АРП Ритмика 5 - 8 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка
Эгвекинот» от «28» августа
2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«РИТМИКА»
основное общее образование, 5 – 8 классы

Автор-составитель:
Елизарова Ирина Валентиновна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
«Ритмика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в
2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Целью курса является необходимость осуществления коррекции недостатков
психического и физического развития умственно отсталых детей средствами
музыкальноритмической деятельности, приобщение детей к танцевальному искусству,
развитие их художественного вкуса.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный
слух и чувство ритма.
Коррекционно-развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию
творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного
вкуса; развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств
личности.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.
Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски,
двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий,
дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом. Музыкальные и
речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического
воспитания. Ритмика имеет тесную связь и взаимодействие с такими предметами как:

музыка, математика, чтение, окружающий мир.На занятиях применяются как
традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используются индивидуальная,
парная, групповая, коллективная работа.
Особенности методики преподавания предмета. Организация, построение,
содержание, коррекционная направленность занятий ритмикойдля детей с умственной
отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где
присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере,
моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:
1) коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется
коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти
(слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия
(слухового, пространственного, зрительного);
2) коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком
выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния
(радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное
напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового
поведения;
3) коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела,
ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению
глобальных синкинезий;
4) развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с
предметами и без них, с пением, с образными движениями.
Разделы:
1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
3. Игры под музыку.
4. Танцевальные упражнения.
На каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разделам программы. В начале и
конце каждого урока должны выполняться упражнения на снятие напряжения,
расслабление, успокоение. В зависимости от целей и задач конкретного урока учитель
может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному
усмотрению)
Место учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы по ритмике в федеральном базисном учебном плане в
каждом классе, с 5 по 8, отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год
Содержание программы "Ритмика"
Упражнения на ориентиров в пространстве
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном
порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение
их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. Ходьба по
центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной
дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок.
Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. Ходьба с
отображением длительности нот.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в
стороны. Выбрасывание рук вперёд, в стороны, вверх из положения руки к плечам.
Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением
темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты
туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с

вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений
ног: выставление ног вперёд, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые
движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на гимнастической скамейке, с обручем. Упражнения на координацию
движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей.
Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа
движений. Поочерёдные хлопки над головой, на груди, пред собой, справа, слева, на голени.
Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и
притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Упражнения на расслабление
мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и
корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на
корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по
сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении
(имитация увядающего цветка).
Игры под музыку
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента,
темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в
соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.
Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их
комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением,
речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. Игры под музыку.
Танцевальные упражнения
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента,
темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в
соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.
Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их
комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений;
способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой
деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация
творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку;
позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
1. Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
2. Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
3. Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
4. Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое
место в строю.
5. Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
6. Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты:
1. Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и
особенностями музыки и движения;
2. Организованно строиться.
3. Сохранять правильную дистанцию в колонне парами.
4. Самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам.
5. Соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе.

6. Легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и танцевальные
упражнения.
7. Ощущать смену частей музыкального произведения в двучастной форме с
контрастными построениями.
Календарно-тематическое планирование 5 класс ( 1 час в неделю, 34 часов)

№

Тема

1.

Теоретические сведения. Понятие о ритме движения и
музыки. ТБ на уроках ритмики.
Специальные ритмические упражнения. Ритмическая
ходьба на счёт 1, на счёт 2, 3.
Упражнения на связь движений с музыкой.
Постепенное изменение темпа при ходьбе и беге
Упражнения ритмической гимнастики
1.Без предметов. 2. На степах.
Подготовительные упражнения к танцам.
1.Полуприседания. 2.Упражнения для ступни
Упражнения ритмической гимнастики.
Специальные ритмические упражнения. Ходьба с
проговариванием слов и с хлопками
Специальные ритмические упражнения. Ходьба с
проговариванием слов и с хлопками.
Упражнения ритмической гимнастики. 1.Короткой
скакалкой
Упражнения ритмической гимнастики.
Подготовительные упражнения к танцам.
Подвижные музыкально-речевые и ритмические
игры.
Упражнения ритмической гимнастики с предметами.
Простые танцевальные движения.
Упражнения ритмической гимнастики с обручами.
Элементы танца. Простые шаги.
Подвижные музыкально-речевые и ритмические
игры.

