Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА» основное общее образование, 5 – 8 классы Автор – составитель И.В. Елизарова, социальный педагог ГО Эгвекинот 2023 г. 1. Пояснительная записка 1.1. Введение Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Музыкальная радуга» реализуется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Лечебное применение музыки и цвета имеет тысячелетнюю историю. Музыкотерапия это метод, применяющий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка. Цветотерапия – это современная методика лечения и профилактики различных заболеваний с помощью цветовых сочетаний и изобразительных форм. Обе методики представляют собой средства арттерапии, нацеленные на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями. В настоящее время мы наблюдаем большое количество гиперактивных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, высоким уровнем детской агрессией. Слияние музыки и изобразительной деятельности, их сопряженное использование способно вызывать у умственно отсталого ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, являются мощным стимулом для дальнейшего развития всех психических процессов, его коммуникативных способностей, обуславливают повышение творческой активности, расширение общего и культурного кругозора, сферы общения. 2. Цель программы: гармонизация развития и социализация личности через развитие способностей самовыражения и самопознания, коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников средствами искусства. Создание условий для оптимизации психоэмоционального состояния школьников, снятия нервно-эмоционального напряжения после учебной нагрузки с целью сохранения и укрепления здоровья детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Задачи: образовательные развивающие воспитательные 1. Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе занятий. 2. Формирование духовных качеств личности ребенка, расширение музыкального кругозора, совершенствование навыков изобразительного искусства. 3. Формирование устойчивого интереса к музыке, изодеятельности. 4. Научить коллективной творческой деятельности. 1. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, установление равновесия в деятельности нервной системы. 2. Развитие творческих способностей. 3. Формирование эстетического восприятия и художественного вкуса. 1. Воспитание уважительного отношение между членами коллектива, чувства ответственности за общее формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства). 2. Поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.). 3. Развитие умения контролировать свои действия. 4. Формирование потребности в творческом самовыражении и создание мотивации для поиска собственных решений в создании художественного образа. 5. Формирование личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности. 3. Место учебного предмета в учебном плане Адаптированная рабочая программа «Музыкальная радуга» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации – классно-урочной. На реализацию программы в учебном плане отводится: 5 класс - 1 час в неделю ( 34 часа в год) 6 класс – 1 час в неделю ( 34 часа в год) 7 класс – 1 час в неделю ( 34 часа в год) 8 класс – 1 час в неделю ( 34 часа в год) 4. Планируемые результаты Личностные результаты формирование духовных и эстетических потребностей; развитие способностей и творческого потенциала; развитие самооценки и самоконтроля в процессе работы; коррекция эмоционально-волевой сферы, позитивные изменения в психологическом состоянии детей, освобождение от негативных переживаний ( тревожности, страхов, агрессии); создание условий для развития общих познавательных способностей: восприятие,сенсомоторика, память, внимание, мышление, речь, воображение; повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков. Предметные результаты формирование системы знаний, умений, навыков самовыражения средствами изобразительного искусства и обучение методам творческого самовыражения и общения; развитие интересов детей на основе занятий изобразительным искусством, развитие общих и специальных (творческих) способностей; отработка навыков самостоятельной и групповой работы; воспитание уважительного отношения к своему творчеству и творчеству других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5.