Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ЧТЕНИЕ» начальное общее образование, 4 класс Автор-составитель: Резникова Лилия Петровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и просебя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Задачи: 1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. 2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательскойкультуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу. 3.Учить самостоятельно работать с книгой. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные накоррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: · развитие артикуляционной моторики; · формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму; · развитие высших психических функций; · коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; · развитие речи, владение техникой речи; · расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; · коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа составлена в соответствии с учебным планом из расчета 4 часа в неделю. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подбираются и произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощьюучителя разбираться в содержании прочитанного. В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты изучения чтения и развития речи: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты изучения чтения и развития речи: -понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; -осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; -понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; -достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; -умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема раздела Кол.часов Характеристика основных видов деятельности 15 Листья Коррекция и развитие произносительной и содержательной пожелтелые стороны речи, речемыслительных способностей детей. по ветру Развитие и формирование фонематического слуха. летят. Расширение словарного запаса. Развитие внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки) Уметь осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Уметь словесно иллюстрировать отрывок, читать по ролям Учащиеся должны знать наизусть 2 стихотворения. 8 Раз, два – Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически начинается правильного произношения. игра! Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений (ответы на вопросы – прямые, наводящие, уточняющие – одним словом, заучивание стереотипных ответов, вопросов, дидактические игры по типу «маленький учитель», использование стихов, потешек, сказок, считалок). Уметь выражать свои мысли, сравнивать и находить различия между предметами и явлениями. Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте предложения на заданную тему. Уметь объяснять значение слов, употребляемых в произведениях. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Знать значение считалок в организации игр, наизусть 2-3 считалки. Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Уметь соотносить отрывки произведений с иллюстрациями в учебнике. 20 Активизация познавательной деятельности. Будем делать Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций хорошо и не будем – плохо. Зимние узоры. Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! 20 24 анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия. Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). Знать особенности сказок, басен. Знать пословицы и поговорки о дружбе. Знать правила вежливости, правила поведения в театре. Уметь выделять главных действующих лиц, выразить к ним своё отношение. Уметь пересказывать текст по картинкам. Уметь осуществлять выборочное чтение, строить монологические высказывания по заданному вопросу. Уметь обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты. Знать наизусть 1 басню. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности). Знать признаки зимы, особенности сказок. Знать особенности, образ жизни, повадки зимующих птиц. Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других. Уметь подбирать заголовки к частям рассказа. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным. Знать наизусть 2-3 стихотворения. Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие зрительного восприятия и узнавания. Развитие словесно - логического мышления. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства). Коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами). Знать особенности сказок, значение новых слов. Уметь пересказывать части рассказа по плану. Уметь осуществлять выборочное чтение. