АРП Билет в будущее 6 - 9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
основное общее образование, 6 – 9 классы

Автор-составитель:
Елизарова Ирина Валентиновна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021
году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Билет в будущее»
(далее — Программа) составлена на основе положений и требований к освоению предметных
результатов программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее — ФГОС
ООО),

в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018
года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»), с учетом Распоряжения Минпросвещения России от
08.09.2021 N АБ-33/05вн «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта
«Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (вместе с
«Методическими рекомендациями о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2022 году»).
Рабочая программа разработана с целью реализации комплексной и систематической
профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе материалов

Всероссийского Проекта «Билет в будущее» (далее проект). Проект реализуется в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка», национального проекта «Образование».
Оператором проекта выступает Фонд гуманитарных проектов (далее – Оператор).
Внеурочная деятельность — важная часть образовательного и воспитательного
комплекса, в рамках которой педагогический состав школы способствует обеспечению
содержательного досуга детей через организацию комплексной профориентационной
деятельности. Рекомендовано в рамках внеурочной деятельности осуществлять мероприятия,
направленные на создание и функционирование системы мер по ранней профориентации
обучающихся 6-11 классов. Одним из вариантов реализации профориентационной работы в
школе является участие образовательной организации во Всероссийском проекте «Билет в
будущее».
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению
сочетании

обучающихся

общеобразовательных

мотивационно-активизирующего,

организаций,

основанной

информационно-обучающего,

на

практико-

ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к
профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного
процесса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В
БУДУЩЕЕ»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее –
ГПС) обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
●

построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся
общеобразовательных
активизирующего,

организаций,

основанной

информационно-обучающего,

на

сочетании

мотивационно-

практико-ориентированного

и

диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех
участников образовательного процесса;
●

выявление

исходного

уровня

сформированности

внутренней

(мотивационно-

личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности
к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который
продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
●

формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей;

●

информирование
профессионального

обучающихся
образования

о

специфике

(включая

рынка

знакомство

труда
с

и

системе

перспективными

и

востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ)
посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
●

формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других
компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,
приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного
освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения,
самооценки

успешности

прохождения

профессиональных

проб,

осознанного

конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее
адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
●

формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения
и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,
которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда,
трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения
детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии
является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно
рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым,

эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный процесс,
а, следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших
компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Участие
образовательной организации во Всероссийском проекте «Билет в будущее» позволит
реализовать

ключевые

задачи

профориентационной

деятельности

и

получить

информационно-методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию
программы. Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач
при переходе обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе
из класса в класс). Рекомендуемая учебная нагрузка – 24 часа (аудиторная и внеаудиторная
(самостоятельная) работа), с учетом основной активности проекта в периоды: сентябрь –
декабрь, март – апрель (ежегодно). Региональный компонент - 16 часов (подготовка и участие
в профориентационных конкурсах и мероприятиях в соответствии с Дорожной картой).
Методическое сопровождение курса представлено данной рабочей программой,
методическими рекомендациями о реализации проекта профессиональной ориентации
обучающихся 6-11 классов общеобразовательной школы «Билет в будущее», материалами
Всероссийского проекта «Билет в будущее», доступными для ознакомления педагогам
проекта, зарегистрированным на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/.
Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне основного и
среднего общего образования. На групповых и индивидуальных занятиях используются
современные профориентационные виды деятельности: профориентационные уроки,
диагностика,

разбор

результатов

диагностики,

посещение

мероприятий

профориентационного выбора в регионе (очный формат и онлайн-формат), прохождение
профессиональных проб и др.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса с
учетом аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы:
№

Темы программы

1.

Профориентационные уроки «Увлекаюсь»

2.

Профориентационная
«Понимаю себя»

онлайн-диагностика.

Количество часов
4

Первая

часть

3

3.

Профориентационная выставка «Лаборатория будущего».

4

«Узнаю рынок»
4.

Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»

5.

Профориентационная

онлайн-диагностика.

Вторая

6
часть

3

«Осознаю»
6.

Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»

7.

