АРП Профильный труд (Швейное дело) 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка Эгвекинот»
от «28» августа 2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (Швейное дело)»
основное общее образование, 5 класс

Автор-составитель:
Толоева Олеся Аркадьевна,
учитель

ГО Эгвекинот
2023 г.

Пояснительная записка
1.Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд
(Швейное дело)» разработана в соответствии с
Федеральным государственным
образовательном стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно - правовых
документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022 г. № 858 «»Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
3.
Приказ Минобрнауки от 09.06.2016 г. № 699 « Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
4.
Приказ Министерства Просвещения от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5.
Распоряжение Министерства Просвещения России от 22. 01.2021 г. № Р-23 «Об
утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и
обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в
2021 году».
6.
Учебный план АООП (вариант 1) МБОУ «Школа – интернат поселка Эгвекинот» на
2023-2024 учебный год.
7.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2.Цель учебного предмета овладение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениям) 5 класса, общетрудовыми и специальными умениями и
навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.
Исходя из основной цели, задачами обучения являются:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения
обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностного или
общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической
культуры, организации производства и труда.
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и
использования технологической информации, самостоятельного и осознанного
определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами
труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления
объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление
профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом,
личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного
воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей,
способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения
практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса,
к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование
представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в
общественном развитии;
- получение опыта применение технологических знаний и умений в самостоятельной
практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и
услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального
образования.
Обучение швейному делу носит учебно-практический характер, имеющий классноурочную форму. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок
закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым
материала используются формы организации учебной работы: экскурсия, беседа,
традиционный урок. Урок закрепления включает такие формы как: семинар, практикум,
самостоятельная работа, работа в парах, в группах. На уроках проверки знаний
используются тест-опросы, самостоятельные работы, контрольные работы и т.д.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение
образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. «Швейное
дело» тесно связано с другими учебными предметами (математикой – при проведении
расчетных и графических операций; биологией - при изучении происхождения и
характеристике свойств материалов; историей искусством - при освоении технологий
традиционных промыслов; физикой - при изучении устройства и принципов работы
машин и механизмов, современных технологий; чтением, письмом при описании изделий,
анализе и составлении плана работы над изделиями).
Обучение строится с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса и
возрастных особенностей обучающихся. Выбор форм зависит и от темы урока, и от
уровня подготовленности обучающихся, и от объема изучаемого материала, его новизны,
трудности.
Методы организации образовательного процесса.
1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение,
работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию
источников (справочники, картины, схемы, и др.).
2. Частично-поисковый, основанный на использовании технологических знаний,
жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода
является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть
проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности
учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Формы работы на уроках:
- индивидуальная - практическая работа;
- фронтальная - проверка знаний при помощи сигнальных карточек, тестирование и т.д.;
- самостоятельная – практическая работа;
- групповая, коллективная - работа с пооперационным разделением труда.
Наряду с традиционными формами и методами обучения применяются разнообразные
технологии обучения:
- технология коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко;
- технология игрового обучения;
- тестовая технология;
- технология модульного обучения;

- метод проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа,
соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении
проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в
той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и
экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и
технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе
возможностей реализации.
Общая характеристика учебного предмета
Для обучающихся, получающих образование по варианту 1 адаптированной основной
общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и
психофизическое недоразвитие в легкой степени, которое может сочетаться с
нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами
аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной
степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические
заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Целью изучения предмета «Швейное дело» в 5 классе является совершенствование
профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более
сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в
рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность
обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при
выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов
самостоятельности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с
возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация
образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей
обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития
технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего
разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в
современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию
личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и
творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.
При обучении важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально
отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме
демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть
задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
3. Место учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы по учебному предмету Профильный труд (Швейное дело) в
федеральном базисном учебном плане в 5 классе отводится 6 часов в неделю. Курс
рассчитан на 204 часа в год
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты освоения обучающимися 5 класса выделенных образовательных
областей исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции
«Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными
возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование
жизненной компетенции, а именно:
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
творческой и других видов деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой
в образовательной организации.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе
изготовления изделия;
- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
- понимание правил пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности
(«нравится»/«не нравится»).
Достаточный уровень:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления
изделия(с помощью учителя);
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия
(детали).
Виды и формы контроля.
Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить
систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Один из
способов решения этой задачи – контрольные работы обучающихся а, также текущие
проверочные тестовые задания, срезовые работы в начале, середине и конце учебного
года. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами
наблюдения за ребёнком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой
деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Для выполнения задачи эффективности обучения швейному делу используются
разнообразные виды и формы контроля:
Формы контроля: индивидуальный; групповой; фронтальный; текущий контроль по
итогам темы, блока содержания рабочей программы; промежуточный контроль
(контрольные работы); взаимопроверка; самоконтроль.

