АРП Основы социальной жизни 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
(МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»)

«РАССМОТРЕНО»
на заседании методического
объединения учителей –
предметников
Рекомендовано
к
утверждению
Протокол №1 от «28»
августа 2023 г.
Руководитель МО учителей
– предметников
И.В. Елизарова

«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по
УВР
Г.А. Перепелкина
«28» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
«Ш – И поселка
Эгвекинот» от «28» августа
2023 г. № 76

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Основы социальной жизни» 8 класс

Автор – составитель
О.А. Толоева,
учитель ОСЖ

ГО Эгвекинот
2023г

Пояснительная записка
1.1. Введение
Адаптированная рабочая программа «Основы социальной жизни» реализуется в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат
поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2) приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
5) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
№ 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID19)»;
6) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
7) приказ Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
8) Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
9) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с
ОВЗ).
1.2. Общая характеристика учебного предмета «Основы социальной жизни»
Основы социальной жизни как учебный предмет в коррекционной школе для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет большое значение для
всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию и имеет своей
целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в
ближайшем и более отдаленном социуме.
Предмет «Основы социальной жизни» направлен на формирование интереса
обучающихся к социальному миру.

Учебный материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для
развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся
анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости. Систематическая словарная работа на уроках расширяет
лексический запас детей с интеллектуальными нарушениями, помогает им правильно
употреблять новые слова в связной речи.
«Основы социальной жизни» дает благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся, обучает
правилам поведения в природе, помогает знакомить их с миром профессий,
распространенных в их регионе.
Курс учебного предмета «Основы социальной жизни» имеет много смежных тем с
биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением), математикой,
изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и другими
предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Мир
природы и человека» и «», входящих в предметную область «Естествознание».
1.3. Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы социальной жизни»
Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую
подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме.
Основные задачи которые призван решать этот учебный предмет, состоят в
следующем:
1)расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными
сторонами повседневной жизни;
2) формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства;
3)ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
4)практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности;
5)усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том
числе с использованием деловых бумаг);
6) развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств
личности;
7)коррекция личностного развития ребёнка и подготовка его к самостоятельной
жизни.
Программа отражает содержание обучения предмету «Основы социальной жизни» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Учебный предмет «Основы социальной жизни» способствует формированию
представлений о социальных компонентах окружающего мира, направлен на
целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки.
На учебных занятиях осуществляется формирование и развитие познавательной
деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами
и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации
социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах практической и
творческой деятельности с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей.

В ходе обучения осуществляется психолого-педагогическое сопровождение,
направленное на установление взаимодействия семьи и школы.
Особенности психического развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливают дополнительные коррекционные
задачи учебного предмета «Основы социальной жизни», направленные на развитие
мыслительной (в том числе знаково-символической) и речевой деятельности; повышение
познавательной активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою
учебную деятельность, использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий;
создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
1.4. Место учебного предмета «Основы социальной жизни» в учебном плане
В системе основного общего образования учебный предмет «Основы социальной
жизни» является обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной
области «Человек и общество».
Учебным планом на изучение учебного предмета «Основы социальной жизни» в 8
классе отводится по 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
1.5. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и
имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений
обучающиеся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)

Степень тяжести
течения
заболевания
F 70
(легкая
умственная
отсталость)

Описание тяжести нарушения

задержанное,
неполное
эмоциональное развитие, снижение
навыков, возникающих в процессе
развития, и навыков, которые
определяют
общий
уровень
интеллекта (т.е. познавательных
способностей, языка, моторики,
социальной дееспособности)
1.6. Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» 8 класс
1. Личная гигиена – 4 ч.
Уход за кожей лица. Типы кожи и правила ухода за кожей лица. Косметические средства
для ухода за кожей лица и правила пользования ими. Протирание кожи лица лосьоном,
нанесение крема. Пр. р.
2. Одежда - 6 ч.
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условия. Стирка
изделий из шерстяных и синтетических тканей. Пр. р. Утюжка блузок, рубашек, платьев.
Утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей. Пр. р. Прачечная. Правила
пользования. Виды услуг. Прачечная самообслуживания. Экскурсия в прачечную.
3. Питание - 16 ч.
Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи (повторение). Составление
меню завтрака, обеда, ужина на день, на неделю. Планирование и расчёт продуктов.
Квашение, соление овощей. (Квашение капусты) Варка варенья из яблок. Отбор
необходимого количества яблок, чистка, нарезка. Варка варенья из яблок. Отбор
необходимого количества яблок, чистка, нарезка. Выпечка блинов (Бездрожжевое тесто)
Расчет продуктов. Приготовление теста. Выпечка блинов (Бездрожжевое тесто)
Организация и уборка рабочего места. Приготовление песочного печенья. Расчет
продуктов. Приготовление теста. Приготовление песочного печенья. Организация и
уборка рабочего места. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила

