АРП ОБЖ 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка
Эгвекинот» от «28» августа
2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«ОБЖ»
основное общее образование, 5-6 класс

Составитель программы:
Елизарова Ирина Валентиновна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «ОБЖ» разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании
следующих нормативно - правовых документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в
2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности у обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) важнейшая
составляющая часть формирования их общей культуры. Необходимость создания и ведения
факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» обусловлена огромным
образовательным и воспитательным значением, так как проблема безопасного поведения
обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) (в домашних условиях, на улице с другими людьми, в сети «Интернет», при
нахождении на природе и т.д.) актуальна и имеет острую социальную значимость. Важно,
чтобы просвещение обучающихся было своевременным, доступным для их понимания, что
позволит вовремя сформировать их потребность в безопасном поведении и их
ответственность за свое поведение и здоровье.
2. Цель
Формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, содействие
выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные
ситуации, грамотно вести себя в условиях чрезвычайной ситуации, сохранять свое
здоровье.
Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

1. Ознакомление с основными (базовыми) знаниями
в области безопасности жизнедеятельности при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера.
2. Привитие
начальных умений и навыков
безопасного поведения в повседневной жизни,
транспортной среде, чрезвычайных ситуациях
техногенного и социального характера.
3. Формирование
элементарных знаний по
финансовой, информационной безопасности в сети
«Интернет».
1. Коррекция отдельных сторон психической
деятельности: восприятия, представлений,
памяти, внимания.
2.Развитие пространственных представлений и
ориентации.
3. Коррекция основных мыслительных операций:
умения сравнивать, анализировать
выделять сходство и различие понятий,
умение работать по инструкциям, алгоритму,
планировать деятельность.
1. Воспитание антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к асоциальному
поведению людей в современном обществе.
2. Воспитание потребности в приобретении знаний
в области личной безопасности, культуры безопасного
поведения.
3. Воспитание потребности в принятии важности
укрепления, сохранения и защиты своего здоровья
через
ведение
здорового
образа
жизни,
отрицательного отношения к вредным привычкам.

3. Место учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы по ОБЖ в федеральном базисном учебном плане в 5 и в
6 классах отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год, всего – 68 часов.
4. Планируемые результаты.
Личностные результаты
1.Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на
транспорте.
2. Формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа
жизни.
3. Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества,
воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной.
4. Формирование мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое и
духовное многообразие современного мира;
5. Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
6. Освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных социальных
группах и сообществах;
7. Осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

8. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной,
творческой и других видах деятельности;
9. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во все
ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей
среде;
10. Формирование основ финансовой грамотности и усвоения правил безопасного
поведения в сфере финансовых отношений.
11. Формирование основ информационной безопасности в сети «Интернет» и усвоения
правил безопасного поведения в сфере финансовых отношений.
12. Формирование антиэкстремисткого и антитеррористического мышления и
поведения, потребности соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты 5 класс
Личная безопасность
1. Знать источники и зоны повышенной опасности в современном городе и их
характеристики
2. Иметь представление о системах обеспечения безопасности города (населенного
пункта)
3. Знать наиболее часто встречающиеся опасные и аварийные ситуации в доме
(квартире): затопление квартиры, замыкание и возгорание электричества, использование и
употребление опасных веществ и продуктов питания, действия при взрыве и обрушении
дома.
Социальная безопасность
1. знать правила обеспечения личной безопасности дома и алгоритм действий при
возникновении таких ситуаций как звонок в дверь, дверь пытаются открыть снаружи
незнакомые люди, оказании в подъезде и с незнакомыми людьми
Дорожная безопасность
1. Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях
2. Прогнозирование опасных дорожных ситуаций на дороге.
Безопасность в природных условиях
1. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
2. Оказание первой помощи при укусах насекомых и защита от них.
3. Знать ядовитые растения и грибы, произрастающие в данной местности, опасность их
использования.
Финансовая безопасность
1. Знать о видах денег, подлинности и повреждении денег.
2. Знать о видах банковских карт, действиях при потере и краже банковских карт,
блокировке карт.
3. Иметь представление о платежных средствах (банковские карты, электронные
кошельки).
Информационная безопасность
1. Знать правила информационного этикета и соблюдать их при общении в социальных
сетях и мессенджерах.
2. Знать что такое аккаунт, создавать, его соблюдая меры безопасности.
3. иметь представление о публичности информации в сети интернет, знать об опасности
кибербуллинг а в социальных сетях.
Основы здорового образа жизни безопасность
1. Иметь представление о необходимости вести здоровый образ жизни , его значении
для здоровья человека.

