АРП Логопедические занятия 5 - 8 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка
Эгвекинот» от «28» августа
2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«Логопедические занятия»
начальное общее образование, 5-8 классы

Составитель программы:
Дайнзанова Марина Викторовна,
учитель-логопед

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
«Логопедические занятия» разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основании следующих нормативно - правовых
документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в
2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
8.
Методическое пособие Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных
классах» 2001 г.
Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные
возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин
органического, функционального и социального характера. Большая распространённость и
особенности симптоматики речевых нарушений у детей с интеллектуальными
нарушениями обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих
психических процессов (восприятия, внимания,
памяти, мышления), что создает
дополнительные затруднения в овладении речевыми навыками. Нарушение речи у данной
категории детей носят стойкий системный характер и затрагивают все компоненты речевой
системы: лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную
монологическую, диалогическую и фразовую речь; грамматический строй речи);
смысловую (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать
слово, ситуацию и сделать выводы); фонетико-фонематическую (звукопроизношение,
звукоразличение). Нарушения устной речи отрицательно сказываются и на
развитии
письменной речи.

Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня
коммуникабельности, путь к развитию его, как личности, а в конечном итоге – способ
достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и
регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка,
способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что
тоже содействует его жизненным успехам. Работая над исправлением различных речевых
нарушений, формируя речевые умения и навыки, логопед, тем самым, развивает у
обучающихся познавательные процессы и высшие психические функции.
Таким образом, обучающиеся, имеющие системное недоразвитие речи,
нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и специальном коррекционноразвивающем обучении.
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся с
интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и
дальнейшей социализации.
Основные задачи:
 коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся (обще
интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия,
памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой
моторики.
 формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;
 развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового
состава слова;
 уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
 формирование грамматической стороны речи;
 предупреждение и коррекция дисграфии;
 развитие диалогической и монологической форм речи;
 формирование коммуникативных навыков;
 воспитание мотивации к учению, общению.
Место учебного предмета в учебном плане
Логопедические занятия входят в коррекционно-развивающую область учебного плана
ФАООП обучающихся с УО (ИН), вариант 1.
Сроки реализации программы: Программа реализуется в течение 4 учебных лет по 2
академических часа в неделю:
5 класс – 68 часа в год.
6 класс – 68 часа в год.
7 класс – 68 часа в год.
8 класс –68 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты (5-8 классы):
1)испытывать чувство гордости за свою страну;
2) гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других
обучающихся;
3) адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
4) уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
5) активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
6) бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Предметные результаты (5-7 классы):

Минимальный уровень:
Фонетико-фонематическая сторона речи: умение проводить все дифференциации звуков:
гласные-согласные, гласные 1 и 2 ряда, звонкие – глухие, твѐрдые – мягкие, шипящие –
свистящие. Умение владеть всеми навыками языкового анализа и синтеза: проводить
звукобуквенный анализ слов, слоговой анализ, анализ предложений и текста. Знание
правил переноса и применение их на письме. Списывание без ошибок. Письмо под
диктовку, соблюдая правила орфографии и пунктуации. Сформированность техники
чтения.
Лексико-грамматический строй речи: ориентировка в частях речи, подбор вопросов к
любой части речи, подбор подходящего по смыслу слова. Умение правильно
согласовывать все слова между собой в предложениях. Знание знаков пунктуации,
определение предложения по типу высказывания. Знание, составление и правильное
написание предложений с однородными членами.
Связная речь: умение самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы
продолжить общение – диалог; умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
коллективно и самостоятельно составлять пересказы и рассказы всех видов.
Достаточный уровень:
Фонетико-фонематическая сторона речи: умение свободно проводить звукобуквенный
анализ слов, определять количество звуков и букв в слове, их порядковое место,
определять ударные и безударные гласные; знание правописания безударных гласных.
Умение проводить анализ предложений, определять место слова в предложении; умение
работать с деформированными предложениями и текстом. Умение писать под диктовку
слова, предложения, соблюдая правила орфографии и пунктуации. Умение читать бегло,
без ошибок, выразительно и осознанно.
Лексико-грамматический строй речи: умение последовательно и правильно излагать свои
мысли в устной и письменной речи. Умение проводить анализ текста: выделять главную
мысль текста, озаглавливать текст. Умение определять тип текста: описание,
повествование. Связная речь: умение программировать смысловую структуру
высказывания (составлять план), устанавливать связность и последовательность
высказывания, отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в
тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста).
Умение коллективно и самостоятельно составлять пересказы и рассказы всех видов с
последующей записью их (т.е. писать изложения и сочинения).
8 класс
Предметные результаты:
Минимальный уровень: Фонетико-фонематическая сторона речи:
звукопроизношение приближено к норме (возможно горловое произнесение звука (Р),
межзубное произношение свистящих. Владение навыками языкового анализа и синтеза.
Чтение послоговое с переходом на целые слова, темп чтения достаточный.
Лексико-грамматический строй речи: умение дифференцировать слова и словосочетания,
употребляемые в различных падежах; умение правильно изменять по падежам
существительные, прилагательные, местоимения (без определения падежей); знание
правила и умение писать слова с приставками на Ъ; умение находить в предложениях и
правильно писать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Умение изменять глаголы по временам. Умение проводят разбор слов по составу (с
помощью логопеда), находить однокоренные слова в группе смежных слов.
Связная речь: умение пользоваться основными правилами общения, знание требований к
речи; знание признаков текста, умение определять тему и главную мысль текста; умение
определять части текста, составлять план, используя опорные слова; умение правильно
устанавливать связь предложений в тексте; умение самостоятельно составлять текст –
описание, текст – повествование, текст – рассуждение; умение писать изложения и
сочинения с различными видами опор; составление и написание предложений с