Региональный

компонент:

подготовка

и

участие

4
в

16

региональных конкурсах в соответствии с Дорожной картой:
конкурс видеороликов по итогам участия в проекте «Билет в
будущее», Олимпиада по профориентации, региональный
экономический форум «Мой старт в бизнес», региональный
конкурс плакатов «Я в рабочие пойду»,

региональный

фестиваль профессий «Билет в будущее Топ-Регион».
Итого

40

1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа, из них: 2 часа аудиторной
работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по классам).
Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает
возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути. Выбор
профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять
школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много
вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня
место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть
востребованным?
Тематический профориентационный урок по классам (рекомендуется проводить
после стартового урока):
6 класс: тематическое содержание урока построено на трех базовых компонентах,
которые необходимо учитывать при выборе:
●

«ХОЧУ» — ваши интересы;

●

«МОГУ» — ваши способности;

●

«БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем. 1

Информирование

обучающихся

о

профессиях

с

постепенным

расширением

представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного
представления о мире профессий и значимости трудовой деятельностинапример, как
различные

качества

или

навыки

могут

по-разному

реализовываться

в

разных

профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся
может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим. Поиск
дополнительных занятий и увлечений.
7 класс: в основе урока лежит обсуждение обязательного набора школьных предметов
7 классов общеобразовательных учреждений, таких как русский язык, литература, алгебра,
геометрия, иностранный язык, история, обществознание, физика, биология, информатика и
ИКТ, география и другие.
Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и тем с
разнообразием современных профессий и необходимых компетенций (формирование
системного представления о мире профессий, например, как знания и навыки, приобретаемые
за школьной партой, могут по-разному воплощаться в разных профессиях). Повышение
познавательного интереса к школьным предметам, а также повышение ценности знаний,
навыков и умений, которые приобретаются на этих предметах. Формирование представлений
о современных компетенциях, которые сегодня предъявляются к специалистам из различных
отраслей.
8

класс:

урок

профессионального
профессионального

знакомит

развития,

обучающихся

с

возможностями

самоопределения.

На

разнообразием

направлений

прогнозирования

результатов

уроке

раскрываются

существующие

профессиональные направления, варианты получения профессионального образования
(уровни образования).
Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование
школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее
профессиональное образование). Помощь школьникам в соотношении личных качеств и
интересов с направлениями профессиональной деятельности.

Основано на идеях российских профориентологов Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н. Ф.
Родичева
1

9 класс: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях
высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального
образования (СПО). Актуализация представлений о возможных профессиональных
направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса к философии выбора и
построению своей персональной карьерной траектории развития.
10 класс: в ходе урока обучающиеся получают информацию по следующим
направлениям профессиональной деятельности:
●

Естественно-научное направление.

●

Инженерно-техническое направление.

●

Информационно-технологическое направление.

●

Оборонно-спортивное направление.

●

Производственно-технологическое направление.

●

Социально-гуманитарное направление.

●

Финансово-экономическое направление.

●

Творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание»

вариантов

выбора

компетентностном

(альтернатив)
профиле

профессии.

специалистов

из

Формирование
разных

представления

направлений.

Знакомство

о
с

инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
11 класс: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные
сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму
разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора
профессий в различных профессиональных направлениях.

Формирование

представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении персонального
карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся к
вопросам самоопределения. Овладение приемами построения карьерных траекторий
развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации в организации
высшего образования (ВО, вузы) или в организации среднего профессионального образования
(СПО) как первого шага формирования персонального карьерного пути.
2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3
часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Профориентационная
https://bvbinfo.ru/

диагностика

обучающихся

на

интернет-платформе

(для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить

требуемый

объем

профориентационной

помощи

и

сформировать

дальнейшую

индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●
8-11

методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В

классах

методика

направлена

на

оценку ценностных

ориентиров

в

сфере

самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
●

методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей

и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 67, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением

«зон

потенциала»

(талантов)

для

дальнейшего

развития.