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. В окно повеяло весною… 16 На пользу и славу Отечества. 16 Видно, люди не напрасно называют лето красным. 17 Уметь выражать своё отношение к поступку героя, событию. Знать наизусть 1-2 стихотворения. Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Развитие и формирование фонематического слуха. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). Знать наизусть одно из стихотворений. Знать особенности ласточек, их повадки, образ жизни, признаки весны. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь классифицировать, оценивать ответы товарищей. Уметь описывать природные явления. Уметь подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия. Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции. Развитие и формирование фонематического слуха. Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия. Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному, самостоятельно подготавливаться к выразительному чтению проанализированного произведения. Уметь осуществлять выборочное чтение, анализировать название рассказа. Активизация познавательной деятельности. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей). Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений (ответы на вопросы – прямые, наводящие, уточняющие – одним словом, заучивание стереотипных ответов, вопросов, дидактические игры по типу «маленький учитель». Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. Уметь выделять главных действующих героев, характеризовать их. Уметь отвечать на вопросы. Уметь выразительно читать стихотворение. Знать признаки лета, об особенностях подсолнуха, об Внеклассное чтение 20 ИТОГО 136 особенностях, повадках, образе жизни стрижей. Активизация познавательной деятельности. Межпредметные связи Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике. Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы. Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных. Календарно-тематическое планирование № Название раздела Кол. Дата Тема урока часов проведения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Раздел №1 «Листья пожелтелые по ветру летят» - 15 часов. А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…». 1 Ф.Тютчев «Листья». По Г.Граубину «Как наступает листопад». 2 А.Гонтарь «Осень в лесу». С.Прокофьева «Подарки Осени». 1 По М.Пришвину «Старый гриб» (1-я часть). По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях) 3 По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях) Внеклассное чтение. С.Я.Маршак «Стихи о школе, о 1 детях». Е.Носов «Хитрюга». 1 Н.Сладков «Осень». 2 Н.Сладков «Осень». Г.Снегирёв «Бурундук». 1 Пословицы и поговорки, загадки, кроссворды по 1 теме:«Времена года. Осень» Обобщающий урок по теме: «Листья пожелтелые по ветру летят». Внеклассное чтение. «Короткие рассказы про осень».И. 1 Соколов-Микитов,Тургенев И. С.,Бунин И. А. Раздел №2: «Раз, два – начинается игра!» - 8 часов. «Считалки». М. Бородицкая «Щи – талочка». 1 Л. Пантелеев «Карусели». 1 Д. Хармс «Игра», (отрывок). 1 Н. Носов «Затейники». 2 Н. Носов «Затейники». Внеклассное чтение. К.И.Чуковский «Стихотворения, 1 загадки, сказки» В. Левин «Чудеса в авоське». Пословицы, поговорки, 1 загадки, кроссворды про игры, игрушки, забавы. Обобщающий урок по теме: «Раз, два – начинается 1 игра!» Тестирование по теме. Раздел №3: «Будем делать хорошо и не будем – плохо» - 20 часов. 24. «Не мое дело!» (Китайская сказка) 2 25. «Не мое дело!» (Китайская сказка). 26. И. Крылов «Чиж и Голубь». 1 27. Л. Толстой «Два товарища». 1 28. Внеклассное чтение. В.Г. Сутеева «Палочка1 выручалочка» 29. Л. Пантелеев «Трус». 2 30. Л.Пантелеев «Трус». 31. Э. Киселева «Про то, как Миша стал храбрым». 32. Э. Киселева «Про то, как Миша стал храбрым». 2 В.Сафронов «Подвиг». 33. Ю. Ермолаев «Силач». 1 34. Внеклассное чтение. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок» 1 35. По В.Осеевой«Самое страшное». 1 36. К. Киршина «Вот какая история». 3 37. К. Киршина «Вот какая история». 38. К.Киршина «Вот какая история». 39. Внеклассное чтение. Б.С.Житков «Помощь идет» 1 40. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 3 41. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 42. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». А.Барто «В театре». 43. 1 Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо». Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды про добро и зло. 44. Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) 45. Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) 3 46. Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) 47. Внеклассное чтение. Короткие рассказы про зиму. 1 (К.В. Лукашевич, Толстой А.Н. и др.) 48. По А.Н. Толстому «Ёлка» (Отрывок из повести 3 «Детство Никиты»). 49. По А.Н.Толстому «Елка» (Отрывок из повести «Детство Никиты». 50. По А.Н.Толстому «Елка» (Отрывок из повести «Детство Никиты». 51. Саша Черный «Снежная баба». 1 52. С. Прокофьева «Подарки зимы». 1 53. Г. Харлампьев «Жадная сорока». 3 54. Г.Харлампьев «Жадная сорока». 55. Г.Харлампьев «Жадная сорока». 56. По В. Коржикову « В пограничном наряде». 2 57. По В.Коржикову «В пограничном наряде». 58. Внеклассное чтение 8. Е. Чарушин «Томкины сны». 1 59. Н. Толоконников «Зимний дождь», «Зима». 1 60. Внеклассное чтение. А.Платонов «Умная внучка» 1 23. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды про зиму. 1 Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры». 1 Тестирование по теме. Внеклассное чтение. Стихи о празднике Новый год. 1 Заработанный рубль (грузинская сказка). 4 Заработанный рубль (грузинская сказка). Заработанный рубль (грузинская сказка). Заработанный рубль (грузинская сказка). Е. Шварц «Сказка о Василисе – Работнице». 1 Внеклассное чтение 11.Сказки А.Н.Толстого. 1 Г. Сапгир «Рабочие руки». 1 М. Миршакар «Мудрый дед». 1 В. Хомченко «Михаськин сад». 1 Н. Носов «Заплатка». 3 Н.Носов «Заплатка». Н.Носов «Заплатка». А. Барто «Я лишний». С.Погореловский «Маленькое и 1 большое». Внеклассное чтение. Рассказы Н.Н.Носова 1 Г. Виеру «Хлеб с росою». 2 Г.Виеру «Хлеб с росою». К.Киршина «Просто сочинение». 2 К. Киршина «Просто сочинение». Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». 1 Э.Киселева «Волшебный котелок». 2 Э.Киселев «Волшебный котелок». Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды про труд и 1 работу. Внеклассное чтение. Сказки Г.Х.Андерсена. 1 Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, 1 если трудимся мы дружно!» Тестирование по теме. Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина) 4 Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина) Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина) Как Илья из Мурома богатырем стал (Былина) Л. Толстой «Как боролся русский богатырь». 2 Л. Толстой «Как боролся русский богатырь». Внеклассное чтение. Рассказы о защитниках Отечества. 1 По О. Орлову «К неведомым берегам». По О. Орлову «К неведомым берегам». 4 По О. Орлову «К неведомым берегам». По О. Орлову «К неведомым берегам». По Г. Черненко «Русский «паровой дилижанец». 2 По Г. Черненко «Русский «паровой дилижанец». Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды о мире и 1 войне. Внеклассное чтение. Русские народные сказки. 1 Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу 1 Отечества» Раздел №7: «В окно повеяло весною…» - 17часов Народная песенка 1 А. Плещеев «Весна». А.Майков Ласточка примчалась». 105. К. Ушинский «Ласточка». 1 106. А.Н. Толстой «Весенние ручьи». 1 107. Внеклассное чтение. Короткие рассказы о весне, о 1 маме. 108. По Б. Житкову «Наводнение». 2 109. По Б.Житкову «Наводнение». 110. С. Прокофьева «Подарки весны». 1 111. В. Берестов «Праздник мам». 1 112. Н. Сладков «Ивовый пир». 1 113. В.Сафронова «Весна». 1 114. Внеклассное чтение. А.Платонов «Умная внучка» 1 115. По В. Воскобойникову «Боец бытового отряда». 2 116. По В. Воскобойникову «Боец бытового отряда». 117. Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды о весне. 1 118. Обобщающий урок по теме «В окно повеяло 1 весною…». 119. Внеклассное чтение. А. Чехов «Весною» 1 Раздел №8: «Видно, люди не напрасно называют лето красным» - 17 часов 120. Н. Греков «Летом». С.Прокофьев «Подарки лета». 1 121. По Э. Шиму «Кто сажает подсолнухи». 1 122. По А.Смирнову «Малина». 2 123. По А.Смирнову «Малина». 124. По С. Иванову «Позвольте вас пригласить на танец». 3 125. По С. Иванову «Позвольте вас пригласить на танец». 126. По С. Иванову «Позвольте вас пригласить на танец». 127. Внеклассное чтение. Короткие рассказы про лето, 1 каникулы. 128. Чтение на время и проверка техники чтения. 1 129. По В. Астафьеву «Стрижонок Скрип» (отрывок). 1 130. По В. Астафьеву «Стрижонок Скрип» (отрывок). 3 131. По В. Астафьеву «Стрижонок Скрип» (отрывок). 132. По В. Астафьеву «Стрижонок Скрип» (отрывок). 133. Вс. Рождественский «Одуванчик». 1 134. Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды о лете. 1 135. Обобщающий урок по теме:«Видно, люди не напрасно 1 называют лето красным». Тестирование по теме. 136. Внеклассное чтение. В.