Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (Швейное дело)» основное общее образование, 8 класс Автор-составитель: Толоева Олеся Аркадьевна, учитель ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд (Швейное дело)» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 3. Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 4. Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в 2021 году». 6. Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на 2023-2024 учебный год. 7. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 2.Цель учебного предмета подготовка учащихся к освоению профессии швеи и выполнению элементарных видов работ по пошиву изделий лёгкого женского и детского платья. Достижение цели предполагает решение ряда задач: - развивать трудовые умения и навыки; - развивать логическое мышление, глазомер и мелкую моторику рук; -развивать словарный запас, умение вести диалог с использованием терминов; - воспитывать эстетический вкус; - воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение, прилежание в труде); - развивать умение оценивать свою работу, находить недостатки, исправлять их; - формировать культуру труда, умение правильно организовать свое рабочее место и соблюдать ТБ во время работы. Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, практические и контрольные работы по проверке теоретических знаний и практических умений. Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-3 учебных часа. На уроках профессионально-трудового обучения используются следующие методы работы: Вербальные методы- рассказы, беседы, объяснения. Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов). Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий. Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется с: Математикой (расчеты для построения); Черчением (построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения); Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи); ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды); Историей (история возникновения вещей, продуктов, костюма и т.д.); Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях); Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина) В 8 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 8 классе достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей. Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, адаптирует учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в обществе. 3. Место учебного предмета в учебном плане На реализацию программы по учебному предмету Профильный труд (Швейное дело) в федеральном базисном учебном плане в 8 классе отводится 7 часов в неделю. Курс рассчитан на 238 часов в год Общая характеристика учебного предмета Для обучающихся, получающих образование по варианту 1 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в легкой степени, которое может сочетаться с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Целью изучения предмета «Швейное дело» в 5 классе является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. При обучении важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. СОДЕРЖАНИЕ 8 класс (7 часов в неделю, 238часа) № Разделы программы п/п 1. Сведения о работе швейных машин Кол-во часов 10 часов 2. Волокна и ткани 12часов 3. Дополнительные сведения о тканях 12 часов 4. Сведения об одежде 10 часов 5. Изготовление блузок 30 часов Характеристика основных видов деятельности Теоретические сведения. Рабочие механизмы машины. Неполадки в работе швейной машины, их устранение. Машинные стежки и строчки, образование челночного стежка. ТБ на уроках трудового обучения. Теоретические сведения. Натуральные и искусственные волокна. Шелк. Свойства тканей из натурального и искусственного шелка. Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон. Теоретические сведения. Отделка ткани. Дефекты ткани. Выбор ткани для пошива одежды. Подготовка ткани к раскрою. Теоретические сведения. Стиль в одежде и мода. Силуэт. Фасоны плечевых изделий. Описание фасона изделия. Теоретические сведения. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку. 6. Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки 7. Отделка швейных изделий 57 часа 8. Построение чертежа основы цельнокроеного платья 8 часов 9. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий 28 часов 10. Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья Ремонт одежды 24 часа 11. 35 часов 7 часов Теоретические сведения. Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии. Подготовка к примерке Проведение примерки. Теоретические сведения. Вышивка. Виды вышивки. Виды вышивки гладью. Инструменты, материалы, приспособления для вышивки. Виды отделки. Мережка. Рюша. Волан. Складки и защипы. Описание фасона изделия с различной отделкой. Теоретические сведения. Мерки для построения чертежа цельнокроеного платья. Моделирование. Инструкционная карта. Теоретические сведения. Рукава, виды. Мерки при построении чертежа. Моделирование рукавов. Виды обработки нижнего среза рукава. Теоретические сведения. Блузка с застежкой до верха. Модели халатов. Подготовка деталей кроя к обработке. Теоретические сведения. Заплата. Наложение заплаты стачным швом. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс (7 часов в неделю, 238часа) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Название раздела. Тема урока Раздел 1. Сведения о работе швейных машин (10 часов) Машинные стежки и строчки. Техника безопасности на уроках трудового обучения. Рабочие механизмы швейной машины. Кол-во часов 1 1 2 Практическая работа. Установка приспособлений малой механизации. Образование челночного машинного стежка. Неполадки в работе швейной машины. 1 1 2 Самостоятельная работа «Уход за швейной машиной». Практическая работа. Чистка и смазка швейной машины. Раздел 2. Волокна и ткани (12 часов) Волокна и ткани. Волокно шелка. Пряжа из волокон шелка. Свойства шелковых тканей. 1 1 Волокна искусственного шелка. 2 Свойства тканей из искусственного шелка. Практическая работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка. Синтетические волокна. 1 1 2 1 1 2 Дата 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон. Самостоятельная работа «Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон» Раздел 3. Дополнительные сведения о тканях (12 часов) Отделка ткани. 1 1 Возможные дефекты на ткани. 4 Выбор ткани для пошива верхней одежды. 4 Подготовка ткани к раскрою. Самостоятельная работа по разделу «Сведения о тканях» Раздел 4. Сведения об одежде (10 часов) Стиль в одежде и мода. 1 1 Силуэт в одежде. 2 Фасоны плечевых изделий. 2 Описание фасона изделия. Описание фасона изделия. 1 3 2 2 Раздел 5. Изготовление блузок (30 часов) 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Изготовление блузок. Сведения о блузках. Снятие мерок и построение чертежа блузки. Снятие мерок. Мерки для построения чертежа о прямой блузки. Построение чертежа прямой блузки 1 1 1 1 1 4 Построение чертежа спинки. 2 Построение чертежа переда. 4 Практическая работа. Построение чертежа в натуральную величину. 2 Практическая работа. Построение чертежа блузки в натуральную величину. 2 Изменение выкройки блузки путем перемещения нагрудной вытачки. 4 Раскрой и пошив прямой блузки без воротника и рукавов. 1 Практическая работа. Подготовка деталей кроя к обработке. 1 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 82 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106112 113 114123 124125 126129 130131 132135 136137 138139 Практическая работа. Подготовка блузки к примерке. 1 Проведение примерки блузки. 1 Блузка с коротким цельнокроеным рукавом. 1 Практическая работа. Изменение выкройки прямой блузки 1 Самостоятельная работа «Технология пошива прямой блузки» 1 Раздел 6. Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки (35 часов) Сведения о платье. 1 Изготовление выкройки цельнокроеного платья. 2 Описание фасона Изготовление выкройки цельнокроеного платья. 1 4 Моделирование выреза горловины 2 Обработка среза горловины. 2 Практическая работа. Изготовление выреза подкройной обтачки 2 Практическая работа. Обработка среза горловины подкройной обтачкой. 2 Практическая работа. Обработка разреза обтачкой на образце. 4 Разработка фасонов цельнокроеного платья. Модель 1,2,3. Раскрой и пошив цельнокроеного платья. 2 Практическая работа. Подготовка платья к примерке. 2 Практическая работа. Проведение первой примерки. Подготовка платья ко второй примерке. Практическая работа. Проведение второй примерки. Пошив цельнокроеного платья 1 1 1 7 Раздел 7. Отделка швейных изделий (57 часа) Отделка швейных изделий. Виды отделки. Вышивка гладью. 1 9 Мережка. 2 Практическая работа. Выполнение мережки на образце. 4 Рюши 2 Практическая работа. Соединение рюши с основной деталью. 4 Воланы. 2 Построение чертежа волана 2 2 140143 144148 149160 161170 Мелкие складки и защипы. 4 Практическая работа. Вышивка бисером, бусинами, пайетками. 5 Вязание крючком 12 Вязание на спицах 10 Раздел 8. Построение чертежа основы цельнокроеного платья (8 часов) 171- Снятие мерок и построение основы цельнокроеного платья. 4 175 176- Построение чертежа основы цельнокроеного платья и подготовка деталей к 4 179 выкройке. Раздел 9. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий (28 часов) 180- Обработка рукавов. Виды рукавов. 2 181 182 Рукав. Снятие мерок. 1 183- Практическая работа. Построение чертежа и подготовка к выкройке прямого рукава. 