Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат поселка Эгвекинот» (МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот») «РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Руководитель МО учителей – предметников И.В. Елизарова «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «28» августа 2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «28» августа 2023 г. № 76 АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Социально – бытовая ориентировка» основное общее образование, 9 класс Автор – составитель О.А. Толоева, Учитель СБО ГО Эгвекинот 2023 г. Пояснительная записка 1. Введение Адаптированная рабочая программа «Социально – бытовая ориентировка» реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа разработана в соответствии со следующими документами: 1) Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 3) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 4) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 5) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»; 6) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 7) приказ Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 8) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; 9) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ) 2. Цели и задачи учебного предмета. Целью изучения учебного предмета «Социально–бытовая ориентировка» является формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Основными задачами реализации содержания предмета являются: 1. Совершенствовать у обучающихся необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, практически познакомить с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. 2. Использовать процесс обучения социально-бытовой ориентировке для повышения уровня общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. 3. Способствовать воспитанию у обучающихся морально-этических норм поведения, выработке навыков общению с людьми. 3. Место учебного предмета в учебном плане. Программа 9 класса составлена в соответствии с учебным планом из расчета 2 часа в неделю на 2023-2024 учебный год. Итого: 70 часов в год. 4. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные учебные действия -осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; -гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; -адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; -уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; -активно включаться в общеполезную социальную деятельность; -осознанно относиться к выбору профессии; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия -вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); -слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; -дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); -использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; -использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. Регулятивные учебные действия: -принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; -осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: -дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; -использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; -применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; -использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты Минимальный уровень: Доступный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; умение приготовить несложные виды блюд под руководством учителя; представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними; знание правил личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; умения совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого; представление о статьях семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; представление о различных видах средств связи; знание и соблюдение некоторых правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социального назначения и их назначение; знание о способах хранения и переработки продуктов питания; умение составлять меню из предложенных продуктов питания; умение самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда; умения самостоятельно совершать покупки различных видов товара; умения ежедневного соблюдения правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; умения соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; усвоение морально-этических норм поведения; навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); умение обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.; умение пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернетсредствами; знание основных статей семейного бюджета, умение вести его расчет; составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения; Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: о вредном воздействии алкоголя, курения и -подбирать одежду и обувь в соответствии наркотиков на организм человека. с индивидуальными особенностями и размером -размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата; -способы обновления одежды с помощью мелких деталей; -средства выведения пятен в домашних