Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «По делам несовершеннолетних» основное общее образование, 7-8 класс Составитель программы: Елизарова Ирина Валентиновна, социальный педагог ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «По делам несовершеннолетних» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В современном российском обществе вопросы права вызывают небывалый интерес, и это не случайно, ведь человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в семье, коллективе, обществе, бизнесе. Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник школы - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьѐй, обществом, Отечеством. Цель Воспитание у учащихся правовой культуры, уважения к закону; формирование элементарных знаний о праве, и прежде всего, о тех нормах права, с которыми приходится часто сталкиваться в повседневной жизни; развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации, для связи понимаемого с собственным жизненным опытом, для большего осознания ценности жизни; для самостоятельного, осознанного принятия правовых решений в ситуации выбора. Задачи : Общеобразовательные: 1. Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе. 2. Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения. Развивающие: 1. Развивать умения учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы. Воспитательные: 3. Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации. Место учебного предмета в учебном плане Программа курса внеурочной деятельности «По делам несовершеннолетних» включена в часть учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формируемой участниками образовательных отношений. Программа реализуется в7-8 классах, количество часов в неделю – 1 час, общее количество часов – 34 часа. Количество часов определяется в соответствии с учебным планом на текущий учебный год и разделам курса в зависимости от недельной нагрузки. 4. Планируемые результаты. Личностные результаты -формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; -усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной; -формирование мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира; -формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных социальных группах и сообществах; -осознанного и ответственного отношения к своим поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой и других видах деятельности; Предметные результаты - обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями; - уважать и соблюдать права и законы; - соблюдать правила поведения в образовательном учреждении, в общественных местах; - иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; - осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость; - применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом. Содержание программы Занятия проводятся по следующим направлениям: № Направление 7 класс (часы) 8 класс (часы) 1 Я гражданин России. 10 5 2 Правила поведения и общения. 8 9 3 Права и обязанности 8 9 4 Моя ответственность 8 11 Календарно-тематическое планирование 7 класс № п\п Тема занятия Я Гражданин России 10 часов Символы государства Российского. Что такое законы страны? Конституция – основной закон государства Конвенция о правах ребенка Документы гражданина Российской Федерации. Правила поведения и общения 8 часов Я в мире людей (семья, школа). Общение в моей жизни. Что такое толерантность? Правила нашего коллектива Права и обязанности 8 часов Я имею права. Обязанности детей и подростков. Закон для детей (комендантский час) Человек в мире правил. Конкурс рисунков «Права ребенка» к о л и ч е с т в о ч а с о в 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 Д а т а п о п л а н у Д а т а п о ф а к т у Моя ответственность 8 часов Поступок и проступок. Детская шалость или правонарушение (телефонный терроризм) Административная и уголовная ответственность (кража, хищение) Наказания для детей и подростков Итоговое тестирование 2 2 2 1 1 Календарно-тематическое планирование 8 класс № п\п Тема занятия Я -гражданин России 5 часов 1-2 Государственные символы РФ 3-4 Что такое закон? Зачем необходимо знать законы. Документы гражданина России. 5 Правоохранительные органы (задачи и 6 функция) Правила поведения и общения 9 часов 7-8 Человек в мире правил. Права и обязанности несовершеннолетних. Человек в обществе. Кто отвечает за твои 9 поступки. 10-13 Этикет общения 14 Как не ошибиться в выборе друзей 15 Положительные и отрицательные качества друзей (Портрет друга) Права и обязанности 9 часов 16-17 Обязанности гражданина РФ. 18-19 Моя семья. Права и обязанности родителей. Как себя вести, если ты попал в полицию? 20 Как действовать если нарушают твои права. 21 22-23 Дети преступившие закон. Викторина "Права и обязанности" 24 Моя ответственность 11 часов 25-26 Правонарушение, преступление. 27 За что ставят на учет в полицию. 28-29 Вина. Ответственность. Виды ответственности. количес Дата по тво плану часов 2 2 1 1 2 1 4 1 1 2 2 1 1 2 1 2 1 2 Дата по факту 30 31-32 33 34 Игра "Вопрос-ответ" Законы и ответственность . Диагностика Склонность к отклоняющемуся поведению. Виды наказаний для несовершеннолетних.Викторина "Закон и подросток" Деловая игра "Юридическая консультация" 1 2 1 1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Основная и дополнительная учебная литература 1. Конституция Российской Федерации. 2. Всеобщая декларация прав человека. 3. Конвенция о правах ребенка. 4. Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. -С. 64-66. 5. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2007. - 96 . 6. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999. 7. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -32с. 8. Права вашего ребенка / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 32с. 9. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт / Сборник материалов. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - 208 с. -(Серия «Организация правового образования»; Вып. II). 10. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского. 2000. 11. Рачкова A.M. Права несовершеннолетних: знание законов и их практическое применение. // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002.-С. 115-129. 12. Садовникова М.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 129-144. 13. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Для учителей 7 кл. школ гуманитарного профиля / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». 3-е изд. 14. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 классы: Пособие для учителя / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». - 2-е изд., перераб.. -М: ЗАО «Издательство «Вече», 2003. - 592 с. Приложение 1 Анкетирования учащихся 7-8 классов на определение уровня правовой грамотности подростков Данные анкетирования показывают, уровень правовой культуры учащихся 7-9 классов и уровень социализации подростков с интеллектуальной недостаточностью. Анкетасреди учащихся 7-8 классов 1. С какого возраста наступает административная ответственность у несовершеннолетних? 2. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних? 3. Какой максимальный срок наказаний несовершеннолетних по Уголовному кодексу РФ? 4. Какое наказание грозит несовершеннолетним за кражу? 5. Какое наказание грозит несовершеннолетним за побои? 6. Какое наказание грозит несовершеннолетним за вымогательство? 7. Какое наказание грозит несовершеннолетним за изнасилование? 8. Какое наказание грозит несовершеннолетним за убийство? 9. Какие виды наказаний вы знаете? 10.Какие обстоятельства, отягощают преступления? 11.Во сколько лет гражданин РФ становится совершеннолетним? 12.До какого возраста подростка, родители несут за него ответственность? 13. С какого возраста наступает административная ответственность у несовершеннолетних? 14. Какое наказание грозит подростку за курение и распитие спиртных напитков в общественном месте? __________________________________________________________________________ 10 баллов – высокий уровень правовой грамотности и социализации (100%) 6 баллов – средний уровень правовой грамотности и социализации (60%) 3 балла – низкий уровень правовой грамотности и социализации (30%)