Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ЧТЕНИЕ» начальное общее образование, 3 класс Автор-составитель: Резникова Лилия Петровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Задачи: - воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу; - формирование у обучающихся техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; - развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ. - учить самостоятельно работать с книгой. Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской литературы, зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу. Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок . В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы: - словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником); - наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций); - практический метод (упражнения, практическая работа); - репродуктивный метод (работа по алгоритму); - коллективный, индивидуальный; - творческий метод Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение» Предметные результаты Минимальный уровень: - осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; - пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; - участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительное чтение наизусть стихотворений. Достаточный уровень: - чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; - ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; - определение основной мысли текста после предварительного его анализа; - чтение текста молча с выполнением заданий учителя; - определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; - чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); - пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; - выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений. Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Основные направления коррекционной работы: развитие артикуляционной моторики; формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму; развитие высших психических функций; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; развитие речи, владение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Нормативная база Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.; Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»; Основная образовательная программа начального общего образования; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017; Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год. Содержание программы № Тема раздела Кол Тематика произведений часо 1 Здравствуй, школа! 9 М. Садовский «Сентябрь» По В.Воскобойникову «Весёлая ули В. Берестов «Первое сентября» По В. Драгунскому «Завтра в школу По Э. Шиму «Пятёрки» Характеристика деятельности Выразительно читать, отвечать на вопросы текст рассказывать по плану, давать характеристику герою; Читать по ролям, 2 Осень наступила. 13 3 Учимся трудиться. 13 4 Ребятам о зверятах. 14 5 Чудесный мир ск 10 В.Бирюков «Кто лучшим будет» По В.Хомченко «Обида» А. Аксёнова «Наша учительница» Урок внеклассного чтения Обобщающий урок по теме. О. Высотская «Осень» По Ю.Ковалю «Последний лист» А. Толстой «Осень. Обсыпается весь бедный сад…» По Н.Сладкову «Сентябрь на дворе» В. Степанов «Воробей» По А.Баркову «Лето на веревочке» Е. Благинина «Улетают, улетели …» По Э.Шиму «Ворона и синица» По Л.Воронковой «За кормом для пт Г. Ладонщиков «В октябре» По Н. Сладкову «Страшный невидим А. Плещеев «Осень наступила» По Н. Абрамцевой «Сказка об осенн ветре» Урок внеклассного чтения. Ю. Тувим «Все для всех» По Д. Габе «Работа» В. Орлов «Мои помощники» По А. Потаповой «Бабушка и внучка Б. Заходер «Повар» По М.Дружининой «Сюрприз» О. Высотская «Маргаритка» По В.Хомченко «Пуговица» Г. Ладонщиков «Портниха» В. Осеева «Пуговица» По В.Голявкину «Как я помогал мам мыть пол» По С. Баруздину «Как Алешке учить надоело» Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» Обобщающий урок по теме. По Е. Чарушину «Лисята» По Н.Сладкову «Лисица и Ёж»; Е. Тараховская «Заяц» По М.Пришвину «Ёж» По А.Баркову «Материнская забота» По Г. Снегирёву «Белёк» В. Приходько «Пин и Гвин» По Б.Житкову «Галка» По В.Гаранжину «Куриный воспитан По М.Тарловскому «Добрый Волк» По Н.Носову «Живая шляпа» По Н.