Методика

предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся
по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта
«Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» (4
часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально
организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия –
моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями)
экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда;
Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда;
Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний
о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о
качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.
4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
(6 часов, из них: 3 часа аудиторной работы, 3 часа внеаудиторной
(самостоятельной) работы)

Профессиональные пробы. Данный формат реализуется на базе образовательных
организаций в регионе, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку
(профессиональные образовательные организации и организации высшего образования),
организаций дополнительного образования.

Определение профессиональных проб.

Особенности проведения профессиональных проб в очном и онлайн форматах: организация
выездной площадки (очный формат) в организациях профессионального и дополнительного
образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат,
реализуемый через сеть интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на основе
платформы,

вебинар-площадки,

сервисы

видеоконференций,

чат

и

т.п.

Уровни

профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды:
базовая и ознакомительная.
5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»
(3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной (самостоятельной)
работы)
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на
уточнение рекомендации по построению образовательно - профессиональной траектории с
учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●
8-11

методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В

классах

методика

направлена

на

оценку ценностных

ориентиров

в

сфере

самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7 класса включает только диагностику готовности к профессиональному
самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров.
●

методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей

и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 67, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением

«зон

потенциала»

(талантов)

для

дальнейшего

развития.

Методика

предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Развернутая консультации по результатам повторной онлайн-диагностики.
Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате).

Возможно

проведение

консультации

с

помощью

видеозаписи

готовой

консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/).
6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
(4

часа,

из

них:

2

часа

аудиторной

работы,

2

часа

внеаудиторной

(самостоятельной) работы)
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам
проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных
рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам
профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей
(стратегических

и

тактических).

Формирование планов образовательных

шагов и

формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых
результатов у обучающихся, а именно:
Личностные:
• формирование готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
• формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
• формирование внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные:
• освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную

картину

мира)

и

универсальные

учебные

действия

(познавательные,

коммуникативные, рягулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
• формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории.

Трудовые:

• формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
•формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;
• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема, раздел курса
1.

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Профориентационные

Проведение профориентационных уроков – Актуализация

уроки «Увлекаюсь»

стартового и тематического (по классам).

процессов

самоопределения

на

профессионального

основе

знакомства

с

познавательными фактами о достижениях из различных
Стартовый урок (открывает программу

отраслей экономического развития страны. Формирование

курса): раскрывает возможности учащихся в

представлений

выборе персонального профессионального

компетенциях,

пути. Выбор профессионального пути — одно

различных

из важнейших решений, которое предстоит

интереса и компетентности обучающихся в построении

принять школьникам. Рынок труда в условиях

своей карьерной траектории развития.

неопределенности всегда пугает и вызывает

Урок направлен на то, чтобы в интерактивной игровой

много вопросов: куда пойти учиться, чтобы

форме познакомить учеников с тем, какие отрасли и

завтра не остаться без работы? Найдётся ли для

профессии

меня место на этом рынке труда? Чему нужно

открываются

перспективы

учиться уже сегодня, чтобы завтра быть

потребуются

для

востребованным?

профессиональной сфере, что важно сейчас и будет нужно,

о

современных

предъявляемых

отраслей.

к

универсальных
специалистам

Повышение

востребованы в России
развития,

эффективной

из

познавательного

сегодня, какие
какие

реализации

навыки
себя

в

когда ребята окажутся на рынке труда. Сегодня Россия
добивается больших успехов и рекордных значений во
многих отраслях экономики. Самым важным во всех этих
цифрах являемся мы – жители страны. Россия – это более

145 миллионов жителей и возможности, которые перед
нами открываются. Эти данные очень тесно связаны с
различными отраслями экономики и профессиональной
деятельностью, а значит, и с возможностью себя
реализовать.
Комплект методических материалов для проведения
урока представлен на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагоговнавигаторов проекта).
Тематический профориентационный урок для Каждому компоненту посвящен отдельный блок урока, в
6 класса (рекомендуется проводить после рамках которого обучающиеся дискутируют, смотрят
стартового урока). Тематическое содержание видеоролики, выполняют практические задания.
Урока построено на трех базовых компонентах, В конце каждого блока обучающимся предлагается
которые необходимо учитывать при выборе:

раздаточный материал (чек-лист) с рекомендациями (его

●

«ХОЧУ» — ваши интересы;

можно использовать в качестве домашнего задания).

