АРП Математика 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«МАТЕМАТИКА»
начальное общее образование, 3 класс

Автор-составитель:
Резникова Лилия Петровна,
учитель

ГО Эгвекинот

2023 г.
Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Математика» разработана в
соответствии с
Федеральным государственным образовательном стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании
следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении
методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания
образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024
учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
Целью учебного предмета является: создание условий для формирования
доступных обучающимся математических знаний и умений практически применять их в
повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка обучающихся
к овладению трудовыми знаниями и навыками;
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математика
решает следующие задачи:
-формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически
применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
-подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета,
-коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с
учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Основные направления коррекционной работы:
коррекция зрительного восприятия и узнавания;
коррекция пространственных представлений и ориентации;
коррекция основных мыслительных операций;
коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

коррекция речи, обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
При составлении программы были использованы следующие учебники и
учебные пособия:
1. Т. В. Алышева Математика (Учебник для 3 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. - М., «Просвещение» 2017г.
2. Перова М.Н., Яковлева И.М. Рабочая тетрадь по математике для 3 класса в 2
частях,
Программа составлена с учетом уровня обученности
воспитанников,
максимального
развития
познавательных
интересов,
индивидуальнодифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного
воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционноразвивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня
обучающихся.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы
обучения.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного
стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих
формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ, контрольного
списывания, проверочной работы за год.
Общая характеристика предмета
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит
обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической
задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -- коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми
знаниями
и
навыками,
учить
использованию
математических знаний в нестандартных ситуациях.
Математический материал в каждом классе представлен основными
вышеперечисленными разделами математики. Распределяя этот материал по учебным
четвертям, учитель должен опираться на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего
развития» каждого ученика.
Распределение
математического
материала
по
классам
представлено
концентрически с учётом познавательных и возрастных возможностей обучающихся,
поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от практического обучения
в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного
материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе учебного материала учитывались разные возможности обучающихся
по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в
зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе
предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е.
программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
После изложения программного материала в конце каждого класса чётко

обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все
обучающиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике.
Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно
применять в учебной и практической деятельности (минимальный уровень), и умения,
которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень
важны с точки зрения их практической значимости (достаточный уровень). В этой связи в
программе предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий с помощью
учителя, с опорой на использование счётного материала, таблиц (сложения, вычитания,
соотношения единиц измерения и др.).
Место учебного предмета в учебном плане
В связи с психофизическими особенностями обучающихся 3 класса из части
формируемой участниками образовательных отношений был добавлен еще 1 час, итого
продолжительность изучения математики в 3 классе составила 34 учебных недель по 5 ч в
неделю, всего 170 часов в год.
Таблица содержания основных тем по четвертям
Количество часов
№ Тема
I
II
III
IV
1. Повторение. Нумерация чисел в
10 ч.
пределах 20
2. Нумерация чисел в пределах 100
30 ч. 20 ч.
3. Единицы измерения и их соотношения
20 ч.
4. Арифметические действия
50 ч.
5. Арифметические задачи
10 ч.
6. Геометрический материал
30 ч.
Итого:
40 ч. 40 ч. 50 ч.
40 ч.

Итого:
10 ч.
50 ч.
20 ч.
50 ч.
10 ч.
30 ч.
140 ч.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех
естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан
с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание
математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и
явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать
интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет
основой Дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития
математических способностей обучающихся способности к самообразованию.
Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения
математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем
самым познание различных сторон окружающего мира.
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоциональноволевую сферу личности обучающихся, развивает их волю и настойчивость, умение
преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального
труда.
Планируемые результаты изучения курса «Математика»
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и

социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
Личностные результаты освоения АООП отражают:
1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
3. Определение и высказывание под руководством педагога самых простых
общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы).
4. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец
обучения
Минимальный уровень:
• знание числового ряда 1-20 в прямом и
обратном порядке;
• счет, присчитыванием, отсчитыванием по
единице и равными числовыми группами в
пределах 20;
• откладывание любых чисел в пределах 20 с
использованием счетного материала;
• знание названия компонентов сложения,
вычитания;
• понимание смысла арифметических
действий сложения и вычитания;
• знание таблицы умножения однозначных
чисел до 5;
• пользование таблицами умножения на
печатной основе для нахождения
произведения и частного;
• знание порядка действий в примерах в два
арифметических действия;
• выполнение письменных действия
сложения и вычитания чисел в пределах 20;
• знание единиц (мер) измерения стоимости,
длины (см дм), массы, времени и их
соотношения;
• различение чисел, полученных при счете и
измерении, запись чисел;
• определение времени по часам тремя
способами с точностью до 1 часа;
• решение, иллюстрирование всех изученных
простых арифметических задач;
• вычерчивание прямоугольника (квадрата) с
помощью учителя на бумаге в клетку.

Достаточный уровень:
• знание числового ряда 1-100 в прямом
порядке;
• счет, присчитыванием, отсчитыванием по
единице и равными числовыми группами в
пределах 100;
• откладывание любых чисел в пределах
100с использованием счетного материала;
• знание названия компонентов сложения,
вычитания, умножения;
• понимание смысла арифметических
действий сложения, вычитания, умножения;
• знание таблицы умножения всех
однозначных чисел;
• понимание связи таблиц умножения и
деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для
нахождения произведения и частного;
• знание порядка действий в примерах в два
арифметических действия;
• знание и применение переместительного
свойство сложения и умножения;
• выполнение письменных действия
сложения и вычитания чисел в пределах
100;
• знание единиц (мер) измерения стоимости,
длины (см дм м), массы, времени и их
соотношения;
• различение чисел, полученных при счете и
измерении, запись чисел, полученных при
измерении двумя мерами (с полным
набором знаков в мелких мерах);
• знание порядка месяцев в году, номеров
месяцев от начала года;
• умение пользоваться календарем для
установления порядка месяцев в году;
• знание количества суток в месяцах;

• определение времени по часам тремя
способами с точностью до 5 мин;
• решение, составление, иллюстрирование
всех изученных простых арифметических
задач;
• краткая запись, моделирование
содержания, решение составных
арифметических задач в два действия;
• различение замкнутых, незамкнутых
кривых, линий;
• знание названий элементов
четырехугольников, вычерчивание
прямоугольника (квадрата) с помощью
чертежного треугольника на бумаге в
клетку;
• вычерчивание окружности разных
радиусов, различение окружности и круга.

№
п/
п
1.

2.

3.

Разделы
программы
Повторение.
Нумерация чисел
в пределах 20.
Нумерация чисел
в пределах 100.

Колво
часов
10

50

20
Единицы
измерения и их
соотношения

Содержание учебного предмета
Характеристика основных видов деятельности

Нумерация чисел в пределах 100.
Получение и запись круглых десятков. Счёт десятками до 100.
Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел
из десятков и единиц, их запись. Разложение полных двузначных
чисел на десятки и единицы. Умение откладывать число в
пределах 100 на счётах.
Числовой ряд 1-100. Счёт в пределах 100 (количественный и
порядковый). Присчитывание, отсчитывание по единице,
равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и
обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение
чисел, стоящих рядом в числовом ряду, сравнение чисел по
количеству десятков и единиц. Увеличение, уменьшение чисел
на несколько десятков, единиц. Числа чётные и нечётные.
Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р.
Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 к.,
10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.). Размен
бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 10
р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к.
Единица измерения длины: метр. Обозначение: 1 м.
Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Единица измерения
массы: килограмм. Обозначение: 1 кг. Единица измерения
ёмкости: литр. Обозначение: 1 л. Единицы измерения времени:
минута, год. Обозначение: 1 мин, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60
мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 28, 29, 30, 31 СУТ., 1 год = 12 мес.
Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их
названия.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения.
Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.

4.

Арифметические
действия.

50

5.

Арифметические
задачи.

10

6.