Виды контроля: текущий (с пояснениями); промежуточный (за полугодие);
административный (контрольный срез).
Текущая аттестация обучающихся включает в себя поурочное, по четвертное оценивание
результатов обучения. Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся, содержания учебного материала и
используемых им образовательных технологий.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется через контрольные работы, минитесты, которые проводятся по итогам учебного года.
Избранная форма текущей и промежуточной (годовой) аттестации указана в календарнотематическом плане. Учитель знакомит родителей (законных представителей) с системой
текущего и промежуточного контроля в начале учебного года.
Текущая аттестация обучающихся осуществляется в виде отметок по пятибалльной
шкале.
Отметка обучающихся за четверть выставляется на основе результатов контрольных
практических работ и устных ответов обучающихся, и с учетом их фактических знаний,
умений и навыков.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме,
изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены
незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись
дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются
существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные
наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки,
свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении
дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью
соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и
качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена
самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует
технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной
работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического
повторения.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться
школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к
культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, для решения

жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную
организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых
учебных действий», реализуемой в образовательной организации.
Содержание предмета
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные сведения во время уроков ручного труда в 4 классе, с
опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, мир природы и
человека, речевая практика.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время,
отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения
учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на
практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
С целью изучения динамики развития трудовых способностей учащихся в конце каждой
четверти запланированы самостоятельные работы, спроектированные в трёх уровнях
(повышенный, базовый, сниженный).
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному
анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных
работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на
становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в
определенной степени самостоятельность в быту.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс (6 часов в неделю, 204 часа)
№
п/п
1.

Разделы программы
Школьная
мастерская

швейная

Кол-во
часов
2

2.

Волокна и ткани

11

3.

Ручные работы

43

Характеристика основных видов деятельности
санитарно-гигиенические требования, организация
рабочего места, подготовка рабочей формы,
материалов и инструментов. Распределение
рабочих мест.
натуральное и искусственное волокно, получение
ткани, лицевая и изнаночные стороны, долевая и
поперечные нити в ткани
раскрой из ткани деталей изделия, обработка

4.

Ремонт одежды

14

5.

Швейная машина

22

6.

Машинные работы

36

7.
8.

Пошив изделий
Практическое повторение
Итого:

52
24
204

срезов ткани, сведения о ручных швах и строчках
способы выполнения мелкого ремонта (ручной
способ пришивания пуговиц и выполнения
декоративных заплат
марки, виды выполняемых работ, основные
механизмы, заправка верхней и нижней ниток,
правила безопасной работы, организация рабочего
места
выполнение машинных строчек с ориентиром на
лапку
соединительные швы: конструкция и применение
изготовление изделий по выбору

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (6 часов в неделю, 204 часа)
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11
12.
13.
14

15.
16.
17.
18.

