АРП Профильный труд (Швейное дело) 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (Швейное дело)»
основное общее образование, 6 класс

Автор-составитель:
Толоева Олеся Аркадьевна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд
(Швейное дело)» разработана в соответствии с
Федеральным государственным
образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых
документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в
2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».2.Цель учебного предмета
овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) 6
класса к освоению профессии швея и самостоятельному выполнению производственных
заданий по пошиву швейных изделий (белья, легкой детской одежды).
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения
обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностного или
общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической
культуры, организации производства и труда.
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации, самостоятельного и осознанного
определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами
труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления
объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление
профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом,
личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей,
способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения
практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса,
к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного

отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование
представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в
общественном развитии;
- получение опыта применение технологических знаний и умений в самостоятельной
практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и
услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального
образования.
Обучение швейному делу носит учебно-практический характер, имеющий классноурочную форму. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок
закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым
материала используются формы организации учебной работы: экскурсия, беседа,
традиционный урок. Урок закрепления включает такие формы как: семинар, практикум,
самостоятельная работа, работа в парах, в группах. На уроках проверки знаний
используются тест-опросы, самостоятельные работы, контрольные работы и т.д.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение
образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. «Швейное
дело» тесно связано с другими учебными предметами (математикой – при проведении
расчетных и графических операций; биологией - при изучении происхождения и
характеристике свойств материалов; историей искусством - при освоении технологий
традиционных промыслов; физикой - при изучении устройства и принципов работы
машин и механизмов, современных технологий; чтением, письмом при описании изделий,
анализе и составлении плана работы над изделиями).
Обучение строится с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса и
возрастных особенностей обучающихся. Выбор форм зависит и от темы урока, и от
уровня подготовленности обучающихся, и от объема изучаемого материала, его новизны,
трудности.
Методы организации образовательного процесса.
1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение,
работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию
источников (справочники, картины, схемы, и др.).
2. Частично-поисковый, основанный на использовании технологических знаний,
жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода
является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть
проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности
учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Формы работы на уроках:
- индивидуальная - практическая работа;
- фронтальная - проверка знаний при помощи сигнальных карточек, тестирование и т.д.;
- самостоятельная – практическая работа;
- групповая, коллективная - работа с пооперационным разделением труда.
Наряду с традиционными формами и методами обучения применяются разнообразные
технологии обучения:
- технология коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко;
- технология игрового обучения;
- тестовая технология;
- технология модульного обучения;
- метод проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа,
соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении

проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в
той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и
экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и
технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе
возможностей реализации.
Общая характеристика учебного предмета
Для обучающихся, получающих образование по варианту 1 адаптированной основной
общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и
психофизическое недоразвитие в легкой степени, которое может сочетаться с
нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами
аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной
степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические
заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Целью изучения предмета «Швейное дело» в 6 классе является совершенствование
профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более
сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в
рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность
обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при
выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов
самостоятельности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с
возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация
образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей
обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития
технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего
разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в
современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию
личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и
творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.
При обучении важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально
отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме
демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть
задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
3. Место учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы по учебному предмету Профильный труд (Швейное дело) в
федеральном базисном учебном плане в 6 классе отводится 6 часов в неделю. Курс
рассчитан на 204 часа в год
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты освоения обучающимися 6 класса выделенных образовательных
областей исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции
«Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными
возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование
жизненной компетенции, а именно:
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
творческой и других видов деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой
в образовательной организации.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе
изготовления изделия;
- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
- понимание правил пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности
(«нравится»/«не нравится»).
Достаточный уровень:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления
изделия(с помощью учителя);
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия
(детали).
Виды и формы контроля.
Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить
систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Один из
способов решения этой задачи – контрольные работы обучающихся а, также текущие
проверочные тестовые задания, срезовые работы в начале, середине и конце учебного
года. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами
наблюдения за ребёнком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой
деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Для выполнения задачи эффективности обучения швейному делу используются
разнообразные виды и формы контроля:
Формы контроля: индивидуальный; групповой; фронтальный; текущий контроль по
итогам темы, блока содержания рабочей программы; промежуточный контроль
(контрольные работы); взаимопроверка; самоконтроль.
Виды контроля: текущий (с пояснениями); промежуточный (за полугодие);

