Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ЧТЕНИЕ» начальное общее образование, 2 класс Автор-составитель: Резникова Лилия Петровна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». . Цель адаптированной рабочей программы «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников. Задачи адаптированной рабочей программы «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 1) воспитание у обучающихся интереса к уроку чтения и к чтению как процессу; 2) формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; 3) развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ. Планируемые результаты освоения адаптированной рабочей программы учебного предмета «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса Минимальный уровень Достаточный уровень воспринимать на слух небольшие по объёму и несложные по содержанию тексты; отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста; устанавливать несложные смысловые отношения с опорой на вопросы и/или иллюстрацию; читать по слогам короткие тексты; соотносить прочитанный текст или отрывок из него с иллюстрацией; читать наизусть 2-3 небольших по объёму стихотворения отвечать на вопросы по фактическому содержанию прослушанного и прочитанного текста; устанавливать несложные смысловые связи, в том числе причинно-следственные, с опорой на вопросы и/или иллюстрацию; читать плавно по слогам небольшие по объёму тексты с переходом на плавное чтение целым словом двухсложных слов, простых по семантике и структуре; - пересказывать тексты по вопросам, картинному плану; выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений. Содержание адаптированной рабочей программы учебного предмета «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных и др. Примерные лексические темы (на весь 2 класс): «Осень пришла – снова в школу пора», «В гостях у сказки», «Почитаем — поиграем», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушказима», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Весна идёт», «Чудесное рядом», «Лето красное». Техника чтения. Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе: • слогов и слов со стечением согласных; • слогов и слов с оппозиционными звуками; • слогов и слов с разделительными ь и ъ; • слогов и слов со сходными буквенными знаками. Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с учителем! Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации. Второе полугодие Содержание чтения: небольшие по объёму произведения устного народного творчества: сказки и отрывки из них: игровые песни; рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с решением морально-этических проблем. Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Плавное чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных слов текста (речевая зарядка). Соблюдение интонации конца предложения и пауз между предложениями. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений по образцу учителя. Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие (кто из героев понравился; какой рассказ по настроению — весёлый или грустный; что было страшного в рассказе и т. д.).Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа. Установление с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев Соотнесение предложений и абзацев текста с иллюстративным материалом. Элементарная оценка прочитанного: хороший или плохой поступок, хорошее или плохое событие (почему?). Опора в оценке на собственный опыт. Соотнесение содержания и его заглавия. Использование наводящих вопросов для выяснения главной мысли произведения («Хорошо или плохо поступили мальчики, не отогнав большую собаку от маленького котёнка?). Развитие речи. Выработка умения правильно строить предложения при ответе на вопросы. Правильное интонирование предложений по образцу учителя. Передача содержания произведения по вопросам учителя или по заданиям в книге для чтения. Пересказ с опорой на картинно-символический план к каждому предложению, на серию сюжетных картинок или меловой рисунок на доске. Разучивание небольших стихотворений с голоса учителя, выразительное их чтение по подражанию. Внеклассное чтение Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание названия книги, её автора и основного содержания (о чём или о ком книга). Самостоятельное чтение книг из классной библиотечки. Мотивация самостоятельного чтения: предоставление выбора книги по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением её результатов, драматизация прочитанного, участие в праздниках детской книги. Основные требования к умениям учащихся за год. Помимо традиционных форм уроков для организации чтения можно использовать урок - путешествие, урок-праздник, урок-игру и др. В примерном поурочно-тематическом планировании приведены различные виды деятельности, которые помогут учителю сориентироваться в содержании работы с тем или иным произведением и выбрать наиболее подходящие в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся, также можно использовать одни виды деятельности для сильных учащихся, другие – для слабых. Содержание адаптированной рабочей программы «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование разделов и тем «Осень пришла – снова в школу пора» «В гостях у сказки» «Почитаем — поиграем» «Животные рядом с нами» «Ой ты, зимушка-зима» «Что такое хорошо и что такое плохо» «Весна идёт» Количество часов 16 9 13 16 17 19 22 8 9 «Чудесное рядом» «Лето красное» Итого: 14 10 136 Календарно – тематическое планирование адаптированной рабочей программы «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс № Тема урока I ЧЕТВЕРТЬ 36 час ОСЕНЬ ПРИШЛА В ШКОЛУ ПОРА (16 час) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Кончилось лето “Все куда-нибудь идут” По В. Голявкину Первый урок Мы рисуем Я. Аким «Грибной лес» Прочитай. По В. Дурову «Слон Беби» Б. Заходер «Птичья школа» По Н. Сладкову «Осенние подарки» В парке. Прочитай. М Ивенсен «Падают, падают листья…» По В. Корабельникову «Осенний лес» По К. Ушинскому «Всякой вещи свое место» Прочитай. Д.Летнева «Хозяин в доме». По В. Голявкину «Зачем дети ходят в школу?» Прочитай. По А. Тумбасову «Серый вечер» Обобщающий урок по теме ПОЧИТАЕМ-ПОИГРАЕМ (9 час.) По А. Шибаеву «Одна буква» А. Усачев «Слоги» Прочитай. По С. Иванову «Дразнилка» К. Чуковский «Черепаха» «Шумный Ба-Бах» Прочитай. Л. Яхнин «Если плачет кто-то рядом» Загадки. Доскажи словечко Кто квакает, кто крякает, а кто каркает Обобщающий урок по теме В ГОСТЯХ У СКАЗКИ 13 час Русская народная сказка «Лиса и волк» Русская народная сказка «Гуси и лиса» Русская народная сказка «Лиса и козел» По Л. Толстому «Мышка вышла гулять» Прочитай. Литовская сказка «Волк и баран» По С. Прокофьевой «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» Литовская сказка «Рак и ворона» Казахская сказка «Заяц и Черепаха» Мордовская сказка «Благодарный медведь» Прочитай. Якутская сказка «Как белка и заяц друг друга не Дата проведения 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 узнали» Армянская сказка «Волк и ягненок» Русская народная сказка «Умей обождать!» Обобщающий урок по теме. ЖИВОТНЫЕ РЯДОМ С НАМИ 16 час Индийская сказка «Умная собака» Прочитай: Стихи. По Э. Шиму «Я домой пришла» Русская народная присказка «Лошадка” По Е. Чарушину «Кролики» В. Лифшиц «Баран» Прочитай. По Б. Житкову «Храбрый утенок» По Э. Шиму «Все умеют сами” М. Бородицкая «Котенок» Прочитай. По В. Сутееву «Три котенка» По К. Ушинскому«Петушок с семьей» Упрямые козлята В. Лифшиц «Пес» Обобщающий урок потеме ОЙ ТЫ ЗИМУШКА-ЗИМА! (17 час) Я. Аким «Первый снег» По Э. Киселевой «Большой Снег» По Н. Калининой «Снежный колобок» По С. Вангели «Снеговик – новосел» По Е. Шведеру «Воробышкин домик» Г. Галина «Зимние картинки» Е. Самойлова «Миша и Шура» Ш. Галлиев «Купили снег» По Г. Юдину «Буратиний нос» И. Токмакова «Живи, елочка!» По В. Сутееву «Про елки» По В. Голявкину «Коньки купили не напрасно» По М.Пляцковскому “Ромашки в январе” Русская народная сказка «Мороз и заяц» Литовская народная песенка «Вьюга» По А.Митту «Коля заболел» Д. Летнева «Подружки рассорились» По В. Голявкину «Вязальщик» Г.Ладонщиков «Самокат» По Э. Киселевой «Скамейка, прыгуны -гвоздики и Алик» По Е. Пермяку «Торопливый ножик» По В. Сухомлинскому «Вьюга» По И. Бутмину «Трус» По В. Голявкину «Как я под партой сидел» Б. Заходер «Петя мечтает» По В. Витка «Мед в кармане» По В. Донниковой «Канавка» Узбекская сказка «Назло Солнцу» 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 А. Барто «Мостки» По М. Дружининой «Песенка обо всем» Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» По И. Туричину «Неряха» По И. Туричину «Неряха» Обобщающий урок по теме Я. Аким «Март» По Ю. Ковалю «Невидимка» В. Берестов «Праздник мам» По В. Драгунскому «Подарок к празднику Бурятская сказка «Снег и заяц» Г.