этикета за столом. Практическая часть. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда.
Правила этикета за столом. Практическая часть. Написание тестов по пройденной теме.
Тестирование по теме «Питание»
4. Семья - 8ч.
Уход за грудным ребенком. Правила и периодичность кормления ребенка из соски и с
ложки.
Правила и периодичность купания ребенка. Упражнение в купании. Пр. р. Правила и
последовательность одевания и пеленания ребенка. Одевание и пеленание куклы. Пр. р.
5. Культура поведения - 4 ч.
Культура общения юноши и девушки. Значение тона разговора в установлении
межличностного контакта. Внешний вид молодых людей. Внешний вид молодых людей
(одежда, косметика, парфюмерия с учётом места нахождения). Сюжетно-ролевые игры.
Внешний вид молодых людей. Внешний вид молодых людей (одежда, косметика,
парфюмерия с учётом места нахождения).
6. Жилище- 6 ч.
Многоквартирные дома. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт,
мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Домашние животные и птицы. Домашние
животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности
содержания и уход. Уход за мебелью. Уход за мебелью: средства и правила ухода за
различными видами мебели. Ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла,
его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате. Напольные покрытия.
Уход за различными видами напольных покрытий. Уборка санузла. Правила и
периодичность уборки санузла: ванна, унитаз, раковина. Моющие средства и
приспособления. Техника безопасности при работе с моющими веществами. Уход за
кафелем. Правила мытья кафельных стен. Моющие средства и приспособления. Ремонт
стен. Материалы для ремонта стен. Виды обоев: бумажные, флизелиновые; виниловые
(основные отличия по качеству и цене) Качество интерьера. Качества интерьера:
функциональность, гигиеничность, эстетичность. Рациональная расстановка мебели в
помещении в зависимости от функционального назначения комнаты, площади, наличия
мебели.
7. Транспорт-7ч.
Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта
(повторение) Рациональный маршрут. Выбор рационального маршрута проезда из дома в
разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда. Пригородный транспорт.
Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Пригородный
транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда.
Расписание. Междугородний железнодорожный транспорт. 10 Вокзалы: назначение,
основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по
предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов
8. Торговля -6ч.
Специализированные магазины (книжный, спортивный) Правила поведения в магазине.
Виды товара, отдела. Вежливое отношение к продавцу-консультанту. Обобщение
пройденного материала
9.Средства связи -2ч.
Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо,
бандероль, посылка, денежный перевод. Виды бандеролей. Виды бандеролей: простая,
заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления. Номера телефонов экстренной
службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы.
Интернет-связь
10. Медицинская помощь-7ч.
Вредные привычки. Негативное влияние на организм человека вредных веществ:
табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ (повторение)Вредные привычки.

Вредные привычки и способы предотвращения их появления (повторение).
Табакокурение. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их
разрушительное действие на организм человека (повторение). Виды доврачебной помощи.
Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением
специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого «зеленки»).
Первая помощь. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе,
первая помощь утопающему. Итоговая контрольная работа. Глистные заболевания и меры
по предупреждению.
11. Учреждения, организации, предприятия Госучреждения-2ч.
управа, префектура, полиция. Предприятия бытового обслуживания. Назначение
12. Экономика домашнего хозяйства-4ч.
Основные статьи расходов (питание, содержание жилища, одежда и обувь, культурные
потребности). Планирование расходов на день, на две недели с учётом бюджета семьи.
Пр. р.
Расходы на питание. Упражнение в планировании расходов на день, две недели. Пр. р.
Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. Снятие показателей
счётчика, расчёт стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанции.
1.7. Тематическое планирование учебного предмета «Основы социальной жизни»
8 класс
п/п

Раздел программы

1

Личная гигиена

Количест
во
часов
4 ч.

2

Одежда

6 ч.

3

Питание

16ч.

4

Семья

8ч.