административный (контрольный срез).
Текущая аттестация обучающихся включает в себя поурочное, по четвертное
оценивание результатов обучения. Форму текущей аттестации определяет учитель с
учетом индивидуальных особенностей обучающихся, содержания учебного материала и
используемых им образовательных технологий.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется через контрольные работы,
мини-тесты, которые проводятся по итогам учебного года.
Избранная форма текущей и промежуточной (годовой) аттестации указана в календарнотематическом плане. Учитель знакомит родителей (законных представителей) с системой
текущего и промежуточного контроля в начале учебного года.
Текущая аттестация обучающихся осуществляется в виде отметок по пятибалльной
шкале.
Отметка обучающихся за четверть выставляется на основе результатов контрольных
практических работ и устных ответов обучающихся, и с учетом их фактических знаний,
умений и навыков.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме,
изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены
незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись
дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются
существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные
наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки,
свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении
дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью
соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и
качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена
самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует
технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной
работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического
повторения.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться
школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к
культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, для решения

жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять
цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных
видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временно
пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования
базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.
Содержание предмета
Программа 6 класса предусматривает подготовку обучающихся к освоению
профессии швея. В 6 классе продолжается работа по обучению школьников построению
чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине.
Профессионально – трудовое обучение (швейное дело) является комплексным и
интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает
взаимосвязь с предметами: математика, изобразительное искусство, чтение и развитие
речи.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них.
Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её
усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на
практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
С целью изучения динамики развития трудовых способностей учащихся в конце
каждой четверти запланированы самостоятельные работы, спроектированные в трёх
уровнях (повышенный, базовый, сниженный).
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному
анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных
работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на
становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в
определенной степени самостоятельность в быту.

Содержание
№ п/п

Разделы программы.

1.

Сведения о швейных изделиях

Кол-во
часов
4

Характеристика основных видов
деятельности
знакомство
с
изделиями,
запланированными к выполнению;
соблюдение инструкций по правилам

4.
5.

Прядильное и ткацкое
производство
Обработка срезов, сборок и
мягких складок
Выполнение машинных швов
Построение чертежей одежды

6.

Пошив фартука на поясе

40

7.

Бытовая швейная машина с
электроприводом

20

8.

Обработка карманов швейных
изделиях
Построение чертежа и
изготовление выкроек для
деталей летнего головного
убора
Ремонт одежды

22

2.
3.

9.

10.

Итого:

18
18
20
16

22

24

безопасной
работы,
назначения
швейных
изделий,
сведения
об
отделочных материалах, ВТО
сведения о волокнах, отделка, дефекты
тканей, полотняное переплетение
значение для отделки, правила расчета
ткани
виды, конструкция, применение
правила
и
последовательность
измерения
человеческой
фигуры,
мерки для построения, названия
деталей изделия и контурных срезов
технологическая последовательность
изготовления фартука с закругленным
нижним срезом на поясе
устройство,
назначение,
виды
выполняемых работ; приемы работы;
правила безопасной работы
виды
и
назначение
карманов,
последовательность выполнения
Построение чертежа и пошив кепи из
хлопчатобумажной ткани

способы выполнения мелкого ремонта
(ручной способ пришивания заплат)

204 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (6 часов в неделю, 204 часа)
№

1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Название раздела.
Тема урока
Раздел 1. Сведения о швейных изделиях (4 часа)
Вводное занятие
Швейные изделия
Отделочные материалы
Влажно-тепловая обработка швейных изделий
Раздел 2. Прядильное и ткацкое производство (18 часов)
Сведения о прядении, ткачестве, волокнах
Прядильное производство
Ткацкое производство
Отделка тканей
Дефекты тканей
Полотняное, саржевое и сатиновое переплетение

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

Свойства тканей саржевого и сатинового переплетения

2

Хлопчатобумажные ткани

2

Лён. Льняное волокно, пряжа.