●

«МОГУ» — ваши способности;

Вопросы, которые ставятся перед обучающимся:

●

«БУДУ»

—

востребованность ●

Как распознать свои интересы?

обучающегося на рынке труда в будущем.

●

Информирование обучающихся о профессиях с

освоении профессии, и как их развивать?

постепенным расширением представлений о

Какие

способности

могут

пригодиться

при

мире профессионального труда вообще

●

Какие бывают личностные качества, и почему они

(формирование системного представления о

важны для выбора карьерного пути?

мире профессий, например, как различные

●

качества или навыки могут по-разному

специалистом?

воплощаться в разных профессиях). Помощь в

Комплект методических материалов для проведения

выборе увлечения, в котором обучающийся

урока представлен на платформе https://bvbinfo.ru/ (для

может реализовать свои интересы и развивать

зарегистрированных педагогов-навигаторов проекта).

Как

стать

в

будущем

востребованным

возможности. Поиск дополнительных занятий и
увлечений.
Тематический профориентационный урок для 7

В

класса (рекомендуется проводить после

интерактивные форматы взаимодействия, дискуссии и

стартового урока). В основе урока лежит

обсуждения, рефлексивные упражнения и задания для

обсуждение обязательного набора школьных

самостоятельной работы.

предметов 7 классов общеобразовательных

В конце урока обучающиеся будут понимать:

учреждений, таких как русский язык,

●

литература, алгебра, геометрия, иностранный

современных профессиях и отраслях;

язык, история, обществознание, физика,

●

биология, информатика и ИКТ, география и

востребованы в будущем;

другие. Информирование обучающихся о

●

взаимосвязи школьных предметов и тем с

можно применить во взрослой профессиональной жизни;

разнообразием современных профессий и

уроке

используются

демонстрационные

ролики,

знание каких предметов необходимо в тех или иных
какие профессии востребованы сегодня и станут
зачем школа даёт широкий круг знаний и как их

необходимых компетенций (формирование

●

какие шаги для выбора профессионального пути

системного представления о мире профессий,

можно делать учащимся уже сейчас.

например, как знания и навыки, приобретаемые
за школьной партой, могут по-разному

Комплект методических материалов для проведения

воплощаться в разных профессиях). Повышение урока представлен на интернет-платформе
познавательного интереса к школьным

https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагогов-

предметам, а также повышение ценности

навигаторов проекта).

знаний, навыков и умений, которые
приобретаются на этих предметах.
Формирование представлений о современных
компетенциях, которые сегодня предъявляются
к специалистам из различных отраслей.
Тематический профориентационный урок

Каждому компоненту посвящен отдельный блок урока, в

для 8 класса (рекомендуется проводить после

рамках которого обучающиеся обмениваются мнениями,

стартового урока).Урок знакомит

смотрят видеоролики, выполняют практические задания.

обучающихся с разнообразием направлений

Вопросы, которые ставятся перед обучающимся:

профессионального развития, возможностями

●

Что такое профессия?

прогнозирования результатов

●

Насколько разнообразен мир профессий?

профессионального самоопределения. На

●

Какие

уроке раскрываются существующие

направления?

профессиональные направления, варианты

существуют

профессиональные

получения профессионального образования

●

Как выбрать соответствующий профессиональным

(уровни образования). Актуализация процессов

запросам уровень образования?

профессионального самоопределения.
Информирование школьников о видах

Комплект методических материалов для проведения урока

профессионального образования (высшее

представлен на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для

образование / среднее профессиональное

зарегистрированных педагогов-навигаторов проекта).