2-3.
4-5.
6-7.
8-9.
10-12.
13.
14.
15-16.
17-19.
20-22.
23-24.
25-27.
28-29.
30-32.
3334

Количе
ство
часов
1
2
2
2
2
3
1
1
2
3
3
2
3
2
3
2
1

Основные требования к умениям учащихся 5 класса.
Минимальный уровень:
- уметь слушать музыку;
- выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;
- активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.
- слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
- ходить свободным естественным шагом;
Достаточный уровень:

Дата

- уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
- уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
- выполнять танцевальные движения по показу учителя;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

Календарно-тематическое планирование 6 класс (1 час в неделю 34 часов)
№

Тема

1.
2-3.
4-5.
6-7.
8-10.
11.13.
14-15.

Теоретические сведения. ТБ на уроках ритмики.
Ритмические упражнения с предметами.
Ритмические упражнения без предметов.
Упражнения на перестраивание в танце.
Ритмические упражнения на степах и боссу-болах
Подготовительные упражнения к танцам.

Количе
ство
часов
1
2
2
2
3
3
2

16-17.

Подвижные музыкально-ритмические игры и
релаксирующие упражнения
Ритмические упражнения на степах с предметами.

18-20.
21-23.
24-25.
26.
27-28
29-30.
31-32.
33.
34.

Маршировка и маршевые упражнения под музыку.
Разучивание танцевальных движений группой в парах.
Ритмические упражнения без предметов.
Ритмические упражнения с мячами и шарами.
Передача характера музыки в танце.
Игровые задания на прохлопывание ритма музыки.
Ритмические упражнения с мячом по кругу.
Упражнения на перестраивание в танце.
Ритмические упражнения и танцевальные движения.

3
3
2
1
2
2
2
1
1

Дата

2

Основные требования к умениям учащихся 6 класса.
Минимальный уровень:
 принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и
особенностями музыки и движения;
 организованно строиться (быстро, точно);
 сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
 строится по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
Допустимый уровень
 Различать темп, ритмический рисунок, мелодии
 Различать движения и музыку, используемую на уроках;
Легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и танцевальные движения.

Календарно-тематическое планирование 7 класс (1 час в неделю 34 часов)
№

Тема

1.

Правила поведения на занятиях по римике. ТБ на
занятии.
Танцевальные упражнения и игры под музыку.
Разучивание танцевального номера.
Ритмические упражнения со степами и боссу-болами.
Игры и упражнение на перестраивание в танце.
Подвижные игры и релаксационные упражнения под
музыку.
Маршировка под различный ритмический рисунок.
Разучивание танцевальных движений в группе, паре.

2-3.
4-5.
6-7.
8-9.
10-11.
12-13.
14.16.
17-19.
20-21.
22.24.
25-26.
27-28.
29-31.
32-33.
34

Количе
ство
часов
1

Дата

2
2
2
2
2
2
3

Ритмика со степами и предметами.
Ритмические упражнения без предметов, игры с
предметами.
Разучивание танцевального номера.

3
2

Передача характера музыки в танце.
Упражнения и перестраивания в танце.
Ритмические упражнения и танцевальные движения.
Закрепление разученных танцевальных номеров.
Подвижные музыкально-ритмические игры.

2
2
3
2
1

3

Основные требования к умениям учащихся 7 класса.
Минимальный уровень:
1. Знать основные правила поведения на уроках ритмики и осознанно их применять.
2. Знать основные строевые команды.
3. Согласовывать музыку и движение, стремиться выполнять ритм музыки.
4. Взаимодействовать со сверстниками в проведении подвижных игр.
5. Выполнять ритмические комбинации движений на уровне возможностей обучающихся.
Достаточный уровень:
1. Выполнять ритмические комбинации на максимально высоком уровне.
2. Выполнять подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений, танцевальных
движений.
3. Танцевать опираясь на ритм музыки и знание танцевальных движений.
4. Танцевать в паре, разбиваться на пары, тройки.
5. Владеть комплексами упражнений, танцевальных движений

Календарно-тематическое планирование 8 класс (1 час в неделю 34 часов)

№

Тема

1.