5

Культура поведения

4ч.

Тема урока
Рассказывают о правилах соблюдения личной
гигиены подростка (девушки и юноши). Объясняют
правила смены одежды. нательного и пастельного
белья.
Характеризуют
правила стирки изделий из
шерстяных и синтетических тканей в домашних
условиях.
Рассказывают о правилах и последовательности
утюжки изделий.
Объясняют правила пользования прачечной.
Определяют виды услуг прачечной.
Называют правила подготовки вещей к сдаче в
стирку, правила пришивания меток.
Называют
способы
и
последовательность
приготовления изделий из теста.
Перечисляют способы заготовки овощей и фруктов в
прок.
Различают способы и последовательность соления и
квашения овощей.
Рассказывают о способах варки варенья из фруктов и
ягод.
Составляют меню завтрака, обеда и ужина, учитывая
наличие продуктов и правила рационального питания.
Называют правила ухода за грудным ребенком.
Знакомятся с правилами и периодичностью
кормления ребенка из соски и с ложки.
Рассказывают о правилах и периодичности купания
ребенка.
Определяют санитарно-гигиенические требования к
содержанию детской постели, посулы, игрушек.
Значение осанки. Формы исправления осанки Осанка.

6

Жилище

6ч.

7

Транспорт

7ч.

8

Торговля

6ч.

9

Средства связи

2ч.

10

Медицинская помощь

7

11

Учреждения,
2ч.
организации,
предприятия
Госучреждения
Экономика домашнего 4ч.
хозяйства

12

Формы обращения к старшим и сверстникам при
встрече и расставании.
Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и
сверстникам.
Школа хороших манер.
Разговор со старшими и сверстниками
Правила поведения в школе, дома, в столовой.
Правила поведения за столом.
Уборка кухни сан узла и ванной
Моющие средства в быту
Цветоводство и садоводство
Цветковые растения в быту
Междугородний автотранспорт.
Маршруты. Расписание.
Стоимость проезда.
Порядок приобретения билетов.
Междугородний автотранспорт.
Маршруты. Расписание.
Общественный транспорт. Поведение и правила
пользования общественным транспортом.
Специализированные магазины.
Правила возврата или обмена купленного товара.
Ассортимент товаров, выбор покупки.
Расчет стоимости.
Виды товара, отдела.
Виды товара, отдела.
Почта.
Работа почтового отделения связи
«Почта России». Бандероль.
Первая помощь при несчастном случае.
Первая помощь утопающему.
Меры по предупреждению несчастных случаев в
быту.
Упражнения в оказании первой помощи при ожогах,
обморожении, утоплении.
Глистные заболевания и меры их предупреждения
Первая помощь при нечастных случая (ожогах,
обмораживании, отравлении, тепловом и солнечном
ударах).
Табакокурение
Стоимость проезда.
Порядок приобретения билетов.
Департамент, муниципалитет.
Расходы на питание
Упражнение в планировании расходов на день, две
недели
Крупные покупки (одежда, мебель, обувь).
Всего 68ч.

1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы социальной
жизни» по итогам обучения в 8 классе

Предметные результаты
минимальный уровень
достаточный уровень

Личностные результаты

Обучающиеся
должны
знать:
правила личной гигиены и их
выполнение под руководством
взрослого;
отдельные виды одежды и
обуви, некоторые правила
ухода за ними;
представления о некоторых
группах продуктов питания;
представления о санитарно –
гигиенических требованиях к
процессу
приготовления
пищи;
представления о различных
видах средств связи.
Обучающиеся
должны
уметь:
готовить несложные виды
блюд
под
руководством
взрослого;
использовать
под
руководством
взрослого
доступные средства связи для
решения практических задач;
соблюдать правила поведения
в доме и в общественных
местах;
соблюдать правила поведения
в транспорте

формирование
адекватных
представлений о собственных
возможностях, о насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
овладение
социально
–
бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение
навыками
коммуникации и принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
формирование
навыков
сотрудничества со взрослыми
и сверстникам в различных
социальных ситуациях;
формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на
результат,
бережному
отношению к материальным и
духовным ценностям

Обучающиеся
должны
знать:
некоторые навыки ведения
домашнего хозяйства (уборка
дома, уход за комнатными
растениями, уход за одеждой и
обувью и др.);
правила поведения в доме и в
общественных
местах;
представления о морально –
этических нормах поведения
Обучающиеся
должны
уметь:
соблюдать правила личной
гигиены, в том числе по уходу
за полостью рта, кожей рук и
ног;
самостоятельно приготовить
несложные знакомые блюда;
пользоваться
различными
средствами связи для решения
практических
житейских
задач.