4 186 187 Подготовка к выкройке манжеты. 1 188 Виды обработки нижнего среза прямого рукава. 1 189- Практическая работа. Обработка нижнего среза рукава замкнутой манжетой 6 194 195- Практическая работа. Обработка прямой манжеты на образце. 4 198 199- Практическая работа. Обработка нижнего среза рукава резиновой тесьмой на 2 200 образце. 201 Самостоятельная работа «Виды обработки нижнего среза короткого прямого 1 рукава». 202- Практическая работа. Соединение рукавов с проймами. 6 207 Раздел 10. Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья (24 часа) 208- Моделирование халатов. 2 209 210- Халат. Изготовление выкройки халата 4 213 214- Обработка деталей кроя халата. 6 219 220- Практическая работа. Пошив халата. 11 230 231 Самостоятельная работа «Обработка деталей кроя халата». 1 Раздел 11. Ремонт одежды (7часов) 232- Определение места заплаты. Форма и размер заплаты 2 233 234- Подбор цвета и фактуры ткани. 2 235 236 Выкройка заплаты. 1 237- Практическая работа. Наложение заплаты стачным швом. 2 238 Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении оценки учитывается уровень теоретических знаний ученика и владение практическими умениями и навыками по предмету. Оценка 5 ставится, если учащийся подготовлен и умеет организовать рабочее место; технологически грамотно излагает материал, пользуется терминами; самостоятельно составляет план пошива изделия; выполняет практическую работу самостоятельно и аккуратно в соответствии с требованиями правил техники безопасности. Оценка 4 ставится, если учащийся подготовлен, умеет организовать рабочее место; излагает материал, пользуясь терминами, но допускает ошибки при ответе; составляет план пошива изделия с небольшой помощью учителя; выполняет практическую работу самостоятельно или с небольшой помощью учителя в соответствии с требованиями правил техники безопасности. Оценка 3 ставится, если учащийся подготовлен, допускает ошибки в организации рабочего места; понимает основные теоретические термины, излагает материал нарушая последовательность, допуская неточности в определении понятий; выполняет практическую работу с постоянной опорой на технологическую таблицу (план) и помощь учителя, допускает нарушения правил техники безопасности в работе. Оценка 2 ставится, если учащийся не подготовлен, не может организовать рабочее место; не понимает основные теоретические термины не может ими пользоваться, материал излагает беспорядочно, допускает много речевых ошибок; не может выполнять практическую работу с опорой на технологическую карту (план), выполняет практическую работу только с опорой на помощь учителя, нарушает правила техники безопасности. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики обучающихся. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает, в определенной степени, самостоятельность в быту. Профессионально-трудовое обучение в коррекционной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами являются: - проявление познавательных интересов и активности; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - овладение установками, нормами и правилами организации труда; - самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; - осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. Метапредметными результатами являются: - планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; - организация и выполнение различных практических работ по созданию изделий; - согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; - соблюдение норм и правил безопасности и культуры трудовой деятельности. Предметными результатами являются: - оценка технологических свойств материалов и областей их применения; - распознавание видов, материалов, инструментов и оборудования; - подбор инструментов, материалов и оборудования; - выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; - соблюдение трудовой дисциплины; - развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и оборудования. Контрольная работа за 1 четверть Задание: (Достаточный уровень). 1. Рабочие механизмы швейной машины 2. Выбор ткани для пошива одежды 3. Свойства тканей Задание: (Минимальный уровень) 1. Установите соответствие между названиями и условными обозначениями швов Условное обозначение шва Название шва 1. А. Шов вподгибку с закрытым срезом 2. Б. Шов встык 3. В. Двойной шов 4. Г. 5. Д. Накладной шов с закрытым срезом 6. Е. Накладной шов с открытыми срезами Запошивочный шов Ответ: 1 - ……, 2 - ….., 3 - ……., 4 - …….,5 -…….., 6-…….. 2.Заполните в схеме классификации волокон недостающие названия: 3.Тб. Правила безопасной работы на швейных машинах. п/п№ 1 Ответы 1-е, 2-д, 3-б, 4-в, 5-г, 6-а Контрольная работа за 2 четверть Задание: (Достаточный уровень). 