Правила поведения на занятиях по римике. ТБ на
занятии.
Танцевальные упражнения и игры под музыку.
Разучивание танцевального номера.
Ритмические упражнения со степами и боссу-болами.
Игры и упражнение на перестраивание в танце.
Подвижные игры и релаксационные упражнения под
музыку.
Маршировка под различный ритмический рисунок.
Разучивание танцевальных движений в группе, паре.

2-3.
4-5.
6-7.
8-9.
10-11.
12-13.
14.16.
17-19.
20-21.
22.24.
25-26.
27-28.
29-31.
32-33.
34.

Количе
ство
часов
1

Дата

2
2
2
2
2
2
3

Ритмика со степами и предметами.
Ритмические упражнения без предметов, игры с
предметами.
Разучивание танцевального номера.

3
2

Передача характера музыки в танце.
Упражнения и перестраивания в танце.
Ритмические упражнения и танцевальные движения.
Закрепление разученных танцевальных номеров.
Подвижные музыкально-ритмические игры.

2
2
3
2
1

3

Основные требования к умениям учащихся 8 класса.
Минимальный уровень:
6. Знать основные правила поведения на уроках ритмики и осознанно их применять.
7. Знать основные строевые команды.
8. Согласовывать музыку и движение, стремиться выполнять ритм музыки.
9. Взаимодействовать со сверстниками в проведении подвижных игр.
10. Выполнять ритмические комбинации движений на уровне возможностей обучающихся.
Достаточный уровень:
6. Выполнять ритмические комбинации на максимально высоком уровне.
7. Выполнять подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений, танцевальных
движений.
8. Танцевать опираясь на ритм музыки и знание танцевальных движений.
9. Танцевать в паре, разбиваться на пары, тройки.
10. Владеть комплексами упражнений, танцевальных движений
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. М.А. Касицина, И.Г, Бородина «Коррекционная ритмика». - М.: 2005 год.
2. М.И. Чистякова. Психогимнастика. - М.: 1995 год.
3. Е.А.Медведевой (под редакцией) «Музыкальное воспитание детей с проблемами в
развитии и коррекционная ритмика»- М.: 2002 год.

4. Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика».- С-П.: 2006.
5. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». – М.: МГИУ, 2008.
6. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое
пособие». – М.:
Издательство «Глобус», 2009.
7. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». – М.:
ВЛАДОС, 2008.
8. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». –М.:
ВАКО,2007.
9. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». – М., 2008.
10. Лисицкая, Т. С. Аэробика на все вкусы [Текст] / Т. С. Лисицкая. – Москва :
Просвещение, 1994. – 96 с.
11. Пуртова, Т. В. Русский народный танец. История и современность [Текст] / Т. В.
Пуротова // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по
русскому народному танцу. – Москва, 2003. – С. 114–117.
Интернет-ресурсы
1. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «Музыка».–Режим доступа:
http://www.school-collection.edu.ru/
2. «Ритмика и танец» (Е.В. Ротчев, преподаватель, заведующий хореографическим
отделением Детской школы искусств имени С.П. Дягилева города Москвы)
http://dyagilev.arts.mos.ru/education_activities/programs
1. Учитель.ru (http://teacher.fio.ru)
2. Музыкально-ритмическое
воспитание
и
художественная
https://www.twirpx.com/file/2705930/
3. Нужные книги. Ритмика. http://asv.school5-kstovo.edusite.ru/p7aa1.html
4. Ритмичные игры онлайн для детей. https://gamaverse.ru/c/rhythm/
5. Музыкальные игры онлайн для детей. https://allforchildren.ru/online/music.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».