Для организации проверки, учета контроля по предмету предусмотрен контроль
знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании
программы учебного предмета «Основы социальной жизни» 8 класс.
Виды и формы контроля:.
1) устный опрос в форме беседы;
2) тематическое тестирование;
3) практические работы;
4) индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
5) устные ответы учащихся небольшого объема, ответы на вопросы (как устные, так и
письменные);
Тестовый контроль проводится по итогам определенных четвертных, годовых отрезков
времени, а также по отдельным темам и разделам программы.
Оценка устных и письменных работ:
- оценка « удовлетворительно» - выполнено от 40 до 50 % заданий;
- оценка « хорошо» - от 50 – до 90% заданий;
- оценка « отлично» при выполнении 90 - 100% заданий.
При выполнении заданий ниже 40 % выставляется оценка «неудовлетворительно».

По итогам учебного года проводятся контрольные работы
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с
незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме,
который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3
недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы
обучающихся.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть
работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с
незначительной помощью учителя правильно (30%-50%); выполнил ½ всей работы
правильно с использованием необходимой наглядности.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что
обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание
основного программного материала).
Критерии оценки знаний и умений на уроках ОСЖ за теоретические знания.
оценка «5»
ставится
оценка «4»
ставится
оценка «3»
ставится
оценка «2»
ставится

если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его
своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные
ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами,
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает
значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется
подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные
вопросы учителя.
если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить
его своими словами, не может привести конкретные примеры и ответить на
дополнительные вопросы учителя.

Критерии оценки знаний и умений на уроках ОСЖ за выполнение практической
работы.
оценка «5»
ставится

оценка «4»
ставится
оценка «3»
ставится
оценка «2»
ставится

если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины,
работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и
соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально
организовано.
рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники
безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам –
бережное, к продуктам - экономное.
если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные
ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые
исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и
технической дисциплины, правила техники безопасности.
если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения
трудовой и технической дисциплины, техники безопасности, организации
рабочего места.
если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые
нарушения правил трудовой и технической дисциплины, правил техники
безопасности.

2. Ресурсное обеспечение учебного предмета «Основы социальной жизни» 8 класс
2.1. Перечень оборудования

2.1.1.Для обучающихся:
1) Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный
учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год.
2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы:
Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год – 136 с.
2.1.2. Для учителя:
1)Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный
учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год.
2) Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы:
Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год – 136 с.
2.1.2.1. Информационные стенды:
Стенд информационный «Столовая посуда»
Стенд информационный «Соотношение меры и массы»
Стенд информационный «Витамины, белки, жиры»
Стенд информационный «Правила ухода за посудой»
Стенд информационный «Форма нарезки продуктов»
Стенд информационный «Приемы тепловой обработки продуктов»
Стенд информационный «Правила ТБ при пользовании электроприборами»
Стенд информационный «ТБ при мытье посуды»
Стенд «Тренажер для глаз»

2.1.2.2. Кухонное оборудование:
Скалка REGENT двуручная 1 шт
Сковорода (26 см. керамическое покрытие)
Сковорода (28 см. керамическое покрытие)
Салфетница «Северное сияние» 4 шт.
Нож консервный ШОУ 1 шт.
Нож разделочный 3 шт.
Штопор CUCINA 1 шт.
Ноутбук «LENOVO» 1 шт.
Кронштейн
Кухонный гарнитур «Лада»
Комбайн кухонный «Bosch»
Электрическая плита «Indesit»
Микроволновая печь «Samsung»
Электрический чайник «Vitek»
Набор разделочных досок для приготовления пищи
Набор кастрюль для приготовления пищи (3 л, 2, 1л.)
Набор чайной посуды
Набор столовой посуды
Сервиз чайный 15 пр. «Золотая карусель»
Электромиксер