Ладонщиков «Помощники весны» По М. Пришвину «Лягушонок» Г. Ладонщиков «Весна» По Е. Чарушину «Барсук» С. Маршак «Весенняя песенка» По И. Соколову-Микитову «На краю леса. По В. Голявкину «Подходящая вещь» М.Пляцковский «Деньки стоят погожие» По С. Козлову «Ручей и камень» Закрепление пройденного материала. Проверка техники чтения. Русская народная сказка «Как птицы лисупроучили» Русская народная сказка «Как птицы лису проучили» По Т. Шарыгиной «Вкусный урок» С. Косенко «Почему скворец веселый» Э. Шим «Храбрый птенец» По М. Быкову «Кому пригодилась старая Митина шапка» По М. Быкову «Кому пригодилась старая Митина шапка» Обобщающий урок по теме “Весна идет” По Г. Цыферову «Лосенок» О. Дриз «Игра» Г. Цыферов «Удивление первое» По Г.Снегиреву Осьминожек По С. Козлову «Друзья» По С. Козлову «Необыкновенная весна» Э. Мошковская «Не понимаю» По Г. Скребицкому «Кот Иваныч» По М. Пришвину «Золотой луг» По В. Бианки «Неродной сын» Ю. Кушак «Подарок» Я. Тайц «Все здесь» По В. Бианки «Небесный слон» Обобщающий урок по теме «Чудесное рядом» Стих. «Ярко солнце светит» По И. Соколову-Микитову «Светляки» По Г. Цыферову «Петушок и солнышко» По Г. Цыферову «Петушок и солнышко» И. Гамазкова «Прошлым летом» С. Махотин «Поход» 132 133 134 135 136 По Е. Пермяку «Раки» В. Викторов «В гости к лету» И. Мазнин «Отчего так много света?» Обобщающий урок по теме Резервный урок Приложение Тексты для проверки техники чтения. 2 КЛАСС 1. Дымок (начало года) . Родник (начало года) 2. Ворона Кара (начало года). Ёжик (начало года) 3. Галка (начало года). Кормушка. (начало года) 4. Медвежонок (конец I полугодия). Чашка (конец I полугодия). 5. Зима (конец I полугодия). 6. Лада (конец I полугодия) 7. Лето в лесу (конец II полугодия ) ДЫМОК У Коли кот Дымок. Дымок ест рыбу. Он любит играть с клубком ниток. Н. Сладков(13 слов) РОДНИК Алеша и Вова шли в рощу. Было жарко. А вот и родник. Он чист. Вова пил воду. В. Бианки(17 слов) ВОРОНА КАРА Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика. Н. Дурова.(19 слов) ЁЖИК Дедушка подарил детям ёжика. Летом он жил в сенях. Зимой ёж уснул в норе. Придет ёжик весной голодный. Берегитесь, мыши! М.Быкова(19 слов) ГАЛКА Положила мама кольцо на стол. В окно заглянула галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало! С. Баруздин(20 слов) КОРМУШКА Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды Сережа заметил среди них синичку. Мальчик стал вешать кусочки сала для синички. В. Чаплина(23 слова) МЕДВЕЖОНОК Жил у нас медвежонок. Он очень любил воду. Мы его часто купали. Мишка долго плескался в тазу. Попало ему мыло в глаза. Малыш заплакал. Вытерли мишку. Опять он веселый. М. Ефетов(29 слов) ЧАШКА Мальчик играл и разбил не-ча-ян-но дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Л. Толстой(29 слов) ЗИМА Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли. Л. Толстой.(31 слово) ЛАДА Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвернулась. Позвали меня. - Лада, - сказал я, - надо поесть. Она подняла голову и забила хвостом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах. - Кушай, Лада, - повторил я, подвинув блюдце поближе. Она потянула нос к молоку и залакала. Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь? М. Пришвин(65 слов) ЛЕТО В ЛЕСУ Хорошо и привольно летом в лесу. Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Громко поют птицы. Свистит иволга, кукуют неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи. В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница – рысь. У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес наблюдают они с высоты тёмной вершины. И.Соколов-Микитов (70 слов) Мониторинг оценивания успешности обучения по адаптированной рабочей программе «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФИ обучающегося Темп чтения Способ чтения: - по буквам; - по буквам и слогам; - по слогам; - по слогам и целым словом; - целым словом Особенности чтения: - плавное; - отрывистое; - с повторами слогов и слов; Интонационное оформление предложений: интонационная законченность предложений; - паузы внутри предложения, обозначенные запятыми. Количество слов, прочитанных с ошибками Характер ошибок и их количество: - неустойчивые звукобуквенные отношения; - кинестетические замены; - фонематические замены; - перестановки букв и слогов; - пропуски букв и слогов; - искажения начала и/или конца слов (чтение по смысловой догадке) Осознанность чтения (процент правильно выполненных заданий)