Павловой «Котята» В. Берестов «Кошкин щенок» По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Обобщающий урок по теме. Русская народная сказка «Лиса и журавль» Русская народная сказка «Храбрый баран» Русская народная сказка «Лиса и тет Украинская народная сказка «Овечка волк» Башкирская народная сказка «Медве пчелы» Таджикская народная сказка «Тигр и лиса» Французская народная сказка «Лиса Сравнивать поступки героев, выборочно читать, составлять план рассказа, Выразительно читать, заучивать наизусть; Выразительно читать, выражать свои мысли, доказывать словами текст Заучивать наизусть, составлять рассказ по картинкам; Читать выборочно, составлять рассказ по картинкам; Выразительно читать, отвечать на вопросы; Выразительно читать, находить описание прочитанного в рассказе; Рассказывать об осенн изменениях в природе; Высказывать свои мысли о прочитанном, доказы словами текста. Заучивать наизусть; Читать выразительно, осознанно воспринимать прочитанное, выделять главные мысли произведения; Делить текст на части по плану, выразительно читать, пересказ текста Заучивать наизусть; Выразительное чтение, плавно, протяжно; Выразительно читать по ролям; Самостоятельно составлять загадки; Выразительно читать, пересказывать, озаглавливать; отвечать на поставленные вопросы; Составлять рассказы по предметным картинкам. Выразительно читать, отвечать на вопросы; Пересказывать текст по плану; Выразительно чи с интонацией просьбы; Читать по ролям, пересказывать; Выборочно чит отвечать на вопросы. 6 Зимушка-зима. 23 7 Так нельзя, а так можно. 12 8 Весна в окно стучится. 20 9 Веселые истории 7 куропатка» Абхазская народная сказка «Куцый хвост» Удмуртская народная сказка «Глупы котёнок» Урок внеклассного чтения. «Ой ты, зимушка – зима!» По В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь Дед Мороз» М. Садовский «Декабрь» По Л. Воронковой «Как ёлку наряжа С. Попов «В новогоднюю ночь» По А. Усачёву «Как Дед Мороз сдел себе помощников» По А.Потаповой «Такой вот герой» С.Есенин «Зима» С. Суворова «Подарок» По В. Голявкину «У Ники новые лыжи» И. Шевчук «С прогулки» По М.Быковой «Неудачная находка» И. Суриков «Детство» По Е.Чарушину «Что за зверь» Урок внеклассного чтения. По Э.Шиму «Не стучать – все спят» В. Степанов «Зайка» По Н.Сладкову «Еловая каша» З. Александрова «Снежок» По С.Баруздину «Коллективная печк В. Аникин «Доскажи словечко» (Зимние загадки) Обобщающий урок по теме. Урок внеклассного чтения. По А.Ягафаровой «Снегирь и Синичка» По В.Хомченко «Птица-синица» Г.Ладонщиков «Дельный совет» По Л. Толстому «Косточка» По С.Георгиеву «Праздничный стол» В. Бесрестов «За игрой» С. Баруздин «Бревно» А. Седугин «Как Артёмка котенка спас» По В.Осеевой «Подвиг» По В.Бирюкову «Лесные доктора» Урок внеклассного чтения. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» По В. Бирюкову «Весенняя песня» По Э.Шиму «Сосулька» Русская народная песня «Выгляни, Солнышко» С. Вербова «Мамин портрет» П. Синявский «Разноцветный подарок» А. Седугин «Тихо-тихо» Р. Сеф «Лицом к весне» С. Вербова «Ледоход» По Р.Фархади «Сон Медвежонка» Г. Ладонщиков «Медведь проснулся» Урок внеклассного чтения. Р. Фархада «Перепутаница» По Г.Остеру «Эхо» А. Шибаев «Кто кем становится» Выразительно читать, заучивать наизусть; Выразительно читать по ролям, отвечать на вопр Составлять план, рассказывать по плану; Отвечать на вопросы прочитанного; Пересказывать текст от третьего лица; Кратко рассказывать, использовать опорные слова; Заучивать наизусть; Обобщение знаний по теме. Выразительно читать по ролям, передавая характер героев; эмоционально передавать характер героев голосом; Заучивать наизусть, читать по памяти; Выразительное чтение знакомого текста с соблюдением логического ударения; Пересказывать текст по опорным словам; Выразительно читать, соблюдая паузы; рассказывать по составленному плану; Читать отвечать на вопросы; Составлять описательные загадки; Читать выразительно по ролям; Обобщение знаний по теме. Выразительное чтение Заучивание наизусть., Читать отвечать на вопросы. Пересказывать по плану. Осознанное чтение по ролям. Выразительное чтение. Заучивание наизусть, Читать отвечать на вопросы; Пересказывать по 10 Родина любимая 8 11 Здравствуй, лето 10 Всего А. Усачёв «Волшебный барабан» М. Пляцковский «Шишки» По Ю. Степанову «Портрет» М. Бородицкая «Булочная песенка» Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» По К.Ушинскому «Наше Отечество» По Т.Кудрявцевой «Флаг России» М. Ильин «Главный город страны» В. Степанов «Песня» А.Усачёв «День Победы» По С. Баруздину «Страшный клад» По С.Алексееву «Тульские пряники» А. Усачёв «Что такое лето?» По Л.Воронковой «Что сказала бы мама» М. Дружинина «Земляника» По В.Хомченко «Куда исчез гриб» По В.Бианки «Ёж-спаситель» Р. Фархади «Жарко» По Э.