Название раздела.
Кол-во
Тема урока
часов
Раздел 1. Школьная швейная мастерская (2 часа)
Правила поведения и работы в мастерской.
1
Организация рабочего места
Инструменты и приспособления для швейных работ
1
Раздел 2. Волокна и ткани (11 часов)
Сведения о волокнах.
1
Ткань
2
Полотняное переплетение нитей в ткани.
Практическая работа: Разметка полосок
основы. Резание полосок основы (полностью не
разрезаются). Резание полосок утка.
Выполнение переплетения. Приклеивание
концов полосок.
Нитки для шитья и вышивания.
Хлопчатобумажные ткани

5

1
2

Раздел 3. Ручные работы (43 часа)
Подготовка к выполнению ручных швейных
1
работ
Практическая работа: Закрепление нитки в
ткани в начале и конце работы.
Раскрой из ткани деталей изделия.
2
Практическая работа: Выкраивание носового
платка или салфетки.
Обработка срезов ткани.
2

Дата

19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57

58

59.
60.
61.
62.

Электрический утюг
Практическая
работа:
Включение
и
выключение утюга в электросеть. Утюжка
платка.
Ручные стежки и строчки.

2

Прямые стежки

2

Косые стежки.
Практическая работа: Выполнение косых
стежков на образце.
Крестообразные стежки.

2

Петлеобразные стежки.

2

Петельные стежки.

2

Салфетки для переноски горячей посуды из
двух слоёв ткани с обработкой срезов

4

Отделочные ручные стежки.

2

Стебельчатые стежки.

2

Выполнение стебельчатых стежков

2

Тамбурные стежки.

2

Заполнение рисунка тамбурными стежками.
Практическая работа: Выполнение тамбурных
стежков на рисунке.
Ручной стачной шов.

2

Ручной шов в подгибку с закрытым срезом.
Практическая работа: Отработка технологии
выполнения шва
Носовой платок, обработанный краевым швом в
подгибку с закрытым срезом.
Отделочные ручные стежки на изделии
Практическая работа: Выполнение
тамбурных, стебельчатых швов
Влажно-тепловая обработка изделия.

2

2

2

2

2
2

2

Раздел 4. Ремонт одежды (14 часов)
Ремонт одежды и белья.
1
Практическая работа: Подбор ниток в
соответствии с тканью по цвету, толщине,
качеству изделия.
Виды пуговиц.
1
Практическая работа: Определение места для
оторванной пуговицы.
Пришивание пуговиц.
3
Практическая работа: Пришивание пуговиц с
ушком.
Пришивание пуговиц.
3

63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.

Практическая работа: Выполнение ремонта
одежды по распоровшемуся шву.
Ремонт одежды в месте разрыва ткани.
Практическая работа: Выполнение ремонта
одежды в месте разрыва ткани.
Повторение и закрепление пройденного
Самостоятельная работа

3

3

Раздел 5. Швейная машина (22 часа)
Швейные машины
1
Правила посадки за швейной машиной и
2
правила безопасной работы на швейной машине
Устройство швейной машины.
2
Устройство привода швейной машины.
Винт-разъединитель

1
2

Машинная игла

2

Моталка. Намотка нитки на шпульку.
Практическая работа: Намотка нитки на
шпульку.
Заправка верхней нитки.
Практическая работа: Заправка верхней
нитки.
Заправка нижней нитки.
Практическая работа: Выполнение строчек на
образцах.
Регулятор строчки.

2

Машинная закрепка

2

Зигзагообразная строчка

2

2

2

2

Раздел 6. Машинные работы (36 часов)
1

93.

«Флаг России-триколор»

94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.

Стачной шов

5

Двойной шов

6

Выполнение двойного шва на образце.

6

Накладной шов

6

113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.

Шов вподгибку с закрытым срезом.

6

Шов вподгибку с открытым срезом.

6

Раздел 7. Пошив изделий (52 часа)
Построение чертежа и изготовление выкройки
4

Подготовка ткани к раскрою

2

Построение чертежа головного платка.

3

Подготовка ткани к раскрою

3

Изделие – головной платок
Практическая работа: Обработка поперечных
срезов платка

6

Обработка боковых срезов.
Практическая работа: Обработка долевых
срезов платка

6

Обработка углов платка, выполнение отделки.
Практическая работа:
Обработка углов платка, выполнение отделки
платка и утюжка готового изделия.
Составление плана пошива мешочка для
хранения работ.
Отделка мешочка

4

Обработка боковых срезов мешочка.