2

Получение и свойства льняных тканей.

2

Практическая работа: «Определение хлопчатобумажных, льняных
тканей».

4

Раздел 3. Обработка срезов, сборок и мягких складок (18 часов)
Виды срезов ткани. Сборки.
Выполнение сборок ручным способом
Практическая работа

1
5

Выполнение сборок на образце.
Практическая работа

4

Мягкие складки.

2

Выполнение мягких складок на образце.
Практическая работа

6

Раздел 4. Выполнение машинных швов (20 часов)
Инструктаж по правилам безопасной работы в мастерской.

2

Виды машинных швов

2

Запошивочный шов.

2

Выполнение запошивочного шва.

2

2 четверть
«Государственные символы России».
Выполнение запошивочного шва.

4

Настрочной и расстрочной швы.

2

Выполнение машинных швов.
Самостоятельная работа.

6

Раздел 5. Построение чертежей одежды (16 часов)
Снятие мерок
Практическая работа

4

63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.

Запись мерок. Размер изделия
Практическая работа

4

Сведения о прибавках

2

Обозначение точек, отрезков и линий чертежа
Практическая работа
Масштаб. Масштабная линейка.

2

Построение чертежей швейных изделий на швейных предприятиях

2

Раздел 6. Пошив фартука на поясе (40 часов)
Фартук с закругленным срезом на поясе.
Снятие мерок
Практическая работа
Построение чертежа.
Практическая работа

2

1
2
4

Изготовление выкройки и подготовка деталей выкройки к раскрою
Практическая работа

3

Раскрой и пошив фартука
Практическая работа

6

Подготовка деталей фартука к обработке

2

3 четверть
Подготовка деталей фартука к обработке
Заготовка косой обтачки для обработки нижней части фартука
Обработка закругленного среза основной детали фартука.

1
1
6

Обработка верхнего среза фартука.

4

Обработка пояса.

4

Обработка верхнего среза фартука.

6

117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.

Раздел 7. Швейная машина с электроприводом (20 часов)
Бытовая швейная машина с электроприводом. Организация рабочего 2
места.
Устройство электропривода

2

Рабочие механизмы бытовой швейной машины.

2

Устройство челночного комплекта

2

Механизмы регулировки бытовой швейной машины.

2

Подготовка швейной машины к работе.
Практическая работа

4

Работа на швейной машине с электроприводом.
Практическая работа

6

Раздел 8. Обработка карманов в швейных изделиях (22 часа)
Накладные карманы.

2

Изготовление образца гладкого накладного кармана.
Практическая работа

6

Обработка накладного кармана с отворотом

4

Обработка отворота
Практическая работа

4

4 четверть
Обработка боковых и нижнего срезов кармана овальной формы с 6
отворотом
Практическая работа

153.
154.
155.
156.
157.
158.
Раздел 9. Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора
(22 часа)
159.
Кепи.
1
160.
Построение чертежа кепи
2
161.
162.
Построение чертежа кепи в натуральную величину
2
163.
164.
Раскладка деталей выкройки на ткани и раскрой.
1
165.
Соединение клиньев головки и подкладки.
4
166.
Практическая работа

167.
168.
169.
170.
171.
172.
173.
174.
175.
176.
177.
178.
179.
180.

Обработка деталей головного убора.
Практическая работа

4

Обработка козырька.
Практическая работа
Соединение подкладки, козырька с головкой изделия.
Практическая работа

2

Окончательная отделка.