1. Фасоны плечевых изделий 2. Последовательность технологии пошива прямой блузки без рукавов и воротника 3. Последовательность технологии пошива цельнокроеного платья Задание: (Минимальный уровень) Отметьте знаком + правильный ответ 1. Что нужно сделать с машинной иглой, если она затупилась 1. выпрямить 2. заменить 3. отшлифовать Отметьте знаком + все правильные ответы 2. Какими способами обрабатывают срез от осыпания? 1. на машине «зиг-загобразной» строчкой 2. на машине «оверлок» 3. стачным швом Отметьте знаком + все правильные ответы 3.Результаты измерения нужно разделить пополам при записи мерок: 1. Ст; 4. Сб; 2. Дпт; 5. Цг; 3. Ди; 6. Вг. п/п № 1 2 3 Ответы 2 1,2 1,4,5 Контрольная работа за 3 четверть Вопросы: 1. Виды отделки швейных изделий 2. Необходимые мерки для построения чертежа основы цельнокроеного платья 2. Уход за швейной машиной 1. Установите соответствие между названием и условным обозначением мерок Условное обозначение мерки: Название мерки: 1. СгII А. Длина спины до талии 2. Вс Б. Полуобхват талии 3. Сб В. Обхват плеча 4. Оп Г. Высота сидения 5. Дтс Д. Полуобхват груди второй Е. Полуобхват бедер 2.Волокна растительного происхождения получают из: а) крапивы; б) льна; в) шерсти; г) хлопка. 3. Механизмы регулировки в швейной машине: а) регулятор длины зигзага; б) регулятор длины стежка; в) регулятор натяжения верхней нити; г) регулятор крепления лапки; д) регулятор ширины зигзага. 4.Тб. Правила безопасной работы на швейных машинах. п/п № 1 Ответы 1-д, 2-г, 3-е, 4-в, 5-а а,б,г. б, в, д 2 3 Контрольно-оценочные материалы к промежуточной аттестации учеников 8 класса по профессионально – трудовому обучению («Швейное дело») 1. Отутюжить – это: А) Разогнуть припуски на швы на две стороны и закрепить их в этом положении Б) Удалить замины на тканях и деталях готового изделия или перед раскроем В) Уменьшить толщину шва, сгиба или края детали 2. Шов вподгибку с закрытым срезом применяют для: А) Временного соединения Б) Постоянного соединения слоев ткани слоев ткани 3. Стачать – это: А) соединить две или несколько равных по величине деталей 4. В) Обработки срезов изделия Б) соединить две детали, В) закрепить машинной одну изнаночной строчкой стороной наложить на подогнутые края лицевую сторону другой детали Основной элемент электрических машин? А) Маховое колесо 5. Сметать - это: А) временно закрепить подогнутые края детали, складки Б) привод Б) прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения В) электромотор В) временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям 6. Расставить последовательность технологии пошива прямой юбки: А) Наложить тесьмуБ) Обрабатываем верхний В) Стачать боковые срезы, молнию лицевой срез притачным поясом обработать края. стороной на Увлажнить боковые изнаночную сторону швы и разутюжить юбки. Приметать одну сторону, затем закрыть замок и приметать другую сторону, затем настрочить Г) Очистить изделие от Д) Стачать вытачки на Е) Обработать нижний ниток. Отутюжить заднем и переднем срез швом вподгибку полотнищах, заутюжить 7. Расставить последовательность заправки нити А) Провести нить через Б) Пропустить нить через В) Надеть катушку ниток нижний нитеводитель рычаг на катушечный нитепритягивателя стержень Г) Провести нить через Д) Вдеть нить в иглу Е) Пропустить нить через пружину регулятора спереди назад верхний натяжения верхней нитенаправитель нити 8. Расставить последовательность намотки нити на шпульку: А) Отодвинуть шпиндель Б) Остановить машину, В) вправо. Придерживая когда шпулька будет рукой катушку ниток, полностью намотана. нажать на педаль Вернуть стержень намотки в первоначальное положение Отмотать нить с катушки. Провести ее вокруг нитенаправителя и намотать небольшое количество ниток на шпульку. Надеть шпульку на шпиндель намотки (моталка) Расставить последовательность технологии изготовления блузки без рукавов и воротника А) Обработка боковых Б) Обработка нижнего В) Обработка среза срезов среза горловины Г) Окончательная отделка Д) Обработка плечевых Е) Обработка срезов блузки срезов пройм 9. 10. А) Стачной шов служит для: Постоянного соединения срезов деталей изделия Б) Временного соединения срезов деталей изделия 11. Виды отделки швейных изделий. Рюши: А) Раскраиваются по кругу Б) Полоска ткани или по спирали. собранная на сборку посередине и настроченная на изделие. 12. Для построения чертежа сорочки снять мерки: А) Обхват шеи, обхват Б) Обхват шеи, обхват груди, ширина спины, груди, обхват бедер, длина изделия длина изделия В) Для настрачивания карманов В) Полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединен с изделием. В) Обхват шеи, обхват груди, обхват плеча, длина изделия Эталон ответов к промежуточной аттестации учеников 8 класса 1. 