4

Обработка верхнего среза мешочка.
Практическая работа: Обработка верхнего
среза мешочка

4

2
2

168.
169.

170.
171.
172.
173.
174.
175.
176.
177.
178.
179.
180.
181.
182.
183.
184.
185.
186.
187.
188.
189.
190.
191.
192.
193.
194.
195.
196.
197.
198.
199.
200.
201.
202.
203.
204.

Продергивание шнура и ВТО изделия.
Практическая работа: Продергивание шнура и
(тесьмы, узкой ленты) и утюжка готового
изделия
Расчет ткани для наволочки
Составление плана пошива наволочки
Подготовка выкройки и раскрой детали
Обработка срезов наволочки

1

Пошив наволочки

3

1
1
1
3

ВТО готового изделия
1
Проверка качества работы
1
Раздел 8. Практическое повторение (24 часа)
Пришивание пуговиц.
4

Ремонт одежды

8

Ремонт одежды по распоровшемуся шву.

8

Устройство швейной машины.

4

Материально-техническое оснащение учебного предмета
1. Индивидуальные рабочие местами для выполнения ручных и машинных работ.
2. Рабочие инструменты и приспособления (ручные иглы, ножницы, булавки, инструмент
для распускания).
3. Измерительные инструменты (линейки, сантиметровые ленты).
4. Отделочные материалы и фурнитура (нитки, тесьма, пуговицы).
5. Швейные машины с ножным приводом и электрическим приводом.
6. Утюг.
7. Тематический дидактический материал (образцы швейных изделий, карточки с планом
анализа образца, планом изготовления швейного изделия, планом работы по раскрою

изделия, планом работы по пошиву изделия, инструкционные карты по построению
чертежа, технологические карты по обработке отдельных узлов швейного изделия др.)
8. Инструкции по ТБ.

Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разработаны на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Назначение КИМ
Проверка и оценка уровня теоретических и практических знаний, определения уровня
овладения знаниями, практическими умениями и навыками на промежуточном этапе
обучения профильному труду.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
- Доступность
- Научность
- Соответствие программному материалу
- Учет индивидуальных способностей обучающих
- Распределение заданий на два уровня: минимальный и достаточный
Структура КИМ
Промежуточная диагностика для обучающихся 5 класса по профильному труду (швейное
дело) состоит из двух заданий:
Задание №1 представляет собой тест, составленный на материале основных разделов
курса за I полугодие учебного года.
Задание №2 практическая работа.
Распределение заданий по уровням сложности.
Для первого задания предполагается три варианта тестовых заданий.
В работе используются разные виды вопросов:
1. вопрос с выбором верного ответа;
2. вопрос с кратким ответом (выбором нескольких верных ответов из ряда
предложенных);
3. вопрос с развернутым ответом.
Второе задание предполагает выполнение практической работы. При её выполнении
допускается использование инструкционной карты обучающимися при затруднении
планирования трудовой деятельности, либо оказание индивидуальной помощи со стороны
педагога, либо устной консультации.
Время выполнения варианта КИМ
Согласно календарно–тематическому планированию, расписанию учебных занятий. На
выполнение тестового задания отводится – 20 минут, практической работы – 60 минут.
Общее время, отведённое на выполнение КИМов – 2 урока по 40 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Швейное и утюжильное оборудование, швейные нитки, ткани, линейки, ручные иглы,
ножницы, карандаши, ластики.