Содержание программы 5 класс Рецептивная музыкотерапия (пассивная) 10 часов отличается тем, что ребёнок в процессе музыкотерапевтического занятия не принимает в нем активного участия, а занимает позицию простого слушателя. На занятиях используется виды музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки), музыкального реагирования (направленного на достижение катарсиса), музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение). Активная музыкотерапия 6 часов - основана на активной работе с музыкальным материалом: вокалотерапия, хоровое пение. Изодеятельность под музыку 18 часов. Использование «фоновой» музыки является одним из доступных эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях коррекционной школы. «Фоновая» музыка в классе может помочь в решении следующих задач: создание благоприятного эмоционального фона, что приводит к развитию воображения в процессе творческой деятельности, и способствует повышению творческой активности. Программа предусматривает распределение учебного времени по разделам и темам: № п/п 1 2 Виды разделов с тематикой Рецептивная музыкотерапия (пассивная) Активная музыкотерапия Кол-во часов 10 6 Содержание Звуки в музыке и в жизни. Какие звуки нам помогают. Прослушивание музыкальных произведений «Осеннее настроение. П.И. Чайковский, Вивальди Прослушивание музыкальных произведений. А . Рубенштейн, А. Моцарт., Л. Бетховен Музыка о зиме. Зимние мелодии. Весеннее настроение в музыке. Хоровое музицирование знакомых детских песен. 1. «Антошка» (Ю. Энтин, В.Шаинский). 2. «Весёлые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский). 3. «Всё мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский). 4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю.Энтин, М.Минков). 3 Изодеятельность под музыку. 18 5. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков). 6. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев). Рисование или лепка под музыку используя различные техники: 1. "По мокрому" (акварель) 2. Пуантилизм. 3. Акварель и восковые карандаши. 4. Гуашь. 5. Цветные карандаши. 6. Рисование пальцами 7. Выдувание и др. Музыка: 1. А. Вивальди. «Времена года». 2. Д .Кабалевский. «Петя и волк». 3. А. Лядов. «Музыкальная табакерка». 4. В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». 5. В. Моцарт. «Турецкое рондо». 6. М. Мусоргский. «Картинки с выставки». 7. А. Рубинштейн. «Мелодия». 8. П. Чайковский. «Детский альбом». 9. П. Чайковский. «Щелкунчик». 10. Ф. Шопен. «Вальсы». 6.Тематическое планирование 5 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) № Тема 1.-2. Звуки в музыке и в 2 жизни. Какие звуки нам помогают. Музыка ее 2 настроение. Правила слушателя. Хоровое 1 музицирование знакомых детских песен и прослушивание 3.-4 5. Кол-во часов Основные виды деятельности на уроке Прослушивание муз. произведений 1. А. Вивальди. «Времена года». 2. П.Чайковский "Картинки с выставки" 3. Ф.Шопен. «Мазурка», 4. И.Штраус. «Вальс», 5. А.Рубинштейн. «Мелодии» «Антошка» (Ю. Энтин, В.Шаинский). «Буратино» (из к/ф «Буратино», Ю.Энтин, А. Рыбников). «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский). музыкальных произведений. 6-7 Рисование под 2 музыку «Осень» Рисование осеннего дерева в технике "Витраж" 8-9 Хоровое 2 музицирование знакомых детских песен и прослушивание музыкальных произведений. Рисование под 2 музыку «Антошка» (Ю. Энтин, В.Шаинский). «Буратино» (из к/ф «Буратино», Ю.Энтин, А. Рыбников). «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский). «Осеннее настроение. П.И. Слушание музыки Чайковский, Вивальди просмотр видео презентаций "Осень" Осенний пейзаж, рисование акварелью, Слушание музыки Чайковский, Вивальди Прослушивание музыки, упражнения на релаксацию. А . Рубенштейн, А. Моцарт., Л. Бетховен «Антошка» (Ю. Энтин, В.Шаинский). «Буратино» (из к/ф «Буратино», Ю.Энтин, А. Рыбников). «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский). 10-11 12-13 2 14-16 Рисование музыку 17-18 Прослушивание музыкальных произведений. 19 Хоровое 1 музицирование знакомых детских песен и прослушивание музыкальных произведений. Лепка под музыку. 2 20-21 22 23-24 25-26 27 под 3 Прослушивание музыкальных произведений. А . Рубенштейн, А. Моцарт., Л. Бетховен Музыка о зиме. Зимние мелодии. Рисование под музыку. Хоровое музицирование знакомых детских песен и прослушивание 2 Знакомство с техникой "пуантилизм" Рисование яблока или груши. Лепка по образцу. на свободную тему прослушивание В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». В. Моцарт. «Турецкое рондо». М. Мусоргский. «Картинки с выставки». 