2

4

Раздел 10. Ремонт одежды (24 часа)
181.
182.
183.
184.
185.
186.
187.
188.
189.
190.
191.
192.
193.
194.
195.
196.
197.
198.
199.
200.
201.
202.
203.
204.

Заплата.

8

Подготовка изделия к ремонту.

8

Пришивание заплаты ручным способом на образце.
Практическая работа

8

Материально-техническое оснащение учебного предмета
1. Индивидуальные рабочие местами для выполнения ручных и машинных работ.
2. Рабочие инструменты и приспособления (ручные иглы, ножницы, булавки, инструмент
для распускания).
3. Измерительные инструменты (линейки, сантиметровые ленты).
4. Отделочные материалы и фурнитура (нитки, тесьма, пуговицы).
5. Швейные машины с ножным приводом и электрическим приводом.
6. Утюг.
7. Тематический дидактический материал (образцы швейных изделий, карточки с планом
анализа образца, планом изготовления швейного изделия, планом работы по раскрою
изделия, планом работы по пошиву изделия, инструкционные карты по построению
чертежа, технологические карты по обработке отдельных узлов швейного изделия др.)
8. Инструкции по ТБ.

Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разработаны на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями),Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Назначение КИМ
Проверка и оценка уровня теоретических и практических знаний, определения уровня
овладения знаниями, практическими умениями и навыками на промежуточном этапе
обучения профильному труду.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
- Доступность
- Научность
- Соответствие программному материалу
- Учет индивидуальных способностей обучающих
- Распределение заданий на два уровня: минимальный и достаточный
Структура КИМ
Промежуточная диагностика для обучающихся 6 класса по профильному труду (швейное
дело) состоит из двух заданий:
Задание №1 представляет собой тест, составленный на материале основных разделов
курса за I полугодие учебного года.
Задание №2 практическая работа.
Распределение заданий по уровням сложности.
Для первого задания предполагается три варианта тестовых заданий.
В работе используются разные виды вопросов:
1. вопрос с выбором верного ответа;
2. вопрос с кратким ответом (выбором нескольких верных ответов из ряда
предложенных);
3. вопрос с развернутым ответом.
Второе задание предполагает выполнение практической работы. При её выполнении
допускается использование инструкционной карты обучающимися при затруднении
планирования трудовой деятельности, либо оказание индивидуальной помощи со стороны
педагога, либо устной консультации.
Время выполнения варианта КИМ
Согласно календарно–тематическому планированию, расписанию учебных занятий.
На выполнение тестового задания отводится – 20 минут, практической работы – 60 минут.
Общее время, отведённое на выполнение КИМов – 2 урока по 40 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Швейное и утюжильное оборудование, швейные нитки, ткани, линейки, ручные иглы,
ножницы, карандаши, ластики.

Условия проведения (требования к специалистам)
Первое тестовое и второе практическое задание выполняются в кабинете швейного
дела.
Рекомендации по подготовке к работе
В ходе подготовки к промежуточной диагностике учитель проводит с обучающимися
повторение теоретического материала, повторяет правила техники безопасности,
подготавливаются необходимые материалы и оборудование.
Самостоятельная работа (6класс I четверть).
(Достаточный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.
Содержание работы
Задание №1
Тестовые задания
1. В какой части растения находится волокно хлопка?
а) стебле растения;
б) в семенной коробке;
в) в листьях.
2.
Составь технологическую цепочку получения ткани из следующих специальных
терминов:
Нить
Ткань
Волокно
Волокно очищенное
3.Подчеркни карандашом свойства хлопчатобумажных тканей из перечисленного:
а) прочные;
б) мягкие;
в) жёсткие
г) извитые.
4. Отметь кружочками швы, которые используются при пошиве мешочка для работы.
а) стачной в разутюжку;
б) запошивочный;
в) накладной с двумя закрытыми срезами;
г) шов в подгибку с закрытым срезом;
е) двойной.
5. Сантиметровая лента нужна:
а) для обмера фигуры человека;
б) измерения площади мастерской или класса;
в) построения геометрических фигур на уроках математики.
6.Выбери правильную последовательность пошива наволочки с клапаном.
а) 2, 3, 1 1 – обработать поперечные срезы
б) 3, 2, 1 2 – отутюжить готовую наволочку
в) 1, 3, 2
3 - обработать боковые срезы
7. Выбери правильную последовательность этапов работы по раскрою
любого
швейного изделия.
а) 2,3, 1, 4
1 – уложить выкройку на ткань
б) 1, 3, 2, 4
2 – отложить припуски на швы
в) 4, 3, 5, 1 3 – обвести выкройку по контуру мылом или мелом.
4 – вырезать деталь по отложенным припускам