условиях; -общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.; -санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен; -способы приготовления национальных блюд; -правила сервировки праздничного стола; -меню ребёнка ясельного возраста; -культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и площадке (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь); -правила приёма гостей (поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита); -правила расстановки мебели в квартире (с учётом размера и особенностей площади, назначение комнат, наличие мебели); -требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; -правила сохранения жилищного фонда; -основные маршруты самолётов; -службы аэровокзала; -порядок приобретения и возврата билетов; -правила посадки в самолёт; -отделы рынка; -цены на отдельные товары; -отличие цен на ярмарке, рынке и в магазинах; -правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин; -правила получения денег за проданные вещи; -современные виды связи; -виды денежных переводов их стоимость; -меры по предупреждению инфекционных заболеваний; -правила ухода за больными; -условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным); -местонахождение предприятий бытового обслуживания; -определять стиль одежды; -пользоваться журналом мод; -рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; -выводить пятна на одежде разными способами и средствами; -готовить национальные блюда сервировать праздничный стол; -готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста; -готовить отдельные диетические блюда. -анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку. -встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма гостей; -анализировать поступки людей и давать им правильную оценку; -соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе. -расставлять мебель в квартире (на макете); -подбирать детали интерьера. -ориентироваться в расписании; определять маршрут и выбирать транспортные средства -выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; -вежливо обращаться к продавцу; -подсчитывать стоимость покупок. -заполнять бланки почтового и телеграфного переводов; -оформлять квитанцию по оплате телефонных услуг -одевать, умывать, кормить больного (взрослого, ребёнка); -измерять температуру; -ставить горчичники (на куклу); -перестилать постель лежачего больного. -обращаться с вопросами, просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания -планировать и подсчитать расходы на культурные и текущие потребности; -соблюдать правила экономии; -заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу. -соотносить выбранную профессию со своими возможностями; -заполнять анкету; -писать заявление, автобиографию; -составлять заявки на материалы, инструменты; -писать расписку, докладную записку; -виды оказываемых ими услуг; - обращаться в отделы кадров учреждений -правила пользования услугами для устройства на работу. предприятий бытового обслуживания; -профессии работников предприятий; -правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии); -основные статьи расходов в семье; -виды и цели сбережений; -порядок помещения денег в сберкассу; -виды кредита, порядок его оформления; -виды страхования; -отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии; -учреждения и отделы по трудоустройству; -местонахождение и название предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; -виды документов, необходимых для поступления на работу; -правила перехода на другую работу; -перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - личной гигиены, одежде и обуви, питании, семье, воспитании, жилище, транспорте, торговле, средствах связи, медицинской помощи, учреждении, организации и на предприятии, в экономии домашнего хозяйства. 5. Содержание учебного предмета. Курс социально -бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия формируют и совершенствуют у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Особое внимание уделяется изучению правил техники безопасности 1.Личная гигиена Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле-здоровый дух) 2.Одежда и обувь Стиль одежды, мода, обновление одежды. Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности. Выбор одежды и обуви при покупке. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. 3.Питание Приготовление национальных блюд. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. Питание детей ясельного возраста. Диетическое питание 4.Семья Основы семейного очага (условия создания семьи, семейные отношения, семейные традиции). Закон Российской федерации о браке и семье. 5.Культура поведения Традиции культуры поведения в современном обществе. Соседи. Прием гостей. 6. Жилище Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда. 7. Транспорт Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. Стоимость проезда. 8. Торговля Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка. Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения. Ярмарки. Их виды, время и место проведения. 