень
- правильное название изученных объектов и
явлений;
- различение 3-4 видов комнатных растений,
их частей, осуществление ухода за комнатными
растениями;
- различение наиболее распространенных
овощей и фруктов, умение объяснять, где они
растут, как используются человеком;
- различение домашних и диких животных,
рыб, описание их повадок, образа жизни;
- знание некоторых правил безопасного
поведения в природе и обществе с учётом
возрастных особенностей;
- выполнение элементарных гигиенических
правил;
- различение признаков времен года,
объяснение причины сезонных изменений в
жизни живой природы.
Виды и формы контроля: контроль достижения обучающимися уровня государственного
образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля
в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы.
Виды
контроля
Вводный
Текущий
Содержание
Уровень знаний школьников, общая
эрудиция
Освоение учебного материала по теме,
разделу программы
Коррекция
Ликвидация пробелов
Промежуточный Контроль выполнения поставленных
задач
Методы
Наблюдение, самостоятельные
работы
Диагностические задания:
самостоятельные работы,
карточки
Наблюдение, консультация
Тест за курс учебного года
В течение первого полугодия II-го класса используется качественная оценка,
направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования
балльной отметкой в классном журнале.
В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые
исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных
результатов.
Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также
итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме теста. Данные
мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика
формирования знаний, умений и навыков по предмету.
Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль
знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий
контроль
Тематический
контроль
Итоговый
контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала,
обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер
к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в
следующих формах:
- устный опрос;
-творческие и практические работы;
-самостоятельные работы.
осуществляется в соответствии с календарно – тематическим
планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой
работы или теста.
проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме
теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их
эмоционально-волевой сферы.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные»,
«хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе
выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся соценками:
- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом
2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;
3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
«5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой
на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные
взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
«4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным
для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического
материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на
практике.
«3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя,
частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается
фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно
знания на практике.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие,
которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.