Геометрический
материал.

30

Определение времени по часам с точностью до получаса,
четверти часа, до 5 мин (10 ч 45 мин и без 15 мин 11 ч).
Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в
речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с
переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в
пределах 100 без перехода через разряд (60 + 30, 60 + 7, 60 + 17,
65 + 1, 61 + 7, 61 + 27, 61 + 9, 61 + 29, 92 + 8, 61 + 39 и
соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве
компонента сложения и вычитания, нуль в результате
вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагaeмыx.
Знак умножения «х»). Замена сложения одинаковых слагаемых
умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение
действия умножения. Деление на две равные части, или
пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5
равных частей (поровну), запись деления предметных
совокупностей на равные части арифметическим действием
деления. Знак деления «: ». Чтение действия деления.
Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и
результата умножения (в речи учителя).
Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и
результата деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий
умножения и деления.
Таблица умножения чисел на 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 равных
частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Скобки.
Действия 1 и 11 ступеней. Порядок выполнения действий в
примерах без скобок и со скобками.
Простые арифметические задачи на нахождение произведения,
частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз,
уменьшение в несколько раз.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой,
количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия, составленные
из ранее решаемых простых задач.
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному.
Пересечение линий (отрезков), точка пересечения. Обозначение
точки пересечения буквой.
Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус. Построение
окружности с помощью циркуля. Обозначение центра
окружности буквой о. Дуга как часть окружности.
Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника.
Название многоугольника в зависимости от количества углов.
Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам.
Четырёхугольник.
Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны.
Свойства сторон, углов.

Рекомендуемые практические упражнения
Получение любого числа в пределах 100, иллюстрация с помощью раздаточного
материала «(кубики», «бруски», магнитные полосы «единицы», «десятки», квадрат «
Сотня » ).

Экскурсия в супермаркет. Определение цены и массы различных товаров. Оплата
небольшой покупки (хлебобулочные и кондитерские изделия, канцтовары, предметы
личной гигиены).
Нахождение стоимости и массы одинаковых товаров. Сравнение стоимости
одинаковых товаров в различных магазинах.
Измерение (в литрах) ёмкости банки, кастрюли, ведра и др.
Работа с календарём. Год, месяц, день недели. Определение дней недели,
соответствующих праздничным датам, дням рождения (своего, родителей, друзей).
Электронные часы. Определение времени с помощью электронных часов.
Установка будильника на заданное время.
Чтение и запись телефонных номеров. Звонок родителям, другу.
Метровая линейка. Измерение длины и ширины помещения (комнаты, класса,
коридора, игровой и др.). Сравнение длин.
Измерение (в см, дм, м) длины, ширины, высоты школьной мебели и других
предметов.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика»
№ п/п

Наименование раздела. Тема урока.

Колво
часов

I четверть - 40 часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Повторение.
Нумерация чисел в пределах 20.
Числовой ряд от 1 до 20.
Свойства чисел в числовом ряду.
Свойства чисел в числовом ряду.
Сравнение чисел в пределах 20.
Сравнение чисел в пределах 20.
Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд.
Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд.
Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд.
Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд.
Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд.
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение и запись круглых десятков.
Получение и запись круглых десятков.
Получение и запись круглых десятков.
Получение и запись круглых десятков.
Счёт десятками до 100.
Счёт десятками до 100.
Счёт десятками до 100.
Контрольная работа №1 по теме «Второй десяток».
Запись круглых десятков.
Запись круглых десятков.
Запись круглых десятков.
Запись круглых десятков.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц,
их запись.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц,
их запись.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц,
их запись.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц,
их запись.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц,
их запись.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц,
их запись.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Откладывание числа в пределах 100 на счётах.
Откладывание числа в пределах 100 на счётах.