9. Средства связи Виды связи: пейджер, сотовая, автоответчик, факс, интернет. Денежные переводы. Виды переводов (почтовые, телеграфные). Заполнение бланков. Стоимость отправки переводов. 10. Медицинская помощь Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больными. Листок нетрудоспособности. 11. Учреждения, организации, предприятия Предприятия бытового обслуживания населения, их назначения (ремонтнобытовые мастерские, пункты и т.п.). 12. Экономика домашнего хозяйства Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды). Экономия в домашнем хозяйстве. Кредит. Государственное страхование 13. Профориентация и трудоустройство Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка), правила их составления 6. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. п/п Раздел программы Кол- во часов Виды учебной деятельности обучающихся 1 Раздел 1 Личная гигиена 2ч. 2 Раздел 2 Одежда и обувь 6ч. Решают проблемные ситуации, делают выводы. Получают практические советы, применят их к себе, создают памятки. Рассматривание иллюстраций, просмотр фрагментов видеофильмов, анализ ситуаций, работа с карточками и таблицами, 3 Раздел 3 Питание 8ч. 4 Раздел 4 Семья 4ч. 5 Раздел 5 Культура поведения 4ч. 6 Раздел 6 Жилище 4ч. 7 Раздел 7 Транспорт 4ч. 8 Раздел 8 Торговля 3ч. 9 Раздел 9 Средства связи 4ч. 10 Раздел 10 Медицинская помощь 6 ч. 11 Раздел 11 Учреждения, организации и предприятия. 7ч решение коррекционных упражнений, работа в тетрадях, выводы. Практические упражнения: моделирование вариантов обновления одежды Просмотр видеофильма , отгадывание ребусов, кроссвордов, работа в тетрадях, практическая работа: сервировка стола, приготовление блюд Просмотр видеофильма , ролевые игры, анализ ситуаций, Семейный кодекс РФ, работа в тетрадях, анализ, выводы. Карточки с заданиями, тесты.. Анализ ситуаций, работа с таблицами, решение коррекционных упражнений, работа в тетрадях, выводы. Ролевые игры Рассматривание иллюстраций, просмотр фрагментов видеофильмов, таблицы, решение коррекционных упражнений, работа в тетрадях, выводы. Практические упражнения: схемы интерьера различных зон. Просмотр видеофильма , ролевые игры, разбор ситуаций, работа в тетрадях. Рассматривание иллюстраций, просмотр фрагментов видеофильмов, анализ ситуаций, работа с карточками и таблицами, решение коррекционных упражнений, работа в тетрадях, выводы. Практические упражнения Рассматривание иллюстраций, просмотр фрагментов видеофильмов, анализ ситуаций, работа с карточками и решение коррекционных упражнений, работа в тетрадях, выводы. Практические упражнения: заполнение бланков. Беседа м/с, рассматривание иллюстраций, просмотр фрагментов видеофильмов, работа с карточками и таблицами, решение коррекционных упражнений, работа в тетрадях, выводы. Практические упражнения: измерение температуры, приемы ухода за больными. Рассматривание иллюстраций, просмотр фрагментов 12 Раздел 12 Экономика домашнего хозяйства 5ч. 13 Раздел 13 Профориентация и трудоустройство 13ч. Всего 70 видеофильмов, анализ ситуаций, работа с карточками и таблицами, решение коррекционных упражнений, работа в тетрадях, выводы. Практические упражнения: вызов мастера на дом; умение по телефону объяснять проблему. Работа с карточками и таблицами, решение коррекционных упражнений, работа в тетрадях, выводы. Практические упражнения: подсчет расходов. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, папкапередвижка, анкеты, работа в тетрадях, выводы. Практические упражнения: тесты, таблицы «Семь шагов к профессии». 7/ Контрольно- измерительные материалы Для организации проверки, учета контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы учебного предмета «Социально – бытовая ориентировка» 9 класс. Виды и формы контроля:. 1) устный опрос в форме беседы; 2) тематическое тестирование; 3) практические работы; 4) индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания); 5) устные ответы учащихся небольшого объема, ответы на вопросы (как устные, так и письменные); Тестовый контроль проводится по итогам определенных четвертных, годовых отрезков времени, а также по отдельным темам и разделам программы. Оценка устных и письменных работ: - оценка « удовлетворительно» - выполнено от 40 до 50 % заданий; - оценка « хорошо» - от 50 – до 90% заданий; - оценка « отлично» при выполнении 90 - 100% заданий. При выполнении заданий ниже 40 % выставляется оценка «неудовлетворительно». По итогам учебного года проводятся контрольные работы При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ: Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся. Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки. Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%-50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности. Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала). Критерии оценки знаний и умений на уроках СБО за теоретические знания. оценка «5» ставится оценка «4» ставится оценка «3» ставится оценка «2» ставится если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры и ответить на дополнительные вопросы учителя. Критерии оценки знаний и умений на уроках СБО за выполнение практической работы. оценка «5» ставится оценка «4» ставится оценка «3» ставится оценка «2» ставится если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано. рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, к продуктам - экономное. если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технической дисциплины, правила техники безопасности. если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места. если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технической дисциплины, правил техники безопасности. 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Основной список литературы 1. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год. 2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год – 136 с. Дополнительный список литературы 1. Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социально-бытовое ориентирование, М., 2000 год. 2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год – 247 с. 3. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» ШколаПресс, 1994 год. 4.Технология: Учебник для учащихся 9 классов: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ - М.: Просвещение,2013.-199с.: ил.- ISBN978-5-09-030214-2. 5. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 год – 92 с. 6. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год. 7. Мусская И.А. Домоводство, - Ижевск: ДОК, Урал-БИ-СИ, 1991 год. 9. Приложение к программ Календарно-тематическое планирование Приложение к программе 3 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тема урока Раздел 1 Личная гигиена 5 ч. Значение косметики для девушки и юноши. Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле - здоровый дух.) Раздел 2 Одежда и обувь 6 ч. Стиль одежды, мода обновление одежды (замена мелких деталей). Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением Определение размера Выведение пятен с одежды Выведение пятен с одежды Раздел 3 Питание Диетическое питание. Диетическое питание. Практическая работа Питание детей ясельного возраста Приготовление национальных блюд Приготовление национальных блюд Меню праздничного стола Сервировка стола к празднику Итоговый урок Раздел 4 Семья 4 Государственные символы России. Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга в семье Семейные традиции. Раздел 5 Культура поведения 4 Адекватность поведения в обществе. Прием гостей. Правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми Взаимоотношения с соседями Раздел 6 Жилище 4 Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Практическая работа Сохранение жилищного фонда Раздел 7 Транспорт 4 Авиатранспорта. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Аэровокзал. Авиамаршруты. Практическая работа Раздел 8 Торговля 3 Значение ярмарок: международные, межрегиональные, меж городские, межрайонные, сельские. Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки ярмарки образцов. Время и место проведения ярмарок Раздел 9 Средства связи 4 Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов. Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества. Раздел 10 Медицинская помощь 6 1 Инфекционные заболевания. Меры по их предупреждению инфекционных заболеваний Уход за больным. Применение лекарства Практическая работа «Больной в доме» Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности Раздел 11 Учреждения, организации и предприятия. 7 Предприятия бытового обслуживания: Виды услуг Профессии работников Деятельность предприятия Сохранение жилищного фонда. 1 1 1 1 1 1 Виды оказываемых услуг. Профессии работников предприятия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 52 Виды оказываемых услуг. Профессии работников предприятия 1 Раздел 12 Экономика домашнего хозяйства 5 53 Расходы на удовлетворение культурных потребностей и 1 некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды). 54 Экономия в домашнем хозяйстве. 1 55 Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в 1 сберегательной кассе. Виды вкладов 56 Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в 1 сберегательной кассе. Виды вкладов 57 Кредит. Государственное страхование. 1 Раздел 13 Профориентация и трудоустройство 13 58 Выбор профессии. Профессионально жизненная 1 перспектива. 59 Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, 1 комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда). 60 Оформление на работу, постоянную и по договору. 1 61 Документы, необходимые для поступлению на работу. Их 1 оформление. 62 Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная, 1 записка, заявка). Правила их составления. 63 Заявление 1 64 Анкета 1 65 Расписка 1 66 Докладная 1 67 Биржа труда 1 68 Работа по контракту 1 69 Правила перехода на другую работу 1 70 Трудоустройство. Практическая работа 1 Задание:(Достаточный уровень). Тест №1 Дата _____________ Фамилия ,Имя ______________________________Класс 1. Выбери правильное утверждение. К санитарно-гигиеническим требованиям относятся утверждения: а) мойте руки с мылом; б) перед включением электроприбора проверьте исправность шнура; в) наденьте фартук, косынку; г) включайте и выключайте приборы сухими руками; д) рукава одежды закатайте; е) подготовьте рабочее место. 