2.1.2.3. Демонстрационный материал для фронтальных занятий
Издательство «Книголюб»
1. Предметы гигиены
6. Обувь
2. Одежда
7. Школьные принадлежности
3. Нужные вещи
8. Электроприборы
4. Дом: интерьер
9. Какие бывают профессии
5. Игрушки
2.1.2.4. Наглядные пособия:
Трудовое обучение. Виды бутербродов. Нарезка овощей и фруктов (наглядное пособие)
Трудовое обучение. Сервировка стола. Приёмы складывания салфеток (наглядное пособие)
Трудовое обучение. Пирамида правильного питания. Неправильное питание (наглядное
пособие)
Трудовое обучение. Столовые приборы. Кухонная посуда. (наглядное пособие)

Трудовое обучение. Разделка пирогов из дрожжевого теста. Разделка пирогов из слоёного
теста (наглядное пособие)
Трудовое обучение. Инвентарь и посуда для консервирования
Пряности для консервирования. (наглядное пособие)
Трудовое обучение. Схема приготовления борща. Приготовление и лепка пельменей
(наглядное пособие)
Трудовое обучение. Разделка рыбы на филе. Оформление рыбных блюд (наглядное
пособие)
ОБЖ. Гигиена (комплект из 8 таблиц)
1. Гигиена
2. Гигиена окружающей среды
3. Личная гигиена
4. Гигиена питания
5. Гигиена труда
6. Гигиена зрения
7. Гигиена сна и отдыха
8. Гигиена одежды и обуви
ОБЖ. Здоровый образ жизни (комплект из 8 таблиц)
Мир в картинках. Овощи
Мир в картинках. Домашние птицы
Мир в картинках. Ягоды лесные.
Мир в картинках. Ягоды садовые.
Дидактический материал для фронтальных занятий Издательство «Страна фантазий»
1. Наш дом
2. Овощи
3. Фрукты
Дидактический материал в картинках Издательство «Школьная пресса»
«Какие бывают театры» автор-составитель А.Г.Распопов, 2010 г.
Дидактический материал в картинках Издательство «Школьная пресса»
Мой дом. Моя семья» авторы К.Ю.Беляк, И.П.Нагибина, 2008 г.
Дидактический материал в картинках Издательство «Школьная пресса»
«Какие бывают вокзалы» автор И.П.Нагибина, 2008 г.
«Какие бывают магазины» автор И.П. Нагибина 2008 г.
Наглядный и раздаточный материал. Продукты питания, часть 8 «Балласс» 2010 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание:(Достаточный уровень).
Тест №1
Фамилия, Имя ________________________класс_______________
Дата _________________
1. Выбери верное утверждение.
К санитарно-гигиеническим требованиям относятся утверждения:
а) мойте руки с мылом;
б) перед включением электроприбора проверьте исправность
шнура;
в) наденьте фартук, косынку;
г) включайте и выключайте приборы
сухими руками;
д) рукава одежды закатайте.
2. Выбери правильный ответ.
Что относится к электрооборудованию кухни?
а) тёрка;
б) мясорубка;
в) кухонный комбайн.
3. Выбери правильный ответ.
Что применяют для взбивания яиц, приготовления жидкого теста?
а) овощерезка;
б) миксер;
в) мясорубка.
4. Выбери правильный ответ.
Что применяют для приготовления фарша?
а) тёрка;
б) мясорубка;
в) овощерезка.
5. Выбери правильный ответ.
Как называется процесс заготовки овощей и фруктов впрок с помощью
консервантов?
а) замораживание;
б) засахаривание;
в) консервирование.
6. Выбери правильный ответ.
Как называется процесс сохранения продуктов при воздействии низких
температур?
а) замораживание;
б) размораживание;
в) сушка.
7. Выбери правильный ответ.
Меню - это:
а) сервировка стола;
б) перечень блюд;
в) цена блюда.
8. Выбери правильный ответ.
Из теста готовят:
а) пироги, ватрушки, блины;
б) пирожные, котлеты, печенье;
в) торты, шаньги,
тефтели.
9. Выбери правильный ответ.
Тесто может быть:
а) холодным и горячим;
б) кислым и сладким;
в) дрожжевым и бездрожжевым.
10. Выбери правильный ответ.
Песочное, слоёное, бисквитное и заварное тесто относят:
а) к дрожжевому тесту;
б) к бездрожжевому тесту;
в) к любому виду теста.
11. Выбери правильный ответ.
Для приготовления блинов не нужны:
а) мука и сахар;
б) уксус и сода;
в) молоко и вода.
12. Расставь цифровую последовательность приготовления блинов:
___ а) замесить жидкое тесто;
___ б) выпекать на разогретой сковороде, обжаривая с двух сторон;
___ в) смешать яйца, молоко, соль, сахар, муку, соду.
13. Выбери правильный ответ.
В песочном тесте содержится много:
а) муки и соли;
б) масла и сахара;
в) яиц и воды.
14. Выбери правильный ответ.