Задание №2
Выполнить запошивочный шов на образце, пользуясь инструкционной картой.
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание 1.
Тестовые задания
1. какое свойство относится к волокнам хлопка
а) волокна извитые;
б) волокна жёсткие;
в) волокна прямые;
г) волокна мягкие.
2. Выбери и подчеркни названия хлопчатобумажных тканей из
следующего
списка:
а) шёлк;
б) ситец;
в) драп;
г) сатин;
д) фланель.
3. Запиши названия швейных изделий. Которые можно сшить из хлопчатобумажных
тканей
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________
4.Отметь кружочками швы, которые используются при пошиве носового
платка.
а) стачной шов;
б) шов в подгибку с закрытым срезом;
в) двойной шов;
г) шов в подгибку с открытым срезом.
5. Угольник и линейка относятся к:
а) строительным инструментам;
б) рабочим инструмента
в) измерительным инструментам.
6.Вставь пропущенные термины в план работы по пошиву наволочки.
1) обработать ………….. срезы швом …………… с ………. ……срезом.
2) обработать …………….. срезы
………………швом.
3) ……………
готовую наволочку.
7. Вставь пропущенные термины в план работы по раскрою швейного изделия.
1 – уложить……………..на ткань.
2 - …………… контур выкройки мылом.
3 - отложить………………. на швы.
4 - …………..деталь по отложенным …………….. .
Задание №2
Выполнить запошивочный шов с опорой на образец, пользуясь предметнооперационной картой и инструкционной картой в учебнике.
Самостоятельная работа (6 класс III четверть).
(Достаточный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).

Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
1.Выбери один правильный ответ и подчеркни его.
Какие мерки записываются в половинном размере?
А.обхваты
Б. полуобхваты
В. длины
Г. ширины
2.Подпиши, какие обтачки изображены на рисунках

________________

________________

________________

3.Выбери мерки для фартука
А. Сб, Ст, Днч
Б. Ст, Шг, Ди
В. Днч, Цг, Сб
4. Соединение приблизительно равных по величине деталей машинной строчкой – это…
А. смётывание
Б. обтачивание
В. стачивание
5. Прочитайте план работы по пошиву фартука. Пункты плана перепутаны. Проставьте
цифры от 1 до 5 в соответствии с правильным порядком работы.
План работы по пошиву фартука:
___. Обработать пояс.
___. Обработать боковой и нижний срезы косой обтачкой.
___. Заготовить косую обтачку.
___. Отутюжить готовое изделие.
___. Обработать верхний срез поясом.
Задание №2
Практическая работа
Обработка среза двойной косой обтачкой на образце. Работа выполняется по готовому
крою. Работа выполняется с опорой на предметно-операционную карту.
(Минимальный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду,
выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
1.Выбери один правильный ответ и подчеркни его.
По какой стороне фигуры снимают мерки?
А. по левой
Б. по правой