2. Соотнеси правила кормления детей ясельного возраста с показаниями. Правила кормления Показания 1 Почасовое распределение кормления А Для улучшения пищеварения 2 Питание должно быть разнообразным Б Желудок маленький, много еды вредно 3 Следует уважать вкусы и желания В Шестиразовое кормление ребёнка 4 Давать ему небольшими порциями Г Пищу нельзя навязывать силой Между кормлениями давать кусочки Д Для полноценного развития ребёнка яблока, кипяченую воду, соки Ответ: __________________________________________________ 3. Выбери правильный ответ. Отличается ли меню праздничного стола от обычного? а) да; б) нет; в) не знаю. 4. Выбери правильный ответ. Для праздничной сервировки стола нужна: а) цветная скатерть; б) белая скатерть; в) не знаю. 5. Выбери правильный ответ. При сервировке праздничного стола мелкие тарелки нужно ставить: а) каждому гостю; б) одну тарелку на пару гостей; в) стопкой в центре стола. 6. Выбери правильный ответ. Нож кладут от тарелки: а) слева; б) справа; в) сверху. 7. Выбери правильный ответ. Нож кладут лезвием: а) от тарелки; б) к тарелке; в) можно и так и так. 8. Выбери правильный ответ. Солонку, перечницу ставят: а) в центре стола; б) с правого края стола; в) с левого края стола. 9. Выбери правильный ответ. Ложки и вилки кладут выпуклой стороной: а) вверх; б) вниз; в) не знаю. 10. Выбери правильный ответ. Какой суп относят к украинскому блюду? а) щи; б) рассольник; в) борщ. 11. Выбери верную последовательность приготовления борща: а) В кипячёную воду положить нарезанный картофель, капусту, варить 20 минут; б) Добавить тушёные овощи; в) Нарезать соломкой морковь, лук, свёклу. г) Снять с плиты, добавить зелень, сметану. д) Нарезанные овощи потушить с томатной пастой. а) ГАБДВ; б) ВДГАБ; в) ВДАБГ. 12. Выбери правильный ответ. Дрожжевое тесто – это: а) тесто, приготовленное на основе дрожжей; б) тесто, приготовленное без дрожжей; в) любое тесто. 13. Выбери правильный ответ. Для приготовления блинов из дрожжевого теста нужны продукты: а) мука, дрожжи, молоко, растительное масло, сахар, соль; б) мука, молоко, растительное масло, сахар, соль; в) мука, дрожжи, сода, молоко. 14. Расставь цифровую последовательность приготовления красного соуса: ___ а) поджарить до красного цвета муку на сухой сковороде; ___ б) сложить все продукты в кастрюлю и тушить 30 минут на слабом огне; ___ в) овощи промыть, почистить, мелко нарезать и поджарить; ___ г) подавать к мясным блюдам. 15. Выбери правильный ответ. Лечебное питание по рекомендации врача называется: а) одноразовое; б) диетическое; в) однообразное. 16. Выбери правильный ответ. 5 Одним из условий создания семьи является: а) согласие мужчины; б) согласие женщины; в) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины. 17. Выбери правильный ответ. Брачный возраст: а) 14 лет; б) 21 год; в) 18 лет. 18. Выбери правильный ответ. Какой кодекс регулирует условия и порядок вступления в брак? а) Уголовный; б) Семейный; в) Земельный. 19. Выбери правильный ответ. Соглашение лиц, вступающих в брак, или супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения, называется: а) трудовой договор; б) расписка; в) брачный договор. 20. Выбери правильный ответ. Для благополучных брачных отношений нужны следующие качества: а) сила воли, настойчивость; б) доброжелательность, красноречие; в) критичность к себе, терпимость, доверие Задание: (Минимальный уровень) Тест №2 Дата _____________ Фамилия ,Имя ______________________________Класс 1. Какие обязанности по дому должен выполнять мужчина? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________ 2. Какие обязанности по дому выполнять женщина? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________ 3. Выбери статьи расходов: а) зарплата; и) выигрыш в лотерею; б) питание; к) личные нужды; в) пенсии; л) культурные потребности; г) пособия; м) доход от хозяйства; д) хозяйственно-бытовые нужды; н) плата за телефон; е) доход с огорода; п) плата за детский сад. ж) плата за свет; Ответ: ____________________________ 4. Что относится к удовлетворению культурных потребностей? а) покупка художественной литературы; б) покупка нового платья; в) приобретение билетов в кино, театр; г) приобретение билетов в музей; д) покупка мороженого; е) билет на трамвай; ж) приобретение новой мебели. 5. Выбери правильный ответ. Бережливость при расходовании чего-нибудь называется: а) сбережение; б) экономия; в) заработная плата. 6. Выбери правильный ответ. Как называется накопленная сумма денег? а) бюджет; б) сбережение; в) расходы. 7. Выбери правильный ответ. Вклад, который можно снять со счёта в любое время с начислением процентов, называется: а) срочный; б) бессрочный; в) не знаю. 8. Выбери правильный ответ. Страховой договор – это: а) плата за страхование; б) соглашение между страхователем и страховщиком; в) страховая компания. 