2. Знать о пользе двигательной активности и закаливания для здоровья человека.
3. Знать о вреде вредных привычек и их влиянии на здоровье человека.
Предметные результаты 6 класс
Социальная безопасность
1.
Знать основные виды криминогенных ситуации на улице, таких как: опасные
домогательства, общение с незнакомыми взрослыми и подростками.
2. Знать правила обеспечения личной безопасности на улице.
Пожарная безопасность
1. Знать основные причины возникновения пожара, опасные факторы, возникающие при
пожаре.
2. Знать и соблюдать противопожарный режим дома.
3. Иметь представление о первичных средства пожаротушения и правилах их
использования
Дорожная безопасность
1. Знать и соблюдать правила дорожного движения и их история.
2. Знать основные элементы дороги, значение дорожных знаков, дорожной разметки.
3. Знать значение сигналов светофора и регулировщика
Безопасность в природных условиях
1. Уметь подготовиться и организовать туристический поход.
2. Знать требования, предъявляемые к одежде и обуви, правила ухода за ней во время
похода.
3. Знать основные ориентиры на местности, уметь определять своего местонахождение
и направление движения на местности.
4. Знать опасность, которую представляют природные явления в нашей местности
5. Знать порядок разведения костра, организации бивуака
Финансовая безопасность
1. Иметь представление о наличной оплате и безналичных платежах.
2. Иметь представление об интернет – банке и мобильном банке, о способах перевода
денег: по номеру карты, по номеру телефона, оплате по QR-коду.
3. Иметь представление о назначении, условиях предоставления, порядок пользования
овердрафтом.
4. Знать что такое биометрия и для чего это необходимо.
Информационная безопасность
1. иметь представление о вредоносных компьютерных программах, их типах, способах
защиты компьютерного обеспечения от вредоносных программ
2. Правилах использования антивирусных программ.
3. Иметь представление о безопасном браузере
Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.
1. Иметь представление о первой помощи и правилах ее оказания.
2. Знать о средствах оказания первой помощи.
3. Знать порядок оказания первой помощи при различных повреждениях: при ушибах,
ссадинах, при отравлениях
5. Содержание программы
5 класс
Личная безопасность
Город – как среда обитания. Источники и зоны повышенной опасности в современном
городе и их характеристики. Системы обеспечения безопасности города (населенного
пункта). Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Опасные и аварийные

ситуации в доме (квартире). Затопление квартиры. Электричество. Опасные вещества и
продукты питания. Взрыв и обрушение дома. Безопасность в нестандартных ситуациях.
Обеспечение личной безопасности дома. Звонок в дверь. Дверь пытаются открыть. Подъезд
и лифт - зоны повышенной опасности.
Дорожная безопасность
Азбука пешехода. Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях.
Прогнозирование опасных дорожных ситуаций на дороге.
Безопасность в природных условиях
Природная среда и безопасность человека. Обеспечение безопасности при встрече с
дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой
энцефалит и его профилактика. Ядовитые растения и грибы.
Финансовая безопасность
Деньги: монеты и банкноты, валюта. Подлинность денег, повреждённые деньги. Банковская
карта. Виды карт (дебетовая, кредитная). Потеря и кража банковских карт, блокировка.
Электронные платежные средства (банковские карты, электронные кошельки).
Информационная безопасность
Общение в социальных сетях и мессенджерах. Этикет общения. Что такое аккаунт,
создание аккаунта. Защита и безопасность аккаунта. Публичность в социальных сетях.
Кибербуллинг. Что делать, если вас взломали.
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни. Двигательная активность и закаливание. Вредные привычки и их
влияние на здоровье.
6 класс
Социальная безопасность
Криминогенные ситуации на улице. Опасные домогательства. Правила безопасного
поведения во избежание домогательства. Безопасное поведение с незнакомыми взрослыми
и подростками. Обеспечение личной безопасности на улице.
Пожарная безопасность
Треугольник огня. Причины возникновения пожара. Опасные факторы, возникающие при
пожаре. Противопожарный режим дома. Первичные средства пожаротушения.
Дорожная безопасность
Правила дорожного движения и их история. Общие положения, основные понятия и
термины, принятые в правилах дорожного движения. Дорога, элементы дороги. Дорожные
знаки. Сигналы светофора и регулировщика
Безопасность в природных условиях
Подготовка и организация похода. Требования к одежде и обуви, правила ухода за ней во
время похода. Определение своего местонахождения и направление движения на
местности. Человек и природа. Солнце, воздух и вода. Погодные явления и безопасность.
Как разжечь костер. Бивак, организация бивачных работ.
Финансовая безопасность
Наличная оплата и безналичные платежи. Банк без очереди: интернет – банк и мобильный
банк. Перевод денег: по номеру карты, по номеру телефона. Оплата по QR-коду.
Возвращение денег при сбое и ошибке в финансовой операции. Овердрафт: назначение,
условия предоставления, порядок пользования. Биометрия: что это и для чего это
необходимо.
Информационная безопасность
Что такое вредоносная программа. Защита от вредоносных программ. Типы вредоносных
программ. Как защитить свой компьютер. Антивирус, правила безопасного использования
программ. Безопасный браузер
Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.