образование). Помощь школьникам в
соотношении личных качеств и интересов с
направлениями профессиональной
деятельности.
Тематический профориентационный урок

Урок для учащихся 9 классов рассказывает о видах

для 9 класса (рекомендуется проводить после

образования, которые может выбрать выпускник 9 класса

стартового урока). Формирование

для построения своего персонального профессионального

представлений о преимуществах обучения как в

пути. Урок раскрывает преимущества обучения как в

организациях высшего образования (ВО, вузы),

организациях высшего образования (вузы), так и в

так и в организациях среднего

организациях среднего профессионального образования

профессионального образования (СПО).

(СПО).

Актуализация представлений о возможных

●

В ходе урока учащимся будут показаны примеры

профессиональных направлениях для учащихся. профессиональных направлений по линии ВО и линии
Повышение познавательного интереса к

СПО. Под профессиональным направлением понимается

философии выбора и построению своей

комплексное направление дальнейшей профессиональной

персональной карьерной траектории развития.

деятельности выпускника.
●

В рамках урока для различных профессиональных

направлений будут подобраны примеры профессий,
которые можно получить в СПО и вузах. Во время
подготовки к уроку педагоги получают доступ ко всем
представленным

профессиональным

направлениям,

однако для проведения одного Урока рекомендуется
выбирать не более трёх согласно приоритетным интересам
и направлениям обучения конкретных классов.
На уроке учащиеся смогут узнать на реальных примерах:
●

как

стать

специалистом

того

или

иного

направления;
●

как

работает

система

получения

профессионального образования;
●

о базовом наборе качеств и навыков, необходимых

в той или иной образовательной траектории;
●
после

какие перспективы открывает любое направление
получения

образования.

профессионального

или

высшего

Комплект методических материалов для проведения урока
представлен на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для
зарегистрированных педагогов-навигаторов проекта).
Тематический профориентационный урок для Знакомство с направлениями осуществляется в формате
10 класса (рекомендуется проводить после видео-обзоров

и

интервью

стартового урока). В ходе урока обучающиеся представителями

каждой

получают

в

подробную

информацию

со (профессионалов

из

области),

с

состоявшимися

представленных
которые

сфер

поделятся

следующими направлениями профессиональной актуальной информацией об отраслях и покажут, как
деятельности:

можно добиться успеха. В рамках урока ученикам будут

● Естественно-научное направление.

предложены задания и упражнения, позволяющие лучше

● Инженерно-техническое направление.

понять интересующие их сферы. Урок завершается

● Информационно-технологическое

домашним заданием.

направление.
● Оборонно-спортивное направление.

Комплект методических материалов для проведения

● Производственно-технологическое

урока представлен на интернет-платформе

направление.
● Социально-гуманитарное направление.
● Финансово-экономическое направление.
● Творческое направление.
Информирование обучающихся об
особенностях рынка труда. «Проигрывание»

https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагоговнавигаторов проекта).

вариантов выбора (альтернатив) профессии.
Формирование представлений о
компетентностном профиле специалистов из
разных направлений. Знакомство с
инструментами и мероприятиями
профессионального выбора.
Тематический профориентационный урок для В

уроке

используются

демонстрационные

ролики,

11 класса (рекомендуется проводить после интерактивные форматы взаимодействия, дискуссии и
стартового урока). Урок призван помочь обсуждения, рефлексивные упражнения и задания для
выпускникам

взглянуть

на

различные самостоятельной работы.

жизненные сценарии и профессиональные пути,

Выпускники будут знать:

которые ждут их после окончания школы. Через ●

при любых результатах экзаменов, им откроются

призму

разнообразия

вариантов

развития новые интересные перспективы;

событий будет раскрыта и тема разнообразия ●
выбора

профессий

в

различных люди имеют право учиться и перепрофилироваться всю

профессиональных направлениях.
Формирование

представления

специализация в течение жизни может меняться,

жизнь;
о

выборе, ●

есть

эффективные

способы

справляться

с

развитии и возможных изменениях в построении волнением как перед экзаменами, так и непосредственно в
персонального карьерного пути. Формирование момент сдачи.
позитивного

отношения

и

вовлеченности

обучающихся к вопросам самоопределения.

Овладение приемами построения карьерных Комплект методических материалов для проведения
траекторий развития. Актуализация знаний по урока представлен на интернет-платформе
выбору

образовательной

организации

в https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных педагогов-

организации высшего образования (ВО, вузы) навигаторов проекта).
или в организации среднего профессионального
образования

(СПО)

как

первого

шага

формирования персонального карьерного пути.
2.

