Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «РИТМИКА» основное общее образование, 5 – 8 классы Автор-составитель: Елизарова Ирина Валентиновна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Ритмика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Целью курса является необходимость осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкальноритмической деятельности, приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса. Основные задачи: Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма. Коррекционно-развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала. Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса; развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания. Ритмика имеет тесную связь и взаимодействие с такими предметами как: музыка, математика, чтение, окружающий мир.На занятиях применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа. Особенности методики преподавания предмета. Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикойдля детей с умственной отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как: 1) коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного); 2) коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения; 3) коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий; 4) развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями. Разделы: 1. Упражнения на ориентировку в пространстве. 2. Ритмико-гимнастические упражнения 3. Игры под музыку. 4. Танцевальные упражнения. На каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разделам программы. В начале и конце каждого урока должны выполняться упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. В зависимости от целей и задач конкретного урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению) Место учебного предмета в учебном плане На реализацию программы по ритмике в федеральном базисном учебном плане в каждом классе, с 5 по 8, отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год Содержание программы "Ритмика" Упражнения на ориентиров в пространстве Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. Ходьба с отображением длительности нот. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперёд, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперёд, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на гимнастической скамейке, с обручем. Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочерёдные хлопки над головой, на груди, пред собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). Игры под музыку Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. Игры под музыку. Танцевальные упражнения Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Планируемые результаты Личностные результаты: Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей. 1. Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий. 2. Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам. 3. Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности. 4. Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю. 5. Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию. 6. Принимать участие в творческой жизни коллектива. Предметные результаты: 1. Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; 2. Организованно строиться. 3. Сохранять правильную дистанцию в колонне парами. 4. Самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам. 5. Соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе. 6. Легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и танцевальные упражнения. 7. Ощущать смену частей музыкального произведения в двучастной форме с контрастными построениями. Календарно-тематическое планирование 5 класс ( 1 час в неделю, 34 часов) № Тема 1. Теоретические сведения. Понятие о ритме движения и музыки. ТБ на уроках ритмики. Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба на счёт 1, на счёт 2, 3. Упражнения на связь движений с музыкой. Постепенное изменение темпа при ходьбе и беге Упражнения ритмической гимнастики 1.Без предметов. 2. На степах. Подготовительные упражнения к танцам. 1.Полуприседания. 2.Упражнения для ступни Упражнения ритмической гимнастики. Специальные ритмические упражнения. Ходьба с проговариванием слов и с хлопками Специальные ритмические упражнения. Ходьба с проговариванием слов и с хлопками. Упражнения ритмической гимнастики. 1.Короткой скакалкой Упражнения ритмической гимнастики. Подготовительные упражнения к танцам. Подвижные музыкально-речевые и ритмические игры. Упражнения ритмической гимнастики с предметами. Простые танцевальные движения. Упражнения ритмической гимнастики с обручами. Элементы танца. Простые шаги. Подвижные музыкально-речевые и ритмические игры. 2-3. 4-5. 6-7. 8-9. 10-12. 13. 14. 15-16. 17-19. 20-22. 23-24. 25-27. 28-29. 30-32. 3334 Количе ство часов 1 2 2 2 2 3 1 1 2 3 3 2 3 2 3 2 1 Основные требования к умениям учащихся 5 класса. Минимальный уровень: - уметь слушать музыку; - выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя; - активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем. - слушать и правильно выполнять инструкцию учителя. - ходить свободным естественным шагом; Достаточный уровень: Дата - уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию; - уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу. - выполнять танцевальные движения по показу учителя; - ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; - ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; Календарно-тематическое планирование 6 класс (1 час в неделю 34 часов) № Тема 1. 2-3. 4-5. 6-7. 8-10. 11.13. 14-15. Теоретические сведения. ТБ на уроках ритмики. Ритмические упражнения с предметами. Ритмические упражнения без предметов. Упражнения на перестраивание в танце. Ритмические упражнения на степах и боссу-болах Подготовительные упражнения к танцам. Количе ство часов 1 2 2 2 3 3 2 16-17. Подвижные музыкально-ритмические игры и релаксирующие упражнения Ритмические упражнения на степах с предметами. 18-20. 21-23. 24-25. 26. 27-28 29-30. 31-32. 33. 