1 Прослушивание музыки, упражнения на релаксацию. А . Рубенштейн, А. Моцарт., Л. Бетховен 2 А. Рубинштейн. «Мелодия». П. Чайковский. «Детский альбом». Вивальди "Зима" А. Рубинштейн. «Мелодия». П. Чайковский. «Детский альбом». Вивальди "Зима" 1. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).«Если добрый ты» (из м/ф 2 1 музыкальных произведений. 28-29 Весеннее настроение 2 в музыке. 30-31 Лепка из пластилина 2 под музыку. 32 Хоровое 1 музицирование знакомых детских песен. 33-34 Рисование музыку. «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев). П. Чайковский "Март", "Апрель", "май" Вивальди "Весна" Д .Кабалевский. «Петя и волк».А. Лядов. «Музыкальная табакерка».В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». «Антошка» (Ю. Энтин, В.Шаинский). «Буратино» (из к/ф «Буратино», Ю.Энтин, А. Рыбников). «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский). под 2 1. 2. 3. П.Чайковский "Картинки с выставки" Ф.Шопен. «Мазурка», И.Штраус. «Вальс», Содержание программы 6 класс Рецептивная музыкотерапия (пассивная) 14 часов отличается тем, что ребёнок в процессе музыкотерапевтического занятия не принимает в нем активного участия, а занимает позицию простого слушателя. На занятиях используется виды музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки), музыкального реагирования (направленного на достижение катарсиса), музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение). Активная музыкотерапия 7 часов - основана на активной работе с музыкальным материалом: вокалотерапия, хоровое пение. Изодеятельность под музыку 16 часов. Использование «фоновой» музыки является одним из доступных эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях коррекционной школы. «Фоновая» музыка в классе может помочь в решении следующих задач: создание благоприятного эмоционального фона, что приводит к развитию воображения в процессе творческой деятельности, и способствует повышению творческой активности. Программа предусматривает распределение учебного времени по разделам и темам: № Виды разделов с тематикой Кол-во Содержание п/п часов Музыка и ее настроение 1 Рецептивная музыкотерапия 14 произведений. А . Рубенштейн, А. (пассивная) Моцарт., Л. Бетховен Времена года в музыке. Зимние мелодии. Весеннее настроение в музыке. 2 Активная музыкотерапия 7 Хоровое музицирование знакомых детских песен. 1. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков). 2. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков). 3. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков). 3 Изодеятельность под музыку. 13 4. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю.Энтин, Е.Крылатов). Рисование или под музыку используя различные техники: 1. "По мокрому" (акварель) 2. Пуантилизм. 3. Акварель и восковые карандаши. 4. Гуашь. 5. Цветные карандаши. 6. Рисование пальцами 7. Выдувание и др. Музыка: 1. Т. Альбинони. «Адажио». 2. И. Бах. «Ария из сюиты №3». 3. Л. Бетховен. «Лунная соната». 4. К. Глюк. «Мелодия». 5. Э. Григ. «Песня Сольвейг». 6. К. Дебюсси. «Лунный свет». 7. Колыбельные. Содержание программы 7 класс Рецептивная музыкотерапия (пассивная) 14 часов отличается тем, что ребёнок в процессе музыкотерапевтического занятия не принимает в нем активного участия, а занимает позицию простого слушателя. На занятиях используется виды музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки), музыкального реагирования (направленного на достижение катарсиса), музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение). Активная музыкотерапия 7 часов - основана на активной работе с музыкальным материалом: вокалотерапия, хоровое пение. Изодеятельность под музыку 16 часов. Использование «фоновой» музыки является одним из доступных эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях коррекционной школы. «Фоновая» музыка в классе может помочь в решении следующих задач: создание благоприятного эмоционального фона, что приводит к развитию воображения в процессе творческой деятельности, и способствует повышению творческой активности. Программа предусматривает распределение учебного времени по разделам и темам: № Виды разделов с тематикой Кол-во Содержание п/п часов Музыка и ее настроение 1 Рецептивная музыкотерапия 13 произведений. А . Рубенштейн, А. (пассивная) Моцарт., Л. Бетховен Времена года в музыке. Зимние мелодии. Весеннее настроение в музыке. 