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
50
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведени
я

35.
36.
37.
38.
39.
40.
1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Числовой ряд 1-100.
Числовой ряд 1-100.
Числовой ряд 1-100.
Числовой ряд 1-100.
Числовой ряд 1-100.
Числовой ряд 1-100.
II четверть - 40 часов
Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый).
Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый).
Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый).
Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый).
Присчитывание, отсчитывание по единице, равными
числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и
обратной последовательности).
Присчитывание, отсчитывание по единице, равными
числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и
обратной последовательности).
Присчитывание, отсчитывание по единице, равными
числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и
обратной последовательности).
Присчитывание, отсчитывание по единице, равными
числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и
обратной последовательности).
Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду.
Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду.
Сравнение чисел по количеству десятков и единиц.
Сравнение чисел по количеству десятков и единиц.
Сравнение чисел по количеству десятков и единиц.
Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков,
единиц в пределах 100.
Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков,
единиц в пределах 100.
Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков,
единиц в пределах 100.
Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков,
единиц в пределах 100.
Числа чётные и нечётные.
Числа чётные и нечётные.
Числа чётные и нечётные.
Единицы измерения и их соотношения
Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р.
Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5
к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.).
Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5
к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.).
Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты
50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к.
Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты
50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к.
Единица измерения длины: метр.
Единица измерения длины: метр.
Единица измерения массы: килограмм.
Единица измерения массы: килограмм.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Единица измерения ёмкости: литр.
Единица измерения ёмкости: литр.
Единицы измерения времени: минута, год.
Единицы измерения времени: минута, год.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей
измерения.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей
измерения.
Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.
Определение времени по часам с точностью до получаса.
Определение времени по часам с точностью до четверти часа,
до 5 мин.
Контрольная работа №2 по теме «Нумерация чисел в пределах
100».
Работа над ошибками по теме «Нумерация чисел в пределах
100».
III четверть - 50 часов
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через
десяток.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через
десяток.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через
десяток.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд.
Нуль в качестве компонента сложения.
Нуль в качестве компонента вычитания
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых.
Знак умножения «х»).
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых.
Знак умножения «х»).
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых.
Знак умножения «х»).
Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена
умножения сложением.
Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена
умножения сложением.
Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена
умножения сложением.
Запись и чтение действия умножения.
Запись и чтение действия умножения.
Запись и чтение действия умножения.
Деление на две равные части, или пополам.
Деление на две равные части, или пополам.
Деление на две равные части, или пополам.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

50
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.

24.

25.

26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

1.

Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных
частей (поровну), запись деления предметных совокупностей
на равные части арифметическим действием деления. Знак
деления «:».
Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных
частей (поровну), запись деления предметных совокупностей
на равные части арифметическим действием деления. Знак
деления «:».
Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных
частей (поровну), запись деления предметных совокупностей
на равные части арифметическим действием деления.
Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных
частей (поровну), запись деления предметных совокупностей
на равные части арифметическим действием деления.
Чтение действия деления.
Чтение действия деления.
Чтение действия деления.
Чтение действия деления.
Таблица умножения числа на 2.
Таблица умножения числа на 2.
Таблица деления числа на 2.
Таблица деления числа на 2.
Взаимосвязь действий умножения и деления.
Таблица умножения и деления чисел на 3 равных частей в
пределах 20.
Таблица умножения и деления чисел на 3 равных частей в
пределах 20.
Таблица умножения и деления чисел на 3 равных частей в
пределах 20.
Таблица умножения и деления чисел на 4 равных частей в
пределах 20.
Таблица умножения и деления чисел на 4 равных частей в
пределах 20.
Таблица умножения и деления чисел на 5 равных частей в
пределах 20.
Таблица умножения и деления чисел на 5 равных частей в
пределах 20.
Переместительное свойство умножения.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со
скобками.
Контрольная работа № 3 по теме «Арифметические действия
в пределах 100».
Работа над ошибками. «Арифметические действия в пределах
100».
Повторение пройденного материала по разделу
«Арифметические действия»
IV четверть - 40 часов
Арифметические задачи
Простые
арифметические
задачи
на
нахождение
произведения, частного (деление на равные части).