9. Выбери правильный ответ. Страхователь – это человек, который: а) работает в страховой компании; б) решил застраховаться; в) не знаю. 10. Выбери правильный ответ. Предоставление банком денег в долг – это: а) вклад; б) срочный вклад; в) кредит. 11. Соотнеси определения с понятиями. Понятия Определения 1 Гарантированность А Возврат денег в срок 2 Платность Б Предоставление поручителей 3 Срочность В Уплата процентов 4 Возвратность Г Проверка кредитоспособности, материального положения Ответ: ___________________________ 12. Выбери правильный ответ. Масса посылки может быть: а) 10 кг, иногда 20 кг; б) 1 кг; в) 25 кг. 13. Выбери правильный ответ. В посылке нельзя пересылать: а) семена и книги; б) мясо и рыбу; в) мёд и варенье. 14. Выбери правильный ответ. Сумма денежного перевода: а) 100 рублей; б) 1000 рублей; в) любая. 15. Выбери правильный ответ. Деньги можно отправить: а) в конверте; б) в посылке; в) денежным переводом. 16. Выбери правильный ответ. Сумма перевода пишется: а) цифрами; б) прописью; в) всё равно как. 17. Выбери правильный ответ. Как называется заражение организма болезнетворными микробами? а) дезинфекция; б) инфекция; в) не знаю. 18. Соотнеси название заболевания со способом распространения: Название заболевания Способ распространения 1 Инфекция дыхательных путей (грипп, А Через продукты питания, грязные ангина, туберкулёз) руки 2 Кишечные инфекции (дизентерия, Б Воздушно-капельный путь брюшной тиф) 3 Кровяные инфекции (клещевой В Контактный путь энцефалит) 4 Инфекции наружных покровов (чесотка, Г Через укусы кровососущих сибирская язва) насекомых Ответ: _______________________________ 19. Выбери правильный ответ. Нормальная температура человеческого тела составляет: а) 36,4 0С; б) 36,9 0С; в) 36,6 0С. 20. Выбери правильный ответ. Листок нетрудоспособности для работающего человека – это: а) справка; б) заявление; в) больничный лист. 21. Выбери верные утверждения. Листок нетрудоспособности выдают: а) по болезни; д) по уходу за пожилым человеком; б) по нежеланию идти на работу; е) по уходу за инвалидом 1-й группы; в) по уходу за ребёнком до 14 лет; ж) при травме, полученной на рабочем месте, в том числе по дороге на работу и домой; г) по беременности и родам; и) когда захочешь отдохнуть от работы. Ответ: ____________________ Приложение к программе 3 Задание:(Достаточный уровень). Тест №1 Дата _____________ Фамилия ,Имя ______________________________Класс 1. Выбери правильный ответ. К предприятиям бытового обслуживания относятся: а) больница, школа, прокат; б) парикмахерская, ателье, химчистка; в) парикмахерская, полиция, сырзавод. 2. Выбери правильный ответ. Ремонт обуви выполняют: а) в химчистке; б) в прокате; в) в ателье по пошиву и ремонту обуви. 3. Выбери правильный ответ. Продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних является: а) сокращённой; б) обычной; в) увеличенной. 4. Соотнеси понятия с определениями. Понятия Определения 1 Охрана труда А Условия труда, при которых действие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных норм 2 Условия труда Б Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технологические, санитарногигиенические и другие мероприятия 3 Безопасные условия В Совокупность факторов производственной среды и труда трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность Ответ: _______________________________ 5. Выбери верные утверждения. Работодатель обязан обеспечить: а) безопасность работников при б) режим труда и отдыха; эксплуатации зданий; в) хорошую погоду; д) недопущение работников к работе без медицинского осмотра; ж) обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ; 6. Выбери верные утверждения. Работник обязан: а) соблюдать требования охраны труда; г) средствами индивидуальной защиты; е) недопущение работников к работе без маникюра; и) проведение инструктажа. б) правильно применить средства индивидуальной защиты; г) носить короткую стрижку; в) проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ; д) извещать руководителя о любой е) проходить медицинские осмотры. ситуации, угрожающей жизни и здоровью; 7. Выбери правильный ответ. Могут ли работать учащиеся школ с 14 лет? а) да, в ночное время; б) нет; в) да, с согласия родителей (опекунов). 8. Выбери правильный ответ. Трудоустройство несовершеннолетних не допускается: а) на труд в ночное время; б) на труд на открытом воздухе; в) на низкооплачиваемый труд. 9. Выбери правильный ответ. Трудовой договор - это: а) соглашение между работодателем и представителем работника; б) соглашение между работником и представителем работодателя; в) соглашение между работодателем и работником. 10. Выбери правильный ответ. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста: а) 10 лет; б) 12 лет; в) 16 лет. 11. Выбери правильный ответ. Трудовые договоры могут заключаться: а) на неопределённый и определённый срок; б) только на неопределённый срок; в) только на определённый срок. 12. Выбери правильный ответ. Может ли работник по личной инициативе расторгнуть трудовой договор? а) да; б) нет; в) не знаю. 13. Выбери правильный ответ. Должна ли указываться должность, на которую принимается работник в трудовом договоре? а) да; б) нет; в) не знаю. 14. Выбери правильный ответ. Должен ли указываться вид и срок договора? а) нет; б) да; в) не знаю. 15. Выбери правильный ответ. Должны ли в трудовом договоре указываться особенности режима рабочего времени? а) да; б) нет; в) не знаю. 16. Выбери правильный ответ. Должны ли в трудовом договоре указываться размер и срок выплаты заработной платы? а) да; б) нет; в) не знаю. 17. Выбери правильный ответ. Время (продолжительность) трудовой или иной общественно полезной деятельности работника - это: а) льготный стаж; б) вредный стаж; в) трудовой стаж. 18. Выбери правильный ответ. Основным документом о трудовой деятельности и трудового стажа является: а) трудовой договор; б) личное дело; в) трудовая книжка. 19. Выбери правильный ответ. При трудоустройстве надо предъявить: а) паспорт; б) квитанцию о квартирной плате; в) военный билет; г) записную книжку; д) документ об образовании. 20. Соотнеси понятия с определениями. Понятия Определения 1 Расписка А Официальное обращение гражданина (нескольких лиц) в государственный орган или орган местного самоуправления, администрацию учреждения, организации или к должностному лицу, направленное на реализацию прав и интересов заявителя или на устранение тех или иных недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций 2 Доверенность Б Документ, скреплённый подписью лица и удостоверяющий в письменной форме, что это лицо получило от другого лица деньги, вещи, материальные ценности и обязуется их вернуть 3 Заявление В Письменно оформленное уполномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (доверенному, представителю) для представительства перед третьими лицами Задание: (Минимальный уровень) Тест №1 Дата _____________ Фамилия ,Имя ______________________________Клас 1. Мужчина в доме должен: A) заготовлять и колоть дрова; Б) выполнять ремонт одежды; B) стирать тёплые вещи. 2. Женщина в доме должна: A) стирать, готовить еду; Б) мыть посуду, колоть дрова; B) выполнять ремонт мебели. 3. К расходам относится: A) зарплата, пенсия, стипендия; Б) плата за коммунальные услуги, покупка продуктов; B) выигрыш в лотерею, доход с огорода. 4. Нормальная температура человеческого тела составляет: А) 36,4 °С ; Б) 36,9 °С; В) 36,6 °С. 5. из предложенных вариантов выбери правильный ответ, пометь его ٧ 1 . Варианты обновления одежды 2. Выбор одежды при покупке 3. Твои действия в магазине при покупке 4. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях 5. Какой стиль одежды подходит людям, ведущим активный образ жизни? 6. Что делать, если у любимых джинсов протерлась ткань на коленях Наложение заплаты Замена замка Замена воротника Покупка нового платья Знать свой размер Покупать то, что попадется Покупать необходимую вещь Узнай гарантийный срок Не бери чек Возьми чек На жирное пятно насыпать соль и постирать теплой водой Жирное пятно застирать холодной водой Романтический Классический Спортивный Обрезать и сделать из них шорты На протёртые места поставить декоративную заплату Выбросить Ходить с протёртыми коленями Опись имущества кабинета №п/п 1. 2. 3. 4. 6. 7. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Наименование имущества Стол ученический Стулья ученические Стол учительский Стул учительский Шкафы для кабинета СБО 2-х секционные Доска для глаженья Сервиз столовый Сервиз чайный Сервиз кофейный Сковородки Миксер Куклы Кроватка кук. Набор кастрюль Терка Ножи Открывашки Вилки Ложки Доски разделочные Скалка Тарелки Кухонный гарнитур Количество 10 10 1 1 2 1 1 1 1 4 1 3 1 1 2 6 1 6 6 4 2 10 1 25 26 27 28 29 Микроволновая печь Электрические плиты Холодильник Кухонный комбайн Электрический чайник 1 1 1 1 1 Технические средства обучения учебного кабинета №п/п Наименование ТСО Марка 1. 2 Доска интерактивная Компьютер с выходом в Интернет Ноутбук TeachTouch Lenovo Год приобретения - Инвентарный номер по школе 09.34.4.0820.007 04.4.2.0613.330 Комплект методических таблиц №п/п 1 2 3 4 5 6 Название « Гигиена» -гигиена окружающей среды -гигиена сна -гигиена зрения -гигиена труда -гигиена одежды и обуви -гигиена питания Кол-во 1 1 Двусторонние плакаты по СБО: Пирамида правильного питания 1 2 Неправильное питание 1 2 11 Столовые приборы Кухонная посуда 1 1 12 13 Схема приготовления борща Приготовление и лепка пельменей 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 17 18 Виды бутербродов Нарезка овощей и фруктов Разделка рыбы на филе. Консервирование Пряности для консервирования 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 Инвентарь и формы для выпечки Продукты и пряности для приготовления теста Разделка пирогов из дрожжевого теста Разделка пирогов из слоеного теста Приемы складывания салфеток. Сервировка стола. Плакаты «Здоровый образ жизни» авторы С.К. Миронов, Т.А. Карташева, издательство «Экзамен», 2007 г.: - Здоровье и его основные характеристики. - Закаливание организма. - Физическая культура - Рациональное питание - Профилактика инфекционных заболеваний. - Режим труда и отдыха. - Репродуктивное здоровье подростков 1 1 1 1 1 1 1 26 27 28 29 30 31 32 1 1 1 1 1 1 1