Первая помощь и правила ее оказания. Средства оказания первой помощи. Первая помощь
при различных повреждениях (при ушибах, ссадинах). Профилактика осложнения ран.
Асептика и антисептика.
Распределение учебного времени по разделам:
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование раздела
Личная безопасность
Социальная безопасность
Дорожная безопасность
Пожарная безопасность
Безопасность в природных условиях
Финансовая безопасность
Информационная безопасность
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказания
первой помощи.
Вводное занятие
Всего

Количество часов
5 кл
6 кл
9
0
3
4
3
4
7
5
5
5
5
5
4
3
0
0
4
1
34

1
34

6.Тематическое планирование 5 класс (34 часа в год)
№
урока

Тема урока

1

Вводное занятие

Коли
честв
о
часов
1

Дорожная безопасность 3 часа
Дорожное
2
1
движение, знаки
дорожного
движения.
Пешеход.Безопас
ность пешехода.
Пассажир.
3
1
Безопасность
пассажира.Велос
ипед как
транспортное
средство.
Практическое
4
1
занятие «Поездка

Основные виды деятельности на уроке

-слушание рассказа учителя;
-участие в беседе;
-ответы на вопросы учителя;
-оформление рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом;

характеризуют
причины
дорожно
–
транспортных происшествий, -организацию
дорожного движения и правила безопасного
поведения участников дорожного движения;
-рассказа учителя о причинах дорожно –
транспортных происшествий; об организации
дорожного движения, знаках дорожного
движения
- изучение правил безопасного поведения
участников дорожного движения.
-характеризуют права и обязанности участников
дорожного
движения
по
обеспечению
безопасности дорожного движения;
- участвуют в беседе по теме урока;
-отвечают на вопросы учителя;

в общественном
транспорте»

-выполняют записи в рабочей тетради;
-работают с дидактическим материалом;
-просматривают презентации;

Личная безопасность 9 часов
5

6

7-8

9
10

Особенности
города, как
среды обитания.
Зоны
повышенной
опасности в
городе.
Жилище
человека,
особенности
жизнеобеспечени
я жилища.
Опасные и
аварийные
ситуации в доме
(квартире)
Затопление
квартиры.

1

Электричество.

1

1

2

-сравнивают особенности жизнеобеспечения
городского и сельского жилища и возможные
аварийные опасные ситуации;
-характеризуют службы жизнеобеспечения и
обеспечения безопасности города, населенного
пункта;
-определяют порядок действий по сигналу
«Внимание Всем!»
-определяют источники и зоны повышенной
опасности в современном городе;
- участвуют в беседе по теме урока;
-отвечают на вопросы учителя;
-выполняют записи в рабочей тетради;

1

Опасные
1
вещества и
продукты
питания.
Взрыв и
12
1
обрушение дома.
Безопасность в
13
1
нестандартных
ситуациях.
Социальная безопасность 3 часа
11

14

15

16

Обеспечение
личной
безопасности
дома.
Звонок в дверь.
Дверь пытаются
открыть.
Подъезд и лифт
- зоны
повышенной
опасности.

1

1

1

-распознают и анализируют источники опасности
при нахождении дома;
-характеризуют наиболее эффективный способ
предотвращения опасной ситуации;
-определяют порядок действий в опасных
ситуациях, возникающих дома;
- участвуют в беседе по теме урока;
-отвечают на вопросы учителя;
-выполняют записи в рабочей тетради;

Безопасность в природных условиях 5 часов

Природная среда 1
характеризуют опасные погодные явления,
и безопасность
случающиеся в регионе, их последствия;
человека
-запоминают диких животных и насекомых,
обитающих в регионе;
Безопасность
18
1
-объясняют, какую опасность они представляют
при встрече с
при встрече;
дикими
-сравнивают меры профилактики, которые могут
животными в
понадобиться при встрече с опасными дикими
природных
животными и насекомыми;
условиях.
-объясняют меры профилактики клещевого
Укусы
19
1
энцефалита
насекомых и
- участвуют в беседе по теме урока;
защита от них.
-отвечают на вопросы учителя;
Клещевой
20
1
энцефалит и его
профилактика.
Ядовитые
21
1
растения и
грибы.
Финансовая безопасность 5 часов
Деньги: монеты
-запоминают виды денег; объясняют, как
22-23
2
и банкноты,
определить подлинность денежных купюр,
валюта.
порядок обмена поврежденных купюр;
Подлинность
-характеризуют
виды
банковских
карт,
денег,
преимущества при их использовании;
повреждённые
-определяют порядок действий при потере, краже
деньги
банковских карт,
-определяют случаи блокировки банковской
Банковская
24-25
2
карты, порядок обращения в банк
карта. Виды карт.
-знакомятся с видами электронных платежных
Блокировка
средств;
банковских карт.
- участвуют в беседе по теме урока;
Электронные
26
1
-отвечают на вопросы учителя;
платежные
средства
(банковские
карты,
электронные
кошельки)
Информационная безопасность 5 часов
17

27-28

29

30

Общение в
социальных
сетях и
мессенджерах.
Этикет общения
Аккаунт,
создание, защита
и безопасность
аккаунта