2 Активная музыкотерапия 7 Хоровое музицирование знакомых детских песен. 1. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков). 3 Изодеятельность под музыку. 14 2. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков). 3. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков). 4. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю.Энтин, Е.Крылатов). Рисование или под музыку используя различные техники: 1. "По мокрому" (акварель) 2. Пуантилизм. 3. Акварель и восковые карандаши. 4. Гуашь. 5. Цветные карандаши. 6. Рисование пальцами 7. Выдувание и др. Музыка: 1. Т. Альбинони. «Адажио». 2. И. Бах. «Ария из сюиты №3». 3. Л. Бетховен. «Лунная соната». 4. К. Глюк. «Мелодия». 5. Э. Григ. «Песня Сольвейг». 6. К. Дебюсси. «Лунный свет». 7. Колыбельные. Тематическое планирование7 класс ( 1 час в неделю 34 часа) № Тема 1.-2. Музыка, ее характер. 2 Правила слушателя. 3.- 4. Хоровое пение 2 детских песен и прослушивание музыкальных произведений. Рисование под музыку 1 «Город» Монотипия 5. 6. - 7 Количест во часов Хоровое пение детских 2 песен и прослушивание Основные виды деятельности на уроке Прослушивание муз. произведений 1. А. Вивальди. «Времена года». 2. П.Чайковский "Картинки с выставки" 3. Ф.Шопен. «Мазурка», 4. И.Штраус. «Вальс», 5. А.Рубинштейн. «Мелодии» «Антошка» (Ю. Энтин, В.Шаинский). «Буратино» (из к/ф «Буратино», Ю.Энтин, А. Рыбников). «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский). Рисование осеннего дерева в технике "Витраж" 8.-9. 10.11. 12.13 14.16. 17.18. 19. 20.21. 22. 23.24 25.26. 27. музыкальных произведений. Рисование под музыку 2 «» Прослушивание музыкальных произведений «Грусть» Просмотр музыкальных зарисовок. Рисование под музыку Прослушивание музыкальных произведений, кинезиоупражнения, ритмические игры. Прослушивание музыкальных произведений. 2 2 Слушание музыки Чайковский, Вивальди просмотр видео презентаций "Осень" 3 Осенний пейзаж, рисование акварелью, Слушание музыки Чайковский, Вивальди 2 Прослушивание музыки, упражнения на релаксацию. А . Рубенштейн, А. Моцарт., Л. Бетховен «Антошка» (Ю. Энтин, В.Шаинский). «Буратино» (из к/ф «Буратино», Ю.Энтин, А. Рыбников). «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский). Хоровое 1 музицирование знакомых детских песен и прослушивание музыкальных произведений. Нетрадиционное 2 рисование Прослушивание музыкальных произведений Л. Бетховен Музыка романтическая. Рисование под музыку «Все оттенки синего» Хоровое музицирование знакомых детских песен и прослушивание «Антошка» (Ю. Энтин, В.Шаинский). «Буратино» (из к/ф «Буратино», Ю.Энтин, А. Рыбников). «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский). Знакомство с техникой "пуантилизм" Рисование яблока или груши. Рисование на свободную тему прослушивание В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». В. Моцарт. «Турецкое рондо». М. Мусоргский. «Картинки с выставки». 1 Прослушивание музыки, упражнения на релаксацию. А . Рубенштейн, А. Моцарт., Л. Бетховен 2 А. Рубинштейн. «Мелодия». П. Чайковский. «Детский альбом». Вивальди "Зима" А. Рубинштейн. «Мелодия». П. Чайковский. «Детский альбом». Вивальди "Зима" 1. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев). 2 1 28.29 музыкальных произведений. Краски весны. 2 30.31. Нетрадиционное рисование. 32. Хоровое 1 музицирование знакомых детских песен. 33.34. Рисование под музыку. 2 2 П. Чайковский "Март", "Апрель", "май" Вивальди "Весна" Д .Кабалевский. «Петя и волк».А. Лядов. «Музыкальная табакерка».В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». «Антошка» (Ю. Энтин, В.Шаинский). «Буратино» (из к/ф «Буратино», Ю.Энтин, А. Рыбников). «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский). 1. 2. 3. П.Чайковский "Картинки с выставки" Ф.Шопен. «Мазурка», И.Штраус. «Вальс», Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 5 класс( 1 час в неделю 34 часа) № Тема 1.-2. Звуки в музыке и в жизни. Какие звуки нам помогают. Музыка ее настроение. Правила слушателя. Хоровое музицирование знакомых детских песен и прослушивание музыкальных произведений. Рисование под музыку «Осень» Хоровое музицирование знакомых детских песен и прослушивание музыкальных произведений. Рисование под музыку 3.