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Простые
арифметические
задачи
на
нахождение
произведения, частного (деление на равные части).
Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой,
количеством и стоимостью.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой,
количеством и стоимостью.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой,
количеством и стоимостью.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой,
количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия,
составленные из ранее решаемых простых задач.
Составные арифметические задачи в два действия,
составленные из ранее решаемых простых задач.
Проверочная работа по разделу «Арифметические задачи».
Геометрический материал
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного
данному.
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного
данному.
Пересечение линий (отрезков), точка пересечения.
Пересечение линий (отрезков), точка пересечения.
Обозначение точки пересечения буквой.
Окружность, круг.
Окружность, круг.
Центр и радиус.
Построение окружности с помощью циркуля.
Построение окружности с помощью циркуля.
Обозначение центра окружности буквой о.
Обозначение центра окружности буквой о.
Дуга как часть окружности.
Многоугольник.
Вершины, стороны, углы многоугольника.
Вершины, стороны, углы многоугольника.
Вершины, стороны, углы многоугольника.
Название многоугольника в зависимости от количества углов.
Название многоугольника в зависимости от количества углов.
Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам.
Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам.
Четырёхугольник.
Прямоугольник (квадрат).
Прямоугольник (квадрат).
Противоположные стороны прямоугольника.
Противоположные стороны квадрата.
Свойства сторон, углов.
Свойства сторон, углов.
Контрольная работа № 4 по теме: «Повторение пройденного
за год».
Повторение пройденного материала за год.

1
1
1
1

1
1
1
1
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Межпредметные связи:
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами:
1. Чтение – самостоятельное чтение задания, краткий пересказ задачи.
2.Русский язык – запись задач в тетрадь, списывание с печатного текста.
3.Ручной труд- умение пользоваться линейкой, шаблонами.
Материально техническое обеспечение
1. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной
(коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.:
ил. — (Коррекционная педагогика)
2. Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1599 Министерства образования и науки
Российской
Федерации.
Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
3.АлышеваТ. В. Математика (Учебник для 3 класса специальных коррекционных
образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. - М., « Просвещение» 2017.
4. Перова М.Н., Яковлева И.М.Рабочая тетрадь по математике для 3 класса,
специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. - М., «
Просвещение» 2011.
5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М: Просвещение,
1990.
8. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
9. http://www.zavuch.ru/
10. https://kopilkaurokov.ru/
11. ttp://pedmir.ru/viewdoc.php?id=79568
12. https://infourok.ru/
13. http://www.prodlenka.org/
Специфическое оборудование:
• наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой,
определённой в программе;
• классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
• наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
• настольные развивающие игры;
• аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
• слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по
возможности).
• комплект для обучения грамоте (касса букв, образцы письменных букв и др.).

•

Информационно - коммуникационные средства:
Компьютер в комплектации

Оценочно – методические материалы
Отметка «5» ставится ученику, если он:
- дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может
подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет
применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими
представлениями;
- умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать
задачу, объяснить ход решения;
- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
- правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного
и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.
«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оцениваемой работы на «5», но:
- при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
- при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы
реальных предметов;
- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих
анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
- с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их
элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
- выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя,
сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах
его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка
«5».
«3» ставится ученику, если он:
- при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы
на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
- производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с
соблюдением алгоритмов действий;
- понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
- узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на
плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с
использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью
вопросов учителя;
- правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения
последовательности работы, демонстрации приемов выполнения.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других
обучающихся.

Оценка письменных работ по математике.
Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко
используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий,
величин и др.). В случае многочисленных грамматических ошибок в словах на изученные
правила отметка может быть снижена на 1 балл.
При оценке комбинированных работ:
Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
«4» ставится, если в работе имеются 1 грубая ошибка или 2-3 негрубые ошибки.
«3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна
из двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая
часть других заданий.
«2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено
менее половины других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
«5» ставится, если все задания выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
«3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
«2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.