2

Публичность в
социальных

1

1

характеризуют роль и значение информации в
жизни человека;
-определяют
правила
этикета,
которые
необходимо соблюдать при общении в
социальных сетях;
-определяют правила безопасного общения в
социальных сетях;
-знакомятся с ответственностью за нарушения
правил общения в социальных сетях;
-знакомятся с мерами безопасности при создании
аккаунта, его защите от посторонних

сетях.
Кибербуллинг
31

Что делать, если
вас взломали

1

-определяют риск при передаче данных своего
аккаунта третьим лицам;
-определяют порядок действий при попадании
логина и пароля к посторонним лицам

Основы ЗОЖ
32

33-34

Здоровый образ
жизни.
Двигательная
активность и
закаливание.
Вредные
привычки и их
влияние на
здоровье

1

2

-объясняют значение двигательной активности
для укрепления здоровья
-знакомятся со значение закаливания для
укрепления организма и способами его
проведения;
-определяют значение избытка или недостатки
движения (гиподинамия);
-определяют факторы, возникающие при
курении, употреблении ПАВ и т.д.
-участвуют в беседе по теме урока;
-отвечают на вопросы учителя;
-выполняют записи в рабочей тетради;
-работают с дидактическим материалом;
-просматривают презентации;

6.Тематическое планирование 6 класс (34 часа в год)
№
урока

Тема урока

1

Вводное занятие

Коли
честв
о
часов
1

Социальная безопасность 4 часа
Криминогенные
2
1
ситуации на
улице.
Опасные
3
1
домогательства.
Правила
безопасного
поведения во
избежание
домогательства.
Безопасное
4
1
поведение с
незнакомыми
взрослыми и
подростками.

Основные виды деятельности на уроке

-слушание рассказа учителя;
-участие в беседе;
-ответы на вопросы учителя;
-оформление рабочей тетради;
-работа с дидактическим материалом;

-определяют наиболее опасные зоны с точки
криминогенности в городе;
-определяют
порядок
действия
при
возникновении
ситуаций
криминогенного
характера на улице;
-выявляют психологические качества уверенного
человека;
-определяют меры по повышению безопасности
дома (квартиры);
-анализируют действия при попадании в
криминогенные ситуации на улице;
-знакомятся с правилами поведения с
незнакомыми людьми;
-знакомятся
с
психологическими
рекомендациями по преодолению страха и

Обеспечение
1
личной
безопасности на
улице.
Пожарная безопасность 7 часов
5

6
7-8

9-10

11

Треугольник
огня
Причины
возникновения
пожара.
Опасные
факторы,
возникающие
при пожаре.
Противопожарны
й режим дома.

1
2

2

способами
самозащиты
криминогенного характера;;

в

ситуациях

-с-знакомятся с противопожарным режимом
жилого помещения;
-знакомятся
с
первичными
средствами
пожаротушения и правилами их использования;
-объясняют устройство противогаза, учатся им
пользоваться;
-участвуют в беседе по теме урока;
-отвечают на вопросы учителя;
-выполняют записи в рабочей тетради;

1

Первичные
1
средства
пожаротушения
Дорожная безопасность 4 часа
12

13

14
15

Правила
1
дорожного
движения и их
история. Общие
положения,
понятия и
термины
Дорога,
1
элементы дороги.
Дорожные знаки. 1

-определяют участников дорожного движения,
их права и обязанности при обеспечении
безопасности дорожного движения;
-определяют значение основных понятий и
терминов в правилах дорожного движения
-знакомятся и определяют значение дорожной
разметки;
-знакомятся и определяют значение дорожных
знаков;
-характеризуют права и обязанности участников
дорожного движения;
-знакомятся с работой светофора, сигналами,
которые показывает регулировщик;
-участвуют в беседе по теме урока;
-отвечают на вопросы учителя;

. Сигналы
1
светофора и
регулировщика
Безопасность в природных условиях 5 часов
16

17

Подготовка и
организация
похода.

1

18

Требования к
одежде и обуви,
правила ухода за
ней во время
похода.
Определение
своего
местонахождени
я и направление

1

19

1

определяют
стороны
света
различными
способами;
-учатся пользоваться компасом;
-знакомятся с правилами передвижения по
выбранным ориентирам;
-подбирают обувь и одежду для похода и
объясняют как правильно за ней ухаживать в
походных условиях;
-характеризую
стихийные
бедствия,
экстремальные ситуации в природных условиях,
причины их возникновения.
-получают представление и навык разжигания
костра;

движения на
местности.
Человек и
1
природа. Солнце,
воздух и вода.
Погодные
явления и
безопасность.
Как разжечь
21
1
костер. Бивак,
организация
бивачных работ.
Финансовая безопасность 5 часов
Наличная оплата 1
22
и безналичные
платежи.
Банк без
23-24
2
очереди:
интернет – банк
и мобильный
банк. Перевод
денег: по номеру
карты, по номеру
телефона. Оплата
по QR-коду
Возвращение
25
1
денег при сбое и
ошибке в
финансовой
операции
Биометрия: что
26
1
это и для чего
это необходимо.
20