обращением, однородными членами, с союзами; знание и употребление в речи
однозначные и многозначные слова, понимание прямого и переносного значения слов.
Достаточный уровень:
Фонетико-фонематическая сторона речи: сформированность речевых навыков
максимально приближена к норме. Владение навыками языкового анализа и синтеза.
Сформированность навыка чтения целыми словами.
Лексико-грамматический строй речи: сформированность речевых навыков максимально
приближены к норме.
Письмо: списывание без ошибок, диктант с единичными ошибками, связанными с
психофизическими особенностями учащихся (нарушение внимания, памяти,
мыслительных операций, нарушение эмоционально-волевой сферы).
Связная речь: владение навыками составления рассказа, пересказа, написания сочинения
и изложений. Понимание скрытого смысла метафор, речевых оборотов.
Содержание учебного предмета
Коррекционная логопедическая работа осуществляется в три этапа.
I ЭТАП
Цель - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
Определение количества и последовательности звуков в слове.
Звуковой анализ слов различной слоговой и звуковой структуры.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда
Дифференциация, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего
проверки. Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к
безударным гласным в корне.
II ЭТАП
Цель - восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка
Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительноласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка.
Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные
приставки. Окончание.
Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений.
Составление предложений из словосочетаний.
Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.
Словоизменение имен существительных по падежам. Управление. Закрепление
падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, падеже и числе.
Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в
числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными
в роде.
Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Раздельное написание глаголов с
предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.
Понятие о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения.
Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о
второстепенных членах предложения.
Слова – синонимы. Слова-антонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное
значение слов. Фразеологизмы.
III ЭТАП
Цель - восполнение пробелов в формировании связной речи.
Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Определение количества
и последовательности слов в предложении. Составление схемы предложения.

Развитие связной речи.
Составление предложений. Распространение и сокращение предложений
Составление рассказов из предложений, данных вразбивку.
Составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке.
Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу.
Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному
плану.
Работа с деформированным текстом.
Подробный и краткий пересказ.
Ожидаемые результаты логопедической работы
Основной показатель качества освоения программы - положительная динамика в развитии
навыков устной и письменной речи.
Обучающийся должен знать:
•
гласные и согласные звуки, их признаки;
•
гласные ударные и безударные;
•
согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
•
предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
•
изученные части речи и их признаки.
Обучающийся научится:
•
различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные гласные
звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости; давать
характеристику гласным и согласным звукам с опорой на образец и опорную схему;
•
делить слова на слоги для переноса;
•
обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и
буквой Ь (после предварительной отработки);
•
дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
•
составлять и распространять предложения, восстанавливать в них нарушенный
порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; установливать связи между
словами с помощью учителя, ставить знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
•
делить текст на предложения; выделять из текста предложения на заданную тему;
•
участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
•
выделять темы текста (о чѐм идет речь), выбирать один заголовок из нескольких,
подходящих по смыслу;
•
самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после его
анализа.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий
Основные виды учебной деятельности:
Тестовые задания, устный опрос, практическая работа
Артикуляционная гимнастика, речевое дыхание, темпо-ритмические упражнения,
упражнения на развитие фонематического восприятия, звуко-буквенный анализ.
Словоизменение, словообразование (речевое конструирование), составление рассказов,
пересказов, чтение, письмо.
5 класс
Количество часов-68 (2 занятия в неделю)

Тема занятия

Кол-во
часов

Дата

1

Обследование учащихся

1

2

Уточнение звукопроизношения гласных

1

3

Уточнение звукопроизношения согласных.