№ п/п
1
2
3
4

Содержание
Контрольная работа №1 по теме «Второй десяток»
Контрольная работа №2 по теме «Нумерация чисел в пределах 100».
Контрольная работа № 3 по теме «Арифметические действия в
пределах 100».
Контрольная работа № 4 по теме: «Повторение пройденного за год».

Дата
сентябрь
декабрь
март
май

Контрольная работа №1по теме: «Второй десяток»
1 вариант
2 вариант
1.Задача
1. Задача
В одном парке 16 скамеек, а в другом – на 2 Одну улицу освещает 18 фонарей, а вторую –
скамьи больше. Сколько скамеек во втором на 2 фонаря меньше. Сколько фонарей на
парке?
второй улице?
2. Сравни числа:
2. Сравни числа:
7 * 11 15 * 19 16 * 16
0 * 1 11 * 11
20 * 2 13 * 10 12 * 14
19 * 1 13 * 15
3. Разложи числа на десятки и единицы:
3. Разложи числа на десятки и единицы:
14- 121118- 10154. Реши примеры:
4. Реши примеры:
19 + 1 10 + 1 13 + 2
18 + 1 12 + 2
20 – 1 15 – 1 14 – 1
17 – 1 15 – 2
Контрольная работа №2 по теме «Нумерация чисел в пределах 100».
1 вариант
1. Вставь пропущенные числа:
10, 20, * , *, *, 60, * , *, *, 100
2. Сравни числа:
37 * 67 70 * 80 35 * 5
84 * 80 40 * 60 79 * 99
3. Разложи числа на десятки и единицы:
54 - 32 – 48 - 91 – 45 - 69 –

2 вариант
1. Вставь пропущенные числа:
10, 20, 30, *, *, * , * , *, *, 100
2. Сравни числа:
20 * 50 46 * 6
78 * 70 54 * 44
3. Разложи числа на десятки и единицы:
78 - 26 -75 -

Контрольная работа № 3 по теме «Арифметические действия в пределах 100».
1 вариант
1.Задача
У Саши было 20 рублей. Он купил
угольник за 8 рублей и карандаш за 5
рублей. Сколько денег осталось у Саши?
2. Реши примеры:
24 + 6 (42 – 22) : 4
14 + 86 70 – (45 – 24)
60 – 21 3 х (79 – 73)
3. Вставь пропущенные числа:
36, 37, …………………..53.

2 вариант
1. Задача
У Кати было 18 рублей. Она купила тетрадь
за 4 рубля и ручку за 8 рублей. Сколько
денег осталось у Кати?
2. Реши примеры:
36 + 4
16 + 84 80 – (75 – 34)
70 – 31
3. Вставь пропущенные числа:
47, 48, …………………….54.

Контрольная работа № 4 по теме: «Повторение пройденного за год».
1 вариант
1.Вставить пропущенные числа:
57 … 59 … … 62 … 64
100 99 … 97 … … 94

2 вариант
1.Вставить пропущенные числа:
35 36 … 38 … … …
53 52 … 50 … … 47

2.Решить примеры (табличные случаи)

2. Решить примеры (табличные случаи)

2х5
3х…=15
10 : …=5
2х9
…х4=16
… : 2=10
3.Решить примеры:

2х4 3х2 10:2
2х5 3х4
8:2
3.Решить примеры:

4х5+16 100-(5+5) 1р. – 3к.=
2х2+90 80-(30+5) 1м – 99см=
4.Запиши задачу кратко. Выполни решение.
Запиши ответ задачи.
У Ани было 10 рублей. Она истратила две
монеты по 5 рублей. Сколько денег
осталось у Ани?
5.Начертить:
Два пересекающихся отрезка длиной
5см и 7см. Точку пересечения обозначить
буквой А.

20+30+6 100-(5+5) 36см+1см=
45-5-1
80+(2х5)
100к. -1к.=
4.Запиши задачу кратко. Выполни решение.
Запиши ответ задачи.
У Оли три монеты по 5рублей. Сколько
денег у Оли?
5.Начертить:
Две пересекающиеся прямые. Точку
пересечения обозначить буквой К.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».