В. по любой
2.Как называется полоска ткани, выкроенная по косому направлению?
А. долевая обтачка
Б. косая обтачка
В. поперечная обтачка
3. расшифруй обозначения мерок для фартука и подпиши их
Сб –
Ст –
Днч –
4.Соединение двух деталей, примерно равных по величине, стежками временного
назначения – это…
А. замётывание
Б. смётывание
В. вмётывание
5. Определи, какие из перечисленных деталей относятся к фартуку. (подчеркни)
1.Грудка.
2.Бретель.
3.Воротник.
4.Карман.
5.Рукав.
6.Пояс.
7.Нижняя часть фартука
Задание №2
Практическая работа
Обработка среза ткани одинарной косой обтачкой на образце. Работа выполняется
по готовому крою. При выполнении работы используй инструкционную карту в учебнике
6 класса, страница 32-33

Самостоятельная работа (6класс III четверть).
(Достаточный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
Выбери один правильный ответ и подчеркни его.
1.Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи электрического тока,
называется швейной машиной:
А) с ручным приводом;
Б) электрическим приводом;
В) ножным приводом.
2.Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи ног, называется швейной
машиной:.
А) с электрическим приводом;
Б) ручным приводом;
В) ножным приводом.
3. Мерки, необходимые для построения чертежа фартука с нагрудником:

А. Сб, Ди, Цг, Дс, Шг
Б. Ст, Сб, Дн, Дтк, Сг
В. Ди, Сб, Ст, Шг, Дтк

З а д а н и е 4 : в пустые клетки впиши название инструментов, оборудования и
материалов, которые были необходимы при изготовлении фартука с нагрудником.

5.Расставь порядок выполнения операций пошива фартука
____Обработать пояс
_____Обработать бретели
_____Обработать карманы
_____Соединить детали фартука
____Отутюжить готовое изделие, сложить.
____Соединить карманы с нижней частью
____Обработать верхний срез нижней части фартука
_____Обработать боковые и нижние срезы нижней части фартука _____Обработать
нагрудник с одновременным втачиванием бретелей.
_____ Обработать пояс.
Задание №2
Практическая работа
Выполнение на образце накладного, закруглённого с отворотом кармана. Соединение
кармана с основной деталью.
(Минимальный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
З а д а н и е : в пустые клетки впиши название инструментов, оборудования и
материалов, которые были необходимы при изготовлении фартука с
нагрудником.

2.Расшифруй обозначения мерок для фартука с нагрудником
Сг –
Сб –
Ст –
Дн –
Дтк –
3.Выбери один правильный ответ и подчеркни его.
Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи руки, называется швейной
машиной:
А) с ножным приводом;
Б) ручным приводом;
В)электрическим приводом
4.Вставьте недостающие термины в таблицу «План пошива фартука с нагрудником»

5. У машинной иглы её номер указан:
а) На длинном желобке;
б) на колбе;
в) на стержне;
г) на коротком желобке.
Задание №2
Изготовление по готовому крою накладного прямого кармана. Соединение кармана
с основной деталью. При выполнении работы используй учебник «Швейное дело» 6 класс,
страница 108 – 109.
Самостоятельная работа (6класс IV четверть).
(Достаточный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
1.Для изготовления летних головных уборов используются ткани (укажи верные)
а. сатин
б. шерстяной драп
в. ситец
г. льняное полотно

д. джинсовая ткань
2. К каким изделиям по способу носки относят кепи?
А. поясным изделиям
Б. головным изделиям
В. постельному изделиям
3. Для построения чертежа выкройки головного убора снимают мерки:
А. Ор, Огол, Озап
Б. Озап, Ор, Гг.уб
В. Огол, Ог.уб
4. Выбери название шва, который выполняется двумя машинными строчками
А. стачной шов
Б. Расстрочной шов
В. шов вподгибку с закрытым срезом

5. Определите вид переплетения ткани:

а) саржевое;

б) полотняное;

в) атласное;

г) сатиновое.