1

4

1

5

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание»,
«предложение». Признаки предложения .
Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.

6

Слоговой анализ и синтез слов.

7
8

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Дифференциация А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки
перед гласными А-Я.
Дифференциация О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки
перед гласными О-Ё.
Дифференциация У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки
перед гласными У-Ю.
Мягкие согласные звуки перед гласной Е.
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.
Мягкий знак в конце слова.
Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий и твёрдый знаки.
Дифференциация звуков и букв: П-Б, П'- Б'
Дифференциация звуков и букв: Т-Д, Т'- Д'
Дифференциация звуков и букв: К-Г, К'-Г'
Дифференциация звуков и букв: С-З, С'-З'
Дифференциация звуков и букв: Ш-Ж, С-Ш
Дифференциация звуков и букв: Ч-ТЬ

1
2

22 Состав слова. Корень слова.
23 Родственные слова. Упражнение в подборе родственных
слов.
24 Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине
слова.
25 Окончание. Дифференциация родственных слов и форм
слова.
26 Суффикс, суффиксальный способ образования слов.
27 Приставка, приставочный способ образования слов.
28 Безударные гласные в корне. Определение безударного
гласного в корне, требующего проверки.
29 Выделение слов с безударным гласным. Подбор
проверочных слов к безударным гласным в корне.
30 Сомнительные и непроизносимые согласные
31 Соотнесение предлогов и глагольных приставок
32 Слитное написание слов с приставками.
33 Раздельное написание слов с предлогами.
34 Дифференциация предлогов и приставок.

2
2

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

1
2

6 класс

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2

1
1
2
1
2
2
2
1
2
1
1

35 Согласование глаголов с именами существительными в
числе.
36 Согласование имен прилагательных с именами
существительными в числе.
37 Согласование глаголов с именами существительными в
роде.
38 Согласование имен прилагательных с именами
существительными в роде.
39 Управление. Родительный падеж.
40 Управление. Дательный падеж.
41 Управление. Винительный падеж
42 Управление. Творительный падеж.
43 Управление. Предложный падеж.
44 Закрепление падежных форм в словосочетаниях и
предложениях.
45 Определение лексического значения слов.
46 Определение и толкование лексического значения слова,
47
48
49
50
51
52
53

употребленного в контексте.
Однозначные и многозначные слова.
Узнавание слова по толкованию его лексического значения.
Работа с кроссвордами.
Омонимы.
Антонимы. Подбор антонимов к слову.
Нахождение антонимов в тексте.
Синонимы. Подбор синонимов к слову.
Употребление синонимов в речи для преодоления
неоправданного повторения слов.
Количество часов-68 (2 занятия в неделю)

Тема занятия
Речь. Предложение. Слово.
Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура
слова.
3 Слоговой анализ и синтез слов.
4 Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация
твёрдых и мягких согласных
5 Обозначение мягкости согласных посредством буквы
ь.
6 Мягкий знак в конце слова.
7 Мягкий знак в середине слова.
8 Разделительный мягкий и твёрдый знаки.
9 Состав слова. Корень слова.
10 Родственные слова. Упражнение в подборе
родственных слов.
11 Сложные слова. Соединительная гласная е или о в
середине слова.
1
2

Колво
часов
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Дата

12 Окончание. Дифференциация родственных слов и
форм слова.
13 Суффикс, суффиксальный способ образования слов.
Значение суффиксов.
14 Приставка, приставочный способ образования слов.
Значение приставок.
15 Безударные гласные в корне. Определение
безударного гласного в корне, требующего проверки.
16 Выделение слов с безударным гласным. Подбор
проверочных слов к безударным гласным в корне.
17 Сомнительные и непроизносимые согласные

1

Соотнесение предлогов и глагольных приставок.
Слитное написание слов с приставками.
Раздельное написание слов с предлогами.
Дифференциация предлогов и приставок.
Согласование глаголов с именами
существительными в числе.
Согласование имен прилагательных с именами
существительными в числе.
Согласование глаголов с именами
существительными в роде.
Согласование имен прилагательных с именами
существительными в роде.
Управление. Родительный падеж.
Управление. Дательный падеж.
Управление. Винительный падеж
Управление. Творительный падеж.
Управление. Предложный падеж.
Закрепление падежных форм в словосочетаниях и
предложениях.
Определение лексического значения слов.
Определение и толкование лексического значения
слова, употребленного в контексте.
Однозначные и многозначные слова.
Узнавание слова по толкованию его лексического
значения. Работа с кроссвордами
Омонимы.
Антонимы. Подбор антонимов к слову.
Нахождение антонимов в тексте.
Синонимы. Подбор синонимов к слову.
Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора
синонима в тексте.
Употребление синонимов в речи для преодоления
неоправданного повторения слов.
Прямое и переносное значение слова.
Образные слова и выражения. Загадки. Сочинение
загадок.
Фразеологизмы.
Фразеологические
обороты.