2. 3. 4. 5. Б В А Б В Д, В, А, Г, Е, Б В, Е, Г, Б, А, Д В, А, Б Д, В, А, Е, Б, Г А Б В 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 8 КЛАССА Должны знать: 1.Особенности выполнения изучаемых видов швов. 2.Виды вышивки. 3.Виды отделки изделий. 4.Виды изучаемых тканей, их особенности. Должны уметь: 1.Снимать мерки, строить чертёж, кроить изделие. 2.Выполнять отделку изделий. 3.Работать на швейной машине, готовить её к работе. 4.Вышивать гладью, крестом, полукрестом, переводить рисунок на ткань. Описание материально-технического обеспечения и наглядно-дидактического материала: Опись имущества кабинета №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14 15 16 17 18 Наименование имущества Стол ученический Стулья ученические Стол учительский Стул учительский Стол для раскроя Шкафы для кабинета труда 3-х секционные Доска для глаженья Доска классная (магнитная) Машины швейные универсальные BROTHER Машины швейные универсальные JANOME Оверлоктрехниточный класса 51 Манекены Зеркало Цветочные горшки с поддоном Шторы Удлинители 3м Удлинители 10 м Утюг электрический Количество 7 14 1 1 1 2 1 1 3 2 1 2 1 6 1 8 1 2 Технические средства обучения учебного кабинета №п/п 1. 2. 3. Наименование ТСО Доска интерактивная Проектор Ноутбук Марка Год приобретения ScreenMedia BENQ Lenovo 2014 2020 - Таблицы для уроков труда Инвентарный номер по школе 04.4.5.0314.11.02 - №п/п Название Количество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Схема первичной обработки натуральных волокон Пропорции фигуры человека Основы воротников Построение чертежа блузки с рукавом кимоно Построение чертежа прямой юбки Моделирование юбок Построение чертежа ночной сорочки Свойства тканей Химические волокна Строение ткани Построение чертежа цельнокроеного фартука Построение чертежа юбки «солнце» Построение чертежа плавок. Обработка накладных карманов Обработка фартука с цельнокроеным нагрудником. Обработка рукава и соединение его с проймой. Обработка застежки тесьмой-молнией. Подготовка и проведение первой примерки. Отделка деталей изделия. Классификация текстильных волокон Натуральные растительные волокна Натуральные животные волокна Прядение Виды пряжи Текстильное переплетение Универсальная швейная машина бытового назначения Регулировка и уход за швейной машиной Краеобметочная машина 51 класса ПМЗ Утюг бытовой электрический Электробезопасность Правила безопасного поведения в швейной мастерской Символы по уходу за одеждой. 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наглядно-дидактические пособия для уроков труда №п/п 1 Кол-во 1 3 4 Название Комплект наглядно-методических материалов «Конструирование и моделирование фартука» Комплект наглядно-методических материалов «Конструирование и моделирование плечевых изделий» Комплект наглядно-методических материалов «Конструирование юбки» Комплект наглядно-методических материалов «Моделирование юбки» 5 6 7 8 9 10 11 12 Комплект наглядно-методических материалов «Конструирование брюк» Комплект наглядно-методических материалов «Моделирование брюк» Учебная коллекция промышленных образцов тканей и ниток. Коллекция волокна Коллекция. Шерсть. и продукты ее переработки. Коллекция тканей натурального и искусственного происхождения. Коллекция. Шелк. Коллекция. Хлопок и продукты его переработки. 1 1 2 1 2 1 1 1 2 Литература 1 1 1 1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980. – 389с. 2. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978. – 477с. 3. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982. – 145с. 4. Картушина Г. Б., Мозговая Г.Г. Рабочая тетрадь по швейному делу 6- 7 класс. – М., Просвещение, 2009. – 35с. 5. ДульневГ.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981. – 350с. 6. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1969. – 408с. 7. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 1993, №5. 8. Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 6-9 классы. – издательство «Экзамен», Москва – 2006. – 235с. 9. Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1966. – 374с. 10. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988. – 423с 11. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990. – 285с. 12. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1. 13. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 класса под редакцией В.В. Воронковой. М., «ВЛАДОС».2011. -231с. 14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998. 15. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе. Под. ред. Дульнева Г.М. "Просвещение". М, 1965. – 198с. 16. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн.дляучителя.-М.:Просвещение,1991. – 235с.