Как называется магазины, осуществляющие продажу товаров одной товарной
группы (обувь, ткани, мебель)?
а) комиссионные;
б) специализированные;
в) продовольственные.
15. Выбери верные утверждения:
а) пропусти выходящих покупателей из
г) если товар в упаковке, то открой её,
магазина;
рассмотри хорошо товар;
б) обойди весь магазин, затем пройди в
д) на витрину можно поставить сумку,
нужный отдел;
если она не тяжёлая;
в) вежливо обращайся к продавцу,
е) не разговаривай громко, пока ждёшь
кассиру;
своей очереди.
16. Соотнеси название отдела с товаром, который в нём продаётся.
1
2
3
4
5

Название отдела
Бакалея
Молочный
Хлебный
Кондитерский
Мясной

А
Б
В
Г
Д

Товар
Колбаса, котлеты, фарш
Булки, сушки, батоны
Чай, сахар, кофе
Сыр, кефир, творог
Конфеты, вафли, торт

Ответ: _______________________________
17. Выбери правильный ответ.
Продавец высокой квалификации, осуществляющий консультирование клиентов по
имеющимся в наличии товарам и последующую продажу этих товаров, называется:
а) кассир;
б) продавец-консультант;
в) старший продавец.
Задание: (Минимальный уровень)
Тест №2
Дата _____________
Фамилия ,Имя ______________________________Класс
1.Какие бывают типы кожи?
А. Сухая.
Б. Жирная.
В. лажная.
Г. Нормальная.
2. Выбери средства по уходу за кожей лица.
А. Лосьон;
Б. Дезодорант;
В. Крем;
Г. Пенка.
3. Какие бывают типы волос?
А. Сухие;
Б. Жирные;
В. Короткие;
Г. Нормальные.
4. Предметы и средства по уходу за волосами.
А. Расческа –
Б. Шампунь –
В. Ножницы –
Г. Бальзам 5. Уход за кожей лица.
А. Чаще трогай лицо в течение дня.
Б. Пользуйся косметическими средствами, подходящими твоему типу кожи.
В. Умывайся не менее чем за 20 минут до выхода на улицу.
6. На столе расставлена посуда, столовые приборы. Это значит, сделана:

А. Расстановка;
Б. Сервировка;
В. Установка;
7.Какие средства для стирки ты знаешь?
А. Порошок;
Б. Хозяйственное мыло;
В. Таз;
Г. Отбеливатель.
8. Какие продукты хранят в холодильнике?
А. Мясо;
Б. Молоко;
В. Хлеб;
Г. Картошка.
9. В столовой во время приема пищи нельзя…..
А. Пользоваться салфеткой;
Б. Дуть на горячее;
В. Класть локти на стол;
Г. Убирать за собой посуду.
10.Какими электроприборами пользуются на кухне?
А. Духовка;
Б. Электрическая плита;
В. Фен;
Г. Миксер
Задание:(Достаточный уровень).
Тест №1
Фамилия, Имя ________________________класс_______________
Дата _________________
1. Соотнеси вид ухода за грудным ребёнком с необходимыми принадлежностями.
1
2
3
4

Вид ухода
Пеленание
Сон
Кормление
Купание

А
Б
В
Г

Необходимые принадлежности
Кроватка, коляска
Ванночка, приспособление для купания
Стол, пелёнки
Специальный стул, отдельная посуда

Ответ: __________________________
2. Соотнеси возраст ребёнка с периодичностью кормления.
1
2
3

Понятия
До 3 месяцев
С 3 до 6 месяцев
С 6 месяцев

А
Б
В

Определения
Через 4 часа
Через 3,5 часа
Через 3 часа

Ответ: _______________________
3. Укажи цифровую последовательность пеленания грудного ребёнка:
___ а) лента;
___ б) ползунки;
___ в) пелёнка тонка (ситцевая);
___ г) подгузник (памперс);
___ д) распашонки, кофточки;
___ е) клеёнка;
___ ж) пелёнка тёплая (фланелевая);
___ и) одеяло.
4. Выбери необходимые средства и приспособления для купания грудного ребёнка:
а) губка;
д) термометр;
к) хозяйственное мыло;
б) мочалка;
е) чистое бельё;
л) пенка для купания;
в) ванна;
ж) кувшин или ковш;
м) скраб для тела;