Шиму «Верное время» Е. Савельева «Доскажи словечко»(летние загадки) Обобщающий урок по теме Урок внеклассного чтения плану; Осознанное чтение по ролям Выразительно читать по ролям, передавая характер героев; эмоционально передавать характер героев голосом; Заучивать наизусть, читать по памяти; Выразительное чтение знакомого текста с соблюдением логического ударения; Пересказывать текст по опорным словам; Выразительно читать, соблюдая паузы; рассказывать по составленному плану; Читать отвечать на вопросы; Составлять описательные загадки; Читать выразительно по ролям. Заучивать наизусть; Выразительное чтение, плавно, протяжно; Выразительно читать по ролям; Самостоятельно составлять загадки; Выразительно читать, пересказывать, озаглавливать; отвечать на поставленные вопросы; Составлять рассказы по предметным картинкам. 136 ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов. ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций. Примерная тематика Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы. № 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 3 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 4 1 2 Календарно-тематическое планирование Тема раздела Тема урока 1 четверть Здравствуй, школа! М. Садовский «Сентябрь» По В.Воскобойникову «Весёлая улица» В. Берестов «Первое сентября» По В. Драгунскому «Завтра в школу» По Э. Шиму «Пятёрки» В.Бирюков «Кто лучшим будет» По В.Хомченко «Обида» А. Аксёнова «Наша учительница» Урок внеклассного чтения Обобщающий урок по теме. Осень наступила… О. Высотская «Осень» По Ю.Ковалю «Последний лист» А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» По Н.Сладкову «Сентябрь на дворе» В. Степанов «Воробей» По А.Баркову «Лето на веревочке» Е. Благинина «Улетают, улетели …» По Э.Шиму «Ворона и синица» По Л.Воронковой «За кормом для птиц» Г. Ладонщиков «В октябре» По Н. Сладкову «Страшный невидимка» А. Плещеев «Осень наступила» По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре» Урок внеклассного чтения. Учимся трудиться Ю. Тувим «Все для всех» По Д. Габе «Работа» В. Орлов «Мои помощники» По А. Потаповой «Бабушка и внучка» Б. Заходер «Повар» По М.Дружининой «Сюрприз» О. Высотская «Маргаритка» По В.Хомченко «Пуговица» Г. Ладонщиков «Портниха» В. Осеева «Пуговица» По В.Голявкину «Как я помогал маме мыть пол» 2 четверть 32 часа По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело» Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» Обобщающий урок по теме. Ребятам о зверятах По Е. Чарушину «Лисята» По Н.Сладкову «Лисица и Ёж»; Е. Тараховская «Заяц» Колво часов 32 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 Дата 3 4 5 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 6 24 25 26 27 28 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 7 19 20 21 По М.Пришвину «Ёж» По А.Баркову «Материнская забота» По Г. Снегирёву «Белёк» В. Приходько «Пин и Гвин» По Б.Житкову «Галка» По В.Гаранжину «Куриный воспитанник» По М.Тарловскому «Добрый Волк» По Н.Носову «Живая шляпа» По Н.Павловой «Котята» В. Берестов «Кошкин щенок» По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Обобщающий урок по теме. Чудесный мир сказок Русская народная сказка «Лиса и журавль» Русская народная сказка «Храбрый баран» Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Украинская народная сказка «Овечка и волк» Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы» Таджикская народная сказка «Тигр и лиса» Французская народная сказка «Лиса и куропатка» Абхазская народная сказка «Куцый хвост» Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок» Урок внеклассного чтения. Зимушка – зима. «Ой ты, зимушка – зима!» По В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» М. Садовский «Декабрь» По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали» С. Попов «В новогоднюю ночь» 3 четверть По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников» По А.Потаповой «Такой вот герой» С.Есенин «Зима» С. Суворова «Подарок» По В. Голявкину «У Ники новые лыжи» И. Шевчук «С прогулки» По М.Быковой «Неудачная находка» И. Суриков «Детство» По Е.Чарушину «Что за зверь» Урок внеклассного чтения. По Э.Шиму «Не стучать – все спят» В. Степанов «Зайка» По Н.Сладкову «Еловая каша» З. Александрова «Снежок» По С.Баруздину «Коллективная печка» В. Аникин «Доскажи словечко» (Зимние загадки) Обобщающий урок по теме. Урок внеклассного чтения. Так нельзя, а так можно. По А.Ягафаровой «Снегирь и Синичка» По В.Хомченко «Птица-синица» Г.Ладонщиков «Дельный совет» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 1 1 1 1 1 40 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 22 23 24 25 26 27 28 29 30 8 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 10 11 12 13 14 15 10 16 17 18 19 20 21 22 23 11 24 25 26 По Л. Толстому «Косточка» По С.Георгиеву «Праздничный стол» В. Бесрестов «За игрой» С. Баруздин «Бревно» А. Седугин «Как Артёмка котенка спас» По В.Осеевой «Подвиг» По В.Бирюкову «Лесные доктора» Урок внеклассного чтения. Обобщающий урок по теме. Весна в окно стучится Ф. Тютчев «Зима недаром злится» По В. Бирюкову «Весенняя песня» По Э.