Профориентационная

Профориентационная

онлайн-диагностика.

обучающихся

на

интернет-платформе обучающихся в новом учебном году. Осуществляется для

Первая часть

https://bvbinfo.ru/

(для

зарегистрированных навигации по активностям проекта Билет в будущее.

«Понимаю себя»

участников проекта) помогает сформировать Обучающемуся

будет

индивидуальную траекторию обучающегося в диагностических

методик

мероприятиях

диагностика Первая часть профориентационной онлайн-диагностики

Проекта

с

учетом

профессиональных склонностей.
Онлайн-диагностика

I

на

основании

варианты
опыта

его предварительного участия в проекте, данный уровень
определяется на платформе автоматически. Диагностика

«Мой

профессии» состоит из двух частей:
●

предложены

выбор осуществляется в онлайн формате, предоставляется
возможность

проведения

как

в

образовательной

методика онлайн-диагностики учащихся организации, так и в домашних условиях.

«Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11 Варианты:
классах

методика

ценностных

направлена

ориентиров

на
в

оценку 1.

Онлайн-

диагностика

«Мой

сфере 2. Онлайн- диагностика «Моя готовность».
3. Онлайн- диагностика «Мои таланты».

выбор».

самоопределения

обучающихся

и

уровень

готовности к выбору профессии.

Результаты:

Версия 6-7 класса включает только диагностику ●
готовности

к

профессиональному будущее»

самоопределению и не включает диагностику ●
ценностных ориентиров.
●

методика

рекомендация по маршруту проекта «Билет в
видеозапись консультации по результатам

профориентационной диагностики

онлайн-диагностики

на ●

рекомендации по обсуждению результатов

определение профессиональных склонностей и тестирования с родственниками и специалистами.
направленности обучающихся («Мой выбор»).
Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 89 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика
включает

II

комплексную

«Мои

таланты»

методику

онлайн-

диагностики на определение профессиональных
интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением «зон потенциала» (талантов) для
дальнейшего

развития.

Методика

предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11
классов.

Консультации по результатам онлайндиагностики. Сопровождение обучающихся по
итогам диагностики (в индивидуальном или
групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой
консультации (доступной участникам проекта
«Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/.
3.

Профориентационная

Посещение мультимедийной выставки

●

выставка

«Лаборатория будущего» - специально

«Россия – моя история» (виртуально в 24 субъектах РФ, по

«Лаборатория

организованная постоянно действующая

предварительной

будущего. Узнаю

экспозиция на базе исторических парков

https://bvbinfo.ru/)

рынок»

«Россия – моя история» (очно в 24 субъектах

●

РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-

организации в рамках отдельного урока с использованием

платформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с

специализированного

рынком труда, 9 ключевыми отраслями

выставки на интернет-платформе https://bvbinfo.ru.

(направлениями) экономического развития,

Задачи выставки:

профессиями: Индустриальная среда; Здоровая

●

среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная

различными отраслями и профессиями, с многообразием

среда; Безопасная среда; Комфортная среда;

вариантов профессионального выбора;

Креативная среда; Аграрная среда. Решение

Экскурсия на площадку исторических парков
записи

на

интернет-платформе

Знакомство с выставкой на базе образовательной
мультимедийного

контента

знакомство обучающихся с рынком труда, с

интерактивных заданий, направленных на

●

вовлечение, рост мотивации к совершению

получение новых знаний о профессиях, об

профессионального выбора;

особенностях профессиональной деятельности

помощь школьникам в понимании, в каком направлении

различных специалистов, о качествах и

они хотят развиваться дальше.

навыках, необходимых для работы различных
специалистов.
4.

Профессиональные

Профессиональные пробы. Данный формат

Запись на участие в профессиональной пробе.

пробы «Пробую.

реализуется на базе образовательных

Участие в профессиональных пробах в онлайн формате.

Получаю опыт»

организаций в регионе, в том числе

Оценка

осуществляющих профессиональную

профессиональных пробах.