г) полотенце махровое;
и) детское мыло;
н) кипячёная вода.
5. Выбери правильный ответ.
Игрушки для грудного ребёнка лучше покупать:
а) пластмассовые и мягкие;
б) пластмассовые и резиновые;
в) резиновые и
мягкие.
6. Выбери статьи расходов:
а) зарплата;
е) доход с огорода;
м) доход от хозяйства;
б) питание;
ж) плата за свет;
н) плата за телефон;
в) пенсии;
и) выигрыш в лотерею;
п) плата за детский сад.
г) пособия;
к) личные нужды;
д) хозяйственно-бытовые
л) культурные
нужды;
потребности;
7. Выбери верное понятие слова «бюджет»:
а) уменьшение суммы первоначальных средств;
б) планирование расходов и
доходов;
в) обязательные взносы.
8. Выбери названия продуктов, которые можно было не покупать в целях экономии
бюджета семьи:
а) хлеб;
д) творог;
к) йогурт;
б) масло;
е) лук;
л) пирожное;
в) мороженое;
ж) картофель;
м) чипсы.
г) бананы;
и) кефир;
9. Выбери правильный ответ.
Как называется накопленная сумма денег?
а) бюджет;
б) сбережение;
в) расходы.
10. Посчитайте плату за электроэнергию. Стоимость 1кВт/ч 1 рубль 78 копеек.
Старые показания
46653

Новые показания
46973

Всего

Сумма

Задание: (Минимальный уровень)
Тест №2
Дата _____________
Фамилия ,Имя ______________________________Класс
1. Выбери правильный ответ.
Телефонный аппарат, в котором соединение с абонентом устанавливается после
опускания монет определённого достоинства, специального жетона или карты,
называется:
а) сотовый телефон;
б) стационарный телефон;
в) таксофон (телефон-автомат).
2. Выбери верный порядок набора по автоматической международной телефонной
связи:
а) снимите трубку – гудок – 8 – номер телефона абонента;
б) снимите трубку – гудок – 8 – гудок – код города – номер телефона абонента;
в) снимите трубку – гудок – 8 – гудок – 10 – код страны – код города – номер телефона
абонента.
3. Выбери правильный ответ.
Как называется повреждение тканей, возникшее от теплового, химического,
электрического, радиационного воздействия?
а) обморожение;
б) ожог;
в) отравление.
4. Выбери правильный ответ.
Как называется повреждение тканей в результате воздействия низкой
температуры?

а) обморожение;
б) ожог;
в) отравление.
5. Расставь цифровую последовательность оказания первой помощи при ожоге:
___ а) обеспечить обильное питьё;
___ б) наложить антисептическую обезболивающую повязку;
___ в) одежду обрезать в месте раны;
___ г) доставить в лечебное учреждение.
6. Выбери правильный ответ.
Что нужно делать при тепловом солнечном ударе?
а) положить на холодную землю;
б) положить на одеяло, покрывало в тени;
в) укрыть одеялом, покрывалом.
7. Выбери правильный ответ.
Номер телефона вызова «скорой помощи»:
а) 01;
б) 02;
в) 03.
8. Выбери правильный ответ.
Употребление в пищу недоброкачественных продуктов вызывает:
а) объедание;
б) отравление;
в) обморожение.
9. Расставь цифровую последовательность оказания первой помощи утопающему:
___ а) переверни на спину, сделай искусственное дыхание;
___ б) очисти рот, нос от песка, ила;
___ в) вызови «скорую помощь»;
___ г) положи вниз лицом так, чтоб голова и грудь свисали, вода вытечет из лёгких.
10. Соотнеси понятия с их определением.
1
2

3

Понятия
Способ заражения
глистными заболеваниями
Признаки глистных
заболеваний
Меры профилактики

А
Б
В

Определения
Плохой сон, тошнота по утрам, острые боли в животе,
бледность лица, общая слабость, нервозность
Содержи руки в чистоте, следи за чистотой белья, тела,
уничтожай мух, содержи в чистоте унитаз, не трогай
уличных животных
Грязные руки, немытые продукты, непроваренная
пища

Ответ: _______________________________
11. Выбери правильный ответ.
Как называется руководящий районный или городской орган?
а) управление;
б) префектура;
в) не знаю.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».