- 4. 5. 6. - 7 8.-9. 10.11. 12.13 14.16. 17.18. 19. 20.21. Кол Дата по Дата по ичес плану факту тво часо в 2 2 1 2 2 2 Прослушивание музыкальных произведений «Осеннее настроение. П.И. Чайковский, Вивальди 2 Рисование под музыку 3 Прослушивание музыкальных произведений. А . 2 Рубенштейн, А. Моцарт., Л. Бетховен Хоровое музицирование знакомых детских песен и 1 прослушивание музыкальных произведений. Лепка под музыку. 2 22. 23.24 25.26. 27. 28.29 30.31. 32. 33.34. Прослушивание музыкальных произведений. А . 1 Рубенштейн, А. Моцарт., Л. Бетховен Музыка о зиме. Зимние мелодии. 2 Рисование под музыку. 2 Хоровое музицирование знакомых детских песен и 1 прослушивание музыкальных произведений. Весеннее настроение в музыке. 2 Лепка из пластилина под музыку. 2 Хоровое музицирование знакомых детских песен. Рисование под музыку. 1 2 Календарно-тематическое планирование 6 класс ( 1 час в неделю 34 часа) № Тема Количест во часов 1.-2. Музыка ее настроение. Правила слушателя. 2 3.- 4. Хоровое пение детских песен и прослушивание 2 музыкальных произведений. 5. Рисование под музыку «Листопад» Монотипия 1 6. - 7 Хоровое пение детских песен и прослушивание 2 музыкальных произведений. 8.-9. Рисование под музыку «Рябина» 10.11. Прослушивание музыкальных произведений 2 «Осеннее настроение» 12.13 Просмотр музыкальных зарисовок. Рисование под музыку 14.16. Прослушивание музыкальных произведений, 3 кинезиоупражнения, ритмические игры. 17.18. Прослушивание музыкальных произведений. 2 А. Моцарт. 19. Хоровое музицирование знакомых детских 1 песен и прослушивание музыкальных произведений. 2 2 Дата по Дата по плану факту 20.21. Нетрадиционное рисование 22. Прослушивание музыкальных произведений Л. 1 Бетховен 23.24 Музыка о зиме. Зимние мелодии. 2 25.26. Рисование под музыку «Все оттенки синего» 2 27. Хоровое музицирование знакомых детских 1 песен и прослушивание музыкальных произведений. 28.29 Весенняя весны. 30.31. Нетрадиционное рисование. 32. Хоровое музицирование знакомых детских 1 песен. 33.34. Рисование под музыку. музыка.Прослушивание. 2 Краски 2 2 2 Календарно-тематическое планирование 7 класс ( 1 час в неделю 35 часов) № Тема Количе ство часов 1.-2. Музыка, ее характер. Правила слушателя. 2 3.- 4. Хоровое пение детских песен и 2 прослушивание музыкальных произведений. 5. Рисование под музыку «Город» Монотипия 6. - 7 Хоровое пение детских песен и прослушивание 2 музыкальных произведений. 8.-9. Рисование под музыку «» 1 2 Дата по Дата по плану факту 10.11. Прослушивание музыкальных произведений 2 «Грусть» 12.13 Просмотр музыкальных зарисовок. Рисование под музыку 14.16. Прослушивание музыкальных произведений, 3 кинезиоупражнения, ритмические игры. 17.18. Прослушивание музыкальных произведений. 19. Хоровое музицирование знакомых детских 1 песен и прослушивание музыкальных произведений. 20.21. Нетрадиционное рисование 22. Прослушивание музыкальных произведений 1 Л. Бетховен 23.24 Музыка романтическая. 2 25.26. Рисование под музыку «Все оттенки синего» 2 27. Хоровое музицирование знакомых детских 1 песен и прослушивание музыкальных произведений. 28.29 Краски весны. 2 30.31. Нетрадиционное рисование. 2 32. Хоровое музицирование знакомых детских 1 песен. 33.34. Рисование под музыку. 2 35. Прослушивание музыкальных произведений, рисование 1 2 2 2 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Основная и дополнительная учебная литература 1. Блаво Р. Исцеление музыкой. СПб., 2003. 2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004. 3.Голдмен Дж. Целительные звуки: пер. с англ. М., 2003. . Клюев А.С. 4.Кэмпбелл Д.Дж. Эффект Моцарта: пер. с англ. Мн., 1999. 5.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. 6.Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. М., 2005. 7.Юсфин А.Г. Музыка – сила жизни. СПб., 2006. 8.Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003 9.Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / под ред. А. И. Копы- тина. - СПб. : Психотерапия, 2011. - 144 с. 10.Богданович В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы / В. Богданович. - М. : Золотое сечение, 2008. - 224 с. 11.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с. 12.Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии : учеб.пособие / Б. Корт, А. И. Копытин. - М. :ИПиКП, 2011. - 128 с.