Условия проведения (требования к специалистам)
Первое тестовое и второе практическое задание выполняются в кабинете швейного дела.
Рекомендации по подготовке к работе
В ходе подготовки к промежуточной диагностике учитель проводит с обучающимися
повторение теоретического материала, повторяет правила техники безопасности,
подготавливаются необходимые материалы и оборудование.
Самостоятельная работа (5 класс I четверть).
(Достаточный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
Тестовые задания
1. Какие инструменты необходимы для выполнения аппликации?
а) сантиметровая лента;
б) линейка;
в) ножницы.
2. Сколько миллиметров в одном сантиметре?
а) 1;
б) 10;
в) 100.
3. При помощи чего можно построить прямой угол?
а) угольник;
б) резинка;
в) линейка.
4. Указать цифрами последовательность операций по изготовлению
аппликации.
а) разметка;
б) расположение деталей на бумаге;
в) вырезание деталей.
5. Указать цифрами последовательность операций по изготовлению
салфетки-прихватки.
а) сметать детали салфетки-прихватки;
б) сложить детали салфетки-прихватки изнаночной стороной внутрь;
в) обработать срезы салфетки-прихватки украшающим стежком «через край».
6. При помощи чего можно построить прямой угол?
а) угольник;
б) резинка;
в) линейка.
7. Составить последовательность выполнения разметки по шаблону?
а) обвести шаблон карандашом;
б) наложить шаблон на лист бумаги;
в) снять шаблон с бумаги.
Задание №2
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание
на образце пуговиц с двумя сквозными отверстиями на стойке.

(Минимальный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание 1.
Тестовые задания
1. Какие виды бумаги применяют для изготовления елочных украшений?
а) писчая;
б) глянцевая;
в) картон;
г) цветная.
2. При помощи чего производят разметку деталей на бумаге?
а) линейки;
б) клея;
в) шаблона.
3. Какие предметы относятся к рабочим инструментам?
а) линейка;
б) ножницы;
в) ручная игла.
3. Какие инструменты необходимы для изготовления конверта?
а) ножницы;
б) линейка;
в) карандаш;
г) ткань для конверта;
д) шаблон для конверта.
4. Какие виды пуговиц вы знаете?
а) со сквозными отверстиями;
б) без отверстий;
в) с ушком.
4. Указать цифрами последовательность операций по изготовлению аппликации.
а) разметка;
б) расположение деталей на бумаге;
в) вырезание деталей.
6. Для чего применяют пуговицы в одежде?
а) отделки изделия;
б) утюжки изделия;
в) застегивания.
7. Какие виды бумаги применяют для изготовления открытых коробок?
а) писчая;
б) глянцевая;
в) картон.
Задание №2
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной от 1 до 2 см.
Пришивание на образце пуговицы с двумя сквозными отверстиями без изготовления
стойки.
Самостоятельная работа (5 класс II четверть).
(Достаточный уровень)
Инструкция для обучающихся

Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
Устройство швейной машины (отметь кружком верный ответ)
1. Как называется устройство, приводящее машину в движение
1. Ручка.
2. Маховое колесо.
3. Привод.
2. Вставь недостающее слово.
При шитье ткань продвигает______________ двигателя ткани.
3. Отметь кружком верный ответ
При выполнении закрепки в начале и конце шва необходимо поднять вверх:
1. регулятор длины стежка
2. регулятор натяжения верхней нити
3. регулятор натяжения нижней нити.
Пошив мешочка (чертеж)
1. Напиши, какие ты знаешь инструменты и приспособления для построения чертежей.
2. Какие мерки необходимы для построения чертежа мешочка.
_____ и _______
3. Вставь пропущенное слово.
Прямой угол получается при пересечении двух линий вертикальной и
____________________
Задание №2
Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
(Минимальный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
Обведите кружочком верный ответ на вопрос.
Пряжу получают из:
1. Волокна
2. Ткани
Продолжите
предложение.
В
процессе
скручивания
_____________________________________________________
Обведите кружочком верный ответ на вопрос.
На прядильных фабриках работают:
1. ткачихи
2. прядильщицы
3. чесальщицы