-получают представление и навык организации
бивуака
-участвуют в беседе по теме урока;

-знакомятся с видами оплат
-знакомятся с работой интернет – банка и
мобильного банка
-получают представление о способах перевода
денег и оплаты услуг.
-получают представление о порядке действий
при возвращении денег во время сбоя операции;
-знакомятся с овердрафтом, условиями его
использования;
-знакомятся с биометрией, ее назначением и
условиями использования.
-характеризуют
виды
банковских
карт,
преимущества при их использовании;
-определяют порядок действий при потере, краже
банковских карт,
-определяют случаи блокировки банковской
карты, порядок обращения в банк
-знакомятся с видами электронных платежных
средств;
- участвуют в беседе по теме урока;
-отвечают на вопросы учителя;
Информационная безопасность 4 часа
27

28-29

Что такое
вредоносная
программа.
Защита от
вредоносных
программ
Типы
вредоносных
программ
Как защитить
свой компьютер.
Антивирус,
правила
безопасного

1

2

-определяют понятие «Вредоносная программа»
и степень угрозы от несанкционированного
доступа к ЭВМ;
-анализируют возможные угрозы программного
обеспечения, загруженного без проверки на
безопасность;
-получают представление о видах вредоносных
программ и вреде, который они причиняют ЭВМ
и пользователю ЭВМ;
-характеризуют правила безопасной загрузки и
установки программного обеспечения на ЭВМ;
-знакомятся с антивирусом, правилами его
установки и использования;

использования
программ.
30

Безопасный
браузер

-определяют правила безопасного использования
браузера;
1

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи 4 часа
31

32

33

34

Первая помощь и
правила ее
оказания.
Средства
оказания первой
помощи.
Первая помощь
при различных
повреждениях
(при ушибах,
ссадинах).
Профилактика
осложнения ран.
Асептика и
антисептика.

1

1

1

1

-знакомятся с видами первой помощи и
правилами ее оказания;
-анализируют случаи, требующие оказания
первой помощи;
-определяют средства, требуемые для оказания
определенного вида первой помощи;
-определяют алгоритм оказания первой помощи
при различных повреждениях;
-объясняют понятия «асептика» и «антисептика»;
-определяют
систему
асептических
мероприятий;
-знакомятся с видами антисептики, в том числе
химические и биологические, их характеристики
и область применения;

7.
Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса.
Основная и дополнительная учебная литература
1.
Основы безопасности жизнедеятельности: 5-й класс: учебник для ОУ/ А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников / под ред. А.Т. Смирнова / М.: Просвещение, 2011
2.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. Основы безопасности
жизнедеятельности. Рабочая тетрадь 5 класс / пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / под редакцией А.Т. Смирнова: М.: Просвещение, 2011.
3.
Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й класс: учебник для ОУ/ А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников. /под ред. А.Т. Смирнова / М.: Просвещение, 2011.
4.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. Основы безопасности
жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс / пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / под редакцией А.Т. Смирнова: М.: Просвещение, 2011.
5.
Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й класс: учебник для ОУ/ А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников. / под ред. А.Т. Смирнова / М.: Просвещение, 2011.
6.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. Основы безопасности
жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 7 класс / пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / под редакцией А.Т. Смирнова: М.: Просвещение, 2011.
7.
Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для ОУ/ А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников. / под ред. А.Т. Смирнова / М.: Просвещение, 2011.
8.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. Основы безопасности
жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 8 класс /пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / под редакцией А.Т. Смирнова: М.: Просвещение, 2011.
9.
Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс: учебник для ОУ/ А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников. / под ред. А.Т. Смирнова / М.: Просвещение, 2011
10.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. Основы безопасности
жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 9 класс /пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / под редакцией А.Т. Смирнова: М.: Просвещение, 2011