подготовку (профессиональные

Активность

образовательные организации и организации

https://bvbinfo.ru/

высшего образования), организаций

пользователей).

дополнительного образования.

Участие в профессиональных пробах в онлайн формате на

Определение профессиональных проб.

региональном уровне по согласованию с Оператором.

Особенности проведения профессиональных

Реализуется

проб в очном и онлайн форматах: организация

видеоконференций и т.п.

выездной площадки (очный формат) в

Участие

организациях профессионального и

региональном уровне по согласованию с Оператором.

дополнительного образования, центрах

Реализуется на базе организаций-партнеров.

опережающей профессиональной подготовки и

Результаты:

участников

в

своего

проводится
(для

на
очных

на

опыта

участия

в

интернет-платформе
зарегистрированных

вебинар-площадках,
профессиональных

сервисах
пробах

на

т.п., онлайн-формат, реализуемый через сеть

●

Формирование

у

интернет для совместной работы.

выполнения

Профессиональные пробы на основе

конкретной профессии, группе родственных профессий,

платформы, вебинар-площадки, сервисы

сферы, их включающей.

видеоконференций, чат и т.п.

●

Уровни профессиональных проб:

профессионально

моделирующие и практические

обучающегося.

профессиональные пробы.

●

пробы

обучающегося

целостного

в

процессе

представления

о

Развитие интересов, склонностей, способностей,
важных

качеств

личности

Готовность обучающегося к выбору профессии.

Виды: базовая и ознакомительная.
5.

Проведение

онлайн-диагностика.

рефлексии опыта, полученного по итогам Осуществляется для подведения промежуточных итогов

Вторая часть

профессиональных проб. Рекомендации по (рефлексии)

«Осознаю»

дальнейшим вариантам получения образования, мероприятиях
а

также

повторной

диагностики

для Вторая часть профориентационной онлайн- диагностики.

Профориентационная

перспективным

отраслям

с

учетом

участия

обучающегося

профессионального

в

выбора.

и Обучающемуся будет предложен набор диагностических

профессиям.

методик на основании опыта предварительного участия в

Развернутая консультации по результатам

проекте, данный уровень определяется на платформе

повторной онлайн-диагностики.

автоматически. Диагностика осуществляется в онлайн

Сопровождение обучающихся по итогам

формате, предоставляется возможность проведения как в

диагностики (в индивидуальном или групповом

образовательной организации, так и в домашних условиях.

формате). Возможно проведение консультации

Варианты:

с помощью видеозаписи готовой консультации

1. Онлайн диагностика «Мой выбор».

(доступной участникам проекта «Билет в

2. Онлайн диагностика «Моя готовность».

будущее» на интернет-платформе

3. Онлайн диагностика «Мои таланты».

https://bvbinfo.ru/.

Результаты:
●

Рекомендация по построению образовательно-

профессионального маршрута.
●

Рекомендации по развитию

●

видеозапись

консультации

по

результатам

профориентационной диагностики.
Рекомендации по обсуждению результатов тестирования
с родственниками и специалистами.
6.

Профориентационный Профориентационный
рефлексивный
«Планирую»

рефлексивный

урок Урок

проводится

в

групповой

форме,

но

при

урок (проводится в конце курса, по итогам всех необходимости на нем можно разобрать и примеры
профориентационных индивидуальных рекомендаций учеников. По итогам

проведения
мероприятий):

Разбор

и

обсуждение урока

каждый

персональных рекомендаций (по возрастам). подходящие
Разбор и обсуждение полученного опыта по рекомендаций,

ученик
ему
в

должен

варианты
том

числе

отметить

наиболее

из

предложенных

с

использованием

итогам профессиональных проб и мероприятий. функционала платформы.
Постановка образовательных и карьерных целей
(стратегических и тактических). Формирование Результаты урока:
планов

образовательных

формулирование

траектории

шагов

и ●

Ученики понимают и ориентируются в полученных

развития рекомендациях

(последовательность
Стратегические

реализации

цели

целей). ●

Ученики выбрали из подходящей своей возрастной

долгосрочная группе те приоритетные варианты рекомендаций, которые

-

перспектива (профессии и отрасли, которые их заинтересовали больше всего
интересуют

учеников,

профессионального

варианты ●

образования

в

Ученики

отметили

на

платформе

варианты

случае образовательных вариантов и профессиональных целей,

средних классов).