Шиму «Сосулька» Русская народная песня «Выгляни, Солнышко» С. Вербова «Мамин портрет» П. Синявский «Разноцветный подарок» А. Седугин «Тихо-тихо» Р. Сеф «Лицом к весне» С. Вербова «Ледоход» По Р.Фархади «Сон Медвежонка» Г. Ладонщиков «Медведь проснулся» Урок внеклассного чтения. 4 четверть По В.Бианки «Заяц на дереве» С. Погореловский «Наши гости» По Г.Скребицкому «Скворушка» И. Белоусов «Весенняя гостья» По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках» По А.Баркову «Тюльпаны» Урок внеклассного чтения. Обобщающий урок по теме. Весёлые истории Р. Фархада «Перепутаница» По Г.Остеру «Эхо» А. Шибаев «Кто кем становится» А. Усачёв «Волшебный барабан» М. Пляцковский «Шишки» По Ю. Степанову «Портрет» М. Бородицкая «Булочная песенка» Родина любимая Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» По К.Ушинскому «Наше Отечество» По Т.Кудрявцевой «Флаг России» М. Ильин «Главный город страны» В. Степанов «Песня» А.Усачёв «День Победы» По С. Баруздину «Страшный клад» По С.Алексееву «Тульские пряники» Здравствуй, лето! А. Усачёв «Что такое лето?» По Л.Воронковой «Что сказала бы мама» М. Дружинина «Земляника» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 27 28 29 30 31 32 33 По В.Хомченко «Куда исчез гриб» По В.Бианки «Ёж-спаситель» Р. Фархади «Жарко» По Э.Шиму «Верное время» Е. Савельева «Доскажи словечко»(летние загадки) Обобщающий урок по теме Урок внеклассного чтения 1 1 1 1 1 1 1 Учебно - методическое обеспечение: 1. Учебник «Чтение» 3 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю.Ильина, А.А. Богданова, М. "Просвещение", 2018г. 2. Ноутбук 3. Наглядные пособия. 4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель Приложение 1. Примерные тексты для проверки техники чтения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Конь на крыше (начало года) Солнце и радуга (начало года) Лебеди (начало года) Гроза (I полугодие) Художник-зима (I полугодие) Серая звёздочка (II полугодие) Праздник синиц (конец года) КОНЬ НА КРЫШЕ В старину избы часто украшали коньками. Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Конечно, конь! А если нападал враг на русскую землю, то и на войну шёл добрый конь. И, случалось, выносил с поля боя раненого хозяина, спасая ему жизнь. Вот за это и стоит конь на самом верху крыши. Живёт конёк на крыше. Тучи проплывут, дождик прольётся - и станет конь тёмным. А солнышко выглянет - и в его лучах кажется он уже розовым, золотым. И как будто ещё выше поднимет голову - гордится собой. Е. Каменева СОЛНЦЕ И РАДУГА Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга - радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива - это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу - и радуги как не бывало. К. Ушинский ЛЕБЕДИ Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями, но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья... Л. Толстой ГРОЗА Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Ракиты тревожно шелестели и лепетали. Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали по листьям. Сверкнула молния. Грянул гром. Дождь полил ручьями. Но вот солнце опять засияло. Как всё засверкало вокруг! Как свеж и прозрачен воздух! Как пахнет земляникой и грибами! По И. Тургеневу ХУДОЖНИК - ЗИМА Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам- то тут, то там свою волшебную картину исправит. Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадётся. Плохо ему серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь». Г. Скребицкий СЕРАЯ ЗВЕЗДОЧКА Жила-была жаба - неуклюжая, некрасивая. К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том , что она - жаба. Во-первых, потому, что была совсем маленькая и вообще мало что знала, а во-вторых, потому, что её никто так не называл. Она жила в саду, где росли деревья, кусты и цветы. А ты должен знать, что деревья, кусты и цветы разговаривают только с теми, кого они оченьочень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой? Ну вот, деревья, кусты и цветы очень любили жабу и потому звали её самыми ласковыми именами. Особенно цветы. Когда жаба появилась в саду, цветы спросили, как её зовут, она ответила, что не знает. - Мы сами тебе придумаем имя! - сказали Анютины глазки. Б.Заходер ПРАЗДНИК СИНИЦ Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали двенадцатое ноября праздник «День синицы». В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. Самая крупная и заметная - большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла - чёрная полоса с синеватым отливом, на голове - чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала - всё для неё годится... Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами. В. Корабельников