11.
А.Л. Рыбин М.В. Маслов дорожное движение. Безопасность пешеходов,
пассажиров, водителей. 5-9 классы/ пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова: М.: Просвещение, 2008
12.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А.
Воронова. -Ростов н/Д: Феникс, 2009.
13.
Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся, - М: Просвещение, 2011.
Интернет ресурсы
1. Безопасность в природных условиях (https://proobzh.okis.ru/video_uroki_6_klass.html)
2. Основы медицинских знаний (https://иванов
ам.рф/perv_pom/perv_pom_videoteka_12_03.html)
3. Социальная безопасность (ссылка)
4. Информационная безопасность (https://stepik.org/catalog )
5. Финансовая безопасность (https://v-kredit.net/ )
6. Финансовая безопасность (https://kredit-online.ru/stati/vidy-kreditov.html)
7. Финансовая безопасность (htts://bankivonline
ru.turbopages.org/bankivonline.ru/s/publ/osbo/rukovodstvo/kak_bezopasno_polzovatsja_sberbank)
onlajn/3-1-0-19?utm_source=turbo_turbo&win=311)
8. Финансовая культура (https://fincult.info/ )
9. Видеоуроки в интернет (https://videouroki.net/blog/ )
10. Российская Электронная школа (https://resh.edu.ru/ )
11. Инфоурок-видеоуроки (https://infourok.ru/videouroki)
Материально – техническое обеспечение факультативного курса «Основы
безопасности жизнедеятельности»
Эффективность преподавания факультативного курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» зависит от наличия соответствующего материально-технического
оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его
многопрофильностью и практической направленностью.
На уроках используются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся
общей информации по разделам и темам факультативного курса «Основы безопасности
жизнедеятельности», научно-практическим достижениям в области безопасности
жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих
занятий.
Технические средства обучения
1. Ноутбук
2. Мультимедиа проектор
3. Интерактивная доска
Наглядные пособия
Информационные плакаты
1. Безопасность на улицах и дорогах
2. Криминогенные ситуации
3. Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
4. Правила поведения при землетрясениях
5. Пожары, взрывы
6. Наводнения и затопления
7. Правила оказания медицинской помощи Плакаты
8. Безопасность дорожного движения
9. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
10. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Средства защиты дыхания
1. Ватно-марлевые повязки
2. Противопылевые тканевые маски
3. Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)
4. Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)
Средства медицинской защиты
 Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)
 Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.
 Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т. п.)

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№

Тема урока

дата

урока

1

Вводное занятие

Коли по
честв плану
о
часо
в
1

Дорожная безопасность 3 часа
2
3
4

Дорожное движение, знаки дорожного движения.
Пешеход.Безопасность пешехода.
Пассажир. Безопасность пассажира.Велосипед
как транспортное средство.

1

Практическое занятие «Поездка в общественном
транспорте»

1

1

Личная безопасность 9 часов
1

7-8

Особенности города, как среды обитания. Зоны
повышенной опасности в городе.
Жилище человека, особенности
жизнеобеспечения жилища.
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

9
10

Затопление квартиры.
Электричество.

1
1

11

Опасные вещества и продукты питания.

1

12

Взрыв и обрушение дома.

1

13

Безопасность в нестандартных ситуациях.

1

5
6

1
2

Социальная безопасность 3 часа
14

Обеспечение личной безопасности дома.

1

15

Звонок в дверь. Дверь пытаются открыть.

1

16

Подъезд и лифт - зоны повышенной опасности.

1

Безопасность в природных условиях 5 часов
17

Природная среда и безопасность человека

1

18

Безопасность при встрече с дикими животными
в природных условиях.
Укусы насекомых и защита от них.
Клещевой энцефалит и его профилактика.

1

19
20

Ядовитые растения и грибы.
21
Финансовая безопасность 5 часов
22-23

Деньги: монеты и банкноты, валюта.
Подлинность денег, повреждённые деньги

1
1
1
2

по
факту

Банковская карта. Виды карт. Блокировка
банковских карт.
Электронные платежные средства (банковские
26
карты, электронные кошельки)
Информационная безопасность 5 часов
24-25

2
1

2

30

Общение в социальных сетях и мессенджерах.
Этикет общения
Аккаунт, создание, защита и безопасность
аккаунта
Публичность в социальных сетях. Кибербуллинг

31

Что делать, если вас взломали

1

27-28
29

1
1

Основы ЗОЖ
Здоровый образ жизни. Двигательная активность
32
и закаливание.
Вредные привычки и их влияние на здоровье
33-34

1
2

Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
урока

Тема урока

1

Вводное занятие

Коли
честв
о
часов
1

Социальная безопасность 4 часа
2

Криминогенные ситуации на улице.

1

3

Опасные домогательства. Правила безопасного
поведения во избежание домогательства.

1

4

Безопасное поведение с незнакомыми
взрослыми и подростками.
Обеспечение личной безопасности на улице.

1

5

1

Пожарная безопасность 7 часов
6

Треугольник огня

1

7-8

Причины возникновения пожара.

2

9-10

Опасные факторы, возникающие при пожаре.

2

11
12

Противопожарный режим дома.
Первичные средства пожаротушения

1
1

Дорожная безопасность 4 часа

дата
по
плану

по
факту

1

14

Правила дорожного движения и их история.
Общие положения, понятия и термины
Дорога, элементы дороги.

15

Дорожные знаки.

1

16

. Сигналы светофора и регулировщика

1

13

1

Безопасность в природных условиях 5 часов
17

Подготовка и организация похода.

1

18

Требования к одежде и обуви, правила ухода за
ней во время похода.