которые их заинтересовали и по которым они дальше

Тактические цели - краткосрочная перспектива и планируют получать дополнительную информацию и
что позволяет прийти к стратегическим целям пробовать себя.
(профили

обучения

в

школе,

тематики Все материалы для проведения урока доступны на

дополнительного образования, уровни обучения интернет-платформе: https://bvbinfo.ru/
в случае 8-9 классов и пр.).
Сценарий урока построен вокруг обсуждения
опыта, полученного в ходе участия в проекте,
рекомендаций по диагностикам и внедрения
рекомендаций

в

образовательные

планы

обучающихся.
Задачи:
●

Разбор

и

обсуждение

рекомендаций

диагностики - рефлексии 5 этапа (по возрастам).

●
по

Разбор и обсуждение полученного опыта
итогам

профессиональных

проб

и

мероприятий.
●

Постановка

карьерных

целей

образовательных
(стратегических

и
и

тактических).
●

Формирование планов образовательных

шагов и формулирование траектории развитиям
(последовательность реализации целей).

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.

Наименование темы

Вводный профориентационный урок
Профориентационная диагностика №1 и разбор
результатов
3
Профориентационная диагностика №2 и разбор
результатов
4.
Мультимедийная выставка «Лаборатория
будущего» (онлайн-формат)
5.
Профессиональная проба №1 (проба на платформе
проекта «Билет в будущее»).
6-7 Конкурс видеороликов по итогам участия в проекте
«Билет в будущее».
8.
Профессиональная проба №2 (проба на платформе
проекта «Билет в будущее»).
9.
Профориентационная диагностика №3 и разбор
результатов
10. Профессиональная проба №3 (проба на платформе
проекта «Билет в будущее»).
11. Профориентационная диагностика №4 и разбор
результатов
12-13 Подготовка и участие в Олимпиаде по
профориентации.
14
Мультимедийная выставка «Лаборатория
будущего» (онлайн-формат)
15
Профессиональная проба №4 (проба на платформе
проекта «Билет в будущее»).
16
Профессиональная проба №5. (проба на платформе
проекта «Билет в будущее»).
17. Профессиональная проба №6. (проба на платформе
проекта «Билет в будущее»).
18-19 Подготовка и участие в региональном конкурсе
плакатов «Я в рабочие пойду!»
20
Мультимедийная выставка «Лаборатория
будущего» (онлайн-формат)
21
Профессиональная проба №7. (проба на платформе
проекта «Билет в будущее»).
22
Профессиональная проба №8. (проба на платформе
проекта «Билет в будущее»).
23
Профессиональная проба №9. (проба на платформе
проекта «Билет в будущее»).

Кол-во
часов
1
1

Дата

1
1
1
2

ноябрь

2

декабрь

1
1
1
1
2

март

Профессиональная проба №10. (проба на
платформе проекта «Билет в будущее»).
25
Профориентационный видеопроект «Один день в
профессии».
26-27 Региональный экономический форум «Мой старт в
бизнес».
28
Профессиональная проба №11 (проба на
платформе проекта «Билет в будущее»).
29
Профессиональная проба №12 (проба на
платформе проекта «Билет в будущее»).
30
Профориентационный видеопроект «Один день в
профессии».
31
Профессиональная проба №13 (проба на
платформе проекта «Билет в будущее»).
32
Профориентационный видеопроект «Один день в
профессии».
33-34 Профориентационный марафон проекта «Билет в
будущее». Региональный фестиваль профессий
Топ-Регион»
24

1
2

апрель

2

май

Участие в региональных профориентационных конкурсах обязательно, это
региональный компонент! Возможна корректировка КТП по фактическим датам
проведения мероприятий в соответствии с Дорожной картой. В графе даты указаны
предварительно планируемые периоды проведения мероприятий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».