М. Гаршин «Лягушка1 путешественница» 104. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА Учащиеся должны уметь: Базовый Минимальный 1.Слушать чтение произведения учителем, 1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию; отвечать на вопросы информационного 2.Читать текст вслух целыми словами (по плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда слогам трудные по семантике и структуре он пошел?», «Что делал?»); слова); 2. Правильно читать текст вслух по слогам 3. Активно участвовать в анализе с постепенным переходом на чтение целым произведения; 4. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план; 5. Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения; 6. Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений; словом часто встречающихся двусложных слов; 3. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста; 4. Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинносимволическому плану к каждому предложению; 5. Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения. Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка «5»ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 34 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2012. 2. В. И. Горовая, Н. И. Дробот, Л. И. Кулагина, Т. К. Лаврентьева. Конспекты уроков по внеклассному чтению 1-4 классы- (Библиотека учителя начальной школы).– М.: Владос, 2005. - 208 с. 3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика). 4. Интернет – ресурсы: http://www.books.kostyor.ru/, http://www.razumniki.ru/razvitie_rechi_detey.html 5. Демонстрационный материал: 1. Репродукции картин русских художников Н.Н.Ге, А.К.Саврасов; В.И.Суриков; 2. Портреты русских писателей; 3. Репродукции картин и иллюстрации к изучению произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, Короленко, Г.- Х. Андерсена, Стивенсона, Пришвина, Маяковского, Горького, Шолохова, Симонова; 4. К изучению русских народных сказок, былин; 5. К изучению произведений русских поэтов о природе родного края. Итоговый тест по чтению 4 класс Фамилия, имя ученика Дата Листья пожелтелые по ветру летят. 1. Отгадай загадки: На тонкой гибкой ветке Выросли конфетки Для мальчика и девочки И для рыжей белочки. А) ягоды Б) листочки В) конфетки Схоронился паренек За осиновый пенек Только шляпка паренька Для любого грибника. а) гриб б) листок в) маяк Раз, два – начинается игра! 2. Дополни пословицу: Сделал дело - . 3. Запиши игры, которые ты знаешь 4. Что надо соблюдать в любой игре? А) правила Б) дистанцию В) режим Будем делать хорошо и не будем плохо! 5. Что сделал взрослый парень в рассказе В.Осеевой «Самое страшное» с Бельчиком? А) ткнул горящую папироску Б) погладил В) пнул 6. Кто автор стихотворения «В театре»? А) А.Барто Б) И.Крылов В) В.Осеева Зимние узоры. 7. Какие подарки приносит людям зима? А) снег, санки, лыжи, коньки Б) дождь, грибы, ягоды В) жару, солнце, море, песок 8. Как человек помогает птицам зимой? А) строит кормушки Б) стреляет в птиц В) поет песни птицам 9. Отгадай загадку: Зима на крыши серые Бросает семена – Растит морковки белые Под крышами она. А) снег и сосульки Б) снежки и морковки В) укроп и сосульки Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! 10. Из какого стихотворения эти строки: А теперь вот этот сад Сам сажаю для внучат, Чтобы в будущие дни Деда вспомнили они. А) «Мудрый дед» Б) «Смелый отец» В) «Толковый сын» 11. Как звали девочку в рассказе «Волшебный котелок» А) Ленивица Б) Красавица В) Смородинка В окно повеяло весною… 12. Какие изменения происходят в природе весной? А) тает снег, бегут ручьи Б) льет дождь, дует ветер В) сыплет снег, река покрывается льдом 13. Какой праздник отмечают в начале марта? А) праздник мам, 8 Марта Б) праздник кошек В) праздник снега 14. На какой реке может возникнуть наводнение? А) …которая не течет все время по одному месту Б) …которая с крутыми берегами В) …которая течет вправо На пользу и славу Отечества. 15. Какое изобретение для России создали Черепановы? А) паровоз Б) самолет В) самокат 16. Кто такие печенеги? А) вражеский народ Б) друзья В) инопланетяне 17. В честь кого назвали открытие пролива? А) Витуса Беринга Б) Тома и Джерри В) Микки – Мауса Видно люди не напрасно называют лето красным. 18. Какой цветок автор называет «чудо – шарик»? А) одуванчик Б) василек В) незабудка 19. Как звали стрижонка в рассказе по В.Астафьеву? А) Скрип Б) Джип В) Крик 20. Какая ценная ягода может расти в разных условиях из рассказа по А.Смирнову? А) малина Б) клубника В) арбуз