волокон

получают

Обведи кружочком верный ответ.
Смёточные стежки, как правило, бывают стежками:
1. постоянного назначения
2. временного назначения
Обведи кружочком верный ответ.
Какие стежки применяют при переносе линий с одной стороны детали на другую:
1. обметочные
2. косые
3. Копировальные
Напиши, какие ручные стежки тебе знакомы
__________________________________________________________________
Задание №2
Изготовление вешалки из тесьмы и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
Самостоятельная работа (5 класс III четверть).
(Достаточный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
1. Гладкой поверхностью обладают ткани:
а) льняная,
б) хлопчатобумажная,
в) шерстяная.
2.К соединительным швам относятся:
1) Шов вподгибку с закрытым срезом
2) Стачной шов
3) Шов вподгибку с открытым срезом
3. С помощью чего снимают мерки?
1) линейки;
2) циркуля;
3) сантиметровой лентой.
4. Отутюжить – это:
1)Разложить припуски шва в разные стороны и закрепить их утюгом
2)Удалить заломы на ткани
3)Закрепить подогнутый край детали
Задание 2.
Построение квадрата по заданным размерам (15x15 см). Вырезание и проверка построения
квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку
шириной 3 см.
(Минимальный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).

Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
1. При подготовке машины к работе игла и нитепритягиватель должны находиться:
а) в верхнем положении
б) в нижнем положении.
2. Какой припуск дается на обработку срезов головного платка при раскрое изделия:
a) 1 см
б) 1.5 см
в) 2 см
3. С каких сторон необходимо начинать обработку срезов платка
а) с долевых
б) с поперечных
в) с любой
4. Какова ширина шва при обтачивании срезов платка?
а) 0.5-1.0 см
б) 0.7-1.0 см
в) 1.0-1.5 см
Задание 2.
Построение квадрата по заданным размерам (10x10 см). Проверка построения квадрата
путем наложения трафарета. Выполнение на образце двойного шва шириной 1 см и шва
вподгибку шириной 1 см.
Самостоятельная работа (5 класс IV четверть).
(Достаточный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
1. Какие из предложенных швов можно использовать при пошиве хозяйственной сумки?
1. Запошивочный
2. Двойной
3. Накладной
4. Вподгибку с открытым срезом
5. Стачной вразутюжку.
6. Накладной с открытым срезом.
2.Ткань изготавливают на фабрике:
а) швейной,
б) ткацкой,
в) прядильной
3. Какая из предложенных тканей не подходит для пошива хозяйственной сумки?
1. Лен
2. Хлопок
3. Джинсовая ткань
4. Шёлковая вуаль
4.Для заправки нижней нити необходимо приготовить детали:
а) ручной привод

б) шпулька
в) игла
г) шпульный колпачок
д) моталка
Задание 2.
Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых
срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с
закрытым срезом.Обработка ручки накладным швом).
(Минимальный уровень)
Инструкция для обучающихся
Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).
Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать
необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить
практическую работу.)
Содержание работы
Задание №1
Машинные швы и их название.
1. Какой из ниже перечисленных швов чаще всего называют бельевым (обведи кружком
верный ответ)
стачной вразутюжку
накладной с открытым срезом
двойной
2. Какой шов используют для обработки верхнего среза мешочка (обведи кружком верный
ответ)
двойной
запошивочный
вподгибку с закрытым срезом
3. Как называется шов, который используют для обработки низа изделия
соединительный
краевой
4. Обозначьте соответствующей буквой признаки лицевой (л) и изнаночной (и) сторон
ткани:
а) технические узелки
б) гладкая блестящая поверхность
в) четкий печатный рисунок
г) ворс на поверхности
д) слабый печатный рисунок
Задание 2.
Изготовление на образцах двойного шва шириной 1 см, шва вподгибку с закрытым срезом
шириной 1 см, накладного шва с двумя закрытыми срезами.
Федеральный перечень учебников по образцу:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 (с дополнениями и
изменениями от 8 мая, 22 ноября 2019 г.) «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего
общего образования»
2. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело»: учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы, 5 класс, Москва «Просвещение», 2017 г.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9
кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. —
Сб. 1. — 224 с.
5. Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплётное дело:
развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель,
2010. – 287 с.
5.1. Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные
материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград:
Учитель, 2011. – 66 с.
Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва
- Волгоград: Учитель, 2011
Занимательные уроки технологи для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. - М.:
Школьная Пресса, 2009


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».