34. Маршировка и маршевые упражнения под музыку. Разучивание танцевальных движений группой в парах. Ритмические упражнения без предметов. Ритмические упражнения с мячами и шарами. Передача характера музыки в танце. Игровые задания на прохлопывание ритма музыки. Ритмические упражнения с мячом по кругу. Упражнения на перестраивание в танце. Ритмические упражнения и танцевальные движения. 3 3 2 1 2 2 2 1 1 Дата 2 Основные требования к умениям учащихся 6 класса. Минимальный уровень: принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); сохранять правильную дистанцию в колонне парами; строится по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; Допустимый уровень Различать темп, ритмический рисунок, мелодии Различать движения и музыку, используемую на уроках; Легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и танцевальные движения. Календарно-тематическое планирование 7 класс (1 час в неделю 34 часов) № Тема 1. Правила поведения на занятиях по римике. ТБ на занятии. Танцевальные упражнения и игры под музыку. Разучивание танцевального номера. Ритмические упражнения со степами и боссу-болами. Игры и упражнение на перестраивание в танце. Подвижные игры и релаксационные упражнения под музыку. Маршировка под различный ритмический рисунок. Разучивание танцевальных движений в группе, паре. 2-3. 4-5. 6-7. 8-9. 10-11. 12-13. 14.16. 17-19. 20-21. 22.24. 25-26. 27-28. 29-31. 32-33. 34 Количе ство часов 1 Дата 2 2 2 2 2 2 3 Ритмика со степами и предметами. Ритмические упражнения без предметов, игры с предметами. Разучивание танцевального номера. 3 2 Передача характера музыки в танце. Упражнения и перестраивания в танце. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Закрепление разученных танцевальных номеров. Подвижные музыкально-ритмические игры. 2 2 3 2 1 3 Основные требования к умениям учащихся 7 класса. Минимальный уровень: 1. Знать основные правила поведения на уроках ритмики и осознанно их применять. 2. Знать основные строевые команды. 3. Согласовывать музыку и движение, стремиться выполнять ритм музыки. 4. Взаимодействовать со сверстниками в проведении подвижных игр. 5. Выполнять ритмические комбинации движений на уровне возможностей обучающихся. Достаточный уровень: 1. Выполнять ритмические комбинации на максимально высоком уровне. 2. Выполнять подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений, танцевальных движений. 3. Танцевать опираясь на ритм музыки и знание танцевальных движений. 4. Танцевать в паре, разбиваться на пары, тройки. 5. Владеть комплексами упражнений, танцевальных движений Календарно-тематическое планирование 8 класс (1 час в неделю 34 часов) № Тема 1. Правила поведения на занятиях по римике. ТБ на занятии. Танцевальные упражнения и игры под музыку. Разучивание танцевального номера. Ритмические упражнения со степами и боссу-болами. Игры и упражнение на перестраивание в танце. Подвижные игры и релаксационные упражнения под музыку. Маршировка под различный ритмический рисунок. Разучивание танцевальных движений в группе, паре. 2-3. 4-5. 6-7. 8-9. 10-11. 12-13. 14.16. 17-19. 20-21. 22.24. 25-26. 27-28. 29-31. 32-33. 34. Количе ство часов 1 Дата 2 2 2 2 2 2 3 Ритмика со степами и предметами. Ритмические упражнения без предметов, игры с предметами. Разучивание танцевального номера. 3 2 Передача характера музыки в танце. Упражнения и перестраивания в танце. Ритмические упражнения и танцевальные движения. Закрепление разученных танцевальных номеров. Подвижные музыкально-ритмические игры. 2 2 3 2 1 3 Основные требования к умениям учащихся 8 класса. Минимальный уровень: 6. Знать основные правила поведения на уроках ритмики и осознанно их применять. 7. Знать основные строевые команды. 8. Согласовывать музыку и движение, стремиться выполнять ритм музыки. 9. Взаимодействовать со сверстниками в проведении подвижных игр. 10. Выполнять ритмические комбинации движений на уровне возможностей обучающихся. Достаточный уровень: 6. Выполнять ритмические комбинации на максимально высоком уровне. 7. Выполнять подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений, танцевальных движений. 8. Танцевать опираясь на ритм музыки и знание танцевальных движений. 9. Танцевать в паре, разбиваться на пары, тройки. 10. Владеть комплексами упражнений, танцевальных движений Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 1. М.А. Касицина, И.Г, Бородина «Коррекционная ритмика». - М.: 2005 год. 2. М.И. Чистякова. Психогимнастика. - М.: 1995 год. 3. Е.А.Медведевой (под редакцией) «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика»- М.: 2002 год. 4. Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика».- С-П.: 2006. 5. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». – М.: МГИУ, 2008. 6. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». – М.: Издательство «Глобус», 2009. 7. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». – М.: ВЛАДОС, 2008. 8. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». –М.: ВАКО,2007. 9. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». – М., 2008. 10. Лисицкая, Т. С. Аэробика на все вкусы [Текст] / Т. С. Лисицкая. – Москва : Просвещение, 1994. – 96 с. 11. Пуртова, Т. В. Русский народный танец. История и современность [Текст] / Т. В. Пуротова // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу. – Москва, 2003. – С. 114–117. Интернет-ресурсы 1. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «Музыка».–Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru/ 2. «Ритмика и танец» (Е.В. Ротчев, преподаватель, заведующий хореографическим отделением Детской школы искусств имени С.П. Дягилева города Москвы) http://dyagilev.arts.mos.ru/education_activities/programs 1. Учитель.ru (http://teacher.fio.ru) 2. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная https://www.twirpx.com/file/2705930/ 3. Нужные книги. Ритмика. http://asv.school5-kstovo.edusite.ru/p7aa1.html 4. Ритмичные игры онлайн для детей. https://gamaverse.ru/c/rhythm/ 5. Музыкальные игры онлайн для детей. https://allforchildren.ru/online/music.php