1

Определение своего местонахождения и
направление движения на местности.
Человек и природа. Солнце, воздух и вода.
20
Погодные явления и безопасность.
Как разжечь костер. Бивак, организация
21
бивачных работ.
Финансовая безопасность 5 часов

1

Наличная оплата и безналичные платежи.
Банк без очереди: интернет – банк и мобильный
банк. Перевод денег: по номеру карты, по
номеру телефона. Оплата по QR-коду
Возвращение денег при сбое и ошибке в
25
финансовой операции
Биометрия: что это и для чего это необходимо.
26
Информационная безопасность 4 часа
Что такое вредоносная программа. Защита от
27
вредоносных программ
Типы вредоносных программ
28-29

1
2

19

22
23-24

1
1

1
1
1
2

Как защитить свой компьютер. Антивирус,
правила безопасного использования программ.
Безопасный браузер
30
1
Основы медицинских знаний и оказания первой помощи 4 часа
31

Первая помощь и правила ее оказания.

1

32
33

Средства оказания первой помощи.
Первая помощь при различных повреждениях
(при ушибах, ссадинах).
Профилактика осложнения ран. Асептика и
антисептика.

1
1

34

1

Приложение 2
Отслеживание результативности освоения программы курса "ОБЖ"
осуществляется следующим образом:
1.Оценка обучающихся с учётом следующих критериев:
«Отлично» - задание выполнено самостоятельно, без ошибок.
«Хорошо» - задание выполнено самостоятельно с 1-2 ошибками, с помощью учителя
без ошибок.
«Удовлетворительно» - задание выполнено самостоятельно, но с ошибками (более 2
ошибок) или выполняет только с помощью учителя.
2. Выполнение практических и творческих работ.
3. Участие в коллективно - творческих играх, олимпиадах, конкурсах по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Диагностика уровня сформированности предметных знаний и умений:
«Стартовая» – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
способностей ребенка (беседы, тесты, наблюдения).
«Промежуточный контроль» – проводится по окончании изучения отдельных
разделов программы в виде выполнения практических работ, прохождения тестирования.
«Итоговый контроль» – проводится в конце учебного года, определяет уровень
освоения программы каждым учащимся.
Контрольно-измерительные материалы. Тест. Итоговый контроль.
5 класс
1.Укажите какие данные необходимо назвать при вызове по телефону службы
безопасности:
1. свои имя и фамилию;
2. имя и фамилию, свою и проживающих в квартире;
3. номер телефона и адрес;
4. адрес места жительства и номера рядом расположенных домов;
5. причину вызова.
2. Из предложенных вариантов выберите основные причины возникновения опасных
ситуаций в квартире (доме):
1. отключение электроэнергии;
2. неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;
3. отсутствие аварийного освещения;
4. неосторожное обращение с огнем;
5. отсутствие сигнализации;
6. криминогенные ситуации;
7. небрежность;
8. выключенные радиоприемник или электроплита.
3. Отравление бытовым газом в квартире (доме) может произойти в результате:
1. полного сгорания газа;
2. неполного сгорания газа;
3. отключения электроэнергии в квартире;
4. утечки газа.
4. Выберите основные причины взрывов в жилых зданиях:
1. неисправность системы водоснабжения;

2. утечка бытового газа;
3. неосторожное обращение с огнем;
4. незаконное хранение и неправильное обращение с взрывными устройствами;
5. нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов.
5. Что необходимо сделать, если в квартире начался пожар:
1. попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения;
2. открыть окно для удаления дыма;
3. немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь;
4. позвонить на работу родителям сообщить о пожаре;
5. позвать на помощь взрослых;
6. если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре.
6. Во время движения поезда в вашем вагоне появился сильный запах гари и дама. Как
вы будете действовать?
1. дернете за рукоятку стоп-крана;
2. сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний;
3. сообщите проводнику, соберете вещи и перейдете в другой вагон;
4. сообщите проводнику, соберете вещи и потребуете, чтобы вас переселили в другой вагон;
5. пойдете по соседним купе и будете сообщать о случившемся пассажирам.
7. Вы заходите в свой подъезд и слышите громкие крики, смех, шум и понимаете, что
этажом выше на лестничной клетке находится пьяная компания. Выберите правильный
вариант действий:
1. спокойно подниматься домой;
2. ждать, пока не уйдут;
3. дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить вас
до квартиры.
8. Вы идете из школы домой. К вам подходит незнакомец и предлагает покататься на
машине. Выберите правильный вариант действий:
1. вы с ним заговорите и начнете расспрашивать, где вы будете кататься;
2. скажите, что сейчас не можете, но с удовольствием покатаетесь в следующий раз и
попросите позвонить вам по телефону;
3. скажете: «Нет. Я не поеду», и отойдете или перейдете на другую сторону дороги;
4. согласитесь покататься только минут при условии, что он потом проводит вас домой.
9. Напишите основные правила безопасного общения с незнакомыми животными на
улице.______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
10. Определите последовательность действий оказания первой помощи после укуса
насекомых:
1. Обработать место укуса спиртом или перекисью водорода, раствором марганцовки,
нашатырным спиртом с целью предупреждения инфицирования.
2. Если укусила пчела, перед обеззараживанием нужно пинцетом вытащить её жало.
3. Для снятия зуда, онемения или отёка приложить к больному месту холодный компресс.
4. Необходимо принять антигистаминные препараты – таблетки димедрола, супрастина,
тавегила - для снятия аллергической реакции