Задание №2
Практическая работа
Выполнить расстрочной шов на образце с опорой на инструкционную карту.
(Минимальный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
1. К летним головным уборам относят:
а) кепи;
б) шляпы;

в) шапки.
2. При пошиве кепи используются следующие швы.
а. запошивочный
б. стачной
в. отделочный
г. обтачной
е. обтачной
3. Дополни предложение.
Головной убор предназначен для …….
4.Напишите названия мерок для построения чертежа кепи.
5. В задании отметьте единственно правильный ответ.
Нить основы (долевая нить) в ткани
А) растягивается
Б) не растягивается
В) при хлопке издаёт глухой звук
Задание №2
Выполнить настрочной шов с опорой на предметно-операционную карту и образец
шва.
Описание материально-технического обеспечения и наглядно-дидактического материала:
Опись имущества кабинета
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15
16
17
18

Наименование имущества
Стол ученический
Стулья ученические
Стол учительский
Стул учительский
Стол для раскроя
Шкафы для кабинета труда 3-х секционные
Доска для глаженья
Доска классная (магнитная)
Машины швейные универсальные BROTHER
Машины швейные универсальные JANOME
Оверлоктрехниточный класса 51
Манекены
Зеркало
Цветочные горшки с поддоном
Шторы
Удлинители 3м
Удлинители 10 м
Утюг электрический

Количество
7
14
1
1
1
2
1
1
3
2
1
2
1
6
1
8
1
2

Технические средства обучения учебного кабинета
№п/п
1.
2.
3.

Наименование ТСО
Доска интерактивная
Проектор
Ноутбук

Марка

Год приобретения

ScreenMedia
BENQ
Lenovo

2014
2020
-

Инвентарный номер
по школе
04.4.5.0314.11.02
-

Таблицы для уроков труда
№п/п

Название

Количество

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Схема первичной обработки натуральных волокон
Пропорции фигуры человека
Основы воротников
Построение чертежа блузки с рукавом кимоно
Построение чертежа прямой юбки
Моделирование юбок
Построение чертежа ночной сорочки
Свойства тканей
Химические волокна
Строение ткани
Построение чертежа цельнокроеного фартука
Построение чертежа юбки «солнце»
Построение чертежа плавок.
Обработка накладных карманов
Обработка фартука с цельнокроеным нагрудником.
Обработка рукава и соединение его с проймой.
Обработка застежки тесьмой-молнией.
Подготовка и проведение первой примерки.
Отделка деталей изделия.
Классификация текстильных волокон
Натуральные растительные волокна
Натуральные животные волокна
Прядение
Виды пряжи
Текстильное переплетение
Универсальная швейная машина бытового назначения
Регулировка и уход за швейной машиной
Краеобметочная машина 51 класса ПМЗ
Утюг бытовой электрический
Электробезопасность
Правила безопасного поведения в швейной мастерской
Символы по уходу за одеждой.

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Наглядно-дидактические пособия для уроков труда
№п/п
1

Кол-во
1

3
4

Название
Комплект наглядно-методических материалов «Конструирование и моделирование
фартука»
Комплект наглядно-методических материалов «Конструирование и моделирование
плечевых изделий»
Комплект наглядно-методических материалов «Конструирование юбки»
Комплект наглядно-методических материалов «Моделирование юбки»

5
6
7
8
9
10
11
12

Комплект наглядно-методических материалов «Конструирование брюк»
Комплект наглядно-методических материалов «Моделирование брюк»
Учебная коллекция промышленных образцов тканей и ниток.
Коллекция волокна
Коллекция. Шерсть. и продукты ее переработки.
Коллекция тканей натурального и искусственного происхождения.
Коллекция. Шелк.
Коллекция. Хлопок и продукты его переработки.

1
1
2
1
2
1
1
1

2

1
1
1

1.

3.

4.

5.

Федеральный перечень учебников по образцу:
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 (с дополнениями и
изменениями от 8 мая, 22 ноября 2019 г.) «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего
общего образования»
2. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело»: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы, 5 класс, Москва «Просвещение», 2017 г.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9
кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. —
Сб. 1. — 224 с.
Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплётное дело:
развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель,
2010. – 287 с.
5.1. Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные
материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград:
Учитель, 2011. – 66 с.
Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва
- Волгоград: Учитель, 2011
Занимательные уроки технологи для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. - М.:
Школьная Пресса, 2009


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».