1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

2
2
1
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
2
2

45
46
47
48

49
50

51
52

Нахождение фразеологизмов в тексте. Обоснование
употребления фразеологизма в тексте.
Крылатые слова и выражения.
Пословицы и поговорки.
Предложение. Признаки предложения.
Смысловая и интонационная законченность
повествовательных,
восклицательных,
вопросительных, побудительных предложений.
Составление предложений из слов, данных в
правильной грамматической форме.
Составление предложений из слов, данных в
начальной форме. Грамматическое оформление
предложений.
Составление предложений — полных ответов на
вопросы по тексту.
Составление
предложений
по
картинке
с
использованием опорных слов. Грамматическое
оформление предложений.

2
2
1
1

1
2

2
2

7 класс
Количество часов-68 (2 занятия в неделю)
№

Тема занятия

1
2

Речь. Предложение. Слово.
Имя существительное. Значение имён существительных в
речи.
Закрепление падежных форм в словосочетаниях и
предложениях.
Глагол. Изменение глаголов по временам.
Согласование глаголов с именами существительными в числе
и роде.
Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи.
Согласование имен прилагательных с именами
существительными в числе, роде, падеже..
Распространение предложений путем включения в него имен
прилагательных.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Местоимение. Нахождение местоимений в тексте. Значение
местоимений в речи.
Толкование лексического значения слова. Работа с
кроссвордами.
Однозначные и многозначные слова.
Антонимы. Употребление антонимов в тексте.
Синонимы. Употребление синонимов в речи для преодоления
неоправданного повторения слов.
Прямое и переносное значение слова.
Фразеологизмы. Нахождение фразеологизмов в тексте.
Обоснование употребления фразеологизма в тексте.

Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1

Дата

16 Предложение. Признаки предложения. Различение
предложений, разных по интонации.
17 Виды предложений по цели высказывания. Нахождение в
тексте предложений, различных по цели высказывания.
18 Составление предложений из слов, данных в правильной
грамматической форме.
19 Составление предложений из слов, данных в начальной
форме. Грамматическое оформление предложений.
20 Составление предложений — полных ответов на вопросы по
тексту.
21 Составление предложений — кратких ответов на вопросы по
тексту.
22 Составление предложений по картине с использованием
опорных слов. Грамматическое оформление предложений.
23 Составление предложений по картинке с использованием
опорных слов, схемы. Грамматическое оформление
предложений.
24 Составление
предложений
из
слов.
Объединение
предложений в связный текст.
25 Деление сплошного текста на предложения. Обозначение
границ предложений на письме.
26 Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических
конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со
сложносочиненными предложениями.
27 Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических
конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со
сложноподчиненными предложениями
28 Работа
с
деформированными
предложениями.
Грамматическое оформление предложений с пропущенными
словами.
29 Работа с деформированными предложениями.
Редактирование, грамматическое оформление предложений
с повторяющимися словами.
30 Работа
с
деформированными
предложениями.
Редактирование, грамматическое оформление предложений
с нарушенным порядком слов.
31 Составление предложений по материалам наблюдений на
данную тему. Грамматическое оформление предложений.
32 Редактирование анализ составленных текстов.
8 класс
Количество часов-68(2 занятия в неделю)
№
1
2

Тема занятия
Речь. Предложение. Слово.
Выделение признаков связного текста. Тема текста.