5. Дать потерпевшему много чистой воды или зеленого чая, чтобы снизить интоксикацию
организма.
6. В тяжелых случаях при проявлении осложненной аллергии, нужно вызвать скорую
помощь, укрыть пострадавшего одеялом и согреть грелками.
11. Вставьте пропущенные слова
Банковская карта – это инструмент для __________ денежных средств, осуществления
____________________и _____________наличных, «привязанный» к одному или нескольким
счетам пользователя.
Слова для справок: хранение, безналичных расчетов, снятия.
12. Соотнеси вид банковской карты и ее характеристику
кредитные
своеобразный вид потребительского кредита, выдаваемый
физическим лицам без целевого назначения
дебетовые
держатель карты может пользоваться собственными
деньгами, размещенными на собственном дебетовом счету,
оплачивать покупки наличным и безналичным способом,
хранить деньги в электронном виде
с овердрафтом
Данная карта предоставляет возможность использования не
только средств, имеющихся на карте, но и получение от
банка дополнительного займа
предоплаченные
на карте находится сумма, внесенная пользователем через
кассу, терминал или интернет-банкинг

13. Соотнести понятие и его характеристику.
Аккаунт
это место, где хранятся сведения о пользователе Интернета.
Пользователь
это человек, который использует компьютерную систему и
Интернет в целом
Логин
это имя Интернет - пользователя
Пароль
Сочетание символов – букв и / или цифр для входа в
аккаунт.
14. Вставьте пропущенные слова.
Закаливание организма- это___________ на организм человека___________ факторами:,
______, _________, ____________, низкими и высокими температурами, с целью повышения
_____________ и ________________ организма к _____________________воздействию этих
факторов
Слова для справок: воздействие, неблагоприятному, природными,
солнцем, устойчивости и сопротивляемости

воздухом, водой,

15. Перечислите основные правила безопасного общения в интернете
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________

Контрольно-измерительные материалы. Тест. Итоговый контроль.
6 класс
1. Вы заходите в свой подъезд и слышите громкие крики, смех, шум и понимаете, что
этажом выше на лестничной клетке находится пьяная компания. Выберите правильный
вариант действий:
1. спокойно подниматься домой;
2. ждать, пока не уйдут;
3. дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить вас
до квартиры.
2. Вы идете из школы домой. К вам подходит незнакомец и предлагает покататься на
машине. Выберите правильный вариант действий:
1. вы с ним заговорите и начнете расспрашивать, где вы будете кататься;
2. скажите, что сейчас не можете, но с удовольствием покатаетесь в следующий раз и
попросите позвонить вам по телефону;
3. скажете: «Нет. Я не поеду», и отойдете или перейдете на другую сторону дороги;
4. согласитесь покататься только минут при условии, что он потом проводит вас домой.
3. Определите порядок действий при использовании огнетушителем:
Выдерните чеку (находится рядом с пломбой);
Направьте шланг на очаг горения;
Освободите насадку шланга, который предназначен для подачи вещества
Сорвите пломбу (располагается сверху, на запорно-пусковом устройстве);
4. Напишите основные причины возникновения пожара в жилом помещении
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________
5. Подпишите основные элементы дороги
1.
2.
3.
4.
5.
6. Определите и подпишите значение жестов регулировщика

7. Определите последовательность подготовки группы туристов к походу
Подготовка туристического снаряжения
Организация питания в походе
Оповещение организаций, отвечающих за безопасность туристической
группы
Выбор и разработка маршрута туристического похода
Комплектование туристической группы
8. Выберите требования, которые необходимо соблюдать при организации стоянки
туристического похода.
Верные требования определи «+»
отсутствие над лагерем осыпей, лавинообразных склонов, нависающих сухих
деревьев
отсутствие притягивающего молнию одиноко стоящего дерева
отсутствие слишком низкого берега
стоянка организуется на ровной площадке
размеры стоянка позволяют свободно поставить все палатки
рядом были вода и сухие дрова
отсутствие металлических предметов в палатке

9. Напиши последовательность разведения костра

10. Вставьте пропущенные слова
Овердрафт – форма ____________ кредита, предоставление которого __________
позволяет _________ перевести, оплатить или снять ________________ денежных средств,
чем в данный момент находится на._______________________________.
Слова для справки: больше краткосрочного, своевременно, банком, расчетном счете.
11. Объясните, какую роль играет биометрия при обеспечении безопасности
финансовых операций.

12. Напишите определение
Браузер
– это __________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Антивирус – это ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
13. Вставьте пропущенные слова
1.Остановить ___________________ с помощью давящей повязки или жгута
2. _______________рану _______________раствором.
3. Обработать ______________ раны йодом, раствором брильянтово – зеленого.
4. Наложить ____________________ повязку.
5. _________________ обратиться к врачу.
Слова для справки: кровотечение, дезинфицирующим, промыть, края, стерильную,
обязательно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».