Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» начальное общее образование, 4 класс Автор-составитель: Резникова Лилия Петровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Цели 1. повысить уровень общего и речевого развития учащихся; 2. научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме. Задачи: - формировать у детей общеречевые навыки; - развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов, - постоянное повышение речевой мотивации учащихся - -одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи сцелью обеспечения языковой базы для чёткого и полного освещения темы; - организация связных высказываний школьников Общая характеристика учебного предмета. Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика. Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов. Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения предметной области «Язык и речевая практика». Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи раздела «Речевая практика»: -Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевого акта компонентов. -Ускорить и обобщить речевой опыт обучающихся. - Улучшить качественные характеристики устной речи ( как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность) . - Способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся. - Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся . - Совершенствовать умение строить устные связные высказывания. - Воспитывать культуру речевого общения. При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников. Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть: - индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка; - психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности); - комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы); - связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его людей. Программа имеет практико - ориентировочную направленность. Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Также на уроках используются следующие методы: упражнения, моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ. По характеру познавательной деятельности основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются : - Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. - Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации. - Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения. - Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы. На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности детей. Место учебного предмета, курса в учебном плане Согласно учебному плану МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот» учебный предмет «Речевая практика» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Язык и речевая практика». Кол-во часов на изучение предмета в 4 классе -2 часа в неделю. Кол-во учебных недель -34. Кол-во часов на изучение в 4 классе за учебный год-68 часов. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: • Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; • Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям; • Освоить роль ученика; • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо); • Формировать представления о здоровом образе жизни:элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка). Предметные результаты 1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач; 2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи; 3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения; 4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения». Минимальный уровень: • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; • выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; • ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: • понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; • понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; • высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; • участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; • составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. 2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. 3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. 4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. Характеристика базовых учебных действий Регулятивные УД: • Входить и выходить из учебного помещения со звонком • Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя; Познавательные УД: • Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя; • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; Коммуникативные УД 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. ЛичностныеУД 1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»; 2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей; 3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; 4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе,на улице и на транспорте. Содержание учебного предмета. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки. Система оценки достижения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи: *закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; *ориентирует образовательный процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся; *обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов; *предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации; *позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Система оценки результатов опирается на следующие принципы 1) Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. 2) Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. 3) Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого – медико - педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав консилиума включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра). Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Понятно, что каждый педагог не оставляет без внимания как нравственные или напротив безнравственные суждения и поступки воспитанников. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец. (Гуров С. –тушение пожара), безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. (Гусак В.) В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме, не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка. № 1 2 3 1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 4 5 Тематическое планирование. 4 класс 2ч в неделю- 68ч. за год Название раздела. 1 четверть-18ч. Аудирование и понимание речи. Дикция и выразительность речи. Общение и его значение в жизни. 2 четверть-14ч. Я и мои товарищи. Зимняя прогулка. Готовим Новогодний праздник. 3 четверть-20 ч. Играем в сказку. Мы писатели. Я дома. Я в школе. 4 четверть- 16ч. Я за порогом дома. Я в мире природы. Задушевный разговор. Приглашение. Поздравления. Всего: К-во часов. 7ч. 5ч. 6ч. 9ч. 2ч. 3ч. 10ч. 3ч. 4ч. 3ч. 3ч. 4ч. 3ч. 3ч. 3ч. 68ч. Календарно-тематическое планирование 4 класс № 1 Дата Тема Добро пожаловать! 2 «Прошлым летом» 3 Расскажи мне о своих летних каникулах 4 Для друзей нет выходных 5 Рассказываем о своих друзьях 6 Дружим – не дружим Содержание Рассказ о лете по картинке. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Рассказ по кругу» Чтение стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом». Познакомить с правилами участия в полилоге Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Рассказ детей по своим рисунка о прошедшем лете. Игра «Вопрос за вопрос» Слушание песни «Для друзей нет выходных» Рассказ по плану о своем друге Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение правильно дружить Знакомство с рассказом Л. Толстого «Два товарища» в устном 7 Наши чувства 8 Игра по правилам 9 Игра «Молчок» 10 Твой старший друг. Почему с ним интересно? 11 Задушевный разговор 1213 Вместе в беде и в радости 1415 Знакомство со сказкой «Петушок- Золотой гребешок» 1617 Инсценировка сказки «Петушок- Золотой гребешок» 1819 Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» 2021 Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» 2223 Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок) 2425 Инсценировка сказки «Бременские музыканты» 26 Книга - лучший собеседник изложении учителя. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Составление картинного плана рассказа. Пересказ по плану. Уточнение и активизация словаря-признаков, словарядействий, называющих качества и поступки людей. Игра «Угадай, кто мой друг» Понятие дружба, друг, взаимопомощь. Умение правильно выражать свои эмоции и чувства Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу» Обмен мнениями о любимой игре. Игра с правилами в классе. Составление описания правил игры. Правильное поведение в ситуации спора Коллективное составление рассказа о правилах игры. Обсуждение содержания серии картин. Умение конструктивно участвовать в споре Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» Уточнение значения слов, называющих эмоциональное состояние человека Беседа на основе личного опыта детей о чувствах Актуализировать умение участвовать в диалогах Слушание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Рассказ о ситуации, в которой приходилось испытывать подобные чувства. Рассказ по сюжетным картинкам, Как поступить в подобной ситуации? Прослушивание аудиозаписи со сказкой «петушок- Золотой гребешок» Пересказ сказки с опорой на серию картинок Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки Беседа «Самая интересная сказка про Петушка» с привлечением личного опыта учащихся Загадка о сказке Пересказ сказки с опорой на серию картинок Сформировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу) Составление предложений по сюжету сказки Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки Рассказывание по собственным иллюстрациям к сказке. Просмотр мультфильма «Бременские музыканты » Познакомить учащихся со сказкой «Бременские музыканты» Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь друг к другу. Воспроизведение содержания сказки по сюжетным картинкам. Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки и использование элементов костюмов Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки Чтение четверостишья «Книга может дать совет». Беседа на основе личного опыта. Какие книги ты любишь читать? Где ты берешь книги? Игра «Расскажи другому» 27 Я выбираю книгу Моя любимая книга В библиотеке Мы сказочники 3233 Составляем сказку 3435 Я пишу свою сказку 36 Мой любимый рассказ 37 Составляем рассказ о природе Басня 38 3940 41 Мое любимое стихотворение Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение 42 Мой помощник телефон 43 Я у телевизора 44 Полезные и вредные телепередачи 45 Составь свою телевизионную программу 46 Я - помощник Познакомить детей с различными жанрами книг. Игра «Выбери нужную книгу» Знакомство со словом КОМПЛИМЕНТ. Игра «Посоветуй другу». Конструирование ситуации-просьбы Экскурсия в школьную библиотеку. Участие в диалоге с библиотекарем, умение ставить уточняющие вопросы. Чтение стихотворения «Вот бы стать писателем» Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий в прочитанных сказках Развивать творческую активность школьников Обсуждение замыслов каждого школьника Загадки о сказках Коллективное составление сказки Развивать умение работать в коллективе Запись коллективно составленной сказки Составление предложений по сюжету сказки Рассказ по сюжетным картинкам Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Написание собственной сказки по плану и опорным словам Загадки о природе. Чистоговорки. Рассказ по сюжетным картинкам Коллективное составление рассказа о природе. Запись коллективно составлено рассказа Слушание басен. Пересказ. Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий. Чистоговорки Чтение стихотворения Обсуждение заученных ранее стихотворений Чистоговорки. Запись коллективно составленного стихотворения Расширение знаний детей о справочных службах. Составление диалогов со справочными службами Правила разговора по телефону справочной службы Проигрывание диалогов со справочными службами Загадка о телевизоре Обсуждение личного отношения школьников к просмотру телепередач Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Рассказ о любимой телепередаче Обогащение словарного запаса школьников понятиями: диктор, ведущий, актер Обсуждение просмотренных детьми телепередач Правила пользования телевизором Учить планировать свой телевизионный досуг Коллективное составление плана телепередач по картинкам и с опорой на личный опыт Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Развивать творческую активность школьников Составление программ телепередач Знакомство со стихотворением Б. Заходера «Переплетчица». Беседа на тему «Я – помощник» с целью актуализации личного опыта школьников. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (подбор слов-предметов, слов-действий и словпризнаков, составление словосочетаний, предложений) 47 Современная техника в доме 4849 ЗнакиПомощники 5051 Правила дорожного движения достойны уважения 5253 Веселый праздник 5455 Приглашение 5657 Поздравляю! 5859 Поздравление ветеранам 60 «Знакомство во дворе» 61 Мы друзья или враги природы? 62 В гостях у леса 63 Я на прогулке в парке 6465 Учимся понимать животных 66 Здравствуй, лето! 67 Летом. В поход Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: компьютер, мультиварка, электроприборы. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации Чтение стихотворения «У мня живет дружок». Продолжать учить участвовать в беседе, обсуждении, высказывать свое мнение. Формировать умение соблюдать правила, обеспечивающие безопасность и порядок в обществе. Слушание песенки «Светофор». Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные знаки. Формировать умение соблюдать правила дорожного движения. Моделирование ситуации «Я на дороге» и «Я велосипедист». Чтение четверостишья «Получил я приглашенье». Расширять представления учащихся о правилах поведения в гостях. Правила вежливости при приглашении гостей. Моделирование диалогов, содержащих принятие приглашения или вежливый отказ. Слушание стихотворения А. Усачева «Приглашение улитке». Коллективное составление приглашения. Правила вежливости при приглашении гостей. Оформление письменного приглашения. Чтение стихотворения «Я Наташу с днем рождения поздравлял». Коллективное составление поздравления. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения. Тренировочные упражнения в произнесении поздравления Слушание стихотворения «Ушел из жизни ветеран» Составление поздравления ветеранам с опорой на план и опорные слова Учиться адресно подбирать пожелания Самостоятельная подготовка поздравительных открыток ветеранам Расширение словарного запаса предметной лексикой. Игра «Свой, чужой». Моделирование диалогов при знакомстве Составление предложений по картинкам составлять рассказ из личного опыта. Повторить правила участия в полилоге. Составление правил поведения в природе Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Составление рассказа «В гостях у леса» Составление предложений по картинкам составлять рассказ из личного опыта. Закрепление правил поведения в природе. Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. Закрепить знания учащихся о признаках лета. Лето признаки лета Речевая ситуация «Отгадай, какое время года». Стихотворение «О лете». Чистоговорки. Составление рассказа о лете по картинкам. Познакомить с летними явлениями в природе, отрабатывать умение составлять предложения с отработанной лексикой по 68 Летние каникулы вопросам учителя. Лето приметы лета. Речевая ситуация «В походе» Знать правила безопасного поведения в различных ситуациях. Умение участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Средства обучения: 1. Наглядные пособия: 1) Комплект динамических раздаточных пособий.. 2) Комплект наглядных пособий 2. Технические средства обучения: 1) Компьютер. 2) Телевизор. 2. Рекомендуемая учебно-методическая литература 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В Воронкова. – М., Просвещение, 2013. 2. Комарова С.В. Устная речь: учебник для 4 класса - М. : Просвещение, 2014. 3. . Дополнительная литература 1) Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996. 2) Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996. 3) Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.