2
2
3
3
3
2
2
2

2
3
2

2

3

3

3

2
2

Кол-во
часов
2
2

Дата

3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

16
17
18

19

20
21
22
23
24
25

26

Текст. Основная мысль текста.
Текст. Опорные слова.
Восстановление деформированного текста по серии
картинок.
Составление
текста
из
отдельных
предложений.
Определение темы, главной мысли текста.
Составление текста по данным вопросам. Грамматическое
оформление. Анализ составленных текстов.
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки
текста-повествования.
Схема
построения
повествовательного текста
Текст-описание. Характерные признаки текста-описания.
Схема построения описания.
Текст-рассуждение.
Характерные
признаки
текстарассуждения. Схема построения рассуждения
Составление плана текста с обозначенными частями.
Деление текста на части. Работа над планом.
Редактирование текста
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы.
Составление предложений (полных ответов на вопросы)
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной
причинно-следственной связью с опорой на предметные
картинки и вопросы.
Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица
по графическим (знаковым) схемам.
Пересказ текстов описательного характера с опорой на
картинки, вопросы, графические схемы.
Последовательный пересказ текстов описательноповествовательного характера с использованием опорных
предметных картинок, сюжетной картинки. Составление
плана пересказа.
Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и
последовательность действий с использованием серии
сюжетных картинок, опорных слов-действий.
Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.
Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.
Составление плана рассказа.
Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа.
Составление плана рассказа.
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных
высказываний, рассказов повествовательного характера по
картинкам.
Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.

1
2
2
2
2
2

2
2
2
2
4
2
2

2
2
3

3

2
2
2
2
2
2

2

27 Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и
картинке.

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Для проведения логопедических занятий необходимо иметь в логопедическом кабинете
следующие средства обучения:
1. Печатные пособия:
Карточки с заданиями для индивидуальной работы; карточки – символы звуков;
предметные и сюжетные картинки, перфоконверты и перфокарты по темам орфографии,
разрезная азбука, слоговые таблицы, графические изображения, наборы букв,
дидактические игры на бумажной и карточной основе.
2. Технические средства обучения:
шпатели одноразовые, часы (песочные, таймеры), магнитная азбука, технические
коммуникаторы, буквы, изготовленные из различного материала, трафареты, шаблоны,
шнуровки, массажные мячики, волчки, су-джок, массажѐры, мозаики, сортировщики,
рамки – вкладыши, счѐтные палочки, крупы, песок, пальчиковые театры, игрушки,
муляжи, предметы: посуды, одежды, гигиенические и бытовые средства и др., природный
материал, дидактические игры из пластмассы, резины, дерева, конструкторы, игрушки для
развития воздушной струи и проведения дыхательной гимнастики (свистульки,
султанчики, парашютики, перья, вертушки и пр.).
3. Демонстрационные пособия:
Плакаты типа: «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Животные леса», «Домашние
животные» и др., слоговые таблицы для чтения.
4. Литература:
1.
Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания. – М.: Просвещение, 2004.
2.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.:
Владос, 2002.
3.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2000.
4.
О.С.Яцель. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.
5.
И.А. Смирнова. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными
нарушениями произношения.
6.
И.А. Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетикофонематической системы речи.
7.
Н.В.Нищева. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и
дифференциации звуков разных групп. – М.: Детство-пресс, 2002.
8.
Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического
строя и связной речи. – М.: Творческий центр «Сфера»
9.
Шипим в стихах. – М.: Карапуз
Организация обучения.
Основной формой организации коррекционной работы являются подгрупповые и
групповые занятия. Периодичность и продолжительность занятий – 1-2 раза в неделю по
40минут.
Особенности логопедической работы с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является
недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен
быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения
большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение
каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного,
кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков,
устанавливается их сходство и различие.
2. С учетом характера нарушений речи, логопедическая работа проводится над
речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений
не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
3. Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является
максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной
наглядности.
4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает
учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития,
уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
5. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием
и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая
тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия
необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению
действий, элементы логопедической ритмики.
6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых
детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно
отработать этапы закрепления правильных речевых навыков.
7. Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является
частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны
по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры,
трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым
угасанием без достаточного укрепления.
8. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно
отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим
очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с
детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.)
9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению
умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности,
переключения ребенка с одной формы работы на другую.
10. Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми является
тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной

деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного
усложнения заданий и речевого материала.
11. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми
детьми необходим не очень быстрый темп работы.
12. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению
речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
13. В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий
характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Количество
часов, отведённых в планировании на изучение темы, примерное и может варьироваться в
зависимости от степени усвоения материала детьми.

Форма оценивания знаний – безоценочная.
Формы контроля: выполнение тестовых диагностических работ на начало и конец
учебного года (вновь прибывшие), выполнение диагностических работ в виде слухового
диктанта с грамматическим заданием на начало и конец учебного года
Логопедические занятия с детьми проводятся в соответствии с режимом дня и с учетом
школьной нагрузки обучающихся.
При подготовке и проведении занятий учитываются индивидуальные особенности
каждого учащегося.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у
учащихся из обучающихся одного или двух параллельных классов.
Наполняемость групп – 3 – 4 человека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».